На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль государства в экономической жизни России в условиях трансформационной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
 

Введение

 
    В данной работе рассматривается тема "Рыночное равновесие и государство". Роль государства в современной  рыночной экономике не следует недооценивать. Прежде всего государство устанавливает  правила экономического поведения  и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами. Что может сделать государство для обеспечения устойчивости (стабильности) рыночного равновесия? Государство может производить закупки данного товара в периоды, когда его рыночная цена слишком низка. В результате цена товара несколько повысится. И наоборот, в периоды, когда цена товара слишком высока, государство может выбрасывать на рынок часть накопленных им товарных запасов с тем, чтобы добиться понижения рыночной цены.
    Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), некоторыми другими методами. Важность государственного регулирования рыночного равновесия очевидна и таким образом, актуальность темы работы не вызывает сомнений.
    Цель  работы - проанализировать рыночное равновесие и роль государства в его установлении и поддержании.
    Объект  исследования - рыночное равновесие, инструменты государственного регулирования рыночного равновесия.
    Предмет исследования - рыночные регуляторы равновесия, формы участия государства в  установлении рыночного равновесия, значение государства в поддержании  рыночных отношений в условиях трансформационной экономики.
    К инструментам государственного регулирования  рыночного равновесия можно отнести  налоги и дотации, фиксированные  цены. В работе будут рассмотрены  все эти инструменты.
    В современной рыночной экономике  применяется довольно сложная и разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в государственный бюджет подоходный налог, величина которого определяется в зависимости от размера дохода того или иного гражданина. Предприятия уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д. Особо важное значение для поддержания рыночного равновесия имеют так называемые потоварные налоги. К этой группе налогов можно отнести налог на налог продажи, применявшийся в СССР налог с оборота, а также так называемый акциз.
    Дотация - это как бы налог "наоборот". Потоварная дотация устанавливается  либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу  товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.
    Помимо  использования налогов и дотаций  государство может применять  и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может  устанавливать фиксированные цены.
    Все эти механизмы будут подробно рассмотрены в работе. Но начать хотелось бы с определения понятия рыночного равновесия и далее остановиться на общих вопросах государственного регулирования рыночного равновесия. Обзор этих вопросов позволит более полно раскрыть тему работы.
 

    Рыночные  регулятора равновесия: их позитивные и негативные эффекты

    

1.1. Сущность общего и частичного равновесие
 
    Экономика представляет собой множество разобщённых  рынков, на которых функционируют  относительно обособленные механизмы  ценообразования. Равновесие на каждом таком рынке экономисты называют частичным равновесием.
    Но  одной из главных особенностей рыночной экономики является то, что равновесие на одном рынке зависит от равновесия на других рынках. Ранее мы отвлекались  от указанного обстоятельства, но на данном этапе изучения оно становиться определяющей предпосылкой.
    В условиях свободной конкуренции  совокупность цен на товары соответствует  состоянию общего равновесия, если выполняются следующие условия:
    ·        все потребители максимизируют свою полезность при заданных бюджетных ограничениях;
    ·        все фирмы максимизируют свою прибыль при данных технологиях;
    ·        для каждого товара спрос равен  предложению.
    Механизм  формирования этих условий рассматривается  в предыдущих темах, теперь проанализируем модель экономики в целом, когда одновременно выполняются все условия. 
    Модель  общего экономического равновесия включает в себя рынок благ и рынок факторов производства в общем круговороте. Общее равновесие будет достигнуто, если оба типа рынков будут одновременно находиться в состоянии равновесия. Большое число факторов, определяющих систему равновесных цен, делает модель общего экономического равновесия более сложной по сравнению с моделью частичного равновесия. Первоначально рассмотрим самую упрощённую модель общего экономического равновесия в условиях совершенной конкуренции. А именно, когда существуют два рынка благ взаимодействующие между собой [5].
    Допустим, что два блага взаимозаменяемы, при изготовлении этих благ применяются одни и те же факторы производства, и на рассматриваемых рынках установилось долговременное равновесие. Предположим, что под воздействием неценового фактора нарушено равновесие на рынке какого-либо блага. Это приведёт к перераспределению спроса и предложения через изменение цен и в долгосрочном периоде вновь установиться равновесие. Аналогичные приспособления будут наблюдаться на рынке ресурсов. Надо полагать, что в такой модели общее равновесие возможно и устойчиво. Но если, допустив существование третьей отрасли, где производятся товары, дополняющие или нейтральные по отношению к рассматриваемым ранее, и использующие приблизительно те же экономические ресурсы, то общее равновесие становиться менее устойчивым. Можно продолжать и дальше усложнять рассматриваемую модель, но совершенно ясно одно – любое первоначальное изменение в спросе или предложении какого – либо блага вызовет чрезвычайно сложную цепную реакцию.
    Возникает вопрос: возможно ли общее экономическое  равновесие в экономике, где много  рынков благ и факторов производства? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо построить модель, описывающую функционирование национальной экономики в целом.
    Попытка построить такую модель впервые  была предпринята математиком Л. Вальрасом. Эта экономико-математическая модель, которая представлена системой уравнений, описывающих условия частичного равновесия на нескольких рынках, функции полезности потребителей, издержек производства производителей и др. Такая модель гипотетична. Ибо допускается отвлечение от ряда факторов, существенно влияющих на общее равновесие – господство монополий, вмешательство государства в экономику, инфляция и др.
    Понятно, что построение «реальной модели»  национальной экономики, включающей в  себя тысячи и миллионы функций невозможно. Поэтому на практике экономисты стремятся ограничиться меньшим числом благ, потребителей, фирм, факторов производства. Экономическая наука формулирует общий принцип: в моделях общего экономического равновесия спрос, предложение и цены всех благ и факторов производства образуют единую систему. Любое искажение цен на одном из конкурентных рынков немедленно меняет условия равновесия на всех остальных рынках. При этом одинаково важны условия равновесия и потребителя и производителя. При этом одинаково важны условия равновесия и потребителя и производителя. При заданном (ограниченном) предложении товаров потребление является экономически эффективным, если благосостояние одного потребителя можно повысить лишь за счёт снижения благосостояния других потребителей. При заданном (ограниченном) предложении ресурсов производство является экономически эффективным, если невозможно увеличить производство одного товара, не уменьшив одновременно производство, по крайней мере, одного из других товаров.

