На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международная миграция рабочей силы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                             СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 4
1.1 Понятие,  виды и причины возникновения  международной  миграции рабочей  силы                                                                   
4
1.2 Экономические последствия миграции рабочей силы               11
1.3 Мировая проблема «утечки умов»                                               17
1.4 Масштабы и центры притяжения миграции  рабочей   силы     19
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ  МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА            23
2.1 Иммиграционная  политика                                                          24
2.2 Эмиграционная  политика                                                             27
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3.1 Миграционная  политика РФ                                                        30
3.2 Масштабы  и основные центры притяжения  мигрантов РФ       34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                            43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ 

     Массовая  миграция населения стала одним  из характерных явлений жизни  мирового сообщества второй половины XX века.
     Миграция  является одной из важнейших проблем  народонаселения и рассматривается  не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный  общественный процесс, затрагивающий  многие стороны социально-экономической  жизни. Размахи потоков и драматизм положения, как добровольных мигрантов, так и вынужденных в отдельные исторические эпохи и годы превращаются в глобальные проблемы. Для разрешения этих проблем требуется широкое международное сотрудничество. Поэтому в современных условиях особенно большое внимание уделяется проблемам международной трудовой миграции, ее регулирования.
     Актуальность исследования заключается в том, что современные тенденции в мире усиливают процессы миграции. По большей части люди выезжают на территорию  другой страны с целью посмотреть, как живут люди в других странах, в попытках  найти временную или более высокооплачиваемую  работу.  Миграционные потоки устремляются из  одних регионов  и стран в другие, порождая  определенные  проблемы.
     Объект исследования - международная миграция рабочей силы.
     Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать процесс международной миграции рабочей силы.
     Задачи  курсовой работы:
      Раскрыть основы международной миграции рабочей силы;
      Рассмотреть международную миграционную политику;
      Рассмотреть и проанализировать государственную миграционную политику России.
     При написании курсовой работы были использованы: метод системного  анализа, статистический, графический и исторический методы.

     1. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 
          1.1 Понятие, виды  и причины возникновения  международной 
     миграции  рабочей силы     

       Международная миграция рабочей силы — это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.
     Объективно  возможность международной миграции рабочей силы формируется в силу появления национальных различий в  размерах заработной платы – так  традиционно принято рассматривать  экономическую сущность переселенческих движений. Но это лишь один аспект данной проблемы.  Другой заключается в существовании безработицы в отдельных странах, особенно развивающихся. Поэтому не всегда правомерно объяснение переселенческих движений наемного труда лишь факторами, связанными со стремлением продать свою способность к труду подороже.  Часто речь идет о крупных массивах  переселенцев, готовых работать  «за кусок хлеба». Совершенно иначе обстоит дело с миграцией рабочей силы в рамках собственно индустриальных стран, в которых есть возможность выбора и конкретной профессии, и конкретной работы.
     Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики. [3, c. 132-145]
     Международная миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической  и др. Международный рынок труда  объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.
     Основу  миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.
     Международная трудовая миграция поначалу возникает  как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим  регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной  трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.
     В середине  CIC века было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-е годы  CIC столетия произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США, вследствие т. н. «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов CIC в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.
     Причинами широкомасштабной миграции рабочей  силы стали аграрное перенаселение  в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные  условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышением уровня жизни.
     Новая волна миграции из Европы в США  отмечена в 20-е годы. К уже упомянутым причин следует добавить трудности  послевоенной жизни в Европе.
     После 2-й мировой войны отмечают три  новых потока в миграции рабочей  силы в США. Во-первых, это «утечка  умов», устойчивый поток высококвалифицированных  специалистов и членов их семей в  Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и из Вьетнама (1974-1975 гг.). В-третьих, самым крупным потоком  этого периода является наплыв рабочей  силы из Мексики и стран Карибского бассейна. [2, c. 34-67]
     Если  в первых двух случаях причины  были главным образом политические, переселенческие, то в последнем  случае – чисто экономические.                                                   
     Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособление отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию – основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда – международной трудовой миграции.  

