На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие информационных технологий в управлении городским (муниципальным) хозяйством

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра государственного и муниципального управления 
 

Специальность: Государственное  и Муниципальное Управление
Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) 
 
 

Курсовая  работа
По дисциплине: «Основы муниципального хозяйства»
Тема: «Развитие информационных технологий в управлении городским (муниципальным) хозяйством» 
 
 

Исполнитель:
Студентка 3 курса  группа 3-1 Мащиц Дарья Сергеевна
Проверил:
Стадолин М.Е. 
 

Москва 2010

Содержание

 
    Введение……………………………………………………………………………2
    Описание стандарта……………………………………………………………………...........5
    Исходная ситуация………………………………………………………………...6
    Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта………………………6
    Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта………………………………………………….....7
    Факторы успешного внедрения стандарта……………………………………….8
    Проблемы внедрения стандарта и пути их решения…………………………….9
    Затраты на внедрение стандарта…………………………………………………10
    Полученные результаты………………………………………………………….10
    Литература………………………………………………………………………...18

Введение

 
В последние  десятилетия мир переживает переход  от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит кардинальное изменение способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. Постоянно увеличивающееся количество информации ведет к ситуации, когда увеличение штата сотрудников, обрабатывающих информацию, приводит только к нарастанию информационного потока и информационной неразберихи. Единственным выходом в такой ситуации является качественно новый подход к обработке информации с применением последних достижений информатики и телекоммуникационных технологий. Главными факторами в таком подходе можно назвать объединение информационных потоков и разграничение доступа к информации.
Опережающее развитие информационных технологий является одной из наиболее ярко выраженных тенденций мировой экономики в последние два десятилетия. Информационные технологии будут одним из основных ресурсов развития и в наступившем столетии. Внедрение информационных (цифровых) технологий во все сферы экономики и общественной жизни создает возможности для многократного роста производительности и эффективности труда, кардинальным образом меняет механизмы функционирования многих институтов, в том числе государства и органов местного самоуправления. Управление городом представляет собой сферу, где влияние случайных субъективных факторов на ход процесса очень велико. Принимаемые решения иногда сказываются через некоторое время и оказывают для города экономический ущерб и потери. Поэтому руководству муниципального образования, особенно в режиме жесткой экономии финансовых средств, необходимо иметь полную достоверную информацию для принятия решений и иметь инструмент для прогнозирования и выработки стратегических долгосрочных решений. 

В первую очередь, необходима информация о наличии  всех ресурсов (финансовых, природных, трудовых и т.д.). Такая информация создается на уровне низовых звеньях управленческой структуры (отделах, комитетах). При управлении городским хозяйством всегда возникает множество проблем, связанных с постоянным изменением объектов города. Для более эффективного решения задач управления муниципальным хозяйством, обеспечения его социального развития, проектирования и строительства природоохранных мероприятий, эксплуатации наземных и подземных инженерных сооружений в условиях перехода на новые экономические методы подготовки и принятия решений, появления рынка земли, рынка сырья и рынка недвижимости, постоянно требуется информация о фактическом состоянии природных и техногенных ресурсах города.
При возникновении  чрезвычайных ситуаций необходима оперативная  и достоверная информация для их быстрого и успешного устранения аварийными службами. При строительстве новых сооружений необходима информация о геологии и топографии застраиваемой местности, наличии инженерных коммуникаций и возможности их эксплуатации с учетом возрастающих мощностей. Для успешного решения хозяйственных проблем необходимо также иметь информацию об экологическом состоянии города. Эти и другие проблемы в настоящее время решаются разрозненно и ведутся не скоординировано различными организациями городского хозяйства. 
 


Внедрение информационных технологий в практику муниципального управления (на примере  г. Дзержинск, Московская область)