1.2. Саморегулирующийся механизм рынка
 
    Мы  уже знаем, что спрос на ресурсы, товары и услуги меняется под воздействием вкусов и предпочтений, новых технологий и т.д. На рынке любого товара происходит постоянная подстройка предложения под изменяющийся спрос при помощи гибкого ценового сигнала. Время от времени предложение полностью находит свой спрос и рынок приходит в сбалансированное состояние. Сбалансированность рынка, т.е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием.
    Однако  при изменении конъюнктуры снова  возникает дисбаланс между спросом и предложением. Представители классической школы, наблюдая восстановление рыночного равновесия с помощью ценовой и количественной подстройки спроса и предложения, имели основание утверждать, что рынок - это саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие. Рассмотрим механизм саморегуляции рынка подробнее.
    Как было указано в параграфе 1.1., в классической экономической теории существует два подхода к исследованию рыночного равновесия - по Вальрасу и по Маршаллу, рассмотрим данные подходы к определению саморегулирующегося рынка более подробно. Профессор лозаннского университета швейцарский экономист Леон Вальрас (1834-1910), основатель математического направления в экономической теории, рассматривал установление равновесия между спросом и предложением, происходящее в краткосрочном плане на основе их количественной подстройки. Обратимся к рис.1.1а. 

                                
             
                                    Б) Установление равновесия по Маршаллу 

А) Установление равновесия по Вальрасу          

Рис. 1.1. Автоматизм рыночного равновесия [8] 

    Пусть первоначальное равновесие установилось в т. Е при объеме товара QE и цене PE. При повышении цены до Р1 спрос сократится, а предложение станет выше равновесного, что характерно для рынка покупателя. Избавляясь от товарных излишков, конкурирующие производители начнут снижать цены. Под давлением избыточного предложения цена на товар снизится. В ответ спрос на данный товар начнет возрастать. Уторговывание будет продолжаться до тех пор, пока производители не “нащупают” такой объем выпуска, который совпадет с объемом спроса.
    Напротив, если цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне Р2, то объем спроса будет превышать объем предложения, что характеризует рынок продавца: товар временно окажется в дефиците. Конкуренция покупателей, т.е. избыточный спрос, будет давить на цену товара в сторону повышения. В ответ производители станут расширять предложение до тех пор, пока спрос ни будет полностью насыщен. Условие равновесия по Вальрасу выглядит как равенство:
    QD(P) = QS(P)                                (1)
    Тогда процесс установления равновесия в  период времени t можно описать следующим уравнением:
    

    где h - параметр, показывающий чувствительность спроса и предложения по отношению к цене, который задает наклон данным кривым, а   ?QD(P) - величина, на которую отклоняется спрос от своего равновесного объема при цене Р.
    Таким образом, можно сделать вывод, что в подходе Вальраса акцент делается на том, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избыточного объема предложения на цену, т.е. посредством количественной (объемной) подстройки рыночного механизма.
    Рассмотрим  другую трактовку процесса установления равновесия.
    Основоположник  кембриджской школы в экономической  теории Альфред Маршалл полагал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Рассмотрим рис.1.1б. Если цена спроса РD1 превышает цену предложения PS1, то такая разница цен заставит производителей увеличить предложение с Q1 до QE, и потребители смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на уровне РЕ. Напротив, если цена спроса PD2 окажется ниже цены предложения PS2, то производители начнут сокращать предложение товара, а потребители сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия по Маршаллу выглядит как равенство цены спроса цене предложения:
    PD (Q) = PS(Q) (3)
    Процесс установления равновесия по Маршаллу можно описать формулой, показывающей взаимодействие спроса и предложения в период времени t, которое происходит под влиянием изменения ценового сигнала во времени:
    

