На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Товароведческая характеристика керамических изделий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....2
1 Обзор  литературы………………………………………………………….........5
1.1 Состояние  рынка керамической посуды на современном этапе…………..5
1.2 Факторы, формирующие качество керамических изделий………………..7
1.3 Характеристика  основных видов керамики………………………………..13
1.4 Классификация  и ассортимент бытовых керамических изделий………...17
1.5 Требования  к качеству керамических изделий…………………………….23
2 Характеристика  объектов и методов исследования……………………........25
2.1 Краткая  характеристика торговой компании ООО «Леруа Мерлен Восток»…………………………………………………………………………...25
2.2 Характеристика  объектов исследования…………………………………...32
2.3 Выбор  номенклатуры показателей качества………………………………34
2.4 Характеристика  методов исследования……………………………………35
3 Практическая часть……………………………………………………………38
3.1 Оценка  функциональных показателей качества  и показателей надёжности в  потреблении……………………………………………………………………38
3.2 Оценка  эргономических и эстетических показателей качества………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….44
ПРИЛОЖЕНИЯ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.
     История керамики разнообразная и очень  интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.
     Секрет  производства фаянса, известный мастерам Древнего Египта в 15 в. до н. э., позже вновь был изобретен в 3-4 веках в Китае. В 18 веке европейцы открывали секрет фарфора, уже с 6 века известный китайским мастерам. Мастера керамики из Англии и Франции, создали свои разновидности фарфора, например, мягкий фарфор или костяной фарфор. Преемственность традиций при производстве керамики видна в истории гончарного искусства, которое всегда было связано с домашним ремеслом.
     В средние века в Европе из керамики в основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости  для хранения продуктов. Мастера  использовали самые разные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия из керамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались. Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления. Сегодня очень многие коллекционируют керамику, как произведения искусства и памятники истории художественной культуры.
     В Древней Руси уже в X веке с помощью гончарного круга  изготовлялись различные чаши, ковши, корчаги, украшенные геометрическим  узором.  В  XI  веке стала применяться роспись  с  применением  глазури  и  эмали.  После  татаро-монгольского нашествия русская керамика возродилась  уже  в  XIV-XV  веках. В керамике XVI века стало применяться «морение» и лощение, а  с  XVII  века появились плоскорельефные изображения. В XVIII веке наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в  частности  на московской  фабрике А.  К.  Гребенщикова, основанной в 1724 году. Было налажено  производство  изразцов  —  сначала рельефных, затем гладких с  росписью.  В  1744  году  в  Петербурге  была основана Порцелиновая мануфактура,  на  которой  через  три  года  Д.  И. Виноградовым было начато  производство  русского  фарфора.  Во второй половине XVIII  века  высокого  художественного уровня  достигла  гжельская керамика благодаря своим майоликовым  квасникам,  тарелкам,  игрушкам  с многоцветной росписью по белой поливе.
     Русский  фаянс представлял собой белый  опак  (непрозрачный  фарфор)  с  росписью печатными рисунками, с рельефами и цветными глазурями.  Одним из старейших российских фаянсовых заводов является расположенный в сосновом бору, неподалеку от Волги, Конаковский фаянсовый завод.
     Цель  работы: дать товароведную характеристику керамических изделий и оценку качества.
     Основные  задачи данной курсовой работы: ознакомится  с видами керамики; изучить ассортимент  и классификацию бытовых керамических изделий; освоить методы исследования; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Обзор литературы
     1.1 Состояние рынка керамической посуды на современном этапе. 

     Емкость российского рынка посуды можно  оценить условно, так как он является одной из составляющих рынка товаров  для дома. На посуду приходится порядка трети от объемов рынка всех товаров для дома. Если объем рынка товаров для дома ежегодно составляет $1,6-1,8 млрд., то на рынок посуды приходится $550-600млн.
     Если  еще несколько лет назад посудный рынок был достаточно однообразным, когда почти 90% всей легально продаваемой столовой продукции принадлежало французской компании и ее маркам, то сегодня на российском рынке представлены почти все известные европейские бренды. Из самых крупных компаний-дистрибьюторов, работающих на российском рынке посуды, общее число которых не больше 10, ни одна из компаний не контролируетбольше10%рынка.
       На российском рынке посуды  представлены изделия из различных  материалов: металла, стекла, пластмассы. Однако фаворитом рынка остается  керамическая и фарфоровая посуда.
       Объем производства керамической  посуды в России составляет  в год более 200 млн. изделий  в натуральном выражении и  1 млрд. 690 млн. руб. в стоимостном.  В последнее время прослеживается  незначительное снижение объемов  отечественного производства керамической посуды в натуральном выражении (более 1%), наряду с незначительным увеличением общей стоимости произведенных за год изделий (более 14%).  
            На сегодняшний день 10-12% сырьевой базы для производства керамической посуды составляет импорт, практически целиком обеспечиваемый Украиной. В России керамическая и фарфоровая посуда в настоящее время производится на нескольких десятках предприятий, в том числе и на таких, где изготовление посуды является побочным производством. Ассортимент отечественных фарфоровых изделий превышает 2500 наименований. Лидерами по количеству единиц выпускаемой продукции фарфоровой посуды являются крупнейшие производители фарфора и фаянса в России: краснодарская фабрика "Кубаньфарфор", Конаковский фарфоровый завод, производственный комбинат "Дулевский фарфор", Богдановический фарфоровый завод, ЗАО "Фарфор Вербилок" и АООТ "Пролетарий".

