На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственное регулирование трансфертного ценообразования. Схемы и способы выявления трансфертных цен

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального
образования
«Санкт-Петербургский  торгово-экономический институт»
Кафедра Ценообразования 
 
 

Реферат
по дисциплине «Ценообразование на мировом рынке» на тему:
«Государственное регулирование трансфертного ценообразования.
Схемы и способы выявления трансфертных цен.» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               
                                                             Санкт -  Петербург
2010 год.
Содержание. 

1.Введение………………………………………………………………………………...3-6
2. Государственное регулирование трансфертного ценообразования……………….7-16
    2.1Правовые основы для контроля за ТЦ со стороны фискальных органов……….7-8
   2.2.Проблемные  положения НК РФ…………………………………………………..8-14
   2.3. Способы решения проблемы…………………………………………………….14-15
                                                                                                                                          
 3. Схемы и способы выявления трансфертных цен…………………………………..16 -19 

   3.1.Основные причины, влияющие на уровень трансфертных цен……………..….16-18 

   3.2.Эмпирические исследования факторов, которыми руководствуются
корпорации при  установлении трансфертных цен……………………………………….18 

   3.3.Эмпирическое исследование российской практики установления трансфертных цен…………………………………………………………………………………………..18-19 

Список литературы……………………………………………………………………………………20 

Приложение…………………………………………………………………………………..21 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.
   Среди многочисленных средств, используемых для осуществления более эффективной системы управления производством, особая роль принадлежит внутрипроизводственным, внутрифирменным, так называемым трансфертным ценам.
   Появление трансфертных цен связано с 50-60 гг. XX века, когда в промышленности развитых стран мира в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные транснациональные корпорации (далее - ТНК). Концентрация производства сопровождалась развитием его специализации, предполагающей передачу промежуточного продукта изготовленного на одном предприятии корпорации другому предприятию той же корпорации. В это время стало очевидно, что в условиях жесткой централизации управления, затраты на координацию всех звеньев производства могут начать превышать доходы от роста самих ТНК, поэтому руководство ряда корпораций начало активно проводить процесс децентрализации управления, с выделением относительно независимых подразделений, занимающих в организационной структуре промежуточное положение между производством и управленческим центром, с расширением свободы руководителей данных подразделений в принятии решений.
   Относительная независимость подразделений заставляла их руководителей искать новые подходы  к управлению производством. Одним из таких подходов стало внедрение в экономический механизм управления системы внутрифирменных расчетов, которые невозможны без оценки стоимости передаваемого продукта. Именно цена передаваемого продукта получила название трансфертной цены, а процесс ее оценки и установления - трансфертного ценообразования.
   Трансфертные  цены, применяемые в сделках, не выходящих  за пределы одной страны, используются для внутреннего учета движения товаров, услуг и финансов, а также для оценки деятельности подразделений ТНК. Трансфертные цены, используемые в сделках между организациями, входящими в одну структуру, но находящиеся в разных странах, служат иным целям. С их помощью ТНК могут защищаться от неблагоприятных налогов, государственного валютного контроля, тарифов, ограничений на операции с прибылью. Свободно устанавливая величины трансфертных цен, ТНК могут перекачивать и представлять свои прибыли в разных странах в различной форме, минимизируя, таким образом, размер налогообложения и увеличивая совокупную прибыль.
   Пример 1
   Комплектующие для производства грузовиков из филиала А ТНК, располагающегося в стране X, поступают в филиал В располагающийся в стране Y. В стране X ставка налога на прибыль составляет 20 %, а в стране Y - 50%. Компании выгодно использовать высокую трансфертную цену для максимизации прибыли в стране с более низкой налоговой ставкой.
   Уже к началу 8О-х годов ХХ-го столетия в США насчитывалось около 1,5 тыс. компаний, активно использующих трансфертные цены во внутрипроизводственном обороте, в Великобритании - более 300 компаний, менее активно этот процесс происходил в Японии, где ощущалось большее тяготение к крупным централизованным органи зационным структурам. К числу наиболее известных компаний, где активно применялось трансфертное ценообразованию относятся американские "General motors", "General electric", "IBM", английская "Unilever", японские "Toyota motors", "Hitachi" и др.