    где h>0 и является параметром, определяющим угол наклона кривых спроса и предложения, т.е. их чувствительность к изменению цены, а ?PQ - разница между ценой спроса и ценой предложения при объеме товара Q.
    Итак, в соответствии с трактовкой Маршалла, равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.
    Помимо  традиционной модели равновесия, существует модель краевого равновесия, возникающего при нулевой цене, или при нулевых спросе и предложении. Эта модель отражает предрыночную ситуацию. Если экономическое благо находится в избыточном количестве по отношению к спросу и распределяется бесплатно как “свободное благо” (например, чистый воздух, вода источника и т.д.), то равновесие наступает при нулевой цене. Равновесие на “непроизводимые блага” (например, новые товары, производство которых еще не вошло в серийную стадию) складывается при нулевых спросе и предложении, но при конкретной положительной цене.
    Зададимся вопросом о единственности рыночного  равновесия. Может ли на рынке возникнуть несколько равновесных состояний?
    Все зависит от характера функций  спроса и предложения конкретного товара. Рынки большинства нормальных товаров, спрос на которые обратно пропорционален цене, а предложение - прямопропорционально цене, характеризуются единственностью равновесия. Однако существуют исключительные товары, функции спроса или предложения которых ведут себя “не по правилам”. Тогда могут возникать случаи множественности равновесия. Например, кривая индивидуального предложения труда,  на участке эффекта замещения имеет положительный наклон, а затем, под воздействием эффекта дохода, меняет его на отрицательный и дважды пересекает кривую спроса на труд. Поэтому на рынке труда может сложиться двойное равновесие: первое - при низком уровне ставки заработной платы и второе - при высокой ставке.
    Классическая  теория основывается на предположении  о стабильности равновесия, т.е. о способности рынка самостоятельно вернуться в положение равновесие в случае отклонения от него. Всегда ли это так? В данном вопросе нам поможет разобраться паутинообразная модель рынка.
      Данная модель предполагает следующие допущения:
      величина  спроса зависит от цен текущего периода, величина предложения — от цен  предшествующего периода.
      
                        (5)
      где — период времени
      функции спроса и предложения являются линейными,
      
                       (6)
      где — положительные коэффициенты;
      функции спроса и предложения не меняются во времени 
      В зависимости от соотношения абсолютной величины тангенса угла наклона кривой спроса и угла наклона кривой предложения (угол определяется по отношению к оси ОР) будет определяться стабильность или нестабильность рыночного равновесия.
      Возможны три случая:
      если  , то колебания будут постепенно затухать, а рыночное равновесие восстановится
        
      А) Ценовые колебания затухают
      если  , то любое отклонение от равновесия будет вести к увеличению колебаний цен и объемов, все более удаляя исходное положение от точки равновесия.
      
      Б) Увеличение колебаний цен, удаление от точки равновесия
      если  , то любое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды;
      
    В) Колебание цен и объемов одинаковой амплитуды
    Рис. 1.2. Паутинообразная модель равновесия [8]
    Паутинообразная модель считается динамической и  показывает взаимодействие спроса и  предложения при переходе от одного временного периода к другому. Предложение с опозданием реагирует на изменение цены спроса, что вызывает ценовые колебания.
    В зависимости от чувствительности (наклона кривых) спроса и предложения к изменению цены различаются затухающие колебания цены, усиливающиеся колебания, и равномерные.
    Если  спрос на товар более чувствителен к изменению цены, чем его предложение, то ценовые колебания затухают (рис.1.2а) и рынок автоматически приходит в равновесное состояние.
    Рассмотрим  подробнее на рис.1.2а, как в результате затухающих ценовых колебаний устанавливается равновесие. В паутинообразной модели предполагается, что объем спроса ориентируется на фактическую цену товара текущего периода. Объемом предложения текущего периода руководят ценовые ожидания предшествовавшего периода, основанные на предположении, что текущая цена сохранится и в следующем периоде (т.е. объем выпуска текущего периода производители планируют в предыдущем периоде, исходя из цен, сложившихся на тот период). На рис.1.2а производители в текущем периоде to предлагают товар в объеме Q0 по цене P0, что ниже равновесных параметров рынка. При цене P0 наблюдается дефицит, который толкает цену товара к повышению и она, превысив равновесный уровень РЕ, устанавливается на уровне Р1. Именно эта высокая цена и повлияет на решение производителей увеличить выпуск в следующем периоде до уровня Q1. В следующем периоде t1 объем спроса, ориентирующегося на цену Р1, окажется меньше равновесного, а предложение - избыточным по отношению к спросу. Избыток товара на рынке собьет цену ниже равновесной до уровня Р2. Однако разница между РЕ и Р2, как видно из рисунка, меньше, чем между РЕ и Р1.  Соответственно в период t2 объем предложения при цене Р2 снизится до Q2, что несколько ближе к равновесному, чем объем предложения предыдущего периода. Так, постепенно в результате ценовой и объемной подстройки предложение полностью найдет спрос в объеме QЕ при цене РЕ. На рынке автоматически установится равновесие.
    Если  же производители сильнее реагируют  на изменение цены, чем предъявители спроса (в этом случае кривая предложения более пологая, чем кривая спроса), то цена будет колебаться во времени с нарастающей амплитудой (рис.1.2б), т.е. ценовые колебания будут усиливаться и цена будет все больше удаляться от равновесной. Такая ситуация говорит о крайней нестабильности положения производителей отрасли.
    Усиление  неустойчивости рынка может привести к его разрушению. Одинаковая чувствительность спроса и предложения к изменению цены (что графически выражается равным по модулю наклоном этих кривых) порождает равномерные колебания (рис.1.2в), т.е. цена колеблется в определенном коридоре, не останавливаясь на равновесном значении. Поэтому соотношение между спросом и предложением выражается либо как дефицит (если цена выше равновесной и движется к верхней границе ценового коридора), либо как избыток товара (при движении цены от равновесной к нижней границе ценового коридора).
    На  основании исследование паутинообразной модели можно сделать следующие выводы: во-первых, источником ценовых колебаний является запаздывание реакции предложения на изменившийся спрос. Во-вторых, равновесие не всегда может восстанавливаться автоматически. Если предложение более чувствительно к изменению цены, чем спрос, то такой рынок вряд ли сможет самостоятельно функционировать без помощи государства.

