На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Отчёт по практике ОАО СПАРТАК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение 3
     1   Технико-экономическая характеристика  организации 4
     2   Бухгалтерский учет 11
     2.1  Учет основных средств, других  внеоборотных активов 11
     2.2  Учет производственных запасов 17
     2.3  Учет труда и заработной платы 23
     2.4  Учет затрат на производство  и калькулирование себестоимости продукции………………………………………..……………………………..29
     2.5 Учет готовой продукции и её реализации…………………………………………………….……………. …   36
     2.6 Учёт денежных средств, расчётных  и кредитных операций……… 39
     2.7 Учет расчетных и кредитных  операций в национальной и  иностранной валютах…………………………………………………………. 43
     2.8 Учет экспортных, импортных и внешнеторговых товарообменных
     операций  ……………………………………………………………..….. 49

     2.9 Учет финансовых результатов,  фондов и резервов……….……… 55

     2.10 Бухгалтерская отчетность……………………………………..….. 61
     3   Анализ хозяйственной деятельности  организации 65
     3.1  Анализ производства и реализации  продукции на внутреннем и  внешнем рынках» 65
     3.2 Анализ основных средств организации…………………….............70
    3.3 Анализ  трудовых ресурсов организации…………………………..74
    3.4 Анализ  материальных ресурсов организации………………………77
    3.5 Анализ  себестоимости продукции………………………….………..80
    3.6 Анализ  экспортно-импортных операций………………...………….84
     4 Индивидуальное задание на тему  «Анализ эффективности экспортно-импортных  операций»……………………………………………….…………88
     Заключение   96
     Список  использованных источников  98
     Приложения   99 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Производственная  практика – это форма учебных  занятии в организациях (предприятиях) разных форм собственности и организационно – правовых форм.
     Производственная  практика проводится с целью изучения общих принципов функционирования организаций и учреждений по управлению трудом и регулированию социально-трудовых отношений, служб занятости; принципов  организации работы служб и подразделений, занимающихся вопросами подбора, расстановки  и учета персонала, отделов кадров, труда и заработной платы, отделов  управления персоналом; а также анализа  документации, обеспечивающей деятельность указанных служб. Она позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах.
       В задачи практики входит:
     - формирование профессиональных  умений и определенного опыта,  необходимого для осуществления  дальнейшей профессиональной деятельности;
     - формирование исследовательского  подхода к изучению деятельности  экономиста;
     - овладение умениями и навыками  работы с документацией, осуществление  простейших экономических расчетов.
     Я проходила практику на СП ОАО «Спартак», располагающегося по адресу: г. Гомель, ул. Советская, 63. Практика проходила  в отделе бухгалтерии с 04.07.11г. по 30.07.11г. За время практики я ознакомилась с деятельностью отдела бухгалтерии, с основными документами, с профессиональными и должностными обязанностями специалистов отдела, активно участвовала в хозяйственной деятельности организации, а также оказывал помощь специалистам. Полученные в результате прохождения практики знания и данные представлены в отчете.
     В процессе прохождения производственной практики я:
     – ознакомилась с организацией и практикой  ведения бухгалтерского учета и  экономического анализа в организации, в том числе  - во внешнеэкономической  деятельности;
     – подробно изучила организацию, документальное оформление, синтетический  и аналитический  учет хозяйственных операций, в том  числе во внешнеэкономической деятельности;
     – изучила содержания форм бухгалтерской  отчетности и порядка их заполнения;
     – выявила особенности учетной  политики и постановки бухгалтерского учета в организации, в том  числе   во внешнеэкономической  деятельности;
     – приобрела навыки глубокого и  всестороннего анализа внешнеэкономической деятельности организации.
    ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
 
     Совместное  предприятие открытое акционерное  общество «Спартак» было образовано 4 июня 1924 года в Гомеле.
     Юридический адрес: 246655, Республика Беларусь, г. Гомель, ул.Советская, 63.
     Организационно-правовая форма предприятия:
     открытое  акционерное общество
     Вид деятельности: производство кондитерских изделий
     Начало  производственной деятельности предприятия приходится на 1924г.
      Совместное  предприятие открытое акционерное общество "Спартак" является старейшим и крупнейшим в Беларуси серийным производителем кондитерских изделий, лидером в своей отрасли. Продукция марки СП ОАО "Спартак" завоевала популярность не только в нашей республике, но и во многих странах мира.
     История фабрики «Спартак» начинает свой отсчет с 4 июня 1924 года. С этого дня  в Гомеле открылось кондитерское предприятие «Просвет». Первоначально  фабрика имела сложную структуру. В нее входили три самостоятельных  предприятия: кондитерская фабрика  «Просвет», фабрика имени Клары  Цеткен, арендованный завод безалкогольных напитков. Наряду с конфетами и пряниками изготовлялись коробки, кульки, конверты, тетради, конторские книги, безалкогольные напитки.
     К концу 1924 года фабрика «Просвет»  выпускала карамель, конфеты, ирис, мармелад, с 1925 года - еще и халву. Повышенным спросом у покупателей  пользовались граненые «Раковые шейки», «Роке», халва. Производство было приспособлено  к выпуску дешевых сортов продукции-до 200 кг карамели в сутки. Уже за первый месяц работы фабрика показала прибыль  и доказала свою жизнеспособность.
     Со  временем на предприятии объединились карамельное, бисквитное, конфетное  и другие кондитерские производства в пяти основных цехах, каждый из которых  по своей площади и мощности превосходил  самые крупные из действующих  тогда в Белоруссии кондитерский предприятий..
     8 ноября 1931 года на базе фабрики  «Просвет» было запущено новое  предприятие - Государственный комбинат  «Спартак».
     С той поры фабрика переживала разные периоды своего развития и ряд  реконструкций, наиболее крупная из которых закончилось в начале 80-х годов. В январе 1994 года государственная  кондитерская фабрика «Спартак»  была преобразована в открытое акционерное  общество (ОАО «Спартак»).
     29 мая 1998 года ОАО «Спартак» было  реорганизовано в совместное  предприятие открытое акционерное  общество «Спартак».
  СП  ОАО «Спартак»  обладает лицензионным правом на следующие  виды деятельности:
    на право осуществления оптовой торговли;
    на занятие розничной торговлей и торгово-производственной деятельностью;
    на осуществление деятельности в области промышленной безопасности;
    на осуществление деятельности в области таможенного дела;
    на междугородние перевозки грузов и пассажиров автомобильным, внутренним водным, морским транспортом;
    на международные перевозки пассажиров автомобильным транспортом;
    на право осуществления деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;
    на осуществление деятельности «Проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей»;
    на право осуществления деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;
    на эксплуатацию производств и объектов, на которых возможно образование взрывоопасных сред;
    на занятие внутригородскими перевозками автомобильным транспортом;
    на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками;
    на эксплуатацию оборудования и приборов высокого давления, паровых котлов, систем газоснабжения и водоснабжения.
      СП  ОАО "Спартак" - это многопрофильное  предприятие, с замкнутым циклом производства, способное гибко реагировать  на потребности рынка и специализирующееся на изготовлении карамели, печенья, вафель, конфет, глазированных шоколадом, шоколадных изделий.
      Ассортимент продукции составляет свыше 340 наименований (карамель, печенье, вафли, конфеты, шоколад, торты), охватывающих все ценовые  сегменты покупательского спроса - от самого высокого (категория «премиум») до наименьшего.
      Продукция, выпускаемая предприятием, объединена в следующие  группы:
    Карамель, в т. ч.:
    Карамель леденцовая
    Карамель с фруктово-ягодными и желейными начинками
    Карамель с молочными начинками
    Карамель с орехово-шоколадной начинкой
    Карамель с ликерными начинками
    Карамель с помадными и помадно-фруктовыми начинками
      Печенье, в т. ч.:
    Печенье сахарное
    Печенье сдобное
    Печенье затяжное
    Вафли, в т. ч.:
    Вафли с жировыми начинками
    Вафли с помадными и фруктовыми начинками
    Вафельные батончики
    Конфеты глазированные, в т. ч.:
    Конфеты с ликерной начинкой
    Конфеты с кремовой начинкой
    Конфеты с начинкой между слоями вафель
    Конфеты с грильяжными корпусами
    Конфеты ассорти
    Наборы конфет
    Фрукты, ягоды, цукаты в шоколаде
    Конфеты неглазированные
    Конфеты батончики диабетические
    Шоколад, в т. ч.:
    Шоколад обыкновенный без добавлений
    Шоколад с начинками
    Шоколад пористый
    Торты, в т.ч.:
    Торты шоколадно-вафельные
       Техническое перевооружение производства в 2009 году включило в  себя следующие основные моменты:
    Приобретение двухголовочного автомата для формирования коробов - 1 шт..
    Замена электрических ротационных печей в бисквитном цехе (3 шт.) с тележками.
    Приобретение автоматической линии для упаковки коробок в термоусадочную пленку туннельного типа в количестве 1 штука.
    Замена газогорелочных устройств и пультов управления в соответствии с разработанным проектом на 2-х котлах.
    Приобретение транспортерной системы сдачи готовой продукции из КШЦ-2.
    Приобретение и установка оборудования приточно-вытяжных систем вентиляции в цехе шоколадных полуфабрикатов .
    Основными рынками сбыта предприятия в 2009 году определены Республика Беларусь - 86% объема продаж и экспорт в другие страны (в основном в Россию) - 9,0%.  Одновременно с поставками на вышеуказанные рынки отдел маркетинга и отдел продаж прорабатывают возможность увеличения поставок продукции на рынки Западной Европы и США. В 2008 году предприятием выпущено 25 020 тонн кондитерских изделий. СП ОАО «Спартак» является лидером производства кондитерских изделий, его доля на белорусском рынке в 2008 году составила 34%.
     Цель кадровой политики предприятия - направить усилия коллектива, каждого работника на выполнение Целей предприятия, обеспечение и непрерывную поддержку Политики руководства ОАО «Спартак». На сегодняшний день на предприятии среднесписочная численность работающих составляет 2169 человек. 


