На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Модель устойчивого развития соцэкосистем

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Омский государственный технический университет»
Факультет гуманитарного образования
Кафедра социологии, социальной работы и политологии 
 
 
 

Реферат 
 

Модель  устойчивого развития соцэкосистем. 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка 2 курса ФГО
Гр. СР - 219
Павлова К.Ю. 
 
 
 
 

Научный руководитель:
Кандидат  исторических наук
 Доцент  М.В. Станкова  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск  – 2010
Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Введение

     С развитием цивилизации воздействие людей на природу становится все более и более мощным и к концу XX столетия приобретает планетарный характер. Природа сама уже не может залечивать нанесенные ей раны. Первыми подняли эту проблему ученые, потом врачи, журналисты, политики.
     Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух... Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Кто-то предлагает увеличить число заповедников, чтобы сохранить наших соседей по планете. Другие — запретить использование пестицидов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве. А есть и такие, которые требуют закрыть промышленные предприятия, загрязняющие природу. К сожалению, не все так просто.
     Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНСЕД), принявшая в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро «Повестку дня на XXI-й век» — программу работ на следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.
     ЮНСЕД продемонстрировала осознание пагубности традиционного пути развития, который  был охарактеризован как неустойчивое развитие, чреватое кризисами, катастрофами, омницидом (гибелью всего живого). Переход на новую модель (стратегию) развития, получившую название модели устойчивого развития, представляется естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося к своему выживанию и дальнейшему развитию
[4, c. 10].
     Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. 
 Идеи устойчивого развития соцэкосистем и проблема воплощения этой модели в жизнь и на сегодняшний день не утратили своей актуальности. Ведь мировой экологический кризис только усугубился. Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее России и всего мира. Основная цель моей работы: определить модель устойчивого развития соцэкосистем и выявить проблемы применения её на практике во всём мире и Российской Федерации. Для этого необходимо решить следующие задачи:

      определить понятие «устойчивое развитие»;
      определить сущность, основные принципы модели устойчивого развития;
      выявить проблемы её реализации на практике;
      проанализировать воплощение устойчивого развития в России.
 

2. Модель устойчивого развития соцэкосистем

2.1 Определение и понятие устойчивого развития

     Термин  «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию в 1987 году. В российской литературе английский термин «sustainable development»  был переведен как «устойчивое развитие». Такой перевод термина иногда критикуется, предлагаются другие варианты: поддерживаемое, длительное, непрерывное, допустимое развитие [4, c. 15]
     Но, тем не менее, термин «устойчивое развитие» хорошо прижился в русском языке и, по словам  Н.Н. Моисеева, речь должна идти не о его замене, а о наполнении его единообразным научно-обоснованным содержанием, о его адаптации к современному научному мировоззрению [5].
     Заключительный  доклад упомянутой выше Комиссии 1987 года носит название «Наше общее будущее». В нём устойчивое развитие определяется, как «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Это определение подвергалось критике за нечеткость и антропоцентричность. [1] Отмечалось, что определение понятия «устойчивое развитие» должно в явной форме включать в себя и представление о сохранении окружающей природной среды. Это в какой-то мере сделано в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, где под устойчивым развитием подразумевается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы». Далее это представление конкретизируется: «Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям» [2].
     Институт  устойчивого развития ВСГТУ на сегодняшний день определяет устойчивое развитие, как «такое развитие общества, при котором удовлетворение потребностей настоящего поколения осуществляется без ущерба для будущих поколений людей, это  управляемое сбалансированное развитие общества, не разрушающее  своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс  человеческой цивилизации».
     Понятие «устойчивое развитие» включает в себя два основных признака:  антропоцентрический и биосфероцентрический [9, c. 19-34].
     Под антропоцентрическим признаком  понимается выживание человечества  и способность  его дальнейшего непрекращающегося, непрерывно долгого развития, когда  наши потомки имели бы не меньше возможностей по сравнению с настоящим поколением по удовлетворению своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и Космоса [9, c.27].
     Биосфероцентрический  признак связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, ее устойчивости и естественной эволюции с тем, чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило бы в экофобной форме [9, c. 29].
     Формирование  хозяйственной деятельности, не разрушающей  биосферу, т.е. создание биосферосовместимого хозяйства, а сохраняющей ее, не выходящего за пределы несущей (экологической) емкости экосистем - одна из центральных задач становления будущего «устойчивого» общества. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов. Достаточно научно обоснованного решения создания  биосферосовместимого хозяйства пока не существует.
     Глубинная сущность перехода к устойчивому развитию заключается в выживании человечества и одновременном сохранении биосферы, иными словами, в сохранении биосферы и цивилизации. Однако для того чтобы выжить, сохраниться как уникальный биологический вид, человеку необходимо кардинальным образом трансформировать все сферы своей деятельности в направлении существенного уменьшения давления на биосферу – почти на порядок. Это очень сложная задача, и ее выполнение во многом противоречит всему тому, что характерно для модели неустойчивого, или экономоцентрического, развития, начавшегося с перехода человечества к производящему хозяйству. Экологическую несостоятельность этой модели особенно ярко продемонстрировал XX век [9, c. 32].
     XXI век может оказаться переломным  в истории цивилизации, ибо  на его протяжении должен разрешиться  главный вопрос – быть или не быть человечеству. Переход к устойчивому развитию и позволит его разрешить, так как создает возможность выживания и дальнейшего непрерывного развития цивилизации, но в существенно измененной, биосферосовместимой, форме, когда человек не разрушает природную среду своего обитания – эту естественную колыбель любой жизни, в том числе и разумной. В настоящее время во всем мире разрабатывается концепция устойчивого развития, которая должна в научном плане превратиться в теорию, а в практическом – в стратегию устойчивого развития, и мировое сообщество должно реализовать эту стратегию, чтобы выжить в наступившем тысячелетии [9, c. 33].
 

