На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Поведение и классификация затрат

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая: Поведение  и классификация затрат 
     Содержание:
Введение................................
1.     Понятие затрат, их классификация.................
1.1.          Классификация затрат для определения  себестоимости, оценки
стоимости запасов  и полученной прибыли.........
1.2.          Классификация затрат для принятия  решений и планирования..
1.3.          Классификация затрат для контроля  и регулирования деятельности
центров ответственности...........
2.     Поведение затрат по видам  учета и формирования.........
3.     Учет затрат в Обществе с  ограниченной ответственностью  «Цемент».
3.1.          Организационно-экономическая характеристика  ООО
«Цемент»........................
3.2.          Состав затрат, включаемых в себестоимость  строительных
работ.........................
3.3.          Классификация производственных  затрат в ООО «Цемент»..
4.     Выводы и практические предложения  по сокращению затрат в ООО
«Цемент»..........................
Заключение...........................
Список использованных источников...............
Приложения
     Введение.
В условиях развивающихся  рыночных отношений в нашей стране предприятие
становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное  управление
производственной  деятельностью предприятия все  более зависит от уровня
информационного обеспечения его отдельных подразделений  и служб.
В настоящее  время немногие российские организации  имеют таким образом
поставленный  бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была
пригодна для  оперативного управления и анализа. На сегодняшний день только
банки по требованию Центробанка РФ в целях контроля за их надежностью и
ликвидностью  сводят баланс ежедневно.
Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную  производственную
структуру, остро  нуждаются в оперативной экономической и финансовой
информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты,
принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые
руководством  решения по развитию и организации  производства не обосновываются
соответствующими  расчетами и, как правило, носят  интуитивный характер.
Информация, необходимая  для оперативного управления предприятием, содержится
в системе управленческого  учета, который считают одним  из новых и
перспективных направлений бухгалтерской практики.
Управленческий  учет можно определить как самостоятельное  направление
бухгалтерского  учета организации, которое обеспечивает ее управленческий
аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и
оценки организации  в целом, а также ее структурных подразделений.
Для принятия оптимальных  управленческих и финансовых решений  необходимо знать
свои затраты  и в первую очередь разбираться  в информации о производственных
расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не
будут ли они  чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно
установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень
прибыли и рентабельности производства.
В процессе производства создается продукция, выполняются работы или
оказываются услуги. Их себестоимость складывается из затрат материальных,
трудовых и  финансовых ресурсов, необходимых для  производства и реализации
изготовленного  продукта, выполненных работ.       Учет процесса производства
позволяет предприятию выявить фактическую себестоимость изготовленной
продукции, а  учет процесса реализации - определить финансовый результат от ее
реализации (прибыль  или убыток).
Данная курсовая работа направлена на освоение механизма  формирования
себестоимости строительных работ по статьям и элементам затрат, качественное
формирование  отчета о фактических затратах на производство работ Общества с
ограниченной  ответственностью "Цемент", зарегистрированного  в городе
Оренбурге.
Основной целью  предприятия является получение прибыли от удовлетворения
общественных  потребностей.
Основными видами деятельности предприятия является:
-         ремонтно-строительный;
-         строительно-монтажный;
-         рекламно-информационный;
-         торгово-закупочный;
-         посреднический.
В данной работе рассмотрена наиболее распространенная классифика-
ция затрат производственного  предприятия, а так же поведение  затрат.
Также в данной работе раскрывается сущность производственного  процесса,
издержек производства строительных работ, принципов калькулирования
себестоимости, рассматриваются наиболее актуальные вопросы по учету
строительных  и ремонтных работ.
1. Понятие затрат, их классификация и поведение.
Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализа­цию продукции
(работ, услуг)  называют издержками производства. В отечественной практике для
характеристики  всех издержек производства за определенный период применяют
термин «затраты на производство».
В экономической  литературе и нормативных документах часто применяются такие
термины, как "издержки", "затраты", "расходы". Неправильное определение этих