      Организационно-штатная  структура состоит из аппарата управления, производственного персонала и  непромышленного персонала. К аппарату управления относятся дирекция, главные специалисты, руководители и специалисты отделов; к производственному персоналу - руководители и специалисты структурных производственных подразделений, охраны, лабораторий, руководители и специалисты, осуществляющие конструкторские работы, программное обеспечение; к непромышленному персоналу - фирменные магазины, отделы прямых продаж, база отдыха, столовая, общежитие, ясли-сад. 

     ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ  МОЩНОСТЬ СП ОАО "СПАРТАК"
Баланс  производственной мощности на 2009 год  представлен таблицей 1.1: 

        Таблица 1.1 - Баланс производственной мощности на 2009 год
Виды  кондитерских изделий Единица      Годовая мощность
       измерения Режим работы Планируемая
              2-х сменный 3-х сменный       
1 .Сахаристые тн/год 24 231.3 34 795.1 24 406.1
Карамель тн/год 11 125.4 15 946.3 11 125.4
Конфеты тн/год 7 626.0 10 966.8 7 800.8
Шоколад и шоколадные изде тн/год 5 479.9 7 882.0 5 479.9
2. Мучные тн/год 11 576.1 16 593.7 13 663.0
Печенье тн/год 6 651.9 9 534.4 6 651.9
Вафли тн/год 4 795.4 6 873.4 6 873.4
Торты тн/год 128.8 185.9 137.7
     ИТОГО тн/год 35 807.4 51 388.8 38 069.1
       Управление  в СП ОАО « Спартак» (далее Общество) осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, генеральный  директор, дирекция. Контроль деятельности Общества осуществляет ревизионная  комиссия.
       В таблице 1.2  приведена численность промышленно- производственного персонала за 2009 год с учетом реализации производственной программы в размере 27 500 тонн кондитерских изделий. 

Таблица 1.2 - численность промышленно- производственного персонала за 2009 год, чел.
     
Наименование Численность,
       чел.
Рабочие 1641
Служащие 2
Специалисты 161
Руководители 109
Всего 1913
 
 
 
 
      Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением организации, возглавляемой главным бухгалтером. Главный бухгалтер осуществляет руководство бухгалтерским учетом, подчиняется непосредственно руководителю. В его компетенцию входит:
    постановка и ведение бухгалтерского учета;
    формирование учетной политики;
    составление и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности;
    обеспечение контроля за движением имущества и обязательств.
      Указания  и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны  для всех структурных подразделений. Денежные и расчетные документы  без подписи главного бухгалтера (лица им уполномоченного) считаются  недействительными и не должны приниматься  к исполнению.
     Таблица 1.3 – Динамика экономических показателей деятельности предприятия в 2008–2009 гг . 

