Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дефицит бюджета и государственный долг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра экономики 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему: «Дефицит бюджета и государственный  долг» 
 
 
 
 
 

Выполнила:  _____________    ______  студ. гр. ЭУП-092      
                                   (подпись)                    (дата)                               Е.Н. Демьянко 

Руководитель: _____________ ______           ст. преподаватель
                                   (подпись)                    (дата)                             А.А. Ахрамейко          
 
 
 
 
 
 

Могилёв 2010 

     СОДЕРЖАНИЕ:
     Введение 3
     Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории:
     1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 5
     1.2. Основные причины устойчивого  бюджетного дефицита и увеличения  государственного долга 8
     1.3 Первичный дефицит государственного  бюджета и механизм самовоспроизводства  долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 11
     1.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего  долга, их влияние на экономику  страны  14
     1.5. Причины долгового  кризиса и стратегия  управления государственной  задолженностью 17
     Глава 2  Государственный долг и дефицит  бюджета в РБ
     2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 20
     2.2 Внешний государственный долг  Беларуси на 2008- 2010г. 20
     2.3  Внутренний государственный долг  в Республике Беларусь 2008-2010г. 22
     Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера
     3.1 Планирование дефицита бюджета  РБ, перспективы погашения государственного  долга в РБ 23
     3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета 25
     3.3 Реализация модели 31
     Заключение 33
     Список  использованных источников 34
     Приложение А 35
 


     ВВЕДЕНИЕ 

     Основной  целью бюджетного регулирования  является проведение финансово –  бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно  надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу  неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга  не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к  ускорению инфляции, то есть выступают  сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных  дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают  использование бюджетных дефицитов  и государственного долга наиболее эффективным способом оживления  экономики, особенно в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие  вопросы: нужен ли бюджетный дефицит  и государственный долг вообще; какими они должны быть по размеру (процент ВВП); какое их количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.
       Проблема государственного долга  рассматривалась в большом количестве  научных трудов. Дефицит называют  хроническим недостатком государственных  бюджетов. Считается, что его «узаконил»  известный экономист Дж. М. Кейнс  своими рекомендациями проводить  политику дефицитного финансирования. Значительное внимание проблеме  исследования государственного  долга и последствий его существования  уделяли Р.Барро, А.Лернер и др. Теоретическим и практическим вопросам государственного долга   посвящены работы таких экономистов, как А.Гальчинский и Т.Бондарчук. Особенности макроэкономической среды трансформации, в которой развивается государственный долг, а также проблема государственной задолженности исследованы в трудах Г.Башнянина, Т.Вахненко, О.Зарубы, З.Луцишин. Проблему управления государственным долгом рассматривали А.Вавилов, Г.Трофимов, В.Козюк, О.Горская.
     Целью работы  является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и  макроэкономических показателей, определение  величины дефицита бюджета, в том  числе и для Беларуси за 2008-2010г., поиск оптимальных путей сбалансирования  дефицита бюджета.
     Основными задачами, которые необходимо выполнить  для осуществления поставленных целей, являются: проведение анализа  динамики бюджетного дефицита и государственного долга в Беларуси в 2009-2010 годах, изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей  сбалансирования бюджетного дефицита.
     Данная  тема связана со многими темами макроэкономики, а именно с фискальной, монетарной политикой, инфляционными процессами, динамикой показателей ВВП и  другими.
 