       Характеризуя современную ситуацию  со сбытом керамической и фарфоровой  посуды на российском рынке,  необходимо отметить, что, по оценкам ряда экспертов, годовой оборот рынка фарфоровой посуды в России в настоящее время составляет примерно $60 млн.
       Рынок фарфоровой посуды условно можно разделить на 3 ценовых сегмента: посуда эконом-класса, посуда средней ценовой категории и посуда верхней категории цен - высокохудожественный фарфор, в основном ручной работы. В некоторых случаях выделяется еще один ценовой сегмент - посуда "от кутюр", который находится между средним и элитным. В нижнем ценовом сегменте доминирует украинская и азиатская посуда. Средний ценовой сегмент представлен преимущественно посудой отечественного производства, китайского, а также производства некоторых европейских стран, в частности, Чехии. Верхний ценовой сегмент представлен в основном продукцией отечественных и европейских производителей (в частности, Германии). Границы ценовых сегментов различаются в зависимости от товарной группы фарфоровой и керамической посуды.
       Потребительские предпочтения.
           По мнению специалистов, сегодняшний рынок посуды в России в достаточной мере сформировался, и принципиальных изменений ближайшие годы не последует. Что подвержено переменам, так это вкус потребителя, проживающего в крупных городах. Теперь покупателя нужно привлекать оригинальным рисунком или необычными формами, так как для него становится все более важным не только удобство и практичность посуды, но и ее внешний вид.
         Потребительские предпочтения керамической и фарфоровой посуды в России характеризуются рядом особенностей по отношению к Европе. В частности, одной из основных специфических черт предпочтений российских потребителей выступает потребность в высококачественной посуде по умеренной цене. Потребители стремятся покупать качественные изделия, не переплачивая за это. В связи с особенностями спроса на керамическую и фарфоровую посуду в                   России перед зарубежными поставщиками встает задача создания адаптированной продукции, обладающей оптимальным соотношением цены и качества. Нахождение наилучшего соотношения цены и качества продукции весьма актуально и для отечественных производителей в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями.
         Фарфор и хрусталь занимают  меньшую часть массового рынка.  Фарфор как столовая посуда  в России пока еще не популярен.  До сих пор эта посуда считалась праздничной, не предназначенной для ежедневного пользования. Но в последнее время ситуация меняется. Покупатель хочет видеть у себя на столе или на полках что-то поистине элегантное и эстетичное, и в этом случае нет ничего лучше, чем изысканный тонкий фарфор. Российский потребитель уже начинает понимать, что настоящая красота, которая к тому же подкрепляется блестящим качеством, требует материальных затрат. 

    1.2 Факторы, формирующие качество керамических изделий. 

          Потребительские  свойства и ассортимент керамических изделий  формируются на стадиях разработки и  изготовления и  зависят от совершенства  формы и конструкции авторского образца, свойств керамики, тщательности изготовления  серийной  или массовой продукции. В свою  очередь качество изготовления изделий определяется характером технологии и точностью ее соблюдения.

     Сырье для изготовления  керамических товаров.