  
Показатель 2008 г. 2009 г. Отклонение Темпы 
роста, %
1 Объём производства продукции  в фактических ценах, тн. 186696 238823 52127 127,9
2 Объем производства продукции  в сопоставимых ценах, млн.  руб. 207295 238389 31094 115,0
3 Выручка от реализации продукции  (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), млн.руб. 192738 216314 235763 112,2
3.1 Выручка от реализации экспортной  продукции, тыс. $ 29805.4 30899.8 1094.4 103.7
4 Себестоимость реализованной продукции  (включая управленческие расходы  и расходы на реализацию), млн.руб. 108787 137134 28347 126,1
5 Прибыль от реализации, млн. руб. 22332 17650 -4682,0 79,0
5.1 Прибыль от реализации экспортной  продукции, млн.руб. 3461.5 2559.3 -1202,2 73,9
6 Прибыль за отчетный период, млн.  руб. 22300 33367 11067 149,6
7 Среднегодовая стоимость основных  средств, млн. руб. 53373,5 69741,5 16368 130,7
8 Среднесписочная численность промышленно-производственного  персонала, чел. 1924 1913 -11 99,4
9 Среднесписочная численность рабочих,  чел. 1656 1641 -15 99,1
10 Материальные затраты, млн.руб. 108386 80043 -28343 73,8
11 Фонд заработной платы промышленно-производственного  персонала, тыс. руб. 19510,2 24390,9 4880,7 125,0
12 Фонд заработной платы рабочих,  тыс. руб. 15271,1 19262,2 3991,1 126,1
13 Фондоотдача, руб. 804610 822889,5 18279,5 102,3
14 Материалоотдача, руб. 1778255 2702472 924217 152,0
15 Среднегодовая производительность  труда одного работника, тыс.  руб. 49,7 57,0 7,3 114,7
Окончание таблицы 1.3        
16 Среднегодовая производительность  труда одного рабочего, тыс.руб. 56,0 65,1 9,1 116,3
17 Среднемесячная заработная плата  одного работника, тыс. руб. 845,0 1062,5 217,5 125,7
18 Среднемесячная заработная плата  одного рабочего, тыс. руб. 768,5 978,2 209,7 127,3
19 Рентабельность реализованной продукции, % 20,5 12,9 -7,6 Х
20 Рентабельность продаж, % 6,4 7,9 1,5 Х
21 Собственные оборотные средства  на конец года, млн.руб. 16303 20116 3813 123,4
22 Коэффициент текущей ликвидности  на конец года 1,77 1,46 -0,3 Х
23 Коэффициент обеспеченности оборотных  активов собственными оборотными  средствами на конец года 0,23 0,24 0,01 Х
24 Коэффициент обеспеченности финансовых  обязательств активами на конец  года 0,34 0,45 0,1 Х
25 Среднегодовая стоимость оборотных  активов, млн.руб. 59312 64797 5485 109,2
26 Коэффициент оборачиваемости оборотных  активов 3,2 3,3 0,1 Х
 
    Выше  приведены основные прогнозные показатели финансовой деятельности СП ОАО «Спартак»  на 2009 год в сравнении с предыдущим 2008.
    Темп  по продукции промышленности составит в 2009 году- 115,0% (за счет увеличения объемов  производства на 2 480 тонн или на 9,9% и  увеличения в выпуске конфетно-шоколадной группы). Темп производства потребительских  товаров -115%.
    Планируемый объем выручки на 2009 год составит 216 314 млн.руб., что составит 23 576,3 млн. руб. или 12,2% к уровню прошлого года (такой рост за счет увеличения в отгрузке продукции конфетно- шоколадной группы и запуска новой линии по производству шоколадных изделий).
    Прибыль от реализации составит в 2009 году 17 650 млн. руб., чистая прибыль составит 9 118 млн. руб. или 69,7% к уровню 2008 года.
    Коэффициент текущей ликвидности составит в 2009 году 1,46, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,24, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами-0,45. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ
 
 
     2.1  Учёт основных средств 
 

     Основные  средства — это средства труда, которые  участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную  форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации  и должны иметь срок использования  более года. По мере износа, стоимость  основных средств уменьшается и  переносится на себестоимость с  помощью амортизации. [1]
     В состав основных средств СП ОАО «Спартак»  входят (ПРИЛОЖЕНИЕ А):
    Здания (производственные и непроизводственные)
    Сооружения;
    Передаточные устройства (электросети, теплосети, газовые сети,  трубопроводы);
    Машины и оборудование, в том числе:
    Силовые машины и оборудование (генераторы, электродвигатели и т. п.).
    Рабочие машины и оборудование;
    Измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование.
    Вычислительная техника.
    Автоматические машины, оборудование и линии (станки-автоматы, автоматические поточные линии).
    Прочие машины и оборудование.
    Транспортные средства (автомобили).
    Инструмент (приспособления для крепления, монтажа);
    Производственный и хозяйственный инвентарь (тара, стеллажи, рабочие столы и т. п.).
    Многолетние насаждения.
     Основными средствами признается имущество, используемое в течение периода, превышающего 12 месяцев, и имеющего стоимость  свыше 30 базовых величин на дату ввода его в эксплуатацию, кроме  ковров (ковры и ковровые изделия - в пределах 10 базовых величин  в момент передачи их в эксплуатацию).
     В состав предметов включаются предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости либо предметы, служащие более одного года, стоимостью в пределах 30 базовых величин [2].
     Основные  средства принимаются  к бухгалтерскому учету в результате произведенных капитальных вложений при сооружении, строительстве, изготовлении объектов основных средств хозяйственным способом,  при их приобретении за плату у юридических и физических лиц; в качестве вклада в уставный фонд; безвозмездно (в т.ч. в результате благотворительной помощи); в обмен на другое имущество;  в иных случаях, установленных законодательством.
     Поступление основных средств оформляется соответствующими документами. Поступление или передача объектов основных средств в организации  оформляется актами приема-передачи ОС форм № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств» [Приложение Б] и № ОС-1а «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств». Акт формы № ОС-1 составляется по каждому отдельному объекту основных средств. Составление Акта формы № ОС-1а заключается при приеме нескольких объектов основных средств. К актам прилагаются товарно-транспортные накладные, счета, закупочные акты. В акте указывается год выпуска объекта, дата поступления в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации и др. После оформления акты передаются в бухгалтерию для открытия инвентарных карточек. Подписываются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. Техническая документация передаётся материально-ответственным лицам по месту эксплуатации основных средств. Для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения в другое применяется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств формы ОС-2 [Приложение В], [3, с.32-34]
     Основные  средства учитывают на счёте 01 «Основные  средства» и  оцениваются в  бухгалтерском учете по первоначальной или восстановительной стоимости [2]. К счёту 01 «Основные средства» открываются следующие субсчета:
      – Основные средства
      – Выбытие основных средств
      – основные средства, полученные по лизингу
      - основные средства в запасе (ПРИЛОЖЕНИЕ Г)
     Учёт  поступления основных средств, не требующих  монтажа, которые СП ОАО «Спартак»  приобрел за плату у других организаций, показан в таблице 2.1. 

     Таблица 2.1 – Приобретение СП ОАО «Спартак» оборудования для консервации, в количестве 2 штук. 

     
№ п/п Содержание  операции Дебет Кредит  Сумма, бел. руб.
1 На сумму  счетов поставщиков без НДС 08 60 4 200 774
2 На сумму  НДС 18 60 983 554,8
3 Оплата счета  поставщика 60 51 5 420 328,8
4 Оборудования  введены в эксплуатацию 01 08 3 917 774
5 На сумму  зачитываемого НДС 68 18 835 694
 
     Учёт  поступления основных средств, требующих  монтажа, которые СП ОАО «Спартак»  приобрело за плату у других организаций, показан в таблице 2.2. 

