На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Древний Китай

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Казахско  – русский международный  университет
«История  государства и  права зарубежных стран»  
 
 
 

Шаукилова Айнамкоз Бисенбаевна
Группа  Ю-102
1 курс
«Юриспруденция» 
 
 
 
 
 

План  контрольной работы
«Древний Китай» 

    Периодизация истории Древнего Китая:
    а) царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;
    б) царство Чжоу - с XII в, до н. э. до 221 г. до н. э.;
    в) царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
    г) царство Ханъ - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.
    Становление Древнего Китая.
    Сословно- классовое деление.
    Государственный строй.
    Местное управление.
    Военное положение (армия).
    Судебная система (суд).
    Право Древнего Китая:
    а) источники права;
    б) уголовное право;
    в) семейное право;
    г) регулирование имущественных  отношений;
    д) судебный процесс. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Периодизация  истории Древнего Китая 

   В истории Древнего Китая можно  выделить четыре периода, каждый  из которых связан с царствованием  определенной династии: 

  »  царство Шан (Инь) - с XVIII в. до  н. э. до XII в. до н. э.; 

  »   царство Чжоу - с XII в, до н.  э. до 221 г. до н. э.; 

  »  царство Цинь - с 221 г. до н.  э. до 207 г. до н. э.; 

  »  царство Ханъ - с 206 г. до н.  э. до 220 г. н. э. 

     Государство Шан (Инь) - общественный и государственный  строй
     Характерной особенностью образования государства  в Китае является то, что процесс  перехода от первобытнообщинного строя  к классовому обществу был активизирован  покорением одного народа другим. Так  как органы первобытнообщинного  строя не были приспособлены для  управления завоеванным народом, был  создан специальный государственный  аппарат.
     В царствование династии Шан, в более  позднее время названной Инь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у  частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили  жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных темен. Социальное положение светской аристократии определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии.
     Большую часть населения составляли свободные  общинники. Земля считалась государственной  собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две  категории:
- общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;
- частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании се­мьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.
     В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь  ни семьи, ни имущества. Основными источниками  рабства были:
  ~ захват  пленных на войне;
  ~ продажа  в рабство за долги;
  ~ обращение  в рабство за некоторые преступления;
  ~ получение  рабов от подчиненных племен  в качестве дани.
     В государстве Шан, (Инь) государственный  строй на раннем этапе сохранял черты  родоплеменной военной демократии.
     В дальнейшем наблюдается переход  всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правите­лями. Среди подданных  укрепляется представление о  них как о "сыновьях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым  крупным рабовладельцем, верховным  военным вождем, высшим судьей и  первосвященником был царь. Он же возглавлял государственный аппарат. Высшие должности  занимали по назначению царя его близкие  родственники. Более мелкие должности - профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем  Китае существовало разделение должностных  лиц на три основные категории:
  ?  высшие гражданские чиновники;
  ?  военные чиновники;
  ?  советники, прорицатели.
     В XII в. до н. э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние проти­воречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских  ванов. Под руководством этого племени  объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.
     В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли  поражение иньской армии. Госу­дарство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу. 

     Период  Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго
     Время правления в Древнем Китае  династии Чжоу (с XII в. до н. з. до 221 г. до н. э.) подразделяется на три основных периода:
  ›  период Западного Чжоу - 1122 - 742 гг. до н. э.;
  ›  период Восточного Чжоу - 770 - 403 гг. до н. э.;
  ›  период Чжаньго ("семи воюющих  царств") - 403 - 221 гг. до н. э.
     В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н. э.) укрепляется рабовладельческое  государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более  высокой ступенью развития производительных сил, уве­личением численности рабов, развитием крупного землевладения.
     Верховная власть принадлежала наследственному  царю (вану), однако централизованное государство  в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно  управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразделялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной  единицей была сельская община. Государственный  аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного  аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве  Чжоу существовала дворцовая система  управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - старшие, средние, младшие.
     На  верху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая  состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти  уцелевшей после покорения иньской  аристократии.
     В данный период интенсивно развивается  крупное землевладение, по­является  тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли  считался царь, однако рабовладельческая  аристократия могла свободно распоряжаться  своими владениями. С течением времени  право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право  собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов. Число рабов  пополнялось в этот период за счет:
  - военнопленных;
  - завоеванного мирного населения;
  - государственных преступников.
     Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составлена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.
     В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослаб­ления  связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных  войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных  государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.
     Экономическая и политическая жизнь страны в  период Восточного Чжоу (770 - 403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями:
  ~ развитием  ремесел и торговли, что привело  к возрастанию роли купе­чества  в общественной жизни;
  ~ упадком  наследственного землевладения  родовой аристократии. Ее зем­ли  постепенно переходят к служилой  знати.
     Значительные  земельные владения сосредоточиваются  в руках воена­чальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная  собственность рабовладельцев на землю.
     В период "воюющих царств" - Чжаньго (403 - 221 гг. до н. э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - общинного. С введением земельного налога, когда вместо обработки общинных полей земледельцев обязали уплачивать налог со своей земли, по общинному  землевладению был нанесен один из первых ударов. 
 
