На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Приватизация собственности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
                          Приватизация собственности в России.  
                                                   2011 год 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание приватизации собственности в национальной экономике……………………………………………………….6
      .       Понятие приватизации государственного и муниципального имущества………………………………………………………………..6     
      .       Способы и формы приватизации………………………………...12
Глава 2. Осуществление  приватизации собственности в России…………...17
      .       Цели и этапы приватизации……………………………………...17
      .       Итоги приватизации в России…………………………………....24
      .       Современные тенденции и перспективы приватизации……….30                    
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………….36
Приложение…………………………………………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение
Данная  тема курсовой работы в настоящее  время очень актуальна, так как  приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был  совершен ряд грубейших ошибок. Поэтому  необходимо изучить и проанализировать допущенные ошибки, а также по мере изучения сравнить с опытом, результатами, механизмом приватизации в других странах.
В последние  десятилетия в нашем государстве  произошли коренные изменения, связанные  с переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для  осуществления этого перехода прежде всего, необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных  предприятий. Что также подчёркивает актуальность данной темы курсовой работы.
Именно  приватизационная реформа стала  «рычагом», «основной движущей силой» коренных преобразований, сердцевиной  экономической реформы.
Теоретической базой курсовой работы являются научные  труды, монографии, учебные пособия.
Фактологической базой курсовой работы являются статистические данные (данные по приватизации предприятий).
Предметом исследования является экономика России.
Объектом  исследования является приватизационный процесс.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит  в том, что автор собрал, систематизировал и обобщил имеющуюся литературу по проблеме приватизации собственности  в России.
Практическая  значимость курсовой работы состоит  в том, что на основе проведённого исследования были получены выводы и  предложения, которые используются для анализа данной темы.
Проблемой приватизации занимались такие экономисты, как Абрамов Л., Борбели С., Бучельников Е.А., Глинкина С., Кингсли Г.Т., Князев Ю., Бабаева Л. и ряд других российских и зарубежных экономистов.
В современном  мире процесс приватизации считается  составной частью институциональных  изменений, сопровождающих демократические  реформы. Успехи Российской Федерации  на пути построения демократического, правового, экономически развитого  государства - равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются  на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых  важное место занимают показатели, связанные со становлением основ  рыночной экономики, возникновением частной  собственности и эффективных  собственников.
Приватизационная  реформа в России прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами, и в нашем  обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической  и политической не целесообразности, а некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр  итогов проведенной приватизации.
Целью курсовой работы является изучение понятия  приватизации государственного и муниципального имущества, а также рассмотрение осуществления приватизации собственности  в России.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие  задачи: анализ понятия приватизации, способов и форм приватизации, приватизации собственности в России. 