     Сырье  для  изготовления керамических товаров  подразделяют на материалы  для черепка, глазури  и материалы для декорирования.
     Материалы для черепка – это пластичные  глинистые вещества (глина, каолин),  отощающие (кварцевые)  материалы и плавни. 
     Глина  - тонкодисперсная  горная порода, представляющая  собой  смесь  различных  минералов  - водных алюмосиликатов (каолинит и  др.). Глины   подразделяют  по огнеупорности,  способности к спеканию, окраске.  В производстве  фарфора и фаянса  используют  огнеупорные, беложгущиеся  глины (не более 0,8-1% оксидов железа), в гончарном производстве – легкоплавкие  красножгущиеся глины.
     Каолин – наиболее ценный  глинистый материал, отличающийся  высокой огнеупорностью, но слабой пластичностью;  ввиду меньшего содержания  окрашивающих примесей  он имеет почти чисто-белый  цвет.
     В основе керамического производства  лежат  характерные  свойства глинистых материалов – способность  образовывать  с водой  пластичное тесто и легко формироваться, сохранять  связность в  сухом состоянии и  приобретать прочность и твердость после  обжига. Глинистые материалы, особенно каолин, повышают белизну, прочность, химическую и термическую устойчивость обожженных изделий.
     Отощители – непластичные материалы (кварц, кварцевый  песок), которые регулируют  пластичность, сокращают усадку изделий при  сушке и обжиге, формируют структуру  черепка при обжиге.
     Плавни  – это  легкоплавкие материалы (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.), снижающие  температуру обжига и способствующие спеканию черепка. Расплавляясь при обжиге, они  образуют  прозрачное вязкое стекло,  которое связывает  чатицы массы, заполняет поры, частично  растворяет глинистые  вещества  и выделяет из расплава кристаллы муллита. Плавни  обуславливают просвечиваемость и  другие свойства черепка.
     Материалами для глазури  служат полевой шпат, кварцевый песок, мел и другие.
     Глазурь – это стекловидная пленка на поверхности керамических изделий. Она  снижает водопоглощение черепка, повышает прочность, гигиеничность и эстетичность  изделий.  Тугоплавкую  фарфоровую глазурь  изготавливают из полевого шпата,  кварца с добавкой каолина,  а легкоплавкую  фаянсовую  и майоликовую  - из кварцевого песка, соды, мела, оксидов бора, стронция и др.
     Материалами  для декорирования керамики являются керамические краски, препараты драгоценных металлов, люстры. Керамические краски  подразделяют на надглазурные, внутриглазурные и подглазурные.
     Разнообразные  по цвету надглазурные краски  представляют  собой смесь пигментов (оксиды  железа, кобальта, меди и др.) с флюсами (свинцовые, свинцово-борные  силикаты). При обжиге  (600-800оС) флюсы  размягчаются и краска наплавляется на глазурь.
     Внутриглазурные   краски обжигают  при 1200-1400оС. При  этом  краски выплавляются или погружаются  в глазурь,  что обеспечивает их высокую механическую и химическую устойчивость.
     Подглазурные  краски  (оксиды кобальта, хрома, марганца, растворимые соли,  ангобы) наносят  на   неглазурованную поверхность черепка и закрепляют в политом обжиге вместе с глазурью. Подглазурный  кобальт  дает глубоко синюю окраску, а растворимые  соли  кобальта, никеля – мягкие (пастельные) тона.  Ангобы – краски на основе тонкодисперсных глин с добавлением пигментов – широко используют при декорировании майолики и реже при декорировании фаянса.

     Производство  керамических изделий.