     Виды  трудовой миграции 

     Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы.  По-другому, международная миграция рабочей силы представляет собой экспорт и импорт лиц наемного труда. Разностью иммиграции (из страны) и эмиграции (в другую страну) является миграционное сальдо.
     Вместе  с тем существует и более специфическая  разновидность международной миграции – реэмиграция, т. е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.
     Международную миграцию высококвалифицированных  кадров называют «утечкой умов». Она  является сегодня серьезной проблемой  для большинства развивающихся  стран.
     Согласно  классификации ООН постоянными  трудящимися-мигрантами считаются  лица, прибывающие в страну для  того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год.
     Существует  и особая категория легальных  мигрантов – рабочие-фронтальеры, т. е. рабочие, ежедневно пересекающие границу, чтобы работать в соседнем государстве. Ярким примером тому являются мексиканские рабочие, ежедневно работающие в США. [6, c. 234-345]
     В соответствии с разработанной Международной  организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:
     1) работающие по контракту, в  котором ясно установлен срок  пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные  рабочие, которые приезжают на  уборку урожая, а также неквалифицированные  или малоквалифицированные работники;
     2) профессионалы, отличающиеся высоким  уровнем подготовки, наличием соответствующего  образования и практического  опыта работы;
     3) нелегальные иммигранты – это  иностранцы с просроченной или  туристической визой, занимающиеся  трудовой деятельностью;
     4) беженцы – лица, эмигрировавшие  из своих стран из-за какой-либо  угрозы их жизни и деятельности;
     5) переселенцы – это переезжающие  на постоянное местожительство.  Данная группа мигрантов ориентирована  прежде всего на выезд в  промышленно развитые страны. 

     

     Рис.1 – Классификация форм международной трудовой миграции.
     Источник: 7.
     В мировой практике в настоящее  время сформировалась определенная классификация форм миграции рабочей  силы. Они состоят в следующем:
     1. по направлениям:
     а) миграция из развивающихся и постсоциалистических стран в промышленно развитые;
     б) миграция между промышленно развитыми странами;
     в) миграция между развивающимися странами;
     г) миграция рабочей силы из развивающихся стран в постсоциалистические страны;
     д) миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;
     2. по территориальному охвату:
     а) межконтинентальная;
     б) внутриконтинентальная;
     3. по уровню квалификации мигрантов:
     а) высококвалифицированная рабочая  сила;
     б) низкоквалифицированная рабочая сила;
     4. по времени:
     а) безвозвратная (как правило, межконтинентальная);
     б) временная (как правило, внутриконтинентальная);
     в) сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки);
     г) маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы  своего населенного пункта, страны);
     5. по степени законности:
     а) легальная;
     б) нелегальная. 

     Причины возникновения миграции рабочей силы 

     Причинами возникновения миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
     Причины экономического характера кроются  в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая  сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более  высоким уровнем. Объективно возможность  миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы.
     Причины экономического характера таятся в  многообразном экономическом уровне формирования отдельных стран. Происходит перемещение рабочей силы из стран  с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Беспристрастная  возможность миграции появляется вследствие национальных разниц в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.
     К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся  следующие:
     1) различные уровни экономического  развития стран, что влечет  и различную стоимость рабочей  силы, и поиск более высокого  заработка. Например, в Мексике  почасовая оплата труда рабочего  составляет 1,5 доллара, в то время  как в США труд рабочего  такой же квалификации оплачивается  в 5 доллара в час;
     2) состояние национального рынка  труда. В слаборазвитых и густонаселенных  странах национальный рынок развивается  в условиях хронической безработицы,  что толкает людей к поиску  работы в других странах;
     3) структурная перестройка экономики.  Так, переход России к рыночной  экономике сопровождался либерализацией  внешнеэкономической деятельности, что привело к увеличению международного  миграционного оборота в России  в 1990 г. в 6 раз по сравнению  с 1980 г.;
     4) развитие научно-технического прогресса,  который сопровождается ростом  потребностей в квалифицированной  рабочей силе;
     5) вывоз капитала, функционирование  Транснациональных корпораций (ТНК). Корпорации способствуют соединению  рабочей силы с капиталом, либо  осуществляя движение рабочей  силы к капиталу, либо перемещая  свой капитал в трудоизбыточные  регионы.
     Развитие  средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному  развитию международной трудовой миграции. [4, c.211]
     Наиболее  активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда. Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграции приводит к росту благосостаяния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.
     Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения  в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую  силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные  работники. В этой связи широко обсуждалась  идея введения налога на “утечку умов”, доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.[5, c.254]
     В последние годы акцент в анализе  миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что  накопленный человеческий потенциал  является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей  международная миграция является одним  из объяснений различий в темпах экономического роста между странами. 

