На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство морского и речного транспорта
     Федеральное государственное образовательное  учреждение
     высшего профессионального образования
     Волжская  государственная академия водного  транспорта 

     Кафедра финансов и кредита 
 

     Контрольная работа
     по  дисциплине «Финансы»
     на  тему:
     Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
       
 
 

                         Выполнила:
                         Аляева  Е. Е.
                         группа  Ф-21
                         № Ф-10-728
                         Проверила:
                         к.э.н., проф.
                         Олюнин В.И. 
                       
                       
                       
                       
                       
                       

     Нижний  Новгород
      2011 
 
 

Содержание 

стр.
      Введение…………………………………………………………………………....3
    Основные функции финансов как проявление их сущности…………………...4
      Распределительная функция……………………………………………......4
      Контрольная функция……………………………………………….…...…7
    Дискуссионные  вопросы сущности и функций финансов ………………….…10
    2.1. Стимулирующая  функция………………………………….………….……..13
      Регулирующая функция ……………………………………………….…..14
      Стабилизационная функция…………………………………………….….15
    Заключение……………………………………………….………………………..17
    Список  литературы……………………………………………………………..…18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
     В рыночной экономике важнейшим показателем благосостояния  государства, предпринимателей, всего населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения.
     Финансовые  результаты – конечный результат деятельности миллионов людей. Отсутствие финансовых ресурсов на государственном уровне и на уровне предприятий свидетельствует об экономическом кризисе общества. Для преодоления этого кризиса необходимо финансовое оздоровление экономики государства. При этом финансы стали главным рычагом государственного регулирования экономики в целях выхода страны из кризисного состояния.
       Хозяйственная деятельность в рыночной экономике выдвигает перед всеми участниками экономического процесса требования высокой комплектации в области финансов, кредита. Знание этих дисциплин служит залогом успешной работы во всех сферах человеческой деятельности.
       Одним из серьезных вопросов в теории финансов были и поныне являются функции финансов, включая и оценку их практической значимости. Эта проблема широко обсуждалась и в традиционной финансовой науке, пользуется она широким вниманием и в настоящее время, спустя шестнадцать лет после начала радикальных реформ. При этом функции приписываются не только государственным финансам, но и финансам предприятий и прочих экономических субъектов, т.е. функции возведены в ранг обязательного приказа всей финансовой системы. Поэтому, естественно, они должны быть предметом тщательного рассмотрения и анализа.
       Существование дискуссионных вопросов о сущности и функциях финансов и разногласия по поводу их роли в жизни общества говорят о том что, данный вопрос требует детального изучения и понимания.
       Целью данной контрольной работы является выявление сущности  и анализ присущих финансам функций в современной экономике и определение роли финансов в общественном воспроизводстве. 
 
 

    Основные  функции финансов как проявление их сущности.
          Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Рассмотрение теоретико-методологических основ содержания финансов предполагает выявление и анализ присущих им функций. Под функциями понимается способ выражения сущности финансов, та «работа», которую выполняют финансы (14,с.11).  Финансы как категория представлены распределительными отношениями, в процессе которых происходит образование, использование фондов денежных средств.
           Следует отметить, что вопрос о функциях, присущих финансам, является в экономической науке одним из наиболее дискуссионных. Так, многие экономисты считают, что финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Другие в состав функций включают также стимулирующую, социальную, регулирующую и другие.
          Функции действуют только в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание соответствующей категории. Нельзя не согласиться с мнениями тех экономистов, которые считают, что содержание финансов выражают распределительная и контрольная функции. Однако реализация данных функций позволяет достичь эффективного использования финансовых ресурсов, оптимизации структуры общественного воспроизводства, регулирование социальной и экономической сфер и т.д. Следовательно, происходит качественное улучшение состояния тех звеньев и объектов, на которые направлено действие функций финансов (14, с.11).  