1. Описание стандарта

     Современные условия требуют высокого уровня информатизации среды муниципального образования и муниципального управления в частности. В каждом муниципальном  образовании должен присутствовать минимальный набор информационных атрибутов эффективного управления – муниципальный сайт, местная сеть радио- и телевещания, газета. Муниципальное управление должно быть в значительной степени автоматизировано (ведение электронного документооборота, информационных баз данных). Для этого необходимо поддерживать достаточно высокий уровень подготовки и технической обеспеченности сотрудников администрации.
     Внедрение информационных технологий (ИТ) в практику муниципального управления состоит  в повсеместном их использовании  для решения оперативных, тактических  и стратегических задач развития муниципального образования в рамках единого информационного пространства. Под «единым информационным пространством» подразумевается использование различными структурами муниципальной администрации в своей работе единых муниципальных баз данных (населения, юридических лиц, недвижимости, земельных участков, цифровой карты города и т.п.), стандартов и классификаторов.
     Необходимым этапом внедрения ИТ и единого  информационного пространства является разработка регламентов, определяющих информационное взаимодействие между структурами, ведущими базы данных, и структурами, являющимися пользователями этой информации. Регламенты должны определять порядок передачи информации, права доступа к ней, защиту информации от несанкционированного доступа.
     Внедрение ИТ в практику муниципального управления, создание единого информационного  пространства обеспечивает открытость муниципальной власти, широкое предоставление электронных сервисов населению, реализацию принципа «одного окна», повышает инвестиционную привлекательность муниципального образования.

2. Муниципальное образование

     Город Дзержинский (Московская область)

3. Исходная ситуация

     Город Дзержинский – один из пионеров внедрения передовых технологий в сфере муниципального управления, достигший на этом поприще существенных успехов. Местная администрация одной из первых в стране перешла к широкому использованию современных информационных технологий в управленческой практике.
     Однако  исходная ситуация в городе в области информатизации была типична для большинства муниципальных образований начала 1990-х годов. На всю администрацию приходились 4 компьютера, не объединенные в сеть, и 1-2 специалиста, владеющие «Лексиконом» и имеющие смутное представление о современных компьютерных технологиях. Среди рядовых сотрудников наблюдалась практически полная компьютерная безграмотность. Все это отмечалось на фоне стремительно меняющегося законодательства и притока в сферу муниципального управления большого числа новых специалистов, не имеющих достаточного опыта административной работы.
     Но  исходная ситуация имела и положительные стороны, создавшие благоприятную почву для реализации стандарта. Среди них стоит особо выделить человеческий фактор: умение сотрудников администрации системно мыслить и понимание ими перспективности информационных технологий.

4. Поэтапные мероприятия  в рамках реализации  стандарта

     Можно выделить следующие этапы развития информационных технологий в городе и их использования в практике управления:
     1) 1992-1995 годы. Систематизация данных о налогах и налогоплательщиках, а также о бюджетных расходах, первые аналитические материалы на основе этих данных. Получение и дальнейшая актуализация базы данных «Население». Интенсивное обучение сотрудников основам компьютерной грамотности. Использование правовых баз данных в повседневной работе. Появление первой локальной вычислительной сети.
     2) 1996-2000 годы. Распространение автоматизированных рабочих мест в бухгалтерии, финансовом управлении, органах социальной защиты, ЖКХ, в управлении муниципальным имуществом, землеустройстве. Оборудование компьютерных классов в школах. Актуализация ранее накопленных баз данных. Развитие геоинформационной системы (ГИС), создание предпосылок для ее использования в качестве инструментария для решения практических задач. Интенсивное обучение сотрудников новым офисным технологиям, работе с электронной почтой, Интернетом. Получение устойчивого положительного опыта, подтверждающего эффективность информационных технологий, а именно:
      возможность решения в сжатые сроки задач, недостижимых за счет простого увеличения численности сотрудников;
      возможность достижения принципиально нового качества в решении задач;
      возможность решения задач, которые раньше вообще не могли быть поставлены в повестку дня.
     3) 2001-2004 годы. Широкое общественное обсуждение и принятие программы «Информационный город», явившейся плодом коллективной работы сотрудников администрации, депутатов, привлеченных специалистов-экспертов, общественности, сотрудников муниципальных предприятий и учреждений, университета. Разработка нормативных документов муниципального уровня, регламентирующих информационные потоки, порядок передачи информации, права доступа к ней, ответственность за несанкционированный доступ. Ведение классификаторов и справочников муниципального уровня. Значительная автоформализация профессиональных знаний, развитие муниципальной геоинформационной системы как основы интеграции всех данных, развитие телекоммуникационной среды. Внедрение электронного документооборота. Получение значительного социального эффекта от внедрения ИТ на примерах жилищного субсидирования, реестра льготных категорий, управления жилищно-коммунальным хозяйством.
     4) 2004-2010 годы (в стадии реализации). Разработка новой целевой программы информатизации, обобщение данных для построения аналитической системы поддержки и принятия решений, разработка электронных регламентов работы подразделений для размещения их в Интернете с целью повышения публичности и прозрачности деятельности муниципальной власти. Разработка прототипа «ситуационной комнаты» – системы мониторинга и поддержки принятия решений.