     Производство  керамических изделий состоит из обработки сырья и приготовления  массы, формирования изделий, сушки, обжига  и декорирования.
     Обработка  сырья и приготовление керамической массы сводятся к очистке сырья от посторонних (главным образом окрашивающих) примесей, грубому и тонкому его измельчению, смешению в соответствии с рецептурой, тщательной переминке и вакуумизации массы.  Примеси оксидов титана, железа вызывают  желтоватые, сероватые оттенки черепка, а неоднородность массы является причиной образования деформаций, трещин, неровностей.
     Формование  бытовых изделий производится  в основном из пластичной массы и литьем из шликера (суспензии компонентов массы в воде).
     Изделия простых очертаний (тарелки, кружки, салатники и т.д.) формируют  из пластичной массы влажностью 20-25% на станках в гипсовых или других вращающихся формах  посредством шаблона или ролика. Изделия  сложной конфигурации, с тонкими стенками, рельефным  или  ажурным рисунком  изготавливают отливкой жидкого шликера в гипсовые формы.
     Новыми  прогрессивными методами  производства керамических изделий  являются  формование из пастообразных масс, прессование в металлических формах из порошков.
     Возможные дефекты  формовки – разнотолщинность  стенки,  следы изношенных форм, попадание  кусочков гипса в массу.
     Сушка  имеет целью повысить прочность полуфабриката и подготовить его к обжигу.  Влажность  доводится до 1-2%. При  слишком быстрой  или  неравномерной сушке  возможны  деформация или образование трещин.
     Обжиг формирует структуру черепка и свойства керамических изделий.  Обычно  проводят двукратный обжиг. Первый обжиг - утельный – для твердого фарфора является предварительным  (900-1000оС), для мягкого фарфора (1260оС), фаянса  (1250-1280оС), майолики  (990-1100оС) – основным, определяющим их свойства. Второй  - политой – обжиг твердого фарфора (1350-1420оС) имеет целью завершение  физико-химических превращений компонентов, окончательное  формирование черепка  и  глазури, ее зеркальный разлив. При политом обжиге  мягкого фарфора, фаянса и майолики  происходит  плавление и  закрепление глазури. Изделия из низкотемпературного фарфора закрепляют однократно.
     При  нарушении газового и температурного режимов обжига возникают дефекты  черепка и глазури: пятнистость, деформация, трещины, пузыри и прыщи, мушка, матовость, наколы, плешины глазури  и др.
     Декорируют  керамические изделия посредством окрашивания  массы в розовый, голубой, зеленый цвета, нанесение  декоративных глазурей (цветных, «кракле», кристаллических, матовых  и др.), рельефными и углубленными рисунками, но чаще всего раскрашиванием.
     Основными видами разделок являются  следующие.
     Усик, отводка, лента – это непрерывные  круговые полоски разной ширины: усик – до 1 мм, отводка – до 3, лента  – 4-10 мм. На фаянсовые  изделия  наносят  также буфетную ленту  шириной 12-16 и 32 мм, на фарфоровые изделия с вырезным краем – ленту с завалом, захватывающую вырезной край. Эти разделки применяют самостоятельно или в комбинации с  другими.
     Трафарет  представляет собой плоскостной  одно-, двух- или многокрасочный рисунок  с  резко очерченными краями. Получают его  распылением краски через  вырезы трафарета. Внешние признаки: в рисунке отсутствуют мелкие детали, краска нанесена тонким слоем, детали рисунка отделены друг от друга.
     Крытье  сплошное – это покрытие корпуса  изделия  равномерным слоем краски;  полукрытье – цветная полоса шириной 20 мм и более; нисходящее крытье – это крытье  с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому; при крытье с прочисткой  в краске прочищен узор.
     Штамп – однокрасочный  графический  рисунок  краской или золотом, наносимый  резиновым штампом.  На фаянсовой посуде используют  штамп с цветным пудражом  одной или более красками.
     Печать  - графический однокрасочный  рисунок, перенесенный с  гравированной доски  или вала на папиросную бумагу или  резиновую мембрану, а с них  на изделие. Рисунок может быть  дополнительно раскрашен вручную одной, двумя или более красками. Внешние признаки: – тонкий одноцветный контур, следы ручной раскраски.
     Декалькомания  (деколь) представляет собой  одно или  многокрасочный рисунок, наносимый  с помощью переводной картинки.  Различают  деколь обычную и сдвижную, или  шелкотрафаретную.  Обычная деколь едва ощущается рукой, рисунок чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами одного  тона в другой. Сдвижная деколь имеет более толстый слой краски, насыщенный цвет, однако  число красок  в рисунке ограничено, переходы тонов, как правило, отсутствуют. Разработаны  комбинированные и золотосодержащие деколи.
     Шелкография – это одно-  или  многокрасочный рисунок с  тонкими и точными  штрихами.  Получают его продавливанием  краски через  шелковый трафарет-сетку.
     Живопись  выполняется вручную кистью или  пером красками, золотом, люстрами и  их комбинацией. Рисунок  сочный, яркий  со следами  работы кистью. Иногда  рисунок наносят по мастике. По рисунку  матовым золотом может выполняться  гравировка (цировка).
     Разделка  рельефа – это разрисовка  всех деталей рельефа краской  или золотом.
     Фотокерамика  – фотография, воспроизведенная на изделии, часто в медальоне –  круглом, овальном или ином обрамлении.
     Рисунки  в зависимости от расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и букетом. Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий, бортовой – расположен непрерывной полосой  по борту, низу или посередине изделия, раскидной – это пять  и более не связанных друг с другом лепков или  рисунков;  букетом – до трех рисунков включительно.
     Разделки  выполненные надлазурными красками,  закрепляют в муфельном обжигу. Затем  изделия сортируют, маркируют штампом  или деколью с указанием  товарного  знака завода, сорта, группы разделки, розничной цены.
          Изделия 1-го  сорта  маркируются красной  краской, 2-го – синей, 3-го – зеленой 

       1.3 Характеристика основных видов керамики. 

