На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Совершенствование финансового обеспечения здравоохранения в РФ

Информация:

Тип работы: автореферат. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       АКАДЕМИЯ  БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА
       МИНИСТЕРСТВА  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
На правах рукописи 

Соколов Дмитрий Александрович 
 
 

       СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 

Специальность: 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит 
 
 

Автореферат
    диссертации на соискание ученой 
    степени кандидата экономических наук
     
     
     

Москва 2009
     Диссертация выполнена в Федеральном государственном  образовательном учреждении высшего  профессионального образования  «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации».  

            Научный руководитель: кандидат экономических  наук, доцент
         Подъяблонская Лидия Михайловна
          
       Научный консультант: доктор экономических  наук
         Чистова Вера Ергешевна
                 
           Официальные оппоненты: доктор экономических  наук, профессор
         Кагаловская Эльвина  Тихоновна
                 
         кандидат экономических  наук, доцент
         Солянникова Светлана Петровна
                 
            Ведущая организация Государственный университет управления
          
                 
                 
 
 
      Защита состоится 16 апреля 2009 года в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 226.001.01 при ФГОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации» по адресу: 101990, г. Москва, Малый Златоустинский переулок, д. 7, стр. 1.
      С диссертацией можно ознакомиться в  библиотеке Академии бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации  

       Автореферат разослан   «___» марта 2009 года. 
 
 

