На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Погнозирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава1. Сущность и истоки социального прогнозирования ………………….4
      Понятия и термины, этапы и функции социального прогнозирования…...4
1.2 Возникновение социального прогнозирования ……….…………………...6
1.3 Этапы в развитии социального прогнозирования ………………………....7
Глава2.  Основы социального прогнозирования ………………………………9
Глава3. Методы социального прогнозирования…………….............................13
3.1 Традиционные методы социального прогнозирования …..........................13
3.2 Методы прогнозирования  ………………………………….........................16
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы …………………………………………23
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Общественные преобразования последнего  времени в нашей стране актуализировали  проблему прогностических исследований  в социальной сфере. 
      Выход России из кризиса, обоснование  стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных  программ требуют инновационных  действий и широкого современного  мышления, основанного на интеграции  наук. Прогнозирование занимает  здесь особо важное место как  высокотехнологичный метод научного  анализа и предвидения.
       Сейчас перед учеными и практиками  встает необходимость осознать  возможности влияния человека  на развитие общества, мира в  целом; уточнить соотношение объективных  процессов, с одной стороны,  человеческого воздействия на  них – с другой. От этого  зависит концептуальное видение  будущего, его прогнозирование: или  это лишь обозначение развивающихся  тенденций и предполагаемый на  их основе прогноз, или это  прогноз с учетом возможностей  и необходимости влияния человека  на обозначившиеся тенденции  развития в соответствии с  современными представлениями и  убеждениями.
            Сущность данного научного направления  состоит в систематическом анализе  социальных процессов через призму  теоретико-методологических принципов  для выявления проблем и тенденций  общественного развития, определения  путей решения социальных задач. В современных условиях умение предвидеть и прогнозировать будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.
       Объект работы - система реализации  социального прогнозирования.
          Предмет исследования –  характеристика системы социального прогнозирования.
     Цель  работы - рассмотреть теоретические и исторические аспекты социального прогнозирования.  
     Задачи  исследования:
     1)  раскрыть общие понятия и термины  социального прогнозирования;
     2)рассмотреть истоки возникновения и развития социального прогнозирования;
     3) раскрыть основы социального прогнозирования;
     4) охарактеризовать методы социального прогнозирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1.   Истоки социального прогнозирования 

      Понятия и термины, этапы  и функции социального
    прогнозирования 

    Прогнозирование  – система методов и способов прогнозирования.
        Предвидение - в узком смысле - предсказание, в более широком - предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.
      Прогноз - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения. Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.).
      Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.
       Прогностика - научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов. Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего.
       Социальное прогнозирование — определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. В числе функций социального прогнозирования можно выделить:
1. Научный  анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и  тенденций. Он осуществляется  по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция. Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.
      Диагноз – это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.
      Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.
2. Исследование  объективных связей социально-экономических  явлений развития народного хозяйства  в конкретных условиях в определенном периоде. При непрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит также непрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, тем самым осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденции развития экономики определяется, насколько принятые решения соответствуют будущему развитию, выявляются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым опытом.
3. Оценка  объекта прогнозирования базируется  на сочетании аспектов детерминированности  (определенности) и неопределенности.
4. Выявление  объективных вариантов экономического и социального развития. На основе теоретических исследований, достижений общественных, естественных и технических наук выясняются объективные варианты исследуемого процесса и тенденции его развития на перспективу.
5.Накопление  научного материала для обоснованного  выбора определенных решений.
       Реализация функций прогнозирования осуществляется на основе двух подходов: поисковом и нормативном.
       Из этого следует, что социальное прогнозирование занимает важную часть в развитии общества, науки и техники и с помощью него можно делать прогнозы. А также оно имеет свои основные функции, особенности и методы. Исходным элементом прогнозирования является целепологание (способ реализации человеческих способностей предвидения). 

      Возникновение социального прогнозирования
 
        Интерес общества к социальному  прогнозированию исторически связан  с попытками предвидения наступления  тех или иных событий, а также  развития различных процессов.  В условиях глобальных войн  и локальных военных конфликтов, экономических и политических  потрясений, которыми была насыщена  вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию  носило преимущественно чрезвычайный  характер.
       Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия.
      В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А.Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером,  Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.  
 

      Этапы в развитии социального прогнозирования.
 