       Фарфор – это наиболее ценный вид керамики. Он имеет плотный, спекшийся (пористость до 5%, водопоглощение до 1%), белый, в изломе блестящий черепок, который просвечивает в тонких (до 2,5 мм) слоях. Изделия из фарфора покрывают обычно бесцветной прозрачной глазурью. Белизна фарфора в настоящее время регламентируется стандартом и составляет 55-68%. Декоративные изделия могут быть изготовлены из неглазурованного фарфора. Наносят глазурь на всю поверхность, кроме края полых изделий (чашек) и ножек плоских (тарелок, блюдец). При ударе о край изделия деревянной палочкой фарфор издает продолжительный высокий звук. Наиболее вредные примеси фарфора – Fe2O3 и ТiO2. Для улучшения формовочных свойств в фарфоровою массу наряду с каолином вводят высокопластичные беложгущиеся огнеупорные глины и пластификаторы (4-5% бентонита). В качестве плавней для производства фарфора применяют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат и др. Вследствие очень малого интервала спекания фриттового фарфора для предотвращения деформаций обжиг изделий ведут в специальных глиняных формах, с подставками. Брак изделий после обжига часто превышает 50%.
     Разновидностями фарфора являются твердый фарфор и мягкий фарфор (полуфарфор).
     Твердый фарфор или просто фарфор, представляет собой однородную, белую, сильно звенящую, твердую и трудноплавкую, при незначительной толщине весьма прозрачную массу, в изломе жирно-блестящую, раковистую, мелкозернистую; твердый фарфор состоит главным образом из каолина и полевого шпата с примесью кварца, извести и т. д. и покрыт твердой глазурью. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон; более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь.
     Обожженный  без глазури фарфор известен в  продаже под названием "бисквита"; но по большей части фарфор глазируется, расписывается и кроется позолотой по глазури или под глазурью. Выдающимися достоинствами отличается французское производство, в особенности в Лиможе, где каждая фабрика имеет свою особую специальность, в которой достигает несравненных результатов. В Германии первое место занимает Мейссен, затем Берлин, а также Пиркенгаммер и Эльнбоген в Богемии.
     Твердый фарфор, в зависимости от назначения делится на 3 группы:
     - хозяйственный и художественный (посуда, статуэтки, вазы);
     - электротехнический (изоляторы);
     - химический фарфор (лабораторная  посуда и др.).
     Мягкий  фарфор характеризуется белым или окрашенным плотным полуспекшимся черепком, покрытым полупрозрачной или цветной глазурью. По составу и температуре обжига занимает промежуточное положение между фарфором и твердым полевошпатным фаянсом. Водопоглощение составляет 3 – 5%.
     Мягкий  фарфор изготовляют из массы, содержащей повышенное количество полевого шпата  и пегматита. Вследствие увеличения стеклообразной части мягкий фарфор имеет повышенную белизну, просвечиваемость, но уступает твердому по прочности, термоустойчивости и стойкости к механическим воздействиям. Разновидностью мягкого фарфора являются высокополевошпатный и костяной фарфор.
     Высокополевошпатные фарфоровые изделия характеризуются высокой белизной, просвечиваемостью и очень тонким черепком, имеет большие декоративные возможности, применяется для изготовления дорогих сервизов, скульптур и т.д. Костяной же фарфор содержит до 50% костяной муки. По свойствам он напоминает высокополевошпатный, но имеет большую механическую прочность. Отдельные виды костяного неглазурованного фарфора носят название париана (малопрозрачный материал с желтоватым оттенком) и каррары (напоминают белый каррарский мрамор). Применяют костяной фарфор для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также бисквитных скульптур. Для изготовления столовой посуды этот материал не применяют, так как он неустойчив к действию кислот и щелочей.
     Мягкий  фарфор, обнимает собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий. Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает. Французский мягкий фарфор состоит из не вполне расплавленной, стекловидной, мелкозернистой массы, со свинцовой, хрусталевидной, кремнистой глазурью. Легкоплавкая глазурь, делающая его по наружному виду похожим на китайский фарфор, допускает густое письмо и гораздо более нежные тона, чем твердый фарфор. В состав английского мягкого фарфора (костяной фарфор) входит жженая кость, фосфорнокислые соли, каолин и т. д. Он занимает место между каменной массой и твердым фарфором, походит на белый алебастр и чрезвычайно прозрачен. Для живописи он представляет те же преимущества, как французский и немецкий, но особенно благоприятен для позолоты и украшения драгоценными камнями.
     Фаянс относится к пористой керамике (пористость до 30% объема, водопогощение 9 – 12%). Он имеет  белый с желтоватым оттенком черепок  без блеска, покрытый более легкоплавкой, менее термически стойкой по сравнению  с фарфором глазурью. При колебаниях температуры легко образуются трещины глазури и черепок впитывает жидкость. Фаянсовые изделия не просвечивают, при ударе издают глухой короткий звук, их ножки и край заглазурованы. Большинство изделий изготовляют из твердого (полевошпатного) фаянса, масса которого содержит около 60% каолина и беложгущихся глин, 30 – 35% кварца и до 10% фаянсового боя и полевого шпата. Мягкий фаянс (глинистый, известковый) имеет более низкую механическую прочность. В нашей стране он не нашел широкого распространения.
     В России временем рождения и быстрого освоения производства фаянса стал XVIII век. Некоторые фаянсовые заводы наряду с фаянсом с середины XVIII века стали выпускать фарфоровые изделия. Фаянс отличается от фарфора  тем, что фаянсовая масса содержит значительно больше глины. В «глинистом» фаянсе содержание глины доходило до 85%, температура обжига была 950-960°С, такой фаянс покрывали цветной глухой глазурью. Этот фаянс характеризовали высокая пористость и малая механическая прочность. Известковый фаянс средних веков содержал кроме глины и кремня еще 10 – 35% известняка или мела; температура обжига его достигала 1100 – 1160°С; черепок был пористый (19 – 22% по водопоглощению) и малопрочный. Твердый, или полевошпатовый, фаянс получил распространение с конца XIX века. Мел был частично или полностью заменен полевым шпатом. Твердый фаянс обжигали дважды: сначала при более высокой температуре (1230-1280°С) – для получения качественного черепка, а вторично – при более низкой температуре (1050-1150°С) – только для оплавления глазури.
     Если  говорить о недостатках фаянса, то в первую очередь нужно сказать  о его пористости, которая приводит к поглощению им влаги из воздуха, что ведет к некоторому его  разбуханию (0,016—0,086% от объема), к разрыву  глазури и к появлению цека (мелких трещин глазури), возрастающего с течением времени. На всех старинных фаянсовых изделиях глазурь покрыта сеткой цека, являющейся для коллекционеров своеобразным признаком достоверности давнего происхождения старого фаянса. Глазурь для фаянса применяется фриттованная легкоплавкая. Введение в массу 3 – 4% мела, магнезита и доломита, а также, повышение температуры обжига на 20 – 40°С может устранить цек. Обычно фаянсовые изделия достигают предела увеличения своего объема через два – три года.
     Существуют  различные виды фаянса:
     а) Фаянс известковый – вид фаянса, содержащего в качестве исходных компонентов, кроме пластичных материалов и кварца, мел или доломит. Отличается невысокой температурой и узким интервалом обжига;
     б)Фаянс мягкий, который содержит относительно большое количество плавней, вводимых в массу вместе с глинистым веществом;
     в)Фаянс полевошпатный– это вид фаянса, содержащий кроме глинистых и кварца определенное количество полевых шпатов;
     г)Фаянс твердый– это фаянс с высокой температурой обжига и хорошими механическими характеристиками.
     Керамика, жаростойкие стекло и фарфор требуют  внимательности при использовании, но, несмотря на необходимость соблюдения «техники безопасности», специалисты  решительно утверждают – именно за этой посудой будущее. 