   В СССР трансфертные цены появились после  принятия в 1987 году закона о государственном  предприятии (объединении) и в 1988 году - закона о кооперации. Эти два правовых акта резко расширили хозяйственную самостоятельность государственных предприятий, которые оказались облепленными разного рода кооперативами и малы ми предприятиями, получавшими от них ресурсы бесплатно либо по номинальным ценам и реализовывавшими продукцию по свободным ценам, более высоким, чем государственные.
   Настоящий расцвет трансфертного ценообразования связан с отменой в самом конце 80-х годов XX столетия монополии внешней торговли, когда у руководства государственных предприятий появилась возможность занижать цены при экспорте продукции, получая на свои зарубежные счета разницу между рыночной и отпускной ценой. Развилась классическая схема трансфертного ценообразования - экспорт через оффшорную структуру. Обычной формой бизнеса стала совокупность двух юридических лиц - государственного предприятия и частного оффшора. В СССР и в постсовецких странах, трансфертное ценообразование было формой получения частными лицами дохода от использования государственной собственности.
   Трансфертная  цена - специфическая цена, она в  значительной степени обособлена от механизма рыночных цен. Однако в  рамках внутрифирменного оборота трансфертные цены выполняют те же функции, что  и рыночные цены, среди них наибольшая роль закрепляется за учетной, измерительной и стимулирующей функцией. Учет издержек производства, измерение доли прибыли в продукции, реализованной по трансфертной цене в рамках соответствующей корпорации, обеспечивает эффективное функционирование экономических служб, действующих в системе управления.
   В практике установление трансфертных цен производится на основе пяти основных методов:
   1. Затратное трансфертное ценообразование.
   2. Рыночное трансфертное ценообразование.
   3. Фактическое трансфертное ценообразование.
   4. Договорное трансфертное ценообразование.
   5. Смешанное трансфертное ценообразование.
   При затратном методе определения трансфертных цен все фактические затраты включаются в цену продукта, сведения о затратах на его изготовление берутся из бухгалтерских ведомостей и оперативных отчетов отделений.
   Существует  три основных метода определения трансфертной цены по затратам:
   •   по переменным издержкам на единицу продукции;
   •   по полным издержкам (при формировании трансфертной цены учитываются как переменные, так и постоянные издержки на единицу продукции);
   •   с учетом маржинальных затрат (к базовой цене, которая учитывает переменные и постоянные издержки на единицу продукции, добавляется надбавка - наценка, маржа).
   К достоинствам затратного метода трансфертного ценообразования относится простота использования, возможность контроля заинтересованными сторонами внутри ТНК, наличие конкретных исполнителей, механизм сплочения и повышения дисциплины внутри компании (заинтересованность в правильном учете).
   К недостаткам - заинтересованность сторон в завышении затрат, завышенные цены (иногда выше рыночных) в конечном подразделении (вследствие завышения цен промежуточными подразделениями), зависимость ценообразования от корпоративной культуры.
   Разновидностью  метода затратного трансфертного ценообразова ния является метод нормативных затрат, при котором издержки на каждом этапе производства и распределения продукции устанавливаются самой ТНК.
   При рыночном трансфертном ценообразовании - цены на внутрикорпоративные поставки устанавливаются исходя из рыночных цен. Недостатком метода является то, что не все товары, которые поставляются внутри корпорации, представлены на рынке, а также необходимость решения проблемы, рынок какой страны взять за основу, по какому валютному курсу пересчитывать цены, если подразделения ТНК находятся в разных странах.
   Фактическое трансфертное ценообразование - определенная доля прибыли включается на каждом этапе производственного цикла  или при распределении продукции  между подразделениями. Данный ме тод  обеспечивает рентабельность каждого подразделения ТНК, участвующего в производстве и распределении продукции.
   Преимущества  метода - возможность получения прибыли  каж дым подразделением и высокая  заинтересованность подразделений  в достижении конечного результата.
   Основным  недостатком метода является сложность  распределе ния прибыли между  подразделениями и определение  нормы прибыли для каждого  из них. Существует несколько методов  определения нор мы прибыли для  подразделений ТНК, которые используют при фактическом трансфертном ценообразовании:
   •   согласно отраслевым нормам;
   •   по товарообороту (определение прибыли для каждого подразделе ния ТНК по товарообороту, который обеспечивает это подразделение).