     1.1. Распределительная функция
         Назначение финансов (11, с.11) состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость жизненных ценностей от одних субъектов к другим, от имущих и производящих граждан в пользу неимущих и непроизводящих.
          В большинстве стран нетрудоспособное население (лица, не достигшие 16-18 лет, а также находящиеся в специализированных учреждениях, лица, выбывши из состава рабочей силы) составляет 40-60%, безработные- 2-5%, занятые в бюджетных учреждениях- 10-15%. Поэтому, чтобы любое государ-
ство, в  частности Россия, существовало нормально, стоимость, создаваемую 50 млн. работников, необходимо рационально разделить     между 145млн. человек. Большая часть данного процесса осуществляется посредством распределительной и перераспределительной функций финансов.
          Распределительная функция финансов - объективная и основная. Она заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала (3, с.13).
            Она проявляется при распределении вновь созданной стоимости среди участников общественного производства, между отраслями хозяйства, регионами. Вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях обеспечения непрерывности производственного процесса, выполнения денежных обязательств хозяйствующих субъектов перед бюджетами разных уровней, а также контрагентами. Результатом реализации данной функции является использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Посредством распределительной функции происходит создание первичных доходов участников производства, которые делятся на следующие группы (14, с.12):
     1) зарплата рабочих, служащих, доходы  фермеров, крестьян, занятых в сфере  материального производства;
     2) доходы предприятий сферы материального  производства.
          Субъектами распределения выступают  физические и юридические лица  – участники общественной деятельности, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Это граждане, организации, государство, международные структуры и международные образования.
              Первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с (5, с.20):
  - межотраслевым и территориальным перераспределением средств с целью наиболее эффективного использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
     - наличием наряду с производственной  сферы, в которой национальный  доход не создается (просвещение, здравоохранение, управление и т.д.);
     - перераспределением доходов между  различными социальными группами населения.
           В результате перераспределения образуется вторичная стоимость, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода (7,с.23).    
           Как распределение, так и перераспределение в реальной действительности означают использование фондов для одних субъектов и формированием фондов - для других.
          Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.
       Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).
       Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
     Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах (10, с.15).

     1.2. Контрольная функция

          Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция заключается в реализации контроля за общественным производством. Ее основу составляет движение финансовых ресурсов. Через контроль за образованием финансовых ресурсов, формированием и использованием денежных фондов обеспечивается динамичное развитие отраслей и сфер производства. Контрольная функция проявляется в контроле за:
       - изменением финансовых показателей  деятельности хозяйствующих субъектов;
  - ходом реализации финансовой политики (14, с.12).
           Содержание контрольной функции  заключается в обеспечении контроля, во-первых, за движением и образованием  стоимости жизненных ценностей  в обществе, главным образом полнокровного  аккумулирования доходов, во-вторых, за ходом расходования и использования средств. Финансовый контроль действует при движении денег и капитала через системы формы расчетов, кредита, налогообложения, залога и др. (10, с.25).
           Благодаря контрольной функции финансов, общество знает, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.        
           Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятия, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии  главными бухгалтерами, работниками финансового отделов, от достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности.     
           Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
           Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений
 и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
           Контрольная функция финансов  – это, прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота(6, с.11).
           Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля состоит в способствовании наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства(12, с.12).
           Финансовый контроль является  деятельностью особых контролирующих  органов. В зависимости от субъектов,  осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль (14, с.13).
           Общегосударственный контроль осуществляют  органы государственной власти  и управления – Федеральное  Собрание, его палаты: Государственная  Дума и Совет Федерации, Счетная  палата РФ и другие. На региональном уровне финансовый контроль производится органами региональной власти, специально создаваемыми контрольными органами. В компетенцию органов государственной и региональной власти входят контроль за проведением единой финансовой политики, определение и согласование ориентиров на федеральном и региональном уровнях.
           Ведомственный контроль проводится  контрольно-ревизионными отделами министерств и ведомств. Объектом проверки выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятий и учреждений, находящихся в ведомственном подчинении.
           Внутрихозяйственный контроль осуществляется  финансовыми службами предприятий  и учреждений с целью самостоятельной  проверки  своей производственной и финансовой деятельности.
           Общественный финансовый контроль выполняется отдельными лицами на добровольных началах.        
           Развитие рыночных отношений  и создание акционерных форм  собственности привели к необходимости создания аудита, то есть независимого вида финансового контроля, имеющего целью выдачу заключения о полноте и достоверности бухгалтерской отчетности, соответствии финансовых операций действующему законодательству (8, с.524).       
           Независимый финансовый контроль  осуществляют аудиторские фирмы  и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.
           Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед контролем ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.
                                    
