На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современное состояние финансового механизма в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….
1. Понятие, функции  и структура финансового механизма……………………
2. Финансовый механизм предприятия и государства………………………….
3. Финансовый механизм до кризиса, во время кризиса и перспективы развития……………………………………………………………………………..
4. Применение финансового механизма на конкретных примерах (в транспортной сфере)……………………………………………................
5. Современное  состояние финансового механизма  в России……………..
Заключение ………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………..
Приложение № 1 Бухгалтерский баланс ОАО «Красноярск – Лада» на 31 декабря 2009 г……………………………………………………………………
Приложение № 2 Отчет о прибылях и убытках  ОАО «Красноярск – Лада» за 2009 год…………………………………………………………………………..
Приложение № 3 Отчет о движении капитала ОАО «Красноярск – Лада» за 2009 год…………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми  ресурсами, не используя широкие  возможности воздействия на все  эти явления посредством финансового  механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует  соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных  образований. Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов  в регулировании общественного  производства взамен административно-командных  методов управления. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической  обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного  продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное  и законодательное закрепление  разнообразия форм собственности и  развития рыночного механизма определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.
     Важной  составной часть финансовой политики является формирование финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства  в области финансов.
     Финансовый  механизм представляет собой систему  установленных государством форм, видов  и методов организации финансовых отношений.
     Финансовый  механизм предприятия - составная, центральная  часть хозяйственного механизма  предприятия, что объясняется ведущей  ролью финансов в сфере материального  производства. 

     Финансовый  механизм предприятия строится в  соответствии с требованиями объективных  экономических законов. Его основы устанавливаются государством для  решения тех задач, которые стоят  перед ним на том или ином этапе  развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие, функции и элементы финансового механизма.
Понятие и элементы финансового  механизма
     [Финансовый  механизм предприятия — это  система управления финансовыми  отношениями предприятия через  финансовые рычаги с помощью  финансовых методов. 
     
     Рисунок 1. Финансовый механизм
     Цель  финансового механизма – обеспечение  эффективного функционирования финансовой системы.
     Задача  финансового механизма – обеспечение  стабильного кругооборота финансовых механизмов, обеспечение перераспределения  финансовых ресурсов в соответствии с потребностями отдельных субъектов  хозяйствования, уменьшение риска потерь финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами.
     Структура финансового механизма – система  управляющего воздействия и система  обеспечения управления.
     Элементы  финансового механизма
     Элементами  финансового механизма являются: финансовые отношения, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение  и информационно-методическое обеспечение  финансового управления.
     Финансовые  отношения — это такие объекты  финансового управления, как инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование  и т. д.
     Финансовые  рычаги представляют собой набор  финансовых показателей, через которые  управляющая система может оказывать  влияние на хозяйственную деятельность предприятия (прибыль, доход, финансовые санкции, цена, дивиденды, проценты, заработная плата, налоги, арендная плата, дисконт, процентные ставки, инвестиции).
     Финансовые  методы — это способы и средства финансового управления, такие как  финансовый учет, финансовый анализ, финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль. (инвестирование, налогообложение, система расчетов, кредитование, самофинансирование, лизинг, аренда).]1
     Правовое  обеспечение: законы, постановления  правительства, указы президента, приказы  министерств, кодексы РФ, уставы юридических  лиц.
     Нормативное обеспечение: инструкции, нормы, нормативы, методические указания.
     Информационное  обеспечение: информация о конъюнктуре рынка, о внешней среде.

     Рисунок № 2. Элементы финансового механизма
     Система управляющего воздействия – воздействие  на объект управления, предназначенное  для достижения цели управления:
     Финансовый  метод – способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. «Как надо воздействовать?» Действие финансового метода проявляется  в воздействии его на образование  и использование денежных фондов.
     Финансовый  рычаг – прием действия финансового  метода. «Чем надо воздействовать?» 
     Управляющее воздействие не может быть эффективно без надлежащего обеспечения  этого воздействия.
     Система обеспечения управления – система, которая позволяет сделать реально  выполнимым какое-либо мероприятие.
     Финансовый  механизм выступает в роли инструмента  воздействия финансов на хозяйственный  процесс.
     Функции финансового механизма
     Финансовому механизму присущи следующие  функции:
     1. Организационная функция – направлена  на организацию финансовых отношений  как объекта управления, т.е. определяет  соответствующую логику формирования  и создания финансовых ресурсов.
     2. Управленческая функция – выражается  в воздействии на денежные  потоки по формированию финансовых  ресурсов и эффективному их  использованию. 
     Сущность, содержание и функции финансовых механизмов являются общими для всех отраслей народно-хозяйственного комплекса. В тоже время каждая отрасль имеет  свою специфику функционирования в  ней финансового механизма, обусловленную  особенностями отраслевой организации  и финансовых отношений. 