1.3.Позитивные и негативные  эффекты рыночных регуляторов
 
 
    Практика  хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования, перед административной системой. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка есть, как положительные, так и отрицательные стороны.
    Позитивные  стороны рынка [14].
    Рынок как определенный механизм распределения  и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене имеет целый  ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую  жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления этого влияния:
    Эффективное распределение и использования  ресурсов для производства необходимых  обществу товаров и услуг;
      Возможность успешного функционирования  рынка при наличии весьма ограниченной  информации: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;
    Высокая степень его гибкости и адаптации  к изменяющимся условиям производства;
    Оптимальное использование достижений науки  и техники;
    Стимулирует рост производства, ускоряет темпы  его развития;
    В рыночной экономике не существует производства ради производства, в центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство;
      Свобода выбора и действий  предпринимателей и потребителей;
    Способность к удовлетворению разнообразных  потребностей, повышение качества продукции;
      Относительно быстрое восстановление  нарушенного равновесия;
    В определенной мере создает саморегулирующуюся систему хозяйствования, в которой  каждый занимает свою нишу, которая  эффективно функционирует без прямого  вмешательства государства.
    Негативные  стороны рынка.
    Не  стоит идеализировать рынок, поскольку  ему присущи и недостатки. Можно  указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного  механизма на экономическую и  социальную жизнь общества:
    Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
    Отсутствие  стимулов для производства товаров  и услуг коллективного и общественного  назначения;
    Отсутствие  механизма защиты окружающей среды;
    Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;
    Отсутствие  соблюдения социально-экономических  прав человека, в частности права  на доход и права на труд для  тех, кто может и хочет работать;
    Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения;
    Неспособность содействовать развитию фундаментальных  и прикладных исследований в науке;
    Неспособность структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем;
    Нестабильность  развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;
      Рынку чужды нравственные идеалы  добра, справедливости, патриотизма  и т. д. Разные народы сложили  немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и т. д.
    Таким образом, можно сделать вывод, что  в связи с наличием проблем, решение которых с помощью рыночного механизма маловероятно, возникает необходимость участия государства в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, отвечающей задачам национальной экономики.
    Государственное вмешательство в экономику может  быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.
    Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.
    Государство вовлекается в рыночную экономику  с целью поддержания экономической  стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики [15].
    Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны – рынок и государство – существенны. По выражению П. Самуэльсона, «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой».
    Свои  регулирующие функции государство  выполняет, применяя разнообразные  методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

1.4.Провалы (фиаско) рынка

 
 
    Мы  уже говорили о том, что рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых, рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи проявления неэффективности рыночного механизма, в которых не обойтись без государственного вмешательства, называются провалами или фиаско рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов, проблему производства общественных благ, а также проблему асимметричности информации и цикличности развития рынков.
    Работа  рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т.е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам (или обществу), либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки.
    Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение и озеленение порождают положительные внешние эффекты.
    Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного  механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Почему это происходит? Рассмотрим данные отклонения на рис.1.3. Условием достижения общественно эффективного объема выпуска является равенство предельной общественной полезности (MSU) предельным общественным издержкам (MSC):
    
                           (7)

    В случае отрицательных экстерналий (рис.1.3. а) предельные издержки отдельного производителя MC меньше предельных общественных издержек MSC. Например, производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, переносит6 тем самым на третьих лиц часть своих издержек, порождая предельные внешние издержки (MEC), на величину которых цена производства Р1 становится ниже общественно эффективной цены РЕ. Производитель получает возможность увеличить объем выпуска до Q1, что превышает общественно эффективный объем QE.
    
    А) Отрицательный внешний эффект
    
    Б) положительный внешний эффект
Рис. 1.3. Внешние эффекты (экстерналии) [8]. 