   При использовании данного метода возникает  проблема: какому подразделению какую норму прибыли назначить. Очень часто при применении метода различные подразделения ТНК ставятся в неравные условия, что провоцирует конфликты между ними.
   •   по издержкам (недостатки те же, что и метода затратного трансфертного ценообразования).
   •   по трудовым затратам (к недостаткам этого метода можно отнести заинтересованность подразделения ТНК в завышении стоимости трудовых затрат).
   Договорное  трансфертное ценообразование - цены устанавлива  ются на основании результатов переговоров и консультаций между менеджерами подразделений ТНК. Основным недостатком данного метода является то, что договаривающиеся стороны часто имеют противоположные интересы, что может стать причиной конфликтов при формировании трансфертных цен. Чтобы избежать этого, ТНК использует ряд механизмов:
   •   предоставление продающему подразделению ТНК права реализовывать продукцию не только внутри, но и за пределами компании;
   •   предоставление покупающему подразделению ТНК права приобретать продукцию не только внутри, но и за пределами компании;
   •   корпоративный арбитраж.
   Эффективность договорного метода ценообразования  зависит от корпоративной культуры и наличия информации о конъюнктуре рынка. Недостатком метода является возможность нарушения целостности ТНК (может произойти чрезмерная либерализация деятельности подразделений, что приведет к их несогласованной работе без учета стратегических целей ТНК).
   При смешанном трансфертном ценообразовании  применяется комбинация всех перечисленных  выше методов. Например, нижнюю границу цены определяют методом затратного трансфертного ценообразования, а верхнюю - методом рыночного трансфертного ценообразования. После этого выбирают одну из цен в зависимости от целей и задач ТНК.
   В практике ТНК как внутри одной страны, так и в международной торговле наиболее активно используется трансфертное ценообразование на рыночной и затратной основе.
   При использовании любого из методов  установления трансфертной цены, нижним ее пределом являются затраты (полные, прямые, нормативные, предельные) отделения-поставщика, а верхним - рыночная цена. Эти пределы диктуются интересами поставщика с одной стороны, интересами покупателя - с другой, то есть отделению-поставщику нет смысла продавать свою продукцию по цене ниже производственных затрат, в то же время как отделению-покупателю нет выгоды приобретать внутри фирменную продукцию по ценам выше рыночной.
   Таким образом, исторически трансфертные цены дают возможность оценить действительное состояние издержек производства в отделениях корпорации, а соответствующая информация о рыночных ценах позволяет ей вырабатывать свою стратегию по части сокращения издержек производства, по части формирования трансфертных цен с целью повышения материальной заинтересованности отделений поставщиков в снижении затрат на производство.
   Являясь частью системы управленческого  учета, трансфертное ценообразование  позволяет составить экономически обоснованное суждение о доходности отдельных продуктов и услуг, об эффективности отдельных подразделений в том случае, если производственный цикл обеспечивается несколькими подразделениями, а также когда они участвуют в создании нескольких продуктов (услуг). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Государственное регулирование трансфертного ценообразования
2.1Правовые основы для контроля за ТЦ со стороны фискальных органов.
При рассмотрении данного вопроса стоит руководствоваться  двумя постулатами:
    Ни одно государство не согласится добровольно отказаться от взымания налогов со своих налогоплательщиков;
    Любое государство при помощи всех доступных ему методов будет бороться с любым проявлением уклонения от уплаты либо минимизации налогов;
Поскольку ТЦ, как  было отмечено выше, является наряду с  использованием оффшоров (а часто, совместно), наиболее распространенной схемой международного налогового планирования, экономически развитые государства будут любыми путями пытаться окончательно его запретить.
Основополагающим  документом в области регулирования  трансфертного ценообразования  в целях налогообложения является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов (80 Transfer pricing Guidelines for multinational enterprises and tax administrations). Помимо данного акта координирующими органами ОЭСР были изданы многочисленные Отчеты, посвященные вопросам регулирования трансфертных цен для целей налогообложения. Несмотря на то, что эти документы являются рекомендательными, из-за широкого применения они фактически приобрели нормативный характер. Более того, законодательство многих стран прямо ссылается на эти документы ОЭСР.