     1.2 Экономические последствия миграции рабочей силы 

     Общие глобальные последствия миграции рабочей  силы имеют двойственный характер. С одной стороны, она снабжает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с нуждами стран, делает возможным изучение новых регионов, устремляет огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, содействует изменению экономического, социального и культурного положения людей, ломая рутинные традиции форм жизни. С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быстрому росту крупных городов, усугублению экологической ситуации, обезлюдению села, возбуждает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.
     Следовательно, международная миграция рабочей  силы выявляет как положительное, так  и отрицательное воздействие  на экономическое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей  силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы). [1, c. 323-365]
     Позитивные  последствия для экономики в  целом:
     1. вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
     2. достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд. долларов;
     3. иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;
     4. временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;
     5. иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;
     6. иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.
     Также есть и негативные последствия:
     1. целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;
     2. происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;
     3. провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;
     4. иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания. [5, c. 217-342]
     С теоретической точки зрения доходы страны-экспортера рабочей силы далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, - налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалифицированные кадры.
     Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное  воздействие на экономику трудоизбыточных  стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так в 70-е годы египетское правительство, принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них  стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о минимальной зарплате исходил из того, что по меньшей  мере треть рабочей силы переедет в США.
     Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:
     — повышается конкурентоспособность  производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных  с более низкой ценой иностранной  рабочей силы;
     — иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос, а товары и услуги, стимулируют  рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
     — при импорте квалифицированной  рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование  и професси-1альную подготовку;
     — иностранные рабочие часто рассматриваются  как определенный амортизатор в  случае кризисов и безработицы. Они  порами могут быть уволены;
     — иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при  реализации разного рода социальных программ.
     Организация экономического сотрудничества и развития (ЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляется в семьях переселенцев. В Швейцарии — 24%, а в Люксембурге — почти 38%. Вместе с тем, хотя замедляется общий темп старения населения страны, на соотношение рождаемости смертности коренных жителей эта статистика не влияет никаким образом. [7, c.311]
     Нельзя  не сказать и о некоторых отрицательных  моментах, связанных с импортом рабочей  силы. К ним следует отнести  возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при  занятии тех рабочих мест, на которые  претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.
     Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется  целый ряд преимуществ. Основные из них следующие:
     1. Экспорт рабочей силы рассматривается  как важный источник поступления свободно конвертируемой валюты (СКВ) в страну.
     По  данным МВФ, средняя норма прибыли  при экспорте товаров составляет 20%, услуг — 50%, а от экспорта рабочей  силы значительно выше.
     Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем  развития. Для этих стран экспорт  рабочей силы представляет значительный источник валютного дохода, в отдельные  годы превышающий поступления по остальным видам внешнеэкономических  связей.
     За  последние 15 лет экспорт рабочей  силы наиболее сильное влияние оказывает  на экономику Пакистана. Переводы из-за рубежа в эту страну от работающих за рубежом больше поступлений от экспорта товаров и услуг в 5 раз.
     2. Экспорт рабочей силы означает  уменьшение давления избыточных  трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.
     3. Бесплатное для страны-экспортера  обучение рабочей силы новым  профессиональным навыкам, знакомство  с передовой организацией труда  и др.
     Вместе  с тем эмиграция наносит своим  странам и экономический ущерб:
     1.  потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;
     2. теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;
     3. отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых («утечка умов»).
     Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно  описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие  из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу  среди коренного населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако, отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада и Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей.
     Примером  могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60 – 80% иммиграции в Германию, Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии. Боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие, в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров – горнорудная промышленность ЮАР. Сельскохозяйственные плантации Доминиканской Республики, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии. [4, c. 261-287]
     Использовать   иностранную   рабочую   силу   выгодно   предпринимателям.   В   этом   случае повышается норма прибыли за счет более низкой оплаты труда самих иммигрантов, а также в результате соответствующего давления на общий уровень заработной платы в стране в сторону его    понижения.    Наплыв    работников    из-за    границы    осложняет    проблему    занятости.
     Политику  ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», оценивает, безусловно, позитивно влияние международной  миграции рабочей силы на мировую  экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической ассоциации или бывших членов президентского Совета экономических советников. 