2.2. Существенные  принципы модели  устойчивого развития  соцэкосистем

     На  конференции ООН июня 1992 года в  Рио-де-Жанейро было принято 3 основных документа. Один из них Декларация, в которой провозглашены основные принципы. Пять, посвящены правам человека, роли женщины, молодёжи, местных общин, а также интересам народа, живущих в условии угнетения; три – необходимости поддержания мира и мирного решения споров; семь - устойчивого развития [3, c. 42]. Итак, определим их.
     Во-первых, было провозглашено, что каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде. Социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей (укрепление здоровья, повышение продолжительности жизни, получение необходимого образования, гарантия свобод, прав и т.д.). Развитие должно реализоваться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить возможность удовлетворения основных жизненных потребностей как нынешнего, так и будущих поколений при сохранении окружающей природной среды. Сохранение окружающей природной среды должно составлять неотъемлемую часть процесса развития и не должно рассматриваться в отрыве от него, в одно целое должно быть соединено экономическое развитие, справедливое развитие социальной сферы и экологическая безопасность.
     Во-вторых, говорилось, что реализация демографической политики, обеспечивающей общую стабилизацию численности населения и рациональное его расселение. Также должно быть широкое использование принципа предосторожности, опережающего принятия эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды, превентивных действий по предотвращению экологических катастроф, даже при отсутствии полного их научного обоснования.
     Обязательным  для сглаживания имущественного неравенства и неравенства уровней жизни людей внутри страны и между странами было признано искоренение бедности и нищеты. Развитие процессов демократии и становления открытого общества, включая правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество. Уважение личных форм собственности, в том числе частной, и развитие многоукладности в экономике, путем использования механизмов рыночных отношений.
     Важным  было признано устранение всех форм насилия над человеком и природой, прежде всего войн, террора и экоцида, поскольку мир, развитие и природа взаимозависимы и неразделимы. Сохранение всех форм "социоразнообразия", в том числе малых народов, этносов, в формах адекватных их традиционным способам жизнедеятельности культур. Развитие международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли, восстановления нарушенных экосистем, направление усилий на принятие государствами эффективных законов, защищающих природную среду.
     Во  всём мире должна пройти экологизация сознания и мировоззрения человека, радикальная переориентация системы воспитания, образования, морали с учетом новых цивилизационных ценностей, ориентированных на возвышение интеллектуально-духовных ценностей по отношению к материально-вещественным. Ведущая роль в создании условий, обеспечивающих реализацию задач и целей устойчивого развития, должна принадлежать государству как гаранту обеспечения экономического развития, социальной справедливости и охраны окружающей природной среды.
     Эти принципы объединяют в одно целое  экономическую, социальную, экологическую и другие сферы человеческой деятельности людей Планеты [7, c. 398-402] . Среди них к принципам устойчивого развития выделяют:
     1) экономическое развитие в отрыве  от экологии ведет к превращению  планеты в пустыню;
     2) упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость;
     3) равенство без экономического  развития закрепляет нищету и  несправедливость;
     4) равенство без экономического развития означает нищету для всех;
     5) право на действия без экологии открывает путь к коллективному и равно касающемуся всех самоуничтожению [3, c. 42].
 

