На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное и муниципальное кредитование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Введение
       Важную  роль в системе государственных  финансов играет государственный и  муниципальный кредит, который в  целях упрощения, как правило, именуется  просто государственным кредитом.
       Государственный кредит выражает совокупность кредитных  отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает  в качестве заемщика и гаранта - это  госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство  выступает кредитором юридических  и физических лиц именуются государственным  кредитованием.
       Государственный кредит в узком смысле слова как  экономическая категория находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен  в самостоятельную категорию  потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины.
       Предмет исследования – государственное и муниципальное кредитование.
       Цель  исследования – рассмотреть общие принципы организации государственного и муниципального кредитования.
       Задачи  исследования:
       1). Дать понятие государственного и муниципального кредита;
       2). Рассмотреть функции и цели государственного и муниципального кредита;
       3). Проанализировать опыт бюджетной системы в стране Япония и США. 

       Глава I. Механизм организации государственного и муниципального кредитования
       1.1. Понятие государственного и муниципального кредита
       Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное  образование являются кредиторами  или заемщиками. Государственные  и муниципальные кредиты могут  быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и  физическим лицам, другим бюджетам, иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям в  пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у  него возникают соответствующие  обязательства или требования. Условиями  кредитного договора являются:
       • срок предоставления или получения  кредита;
       • обязанности сторон;
       • условия обеспечения возврата ссуды;
       • размер процентной ставки за пользование  ссудой;
       • другие условия.
       Государственный кредит - это экономические отношения  между государством и физическими  и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными государствами, международными организациями. В этих экономических отношениях государство  выполняет роль заемщика, кредитора  и гаранта.
       В последние годы Россия в основном выступает как заемщик средств. В 2002 г. внешний долг по оценкам экспертов  составлял порядка 41% ВВП. Следует  иметь в виду, что по международным  стандартам предельный размер выплат по обслуживанию как внешнего, так  и внутреннего долга не должен превышать 30% от доходов бюджета, в 2002 г. этот показатель в России составлял 24,8%.
       Предоставляя  ссуды или кредиты, государство  выступает в роли кредитора. В  случаях, когда государство берет  на себя ответственность по погашению  обязательств, взятых какими-либо субъектами (физическими лицами, предприятиями  и организациями, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления), государство выступает как гарант. Если должник полностью и в  срок рассчитывается по своим обязательствам, то государство как гарант не несет  дополнительных затрат.
       Таким образом, основной признак государственного кредита - это участие государства  в кредитных отношениях. 

       1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита
       1. Важнейшая функция государственного  и муниципального кредита —  перераспределение денежных ресурсов  в соответствии с потребностями  экономики в целом и целесообразностью  поддержки того или иного направления  социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует  специальный централизованный фонд  государственного кредитования. Его  источником служит соответствующий  бюджет, при утверждении расходной  части которого предусматриваются  необходимые средства на кредитование.
       Перераспределение осуществляется между:
       • федеральным бюджетом и региональными  бюджетами;
       • региональным бюджетом и бюджетами  муниципальных образований;
       • международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
       • иностранными юридическими и физическими  лицами и федеральным и региональными  бюджетами;
       • федеральными, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.
       2. Государственный и муниципальный  кредит выполняет также регулирующую  функцию. В условиях ограниченности  бюджетных ресурсов их выделение  на безвозмездной основе не  всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.
       Регулирующая  функция проявляется и при  получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку  приватизации, фондового рынка и  т.п.
       С помощью регулирующей функции государство  воздействует на заемщиков, которые  обязаны обеспечить эффективное  применение бюджетных ссуд.
       3. Одной из функций государственного  и муниципального кредита является  учет и контроль за целевым  и рациональным использованием  кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие  институты на федеральном, региональном  и муниципальном уровнях. Необходимость  контроля вытекает как из самой  природы кредита, так и из  функций государства. Формами  контроля являются:
       • контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
       • контроль за соблюдением условий  кредитного договора;
       • контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;
       • контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.
       К основным целям государственного и  муниципального кредитования относятся:
       •  решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
       •  проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;
       •  поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
       •  поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
       Долговые  обязательства и активы
       По  предоставленным государственным  кредитам у заемщиков возникают  долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным  образованием как кредиторами. Государственные  кредиты образуют государственные  внутренние и внешние активы РФ.
       Долговые  обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальными образованиями как кредиторами  составляют внутренний и внешний  долг заемщиков. Размеры и структура  долга по видам долговых обязательств и по заемщикам рассматривается  вместе с законом о бюджете  на очередной финансовый год.