 

Государство Цинь и реформы Шан Яна
     Третий  период истории Древнего Китая - царство  Цинь, с 221 г. до н. э. до 207 г. до н.э.
     С середины VIII в. до н. э., после уничтожения  монархии Западного Чжоу страна распалась  на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые госу­дарства поглощались более  сильными. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно находилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго вошло  в число семи могущественных "воюющих  царств". В III в. до н. э оно подчинило  себе остальные китайские государства.
     В 359 - 348 гг. до н.э. государственный деятель, главный советник импера­тора Шан  Ян провел серию реформ, которые  способствовали усилению центральной  власти.
     Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей  превыше всего государственный  закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. В этот период императором были утверждены обязательные для всех законы, введены  единые письменные знаки, упорядочены  меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:
  •  узаконивалось право частной  собственности на землю и была  официально разрешена свободная  купля-продажа земли, что нанесло  удар общинному землевладению;
  •   проводилось принудительное дробление  больших патриархальных семей,  что также ускоряло распад  общины;
  •  в целях централизации вся  территория государства была  разделена на административные  уезды - новое административное  деление было проведено по  территориальному принципу;
  •  налоги стали взиматься исходя  из количества обрабатываемой  земли;
  •  войско было перевооружено и  реорганизовано.
     В централизованной Циньской империи  главой государства являлся им­ператор - хуанди. В его руках была сосредоточена  вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.
     Имелся  разветвленный государственный  аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым ченсянами. Заместителями  ченсянов были секретари. Другими высшими  государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних  сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские  советники.
     Когда царство Цинь подчинило себе остальные  древнекитайские царства, реформы  Шан Яна были распространены на всю  страну. В империи были произведены  следующие преобразования:
  ›   административное. Территорию разделили  на 36 областей, которые, в свою  очередь, делились на уезды,  уезды - на волости, а волости  - на тин, представлявший собой  низшую административную единицу;
  ›  аграрное. Поощрялось земледелие;
  ›  финансовое;
  ›  военное.
     Каждую  область возглавляли два управителя - представители военной и гражданской  власти, назначаемые и смещаемые  императором. Твердо установленные  единые законы, каравшие за малейшие проступки, направляли деятельность имперских  чиновников. Прежние аристок­ратические титулы были уничтожены, критерием  знатности стали богатство и  заслуги перед государством.
     В Циньской империи наличествовало специальное  судебное ведомство, что свидетельствует  о выделении судебных функций  из общеадминистративных.
     В качестве высшей судебной инстанции  выступал сам император, кото­рый мог  непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило  за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях  проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением  власти чиновниками. Во главе этого  ведомства стоял тинвэй.
     Провинциальный  судья был одновременно и начальником  тюрем в округе.
     Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами  и крестьянскими восстаниями.
     Постепенно  формировалась постоянная армия, находившаяся на содержании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.
     В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали муж­чин  от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную  службу в течение года и месяц  в году служить в ополчении  по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных  границ направлялись провинившиеся  чиновники, пре­ступники, бродячие торговцы, а также те, кто потерял свободу  за долги. 