       1.4 Классификация и ассортимент бытовых керамических изделий. 

     Ассортимент  керамических товаров  формируется  под воздействием  научно-технического прогресса,  социально-демографических  факторов, смены стилевых  направлений  в декоративно-прикладном искусстве.
     Ассортимент  изделий  тонкой керамики  классифицируют по типу керамики, назначению, виду изделий,  фасонам, размерам, видам и сложности  декорирования, комплектности.
     По  типу керамики   различают фарфоровые, тонкокаменные, полуфарфоровые, фаянсовые м майоликовые изделия.  Фарфоровые изделия составляют 60-65% общего производства тонкой керамики, фаянсовые –32, майоликовые 2%.
     По  назначению  выделяют посуду  для предприятий общественного питания и изделия бытового назначения.  Посуда для предприятий общественного  питания  специализируется по типам предприятий  (рестораны, кафе, детские сады и т.п.); она должна быть строго функциональной, удобной в складировании, мойке.
     Изделия бытового назначения подразделяют на посуду (чайную, кофейную, столовую, кухонную) и художественно – декоративные изделия (скульптура, вазы  для цветов и декоративные настенные  украшения и др.) Среди посуды различают также изделия  повседневного и праздничного характера. Соотношение  изделий различного назначения  в ассортименте  определяется  типом керамики.
     Виды (наименования) посуды различны. Названия  изделий обычно  связаны с их назначением (чайник, сахарница и  т.п.).
     Фасон изделий  определяется формой корпуса (шар, овал, конус и т.п.), конструкцией (на ножке,  поддоне, с ручками, крышкой), характером поверхности (гладкая, с рельефным рисунком) и края изделия (ровный, вырезной), видом  борта (сплошной, ажурный).  В соответствии с формой корпуса  и отношением высоты (h) к диаметру (d) посуду  подразделяют на плоскую  h/d ? 0,5 или полную h/d > 0,5. Фасонам присваивают индивидуальные названия («Нарцисс», «Горнятко» и др.) или номера.
     По  размерам  фарфоровую посуду   подразделяют  на мелкую – диаметром  или длиной до 175 мм, вместимостью до 0,25 л.,  среднюю диаметром или длиной дл 250 мм  и вместимостью до 0,6 л. и крупную  диаметром  диаметром  или длиной от 250 мм и  вместимостью 0,6 л. и более. По толщине черепка  посуду из твердого фарфора  разделяют на  посуду с обычным,  утолщенным черепком и тонкостенную.
     По  видам разделок  различают  посуду, украшенную  деколью, печатью, живописью и др.
     Разделки  и соответственно изделия  подразделяют на груповые и внегрупповые.  Сложность  и номер группы разделки зависят  от ее вида, используемых красок (подглазурные, надглазурные, золото и т.д.), композиции рисунка (сплошной, букетом и т.д.). Групповые  разделки  фарфоровых изделий делят на десять  групп  - с 1-й по 10-ю, фаянсовых на  семь групп – с 1-й по 7-ю.
     Разделки  посуды из керамики других  типов  на группы не подразделяют.
     Внегрупповые  изделия относят к высокохудожественным,  их фасоны и разделки  отличаются  высокой сложностью  и оригинальностью. В прейскуранте они имеют индивидуальные описания.
     Перспективными  направлениями  в декоре фарфоровых изделий  являются  использование  цветных масс, комбинированных  и золотосодержащих деколей, люстров.  В декоре  наряду с  традиционными цветочными применяют  пейзажные, охотничьи  и другие сюжеты.
     По  комплектности  различают посуду штучную (одиночную),  парную (чашки  с блюдцами), в виде наборов,  комплектов, сервизов и гарнитуров.
     Наборы – совокупность одного вида посуды, например наборы тарелок разного размера.
     Комплект  – несколько видов посуды одного назначения, например подарочный  комплект из чашки с блюдцем и тарелки.
     Прибор – это набор или комплект для индивидуального пользования.
     Сервизы – чайные, кофейные, столовые – включают  обязательные виды посуды для определенного  числа человек.
     Гарнитуры – представляют собой совокупность сервизов, наборов или комплектов, объединенных  единым стилевым решением.
     Среди внегрупповых изделий имеются  сервизы  и гарнитуры расширенной комплектации.  Составы комплектующих изделий  предусмотрены прейскурантом.
     Ниже  приведена  характеристика  ассортимента  изделий из различных типов керамики.
     Фарфоровые изделия благодаря  ценным физико-химическим и эстетическим свойствам  фарфора очень разнообразны по назначению.