Так же важно показать эволюцию российского законодательства о приватизации, проанализировать нормы законодательства по этому вопросу, показать приватизацию государственного и муниципального имущества с практической точки зрения – т.е. раскрыть процесс приватизации в России и оценить ее итоги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Экономическое содержание приватизации собственности в национальной экономике
                  1.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
     Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности  могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.
Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной  или муниципальной собственности  за плату или безвозмездно в частную  собственность. Приватизация государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. 1
Объектами приватизации могут быть: крупная  промышленность, мелкие и средние  предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия  сельского хозяйства и т. д. Приватизация может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
Масштабы  приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Страна восходящего солнца), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Англия, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.
В современной  Российской Федерации приватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации.
1. Определены  три формы приватизации: продажа  предприятий с продажи с молотка, по аукциону, путем их акционирования.
2. Созданы  две государственные структуры.  Первая - комитеты по управлению  государственным (муниципальным)  имуществом. Вторая - фонды имущества.  В функции первых входила подготовка  планов приватизации и осуществление  мероприятий, связанных с подготовкой  предприятий к приватизации. Вторые  осуществляли продажу предприятий  на конкурсах, продажу их акций.
3. Определены  объекты приватизации и их  денежная оценка. Особое значение  придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.
Приватизация  является частью более широкого процесса разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.2 Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.
Различие  между приватизацией и разгосударствлением  сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации  отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для  функционирования экономики как  независимой от государства сферы  общественной деятельности людей.
Н. Ридли - экономист, автор Британской программы приватизации 1980-х годов, доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности, потому что государственные предприятия работают на себя, а не на приобретателя. Их финансирует не приобретатель, а государство, что порождает иждивенчество. Частный сектор ведет дело эффективнее, т.к. непризнание его деятельности приобретателем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Ридли рекомендует списать займ и заинтересовать собственников в том, чтобы сделать предприятие рентабельным. 3
Приватизация - длительный процесс. В Страны самураев он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе 10-15 лет. Правительство Российской Федерации, волевым способом наметило приватизировать только в 1992 г. 50-60% государственных предприятий. При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить цена предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг. Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.
Государству рекомендуется продумать ограничения  для иностранцев в приватизации стратегических отраслей (энергоснабжения, водопровода, черного золота, обороны и т.д.). Однако сегодня крайне необходимо привлечение иностранного капитала в другие отрасли народного хозяйства, иначе трудно будет выйти из кризиса. Нет оснований опасаться, что западные фирмы скупят у нас акции по низким ценам и станут владельцами значительной доли нашего национального богатства. При современной политической и экономической нестабильности они не рвутся к нам на рынок.
Основные  принципы приватизации государственного и муниципального имущества:
- Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
- Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Экономические реформы, проводимые с начала 1990-х  гг. ХХ в. в Российской Федерации  и странах Восточной Европы, имеют  своей конечной целью формирование современной конкурентной рыночной экономики. Однако последствия владычества  административно-командной системы  не позволяют решить эту проблему в короткие сроки. 
Под приватизацией  обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности  в частный сектор. Закон РФ понимает под приватизацией «приобретение  гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и  местных Советов народных депутатов  в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».4
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности России (далее — федеральное имущество), субъектов России, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.5
Разгосударствление  может принимать принципиально  различные формы, которые можно  классифицировать по ряду признаков: допуску  к приобретению только сотрудников  или всех желающих; осуществлению  механизма перераспределения собственности  в виде денег или специальных  чеков; техники продаж; видоизменения  организационных структур предприятий  и степени участия тех или  иных участников фондового рынка  и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов  применяются, как правило, в совокупности.

                           

                                1.2. Способы и формы приватизации

 
     Имеются различные пути передачи прав собственности  из рук государства в руки частных  лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических  и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
     Лидер приватизации Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение  акций; подряды на оказание услуг; продажа  государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии  в целях развития конкуренции. Всего  мировой опыт насчитывает 22 различных  способа частичной и полной передачи государственной собственности  и функции частному сектору.
     Наряду  с существующими способами приватизации установлен ряд новых:
    Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной и муниципальной собственности;
    Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ;
    Отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.
     Нельзя  обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный  рынок ценных бумаг (таких, как акции). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной  формой в России стали акционерные  предприятия. Фонды давали ориентиры  для того, чтобы разобраться в  огромном океане ценных бумаг акционировавшихся  предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних  предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования). В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы (например, в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые аукционы). Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.
     Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала  определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для  трудовых коллективов.
Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся  очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить  государственный бюджет. Бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам  купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя  моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть  населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в России, Польше, Чехословакии, Румынии.
Льготная  приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение  процесс реприватизации - возвращения  собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия). 
Формальная  приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в  капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим  знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при  которой не происходит существенных изменений в распределении задач  между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый  подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная  приватизация. Государственное предприятие  продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего на муниципальном  уровне.
Открытый  и ограниченный тендер. С помощью  этого метода можно охватить широкий  круг потенциальных инвесторов. При  выборе инвестора цена не имеет первостепенного  значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может  иметь место значительный приток капитала.
     Аукцион. Целью этого метода является продажа  предприятия по наивысшей цене. При  этом не учитываются особенности  или профиль инвесторов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества  к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной  проблемой. Эта была важная черта  процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с  коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
     Для более наглядного примера рассмотрим структуру приватизированного государственного и муниципального имущества
Таблица 1.
СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 
ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 1998-2002 гг.1)