     2. Финансовый механизм  предприятия и  государства.
     Сущность  финансового механизма  предприятия
     [Управление  финансами предприятия осуществляется  с помощью финансового механизма,  который состоит из двух, подсистем:  управляющей и управляемой. 
     Субъектом управления, т.е. управляющей подсистемой  финансового менеджмента, являются финансовая служба и её отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры. В  качестве основного объекта управления в финансовом менеджменте выступает  денежный оборот фирмы как непрерывный  поток денежных выплат и поступления, проходящих через расчетный и другие счета фирмы. Управлять денежным оборотом -- значит предвидеть его возможные состояния в ближайшей и отдаленной перспективе, уметь определять объем и интенсивность поступлений и расхода денежных средств как на ближайшую дату, так и на долгосрочную перспективу.
     Финансовый  механизм фирмы - это система управления финансовыми отношениями фирмы через финансовые инструменты с помощью финансовых методов. Таким образом, основными элементами финансового механизма являются: финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение и информационное обеспечение финансового управления.
     Финансовые  отношения фирмы. На уровне предприятий (фирм) финансовые отношения охватывают:
    отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг;
    отношения с банковской системой по расчетам, за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и другие операции;
    отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию финансовых и экономических рисков;
    отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами;
    отношения с инвестиционными институтами по размещению инвестиций;
    отношения с финалами и дочерними предприятиями;
    отношения с персоналом предприятия;
    отношения с акционерами предприятия;
    отношения с налоговой службой;
    отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.
     Общим для всех перечисленных видов  отношений является то, что они  выражены в денежной форме и представляют собой совокупность выплат и поступлений  денежных средств.
     Общим для финансовых отношений является также то, что они возникают  как результат определенных хозяйственных  операций, инициированных самим предприятием. Поэтому состояние финансов фирмы  определяется прежде всего состоянием ее производственно-хозяйственных  характеристик. Но справедливо и  обратное утверждение, а именно -- правильная, рациональная организация финансов фирмы является определяющим, глазным  фактором ее успешной производственно-хозяйственной  детальности.
     Через систему финансовых показателей  управляющая система может оказывать  влияние на хозяйственную деятельность фирмы. Финансовые показатели используются при анализе, планировании, управлении финансами фирмы и разделяются  на:
      показатели оценки имущественного состояния фирмы;
      показатели ликвидности и платежеспособности фирмы;
      показатели структуры капитала фирмы;
      показатели состояния оборотных средств;
      показатели рентабельности и др.
     Для отдельных финансовых показателей  устанавливаются нормы и нормативы, т.е. значения, рассчитанные исходя из определенных условий на основе макро- и микроэкономических интересов  в сочетании или в отдельности. Основные нормы и нормативы утверждаются государством, но некоторые могут  разрабатываться предприятиями  самостоятельно. К первым относятся  нормы амортизационных отчислений, ставки (нормы) уплаты отдельных налогов  в бюджет и платежей во внебюджетные фонды, учетная станка и маржа и т.п. Ко вторым - нормы и нормативы оборотных средств, дивидендов по различным пилам акций и процентов по другим ценным бумагам и др.
     Финансовые  методы - это методы финансового управления, к которым относятся: финансовый учет, анализ, планирование, прогнозирование, финансовый контроль, финансовое регулирование, система расчетов, кредитование, налогообложение, материальное стимулирование и ответственность, страхование, залоговые операции, трансфертные операции, трастовые операции, лизинг, аренда, факторинг и др. Составным элементом перечисленных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы, процентные ставки, дивиденды, котировки валютных курсов и др.
     Под финансовым инструментом в самом  общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное  увеличение финансовых активов одной  фирмы и финансовых обязательств - другой.
     К финансовым активам относятся:
     - денежные средства;
     - контрактное право получить от  другой фирмы денежные средства  или любой другой вид финансового  актива;
     - контрактное право обмена финансовыми  инструментами с другой фирмой  на выгодных условиях;
     - акции других предприятий.  