понятий может  исказить их экономический смысл.
Внимательное  ознакомление с сущностью перечисленных  выше терминов позволяет
сделать вывод  о том, что в своей основе все  эти понятия означают одно и то же
-затраты предприятия,  связанные с выполнением определенных  операций.
Термин "издержки" применяется, как правило, в экономической  теории. Это
суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением  определенных операций.
Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные
(альтернативные) издержки.
Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной форме фактические
затраты, обусловленные  приобретением и расходованием  разных видов
экономических ресурсов в процессе производства и обращения про­дукции,
товаров или  услуг.
Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную  выгоду предприятия,
которую оно  получило бы при выборе производства альтернативного то­вара,  по
альтернативной  цене,  на  альтернативном рынке и т.д.
Под затратами  следует понимать явные (фактические, расчетные) издержки
предприятия, а  под расходами — уменьшение средств  предприятия или
увеличение его  долговых обязательств в процессе хозяйственной  дея­тельности.
Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент
реализации предприятие  признает свои доходы и связанную  с ним часть затрат —
расходы.
На такое понимание  вышеуказанных терминов нас ориентируют  стандарт 18 МСФО
"Выручка", а также отечественные ПБУ  9/99 "Доходы организации" и 10/99
"Расходы организации". В соответствии с указанными  документами расходы, как
правило, принимают  форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в
отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между
понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой
подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого в
бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их
получение, называемыми  расходами. С точки зрения техники учета, это состоит
в том, что затраты  должны накапливаться на счетах "Материалы",
"Амортизация", "Расчеты по оплате труда"  и т. д., затем на счетах "Основное
производство", "Готовая продукция" и не списываться  на счета реализации до
тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут
реализованы, поскольку  лишь в момент реализации организация  будет признавать
свои расходы. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются
соответственно  по дебету и кредиту счетов "Прочие доходы и расходы" и
"Прибыли и  убытки". Применительно к счету  "Продажи" расходы организации  по
существу характеризуют  себестоимость реализованной продукции (работ,
услуг).
Среди качественных показателей деятельности предприятия  важное место
занимает такой  показатель,  как себестоимость продукции. В нем как в
синтетическом показателе отражаются многие стороны  производственной и
финансово-хозяйственной  деятельности организации. От уровня себестоимости
продукции зависят  объем прибыли и уровень рентабельности. Чем экономичнее
организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при
изготовлении  изделий,  выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее
эффективность производственного процесса, тем  больше будет прибыль.
Исчисление себестоимости  продукции предприятию необходимо для:
¦  оценки выполнения плана по данному показателю и  его динамики;
¦  определения  рентабельности производства и отдельных  видов продукции;
¦  осуществления  внутрихозяйственного хозрасчета;
¦  выявления  резервов снижения себестоимости продукции;
¦  определения  цен на продукцию;
¦  расчета  экономической эффективности внедрения  новой техники,
технологии и  организационно-технических мероприятий;
¦  обоснования  решения о производстве новых  видов продукции и снятии с
производства  устаревших изделий и т. д.
Себестоимость продукции является объективной  экономической категорией, и ее
формирование  должно происходить без регулирующего  воздействия
государственных органов. Здесь должен действовать  принцип — разрешено все,
что не запрещено. Однако состав затрат, включаемых в себестоимость продукции,
в нашей стране в настоящее время устанавливается  централизованно. Здесь
применяется не разрешительный, а регулирующий принцип.
Воздействие государства  на процесс формирования себестоимости  продукции
проявляется при:
¦  подразделении  затрат предприятий на текущие затраты  производства и
долгосрочные  инвестиции;
¦  разграничении  затрат предприятий на относимые  в себестоимость
продукции и  возмещаемые за счет других источников финансирования (финансовых
результатов, специальных  фондов,  целевого финансирования и  целевого
поступления и  др.);
¦  установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений
на социальные нужды, размеров различных налогов  и сборов (в дорожные фонды,
земельный налог  и др.).
Кроме того, необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и
включается в  себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для
целей налогообложения  их размеры корректируются с учетом утвержденных в
установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные
расходы, представительские  расходы, расходы по оплате процентов  банков по
краткосрочным кредитам и др.).
В настоящее  время состав затрат, включаемых в  себестоимость продукции,
регламентируется  соответствующими нормативными актами, прежде всего
Положением "О  составе затрат по производству и  реализации продук­ции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования  финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении
прибыли" (утверждено постановлением Правительства РФ 5 августа 1992 г. № 552
с последующими изменениями и дополнениями).
Даже из простого перечисления слагаемых затрат, образующих себестоимость
продукции (работ, услуг),  видно, что они не одинаковы  не только по своему
составу, но и  по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг.
Одни затраты  непосредственно связаны с изготовлением  и выпуском продукции
(затраты сырья,  материалов, оплата труда  рабочих  и др.), другие — с
управлением  и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата
управления, на обеспечение производственного  процесса необходимыми ресурсами,
на поддержание  основных средств в рабочем состоянии  и т.д.), а третьи, не имея
непосредственного отношения к производству,  все-таки по действующему
законодательству  включаются в издержки производства (отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.).
Кроме того, часть  затрат прямо включается в себестоимость  конкретных видов
готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов
продукции —  косвенно. Поэтому для эффективной  организации
управленческого учета  необходимо применять экономически обоснованную
классификацию затрат по определенным признакам. Это  поможет не только лучше
планировать и  учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также
выявлять определенные соотношения между отдельными видами затрат и исчислять
степень их влияния  на уровень себестоимости и рентабельности производства.
В управленческом учете целью любой классификации затрат должно быть оказание
помощи руководителю в принятии правильных, рационально  обоснованных решений,
поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие  затраты и выгоды
они за собой  повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат — это
выделить ту часть затрат, на которые может  повлиять руководитель.
Практика организации  управленческого учета в экономически развитых странах
предусматривает разные варианты классификации затрат в зависимости от
целевой установки, направлений учета затрат. Потребители внутрен­ней
информации определяют такое направление учета, какое  им требуется для
обеспечения информацией  по исследуемой проблеме.
Большое значение для правильной организации учета  затрат имеет их научно
обоснованная  классификация. Затраты на производство группируют по месту их
возникновения, носителям затрат и видам расходов.
     По  месту возникновения затраты  группируют по производствам,  цехам,
участкам и  другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка
затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и
определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).
     Носителями  затрат называют виды продукции  (работ, услуг) предприятия,
предназначенные к реализации. Эта группировка  необходима для оп­ределения
себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
     По  видам затраты группируются по  экономически однородным элементам  и по
статьям калькуляции.
В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от
того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам
управленческого учета относят:
• расчет себестоимости  произведенной продукции и определение  раз­мера
полученной прибыли;
• принятие управленческого  решения и планирование;
• контроль и  регулирование производственной деятельности центров
ответственности.
Решению каждой из названных задач соответствует  своя классификация затрат
(табл.1). Так,  для расчета себестоимости произведенной  продукции и
определения размера  полученной прибыли затраты классифицируют на:
• входящие и  истекшие;
• прямые и косвенные;
• основные и  накладные;
• входящие в  себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные
(периодические,  или затраты периода);
• одноэлементные и комплексные;
• текущие и  единовременные.
Для принятия решения  и планирования различают:
• постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты;
• затраты, принимаемые  и не принимаемые в расчет при  оценках;
• безвозвратные  затраты;
• вмененные  затраты;
• предельные и  приростные затраты;
• планируемые  и непланируемые.
Наконец, для  осуществления функций контроля и регулирования в уп­равленческом
учете различают  регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь
уделяется корректировке  затрат с учетом фактически достигнутого объема
производства, т.е. составлению гибких смет.
Таблица 1
Классификация затрат в зависимости от цели управленческого  учета
     Задачи Классификация затрат
Расчет себестоимости  произведенной продукции, оценка стоимости  запасов и полученной прибыли 
Входящие и  истекшие 