              2. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
     Несмотря  на длительную историю существования  финансов как научного понятия, их сущность до конца не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она глубоко скрыта за внешними формами ее проявления, в которых различные финансовые явления предстают на поверхности общественной жизни.
         При изучении сущности финансов первостепенное значение имеет правильное понимание фундаментальных теоретических проблем и категорий.
     Изучение  и правильное понимание важнейших  финансовых категорий затрудняется наличием в финансово-экономической  литературе множества различных, иногда противоположных точек зрения по вопросам их необходимости, сущности, содержания и назначения.
     В теории финансов одним из проблемных вопросов является вопрос о необходимости  финансов вообще. Изучением финансов занимались очень мало и поверхностно.
     Большинство экономистов обуславливали объективную  необходимость финансов наличием государства  и товарно-денежных отношений без  основательного обоснования этого  положения применительно к категории  финансы.
     Однако  есть еще один фактор, без которого финансы не могут функционировать. Это общественное воспроизводство, с его непрерывно повторяющимися и взаимосвязанными циклами. В настоящее время практически все ученые-экономисты признают необходимость финансов и их важную роль в выполнении государством своих функций.
     Однако  до конца остается не выясненным вопрос сущности финансов и границы их распространения.
     Некоторые экономисты финансами считали совокупность денежных ресурсов или фондов, находящихся  в распоряжении государства и  предприятий. В пятидесятых годах утвердилось понимание финансов как денежных отношений, обеспечивающих распределение совокупного общественного продукта, национального дохода. Оно сохраняется до нашего времени.
     Переход к рыночной экономике происходит в условиях функционирования многообразных объективных стоимостных категорий и денежных отношений, которые пронизывают все стороны жизни, денежные отношения опосредствуют куплю-продажу, оплату труда, сферу приложения свободных денежных средств, разнообразные отношения с зарубежными странами. Финансы представляют особую область и лишь часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими категорию финансы, следует считать:
      Денежный характер финансовых отношений
      Распределительный характер финансовых отношений
      Финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных фондов принимающих вид финансовых ресурсов
      Безэквивалентность отношений распределения (Это отличает финансы от отношений купли-продажи)
      Безвозвратность и бесплатность  (Это отличает финансы от кредита)
     Опираясь  на данные признаки можно увидеть, что  финансы возникают и функционируют  на второй стадии воспроизводственного процесса – на стадии распределения  и перераспределении стоимости  общественного продукта. Из этого  следует, что расширительная трактовка сущности финансов вызывает сомнение. Распределение и обмен – это разные стадии воспроизводственного процесса, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому нелогично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях воспроизводства, к одной и той же категории – финансам. Ограничение места финансов распределительной и перераспределительной стадией воспроизводства вводит жесткие границы функционирования финансов, но это не означает, что финансы ограничивают свое действие на этой стадии воспроизводства. Финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса посредством косвенных факторов.
     К числу дискуссионных относится  вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность. Причем термин ”императивность” трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.
     Если  под императивностью понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.
     Однако  в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта  финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития вызывают существование финансов.
          К числу дискуссионных вопросов в теории финансов относится вопрос о их функциях. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: стабилизационная, стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом, об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.
           Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь ”распределительной”, как финансы.
           Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.
           Наличие дискуссионных вопросов в финансовой сфере обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.
          На практике функции финансовой системы действуют в тесной взаимосвязи друг с другом. Нельзя выявить финансовые отношения, которые характеризовались бы только распределительной функцией, контрольной или регулирующей (14, с.14). Именно одновременное проявление данных функций и позволяет в полной мере оценить роль и значимость финансовой системы. 

           2.1. Стимулирующая функция финансов
         Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая функция финансов.
          Сущность этой функции финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении (10, с.29). Как известно, финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управлять им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:
      - бюджет. Средства из бюджета на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделить;
      - цены, тарифы. И в условиях рыночной  экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы, которые оказывают влияние на финансовое состояние компаний;
      - налоги. Это наиболее мощный  финансовый инструмент стимулирования  хозяйственной деятельности. Низкими  налогами можно стимулировать  производство и, напротив чрезмерно высокими подорвать его;
      - экспортно-импортные пошлины, тарифы, которые могут низкими, льготными, а могут быть высокими, делающими невыгодными экспортно-импортные операции.
           Можно привести и другие примеры выполнения финансами стимулирующей роли. Однако и из приведенных видно, какое сильное воздействие может оказать на развитие производства или какой- либо сферы деятельности использование одного или одновременно нескольких перечисленных финансовых рычагов. 

      2.2. Регулирующая функция финансов
         Представляется, что именно в рамках финансовой системы, в процессе ее воздействия на хозяйствующие субъекты происходит реализация помимо распределительной и контрольной такой функции, как регулирующая.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.