     В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы:
      1) Начало прогностических исследований  относится к 1950-м гг., когда  стали широко использоваться  простые прогнозные модели.
     2)  В 1960 – 1970-е гг. наблюдался  своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы,  новые методы, созданы сложные  прогнозные модели.
     3)  С конца 1970 – начала 1980-х  гг. наступает следующий этап  развития научного прогнозирования,  достижения прогностики используются  в деятельности предприятий и  организаций разного профиля[5]
       Сегодня социальное прогнозирование является важнейшей технологией социальной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава2.  Основы социального прогнозирования
вание
     Для российского общества, пережившего  социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности  управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного  видения развития, перспектив стало  одной из актуальных задач в области, как теоретических исследований, так и научного обоснования социальной практики.
     Сегодня как никогда необходим интегрированный  системный анализ общественного  развития, позволяющий увидеть и  проследить тенденции, ход и динамику социальных процессов.
     Прогнозирование – это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.
     Следует учитывать, что для успешного  прогнозирования и моделирования  социальных процессов необходим  определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе  невозможно правильно выстроит логику практических действий, смоделировать  варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия  совершаемых действий для той  или иной подсистемы социальной сферы  и для общества в целом.
     Основными понятиями данной области знания являются: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», «принципы социального прогнозирования», «прогнозирование в социальной практике»  и др.
     Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии.    
     Прогнозирование – это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.
     В основе методологии прогнозного  исследования лежит принцип целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической соподчиненности, его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (со смежными отраслями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений.
     Не  менее важным принципом является четкое определение статуса, особенностей объекта прогнозных исследований, предварительный теоретический анализ его сущности на основе имеющегося уровня научных знаний, что позволит на всех этапах исследования придерживаться единообразия в понятийно-котегориальном аппарате и терминологии, а в процессе обобщения результатов добиваться максимального возможной объективности, достоверности и точности.
     Практическое  назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:
     - в каком направлении желательно  развитие объектов в исследуемой  области;
     - как действительно может протекать  развитие;
     - каков механизм преодоления негативных  тенденций.
     В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение  и мотивирование цели развития; определение  средств, способов, путей достижения целей.
     Полный  цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного  и прогнозного фона; определение  цели и задач; выдвижение гипотез; выбор  методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим  потенциалом; проведение опытно-экспериментальной  проверки гипотез и верификации  результатов исследования; формулирование выводов и предложений.
     Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.
     Социальное  прогнозирование – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.
     От периода времени, на который составляется прогноз, различают :
     - краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);
     - среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
     - долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);
     - дальнесрочные (свыше 15 лет).
     Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых  тенденций в отечественном и  зарубежном опыте); выявление проблем:
     -    уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;
     - тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;
     - оценки экспертов по ведущим  научным исследованиям в данной  области.
     При проведении социального прогностического исследования учитываются и тщательно  разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности  прогноза и рекомендации по заимствованию  его положительных черт.
     Методологические  аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.
     Неотъемлемой  составной частью социального прогнозирования  являются его организационные моменты, такие как:
     - создание временного творческого  коллектива (ВТК) и определение  функций его и каждого члена  в отдельности;
     - определение методов, объектов  исследования;
     - разработка методики прогнозирования;
     - определение методов исследования  ЭВМ, социологические исследования.
     Таким образом, социальное прогнозирование  позволяет предвидеть результаты и  своевременно устранять причины  возникновения социальных проблем. 
 
 
 