    В случае положительных экстерналий (рис.1.3б) предельная полезность товара или услуги MU ниже предельной общественной полезности MSU на величину предельного внешнего выигрыша, т.е. предельной внешней полезности (MEU), которая распространяется на третьих лиц. Например, при озеленении улиц обогащенный воздух бесплатно приносит пользу всем, а не только тем, кто посадил деревья.
    Поэтому озеленители посадят деревья  в количестве Q1 (рис.1.3 б) вместо общественно эффективного количества QЕ. Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую внешними эффектами? Что компенсирует обществу ущерб от отрицательных экстерналий, а создателю положительных эффектов недополученную выгоду? Решение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р.Коуза, берет на себя государство, используя свои традиционные инструменты - налоги и субсидии. Если для устранения отрицательных экстерналий государство введет сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицензию или установить очистительное оборудование) в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно необходимым. Этот прием называется интернализацией внешних эффектов, который на графике (рис.1.3 а) выразится смещением кривой MC до уровня MSC и объем выпуска сократится до QE.
    Для того, чтобы интернализировать положительный  внешний эффект, государство использует стимулирующие субсидии (S). Они выплачиваются в размере предельной внешней полезности и трансформируют ее во внутреннюю, увеличив предельную полезность производителя MU. Субсидируемый производитель расширит выпуск продукции до общественно эффективного уровня.  

    
Рис. 1.4. Диаграмма Эджворта для рассмотрения эффективности производства [8]. 

    На  графике (рис.1.4) процесс интернализации положительных экстерналий выразится сдвигом кривой предельной индивидуальной полезности товара MU на величину субсидии, до уровня предельной общественной полезности MSU. В результате объем выпуска Q1 расширится до QE.
    Таким образом, рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что он эффективен в тех сферах, на которые распространено действие рыночного механизма, но рынок не действует в “зазеркалье”,т.е. там, куда не может проникнуть. Поэтому совместно с “невидимой рукой” Адама Смита необходимо действие “видимой руки” государства с его мощной перераспределительной системой. Только здоровое рукопожатие помогает придать устойчивость экономическому развитию страны. Государственное регулирование дополняет рынок, но это уже сфера экономической политики, изучению которой всецело посвящен курс макроэкономики.
 

    2. Необходимость и  формы участия  государства в  установлении рыночного  равновесия

2.1.          Экономическая роль  государства в социально-экономическом

упорядочении  жизни общества

 
 