Государство Хань и падение  Ханьской империи
     Из-за социальных противоречий в империи  Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207 - 206 гг. до н. э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - Ханьской - стал один из руководителей  этого восстания, сельский староста Лю Бан.
     Императорская династия Хань правила с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э. Этот период принято делить на следующие:
  »  Западная, или Ранняя (Старшая), Хань (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.);
  »  правление Ван Мана (9 - 23 гг. н.  э.) и правление Лю Сюаня, или  Гэнши (23 - 25 гг. н. э.);
  »   Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25 - 220 гг. н. э.).
     Лю  Бан, провозгласивший себя императором  Гао-цзу, в начале своего правления  сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые  законы династии Цинь. Однако его реформы  не остановили роста рабовладения и  крупного частного землевладения. Новым  моментом в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов", своеобразные поместья-крепости с собственной  вооруженной охраной.
     Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего раз­вития, что  явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Оставив прежней структуру  центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила  свои усилия на централизацию стра­ны. Было проведено новое территориально-административное деление - на 13 крупных округов, с  увеличением числа областей и  уездов. Во главе округов ставились  окружные ревизоры - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной  администрацией. Области и уезды  возглавляли три назначаемых  из центра чиновника: правитель и  его по­мощники по гражданским и  военным делам. Деятельность местной  ад­министрации контролировалась инспекторами из центра.
     В 8 г. н. э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман. Провозгласив себя императором (в 9 г. н. э.), он предпринял новую попытку смягчить реформами  классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие  на смену легистам.
     В области землевладения Ван Маном  было сделано следующее:
   - путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собствен­ность на нее;
  - все земли объявлялись царскими;
   - восстанавливалась система общинного землевладения.
В области  рабовладения:
  ? отменялось частное рабовладение - запрещена купля-продажа рабов;
  ? государство получало законное право владеть рабами, то есть рабы становились государственными.   
     Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные, были введены  новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный  процент.
     Однако  все это не привело к стабилизации политического положения, а лишь к углублению и обострению классовых  противоречий, к разрушению экономики  страны.
     В 18 г. н.э. вспыхнуло восстание, участники  которого получили название "краснобровых".
     В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основа­ла новую династию - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань. Вос­стание "краснобровых" было подавлено  в конце 27 г. н. э., но страну удалось  объединить только к 37 г. н. э.
     Вернувшись  в 23 г. н. э. на престол, Ханьская династия отменила указы и распоряжения Ван  Мана. Были сделаны некоторые уступки  крестьянству, отчасти облегчено  налоговое бремя.
     Существенным  изменениям подвергся государственный  аппарат - был создан императорский  совет, высший совещательный орган  при импе­раторе; функции по управлению страной раздели и между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.
     Во  второй половине II в. н. э. власть династии Восточной Хань в результа­те  мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими  крупные военачальники, возглавлявшие  различные воо­руженные политические группировки, стали независимыми от центрального правительства. Это привело  к политическому кризису и  к разрушению хозяйственной системы  страны. В 220 г. единая Ханьская империя  была уничтожена - она распалась  на три самостоятельных царства, период существования которых получил  название Саньго (Троецарствие). 