       Ученый  секретарь 
       диссертационного  совета,                                                    Галова Е.В.
       кандидат  экономических наук
Общая характеристика работы
       Актуальность  темы исследования. Здоровье нации является предпосылкой социального благополучия и стабильного экономического функционирования государства, повышения качества человеческого капитала1. Обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью представляет важнейшую проблему для любой страны, независимо от модели хозяйствования и финансовой системы.
      Состояние здравоохранения как отрасли  народного хозяйства, перспективы его развития и совершенствования определяют, прежде всего, уровень организации экономических отношений участников его функционирования, а также уровень его финансовой обеспеченности. Поэтому проблема финансирования здравоохранения в Российской Федерации имеет огромное значение, тем более, что отрасль до настоящего времени продолжает финансироваться по остаточному принципу, в связи с чем доля государственных финансовых ресурсов, направляемых на нужды здравоохранения не превышает ежегодно 3% ВВП.
      Программа целостного, взаимосвязанного и эффективного финансирования здравоохранения России практически отсутствует. Предпринимаемые, особенно в последние годы, меры по усилению финансового обеспечения отрасли, как правило, направлены на решение пусть и важнейших, но локальных аспектов. Так, например, в целях  решения острейших проблем в здравоохранении с 2006 года реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», усилено внимание лекарственному обеспечению отдельных льготных категорий граждан, обеспечению доступности высокотехнологичной медицинской помощи и ряду других направлений.
      Для отрасли характерна многоканальная система финансирования с использованием средств бюджетов всех уровней, средств  обязательного медицинского страхования, средств домохозяйств и добровольного медицинского страхования. В итоге, учреждение здравоохранения получает средства из различных источников. Такое многоканальное построение финансирования здравоохранения не обеспечивает должной эффективности использования средств, создает предпосылки для перекрестного финансирования одних и тех же мероприятий, ослабляет контроль целевого использования ресурсов. Объем, структура ресурсов и механизм их направления и использования не соответствует в достаточной мере потребностям здравоохранения и условиям оказания медицинских услуг. В результате эффективность функционирования здравоохранения невысока. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, порядка 30% финансовых ресурсов используются неэффективно2.
      Кроме того, необходимо отметить, что проблема финансового обеспечения здравоохранения неразрывно связана с неэффективной организацией экономических отношений субъектов системы здравоохранения.
      Неэффективность сложившейся многоканальной бюджетно-страховой  системы финансирования здравоохранения, директивная система планирования, не учитывающая потребность населения в конкретных видах медицинской помощи, и, как следствие, несбалансированность территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, неудовлетворительная структура оказываемой населению медицинской помощи препятствуют эффективности использования ресурсов в отрасли и повышению качества предоставляемой населению медицинской помощи.
      Таким образом, мероприятия по совершенствованию финансового обеспечения здравоохранения необходимо осуществлять только во взаимосвязи с модернизацией экономических отношений субъектов системы здравоохранения.
      Многообразие  возникающих проблем организации  и финансирования здравоохранения в Российской Федерации, неоднозначность их практического решения, дискуссионность теоретических аспектов, необходимость обобщения зарубежного и отечественного опыта развития отрасли требуют более глубокого и предметного изучения, а также выработки практических рекомендаций, что определяет актуальность избранной темы моего диссертационного исследования.
       Степень научной разработанности  проблемы. Изучение в ходе исследования источников экономической литературы по вопросам теории реформирования управления и финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации, научных работ, монографий, аналитических обзоров, как отечественных, так и зарубежных авторов показал, что имеет место противоречивый подход к организации финансов здравоохранения, формированию структуры источников и механизма финансирования учреждений здравоохранения.
       В частности, научные разработки по совершенствованию  управления и финансового обеспечения  здравоохранения затрагивают вопросы  совершенствования методик финансового  планирования, видов и объемов медицинской помощи, эффективности использования ресурсов в здравоохранении, формированию одноканальной системы государственного финансирования здравоохранения.
       Вместе  с тем, предложения по совершенствованию  методики планирования не учитывают современное состояние системы учета расходов на здравоохранение. В настоящее время для отрасли характерна разрозненная система государственной и отраслевой форм отчетности, не отражающая объема всей совокупности денежных средств, поступающих в отрасль. Отсутствие сводной отчетности по финансированию здравоохранения препятствует внедрению методик планирования, ориентированного на результат.
       Также в настоящее время значительный объем научных исследований посвящен эффективности использования ресурсов в здравоохранении. При этом не уделяется должного внимания разработке системы критериев, позволяющих  в комплексе оценить расходы на здравоохранение.