     К финансовым обязательствам относятся:
     - контрактное обязательство выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых актинов другой фирме;
     - контрактное обязательство обменяться финансовыми инструментами с другой фирмой на потенциально невыгодных условиях (например, вынужденная продажа дебиторской задолженности).
     Таким образом, финансовые инструменты - это документы, имеющие денежную стоимость (или подтверждающие движение денежных средств), с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные (производные). К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям и др.
     Становление активной рыночной среды обусловливает  становление, формирование и использование  в предпринимательской деятельности производных финансовых инструментов, т.е. производных от базовых инструментов, применяемых и банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь  это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.
     Правовое  обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность финансовой деятельности предпринимательских фирм в условиях становления рыночной экономики вызывает необходимость се государственного регулирования, которое осуществляется по следующим направлениям:
     - регулирование финансовых аспектов  создания предпринимательских организаций;
     - налоговое регулирование; 
     - регулирование порядка амортизации  основных средств и нематериальных  активов;
     - регулирование денежного обращения  и форм расчетов между фирмами  и организациями; 
     - регулирование валютных операций  осуществляемых фирмами регулирование  инвестиционной деятельности фирм;
     - регулирование кредитных операций;
     - регулирование процедур банкротства  фирм.
     Информационное  обеспечение финансовой деятельности фирмы представляет собой процесс  непрерывного целенаправленного подбора  соответствующим информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности фирмы.
      Формирование системы информативных  показателей для конкретной предпринимательской  организации связано с ее организационно-правовой формой, отраслевыми особенностями, объемом, степенью диверсификации хозяйственной  деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых а информационную базу финансового  механизма, группируется по видам источников информации и требует уточнения  па каждой группе применительно к  практической деятельности конкретной фирмы. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок № 3. Группы источников информации в системе информативных показателей.
     На  основе этой системы показателей  производятся анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных  управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности фирмы.
     Информационное  обеспечение для управляющей  подсистемы финансового механизма  имеет большое значение, так как  при принятии управленческих решений  в области финансов от качества используемой информации в значительной степени  зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предпринимательской  фирмы, правильность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования и другие показатели. Чем больший размер капитала используется фирмой, тем важнее качество информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение  эффективности деятельности фирмы.]2
     Финансовый  механизм, его роль в реализации финансовой политики
     Финансовый  механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решением различных тактических задач, и  поэтому финансовый механизм чутко  реагирует на все особенности  социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-раз-ному может  использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.
     [Реализация  целей и задач финансовой политики  осуществляется с помощью применения  различных приемов организации  финансовых отношений на централизованном  и децентрализованном уровнях,  которые в совокупности определяют  содержание механизма достижения  целей и задач финансовой политики  или финансового механизма.
     Вид организации финансовых отношений  является исходным, первичным элементом  финансового механизма, поскольку  определяет способ их выражения и  проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых  является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так  и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.
     Под формой организации финансовых отношений  понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования  финансовых ресурсов и условий его  реализации на практике. В ходе организации  бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств  в процессе межбюджетного распределения  и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов  бюджета в порядок их образования  будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На макроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
     Методами  организации финансовых отношений  в финансовой науке называются способы  формирования финансовых ресурсов и  практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно  выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:
      финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);
      метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76 77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
      налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
      страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
 