     Ассортимент  чайной и кофейной посуды из твердого фарфора  весьма широк и представлен  в прейскуранте  следующими  основными  видами: чайные чашки с блюдцами  (вместимостью 0,2-0,5 л.), кофейные чашки (0,60-0,130 л.)  кружки (0,90-0,5 л.), стаканы (0,2-0,25 л.),  пиалы (0,140-0,4 л.), чайники заварные (0,25-1 л.), доливные (до 5 л.),  кофейники (0,5-1,4 л.), масленки, сливочники, сухарницы, вазы для фруктов и варенья, блюдца для варенья,  сухарницы, полоскательницы.
     Выпускают посуду с обычной толщиной черепка  и тонкостенную, групповую и внегрупповую, штучную и комплектную – комплекты, наборы, сервизы, гарнитуры.
     Ассортимент  чайной и кофейной посуды  из низкотемпературного фарфора менее разнообразен – в основном это отдельные изделия.
     Ассортимент  столовой посуды  из обычного, твердого и  низкотемпературного фарфора  включает тарелки  мелкие (диаметром 150,175, 200, 220, 240 мм), глубокие (200, 220,240 мм), миски (170-220 мм), блюда круглые (250—350 мм), овальные, селедочницы, вазы для бульона, супа, копмота (вместимостью 1,2-3,5 л.), подливочники,  салатники, менажницы (для гарнира), шпротницы, изделия для специй – солонки, горчичницы, перечницы, хренницы, уксусницы. Вырабатывают как штучную, так и комплексную столовую посуду в виде наборов и сервизов.
     Кухонную  посуду изготавливают из твердого и  низкотемпературного фарфора;  это  банки для сыпучих продуктов, горшки для простокваши, смиетанницы, сырницы, чайницы, доски для сыра, подносы, дуршлаги и др.
     Чайная  и столовая  посуда для детей  (штучные изделия и наборы) помимо меньших размеров отличаются  простыми удобными формами, яркими рисунками  с изображениями животных, птиц, персонажей сказок и т.п.
     Художественно-декоративные изделия представлены весьма широко. Это  высокохудожественная  посуда,  декоративные изделия  для украшения  стола и интерьера,  сувениры. Их изготавливают из твердого и мягкого  фарфора, белых и  цветных масс. Декоративные изделия,  (скульптура, бюсты и др.) могут выпускаться глазурованными  и неглазурованными, в  «белье» и раскрашенными, в виде отдельных изделий или комплектов. Номенклатура изделий, художественное их решение специфичны для каждого завода – изготовителя.
     Ассортимент тонкокаменных изделий из полуфарфора  включает отдельные предметы и наборы посуды,  декоративные изделия: вазы,  скульптуру, куманцы, пепельницы и сувениры. Декорируют их ангобами, надглазурными  и и подглазурными красками, растворимыми солями металлов, цветными глазурями.
     Из  термостойких тонкокаменных масс вырабатывают кухонную жаростойкую посуду.
     Ассортимент фаянсовых изделий ввиду меньшей механической и термической устойчивости, отсутствия  просвечиваемости,  предствлен в основном столовой, штучной  и комплектной  посудой. Ее номенклатура и варианты размеров разнообразнее, чем у фарфоровой  посуды. Однако около 70% в ассортименте фаянсовой посуды  составляют тарелки. Ассортимент чайной  посуды невелик; в нем отсутствуют,  например чайники, вазы для варенья, чайные сервизы. Выпускают и кофейные сервизы. Фасоны  изделий округлые  или овальные с мягким переходом частей,  разделки выполнены обычно подглазурно полумеханическими методами. Художественно-декоративные изделия представлены  вазами для цветов и декоративными настенными тарелками, сувенирами.
     Майоликовые изделия  носят выраженный  национальный  характер. Структура  ассортимента, виды  формы изделий, приемы  декорирования  и даже цветовой колорит  традиционны  для отдельных местностей и предприятий. Ассортимент классифицируют  по виду  черепка  - из беложгущихся и цветных глин, назначению и  другими признаками.  Из майолики  вырабатывают  штучную и  комплектную  чайную, кофейную и столовую посуду, в большом  количестве  выпускают художественно-декоративные изделия.
     Художественные  майоликовые изделия  представлены скульптурой (чаще фигурки животных),  вазам для цветов и декоративными (настольными, настенными, напольными, подвесными), настенными тарелками  и блюдами,  сувенирами, а также  изделиями утилитарного характера.  Декорируют майоликовые изделия росписью ангобами, гравировкой по ангобу, одноцветными  и потечными глазурями, глазурями внесенными в «кракле», восстановительного огня и др.
     Основными направлениями развития ассортимента тонкокерамических изделий являются дизайнерская  разработка конструкций посуды для  отдельных типов предприятий  общественного питания и бытовой посуды для кухни (емкости для холодильника и др.), повышение доли комплектной посуды в общем  выпуске   до 30%,  варьирование состава комплектной  посуды  повседневного пользования в соответствии с  требованиями  потребителей, улучшение  ее эстетических свойств.
  