     Таблица 2.2 – Учёт поступления кондиционера для шоколадного цеха, требующего монтажа [ПРИЛОЖЕНИЕ Д] 
 

     
№ п/п Содержание  операции Дебет Кредит  Сумма, бел. руб.
1 На сумму  счетов поставщиков без НДС 07 60 7 592 264
2 На сумму  НДС 18 60 1 518 226
3 При передаче оборудования в монтаж 08 07 7 592 264
4 На расходы, связанные с монтажом и установкой 08 70 600 520
5 При оплате счетов поставщиков 60 51 8 215 250
6 При вводе оборудования в эксплуатацию 01 08 9 718 793
7 На сумму  зачитываемого НДС 68 18 1 518 226
 
     На  СП ОАО «Спартак» ведётся полная журнально-ордерной форма учета по счету 01 «Основные средства» в журнале-ордере № 13 (Приложение Е).
     В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются и переносят  свою стоимость на создаваемый продукт. Постепенное перенесение стоимости  на вновь изготовленный продукт  называется амортизацией.
     В организации действует постоянная комиссия по проведению амортизационной  политики, которая осуществляет группировку  объектов в соответствии с Временным  республиканским классификатором  амортизируемых основных средств и  нормативных сроков их службы, утвержденным Постановлением Минэкономики от 21.11.2001 № 186 (с изменениями и дополнениями), устанавливает нормативные сроки  службы по объектам основных средств, не включенным в классификатор, сроки  полезного использования.
     Организация начисляет амортизацию линейным способом. Индексация амортизационных  отчислений не производится. Линейный способ начисления амортизации заключается  в равномерном начислении амортизации  в течение всего нормативного срока службы или срока полезного  использования.
     Амортизация основных средств начисляется в  соответствии c Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Минэкономики, Минфина, Минстата и анализа, Минархитектуры и строительства Республики Беларусь 23.11.2001 № 187/110/96/18 в последней редакции от 30.03.2004 г. № 87/55/33/5.
     При линейном способе амортизации определяется исходя из амортизируемой стоимости  объекта основных средств и нормативного срока службы или срока его  полезного использования путём  умножения амортизируемой стоимости  на прямую линейную норму амортизационных отчислений.
     Например: В 2008 году СП ОАО «Спартак» приобрёло  оборудование стоимостью 4 839 750 бел.руб. Установлен срок полезного использования 2 года. Годовая норма амортизации – 50%. Сумма амортизации за год – 2 419 875 бел.руб.
     Начисленная сумма амортизации основных средств  относится в кредит счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции с дебетом счетов производственных затрат (издержек обращения).
     При этом на СП ОАО «Спартак» составляются следующие бухгалтерские проводки:
    20 – на сумму амортизации основных средств основного производства;
    23 – на сумму амортизации основных средств вспомогательных цехов;
    25 – по оборудованию, зданиям, сооружениям и другим объектам цехов основного пр-ва;
    26 - по зданиям, сооружениям, инвентарю общезаводского назначения;
    29 - по объектам основных средств жилищно-коммунального хозяйства и т.д.
     Учёт  по счёту 02 «Амортизация основных средств» на предприятии ведётся в журналах-ордерах  №10, 10/1. Данные по начисленной амортизации  на предприятии ведётся в ведомости  начислению амортизации [Приложение Ж].
     Ремонт  основных средств в СП ОАО «Спартак» осуществляется хозяйственным и подрядным способом. Если капитальный ремонт выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости дефектов. По окончании ремонта составляется Акт о приёме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3).
     При хозяйственном способе ремонтные  работы выполняются либо силами собственных  работников по месту эксплуатации основных средств, либо силами специализированных ремонтных служб предприятия. В  оргганизации ремонт производится специализированными ремонтными участками, все затраты учитываются на дебете счёта 23 «Вспомогательное производство» в корреспонденции с кредитом счетов 10, 16, 25, 26, 69, 96 и др [3, с. 65].
     Фактические затраты, связанные с модернизацией, реконструкцией, частичной ликвидацией, дооборудованием, достройкой объектов основных средств, относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных средств после окончания работ.
     Затраты, производимые при ремонте объектов основных средств (расходы на технический  осмотр и уход, проведение текущего и капитального ремонта), включаются в себестоимость продукции, работ, услуг.
     СП  ОАО «Спартак» проводит реконструкцию  и модернизацию объектов основных средств. Связанные с этим затраты оформляются  в качестве капитальных вложений и учитываются по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы». По окончании реконструкции и модернизации затраты списываются с кредита счёта 08 в дебет счёта 01.
     Для учета выбытия объектов основных средств (продажа, списание, частичная  ликвидация, безвозмездная передача и др.) организация использует субсчет 01-2 «Выбытие основных средств» счета 01 «Основные средства».
     Выбытие основных средств (кроме автотранспорта) вследствие полного или частичного их списания оформляется Актом о  списании объекта основных средств  формы № ОС-4 [Приложение К]. Списание автотранспорта или его ликвидации оформляется Актом о списании автотранспортных средств формы № ОС-4б. При списании групп объектов ОС применяется Акт о списании групп объектов основных средств формы № ОС-4б. На основании указанных актов бухгалтерия делает соответственные записи в инвентарных карточках объектов учета основных средств форм № ОС-6, ОС-6а. Для определения непригодности объектов основных средств в организациях создаётся постоянно действующая комиссия. В составе: начальник цеха шоколадных полуфабрикатов, ведущий инженер-механик цеха шокол п/ф, инжерен-еханик цеха шокол п/ф и др [Приложение Л]. Комиссия проводит осмотр основных средств, устанавливает причины списания, определяет виновных лиц. К ликвидации приступают только после утверждения акта руководителем организации. Информация о процессе выбытия обобщается на открываемом субсчёте 2 «Выбытие основных средств» к счёту 01.
     Учёт  выбытия основных средств при их реализации в организации представлен в таблице 2.3. 

     Таблица 2.3 – Учёт выбытия основного средства.  