5. Административное  и организационное  обеспечение внедрения  и функционирования  стандарта

     Организации, участвовавшие в разработке программы  «Информационный город», программном  и техническом обеспечении для внедрения информационных технологий в практику муниципального управления, сведены в настоящую таблицу. 

    Организации и подразделения Функции
    Информационно-аналитический  отдел Администрации города Разработка  нормативных документов и программного обеспечения, обучение пользователей, постановка задач для сторонних организаций, обеспечение единства информационного пространства, обеспечение единой технической политики
    ФГУ Всероссийский  центр муниципальной информации (ВЦМИ), НО «Институт развития информационного общества» Разработка  программного обеспечения для электронного документооборота, разработка проекта  единой городской информационной магистрали на основе оптоволокна
    МП  «Информационный центр» Обеспечение кабельным  телевидением всего населения города, участие в разработке программы «Информационный город», информационное сопровождение
    ОАО «Монтаж» Телефонизация города, услуги Интернет-провайдера, обеспечение высокоскоростных каналов связи
    Филиал  «Угреша» Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Участие в разработке программы «Информационный город», обучение сотрудников администрации, муниципальных учреждений и предприятий, жителей города
    МУ  «Городская библиотека» Создание центра общественного доступа к мировым  информационным ресурсам
    Отдел архитектуры и градостроительства, Комитет по земельным ресурсам и  землеустройству, Муниципальное предприятие  «Энерго-коммунальное производственное объединение» Развитие муниципальной  геоинформационной системы

6. Факторы успешного  внедрения стандарта

     Успешному внедрению стандарта в муниципальную  практику способствовали следующие факторы.
     1. Реализация принципа первого лица, наличие воли и административного ресурса руководителя города. Глава города всегда уделял большое внимание развитию информационных технологий. Дзержинский – один из немногих городов, в составе администрации которого есть структурное подразделение, ответственное за развитие программного, технического, технологического, нормативного обеспечения в сфере информатизации и телекоммуникаций, по численности персонала сопоставимое с функциональными подразделениями. Без использования административного ресурса практически невозможно внедрение таких систем, как электронный документооборот с подсистемой контроля исполнения распорядительной документации или муниципальная геоинформационная система.
     2. Постоянный состав команды исполнителей на протяжении всего периода работы. Данное обстоятельство обеспечило системность и преемственность решений, единство информационного пространства.
     3. Высокий интеллектуальный потенциал сотрудников. Данный фактор обеспечил хорошую обучаемость сотрудников, их умение грамотно формулировать задачи и выдвигать требования, использовать накопленные данные, доброжелательно и требовательно взаимодействовать с любым подразделением, не замыкаясь в рамках своих узкопрофессиональных задач. Все это в совокупности обусловило низкий психологический барьер при использовании нового программного обеспечения.
     Сюда  же можно отнести проведение политики морального и материального поощрения работников в приобретении новых знаний, навыков, автоформализации профессиональных знаний, умении использовать новые технологии, а также включение в обязательные квалификационные требования компьютерной грамотности.
     4. Выделение достаточного финансирования из местного бюджета.
     5. Поддержка местного  сообщества, наличие  волонтеров среди  жителей. Фактически становление муниципальной ГИС и создание и поддержка официального сайта были обеспечены работой жителей города, не являвшихся штатными сотрудниками администрации и готовых сотрудничать с муниципалитетом за сравнительно невысокую плату.
     6. Постоянное повышение  квалификации сотрудников. Ни одно готовое программное решение, приобретенное на рынке, не удовлетворяет особенностям муниципального образования более чем на 90%. Существует опасность попадания в зависимость от монополистов. Готовые программные решения можно и нужно покупать при следующих условиях:
      высокое качество продукта;
      заложенные в продукт возможности адаптации к конкретному пользователю и к условиям конкретного муниципального образования;
      дешевая (по возможности бесплатная) поставка новых версий или релизов в связи с изменением законодательства;
      наличие «горячей линии»;
      распространенность продукта и, как следствие, наличие специалистов на уровне пользователя и разработчика.
     В других случаях целесообразно опираться  на собственные силы, удовлетворяя рост информационных потребностей за счет собственных специалистов. Для этого в договоры на разработку специального прикладного программного обеспечения нужен обязательно закладывать обучение своих специалистов до уровня, необходимого для поддержки и развития системы. В противном случае даже внедренные системы обречены на умирание.
     7. Сосредоточение всех  сотрудников, занимающихся  информационными технологиями, в одном подразделении. Данный фактор позволил проводить единую техническую, лицензионную, программную политику, обеспечил единство решений и возможность интеграции данных в едином информационном пространстве.
     8. Широкие контакты с коллегами из других муниципальных образований, с местным университетом, некоммерческими организациями; кооперация с другими городами для разработки больших программных комплексов.