Прямые и косвенные 

Основные и  накладные 

Входящие в  себестоимость (производственные) и  затраты отчетного периода (периодические) 

Одноэлементные  и комплексные 

Текущие и единовременные
Принятие решения  и планирование 
Постоянные (условно-постоянные) и переменные 

Принимаемые и  не принимаемые в расчет при оценкам 

Безвозвратные затраты 

Вмененные (упущенная  выгода) 

Предельные и  приростные 

Планируемые и  непланируемые
Контроль и  регулирование 
Регулируемые 

Нерегулируемые 
 

1.1. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости
запасов и полученной прибыли.
Для определения  себестоимости, оценки стоимости запасов  и получен­ной прибыли
дается следующая  классификация затрат.
     Входящие  и истекшие затраты (затраты  и расходы). Входящие
затраты — это  те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии
и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В  балансе они отражаются
как активы.
Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного  периода были израсходованы для
получения доходов  и потеряли способность приносить  доход в дальнейшем, то они
переходят в  разряд истекших. В бухгалтерском  учете истекшие затраты
отражаются по дебету счета 90 «Продажи».
Правильное деление  затрат на входящие и истекшие имеет  особое зна­чение для
оценки прибылей и убытков.
В качестве примера  входящих затрат торгового предприятия  можно при­вести одну
статью актива баланса — товары. Если эти товары не реализованы и хранятся на
складе, то они  регистрируются в балансе как  входящие. Если же эти товары
проданы, то понесенные в связи с ними закупочные затраты  следует отнести к
истекшим. В балансе  промышленного предприятия входящие затраты в части
производственных  запасов представлены тремя статьями, каждая из которых
являет собой  стадию процесса производства: запасы материалов (на складе и в
ожидании переработки), запасы в незавершенном производстве (полуфабрикаты
собственного  производства) и запасы готовой продукции.
Итак, входящие затраты являются синонимом термина  «затраты», а истекшие
— тождественны понятию «расходы». Расходы —  это часть затрат,
понесенных предприятием в связи с получением дохода.
     Прямые  и косвенные расходы. К прямым  расходам относят
прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Они учитываются
по дебету счета 20 «Основное производство», и их можно отнести непосредственно
на определенное изделие.
     Косвенные  расходы невозможно прямо отнести  на какое-либо изделие. Они
распределяются  между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием
методике (пропорционально основной заработной плате производствен­ных рабочих,
количеству отработанных станкочасов, часов отработанного  времени и т.п.). Эта
методика описывается  в учетной политике предприятия. Остановимся подробнее на
сущности прямых и косвенных затрат.
     Прямые  материальные затраты. Каждое  производственное изделие состоит  из
каких-либо материалов. Основные материалы — это материалы, которые становятся
частью готовой  продукции, их стоимость можно прямо  и экономично, без особых
затрат относить на определенное изделие.
В ряде случаев  экономически невыгодно учитывать  расход материалов,
приходящийся  на каждый вид продукции. Примерами  подобных затрат являются
гвозди в мебели, болты в автомобилях, заклепки в  самолетах и т.п. Такие
материалы считаются вспомогательными, а расходы по ним — косвенными
общепроизводственными расходами, которые учитываются  в целом за отчетный
период, а затем  специальными методами распределяются между отдельными видами
продукции.
     Прямые  расходы на оплату труда включают  все расходы по оплате рабочей
силы, которые  можно прямо и экономично отнести  на определенный вид готовых
изделий. Издержки на оплату труда за работу, которые  нельзя прямо и экономично
отнести на определенный вид готовых изделий, называют косвенными расходами на
оплату труда. Эти расходы включают оплату труда  таких рабочих, как механики,
контролеры и  другой вспомогательный персонал. Подобно  расходам на
вспомогательные материалы косвенные расходы  на оплату труда относятся к
косвенным общепроизводственным расходам.
Размер прямых издержек на единицу продукции практически  не зави­сит от объема
производства, и  снизить его можно путем повышения  эффективности
производства, производительности труда, введения новых ресурсо- и
энергосберегающих технологий.
     Косвенные расходы. Сюда входят все издержки, которые нельзя отнести к
первой и второй группам. Косвенные расходы —  это совокупность издержек,
связанных с  производством, которые нельзя (или  экономически нецелесообразно)
отнести непосредственно  на конкретные виды изделий. В отечествен­ной
экономической литературе их также называют накладными расходами.
Косвенные расходы  подразделяются на две группы (таблица. 2):
1) общепроизводственные (производственные) расходы — это  общеце­ховые
расходы на организацию, обслуживание и управление производством. В
бухгалтерском учете информация о них накапливается  на счете 25
«Общепроизводственные расходы»;
2) общехозяйственные  (непроизводственные) расходы осуществляются  в целях
управления производством. Они напрямую не связаны с производ­ственной
деятельностью организации и учитываются на балансовом счете 26
«Общехозяйственные  расходы».
Отличительной особенностью общехозяйственных расходов является то, что в
пределах масштабной базы они остаются неизменными. Изменить их можно
управленческими решениями, а степень их покрытия — объемом продаж.
Таблица 2
     Классификация  косвенных (накладных) расходов
     Косвенные  (накладные) расходы 