     
     Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории 

     1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 

     Бюджетный дефицит возникает, когда расходы правительства превышают налоговые поступления. Обычно выделяют четыре способа финансирования бюджетного дефицита:
     1   Финансирование за счет налогов.
     Величина  бюджетного дефицита может уменьшаться, если увеличиваются налоговые доходы государства. К сожалению, осуществление  политики сбалансированного бюджета  наталкивается на ряд трудностей социального, политического и экономического характера. Кроме того, по мнению некоторых  экономистов, существуют вполне объективные  границы увеличения налоговых доходов.
     2   Денежное финансирование.
     Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет денежной эмиссии. Этот способ очевидно влечет за собой ускорение инфляционных процессов. В законодательствах многих стран запрещено или ограничено заимствование у Центрального банка страны в целях покрытия дефицита бюджета.
     3   Продажа активов.
     Для покрытия бюджетного дефицита государство  может осуществлять продажу земли, предприятий государственного сектора (в процессе их приватизации), золота и т. п. К этому способу финансирования прибегают достаточно редко, так  как в противном случае в конце концов будут проданы все имеющиеся активы. В результате в будущем доходы государства уменьшатся.
     4   Долговое финансирование.
     Правительство, обычно через посредство Центрального банка, осуществляет продажу долговых обязательств (облигаций) населению  и коммерческим банкам. Долговое финансирование осуществляется также с помощью  внешних займов, получаемых, как  правило, в виде кредитов иностранных  государств или международных валютных организаций. Такое финансирование приводит к возрастанию величины государственного долга.
     Общий объем непогашенных государственных  облигаций образует государственный  долг.[11, с. 83-84]
     Т.е. государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
     Внутренний  государственный долг - задолженность  государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
     Внешний государственный долг - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
     Частный долг - общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг.
     Государственный и частный долг являются элементами кругооборота "доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным миром. Создание долга - это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.
     Если  правительство сводит бюджет с профицитом, то оно либо уменьшает объем неоплаченных государственных облигаций (погашает долг), либо уменьшает предложение  денег. Управление долгом подразумевает  выпуск облигаций не только для финансирования текущего бюджетного дефицита, но также  для оплаты долговых обязательств, по которым наступил срок платежа (рефинансирование долга).
     Количественная  оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:
      Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга. Не учитывается обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).
      Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD, где D величина государственного долга: Rr - реальная ставка процента; Rn - номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину ?D, так как, по уравнению Фишера,
 
                   ?= Rn - Rr       (1) 

     При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так как в периоды роста инфляции  

                                               (2) 

     Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: 

Реальный  дефицит =  госбюджета
Номинальный дефицит – госбюджета
Величина  госдолга на ?  начало года
Темп  инфляции.(3) 
 

     При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение. 
    Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.
     К числу квазифискальных  операций относятся:
     3.1 финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
     3.2 накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают в основном за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных экономиках весьма значительны;
     3.3 финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также финансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.
     Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
           375
     Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.
     Поэтому целесообразно  использовать относительные показатели задолженности, представленные в таблице 1.
     Таблица 1-Относительные показатели задолженности.
     Показатели      Характеристика  показателей
            Показатели  запаса, характеризующие бремя долга в более долгом периоде, то есть степень зависимости национальной экономики от прошлого притока иностранного капитала.
      
            Показатели  потока: чем они выше, тем в  более активной краткосрочной корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика в целях уравновешивания платежного баланса (особенно если велика доля внешнего долга).
      
 
     В макроэкономическом анализе также  используется сравнительная динамика показателей 

                                     (4) 

                                     (5) 

     [1, с. 372-375]. 

     1.2. Основные причины  устойчивого бюджетного дефицита  и увеличения государственного  долга 

     Бюджетный  дефицит  представляет  собой  систему  экономических  отношений,  связанных  с  привлечением  дополнительных  доходов,  сверх  имеющихся  у  государства,  и  их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами. [2, с. 269]
     Такие  дополнительные  доходы  образуются  главным  образом в  результате  эмиссии  денег,  выпуска  государственных  ценных  бумаг, осуществления  внутренних  и  внешних  займов.
     Отсутствие  положительного  бюджетного  сальдо  не  следует  связывать  исключительно  с  чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит  может  быть  обусловлен государственным  регулированием  экономики и  отражать  намерения  правительства осуществлять крупные  государственные  вложение  в  развитие  отраслей  хозяйства  с  целью достижения  прогрессивных  сдвигов  в  структуре  общественного  производства.
       Однако чаще всего дефицит  отражает кризисные явления в   экономике, ухудшение  показателей   финансово-хозяйственной  деятельности  субъектов хозяйствования, нарушение  экономических связей, неэффективность   налоговой  системы и т.д.
           Таким  образом,  в  конечном   итоге  дефицит  бюджета  является  следствием:
    Чрезмерных  государственных  расходов;
    Ограниченности  финансовых возможностей государства  мобилизовать необходимые  доходы (сознательное   сокращение  налогов в  целях  стимулирования  деятельности  субъектов  хозяйствования  или из-за  низкой  собираемости  доходов);
    Циклических  спадов  в  экономике.[2, с. 261]
     Вынужденный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны.
     Сознательный  бюджетный дефицит возникает при условии, когда для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство целенаправленно снижает ставки налогообложения и увеличивает государственные затраты.
     Структурные затраты и поступления в большинстве  состоят из дискреционных программ, введенных законодательством. А  циклические затраты и дефициты состоят из налогов и затрат, которые  автоматически приспосабливаются  к состоянию экономики. Так, в  случае спада производства каждый процентный пункт роста нормы безработицы  увеличивает на соответствующую  сумму циклический дефицит. Это  происходит потому, что налоговые  поступления уменьшаются, а государственная  помощь с безработицы растет.
     Когда же правительственные структуры  ставят за цель уменьшить бюджетным  путем повышения налоговых ставок и снижение расходов, то соответственно уменьшается структурный дефицит  при полной занятости или потенциальном  объеме производства. Если государственный  законодательный орган решит  ввести программу, которая субсидирует  социальное обеспечение материнства, это приведет к росту структурных  затрат, соответственно увеличит структурный  дефицит.
     В теории различают активный и пассивный  дефициты. Первый возникает в результате сознательного планирования превышения расходов над доходами. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту.
     Второй  возникает в связи со снижением  налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, налоговых неплатежей). [3, с. - 11]
     Основными причинами устойчивых бюджетных  дефицитов и увеличения государственного долга являются:
     1 увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
     2 циклические спады экономики;
     3 сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов).
     Налоговые поступления в государственный  бюджет Т и показатель налогового бремени в экономике (где Y - совокупный выпуск) в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:
        3.1 в целях стимулирования  экономики целенаправленно сокращается "налоговый клин";
        3.2 все системы  налогообложения включают значительное  количество льгот;
        3.3 нередко налоговые  сборы снижаются из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках;
        3.4 в переходных  экономиках налоговые отчисления  в бюджет также падают из-за спада в традиционных отраслях производства;
     4 усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;
     5 повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:
    увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);
    увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).[1, с. 376-377]
 