     
№ п/п Содержание  операции Дт Кт
1 На первоначальную стоимость  01/2 01
2 На сумму  накопленной амортизации  02 01/2
3 На остаточную стоимость  91 01
4 На оценочную  стоимость  62 91
5 На сумму  расходов, связанных с реализацией  91 76
6 На сумму  НДС, начисленного от оборотов по реализации 91 68
7 Поступление денежных средств 51 62
8 Финансовый  результат (прибыль) 99 91
 
     В 2011 году выбытие основных средств вследствие их реализации не производилось.
     Арендные  и лизинговые операции на СП ОАО  «Спартак» не осуществляются.
     Инвентаризация — проверка соответствия данных бухгалтерского учёта фактическому положению дел. Она позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены документально и отражены в учёте [4, с. 169]. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем организации или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
     Для проведения инвентаризации в организации  существует постоянно действующая  комиссия. Комиссия в присутствии  материально ответственного лица проверяет  наличие материальных ценностей  и составляет инвентаризационные описи [Приложение М].
     Оформленные в установленном порядке инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию. Работа инвентаризационной комиссии оформляется  протоколом, в котором указываются  результаты инвентаризации. Годовая  инвентаризация в организации отражается в годовом бухгалтерском отчёте
     Переоценка  основных средств производится в организации по состоянию на 1 января путём индексации первоначальной стоимости с использованием коэффициентов пересчёта, публикуемых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь [Приложение Н].
     По  данным инвентарных карточек или  описей составляется ведомость переоценки, в которую заносится каждый объект основных средств. [Приложение П] На основании данной ведомости составляется акт о результатах переоценки, на основании которого делаются записи в бухгалтерском учёте по состоянию на 1 января [Приложение Р]. Если на величину дооценки первоначальная стоимость основных средств и сумма амортизации увеличиваются, то составляется соответствующие проводки: Дт: 01, Кт 83 и Дт: 83, Кт: 02; а если уменьшаются – данные записи сторнируются.
     Для совершенствования бухгалтерского учета рекомендуется проведение    следующих мероприятий:
    обеспечить ведения бухгалтерского учета основных средств в        соответствии с нормативными документами;
    ориентация на Международные стандарты учета и отчетности;  
    необходимо разработать рациональную систему документооборота,        определить должностных лиц, ответственных за сохранность и перемещение        объектов основных средств;
    организовать инвентарный учет основных средств;
    усилить контроль за состоянием и использование основных средств на предприятии;
    усилить контроль за соблюдением положений учетной политики.
     Нематериальные  активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, формирование которой производится в общеустановленном порядке [Приложение С], [5].
     Основанием  для оприходования нематериальных активов служит "Акт о приеме нематериальных активов" формы НА-1, составляемый в одном экземпляре и хранящийся в бухгалтерии СП ОАО «Спартак» [Приложение Т].
     Аналитический учет нематериальных активов ведется  в "Инвентарной карточке учета  нематериальных активов" формы НА-2. Она открывается на каждый объект на основании первичных документов, подтверждающих факт совершения хозяйственной  операции [Приложение У].
     Организация начисляет амортизацию нематериальных активов ежемесячно до полного погашения  их стоимости или выбытия линейным способом. Нормативный срок службы и срок полезного использования  объектов нематериальных активов определяется комиссией, исходя из времени их использования (срока службы), устанавливаемого патентами, свидетельствами, лицензиями, соответствующими договорами и другими документами, подтверждающими права правообладателя [Приложение Ф].
     Для учета выбытия объектов нематериальных активов (продажа, списание, безвозмездная  передача и др.) организация использует субсчет 04-2 «Выбытие нематериальных активов», который открывается к счету 04 «Нематериальные активы». 
 

     2.2  Учёт производственных запасов  
 

     Производственные  запасы – сырьё, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, строительные материалы, спецоснастка и спецодежда, прочие материалы [3, с. 178].
     Учет  материалов на предприятии осуществляется в соответствии с, а также действующими на предприятии документами [6].
     В состав материальных ресурсов предприятия  входят:
    Сырьё и материалы;
    Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
    Топливо;
    Тара и тарные материалы;
    Запасные части;
    Строительные материалы;
    Инвентарь и хозяйственные принадлежности;
    Специальная оснастка и специальная одежда.
Не относятся  к основным средствам и учитываются  в составе материалов отдельные  виды предметов, срок службы которых  менее 1 года и стоимость которых  на момент приобретения не превышает 30 базовых величин за единицу, для  ковров и ковровых изделий - 10 базовых  величин.
     Материалы учитываются в соответствующих  единицах измерения (весовых, объемных, линейных в штуках) и по фактической  себестоимости. Фактической себестоимостью приобретенных материалов признается сумма фактических затрат на их приобретение и включает:
    стоимость материалов по ценам приобретения; транспортно-заготовительных расходы;
    расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.
     ТЗР принимаются к учету путем  непосредственного (прямого) их включения  в фактическую себестоимость  материала (присоединение к покупной цене материала, к стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
     При доставке нескольких наименований материалов расходы на доставку включаются в  стоимость материалов пропорционально  стоимости поступивших материалов.
     В течение месяца материальные ценности отражают на синтетических счетах по учётным ценам. В качестве учётных  цен на материалы в организации применяются покупные цены.
     Отклонения  фактической себестоимости материалов от покупной цены учитываются в организации  на отдельных аналитических счетах по группам материалов. Материалы, фактически поступившие в организацию, списываются по учётным ценам в дебет счёта 10 «Материалы» с кредита счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Сумма разницы списывается в дебет счёта 16 «Отклонение от стоимости материалов» с кредита счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
     На  материалы, поступающие по договорам  купли-продажи, поставки и другим аналогичным  договорам, СП ОАО «Спартак» получает от поставщика расчетные документы (платежные требования, платежные  требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные ТТН-1 (Приложение Х), товарные накладные ТН-2 (Приложение Ц) и т.п.) и сопроводительные документы. Эти документы регистрируются работником, занимающимся снабжением, и проверяются с точки зрения их соответствия условиям поставки, предусмотренным договором: по ассортименту, ценам, количеству материалов, способу и сроку отправки и др. Проверенные расчетные документы организация акцептует. Одновременно делают отметку о выполнении договора поставки, после чего расчетные документы передают в бухгалтерию организации для оплаты [4, с. 207]. Приемка и оприходование поступающих материальных ценностей оформляется складами путем составления приходных ордеров (типовая форма М-4) при отсутствии расхождения между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). [Приложение Э]
     Материальны ценности, собственной выработки, отражаются в журнале-ордере № 10, а приобретённые  через подотчётное лицо в журнале-ордере № 7. Расчёты за полученные материальные ценности отражаются в журнале-ордере № 6 [Приложение Ю].
     Учет  движения и остатков материалов осуществляют в карточках складского учета материалов (форма № М-12п) и оборотных ведомостях. На основании карточек количественно-суммового учета в бухгалтерской службе ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению []Приложение Я].
     В оборотных ведомостях движения материальных ценностей указываются [Приложение 1]:
    номенклатурный номер материала (в случае его наличия);
    наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
    единица измерения;
    цена;
    остаток на начало месяца (количество и сумма);
    приход за месяц (количество и сумма);
    расход за месяц (количество и сумма);
    остаток на конец месяца (количество и сумма).
     Стоимость производственных запасов и других материальных ресурсов, списываемых  в производство, включается в состав себестоимости по средней себестоимости: исходя из среднемесячной фактической  себестоимости (взвешенная оценка), в  расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период).
     Стоимость предметов в составе оборотных  средств переносится на затраты  по производству и реализации продукции, расходы на реализацию товаров в  следующем порядке:
    по предметам, по которым установлены сроки службы (спецодежда, спецобувь и др.), - погашается ежемесячно исходя из сроков их службы;
    по остальным предметам в размере 50 % стоимости предметов - при передаче их со складов в эксплуатацию и 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их за непригодностью;
    по предметам до 1 базовой величины списывается единовременно на затраты по производству и реализации продукции, расходы на реализацию товаров по мере передачи их в эксплуатацию. Материально ответственными лицами учет указанных предметов осуществляется в количественном выражении.
      Отпуск  сырья и материалов производится по лимитно-заборным картам [Приложение 2], накладным на внутреннее перемещение (Приложение 3), товарным накладным. Кроме того  составляются акты на списание материалов, сводная ведомость расхода материалов.
     Сверхлимитный отпуск материалов на СП ОАО «Спартак»  и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя предприятия или лиц, им на то уполномоченных. При этом выписывается акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов формы М-12.
     Для обобщения информации о наличии  и движении материальных ценностей  предназначен синтетический счет 10 «Материалы». Согласно рабочему плану счетов к счету 10 "Материалы" на СП ОАО «Спартак» открыты субсчета [7]:
     10-1 – сырьё и материалы;
     10-3 – топливо на складе;
     10-3б  – топливо в баках;
     10-4 - тара и тарные материалы;
     10-5 – запасные части;
     10-6 – прочие материалы;
     10-7 – сырьё и материалы, переданные  на переработку на сторону;
     10-8 – строительные материалы;
     10-9 – Инвентарь и хозяйственные  принадлежности (МБП на складе);
     10-10 – Этикет и этикеточная бумага
     10-11 – технические материалы;
     10-12 – медикаменты;
     10-13 – специальная одежда на складе;
     10-14 – специальная одежда в эксплуатации;
     10-15 – хозяйственные принадлежности  столовой;
     10-16 – инвентарь и хозяйственные  принадлежности  в эксплуатации;
     10-17 – износ инвентаря и хозяйственных  принадлежностей;
     10-18 – износ специальной одежды;
     10-19 – Бланки строгой отчётности;
     10-20 - Конверты, марки;
     10-21 – лом и отходы, содержащие  драгметаллы.
     Для учета начисленного износа открывается  субсчет «Износ предметов». Погашение  стоимости предметов производится путем начисления износа с отражением по дебету затратных счетов и кредиту  субсчета «Износ предметов».
     Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие  счета учета этих расходов.
     При этом оформляются следующие бухгалтерские  проводки:
    дебет: 20 «Основное производство»; кредит: 10 «Материалы» – на сумму стоимости материалов, отпущенных в основное производство;
    дебет: 23 «Вспомогательное производство»; кредит: 10 «Материалы» – на сумму стоимости материалов, отпущенных во вспомогательные производства;
    дебет: 25 “Общепроизводственные расходы”; кредит: 10  - при расходе на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, производственных цехов и хозяйств, их хозяйственные и другие нужды;
    дебет: 26 “Общехозяйственные расходы”; кредит: 10  - при расходе на общехозяйственные нужды;
    дебет: 28 “Брак в производстве”; кредит: 10  - при расходе на исправление производственного брака; 
    дебет: 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”; кредит: 10  - при расходе непромышленными хозяйствами (ЖКХ, научно-исследовательские и конструкторские подразделения и т.п.) [3, с. 193-194].
       Учет  поступления материалов в организацию представлен в таблице 2.4. 