     Методы  практического осуществления операций, непосредственно связанных с  формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также  входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе  отдельных функциональных элементов  управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).
     Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих  мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и не фондовой форме, объем  бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения  параметров финансового механизма  относятся способы исчисления бюджетных  доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим  бюджетам, способы начисления амортизации  и т.п. Необходимость их постоянного  изменения и совершенствования  диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий  экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены  целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.
     Финансовый  механизм является инструментом осуществления  финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя  различные элементы финансового  механизма, органы власти стремятся  обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового  механизма происходит путем изменения  соответствующих норм финансового  права, в которых установлены  четкие правила функционирования каждого  структурного элемента финансового  механизма. Таким образом, перестройка  финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального  развития государства обязательно  регламентируется соответствующими нормативно-правовыми  документами.
     Финансовый  механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.
     В зависимости от состава сфер и  звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов  хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций  и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных  и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных  внебюджетных фондов).
     Внутри  каждого их перечисленных звеньев  финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего  деления. Так, например, в бюджетном  механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных  отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в  федеральный, региональные и местные  бюджеты; механизм расходования бюджетных  средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения  и перераспределения денежных средств.
     В соответствии с государственным  устройством Российской Федерации  в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов  РФ и финансовый механизм органов  местного самоуправления. Такое деление  обусловлено компетенцией органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в области  регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным  кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
     По  воздействию на общественное производство в составе финансового механизма  выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования  финансовых ресурсов, механизм финансового  регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.
     В составе каждого из перечисленных  механизмов используются различные  источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы  расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной  деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие  отдельных элементов финансового  механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих  отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.
     Изменение соответствующих элементов финансового  механизма в зависимости от условий  экономического и социального развития общества предопределяет возможности  его количественного и качественного  воздействия на экономику и социальную сферу.
     Количественное  воздействие финансового механизма  выражается через объем и пропорции  мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами  и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения  объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных  закупок, объемов финансирования организаций  и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие  на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический  потенциал.
     Качественное  воздействие финансового механизма  связано с использованием таких  методов формирования и направлений  использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.
     Эффективность используемого финансового механизма  определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием  всех его элементов. Основными условиями  эффективности функционирования финансового  механизма являются:
    объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;
    соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития:
    налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики;
    механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения;
    бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;
    связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
    взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.
     Соблюдение  указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.]3
3. Финансовый механизм до кризиса, во время кризиса и перспективы развития
     В 2008 – 2009 годах Россия переживала мировой финансовый и экономический кризис. Ограниченность ресурсов и резервов правительства в условиях, когда быстрый выход из кризиса становится все менее вероятным, выступает предпосылкой сдвига в экономической политике от «оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным на его преодоление. В период острой фазы кризиса сокращение горизонта экономической политики было неизбежным, но систематический мониторинг принятых мер и структурированная предварительная оценка новых мер позволят его удлинить и увязать текущие действия правительства с ранее заявленными стратегическими приоритетами.
     К настоящему времени правительство  РФ сформировало и реализует широкий  набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений  воздействия государства на экономику, по объемам используемых ресурсов. С начала проведения антикризисной  политики в качестве приоритетов  были заявлены:
      поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора;
      социальная поддержка населения, сохранение и создание новых
      рабочих мест;
      поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;
      поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.
     После завершения цикла принятия «пожарных  мер», а также с осознанием длительности кризиса усиливается объективная  потребность в системной оценке антикризисной политики государства по отношению к реальному сектору экономики. При проведении оценки антикризисных мер основное внимание уделялось не обсуждению целесообразности той или иной меры, а оценке используемых инструментов государственного регулирования (воздействия), соответствующих правил, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение.
     В то же время проведение антикризисной  политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и  среднего предпринимательства (МСП), совершенствования  налогового регулирования.
     В связи с этим представлялось важным реконструировать задачи антикризисной  политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные  меры направлены на решение следующих  задач:
    расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями);
    снижение нагрузки на бизнес, путем снижения налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки, ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных монополий;
    смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);
    стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);
    поддержка малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.
     В целом общий объем дополнительных ресурсов, исходя из существующих оценок «стоимости» отдельных антикризисных  мер в отношении реального  сектора экономики, в октябре 2008 - декабре 2009 г. оценивается в 2,1-2,5 трлн. руб.
     На  первом месте стоят меры по расширению доступа реального сектора к  финансовым ресурсам (1,1-1,2 трлн. руб.),
     На  втором - меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные потери - 500-700 млрд. руб.),
     На  третьем - меры социальной политики, связанные  со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, - 250-300 млрд. руб., стимулирование внутреннего  спроса (180-240 млрд. руб.) и на последнем  месте - меры по поддержке МСП (60-90 млрд. руб.).  Таким образом, можно сделать  выводы, что реализация антикризисных  мер сводится к стимулированию деловой  активности предпринимательства Российской Федерации.
     
Диаграмма № 1. Приоритетные направления мер антикризисной финансовой политики.
     В «антикризисном пакете» недостаточно представлены меры по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, развитию конкурентной среды.
     Крайне  мало мер, связанных со стимулированием  инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности  деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний; отсутствуют меры по привлечению  иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон.
     К тому же заметно определенное ослабление инновационной направленности созданных  еще до кризиса финансовых институтов развития: в некоторых случаях  усиливается их роль как агентов  правительства в ущерб функциям институтов развития (Внешэкономбанк), иногда - сокращаются (изымаются) ресурсы, находящиеся в их распоряжении («Роснано»), в отдельных случаях усиливается  критика базовых принципов их деятельности (Российская венчурная  компания).
     
     Рисунок № 4. Механизм финансирования хозяйствующих субъектов 

4. Применение финансового механизма на конкретных примерах (в транспортной сфере)
     Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных  для обеспечения круглогодичного, непрерывного, удобного и безопасного  движения автомобилей с расчетной  нагрузкой и установленными скоростями в любое время года и в любых  условиях погоды. В состав этого  комплекса входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы и другие искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения, здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб.
     Параметры и состояние всех элементов дороги и дорожных сооружений определяют технический  уровень и эксплуатационное состояние  дороги.
     Основные  транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог и дорожных сооружений:
     - скорость;
     - пропускная способность;
     - непрерывность;
     - удобство и безопасность движения;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.