     1.3 Первичный дефицит государственного  бюджета и механизм самовоспроизводства  долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 

     Одним из факторов экономического роста является соотношение 
.
     Динамика  этого соотношения зависит от следующих факторов:
    величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;
    темпов роста реального ВВП;
    величины первичного дефицита госбюджета.
     Первичный дефицит госбюджета представляет собой  разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга. 

                                           (6) 

                                     (7) 

                     (8) 

     где BD общий- общий дефицит бюджета;
     BD первичный- первичный дефицит бюджета;
     G- государственные закупки;
     N - выплаты по обслуживанию долга; 
     F-трансферты;
     T-налоговые поступления в бюджет;
     D - величина долга;
     RR - реальная ставка процента.
     Механизм самовоспроизводства  государственного долга:
     BD первичный ^ => государственные ^ => государственный ^ => N^
                                      займы            долг
     => BD общий ^ => новые государственные ^ => долг ^=> и т.д.
                                   займы
     Если  реальная ставка процента превышает  темп роста реального ВВП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВВП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВВП, характеризующее бремя долга.
     Для прогнозирования  динамики соотношения долг/ВВП используется зависимость: 

                                                     (9)   

     где ??- изменение соотношения долг/ВВП,
           ?-исходное значение соотношения долг/ВВП,
           RR- реальная ставка процента,
            – темп роста  реального ВВП,
           ? – доля первичного бюджетного излишка в ВВП.
     Для снижения соотношения долг/ВВП необходимы два условия:
    реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального ВВП;
    увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВВП должно быть постоянным.
     Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором увеличения долгового бремени.
     Увеличение  налогов является для правительства  одним из способов получения необходимых доходов для выплаты процентов по обслуживанию долга и погашения его основной суммы. Для того чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму, не меньшую, чем N.
     Это означает, что соотношение N/ВВП является нижней границей ставки подоходного налога: 

                                                                      (10) 

     где У совокупный доход (или ВВП).
     Так как, кроме обслуживания долга, правительство  должно финансировать и другие расходы (в частности, госзакупки и трансфертные выплаты), то ситуация, когда 

                                                         (11) 