Общепроизводственные (производственные) 
Общехозяйственные (непроизводственные)
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Общецеховые расходы на управление 

Амортизация оборудования и транспортных средств 

Текущий уход и  ремонт оборудования 

Энергетические  затраты на оборудование 

Услуги вспомогательных  производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест 

Заработная плата  и отчисления на социальные нужды  рабочих, обслуживающих оборудование 

Расходы на внутризаводские  перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции 

Прочие расходы, связанные с использованием оборудования 
Расходы по производственному управлению 

Затраты, связанные  с подготовкой и организацией производства 

Содержание аппарата управления производственными подразделениями 

Амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря 

Содержание и  ремонт зданий, сооружений, инвентаря 

Затраты на обеспечение  нормальных условий работы 

Затраты на профориентацию и подготовку кадров 
Административно-управленческие расходы 

Расходы по техническому управлению 

Расходы по производственному  управлению 

Расходы по управлению снабженческо-заготовительной деятельностью; 

на управление финансово-сбытовой деятельностью 

Расходы на рабочую  силу: на набор, отбор, подготовку руководителей, обучение переподготовку и на повышение  квалификации 

Оплата услуг, оказываемых внешними организациями 

Содержание зданий, сооружений, инвентаря 

Обязательные  сборы, налоги, платежи и отчисления по установленному законодательством  порядку 
 

     Под  масштабной базой в управленческом  учете понимается определенный
интервал объема производства (продаж), в котором затраты ведут себя
определенным  образом, имеют какую-либо четко  выраженную тенденцию. Например,
предприятие располагает  станочным парком в 10 ед. оборудования. При этом
ежегодно производится 1 млн ед. продукции. Годовая сумма  амортиза­ции по этим
основным средствам составляет 500 тыс. руб. Руководство пред­приятия решило
удвоить объем  выпуска, для чего ввело в эксплуатацию 10 до­полнительных
станков. Масштабная база, в рамках которой амортизационные  отчисления до сих
пор оставались постоянными (от 0 до 1 млн шт. изделий), изменилась. Теперь это
другой интервал в объеме производства — от 1 до 2 млн шт. изделий.
Амортизационные отчисления, являющиеся по своей сути постоянными издержками,
выйдут на качественно  иной уровень и снова зафиксируются  на значении 1 млн
руб. до следующего изменения масштабной базы. Описанная  зависимость
иллюстрируется  рис. 1.
    