       В последнее время формирование одноканальной  системы государственного финансирования здравоохранения является одной из главных стратегических задач государства. Однако до настоящего времени ни одной конкретной модели финансового обеспечения здравоохранения, ориентированной на введение одноканальной системы финансирования отрасли не разработано.
      Все это обусловливает необходимость предложения методики оценки финансовых ресурсов здравоохранения, позволяющая систематизировать и объединить разрозненные формы государственной и отраслевой форм отчетности, разработать модель финансового обеспечения здравоохранения, основанной на введение одноканальной системы финансирования отрасли, разработать систему критериев, позволяющую в комплексе оценить эффективность расходов на здравоохранение.
      Цель исследования – разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию модели финансирования здравоохранения и экономического взаимодействия между субъектами здравоохранения с целью эффективного использования ресурсов в отрасли на основе критериев ее оценки и повышения качества предоставляемой населению медицинской помощи.
      Поставленная цель работы обеспечена поэтапной реализацией следующих системных задач:
    выявление специфики финансирования здравоохранения в реформируемой финансовой системе государства;
    в отсутствии единой методики оценки финансовых ресурсов здравоохранения, применена система национальных счетов здравоохранения (СНС), позволяющая максимально полно учесть все источники финансирования и исключающая при этом  возможность двойного учета в объемах финансировании отрасли;
    разработать предложения по совершенствованию методов финансового планирования, во взаимосвязи с методикой планирования видов и объемов медицинской помощи, оказываемых населению в рамках территориальных программ государственных гарантий;
    разработать механизм эффективного взаимодействия субъектов здравоохранения и определить условия перераспределения финансовых ресурсов в отрасли с целью оптимизации и повышения результативности расходов;
    разработать предложения по совершенствованию методики аудита эффективности использования государственных ресурсов здравоохранения.
      Объектом диссертационного исследования является система управления и финансирования здравоохранения в Российской Федерации.
      Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе совершенствования финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации.
      Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды и монографии отечественных и зарубежных ученых и специалистов-практиков по данной проблематике.
      Место финансов здравоохранения в финансового системе государства рассматривается в исследованиях Е. Голдштейна, С.А. Мамедова, А. Прекера, А.В. Решетникова, Р. Томпсона, А. Хардинга, С.В. Шишкина, Т. Энсора и др. Критический анализ современного состояния управления и финансового обеспечения здравоохранения Российской Федерации представлен в работах В.О. Флека О.В. Андреевой, Н.А. Кравченко, М.М. Кузьменко и др. Общее направление и механизмы совершенствования управления и финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации нашли отражение в трудах П.Н. Альтмана, Д.Р. Шиляева, С.В. Шишкина и др. Вопросам эффективного использования государственных ресурсов в здравоохранении Российской Федерации посвящены работы В.О. Флека, Н.Ф. Соковиковой, Д.В. Пивень и др. 
      Эмпирической  базой исследования явились официальные статистические данные, результаты обследований и аналитические материалы Росстата России, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Института экономики переходного периода, Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, Бюджетные Послания Президента Российской Федерации, законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
      В процессе изучения и обработки материалов для получения результатов исследования применялись методы экономических исследований: абстрактно-логический, метод экспертных оценок, использовались приемы структурно-функционального и статистического анализа и математические методы.
      Положения, выносимые на защиту.
      На  защиту выносится разработанная модель организации управления и финансового обеспечения здравоохранения, основанная на принципе страхования и ориентированная на введение одноканальной системы финансирования отрасли во взаимосвязи с системой критериев, позволяющих комплексно оценить эффективность использования государственных ресурсов в отрасли.
      Научная новизна исследования.
      Результаты  исследования, выражающие его новизну, состоят в следующем:
    Применена система национальных счетов для оценки совокупных расходов на здравоохранение по источникам, распорядителям средств финансирования, поставщикам услуг и функциям здравоохранения, позволившая систематизировать и объединить разрозненные государственные и ведомственные формы отчетности, а также отразить движение всей совокупности денежных средств в отрасли, исключающей возможность двойного учета (стр. 52-73).
    Разработаны и предложены для практического внедрения модели финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации, представлен сравнительный анализ по каждому звену данных моделей и выявлены необходимые условия для их практического внедрения:
     модель I - страховая модель, предусматривающая наряду с использованием страховых принципов финансирования, бюджетное финансирование для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, осуществления целевых программ развития приоритетных направлений здравоохранения, а также крупных инвестиций, в основе которой роль страховщиков возлагается на территориальные фонды обязательного медицинского страхования (стр. 156);
     модель II - страховая модель, в основе которой роль страховщиков возлагается на конкурирующие друг с другом страховые компании (стр. 157).
      3. Обоснована приоритетность внедрения  программно-целевых методов финансового  планирования во взаимосвязи  с методикой планирования видов и объемов медицинской помощи, оказываемых населению в рамках территориальных программ государственных гарантий, на основе сравнительного анализа действующих методов планирования объема финансовых ресурсов3,  видов и объемов медицинской помощи4 и финансового планирования, основанного на программно-целевых методах (стр. 108-109).
      4. Предложены критерии с набором  качественных и количественных  показателей, дополняющие Методику  аудита эффективности использования  государственных ресурсов здравоохранения5, позволяющие комплексно оценить эффективность использования государственных ресурсов в отрасли (стр. 138-142):
    состояние здоровья населения;
    оценка деятельности стационарных медицинских организаций по реализации Территориальной программы государственных гарантий;
    оценка реструктуризации стационарной медицинской помощи;
    оценка финансирования стационарной медицинской помощи;
    оценка деятельности скорой медицинской помощи;
    оценка качества и доступности амбулаторно-поликлинической помощи;
    оценка рационального использования ресурсов, эффективности использования медицинских технологий;
    оценка лекарственного обеспечения.
    Практическая  значимость и внедрение результатов исследования.
    Практическая  значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации предложения по совершенствованию методики оценки финансовых ресурсов здравоохранения на основании применения системы национальных счетов могут быть использованы субъектами здравоохранения федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для оценки состояния развития отрасли, для определения объема бюджетных ассигнований, необходимых для направления на нужды здравоохранения, для разработки территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и программ обязательного медицинского страхования.
    Применение  комплексной критериальной оценки использования государственных  ресурсов здравоохранения позволит оценить государственные расходы на здравоохранение во взаимосвязи с качеством оказываемой населению Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
     Практическое  значение разработанных в исследовании моделей финансового обеспечения  здравоохранения состоит в решении проблемы преодоления фрагментарности системы финансирования здравоохранения.
     Апробация диссертационного исследования.
      Результаты  диссертационного исследования использованы Министерством здравоохранения  и социального развития Российской Федерации при формировании федеральной модели счетов здравоохранения, при подготовке Доклада о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 и 2007 гг. и Всемирной организации здравоохранения - для анализа состояния развития финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации и основных направлений его реформирования6.
     Результаты  диссертационного исследования могут  быть использованы при написании  учебных и практических пособий  и чтении лекционных и специальных курсов в высших экономических учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации работников, занятых в отрасли. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 научных работ, общим объемом – 2,17 п.л.
       Структура работы обусловлена целью и поставленными в диссертационном исследовании задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, 12 приложений, общим объемом – 198 стр.
       Структура диссертации:
       Введение
       Глава 1. Роль и место финансов здравоохранения в финансовой системе государства
       1.1. Содержание и специфика финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации.
       1.2. Зарубежный опыт реформирования  финансового обеспечения здравоохранения
       1.3. Опыт реформирования механизма финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации
       Глава 2. Современное состояние финансирования здравоохранения в Российской Федерации 
       2.1. Анализ совокупных расходов на  здравоохранение по источникам, распорядителям средств финансирования, поставщикам услуг и функциям здравоохранения по версии системы национальных счетов
       2.2. Анализ финансирования медицинской  помощи гражданам Российской  Федерации, предоставляемой в  рамках Программы государственных  гарантий
       2.3.  Анализ расходов личных средств населения на здравоохранение в субъектах Российской Федерации и в целом по    Российской Федерации
       2.4. Современные подходы планирования  финансовых ресурсов в    здравоохранении, ориентированные   на результат
       2.5.  Современные подходы к оценке эффективности использования     ресурсов в здравоохранении Российской Федерации
       Глава 3. Направления совершенствования  финансового обеспечения здравоохранения  в Российской Федерации
       3.1. Несовершенство действующей модели финансового обеспечения российского здравоохранения.
       3.2. Совершенствование экономических  механизмов в здравоохранении  Российской Федерации 