    Необходимость участия государства в экономическом  процессе вызвана тем, что оно  является самостоятельным субъектом  общественной жизни, агрегирующим интересы членов общества на самом высоком  уровне. Отсюда проистекают следующие экономические функции государства.
    1. Создание правовой и институциональной  среды функционирования экономики.
    2. Поддержание благоприятной конкурентной  среды.
    3. Перераспределение доходов и  ресурсов для производства общественных благ.
    4. Поддержка макроэкономического  равновесия и стабилизационные  мероприятия в условиях меняющейся  конъюнктуры;
    5. Осуществление предпринимательской  деятельности в форме развития  государственного сектора.
    Национальная  экономика как объект государственного регулирования представлена в виде многочисленных связей участников общественного производства, которые образуют экономические структуры данной экономической системы. Примером экономических структур являются процессы, приводящие к превращению капитала и труда в доход, процессы достижения некоторой эффективности экономической деятельности, перераспределение ресурсов производства и передел их стоимости, поддержание стабильного развития общественного производства, обеспечение равновесного развития экономики, поддержание курса национальной валюты и др. Отмеченные экономические структуры взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями, которые лежат в основе указанных экономических функций, регулирования экономики. В качестве иллюстрации экономических функций современного государства можно привести следующее.
    Создание  законодательных и других правовых условий функционирования экономики  является центральной функцией государства  в смешанной экономике. Установление государством «кодекса поведения» для субъектов социально-экономических процессов создает определенный хозяйственный порядок из хаоса частных устремлений. В большинстве современных стран хозяйственный порядок сложился постепенно естественным образом. Это относится к институту частной собственности, конкуренции, договорным отношениям, нормам права.
    В ведущих европейских странах  начало формирования хозяйственного порядка  на принципах суверенитета и свободы  относится к 14 веку в Англии, когда  были приняты первые статусы о  продолжительности рабочего дня и уровне заработной платы. На основе устойчивых форм экономических процессов естественным образом создавалась правовая база функционирования экономики [14].
    В настоящее время правовое обеспечение  функционирования хозяйственного механизма  смешанной экономики включает предоставление законного статуса и прав предприятиям частной собственности. Законодательная база определяет формы предпринимательства, условия его функционирования и взаимоотношения между субъектами рынка. Государство, в рамках создания им правового обеспечения, выполняет роль третейского судьи в вопросах соблюдения производителями, потребителями, рыночными структурами различного масштаба и характера деятельности.
    Широта  функций государства по правовому  обеспечению определяется перечнем объектов государственного регулирования экономики. В индустриально развитых странах разработано антимонопольное законодательство по ограничению недобросовестной конкуренции, создана законодательная база защиты права потребителей, проводится защита прав интеллектуальной собственности. Действует законодательство по достижению социальной стабильности и общественной безопасности. В России правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма помимо незавершенности процесса создания нормативной базы имеет и другие слабые стороны. Во-первых, это слабая связь между носителями и выразителями интересов граждан. Во-вторых, слабость гражданского общества, которое проявляется в действии рудиментарной традиции: человек сам по себе. В-третьих, государственный аппарат в России на протяжении многовековой недемократической традиции стремится максимально упростить (иначе говоря, сократить объем свобод и ответственности перед обществом).
    Механизм  рынка, зародившись из обменных процессов, своими функциями преобразует обменные и иные экономические процессы, создает новее условия своего существования. Эти новые условия, созданные механизмом рынка постепенно вступают в противоречия с ним. Противоречия механизма рынка постепенно расширяются до пределов, когда требуются действия внешних сил в лице государства. Можно отметить следующие изъяны механизмов рынка, требующие активной роли государства в экономике страны: существование долгосрочного равновесия на рынке при одновременно высокой безработице. Дж. М. Кейнс впервые провел анализ положения высокоразвитой страны и сделал следующие обобщения:
    Возможность воспроизводства кризиса при  сокращающемся спросе, снижающихся  доходах населения, и сокращающихся  инвестициях из-за недогрузки мощностей.
    Механизм  рынка меняет отраслевую структуру, отправляя в прошлое одни отрасли и содействуя возникновению новых отраслей. Эти процессы в ряде случаев приобретают затяжной социально неприемлемый характер (длительная структурная безработица).
    Механизм  рынка, приводя к концентрации производства, ослабляет конкуренцию. Возникает необходимость общехозяйственных, правовых и социальных условий, обеспечивающих эффективную конкуренцию. Создание таких условий становится уделом такой внешней силы как государство.
    Механизм  рынка порождает значительные конъюнктурные колебания и не равномерность развития отраслей, что сопровождается неравномерной притягательностью для капитала и труда. Возникает необходимость решения проблем безработицы, других социальных проблем посредствам перераспределения доходов. В большинстве стран социальная устойчивость становится предметом опеки государства на основе программ социального обеспечения.
    Современное общество нуждается в усилиях  государства правового, организационного, финансового характера по направлениям, на которых рыночный механизм проявляет себя неудовлетворительно. Это относится к созданию и развитию инфраструктуры производства и социальной сферы, экологии, финансированию фундаментальных исследований и др.
    Механизм  рынка способствует развитию отдельных  территорий либо их замедлению, или ориентирован на развитие территорий без учета народнохозяйственной целесообразности. Механизм рынка допускает значительные конъюнктурные колебания различной длительности, что делает необходимыми усилия государства по достижению умеренного, но постоянного экономического роста. В этих усилиях государства также нуждается поддержание рациональной структуры и производства занятости, валютного курса и др.
    Рыночный  механизм не чувствителен к проблемам  социальной обеспеченности, что делает необходимым проведение экономической политики перераспределения доходов для поддержания системы социального обеспечения [8].
    В ряде сфер общественного производства действия механизма при производстве благ является неэффективным. К таким  благам относятся некоторые общественные товары, которые удовлетворяют потребности населения бесплатно.
    Причиной  неэффективности рыночного механизма  при производстве общественных товаров  является то, что при их производстве предельные издержки не зависят от количества потребителей. Поэтому необходима экономическая активность государства таких благ как внешняя и внутренняя безопасность, общее образование, связь, транспортный комплекс, управленческая и судебная система, поддержание здоровья на общественно необходимом уровне.
    Рыночный  механизм не в состоянии решить проблему внешних эффектов, которые состоят в том, что издержки или выгоды от хозяйственных решений не находят отражения в ценах. Расхождение между частной и общественной выгодой является внешним эффектом. Предприятие, использующие воду без очистных сооружений снижает свои издержки производства. Но загрязнение воды в водоемах приводит к антисанитарии, гибели рыбы и др. в данном случае для общества проявились отрицательные внешние эффекты (экстернами), так как общество вынуждено нести дополнительные затраты по созданию экономически благоприятной среды. Вместе с тем могут возникать внешние положительные эффекты, когда хозяйственная деятельность одних участников рынка без дополнительных затрат для других его субъектов приводит к получению последними дополнительных выгод. Так, осушение болот одним из сопредельных хозяйств ведет к получению выгод от мелиоративных работ другими хозяйствами.