Основополагающим  принципом, согласно этого документа, рекомендуемым к применению для  определения обоснованности использованной цены сделки, является принцип «вытянутой руки». Его суть заключается в анализе конкретной операции с точки зрения действия при аналогичных обстоятельствах независимых третьих лиц.
Основанием для  контроля условий сделок (цены) со стороны  налоговых органов является факт ассоциированности контрагентов. Между  тем, наличие такого факта само по себе не является достаточным основанием считать целью такой сделки манипулирование прибылью в целях минимизации налоговых платежей.
Корректировка доходов налогоплательщика в  целях налогообложения может  производиться независимо от того, имело ли в данном случае место намерение минимизировать налоговые платежи, и осуществляется в случае несоответствия примененных цен принципу «вытянутой руки».
Одним из центральных  положений Руководства ОЭСР является рекомендательный перечень методов  определения соответствия цены сделки принципу «вытянутой руки», которые применяются с целью определения факта уклонения от налогообложения с помощью трансфертного ценообразования. Наряду с традиционными методами определения цен «на расстоянии вытянутой руки» (мониторинг рыночных цен) используются методы, основанные на оценке прибыли. При наличии достоверной и достаточной информации оптимальным методом считается метод сопоставимой неконтролируемой цены. 

Последствия применения налогоплательщиком ТЦ.
Регулирование трансфертного ценообразования в условиях правовой системы любого государства тесно связано с определением факта уклонения от налогообложения. Именно от наличия факта намеренного уклонения от налогообложения и будет зависеть использование тех или иных мер, применяемых ПО к налогоплательщику при установлении факта использования им трансфертного ценообразования.
В любом случае, при установлении факта применения ТЦ фискальные органы попытаются доказать, что данная сделка была совершена  лишь с целью уклонения от налогов. При этом "сделкой, совершенной с целью уклонения от налогов" будет считаться такая сделка, которая прямо или косвенно влечет налоговые выгоды, а также если налогоплательщиком не доказано, что она была заключена в добросовестных целях и была экономически обоснована, а не являлась лишь способом получения возможности не платить или минимизировать налоги.
В случае доказательства необоснованности применения ТЦ, последствия  для налогоплательщика могут  быть различными. От банального пересчета  налогов, по итогам деятельности предприятия, до тюремного заключения. Что достаточно наглядно было продемонстрировано в деле Ходорковского, когда вслед за необоснованностью применения ТЦ последовало обвинение в неуплате налогов в особо крупных размерах.
2.2.Проблемные положения НК РФ
1.Применение ст. 40 НК РФ по сделкам со взаимозависимыми лицами
Как показало исследование, в большинстве случаев ст. 40 НК РФ применялась в отношении сделок, совершаемых взаимозависимыми лицами,--575 раз При этом в 498 случаях лица признавались взаимозависимыми по основаниям, прямо указанным в п. 1 ст. 20 НК РФ. а в 77 случаях применялся п. 2 данной статьи, который наделяет суд правом устанавливать взаимозависимость по иным основаниям.
При применении п. 2 ст. 20 НК РФ важно учитывать, что право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 НК, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между рассматриваемыми лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг), в том числе в случаях совершения хозяйственным обществом сделок с заинтересованными лицами, признаваемыми таковыми законом.
Таким образом, при рассмотрении дела в суде об установлении факта взаимозависимости по основаниям иным, чем названы в п. 1 ст. 20 НК РФ, налоговому органу, прежде всего, необходимо привести конкретную законодательную норму, которая признает взаимозависимыми лиц по рассматриваемому делу.
Следует отметить, что в различных законодательных актах даны определения таких близких по значению к понятию взаимозависимые лица понятий, как заинтересованные лица, группа лиц, аффилированные лица, дочерние и зависимые хозяйственные общества. Николаев М.К. Совершенствование первой части НК / М.К. Николаев // Налоговая политика и практика. - 2005. - №4. - С.49-52.
2. Установление факта  взаимозависимости  между организациями.
Для определения  взаимозависимости юридических  лиц налоговыми органами, как правило, проверяются учредительные документы организации, реестры акционеров, бухгалтерские документы, в которых отражается доля ее участия в других организациях.