    
Рис. 1. Поведение  постоянных затрат при изменении  масштабной базы предприятия.
На некоторых  производствах, выпускающих однородную продукцию, например в
энергетической, угольной, нефтедобывающей отраслях промыш­ленности, все
расходы будут  прямыми. На обрабатывающих предприятиях (в машиностроении,
легкой, пищевой  промышленности и др.) косвенные  расходы весьма существенны.
Таким образом, деление затрат на прямые и косвенные зависит от
технологических особенностей производства.
     Основные  и накладные расходы. По своему  назначению издержки
делятся на основные и расходы на управление предприятием. Последние называют
накладными расходами.
К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде
сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных
производственных  фондов; заработная плата основных производ­ственных рабочих с
начислениями  на нее и др.), потребление которых  связано с выпуском продукции
(оказанием услуг). На любом предприятии они составляют  важнейшую часть затрат.
     Накладные  расходы вызываются функциями  управления, которые по своему
характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти
расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприя­тия, его
управлением. В  соответствии с методом отнесения  затрат на носитель (объект
калькулирования) накладные расходы являются косвенными.
Основные затраты  в зарубежной литературе называются затратами па продукт
(Product cost), а накладные  — затратами периода (Period cost).
Такое разделение затрат основано на том, что в себестоимость  продукции
должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые,
формируют производственную себестоимость изделия и используются для расчета
себестоимости единицы продукции. Периодические  расходы в основном связаны с
обеспечением  процесса реализации продукции и  функционирования предприятия
как хозяйственной  единицы, в связи с чем списываются  на умень­шения прибыли
от реализации продукции.
Такая группировка  затрат пока редко встречается в  практике отечественного
бухгалтерского  учета. Между тем она давно  и широко применяется в странах  с
развитой рыночной экономикой, использующих систему учета  директ-костинг. В
этом случае получаемая учетная информация более  адекватно отражает процесс
рыночного ценообразования  и позволяет всесторонне анализировать  и
планировать соотношение  объемов производства, цен и себестоимости
продукции.
Большую роль в  управленческом учете имеет группировка затрат в зависимости от
времени их возникновения  и отнесения на себестоимость  продукции. По данному
признаку затраты  подразделяются на текущие, будущего отчетного  периода и
предстоящие. К  текущим относятся расходы по производству и реализации
продукции данного  периода. Они принесли доход в  настоящем и потеряли
способность приносить  доход в будущем. Расходы будущего периода — это
затраты, произведенные  в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в
себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные
периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов,
производств, на подготовку и освоение новых видов  продукции на действующих
предприятиях). Такие затраты должны принести доход  в будущем. К 
предстоящим относят  затраты, которые в данном отчетном периоде еще не
произведены, но для правильного отражения фактической  себестоимости подлежат
включению в  затраты производства за данный отчетный период в пла­новом размере
(расходы на  оплату отпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения за
выслугу лет  и другие затраты, имеющие периодический  характер).
     Производственные  и внепроизводственные (периодические  зат­раты, или
затраты периода). В соответствии с Международными стандартами
бухгалтерского учета для оценки запасов произведенной продукции только
производственные  затраты должны включаться в себестоимость  продукции.
Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на:
• входящие в  себестоимость продукции (производственные);
• внепроизводственные (затраты отчетного периода, или периодические затраты).
     Затраты,  входящие в себестоимость продукции  (производственные), — это
материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят из
трех элементов:
• прямые материальные затраты;
• прямые затраты  на оплату труда;
• общепроизводственные затраты.
Производственные  затраты овеществлены в запасах  материалов, в объе­мах
незавершенного  производства и остатках готовой  продукции (товаров) на складе
предприятия. В  управленческом учете их часто называют запасоемкими, так
как они распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении
прибыли, и запасами. Затраты на их формирование считаются  входящими, являются
активами фирмы, которые принесут выгоду в будущих  отчетных периодах.
     Внепроизводственные  затраты, или затраты отчетного  периода (периодические
затраты), — это  издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В
управленческом  учете данные затраты иногда называют издержками определенного
периода, так  как их размер зависит не от объемов производства, а от
длительности  периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение
отчетного периода  услугами. В соответствии с Международными стандартами
бухгалтерского  учета они не используются в расчетах себестоимости готовой