     1.3 Проблема «утечки умов» 

     В современных условиях серьезной  проблемой для многих стран является «утечка умов» (brain drain). Это одна из форм миграции рабочей силы в развитые страны преимущественно из развивающихся, получившая широкий размах со второй половины 1960-х гг. «Утечка умов» иногда называется «обратной передачей технологий».
     Развитые  страны, куда перемещаются высококвалифицированные  специалисты, получают значительный экономический  эффект за счет концентрации у себя интеллектуальной элиты. Это обстоятельство становится одним из определяющих факторов их экономического процветания в  условиях обострившейся международной  конкуренции.
        Миграция специалистов обусловлена  в целом теми же факторами,  что и неквалифицированной рабочей  силы. Ученые и специалисты покидают  свою страну, если находят в  другом месте более высокое  материальное вознаграждение, дополнительные  возможности для творчества и  саморазвития, лучшее лабораторное  оборудование, более комфортные  бытовые условия, больше гражданских  прав и демократических свобод. Многих привлекает возможность  сохранить привычный за годы  обучения образ жизни. [3, c. 151-231]
     На  отток  ученых за рубеж влияет также весьма низкий престиж науки в стране пребывания, неблагоприятная атмосфера, обстановка уязвимости, незащищенности, отсутствие перспективы.
     В результате происходит торможение НТП, интеллектуальное истощение развивающихся  стран.
     Развитые  западные страны поощряют «утечку умов», предоставляя иммигрантам высокую  заработную плату и благоприятные  социально-бытовые условия.
         Оценка «утечки умов» затруднена  вследствие отсутствия критерия  выделения квалифицированных кадров. ООН считает таковыми научных  работников, инженеров, врачей.
     «Утечка умов» является серьезной проблемой  для большинства развивающихся  стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия).
     Однако  «утечка умов» в большинстве  случаев прекращается, когда экономическое  положение страны улучшается. Так, индийские  ученые, вернувшись на родину после  того, как они несколько лет  работали в высокотехнологичных  американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками  развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.
        Прибыль, получаемая от использования  иностранных специалистов, например, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам. Ученые из России, приехавшие в США, соглашаются работать за 1,5 тыс. долл., что меньше зарплаты американского лаборанта.   Активную политику в области привлечения иностранных ученых  и специалистов ведет Израиль.
     Что касается России, то эмиграция отсюда квалифицированных работников, увеличивавшаяся  в течение 1990-х гг., сегодня стала  понемногу в целом сокращаться. Прямые ежегодные потери страны в  результате «утечки умов» оценивались не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды в 50-60 млрд. долл., что сопоставимо с годовым бюджетом.
       Параллельно «утечке умов» в  1990-е гг. появилось и новое для  России явление: бизнес-миграция, т. е. отъезд предпринимателей. Он стимулировался отсутствием  политической и экономической  стабильности в стране, засильем  криминалитета, коррупцией чиновников, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке. [4, c. 197-236]
     Таким образом, наличие положительных  и отрицательных последствий  международной миграции рабочей  силы приводит к необходимости выработки  мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики  этих стран, т. е. государственной миграционной политики. 