       Таблица 2.4 – Учёт поступления какао-масла дезодорированного.
 
     
№ п/п Содержание  операции Дебет Кредит Сумма, бел. руб.
1 На покупную стоимость какао-масла  15 60 7 947 119
2 На сумму  НДС 18 60 1 589 424
3 На сумму  расходов по доставке 15 60 57 500
4 На сумму  НДС  18 60 11 500
5 Оприходование какао-масла 10 15 7 947 119
6 Списание разницы  между фактической стоимость и учётной 16 15 57 500
7 Оплата счетов поставщиков  60 51 9 605 543
8 На сумму  зачтённого НДС 68 18 1 600 924
 
     Операции  с давальческим сырьём на СП ОАО  «Спартак» не осуществляются.
     Для проведения инвентаризации в организации  создана постоянная комиссия. До начала проверки фактического наличия материальных ресурсов инвентаризационная комиссия берёт расписку у материально  ответственных лиц в том, что  к началу инвентаризации все расходные  и приходные документы сданы  в бухгалтерию, все поступившие  ценности оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Сведенья о фактическом наличие материальных ценностей заносятся в инвентаризационные описи формы № ИНВ-3 по каждому отдельному наименованию материалов, материалы, находящиеся в пути, оформляются актом инвентаризации материалов, находящихся в пути, формы № ИНВ-6.
     Результаты  инвентаризации драгоценных металлов отражаются в акте инвентаризации драгоценных  металлов формы № ИНВ-8. Сведенья об инвентаризации в целом в организации оформляются инвентаризационной описью формы № ИНВ-8а, затем опись передаётся в бухгалтерию.
     Инвентаризация  горюче-смазачных материалов в организации проводится отдельно. Данные о наличии топлива в баках ежемесячно подтверждаются актов снятия остатков.
     Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия материалов с  данными бухгалтерского учёта заносятся  в сличительные ведомости.
     В случае, когда при зачёте недостач излишками по пересортице стоимость  недостающих ценностей выше стоимости  ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится  на материально ответственных лиц. Если виновники не установлены, разницы  рассматриваются как недостачи  сверх норм убыли. В протоколах указываются  причины, по которым такая разница  не отнесена на материально ответственных  лиц.
     Стоимость выявленных излишков материалов включаются в состав Внереализационные доходов, при этом составляется проводка: дебет: 10; кредит: 92. Результаты недостачи по вине организации отражены в таблице 2.5. 

     Таблица 2.5 – Учёт недостач по вине организации. 

     
№ п/п Содержание  операции Дебет Кредит
1 Выявлена недостача  при инвентаризации 94 10
2 На сумму  НДС 94 68
3 Списана недостача  по вине организации 92 94
 
     Если  же недостача произошла по вине материально  ответственных лиц, то составляются следующие проводки:
    Дт: 94; Кт: 10 – выявлена недостача при инвентаризации;
    Дт: 94; Кт: 68 – на сумму НДС;
    Дт: 73, Кт: 94 – недостача отнесена на материально ответственных лиц;
    Дт: 73, Кт: 98 – на разницу между взыскиваемой и учётной стоимостью;
    Дт: 70, Кт: 73 – на сумму возмещения недостачи;
    Дт: 98, Кт: 92 – Внереализационные доходы.
     Результаты  инвентаризации отражаются в учёте  того же месяца, в котором была закончена  инвентаризация, годовая инвентаризация – в годовом бухгалтерском  отчёте.
    Основные  направления совершенствования  учета материальных ресурсов:
     - Компьютеризация учета  на местах складского хозяйства с установлением локальной системы сети. Компьютеризация учета приведет к сокращению рабочего времени работников учета и материально-ответственного лица по ведению складского учета; 
     - Введение дополнительного контроля за учетом материальных ресурсов. Такой подход позволит более рационально расходовать средства на приобретение товарно-материальных запасов, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного товара, повысить дисциплину использования товарно-материальных запасов сотрудниками предприятия; 
      - Сокращения накладных расходов, экономное использование собственного  автотранспорта и организация  минимальной потери рабочего  времени работников отдела снабжения [8].
     Аналитический и оперативный учет материалов ведется  по местам хранения  (складам, цехам, участкам) и материально ответственным  лицам. 