     свидетельствует о нарастании напряженности в  бюджетно-налоговой сфере.
     Увеличение  налогов как условие обслуживания растущего долга может привести к снижению стимулов к труду, к  инновациям и к инвестированию. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста.
     Для финансирования бюджетного дефицита используется также долговое финансирование, когда  для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных  ценных бумаг на открытом финансовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход (как  правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета, что в результате приводит к росту государственных расходов.[6, c. 133]
     Долговое  финансирование дефицита госбюджета увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. В частном секторе могут производиться либо потребительские, либо инвестиционные товары. Если рост государственных расходов "вытесняет" производство инвестиционных товаров в частном секторе, тогда уровень потребления (уровень жизни) сегодняшнего поколения не будет затронут. Однако будущее поколение унаследует меньший объем основных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более низкий уровень дохода. Этот эффект возникает в том случае, если прирост государственных расходов происходит преимущественно за счет увеличения расходов потребительского назначения (социальные трансферты: субсидии школьникам, малообеспеченным слоям населения и т.д.).
     Государственные инвестиции, как и частные, укрепляют производственный потенциал экономики. Если прирост правительственных расходов приобретает вид инвестиционных расходов (например, вложений в строительство автострад, портов, инвестиций в "человеческий капитал" в системе образования и здравоохранения), тогда производственные мощности, оказывающиеся в распоряжении будущих поколений, не будут сокращаться. Изменится их структура в пользу увеличения доли государственного капитала. При этом, однако, могут быть вытеснены частные инвестиции потребительского назначения, что относительно ограничит возможности текущего потребления населения.
     Поведение потребителей в условиях роста государственной задолженности весьма противоречиво, что находит свое отражение в дискуссии между сторонниками традиционной и рикардианской точек зрения на государственный долг.
     Согласно традиционной точке зрения, снижение налогов, финансируемое за счет государственных займов и накопления долга, стимулирует рост потребительских расходов и приводит к сокращению национальных сбережений. Рост потребления увеличивает совокупный спрос и доход в краткосрочном периоде, но в долгосрочном плане ведет к снижению объемов накопленного капитала и ограничению экономического роста. Снижение налогов, финансируемое правительством за счет займов, будет оказывать воздействие на экономику по многим направлениям. Снижение налогов сразу же вызовет рост потребительских расходов. Рост потребительских расходов влияет на развитие экономики как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. На протяжении краткосрочного периода увеличение потребительских расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объема производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объема сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведет к снижению конкурентоспособности фирм на мировом рынке. В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением налогов, приведет к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объем национального продукта снизится, а доля в нем внешнего долга возрастет.
     Трудно  оценить конечные результаты воздействия  снижения налогов на экономическое  благосостояние страны. Жизнь современного поколения улучшится благодаря  росту дохода и занятости, хотя весьма вероятно, что одновременно повысится  и темп инфляции. Тяжелое бремя  последствий нынешнего бюджетного дефицита ляжет в основном на плечи  будущих поколений: они будут  рождены в стране с меньшими размерами  накопленного капитала и большим  внешним долгом.[14,c. 618-619]
     Согласно рикардианской точке зрения, снижение налогов, финансируемое за счет увеличения государственного долга, не вызывает роста потребительских расходов и не ограничивает роста сбережений, а только в определенной мере перераспределяет налоговое бремя от настоящего поколения к будущим.
     Каждая  из этих концепций не может быть полностью опровергнута и оказывает известное воздействие на формирование конкретных моделей бюджетно-налоговой политики.
     
     Рис. 1.1 Эффект вытеснения
     Источник: Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Эффект вытеснения/Агапова Т.А., Серегина С.Ф. //Макроэкономика: Учебник-М. 2004 -448с.– с.380 

     Поведение инвестиционного спроса также может быть различным. Эффект вытеснения предполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок, которое возникает в случае долгового финансирования бюджетного дефицита. Однако если экономика первоначально находится в состоянии спада, то рост государственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора. Это может улучшить ожидания прибылей у частного бизнеса и вызвать сдвиг вправо кривой инвестиционного спроса. Прирост инвестиционного спроса может частично или полностью элиминировать эффект вытеснения (см. рис. 1.1).
     Возникший под влиянием роста процентных ставок с R1 до R2 эффект вытеснения инвестиций с I1 до I2 элиминируется их ростом с I2 до I3 в результате сдвига кривой инвестиционного спроса из положения 1 в положение 2 на фоне оптимистических ожиданий инвесторов. Таким образом, в известных обстоятельствах один и тот же механизм - долговое финансирование бюджетного дефицита - может как вызвать эффект вытеснения частных инвестиций, так и элиминировать его. Поэтому взвешенная оценка эффективности бюджетно-налоговой политики в условиях увеличения государственного долга требует углубленного макроэкономического анализа.[1, с.377-381] 

     1.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего  долга, их влияние на экономику страны 

     Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга  наглядно представлена на рисунке 1.2:
     