       Заключение
       Список  используемой литературы
       Приложения 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ  РАБОТЫ
       Во  введении обоснована актуальность темы, изложена степень ее разработанности, сформулирована проблема исследования; определены: объект, предмет, цель и задачи исследования; изложены: научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
       В первой главе диссертационного исследования определено место и выявлена специфика финансов здравоохранения в реформируемой финансовой системе Российской Федерации.
       В условиях реформирования экономики  и общественного устройства страны особое значение приобретает совершенствование  ее финансовой системы, обеспечивающей перераспределение ресурсов, организацию финансовых потоков, развитие учреждений и организаций, оказывающих услуги.
       В работе исследуется место финансов здравоохранения в финансовой системе  государства с позиции воспроизводственного подхода. Сделан вывод о том, что финансы здравоохранения представляют собой специфическое звено финансовой системы государства. В качестве важнейшего признака, позволяющего характеризовать обособленность этого звена в составе финансовой системы, с нашей точки зрения, следует рассматривать производство особого рода услуги - услуги здравоохранения. С учетом такого подхода финансы здравоохранения представляют собой специфическое звено финансовой системы государства, характеризующееся совокупностью денежных отношений по формированию и использованию денежных фондов для предоставления услуг здравоохранения с целью обеспечения жизнедеятельности, воспроизводства и развития населения.
       В диссертационном исследовании произведена  классификация основных звеньев, участвующих в процессе управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации:
    государство, как субъект властного регулирования экономических отношений в системе общественного здравоохранения;
    производители медицинских услуг – медицинские организации и частнопрактикующие врачи;
    потребители медицинских услуг – ими в системах общественного здравоохранения является все население страны;
    плательщики за медицинскую помощь, предоставляемую потребителям; это страховщики (страховые фонды, больничные кассы, страховые компании и т.п.) в системах страхового финансирования здравоохранения, или государственные органы управления здравоохранением в системах бюджетного финансирования здравоохранения.
       Выявление и определение основных звеньев, участвующих в процессе управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации позволило сделать вывод о том, что наиболее существенную роль в процессе управления и финансирования системы здравоохранения играет государство. Изъяны рынка медицинских и страховых услуг в сочетании с ценностными представлениями о правах граждан на получение медицинской помощи обуславливают необходимость участия государства в осуществлении деятельности в сфере здравоохранения.
       В целях результативности совершенствования  механизма управления и финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации в первой главе обобщен иностранный опыт реформирования здравоохранения.
       В диссертационном исследовании приведена  классификация существующей системы  здравоохранения.
       Результаты  классификации позволили выявить три модели организации системы здравоохранения в разных странах:
    платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования;
    государственная медицина с бюджетной системой финансирования;
    система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.
       Результаты  сравнительного анализа моделей  организации здравоохранения позволили  выявить тенденцию постепенного перехода частной и бюджетной моделей здравоохранения к социально-страховой модели, при этом одним из основных стимулов такого перехода была экономия бюджетных средств, выделяемых государством на здравоохранение.
       Более эффективное использование денежных средств было связано с введением рыночных преобразований в системе управления и финансирования здравоохранения.
       Рыночные  преобразования проводилась по следующим  основным направлениям:
    регулирование уровня спроса на медицинские услуги и лекарственные средства;
    регулирование предложения медицинских услуг и лекарственных средств;
    формирование пары плательщик®производитель рыночным путем;
    расширение прав государственных медицинских учреждений по распоряжению финансовыми и материальными ресурсами;
    преобразование государственных медицинских учреждений в иные организационно-правовые формы с полной передачей прав распоряжения и частичной передачей прав владения ресурсами;
    передача функций, выполнявшихся государственными медицинскими организациями, негосударственным организациям.
       Анализ иностранного опыта реформирования здравоохранения позволил сделать вывод о том, что проведение рыночно ориентированных реформ имело очевидные позитивные результаты с политической точки зрения. Они придали импульс деятельности органов здравоохранения, активизировали их усилия по регулированию предоставления медицинской помощи в интересах населения, а не в интересах самих врачей и медицинских организаций.
      Таким образом, при совершенствовании  финансирования здравоохранения в  Российской Федерации необходимо учитывать следующие закономерности, полученные в процессе  анализа иностранного опыта реформирования здравоохранения:
      введение рыночных преобразований (регулирование уровня предложения и спроса на медицинские услуги, преобразование государственных медицинских учреждений в иные организационно-правовые формы) способствует более эффективному использованию денежных  средств в здравоохранении;
      формирование пары плательщик®производитель рыночным путем характеризуется:
    повышением ответственности производителя медицинских услуг за результаты своей деятельности;
    заинтересованностью производителя медицинских услуг в наиболее эффективном использовании денежных средств.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.