2.3  Учет труда и заработной платы

 
 
     Вопросы труда и трудовых отношений на СП ОАО «Спартак» регулируются Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом и  другими законодательными актами. Важными документами, регулирующими трудовые отношения на СП ОАО «Спартак», являются коллективный договор и трудовой договор.
      Организационно-штатная  структура состоит из аппарата управления, производственного персонала и  непромышленного персонала. К аппарату управления относятся дирекция, главные специалисты, руководители и специалисты отделов; к производственному персоналу - руководители и специалисты структурных производственных подразделений, охраны, лабораторий, руководители и специалисты, осуществляющие конструкторские работы, программное обеспечение; к непромышленному персоналу - фирменные магазины, отделы прямых продаж, база отдыха, столовая, общежитие, ясли-сад.
     На  СП ОАО «Спартак» организация  оплаты труда осуществляется согласно «Положению об оплате труда работников СП ОАО «Спартак»», которое разработано  в соответствии с Инвестиционным Кодексом Республики Беларусь №37-3 от 22.06.2001 года(статья 97).
     Оперативный учёт состояния и движения личного  состава предприятия  по профессиям, полу, возрасту и другим показателям  ведёт отдел кадров. Первичными документами  здесь являются приказы (распоряжения) о приёме на работу (ф.Т-1), о переводе на другую работу (ф.Т-5), об увольнении или прекращении трудового договора (ф.Т-8),записка о предоставлении отпуска (ф.Т-6). Каждому работнику при приёме на работу присваивается табельный номер и выписывается трудовая книжка. На основании первичных документов по движению личного состава организации отдел кадров заполняет личные карточки (Т-2).
       На СП ОАО «Спартак» на руководителей  и специалистов заполняется ещё  и личный листок по учёту  кадров. Личные карточки, как правило,  комплектуются по структурным подразделениям предприятия в алфавитном порядке и образуют картотеку личного состава. Бухгалтерия СП ОАО «Спартак»  на основании первичных документов открывает на каждого работника карточку-справку или лицевой счёт (Т-54), с указанием справочных данных о работнике, для накопления сведений о заработке и учёта расчётов по оплате труда.
     Учёт  рабочего времени обязателен по всем работникам независимо от применяемых  форм оплаты труда. Он ведётся в табеле учёта использования раб времени (Т-13) [Приложение 4]. Табель открывают или по организации в целом, или по цехам, отделам в разрезе категорий работающих. Он представляет собой именной список работников с отметкой в нем кол-ва отработанных дней и часов. Табель составляется в одном экземпляре табельщиком или мастером и передаётся в расчётный отдел бухгалтерии СП ОАО «Спартак» два раза в месяц: для корректировки суммы выплат за первую половину месяца (аванса) и для расчёта зарплаты за месяц.
     На  СП ОАО «Спартак» для определения объема выполненных работ бригадой или отделимым рабочим ведется учет выработки. Учет объёма выполненых работ на СП ОАО «Спартак» осуществляют мастера, начальники цехов и другие работники, на которых возложены эти обязанности. Основными первичными документами по учету выработки и заработной платы являются: наряд на сдельную работу (ф.Т-40), маршрутный лист или карта, рапорт о выработке, ведомости учета выработки (бригадная) [Приложение 5], ведомость учёта выполненных работ по индивидуальным заказам [Приложение 6] акт о приемке выполненных работ, нормированные задания повременщиков и другие.
      На  предприятии применяются следующие  формы оплаты труда: сдельно- премиальная, повременно-премиальная. Действует система доплат стимулирующего и компенсирующего характера (доплаты за работу в ночное время, за вредность, за руководство бригадой, за совмещение профессий и pяд других).
     Оплата  труда руководителей, специалистов и других служащих производится согласно «Штатному расписанию», утвержденному  генеральным директором [Приложение 7].
      Оплата  труда рабочих производится согласно установленной тарифной ставке присвоенного рабочему разряда в соответствие с тарифной сеткой работников РБ. Тарифная ставка первого разряда на СП ОАО  «Спартак» с 1.11.2008г. составляет 230 ООО  руб. (91 000руб. по Республике Беларусь с 1.11.2008г.).
     С целью усиления заинтересованности в достижении высокого качества и  эффективности, в повышении производительности труда установлен ряд доплат и  надбавок: за профессиональное мастерство высококвалифицированным рабочим; за руководство бригадой бригадирам из числа рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков, не освобожденных от основной работы.
     Установлены доплаты работникам, занятым на работах  с вредными условиями труда.
     На  предприятии действует положение  о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет в размере до 20 % тарифной ставки (должностного оклада) в зависимости от стажа работы на предприятии.
     К материальным стимулам следует отнести  также поощрения в виде: премий, получения льготных путевок в  санатории, пансионаты; оказание материальной помощи при возникновении сложных  жизненных ситуаций [Приложение 8].
     В качестве моральных и материальных стимулов практикуется: выдача грамот и материальной помощи к профессиональным праздникам, ко Дню защитников Отечества, ко Дню женщин, к Новому году; занесение  имен передовиков на Доску почета; присвоение звания «Ветеран труда». Немалое  значение для создания психологического климата имеет промышленная эстетика, проведение работ по благоустройству  территории предприятия, а также  проведение ремонтных работ в  цехах; выдача спецодежды с символикой предприятия.
   В ряду социальных мероприятий можно  отметить своевременную выплату  заработной платы и отчислений в  бюджет.
   Средняя заработная плата - 1 028,8 тыс. руб. ( сентябрь - 1784 тыс.руб.). Рост зарплаты за 2009 год к уровню прошлого года составил 121,6%, при росте объема производства в действующих ценах 119,3%. Удельный вес заработной платы с отчислениями в затратах на производство продукции составил 18,2%, в объеме выпуска - 13,6 %. Всего на оплату труда с отчислениями на социальные нужды израсходовано 30,2 млрд. рублей или 13,0 % в выручке от реализации продукции.
Среднесписочная численность на предприятии - 2 115 человек. Среднесписочная численность работающих промышленно- производственного персонала составила 1 833 человека против 1 924 человека за аналогичный период 2008 года, т.е. на 91 человек меньше.
     При расчете заработной платы, причитающейся  к выплате работнику, бухгалтерия  бюджетной организации производит из нее различные виды удержаний.
     Основными документами, нормами которых следует  пользоваться при осуществлении  удержаний из заработной платы работников, являются:
     1) Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 №  296-З, с учетом последних изменений,  внесенных Законом РБ от 20.07.2007 № 272-З (далее - ТК РБ);
     2) Инструкция по исполнительному  производству, утвержденная постановлением  Минюста РБ от 20.12.2004 № 40, с учетом  последних изменений, внесенных  постановлением от 26.07.2007 № 49 (далее  - Инструкция № 40);