    Внешние отрицательные эффекты создают  экономическую ситуацию, когда издержки, служащие частному индивидуальному  равновесию не совпадают мс народно  хозяйственным равновесием. Народнохозяйственные издержки выше частнохозяйственных, а  разницу в той или иной форме покрывает общество, что следует определить как несправедливость. В этом случае государство должно через материальную ответственность субъектов получателей частного положительного эффекта компенсировать общество несправедливо получаемые блага.
    Производство общественных товаров ведется в значительных рамках государственного сектора экономики, где государство выступает как предприниматель, инвестор, организатор НИОКР, и в значительной мере как потребитель продукции. Основной недостаток государственного сектора в России состоит в том, что он не является продуктом развитой рыночной экономики, но формируется в ходе трансформации центрально управляемого хозяйства в рыночное [7].
    В ряде случаев механизм рынка, способствуя  концентрации производства, капитала и рабочей силы, не служит политическим интересам государства. Показательным представляется то, как развивается экономика в территориальном плане в Канаде, Японии, в СССР и сегодня в России. Пребывание на поводу политических ориентиров ведет к тому, что на огромных пространствах Сибири, Севера и Д. Востока не достигается оптимальная концентрация производства, капитала и рабочей силы. В результате Россия имеет низкие экономические показатели и низкий уровень жизни и формируется общественное мнение о том, что, не лучше ли эти территории присоединить к другим странам с более высокими экономическими показателями.
    Правовые  процедуры государства в рыночной экономике имеют значительное экономическое содержание. Создание правового общества служит основой проникновения государства в сферу рационального использования экономических ресурсов, упорядочения социальных взаимодействий участников рынка. Государство поддерживает взаимосвязь между демократическими процессами и рыночной экономикой в меру успешности развития последней. Демократия относится к группе достаточных условий жизни общества. В ряде случаев экономическая демократия разъединена с политической демократией. Известны примеры успешного рыночного развития (Сингапур, Гонконг, Чили) без достаточных институтов политической демократии. Экономические реформы, проводимые государством, могут осуществляться как в странах рыночного типа с диктаторскими политическими режимами и соответствующими им способами, так и в странах с значительными демократическими традициями, но с отсутствующими рыночными институтами (Чехия, Польша и другие страны Восточной Европы, Россия).
    В условиях рынка режим частной  собственности не является абсолютным, права собственности ограничены законодательством, что позволяет собственнику трансформировать эту организацию лишь в пределах обеспечения стабильности условий труда, выполняемых функций и др. Например Кодекс о труде является воплощением таких ограничений по установлению найма и увольнения, границ труда и отдыха, минимальной часовой, дневной, месячной оплаты труда.
    Пространство  экономических процессов, подпадающих  под функцию создания благоприятной  правовой и институциональной среды включает также ряд мероприятий государства по регулированию процессов передела собственности. Рыночные отношения порождают постоянную подвижность капитала и собственности, так как конкуренция устраняет гарантии существующей эффективности и следовательно создает обстановку постоянного передела собственности, изменения системы правомочий по поводу любого объекта экономической деятельности. Постоянная проблема перераспределения экономической власти требует от государства необходимости следовать ясно очерченным принципам ограничения монополизма. Известно, что в условиях рынка инновации становятся условием передачи контроля над ресурсами от организаций с неэффективным их применением к эффективно действующим, проявлением таких процессов являются банкротства, санация, слияния и добросовестное поглощение. Однако экономические субъекты не нейтральны к этим процессам и государству необходимо прозрачно жестко обеспечивать правовую основу процессов изменения правомочий собственности. В противном случае криминал будет заполнять правовой вакуум [4].
    Реализация  второй экономической функции государства  предполагает не только обеспечение  прав собственности и норм экономической  деятельности, но такого ограничения  монополизма, которое дополнялось  бы по меньшей мере сохранением пространства конкурентных отношений, способствующих эффективному производству, рациональному использованию ресурсов и общественному благосостоянию. Успех экономических структур реализуется в экономическом росте и преобразованиях, центральным звеном которых являются различные нововведения (технические нововведения, новые формы организации производственной деятельности, эффективное распределение ресурсов). Поэтому поощрение конкуренции, дополненное расширением разнообразия потребительского выбора и устранением локальности рынков вторая по значимости функция регулирования экономики государством.
    Общий процесс развития производства и  эволюция рыночной системы со временем требуют такой гибкости от корпораций, возникших на основе применения инноваций, на которую они в их нынешнем состоянии не могут дать положительного ответа. Инновации и гибкость рыночного поведения, ставшие ранее предпосылкой роста и концентрации организации в условиях свободы предпринимательства, с некоторых пор становятся недоступны другим участникам рынка. Такой разлад между средой, породившей концентрированное производство и корпорациями, требует согласования широкого спектра интересов участников рынка. В такой ситуации государство вынуждено выбирать между монополией на рынке продукции и монополией на рынке организаций. Так, если в условиях реформирования РЖД государство позволит одной компании по перевозкам скупить другую, то на рынке услуг по перевозкам конкуренция снизится. С другой стороны, если Федеральная антимонопольная служба запретит такую сделку, то понизится конкуренция производства и труда. Поскольку стратегическим является недопущение дефицита продукции и снижение ее разнообразия, мощная организация более пригодна к продуцированию большего разнообразия товаров и услуг, то возникает проблема выбора. Чему отдать предпочтение? Или обеспечить разнообразие товаров и услуг через поддержку мощных экономических структур на рынке посредством устранения ряда атомизированных неэффективных организаций, или же поддержать разнообразие атомизированных экономических структур, совершенно конкурентную среду, но недостаточно эффективную. Поскольку власть легче сращивается с крупной собственностью, что сопровождается ограничением или исчезновением экономической демократии, то предпочтительнее неуменьшение пространства демократии посредством предотвращения недобросовестных слияний и поглощений.
    Перераспределение ресурсов и доходов это прерогатива  механизма рынка, однако, с этой ролью  в ряде случаев он справляется  с данным процессом неудовлетворительно  из-за значительного времени или из-за неполного использования экономических ресурсов. Поскольку индивидуальное и общественное сознание не в силах согласиться на длительное и обширное для домохозяйств снижение уровня потребления, то призывается государство решить такую проблему по принципу «все и сейчас». Функция государства как регулятора процессов распределения и перераспределения реализуется через установление условий работы фондовой биржи и рынка ценных бумаг в целом, гарантирование возврата вкладов посредством их обязательного страхования.
    Регуляторная  перераспределительная деятельность государства обнаруживает себя в  системе социальных гарантий в виде прожиточного минимума, минимального размера заработной платы, проведении трансфертов и иных льгот по оплате услуг ЖКХ, направленных на ослабление дифференциации доходов [7].
    Наконец замыкающей функцией государства являются различные стабилизационные мероприятия  по применению регуляторов экономического роста, низкой инфляции и полной занятости. Эта функция наиболее противоречива, так форсирование экономического роста посредством понижения ставки рефинансирования и увеличения государственных расходов и инвестиций в неоднородной по уровню технологического развития экономике будет сопровождаться ростом инфляции и отставанием в производительности. В пределах стабилизационной функции регулятор принимает решения о поддержании курса национальной валюты посредством взаимосвязанной балансировки платежного баланса страны. Те же цели преследует политика структурных преобразований, когда государство выступает заказчиком высокотехнологичной продукции, которая распределяется среди организаций и предприятий социальной инфраструктуры: образования, медицины, культуры, академической науки и других фундаментальных исследований.