Глава 3. Методы социального прогнозирования 

3.1 Традиционные методы  социального прогнозирования 

       Наиболее надежным методом социального прогнозирования остается экспертная оценка перспектив реального исторического процесса при условии, что она опирается на верные теоретические представления о нем, использует результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию.
       Предвосхищение будущего неизбежно, так или иначе, влияет на сознание и поведение людей в настоящем. В зависимости от содержащегося в социальных прогнозах описания будущего они побуждают человека либо активно стремиться к нему, либо противодействовать его наступлению, либо пассивно ожидать его. Поэтому любой социальный прогноз сочетает в себе как научно-познавательное содержание, так и определенное идеологическое назначение.
       И в этом сплаве двух функций — познавательной и идеологической — может преобладать как первая, так и вторая. Исходя из содержания и назначения различных прогнозов, можно выделить четыре их основных типа (вида): поисковые; нормативные; аналитические; прогнозы-предостережения.
       Поисковые прогнозы (иногда их называют «изыскательскими» или «реалистическими») составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее, отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденций развития в различных сферах общественной деятельности.
      Нормативные прогнозы, ориентированные на достижение в будущем определенных целей, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития.
      Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего.
     Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее.
      Конечно, различия между этими основными типами прогнозов условны; в одном и том же конкретном социальном прогнозе могут сочетаться признаки нескольких видов.
     Надо сказать, что некоторые доктринеры и консервативно настроенные обществоведы в нашей стране еще сравнительно недавно отвергали футурологию (Футурология (от латинского futurum — будущее и ...логия), в широком значении — совокупность представлений о будущем Земли и человечества, в узком — область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики), называя ее «буржуазной лженаукой», как прежде отвергали под этим предлогом генетику и кибернетику. Однако, опровергая претензии западных футурологов на монопольное право исследовать будущее, вовсе нет нужды отказывать социальному прогнозированию в праве на существование как специальной отрасли научного знания, объявляя его прерогативой каждой науки в отдельности.
       В современную эпоху наряду с дальнейшей специализацией в науке нарастает стремление к интеграции знания как «снизу» (биофизика, геохимия и т.д.), так и «сверху» (кибернетика, экология и др.). К числу таких интегрирующих отраслей знания относится и социальное прогнозирование, которое заведомо нельзя развести по отдельным департаментам науки. Ибо не может быть обоснованных социальных прогнозов без учета перспектив экономического, экологического, демографического развития, научно-технического прогресса и возможной эволюции культуры, международных отношений.
       Предвосхищение будущего — это междисциплинарное комплексное исследование перспектив человечества, которое может быть плодотворным лишь в процессе интеграции гуманитарного, естественнонаучного и технического знания.
        Заключение о сходстве индивидуальных действий исследователя экономического пространства с основной последовательностью проведения исследовательской процедуры осуществляется посредством сопоставления шагов по изучению экономического пространства с совокупностью элементов, характеризующих научно-технический, социально-экономический и духовный прогресс в современную эпоху.
       Социосинергетика – нетрадиционный метод прогнозирования.
      Традиционные методы социального прогнозирования, основанные на классической рациональности, обладают рядом недостатков: одномерность, линейность, безальтернативность и др. Социосинергетика отличается от классической методологии тем, что в ее основе лежит принципиально иной мировоззренческий подход - философия нестабильности. Это позволяет при построении моделей исторических процессов учитывать такие важные особенности реальных систем, как стохастичность, неопределенность, нелинейность, поливариантность.
       Отмечая преимущества синергетического моделирования эволюционных процессов, одновременно следует подчеркнуть немалые трудности, связанные с практическим использованием этих методов. Основная из них - исключительно высокая сложность социальных систем, наличие большого числа факторов, которые определяют их динамику. Да и сами связи между факторами отличает комплексность и многоступенчатость. К этому следует добавить неразработанность методов анализа бифуркационных фаз и эволюционных катастроф. Указанные обстоятельства и обусловили сравнительно медленный прогресс в области разработки синергетических методов социального прогнозирования, или футуросинергетики. 

3.2 Методы прогнозирования 

       Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.
      В данное время (по оценкам ученых) насчитывается свыше 150 разных методов прогнозирования. Однако на практике используется лишь 15-20 основных.
       Одной из наиболее классификационных признаков методов прогнозирования есть степень формализации, который достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьей – образ получения прогнозной информации.
      Метод экономического и социального прогнозирования – это совокупность приемов и образов мышления, которые позволяют на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в пределах исследуемого явления или процесса вывести суждение определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития
      За степенью формализации (за первым классификационным признаком) методы экономического прогнозирования можно поделить на (См. приложение,схема 1).
       Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда возможное влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов.
      При этом различают:
• индивидуальные экспертные оценки;
• коллективные экспертные оценки.
      К индивидуальным экспертным оценкам относятся:
• метод  «интервью», при которому осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме: «вопрос –  ответ»;
• аналитический  метод, при которому осуществляется логический анализ какой-нибудь прогнозируемой ситуации, составляются аналитические  докладные;
• метод  написания сценария, который основывается на определении логики процесса или  влияния во времени при разных условиях.
      Методы коллективных экспертных оценок включают:
• метод  «комиссий», «коллективной генерации  идей» («мозговая атака»);
• метод  «Дельфи»;
• матричный  метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении высшая точность результата; при обработке  индивидуальных независимых оценок, которые выносятся экспертами, по меньшей мере, могут возникнуть продуктивные идеи.
       В группу формализованных методов входят две подгруппы:
• экстраполяции;
• моделирование.
       К первой подгруппе относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживание, скользящих средних. Ко второй – структурное, сетевое, матричное моделирование.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.