       При возникновении кризисных финансовых явлений и отсутствии реальных возможностей своевременного погашения долга  возникает необходимость в его  реструктуризации. Реструктуризация долга  иностранных государств перед Российской Федерацией, субъектом РФ означает предоставление Российской Федерацией, субъектом РФ нового кредита иностранному государству при условии погашения  основного долга по ранее пре  доставленному кредиту с изменением условий обслуживания кредита и  сроков его погашения.
       Законом о бюджете утверждаются:
       • суммы погашения и выплаты  процентов по долгам иностранных  государств;
       • размер долга иностранных государств на конец финансового года;
       • предельный объем государственных  кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам —  участникам СНГ;
       • предельный объем государственных  кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам — участникам СНГ;
       • программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных  кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным  организациям.
       Государственные кредиты государствам — участникам СНГ по межправительственным договорам  предоставляются, как правило, при  условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основного долга  по ранее предоставленным кредитам.
       Правительство РФ предоставляет иностранным государствам, их юридическим лицам и международным  организациям кредиты свыше предельного  объема государственных кредитов, если новые кредиты выделяются в порядке  реструктуризации долга иностранных  заемщиков перед РФ и условия  обслуживания долга иностранных  заемщиков перед РФ не ухудшаются для РФ.
       Предоставление  РФ государственных кредитов иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям осуществляется в рамках соответствующих долгосрочных программ, учитывающих геополитические  интересы РФ.
       Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям за счет средств федерального бюджета  включает перечень кредитов на очередной  финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставленных в данном финансовом году.
       Договоры  о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение предельных объемов предоставления государственных кредитов Российской Федерацией, утвержденных федеральным  законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в  федеральный закон о федеральном  бюджете.
       Договоры  о предоставлении государственных  кредитов Российской Федерацией утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме  федерального закона в следующих  случаях:
       1) если предусмотренные этими договорами  государственные кредиты не включены  в программу предоставления Российской  Федерацией государственных кредитов  и предоставляемые по ним финансовые  средства превышают сумму, эквивалентную  10 млн. долларов США, на весь  срок кредита; 
       2) если исполнение таких договоров  требует увеличения предельного  объема предоставления государственных  кредитов, утвержденных федеральным  законом о федеральном бюджете; 
       3) других, предусмотренных законодательством. 
       Договоры  о реструктуризации задолженности  или списании задолженности иностранных  государств перед РФ ратифицируем Государственная  Дума, кроме случаев реструктуризации задолженности и ее списания в  рамках участия РФ в международных  финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций  и клубов.
       Возможна  уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед РФ. Она осуществляется и  соответствии со специальным федеральным  законом либо с положением о соответствующей  уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном  бюджете на очередной финансовый год.
       Классификацию государственного кредита иллюстрирует рис.1.1.
         

       Целевые бюджетные кредиты по отраслям экономики. Механизм целевого бюджетного кредитования
       Целевые бюджетные кредиты являются источниками  финансирования отраслевых программ инвестиционного  характера, конверсии оборонной  промышленности, пополнения оборотных  средств предприятий и др. Бюджетные  кредиты предусматриваются в  бюджете на текущий финансовый год. Но поскольку их выделение связано  финансированием мероприятий долгосрочного  характера, возникает необходимость  в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.
       Рассмотрим  особенности целевого бюджетного кредитования в соответствии с федеральными бюджетами на 2008 г.
       Средства  федерального бюджета на возвратной основе предоставляются через федеральные  органы исполнительной власти, администрации  субъектов РФ, банки и другие российские юридические лица, являющиеся агентами Правительства PФ. При предоставлении бюджетных ссуд иногда используется вексельная форма оформления задолженности.
       Плата за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными начиная  с 1995 г. на возвратной основе на инвестиционные проекты конверсии оборонной  промышленности, и суммы в их погашение  вносятся в федеральный бюджет с  последующим направлением на те же цели через государственный фонд конверсии.
       Государственный финансовый контроль за целевым использованием бюджетных ссуд включает применение ряда санкций. Так, при нецелевом  использовании предприятиями средств  федерального бюджета, предоставленных  на безвозвратной и возвратной основах, что служит основанием для взимания штрафа в размере двойной действующей  учетной ставки Центрального банка  РФ. За несвоевременный возврат средств  федерального бюджета, предоставленных  на возвратной основе, сокращается  или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки, в  том числе предоставление отсрочек налоговых платежей. За просрочку  уплаты процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, взимается пеня в размере одной трехсотой действующей учетной ставки Центрального банка РФ за каждый день просрочки.