7. Проблемы внедрения  стандарта и пути  их решения

     В процессе внедрения стандарта возникали разного рода трудности. Большинство из них было разрешено в рабочем порядке. Ряд трудностей, однако, в полной мере преодолеть не удалось, а именно:
      недостаток средств для покупки лицензионного программного обеспечения и готовых программных продуктов, получения актуальной картографической информации и построения единой городской информационной магистрали на основе оптоволокна;
      недостаточное взаимопонимание с государственными структурами, расположенными на территории муниципального образования и владеющими государственными ресурсами в муниципальном разрезе;
      нарастающее давление сверху – необходимость внедрения АРМов, предписанных областными комитетами и министерствами и ориентированных на решение не муниципальных, а региональных задач.

8. Затраты на внедрение  стандарта

     Программа развития информационных технологий финансировалась из местного бюджета в размере 0,5% от всех бюджетных расходов. Кроме того, в 1997 году был получен грант от фонда «Евразия» на сумму 15 тысяч долларов США. Численность сотрудников информационно-аналитического отдела (сейчас – Аналитического управления) за время развития системы увеличилась с 3 до 8 человек. В настоящее время этот штат позволяет самостоятельно поддерживать работу 4 ЛВС, 105 компьютеров, наработанное программное обеспечение, внедрять новые технические решения и программные разработки.

9. Полученные результаты

     В результате реализации стандарта город накопил богатый опыт положительных решений в области информационных технологий, а именно:
      решены вопросы начисления квартплаты и предоставления жилищных субсидий;
      создан и ведется регистр населения муниципального уровня;
      в администрации внедрен электронный документооборот, обеспечивающий создание базы данных нормативных документов администрации и совета депутатов;
      функционирует муниципальная геоинформационная система (сейчас в ней уже 35 базовых слоев, а для решения отдельных аналитических задач создано около 40 тематических слоев);
      внедрено в полном объеме казначейское исполнение бюджета, охватывающее бюджетные, целевые средства и средства по предпринимательской деятельности полностью по всем отраслям;
      действует городской сайт;
      во всех школах имеются компьютерные классы;
      реализовано дистанционное обучение по выделенному каналу в филиале университета;
      на базе городской библиотеки создан центр доступа к городским и мировым информационным ресурсам;
      создан реестр муниципальных информационных ресурсов, насчитывающий более 40 позиций.
     Остановимся на некоторых реализованных элементах  управления с использованием информационных технологий и проанализируем их результаты для города, его администрации и населения.