 
 
 

     1.5 Требования к качеству  керамических изделий.
        
          Стандарты  различных категорий и видов регламентируют  показатели  потребительских свойств керамических товаров, правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.
     Установлены  показатели назначения – размеры  и  устойчивость изделий на плоскости,  показатели  водопоглощения и термостойкости. Водопоглощение  черепка обычного твердого фарфора не должно  превышать 0,2%,  низкотемпературного  фарфора  - 0,8,  тонкокаменных изделий – 3, фаянсовых – 12,  майоликовых с белым черепком – 12, с цветным  черепком – 16%.
     Термостойкость  фарфоровой посуды  должна составлять 165оС, фаянсовой с бесцветной глазурью – 145, с цветной глазурью – 115,  майоликовой посуды –130-150оС.
     Нормируют  показатели  надежности – прочность  плоских изделий  и прочность  прикрепления деталей, кислотостойкость  посуды. Посуда должна быть прочной. Тарелки  и блюдца из обычного  твердого и  низкотемпературного  фарфора не должны разрушаться при хранении  в течение 5 дней в стопах по 120 штук, из костяного  фарфора и фаянса – по 100 штук. Приставные детали (ручки, носики) должны выдерживать нагрузку,  которая вдвое превышает   массу воды,  заполняющую изделия. Поверхность посуды, соприкасающейся с пищей должна быть кислотостойкой.
     Обуславливают  эргономические  показатели. Ограничивают  выделение вредных веществ из  глазури и  керамических красок, нормируют  показатели удобства пользования:  плотность посадки крышки, показатель сливной способности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.