Однако, по мнению арбитражных судов, для признания  лиц взаимозависимыми недостаточно определить долю участия, необходимо установить факт возможного влияния участника на сделку.
Налоговый орган  для установления взаимозависимости  должен доказать не только факт участия  одной организации в другой с  долей, превышающей 20%, но и то, что  отношения между этими организациями  могут оказать влияние на результаты их деятельности.
Также недостаточно одного факта наличия брачных  отношений между лицами, являющимися  учредителями организаций - участников сделки, для признания этих организаций  взаимозависимыми.
3. Установление факта  взаимозависимости  между организацией и физическими лицами.
Не всегда можно  доказать взаимозависимость организации  и физических лиц (работников), приобретающих  у нее какое-либо имущество (квартиры, автомобили и др.). При рассмотрении таких споров суды указывают на недостаточность  одного факта наличия трудовых отношений и требуют дополнительных доказательств влияния этих отношений на результаты сделки.
В ряде случаев  налоговым органам удалось доказать взаимозависимость между организацией и ее работниками при совершении сделок по купле-продаже. Например, суд усмотрел взаимозависимость по сделкам продажи квартир, заключенным банком с председателем правления банка, его заместителем и заместителем главного бухгалтера.
4. Применение ст. 40 НК РФ по товарообменным (бартерным)  сделкам.
Кроме сделок между взаимозависимыми лицами налоговые органы также вправе контролировать цены по бартерным сделкам. Бартерные операции оформляются договором мены или иными договорами, исполнение обязательств по которым осуществляется посредством неденежного обмена эквивалентными по стоимости товарами, работами или услугами. Сделки, по которым исполнение обязательств производится зачетом встречного требования, под данное основание контроля не подпадают.
Исследование  показывает, что зачастую налоговые  органы рассматривают в качестве бартерных любые сделки, которые предусматривают исполнение обязательств неденежными средствами, и на этом основании проводят проверку цен по ним. Такие действия, однако, не всегда находят поддержку у арбитражных судов.
Например, при  проведении проверки общества налоговой инспекцией было вынесено решение о доначислении налогов по договорам возмездного оказания услуг по заготовке древесины, заключенных с индивидуальными предпринимателями. Оплата услуг осуществлялась частично денежными средствами, частично товарами. Налоговым органом такие договоры были квалифицированы как бартерные сделки.
Суд не поддержал  позицию налоговой инспекции, используя  в качестве аргументов следующие  доводы. Согласно п. 1 ст. 567 ГК РФ по договорам  мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом в силу п. 2 той же статьи к договору мены применяются правила о купле-продаже. Договоры возмездного оказания услуг регулируются нормами главы 39 ГК РФ и не могут быть отнесены к договорам мены (бартерным сделкам). Следовательно, по мнению суда, положения п. 2 ст. 40 НК РФ не могут применяться в отношении рассматриваемых сделок.
Оплата подрядных  работ продукцией также не является договором мены (бартерной сделкой), поэтому налоговые органы не могут проверять по ним правильность цены, доначислять налоги и пени.
5. Применение ст. 40 НК РФ по внешнеторговым  сделкам.
В действующей  редакции ст. 40 НК РФ нет определения  внешнеторговой сделки. Следовательно, в силу ст. 11 НК РФ в этом случае используются термины и определения, содержащиеся в других законодательных актах.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» (вступившего  в силу с 15.06.2004) под внешнеторговыми понимаются сделки в области внешней торговли товарами, работами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Нередко налоговые  органы применяют ст. 40 НК РФ как  дополнительный инструмент контроля за обоснованностью применения нулевой ставки НДС по экспортным операциям, т.е. пытаются проверить не только цены внешнеторгового контракта, но и цены, по которым товар (или комплектующие его изделия) был приобретен на территории России.
Приведем конкретный пример. В соответствии с заключенным внешнеторговым контрактом компанией осуществлен экспорт электродвигателей и впоследствии предъявлен к возмещению из бюджета НДС, уплаченный поставщикам этих электродвигателей.