2.3. Мировая  модель устойчивого  развития соцэкосистем  и проблемы её  реализации на практике

      Модель устойчивого  развития появилась в результате объединения трех основных точек  зрения: экономической, социальной и  экологической [4, c. 59].
     Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального  потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных-, природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала) [4, c. 63-65].
     Социальная  составляющая устойчивости развития ориентирована  на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение [4, c. 68-71].
     С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению [4, c. 71-73].
     Согласование  этих различных точек зрения и  их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития — задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учета в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду. Наконец, связь социального и экологического элементов вызвала интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений [4, c.60].
     Важным  вопросом в реализации концепции  устойчивого развития — особенно в связи с тем, что она часто рассматривается как эволюционирующая — стало выявление его практических и измеряемых индикаторов. В этом направлении сейчас работают как международные организации, так и научные круги. Исходя из вышеуказанной триады, такие индикаторы могут связывать все эти три компонента и отражать экологические, экономические и социальные (включая психологические, например, восприятие устойчивого развития) аспекты [4, c.77].
     Во  всём мире также сейчас развивается  строительство, поэтому модель устойчивого  развития была дополнена рядом принципов устойчивого развития территорий. Оно подразумевает под собой «обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений» [5].
 

2.4. Модель устойчивого развития в России.

     В 1996 году была разработана и утверждена концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Концепция должна стать основой для выработки стратегии перехода России к устойчивому развитию в XXI веке. Одна из особенностей перехода России к устойчивому развитию – совпадение по историческим масштабам времени с переходом к рыночным отношениям и демократическим преобразованиям. Руководствуясь общими тенденциями и показателями модели устойчивого развития, Россия будет учитывать наряду с ними специфические, присущие лишь ей особенности и тенденции развития страны, т.е. особенности российской духовности и менталитета, историю и национальные традиции.  Негативное влияние на этот процесс окажет наиболее высокая в мире радиационная загрязненность, высокий уровень загрязнения токсичными, органическими соединениями, а также экстенсивный характер экономики, деформированная структура народного хозяйства с превалированием природоэксплуатирующих производств. Позитивные черты возможного перехода: огромная территория и запасы природных ресурсов [3, c.43].
     Итак, Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». На взгляд некоторых ученых, этот документ имеет весьма общий характер и не отражает всей важности обозначенной проблемы. В 2001 году Государственная Дума создала Комиссию по проблемам устойчивого развития и разработала некоторые рекомендации "О формировании стратегии устойчивого развития России". Конструктивная реакция исполнительной власти на предложения Думы пока отсутствует. В стране создан ряд некоммерческих, общественных, учебных и других организаций, так или иначе занимающихся вопросами устойчивого развития. Но комплексного системного подхода, объединяющего усилия этих организаций, пока нет. В некоторых регионах России начаты разработки региональных моделей устойчивого развития. Например, в Красноярске. Заслуживает внимания подключение к разработке проблем устойчивого развития коллектива Российского университета дружбы народов [6].
     Таким образом, несмотря на более чем пятнадцатилетнюю историю, обсуждение проблемы реализации идеи устойчивого развития не привело пока к появлению общепризнанной системы научных взглядов на механизм ее постановки и решения. Тем не менее, в практической плоскости вопрос этот уже начинает приобретать предметные очертания. В настоящее время вполне определенно можно говорить о региональной составляющей обеспечения перехода общества к устойчивому развитию и возможностях применения идеи устойчивого развития для решения проблем управления субъектами федерального государства. [7, c. 10]
     В.М. Матросов выработал принципы парадигмы  общественного развития для России:
1) Пробуждение  и поддержка глубинных сил,  идущих от самой природы человека;
2) Защита и обеспечения интересов общества в целом, его безопасности и устойчивого развития с приоритетом, равным приоритету личных интересов;
3) Высокая нравственность граждан  и лидерство в переходе к ноосфере, обеспечивающиеся общинными традициями и менталитетом, опережающими воспитанием и образованием для всех, обеспечением выполнения и развития образования, развитием науки и технологий. [7, c.284-293]
     А. Д. Урсул пишет, что устойчивое развитие России возможно лишь при должном  образовании её граждан. От знания ими правовых и этических норм, регулирующих отношение человека к природе и обществу, умения и способности людей соблюдать эти норма в повседневной жизни и профессиональной деятельности, от их способности адекватно воспринимать суть происходящих социально-экономических процессов, их приверженности идеалам, принципах и этике устойчивого развития. Основой образовательного процесса в нашей стране должны стать концепция развития мира, как единого целого, гуманизм, бережное отношение к природе и культурному наследию. Для этого автор предлагает модель ноосферно-опережающего образования [8]. 
     Большинство ученых РФ сходятся во мнении в необходимости  формирования нормативно-правовой базы – «Кодекс устойчивого развития» - позволяющего реализовать стратегию устойчивого развития на практике, а первоочередной ставят задачу подготовку федерального закона «О государственной политики по обеспечению перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [7, c. 23].
 