     1.4 Масштабы и направления международной миграции  рабочей силы 

     Масштабы  миграции
     Общее количество мигрантов поддается  лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в мире в середине 90-х гг. постоянно около 125 млн. человек  находились в тех странах, гражданами которых они являются. Если в первой половине XIX в. преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу XX в. наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышли научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие.
     На  труде иммигрантов держатся целые  отрасли промышленности: во Франции  они составляют 1/4 занятых в строительстве  и 1/3 в автомобилестроении, в Бельгии  — 50% всех горняков, в Швейцарии — 40% строительных рабочих. [3, c. 155-187]
     По  прогнозам, в ближайшие годы в  связи со стабилизацией мировой  экономики миграционное сальдо будет сокращаться.
     Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов и вполне сопоставимы по масштабам с ежегодными прямыми зарубежными инвестициями.
     На  развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода иностранным  рабочим-нерезидентам и 2/3 всех частных  неоплаченных переводов, тогда как  на все развивающие страны – только, соответственно, 1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основная доля временных рабочих-мигрантов, и что именно туда эмигрируют трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы работников занимают около 62%, трудовые доходы – около 31% и перемещение мигрантов – около 7%.
     Наиболее  крупные выплаты трудового дохода частным лицам-нерезидентам осуществляет Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемся мире наиболее активно иностранную рабочую  силу используют ЮАР, Израиль, Малайзия, Кувейт. Наиболее крупные переводы частного характера осуществляются их основных развитых стран (США, Германии, Японии, Великобритании) и новых индустриальных стран и нефтедобывающих стран (Кореи, Саудовской Аравии и Венесуэлы). Основными получателями переводов из- за рубежа являются развитые страны, в основном за счет перевода части зарплат работников иностранных подразделений ТНК, военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников загранаппарата. Во многих развивающихся странах масштабы переводов частного характера составляют 25 – 50% доходов от товарного экспорта (Бангладеш, Ямайка, Малави, Марокко, Пакистан, Португалия, Шри-Ланка, Судан, Турция). В Иордании, Лесото, Йемене переводы достигают 10 – 50% ВНП. [2, c. 123-209] 

     Центры  притяжения мигрантов
     В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными  доходами в страны с более высокими доходами.
     Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся центрами притяжения мигрантов из других стран:
     1. США, Канада и Австралия.
     Будучи  наиболее экономически развитой страной, США, является основным направлением миграции как низко квалифицированной, так  и высококвалифицированной рабочей  силы. Каждый год туда приезжает  больше иммигрантов. Чем во все остальные  страны, вместе взятые. Основные потоки низко квалифицированной рабочей  силы направляются в США из близлежащих  латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна.
     Высококвалифицированные работники иммигрируют в США  практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую  Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к началу 2008 года оценивается в 960 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс. человек.
     2. Западная Европа.
     Наиболее  развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран – бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка. Исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу к началу 2008 года  оценивались на уровне 190 тыс. человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.
     3. Ближний Восток.
     Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую рабочую силу на тяжелые  низкооплачиваемые работы. Рабочие  приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии. Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.
     4. Другие развивающиеся страны.
     Феномен 90-х – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян покинуло Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. рабочих покинули Кувейт, куда на их место прибыли рабочие из Индии и Египта.
     5. Новые индустриальные страны.
     В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.
     Практически все страны, в которые иммигрирует  более 25 тыс. человек в год, - высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. На душу населения.
     Источник  эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых – Мексика  и страны Азии. 
 

     2. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА   
        
     Миграционные  процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью  оно проводит определенную миграционную политику. Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта  рабочей силы из данной страны или  в нее.
     Практически все страны применяют меры, ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые тоже имеют место. Один из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером являются, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов. [2, c. 103-132]
     Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных  мигрантов получить для своей  экономики нужных работников.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.