Налоговой инспекцией была проведена проверка правильности применения цен по сделкам с российскими поставщиками электродвигателей и произведен перерасчет НДС. При этом налоговая инспекция ссылалась на то, что цена на приобретенные электродвигатели влияет на величину НДС при применении льготы налогоплательщиком при экспортных поставках.
Суд поддержал  исковые требования налогоплательщика, исходя из следующих доводов.
Исчерпывающий перечень оснований, по которым налоговые  органы вправе проверять обоснованность применения цен в целях последующего доначисления налогов (в том числе НДС), установлен в п. 2 ст. 40 НК РФ. У налоговой инспекции ни одного из перечисленных оснований для пересмотра цен по сделкам компании с российскими поставщиками электродвигателей не имелось. Сделки на внутреннем рынке совершались между лицами не являющимися взаимозависимыми; не являлись бартерными, так как расчеты производились в денежной форме; не относились к внешнеторговым поскольку были совершены между российскими юридическими лицами (резидентами); цены по сделкам не превышали 20%-й уровень отклонения. При проведении проверки налоговая инспекция руководствовалась подп. 3 п. 2 ст. 40 НК РФ, согласно которому налоговые органы вправе проверять правильность применения цен при совершении внешнеторговых контрактов. Однако фактически налоговая инспекция проверила правильность и произвела корректировку цен не по внешнеторговому контракту, а по договорам, сторонами которых являлись российские организации и которые не предусматривали перемещения товаров через таможенную границу России.
6. Применение ст. 40 НК РФ в случаях отклонения цены по сделке сверх установленного 20%-го уровня
Обязательным  условием проверки правильности применения цен по сделкам, которые более  чем на 20% отклоняются от цен, применяемых  налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), является допущение такого отклонения именно в пределах непродолжительного периода времени. Однако понятие «непродолжительный период» НК не определено.
В ряде случаев  данное обстоятельство послужило основанием для признания судом действий налоговых органов по контролю за правильностью применения цен по сделкам неправомерными.
В частности, в  постановлении ФАС указано, что  понятие «непродолжительный период времени» определяется в зависимости  от конкретных обстоятельств хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Налоговый орган, самостоятельно устанавливая в ходе осуществления контроля за полнотой исчисления налогов продолжительность  периода, необходимого для проверки правильности применения цен, должен учитывать  конкретные обстоятельства, связанные с особенностями реализации товаров, работ или услуг проверяемого налогоплательщика. Проблемы определения идентичности (однородности) товаров (работ, услуг)
Положениями ст. 40 ПК РФ определены критерии идентичности и однородности только товаров. При этом характеристика идентичности работ и услуг отсутствует, что вызывает ряд проблем.
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные  для них основные признаки: физические характеристики, качество и репутация  на рынке, страна происхождения и производитель. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми (учитываются, в частности, качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения).
Нередко в судебных решениях указывается на то, что  налоговыми органами не произведен должный  анализ рынка, не доказана идентичность (однородность) товара, не учтены его физические характеристики, функциональные особенности, технические и эксплуатационные характеристики, непосредственно влияющие на возможность использования, колебания потребительского спроса и т.п. Налоговый орган, осуществляя контроль за полнотой исчисления налогов, должен учитывать такие условия сделок, как сроки исполнения обязательств, условия платежей, иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены, в том числе и предоставляемые проверяемым налогоплательщиком обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. Перечень оснований для предоставления скидок приведен в п. 3 ст. 40 НК РФ.
Различия в  условиях реализации идентичных (однородных) товаров должны быть учтены налоговым  органом с помощью поправок, отраженных в соответствующих расчетах и прилагаемых к акту проверки. Однако данное требование налоговыми органами, как правило, не соблюдается.
Таким образом, налоговому органу необходимо иметь  доказательства идентичности (однородности) товаров, цены на которые берутся для сравнения, сопоставимости экономических (коммерческих) условий рассматриваемых сделок, т.е. следует ориентироваться на цены таких сделок, различия в условиях совершения которых или не оказывают существенного влияния на цены, или могут быть учтены с помощью специальных методик. Такой совокупностью доказательств налоговый орган, как правило, не располагает.
Статьей 40 НК РФ предусмотрены три метода, которые  могут использоваться налоговыми органами для определения рыночных цен по сделкам: метод сопоставления цены проверяемой сделки с рыночными ценами, метод цены последующей реализации, затратный метод.