     3) постановление Совета Министров  РБ от 18.09.2002 № 1282 «Об удержаниях  из заработной платы работников  денежных сумм для производства  безналичных расчетов» (далее  - Постановление № 1282).
     Удержания из заработной платы работников подразделяются на обязательные и необязательные [Приложение 9]. К обязательным удержаниям в соответствии с законом “О налогах Республики Беларусь”, относятся: подоходный налог в бюджет; удержания отчислений в пенсионный фонд (1%); удержания по исполнительным листам, присылаемым по решению суда; компенсации, удерживаемые из заработной платы по решению судов; штрафы; предписания налоговой инспекции. К необязательным удержаниям относятся: удержания подотчетных сумм; удержания излишне выплаченной заработной платы; удержания в счет погашения недостач по нанесению материального ущерба.
     Удержание из заработной платы относятся на разные счета. Удержания подоходного налога отражаются –  Д-т 70 и К-т 68; удержания из зарплаты по исполнительным листам – Д-т 70, К-т 76; удержания полученных и не возвращенных подотчетных сумм  – Д-т 70К-т 71; за допущенный неисправимый брак по вине работника – Д-т 70, К-т 28; удержания отчислений в фонд социальной защиты – Д-т 70, К-т 69; профсоюзных взносов – Д-т 70, К-т 76.
     Начисленная заработная плата отражается в различных  сводных документах учета: расчетно-платежных ведомостях, лицевых счетах работающих, расчетных листках и т.п [Приложение 10]. При использовании расчетно-платежных ведомостей (ф. Т-49) на каждого работника отводится одна строка, в которой фиксируется все причитающиеся начисления, удержания и суммы к выдаче [Приложение 11].
     Данные  о фактически начисленной зарплате, удержаниях из нее и сумме, причитающейся  к выдаче, фиксируются в расчетном листке (книжке) и лицевом счете.
     Зарплату  работник СП ОАО «Спартак» получает на банковскую карточку по лицевому счёту
     Для обобщения информации по начислению работникам СП ОАО «Спартак»  заработной платы, премий, пособий и других выплат и доходов, a  также по удержаниям из них предназначен синтетический счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" [Приложение 12]. По кредиту данного счета отражаются начисленные, а по дебету — удержанные и выплаченные суммы.
     Аналитический учет дебетовых и кредитовых оборотов, по счету 70 ведут по каждому работнику, видам оплат и удержаний в  лицевых счетах, расчетно-платежных, расчетных ведомостях, а в условиях использования.
       На  СП ОАО «Спартак» ведётся полная журнально-ордерная форма учета.  Кредитовые обороты по счету 70 отражаются в журналах ордерах № 10, 10/1.
       На  общую сумму начисленной за месяц  заработной платы, премий, пособий и  других доходов работникам СП ОАО  «Спартак» составляются проводки в  корреспонденции с кредитом сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда": 
       Д-т 07 "Оборудование к установке" — на суммы начисленной заработной платы рабочим за доставку на склад оборудования к установке;
       Д-т 08 "Вложения во внеоборотные активы" —• на суммы начисленной заработной платы рабочим за работы по капитальному строительству, реконструкции и модернизации объектов основных средств;
       Д-т 10 "Материалы" — на суммы начисленной заработной платы рабочим за работы, связанные с приобретением и доставкой производственных запасов;
       Д-т 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" — на суммы начисленной заработной платы рабочим соответственно основного, вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств за изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг;
       Д-т 25 "Общепроизводственные расходы" — на сумму начисленной заработной платы персоналу основных цехов, занятому их управлением и обслуживанием;
       Д-т 26 "Общехозяйственные расходы" — на сумму начисленной заработной платы общехозяйственному персоналу организации, общехозяйственных складов, ведомственной охраны и др., за работы по управлению и обслуживанию, относящиеся к организации в целом, В-3;
       Д-т 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" — на суммы начисленных работникам пособий из Фонда социальной защиты населения;
       Д-т 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" — на суммы начисленных доходов работникам — учредителям организации, В-4;
       Д-т 97 "Расходы будущих периодов" — на суммы начисленной заработной платы за работы, эффект от которых предлагается получать в будущих отчетных периодах [3, с.292-293].
     Аналитический учёт расчётов по заработной плате  ведётся по каждому работнику  в лицевых счетах и расчётно-платёжных  ведомостях. 
     При мемориально-ордерной форме учёта  аналитический учёт ведётся в  книге К-18, где каждому работнику  открывается аналитический счёт по отраслям деятельности и группам  работников.  
     Сводная ведомость служит основанием для  составления мемориального ордера для начисления заработной платы  и мемориального ордера для отчислений в фонд социальной защиты. Эта ведомость  служит также для составления  мемориальных ордеров по начислению з/п и удержаниям из неё.
     Отчисления  в Фонд социальной защиты населения  производятся СП ОАО «Спартак» по установленным тарифам взносов (34%) на эти цели в процентах к сумме всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования .
     Для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное  социальное страхование и пенсионное обеспечение персонала организации предназначен синтетический счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
     На  суммы произведенных отчислений на социальное страхование и обеспечение работников, а также медицинское страхование счет 69 кредитуется, а на суммы, перечисленные и выплачиваемые за счет указанного фонда, — дебетуется.
     При отчислении в Фонд социальной защиты населения за счет издержек производства в учете составляются проводки:
     Д-т сч. 20 "Основное производство" — на заработную плату рабочих основного производства, кооперативов, малых и совместных организаций;
     Д-т сч. 23 "Вспомогательные производства" — на заработную плату работников цехов вспомогательного производства;
     Д-т сч. 25 "Общепроизводственные расходы" — на заработную плату рабочих, обслуживающих оборудование, и работников общецехового назначения;
     Д-т сч. 26 "Общехозяйственные расходы" — на заработную плату работающих заводоуправления;
     Д-т сч. 28 "Брак в производстве" — на заработную плату рабочих по исправлению брака;
     Д-т сч. 44 "Расходы на реализацию" — на заработную плату рабочих, занятых упаковкой на складе и отгрузкой продукции;
     Д-т сч. 91 "Операционные доходы и расходы" — на заработную плату рабочих, занятых ликвидацией основных средств;
     Д-т сч. 96 "Резервы предстоящих расходов" — на выплаты работающим за счет создаваемых резервов и других счетов (07, 08, 10, 11, 15, 51, 52, 86);
     К-т сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
     При отчислении в Фонд социальной защиты населения за счет граждан (1%) в учете  делаются проводки:
     Д-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", В-8
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.