       Возврат предоставленных предприятиям и  организациям средств федерального бюджета, а также плата за пользование  этими средствами приравниваются к  платежам в федеральный бюджет.
       Рассмотрим  особенности целевого бюджетного кредитования, вытекающие из федерального бюджета на 2008 г.
       В связи с финансовым кризисом в 2008 г. остро встала проблема реструктуризации выданных ранее бюджетных кредитов, а также накопленной задолженности по уплате налоговых платежей и финансовых санкций.
       Отсрочки  и рассрочки по уплате налогов  и других обязательных платежей предоставлялись  налогоплательщику на срок, не превышающий  пределов текущего года, но не свыше  шести месяцев. При этом обязательным условием было предоставление аналогичных  отсрочек и рассрочек по платежам в бюджеты субъектов РФ.
       В 2008 г. проведена реструктуризация задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам и начисленным пеням, а также штрафам за нарушение налогового законодательства, имеющейся у них по состоянию на 1 января 2008 г., путем предоставления юридическим лицам отсрочки и рассрочки по уплате задолженности по налогам и сборам до четырех лет, по пеням и штрафам — до десяти лет.
       С предприятий и организаций —  исполнителей государственного оборонного заказа была списана задолженность  по платежам в федеральный бюджет, имевшаяся на 1 января 2008 г., в сумме недополученных средств из федерального бюджета в связи с несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа, включая работы по поддержанию мобилизационных мощностей, с одновременным списанием задолженности федерального бюджета предприятиям и организациям — исполнителям государственного оборонного заказа на эту сумму.
       Средства, поступающие от возврата бюджетных  кредитов, а также суммы, поступающие  в виде платы за пользование ими, подлежат возврату в федеральный  бюджет и направляются в объеме поступлений  на те же цели.
       Правительство РФ выдавало из федерального бюджета  органам исполнительной власти субъектов  РФ беспроцентные бюджетные ссуды  на срок, не превышающий пределов финансового  года.
       В 2008 г. сезонное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей проводилось на условиях и за счет созданного в 2007 г. фонда льготного кредитования.
       Предоставление  предприятиям и организациям средств  федерального бюджета на возвратной основе на финансирование инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности осуществляется через государственный  фонд конверсии.
       Плата за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными начиная  с 1995 г. на возвратной основе на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов конверсии оборонной промышленности, и суммы в их погашение вносятся в доход федерального бюджета  и аккумулируются государственным  фондом конверсии на специальном  счете, открываемом ему в Главном  управлении Федерального казначейства Минфином РФ, с последующим направлением на те же цели.
       В 2008 г. не имеющая источников возврата задолженность по состоянию на 1 января 2008 г. по централизованным кредитам, выданным в 2003—2005 гг. предприятиям и организациям топливно-энергетического, агропромышленного и лесного комплексов, текстильной и легкой промышленности и других отраслей экономики, а также организациям, осуществляющим реализацию государственной программы переселения, и начисленным по ним процентам частично переоформлена в государственный внутренний долг России. Эта задолженность переоформляется в задолженность предприятий и организаций отраслей экономики Минфину РФ под соответствующие гарантии субъектов РФ и относится на государственный внутренний долг РФ путем выдачи Минфином РФ Центральному банку РФ облигаций федерального займа с постоянным доходом со сроками погашения в течение 5 лет начиная с 2009 г. ежегодно равными долями с уплатой 5% годовых.
       Остается  не урегулированным вопрос о погашении  задолженности по техническим кредитам, предоставленным ЦБ РФ государствам — участникам СНГ. Она была переоформлена  в соответствии с межправительственными  соглашениями в государственные  кредиты РФ этим государствам, включая  задолженность по межгосударственным расчетам, образовавшуюся в ходе выверки  этих межгосударственных расчетов, а  также задолженность, образовавшуюся в результате проведения внутрироссийского  и межгосударственного зачетов  взаимных требований хозяйствующих субъектов. В 2008 г. часть задолженности переоформляется в государственный внутренний долг РФ путем выдачи Минфином РФ ЦБ РФ беспроцентных облигаций федерального займа со сроками погашения в течение десяти лет начиная с   2009 г. ежегодно равными долями.
       За  счет средств федерального бюджета  выдавались товарные кредиты субъектам  РФ на поставку горюче-смазочных материалов и комбикормов сельскохозяйственным товаропроизводителям. Из-за несвоевременности  погашения кредита возникла необходимость  оформления задолженности соответствующими долговыми обязательствами субъектов  РФ. Для этого была произведена  эмиссия ценных бумаг субъектов  РФ и сформирован специальный  фонд кредитования организаций агропромышленного  комплекса на льготных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II. Анализ бюджетного кредитования бизнеса –
       опыт  Японии и США
       2.1. Анализ опыта бюджетной системы в стране Япония
       В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ под бюджетным кредитом понимаются «денежные средства, предоставляемые  бюджетом другому бюджету бюджетной  системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах» (статья 6 Бюджетного Кодекса РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ).