Как показало исследование, наиболее часто применяется метод  сопоставления цены проверяемой  сделки с рыночными ценами.
В случае отсутствия на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам или предложения таких товаров, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду неимения либо недоступности информационных источников для определения рыночных цен может быть использован метод цены последующей реализации.
Метод сопоставимой неконтролируемой цены основан на сравнении  цены по контролируемой сделке с ценой  идентичного (сопоставимого) товара по сопоставимой сделке между независимыми контрагентами.
При этом сравниваемые сделки признаются сопоставимыми при  соблюдении хотя бы одного из следующих  условий:
* различия между  сделками или лицами, их совершающими, не могут оказать значительного  влияния на цену данного товара  на открытом (свободном) рынке;
* различия между  сделками, оказывающие значительное  влияние на цену товара, могут  быть учтены с помощью соответствующих корректировок. При наличии необходимой информации о ценах идентичных товаров по сопоставимым сделкам данный метод дает наиболее достоверный результат. Однако существуют ограничения по его применению: жесткие требования к сопоставимости товаров и условий сравниваемых сделок. Без соблюдения этих требований применить метод невозможно.
Следует отметить, что корректировку, учитывающую  различия между сравниваемыми сделками по критериям сопоставимости, таким  как качество товара, наличие различных  торговых марок, разных рынков сбыта, осуществить бывает практически невозможно. Тогда необходимо обратиться к другим методам.
Метод цены последующей  реализации. В зарубежной практике этот метод, в частности, может применяться, если товар, реализуемый по контролируемой сделке зависимому контрагенту, подлежит дальнейшей перепродаже независимым покупателям. Рыночная цена согласно данному методу определяется следующим образом:
Рыночная цена по контролируемой сделке * Цена последующей  реализации товара независимому покупателю - (Отношение валовой прибыли от реализации к выручке независимых торговых компаний (агентов) по сопоставимым сделкам х \ Цена последующей реализации товара независимому покупателю) - Расходы по приобретению товара (например, таможенные платежи).
При этом норма  валовой рентабельности (отношение  валовой прибыли к выручке) подлежит определению по сопоставимым сделкам  независимых торговых компаний. При  определении сопоставимости сравниваемых сделок данным методом ключевую роль играет фактор сопоставимости функции, выполняемых сторонами по сделкам, с учетом принимаемых рисков и используемых активов. По сравнению с предыдущим методом для данного метода фактор сопоставимости характеристик реализуемого товара имеет меньшее значение.
Затратный метод  наиболее часто используется для определения рыночной цены полуфабрикатов или услуг, реализуемых по сделке между взаимозависимыми сторонами.
Важно отметить, что для данного метода, как  и для метода цены последующей  реализации, главным фактором сопоставимости сделок является сопоставимость выполняемых сторонами по сделке функций, используемых активов и принимаемых рисков.
В мировой практике существует ещё 2 метода.
Метод сопоставимой рентабельности. В соответствии с  данным методом рыночная цена определяется путем применения того или иного показателя рентабельности, рассчитанного от операционной прибыли независимой компании по сопоставимым сделкам к соответствующему базису (т.е. актинам, затратам, продажам) по контролируемой сделке.
При этом следует  отметить, что отличия между характеристиками реализуемых товаров и функциями, выполняемыми сторонами по сопоставимым сделкам (с учетом используемых активов и принимаемых рисков), влияют на норму операционной прибыли в меньшей степени, чем на цену товара (при использовании метода сопоставимой неконтролируемой цены) или на норму валовой прибыли (в случае применения метода цены последующей реализации или затратного метода). Норма операционной рентабельности в значительной степени зависит от условий хозяйственной деятельности (доли компании на рынке, эффективности менеджмента, структуры источников финансирования, структуры затрат и др.)
Метод распределения  прибыли. Данный метод, как правило, используется для определения рыночной цены по операциям между взаимозависимыми лицами, когда эти операции носят  уникальный характер. К таковым, например, относятся операции, связанные с  использованием прав на объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, ноу-хау).