  1998 1999 2000 2001 2002
Число приватизированных  государственных и муниципальных  унитарных  
предприятий, объектов - всего
2129 1536 2274 2287 2557
в том числе  по формам собственности2):          
федеральная 264 104 170 125 86
субъектов Российской Федерации 321 298 274 231 226
муниципальная 1544 1134 1830 1931 2245
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества  
по способам приватизации, в процентах к итогу:
100 100 100 100 100
продажа государственного и муниципального имущества на аукционе  
и коммерческом конкурсе
76,1 74,6 73,0 73,9 61,4
    из нее продажа:
         
имущества ликвидируемых и ликвидированных  предприятий 6,0 5,2 5,0 3,6 1,8
недвижимости 47,6 47,7 56,7 59,1 47,4
земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных  
предприятий
4,0 2,3 3,4 4,9 7,2
выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду:          
    арендатором в соответствии с договором об аренде
6,8 8,3 18,0 20,0 32,9
    посредством преобразования в открытое акционерное общество с правом  
    первоочередного приобретения акций арендатором
0,3 - - - -
продажа акций  открытых акционерных обществ, созданных  в процессе  
приватизации:
         
работникам  общества 9,6 12,0 3,7 3,2 3,4
на специализированном аукционе 1,6 1,9 2,0 0,4 0,0
на аукционе и коммерческом конкурсе 4,6 2,2 2,8 1,3 0,8
преобразование  государственных и муниципальных  унитарных предприятий  
в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности
0,9 0,7 0,3 0,5 0,6
внесение  государственного или муниципального имущества в качестве вклада  
в уставные капиталы хозяйственных обществ
0,1 0,3 0,1 0,7 0,8
отчуждение  находящихся в государственной  или муниципальной собственности  
акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации,  
владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций
0,0 - 0,1 - 0,1
1) Сведения за 1993-1997 гг. опубликованы в «Российском статистическом ежегоднике. 2008».
2) По состоянию на дату приватизации.
Российской  статистический ежегодник 2010.
     Как видно из таблицы приватизация муниципального имущества в 2002 году существенно возросла по сравнению с 1998 годом, в то время как государственное имущество приватизировалось намного меньше и пик приватизации приходился на 1998 год. Далее наблюдается спад приватизации субъектов Российской Федерации и федеральной собственности. И уже за эти 4 года приватизация государственного имущества сократилась почти в 2 раза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Осуществление приватизации собственности в России
                  2.1. Цели и этапы приватизации
Исходя  из анализа темы данной курсовой работы необходимо выделить главные цели и этапы приватизации.
Главными  целями приватизации в 1992 г. были:
    формирование слоя частных собственников-предпринимателей
    повышение эффективности деятельности предприятий
    создание конкурентной среды
    содействие демонополизации экономики
    привлечение иностранных инвестиций
    социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации
Необходимо  отметить, что цели, поставленные перед  программой приватизации, во многом были противоречивы и не учитывали  сложившихся макроэкономической ситуации и социального положения.
Эксперты  по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности, но все они сходятся во мнении на том  факте, что реформирование отношений  собственности в соответствии с  идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной  экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих  им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных  форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики.
В октябре 1991 г. российское правительство провозгласило  программу радикальных экономических  реформ, цель которой – полный слом старой плановой системы и командных  методов руководства экономикой. Одной из этих экономических реформ – являлось приватизация государственной  и муниципальной собственности. Для более полного представления рассмотрим таблицу.
Таблица 2.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, ОБРАЗОВАННЫХ  
В ПРОЦЕССЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


и т.д.................


  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.