       Таким образом, бюджетное кредитование можно  рассматривать как одну из форм государственной  поддержки коммерческих предприятий. Эффективность прямого бюджетного кредитования коммерческих предприятий  часто является центром полемики и вызывает массу споров и критических  замечаний.  Для оценки целесообразности использования прямого бюджетного кредитования в России представляется необходимым проанализировать опыт применения этой формы поддержки  бизнеса в развитых странах.
      Рассмотри международный опыт бюджетного кредитования на примере Японии и США.
       В целях оказания государственной  финансовой поддержки субъектам  малого бизнеса в Японии создана  разветвленная система специализированных учреждений, функционирующих как  на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Основу этой системы составляют:
       - государственная корпорация финансирования  малого бизнеса;
       - национальная финансовая корпорация;
       - центральный банк торговой и  промышленной кооперации;
       - государственная корпорация страхования  кредитов малого и среднего  бизнеса;
       - префектурные ассоциации страхования  кредитов.
       Основные  цели и задачи указанных институтов:
       1. Государственная корпорация финансирования  малого бизнеса.
       Данная  организация создана при Министерстве внешней торговли и промышленности Японии главным образом в целях  предоставления льготных долгосрочных кредитов на расширение основного и  оборотного капитала предприятиям, работающим в приоритетных отраслях, не обладающим необходимой кредитоспособностью  перед частными финансовыми учреждениями и нуждающимся в дополнительном источнике займов. Насчитывает 59 филиалов в регионах.
       2. Национальная финансовая корпорация.
       Национальная  финансовая корпорация создана при  Министерстве внешней торговли и  промышленности Японии в целях реализации программ микрокредитования малого бизнеса. Насчитывает 102 филиала в  регионах. Указанные кредиты характеризуются  малыми суммами, удлиненным сроком погашения  и выдаются без обеспечения залогами. Как правило, коммерческие финансовые организации обычно отказываются от таких сделок из-за их малых размеров размещения и высокого риска невозврата финансовых средств.
       3. Центральный банк торговой и  промышленной кооперации.
       Центральный банк торговой и промышленной кооперации создан Правительством Японии. Насчитывает 117 филиала в регионах. Более 90% ссудного капитала центрального банка торговой и промышленной кооперации обеспечивается за счет источников частного сектора (сбережений кооперативов небольших предприятий  и их членов и выпуска облигаций). Банк осуществляет предоставление ссудного капитала кооперативам и организациям, созданным кооперативами.
       4. Система организаций по страхованию  кредитов малого и среднего  предпринимательства.
       Цель  создания системы организаций по страхованию кредитов малого и среднего предпринимательства – гарантирование займов для малого и среднего бизнеса  и их страхование. Систему организаций  составляют ассоциации, учрежденные  органами местного самоуправления на основе префектур (насчитывает 52 филиала). Указанные организации предоставляют  гарантии погашения займов, полученных от частных финансовых институтов. Ассоциации поддерживаются государственной корпорацией страхования кредитов малого и среднего бизнеса, которая покрывает часть их расходов.
       Существующая  в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной  государственной власти, при необходимости  — с привлечением частных кредитных  учреждений.
       Безвозвратная финансовая помощь предоставляется  только на научно-технические программы: разработка совместно с университетами и государственными исследовательскими институтами новой техники и  технологии (местные органы власти), повышение технического уровня производства (центральные и местные органы власти), совершенствование технологии производства в пищевой промышленности (правительство).
       Займы на льготных условиях (на уровне учетной  ставки процента и ниже) выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции (местные  органы власти), разработка новых видов  производства и техники, возрождение  малых и средних предприятий  в общем контексте развития экономики  отдельных регионов, содействие технической  и производственной кооперации малого бизнеса (правительство).
       По  данным статистики, в Японии на поддержку  малого бизнеса ежегодно выделяется около 180 млрд. иен в год. Малые  предприятия финансируются как  за счет средств некоторых министерств  и ведомств, в сметах которых существует отдельная статья, так и по специальным  бюджетным счетам в рамках программы  государственных инвестиций и займов. Эти средства предоставляются малым  предприятиям на коммерческой основе через кредитные учреждения. Одно из основных подобных учреждений –  Корпорация малого бизнеса, созданная  при участии правительства Японии. Ежегодно корпорация предоставляет  кредиты малым предприятиям на 20 млрд. иен.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.