Рыночная цена определяется с учетом распределения  прибыли между сторонами по контролируемой сделке, которое осуществляется на основе доступной информации о распределении  прибыли .между независимыми контрагентами по сопоставимой сделке исходя из осуществляемых сторонами по контролируемой сделке функций (принимаемых рисков, используемых активов).
Данный метод, а также метод сопоставимой рентабельности называются методами, основанными на анализе прибыльности.
При проверках  налоговые органы, прежде всего, проводят сравнительный анализ цен, применяемых  налогоплательщиком по сделкам с  одним и тем же товаром с  контрагентами. Вопрос об источниках получения  информации об уровне рыночных цен  возникает, когда реализация продукции производится налогоплательщиком через взаимозависимых лиц, по товарообменным (бартерным) операциям, внешнеторговым сделкам, при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен в пределах непродолжительного периода времени.
Проблема заключается  в том, что ни ст. 40 НК РФ, ни другие законодательные акты не дают определения  понятия «официальный источник информации». В п. 11 данной статьи лишь указано, что  при определении и признании  рыночной цены товара, работы или услуги могут использоваться только официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
Как показало исследование, одной из причин принятия арбитражными судами решений в пользу налогоплательщиков по спорам о применении ст. 40 НК РФ является то, что налоговые органы использовали ненадлежащие источники информации.
При этом судами часто не принимается информация, представленная налоговыми органами, в частности, из Управления по ценам  администрации области, Управления статистики области, Торгово-промышленных палат областей и городов, Комитета по управлению муниципальным имуществом, Агентства экономической информации, Главного управления Банка России по области, таможенных органов.
Необходимо отметить, что по данному вопросу позиция судов одного региона нередко может быть прямо противоположной позиции судов другого региона. Кроме того, суд отдельного региона, признав в одном случае источник информации надлежащим, в другом случае тот же самый источник информации надлежащим не признает.
Имеющаяся практика оценки арбитражными судами информации о рыночных ценах, представленной налоговыми органами, позволяет сделать следующие  выводы:
1. Для определения  рыночной цены товара (работы, услуги) должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК РФ). Получение рыночных цен каким-либо расчетным путем или по методикам, существующим в других отраслях, законодательством не предусмотрено.
2. Налоговые  органы должны доказать сопоставимые условия сделки, сферу обращения товаров, идентичность товаров. Среднестатистические данные органов статистики не могут быть использованы.
3. Информация, предоставляемая  другими налогоплательщиками, реализующими  аналогичные товары, не может быть использована для определения рыночных цен.
4. Коммерческие  организации не могут быть  признаны официальными источниками  информации. В их компетенцию  не входит статистическое наблюдение  за уровнем цен на рынке.  Обратите внимание: организации, занимающиеся оценочной деятельностью, тоже являются коммерческими организациями. Именно поэтому некоторые судьи высказывают мнение, что оценка стоимости, заверенная имеющей лицензию организацией оценщиков, не может быть учтена при определении рыночной цены (с учетом положений ст. 40 НК РФ).
5. Органы государственной  власти и местного самоуправления  исключены из источников информации  рыночных цен. В задачи управления  цен администрации области не  входит выявление рыночных цен  на отдельные виды товаров.  Сведения органов исполнительной власти к официальным источникам информации, как следует из толкования нормы п. 11 ст. 40 НК РФ, не относятся. Таможенные органы не являются органами, в компетенцию которых входит право официального определения рыночной цены на товар. Торгово-промышленная палата не является ни биржей, ни официальным источником информации. Суды при рассмотрении соответствующих дел, помимо информации о рыночных ценах, представленной из официальных источников, требуют дополнительные доказательства подтверждения того, что цена, исчисленная указанными органами, является рыночной. При этом и методология исчисления рыночной цены, примененная органом, выдавшим информацию о рыночной цене, должна удовлетворять положениям ст. 40 Н К РФ.  

2.3. Способы решения проблемы. 

В зарубежных странах  все большее применение находят  два метода определения цены товаров, основанные на анализе прибыльности по сделке (метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли). Широкое применение указанных методов  в США связано с доступностью необходимой информации для использования этих методов. Следует отметить также введение некоторых из методов, основанных на анализе прибыли, в странах, традиционно их отвергавших, например, в Германии и Японии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.