    2.2    Формы, направления, методы, инструменты государственного регулирования экономики

 
      Механизм  государственного регулирования эволюционирует вместе с повышением роли эффекта  масштаба производства, усложнением  экономической системы, ростом асимметрии информации и повышения уровня неопределенности ее функционирования. Изменения в технологии, пропорциях факторов экономического роста, изменения в основных характеристиках рыночного хозяйства, социальные изменения - все предъявляет новые требования к направлениям, методам и инструментам регулирования. Поскольку не только сохраняются, но и расширяется пространство востребованности общественных товаров (услуги образования, воспитания, здравоохранения, социально ориентированной защиты населения и др.), то это общее свидетельство не ослабевающего значения госрегулирования экономики.
      Выбор направлений регулирования предопределен  состоянием экономической системы  данной страны по основным социально-экономическим  параметрам, структурой целей развития различной срочности, состоянием выполнения основных экономических функций государства, составом имеющихся ресурсов экономического, социального, политического и идеологического характера. В условиях преобладания идеологии социально ориентированного характера развития экономики можно выделить следующие основные направления:
      -   экономический рост на основе  политики инноваций, наиболее  органичных для экономики данной  страны, обеспечивающих достижение  и сохранение ею конкурентных  преимуществ;
      -   вовлечение частного бизнеса  на путь инновационного развития посредством системы государственных заказов и закупок. Это могут быть различные плановые контракты и государственные заказы для частного сектора экономики на конкурсной основе;
      -   создание благоприятной институциональной  среды, организационных и экономических условий для национальных производителей, разрабатывающих значительные общенациональные экономические проекты, сопряженные с риском и незначительной прибылью;
      -   разработка системной долгосрочной  экономической стратегии;
      -   ориентация социально-экономического развития на долговременные пропорции производственного и непроизводственного потребления;
      -   формулирование долговременных  социально и экономически оправданных  пропорций между эффективностью  и справедливостью, направленных достижение общественного согласия;
      -   включение в механизм государственного  регулирования звеньев экономической  системы на всех ее уровнях  (федеральном, региональном, муниципальном,  корпоративном, коммунальном).
      Роль современного государства в экономике (иными словами, в экономическом кругообороте) огромна. Государство активно участвует в регулировании экономической жизни своей страны. Именно регулирование экономики составляет суть государственной экономической политики. 
     Для регулирования хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство вмешивается в экономические процессы, чтобы достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры. 

      Государство регулирует рыночные процессы, противодействуя  монополизму и поощряя конкуренцию. Во время кризисов вмешательство  государства в экономику смягчает их негативные последствия и ускоряет выход из них. Государство также  само участвует в таких видах экономической деятельности, которые жизненно необходимы для всего общества в целом, но из-за малой прибыльности (а иногда и убыточности) не привлекает частный капитал. Для снятия социальной напряженности государство участвует в процессе перераспределения доходов, оказывая помощь малоимущим слоям населения. 
     Формы вмешательства государства в экономический кругооборот бывают прямыми и косвенными (см. рис 2.1).

       

Рис. 2.1. Важнейшие формы вмешательства  государства в экономику [10]
    Прямое  вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение.
    Наиболее  важной формой прямого вмешательства  в экономику является создание государственного сектора. Выражая интересы всех экономических субъектов, государство организует производство и реализацию продукции отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности. 
     Госсектор предназначен для обеспечения нормального функционирования хозяйства в целом. Как правило, он менее эффективен, чем частный, и бывает убыточным. Поэтому ему выделяются дотации. В разных странах доля производства госсектора существенно различается (даже в одной стране она не остается постоянной в зависимости от экономической конъюнктуры, а также от целей и задач конкретного курса правительства) [4].

    При использовании второй важной формы прямого вмешательства государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, например, в виде субсидий, оплаты научно-исследовательских работ, выплаты процентов по ценным бумагам, пособий по безработице.
    Через третью форму своего прямого вмешательства  различные экономические программы государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета.
    Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение.
    Первая  из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.