9.1. Электронный документооборот

     Электронный документооборот (ЭД) изначально создавался как внутренний инструмент администрации. Необходимо было обеспечить работу с нормативными документами и поручениями в едином информационном пространстве всех подразделений администрации, расположенных на разных территориях, а также интегрировать в документооборот электронную почту, пейджер главы города, личный прием главы и его заместителей, внутренний документооборот подразделений и общий документооборот администрации, реализовать принцип одноразовости ввода информации в систему и разработать инструментарий для коллективной работы. Все эти цели удалось реализовать.
     Электронный документооборот – это стержень, придающий муниципальному управлению монолитность, целостность, повышающий управляемость. Он переводит на новую ступень культуру управленческого труда, требует соблюдения общих стандартов в оформлении документов и технологии их обработки, предъявляет повышенные требования по части компьютерной грамотности ко всем сотрудникам, в том числе к руководителям. Система электронного документооборота – более широкое понятие, чем автоматизация делопроизводства или контроль исполнения. Интеграция в единую базу внутренних нормативных документов законодательной и исполнительной власти, обращений граждан, личного приема главы города и его заместителей, инициативных поручений руководителей, пейджера главы города создала в итоге новое качество не только для муниципального управления, но и для жителей и предпринимателей города. Таким образом технически был обеспечен принцип открытости муниципальной власти.
     Органичным  результатом функционирования ЭД явилось создание автоматизированной базы данных нормативных документов, доступных для населения на сайте и в библиотеке города.
     ЭД  обладает следующими функциональными  возможностями:
      распределенная подготовка электронных версий и централизованная регистрация всех видов документов;
      организация исполнения всех видов документов на основании иерархии контрольных карточек, формирование истории исполнения документа;
      централизованная обработка общей электронной почты администрации и предоставление сотрудникам распределенного доступа к общей почте;
      регистрация и обработка обращений;
      централизованная обработка заявлений, поступающих по каналам пейджинговой связи;
      подготовка личного приема граждан руководителями.
     Внедрение системы ЭД принесло следующие результаты:
      для жителей города:
        гарантия полноты учета всех обращений (в том числе на пейджер, по электронной почте) с уверенным контролем исполнения поручений по поднятым вопросам;
        доступ к городским нормативным документам.
      для администрации:
        обеспечение связи «власть – жители» как основы доверия населения к органам власти, улучшение взаимодействия с жителями города;
        сокращение времени на формирование поручений;
        сокращение непроизводительных затрат при оформлении документов;
        обеспечение полноты учета и хранения документов и поручений;
        улучшение исполнительской дисциплины за счет систематизации информации и повышения оперативности доставки управленческих решений и ужесточения контроля;
        обеспечение полноты и актуальности нормативной базы муниципального образования;
        создание информационных ресурсов коллективного пользования (электронная почта администрации), доступных в полном объеме всем сотрудникам администрации;
        повышение качества принимаемых управленческих решений;
        повышение общей культуры работы с документами и обеспечение строгого стандарта их оформления;
        уменьшение количества ошибок и затрат времени при оформлении поручений.

9.2. Начисление и сбор квартплаты

     Внедрение информационных технологий в области  ЖКХ обеспечило, наряду с другими  мерами, высокий процент сбора  платежей за жилищно-коммунальные услуги. Уже одно это многократно окупило все затраты на информатизацию муниципального управления.
     В настоящее время параметры предоставления жилищно-коммунальных услуг населению  таковы: 

Уровень оплаты коммунальных услуг населением 90%
Средний процент собираемости квартплаты 99%
Просроченная  задолженность населения (в месяцах) 0,36
Охват договорами технического обслуживания приватизированного жилья 100%
Охват договорами социального найма неприватизированного жилья 81%
Предельный  уровень платежей населения за коммунальные услуги 22%
Охват добровольным страхованием жилого фонда 62%

9.3. Предоставление жилищных субсидий

     С использованием базы данных «Население», которая постоянно актуализируется в городе уже несколько лет, и соглашения об информационном обмене с рядом учреждений удалось реализовать такую схему информационных потоков, которая сократила процесс назначения субсидии до 13-18 минут. Это не только время приема субсидионера работниками отдела жилищных субсидий, а полное время затрат населения, поскольку никаких дополнительных справок, кроме справок о заработной плате и стипендии, от семьи не требуется.
     Данная  схема имеет следующие функциональные возможности:
      расчет размера субсидии;
      приостановка выплаты субсидии;
      корректировка назначенной субсидии;
      автоматизированная передача данных в бухгалтерию по расчету квартплаты и электроэнергии;
      автоматизированное формирование регламентированных отчетов;
      формирование аналитических материалов.
     Время приема семьи для назначения субсидии составляет в среднем 13-18 минут, время, затрачиваемое семьей для сбора справок – не более 20 минут.

9.4. Создание и ведение регистра населения муниципального уровня.

     Для эффективного управления муниципальным  развитием администрация нуждается в детальной и достоверной информации о населении, обобщенной до приемлемой точности («регистре населения»). Эта информация должна содержать сведения о зарегистрированном, постоянном и временно проживающем населении (для Дзержинского это особенно актуально, так как разница между фактически проживающим и зарегистрированным населением составляет 10%), о лицах без определенного места жительства, неблагополучных, одиноких лицах и т.д. Эти данные должны использоваться при решении как долгосрочных стратегических, так и среднесрочных, и оперативных вопросов.
     Регистр населения целесообразно создавать  там, где возникает первичная  информация, а именно в паспортных столах службы единого заказчика.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.