  История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV—XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII —V вв. до н.э.) и Чжаньго — "борющихся царств" (V—III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).
     Первые  очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать  во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских  племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий  слой родовой аристократии: правитель - ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.
     Создание  первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано  с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя  в обожествляемого правителя  иньского царства — вана,  обладавшего  значительной властью, во-вторых, в  образовании административного  аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и  прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.
     Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.
     Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной  власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные  вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь  местными царьками, удельные правители  сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом  управления. Таким образом, в чжоусском  Китае господствует раздробленность  с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций  гегемона, к поглощению им более  мелких царств,
     Долголетние непрерывные войны привели к  экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие  к объединению страны "без пристрастия  и уничтожения людей". Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются  экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных китайских  царств.
     В истории Древнего Китая V в. до н.э. был  во многих отношениях переломным. В  это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к  объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря  внедрению железных орудий труда  происходит резкий подъем экономики. Освоение новых земель, улучшение ирригационных  сооружений, рост сельскохозяйственного  и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное  разложение общинной и утверждение  частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения.
     Все это приводит к тому, что в последние  века до н.э. в Китае проявляется  противоборство двух тенденций в  развитии общества. С одной стороны, развивается крупная частная  собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой — формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю — путь раздробленности, междоусобиц; 2) через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства. Утверждается, второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.
     Основы  социальных порядков, государственная  машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без  всяких изменений были перенесены в  Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в императорском  Китае до буржуазной революции 1911—1913 гг. .
     Сословно-классовое  деление в Древнем  Китае. В шаньско-иньском (XV—XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI—Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями:
а) привилегированной  правящей родовой аристократией, состоящей  из верховного правителя, его родственников  и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений;
б) свободными крестьянами-общинниками;
в) бесправными  рабами, которые находились в услужении  у представителей знати.
     Правящая  знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.
     Этому соответствовала система "общественных полей", при которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с "общественных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также  на государственные и общественные нужды.
     В связи с дальнейшим развитием  государственного аппарата, усложнением  управленческих функций в чжоусском  Китае формируется еще одно привилегированное  сословие — чиновников различных paнгов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.
     Разложение  общинной собственности на землю, присвоение общинной земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества  приводит в VI, V вв. до н.э. к росту  как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с  тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые  становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных  землях.
     Вместе  с исчезновением "общественных полей" рента-налог в форме отработок  на "общественных полях" была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у  отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за отдельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.
Несмотря  на качественный перелом в экономике  в это время, процесс образования  классов в Древнем Китае шел  медленно. Основная эксплуатируемая  масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной  точек зрения. В нее входили  работники, лишенные полностью или  в значительной мере собственности  на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свободных  безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.
     Эксплуататорский  социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и  из незнатных крупных землевладельцев  и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом  отношении, слой непривилегированных  свободных мелких производителей, собственников  средств производства — крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.
     Различия  между тремя вышеуказанными общественными  слоями находили выражение и в  праве. "Благородные" противопоставлялись  законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремесленникам).
     Рост  крупного землевладения, сопровождаемого  массовым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной системы  эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа  налогоплательщиков вынуждало государство  с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных земель и рабов. Им вводится большой налог  на крупные состояния. Еще более  радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята  императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перераспределение  земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением  крупных собственников ровно  через три года.
     Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения.
     Государственный строй.  Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия — наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.
     В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит  титул "сына Неба", который "управляется  Небом", его называют "отцом  и матерью" своих подданных. Ван  — первосвященник.
     Центром управления в чжоусском Китае  был двор вана. Двор-цовая система  управления замыкала на дворце всю  деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай  — управитель, который вместе с  подчиненными ему чиновниками был  глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную  и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной  деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель".
     По  образцу двора вана строилось  управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась  удельными правителями — чэкухоу,  они опирались на советников и  помощников. Правителей уделов собирал  ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В VII—VI вв. до н.э. чэкухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать  на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.
     В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем  Китае можно объяснить рядом  причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения  Китая. Не последнюю роль сыграло  и осознание наиболее дальновидными  представителями правящих слоев  Китая необходимости объединения, прекращения между-усобной борьбы "всех против всех". Эти стремления выразились в распространении в  эпоху Чжаньго идеологии легистов'.
     "Власть  — это то, чем располагает лишь  правитель", — писал Шан Ян, один из идеологов легизма  и государственный деятель Циньской  империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных  интересы правителя, государства,  казны, была ответом на развитие  частной земельной собственности,  угрожавшей традиционной системе  эксплуатации податного крестьянства.
     Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации  царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием  Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная  купля-продажа земли, введен налог  на землю, который взимался с каждого  землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено  четкое административно-территориальное  деление, а также круговая порука в десяти-, пятидворках,  призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.
     Политика  легистов в царстве Цинь нанесла  сильный удар главному противнику централизации  — потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности  они присваивались не в связи  с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих  рангов, соответственно которым чиновники  занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней — обладателю 20-го ранга.
     Власть  монарха в циньско-ханьском Китае  обожествлялась. Правитель царства  Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император  выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном  аппарате занимали органы, которые  были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о  божественном происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась  полнота военной и законодательной  власти. Он был высшим судьей, стоял  во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.
     Легисты (законники) — сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих  в основе государственного управления. 1 дань — 103,5 литра зерна. Часть жалования  выплачивалась деньгами.
     Центральный аппарат империи включал в  себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой  стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых  обсуждались важные вопросы государственной  жизни.
     По  сравнению с государственным  аппаратом других древневосточных  государств этот аппарат отличался  и многочисленностью, и большим  объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.
      Финансовое  ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII—IV вв. до н.э. в  царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэпсян),  выполнявший обязанности первого  министра, главного помощника правителя (вначале их было два — "левый" и "правый"). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых  и других поступлений в доход  казны, государственные расходы  и пр.
     Со  временем вместе с усложнением функций  государственного аппарата стала больше разграничиваться деятельность отдельных  ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем  Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления.
     Финансовое  ведомство осуществляло свои функции  вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые  функции организатора общественных работ.
     Ведомство императорского двора сложилось  в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать  много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые  функции финансового ведомства  и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству  императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В  этом ведомстве существовала должность  особого чиновника (душуйя),  руководящего строительством и эксплуатацией  оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование  оросительными сооружениями для  личных нужд правителя свидетельствует  о том, что верховная собственность  на воду сосредоточивалась в руках  императора.
     Особая  роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем,  к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных  чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу)  входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников — "трех гунов".
     В империи существовало особое ведомство  обрядов, руководимое верховным  жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания  незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный  жрец осуществлял надзор за созданной  в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем самым выступал в роли "министра образования".
     Цензорские  органы возглавлялись верховным  цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители  императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и  на местах. Они были "глазами и  ушами" императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных  лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению  императора заговоры и другие государственные  преступления.
     Глава ведомства Сельского хозяйства  был своеобразным верховным казначеем, ответственным за поступления в  государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных монополий  на соль и железо. Он контролировал  также расходы на содержание чиновничества  и армии.
     Местное управление.  Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы, в укреплении власти центра на местах.
     Циньско-ханьский Китай делился на области или  округа, те — на уезды, уезды —  на волости, а волости — на общины — низшие административно-территориальные  единицы. На местах действовала сложная  система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных  чинов. Так, во главе каждой провинции  стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные  там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские  и военные функции сосредоточивались  в руках губернатора.
     Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство  общиной осуществляли староста и "отцы-старейшины". Низший административный персонал, начиная  с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали  налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял  совет старейшин (саньлао).
     Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала  на всех уровнях: от сельской общины, построенной  на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа  или за плохую работу подчиненных  им чиновников.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.