     Рис. 1.2 Структура совокупного государственного долга
     Источник: Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. —472 с., c.200.
     Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) — надо отдавать ценные товары, оказывать  услуги, чтобы оплатить процент и  погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.
     Внутренний  государственный долг приводит к  перераспределению доходов среди  населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.
     Как государственный долг и его рост влияют на функционирование
     экономики?
     Обычно  в государственном долге видят  две опасности:
     1. возможность банкротства нации;
     2. переложение долгового бремени  на другие поколения.
     Первая  опасность нереальна, поскольку  никто не может запретить правительству  выполнять свои должностные обязательства  по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:
     1 рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);
     2   взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);
     3  выпуска новых денег в обращение.
     По  поводу второй опасности нужно сказать  следующее. Специфика государственного долга такова, что люди как бы должны сами себе. Внутренний долг —  это только отношение между гражданами страны. Граждане, уплачивая налоги, возвращают долги себе по ценным государственным  бумагам. В этом случае долг сводится в конечном счете на нет (он есть и его нет). Тем не менее рост государственного долга имеет негативные экономические последствия для страны и общества в целом. Он состоят в следующем.
     Во-первых, рост государственного долга сокращает  запас капитала экономике: деньги можно  было бы вложить не в государственные  облигации, а в акции корпораций, т. е. в реальные инвестиции.
     Во-вторых, выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах: те, кто владеет облигациями, станут еще богаче.
     В-третьих, повышение налогов для выплаты  процента по государственному долгу  подрывает действие экономических стимулов и отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике: желание работать уменьшается, выпуск продукции падает.
     В-четвертых, когда правительство берет заем для рефинансирования долга или уплаты процента по нему, это приводит к увеличению процентной ставки, что снижает склонность к инвестированию. В перспективе страна может оказаться с уменьшенным производственным потенциалом. [15, c. 199-202] 

     1.5. Причины долгового  кризиса и стратегия  управления
     государственной задолженностью 

     Причинами кризиса внешней задолженности  являются:
      Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства в 80-е годы, связанное с увеличением реальных ставок процента, замедлением темпов экономического роста и снижением цен на товары. Увеличение реальных процентных ставок привело к увеличению коэффициентов обслуживания долга. Снижение товарных цен и замедление темпов роста ВВП в странах-потребителях экспорта из стран-должников привели к снижению экспорта и доходов от экспорта, которые являются для стран-должников основным источником выплаты долга. В итоге бремя долга в странах-должниках увеличилось, так как одновременно упали доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга.
      Неудовлетворительное управление экономикой в странах-должниках. Общей практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной валюты. Практика завышения обменного курса сопровождается спекуляциями на грядущей девальвации валюты. Валютные спекуляции принимают форму резко растущего импорта или «бегства» капитала из страны, что ухудшает состояние платежного баланса, так как внешние займы используются не по назначению (не на инвестиционные цели, связанные с приростом совокупного дохода, а на финансирование "нежизнеспособных" проектов и на спекулятивные операции).
      Ошибочная макроэкономическая политика финансировалась избыточными кредитами коммерческих банков. В случае предъявления требований на новые займы коммерческие банки предоставляли их, не обращая внимания на быстрорастущие масштабы долга. Такая активность кредиторов была обусловлена несколькими причинами:
    нефтяные шоки 1973-1974 гг. и 1979-1980 гг. послужили инструментом перераспределения значительной доли мирового дохода в пользу стран-экспортеров нефти, где краткосрочная склонность к сбережениям велика. Пока происходило аккумулирование сбережений для крупных инвестиций в их собственную экономику, эти страны выдавали кредиты в ликвидной форме, что послужило источником расширения ресурсов для международного кредитования:
    эти новые финансовые средства в основном были предоставлены в виде дополнительных кредитов странам-должникам, так как инвестиционная ситуация в индустриальных странах была в это время весьма неопределенной. К тому же страны-должники ограничивали прямые иностранные инвестиции и широко использовали внешние займы под проценты без права контроля над собственностью, что стимулировало нарастание их внешнего долга;
    крупнейшие коммерческие банки активно искали возможностей для таких операций в целях опережения конкурентов. В итоге активизации международного кредита к 1985 году общая сумма предоставляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем суммы взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало значительной «утечке» финансовых ресурсов из стран-должников.
     Более общей причиной периодического повторения кризиса внешней задолженности, которая непосредственно не связана  с мировой конъюнктурой 80-х годов, является наличие сильных стимулов к отказу от платежей по долгу суверенными странами-должниками. Страна-должник может привлекать иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.
     Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залога, или обеспечения, то есть активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки страной-должником выплат по долгу.
     Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.
     Механизмы сокращения внешней  задолженности:
        Выкуп долга - предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.
        Обмен долга на акционерный капитал (своп) - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает "долю" в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.
        Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.
     Беднейшим странам-должникам предоставляется  выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба):
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.