3. Заключение

     В завершении своей работы я бы хотела отметить, что модель устойчивого развития соцэкосистем во многом является идеальным принципом будущего развития общества и всего мира. Но, тем не менее, эти идеи не являются утопичными. Их реализация подтверждается во многих странах, в том числе и в России, мероприятиями и законодательными актами, принимаемыми в этих странах в соответствии с концепцией устойчивого развития. В последние годы политика социально развитых стран во многом направлена на воплощение идей устойчивого развития на практики. Этим идеям подчиняют системы образования и воспитания будущих поколений. Строительство, производство, промышленная деятельность в большинстве своём осуществляется в рамках этой модели.
     Тем не менее, в реализации модели устойчивого развития есть множество проблем. Самая большая из них, что достаточно трудно в развитии страны достигнуть триединства основных её составляющих:  экономической, социальной и экологической. А пока этого не будет достигнуто, сложно говорить об устойчивом развитии, потому что одна отрасль развита всегда больше, чем другая. И мир, пока напоминает «колченогую табуретку», у которой все три ножки не равны. И довольно сложно её исправить, но этот процесс не является невозможным.
     В России проблемы модели устойчивого развития носят специфический характер. В РФ модель устойчивого развития реализуется больше на региональном уровне. И это не лишено здравого смысла, ведь из-за огромной территории каждый регион РФ имеет свои индивидуальные особенности. В силу многих своих особенностей Россия нуждается в своеобразном «третьем» пути реализации концепции устойчивого развития. Необходимо выработать единую модель устойчивой России. Необходимо усовершенствовать законодательную базу. Но прогресс ощущается уже сегодня, поэтому необходимо с оптимизмом смотреть в будущее. Начинать реализовывать модель устойчивого развития нужно нам самим, а не ждать «веления свыше».

Список  используемых источников:

    «Наше общее  будущее»: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ./Под ред. и с послесл. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. — М.:Прогресс, 1989
 
    Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития // Экол. безопасность России. — 1996. — № 2. — С. 116—138.
 
    Станкова, М.В., Бычкова, Е.С. Социальная экология:учебное  пособие/ М.В. Станкова, Е.С. Бычкова. –  Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 76 с.
 
    Миркин  Б. М., Наумова Л.Г. Устойчивое развитие: учебное пособие/Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. - Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2009. - 148 с. ISBN 987-5-7477-2312-1
 
    Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие или «Стратегия переходного периода» // План действий – «Устойчивые Нидерланды». - М., 1995.- С.3-4
 
    Платонов  В.М. Актуальные проблемы устойчивого  развития России. // Вестник Российского  университета дружбы народов. - Cерия: Политология. - 2001. - № 3. - С. 5-9.
 
    Россия  на пути к устойчивому развитию. – М.: МГИУ Правительства Москвы, издательский дом НП, 2003. -  412 с.  ISBN 5-98279-009-5
 
    Урсул А.Д. Модель опережающего образования и  переход России к устойчивому развитию // Проблемы окружающей среды и природ. ресурсов: Обзор. информ. / ВИНИТИ. — 1996. — № 8. — С. 1—51.
 
    Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации/ А.Д. Урсул. – М.: Луч, 1993. - 126 c.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.