продукции (незавершенного производства), а следовательно, и  для оценки
производственных  запасов предприятия. Поэтому их иногда называют
незапасоемкими. Периодические расходы представлены издержками
непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным
процессом. Они  состоят из коммерческих и административных расходов. Первые
предполагают  расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции,
вторые —  расходы по управлению предприятием. Учет этих затрат ведется
соответственно  на балансовых счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44
«Расходы на продажу». Периодические затраты  всегда относятся на месяц, квартал,
год, в течение  которых они были произведены. Они  не проходят через стадию
запасов, а сразу  же оказывают влияние на исчисление прибыли. В соответствии с
Международными  стандартами бухгалтерского учета  в отчете о прибылях и убытках
их вычитают из выручки как расходы, не принимаемые  в расчет при калькулировании
и оценке производственных запасов.
Сравнивая промышленный и торговый учет, можно выявить различия между такими
затратами, как  заработная плата, амортизация, страхование. В промышленности
многие из подобных затрат относятся к производственной деятельности, и
поэтому общепроизводственные затраты становятся расходами лишь тогда, когда
продукция (работа, услуга) реализована. На предприятиях торговли эти издержки
являются затратами  периода.
     Одноэлементные  и комплексные затраты. Одноэлементными 
называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на
слагаемые. По этому  принципу построена классификация  по экономи­ческим
элементам.
     Комплексные  затраты состоят из нескольких  экономических элементов.
Наиболее ярким  примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в
которые входят практически все элементы.
Затраты необходимо детализировать в зависимости от экономической
целесообразности  и желания руководства. Когда  доля того или иного элемента
затрат относительно мала, его выделение не имеет смысла. Напри­мер, на
предприятиях с высокой степенью автоматизации заработная плата с отчислениями
составляет в  структуре себестоимости менее 5%. На таких предприятиях, как
правило, не выделяют прямую заработную плату, а объединяют ее с расходами по
обслуживанию  и управлению производством в отдельную статью, называемую
«добавленные  расходы».
1.2. Классификация  затрат для принятия решений  и планирования
Как отмечалось выше, одной из задач бухгалтерского управленческого учета
является подготовка информации для внутренних пользователей, не­обходимой для
принятия ими  управленческих решений, и своевременное  доведение этой
информации до руководства предприятия.
Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы  на перспективу,
руководству необходима детальная информация об ожидаемых  расходах и доходах.
В этой связи  в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с
принятием решения, выделяют следующие виды затрат:
• переменные, постоянные, условно-постоянные — в зависимости  от реагирования
на изменение  объемов производства (продаж);
• ожидаемые  затраты, учитываемые и не учитываемые  в расчетах при принятии
решений;
• безвозвратные  затраты (затраты истекшего периода);
• вмененные  затраты (или упущенная выгода предприятия);
• планируемые  и непланируемые затраты.
Кроме того, в  управленческом учете различают предельные и прирост­ные затраты
и доходы.
     Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты.  Пере­менные
затраты возрастают или уменьшаются пропорционально  объему производства
продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от де­ловой активности
организации. Переменный характер могут иметь как про­изводственные, так и
непроизводственные  затраты. Примерами производственных переменных затрат
служат прямые материальные затраты, прямые затраты  на оплату труда, затраты на
вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.
Переменные затраты  характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные
(постоянные  затраты) — стоимость самого  предприятия. Рынок не интересует
стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта.
Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость  от по­казателя
деловой активности предприятия, а переменные затраты  на единицу продукции —
величина постоянная.
Разделение затрат на постоянные и переменные имеет  большое значение для
планирования, учета  и анализа себестоимости продукции. Постоянные расходы,
оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте
производства  становятся важным фактором снижения себестоимости продукции,
так как их величина при этом уменьшается в расчете  на единицу продукции.
Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости  от роста про­изводства
продукции, но рассчитанные на единицу продукции, представляют собой
постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет
осуществления организационно-технических мероприятий, обес­печивающих
снижение их в расчете на единицу выпускаемой  продукции. Кроме того, данную
группировку затрат молено использовать при анализе и прогнозировании
безубыточности  производства и в конечном счете  при выборе экономической
политики предприятия.
Следует отметить, что деление затрат на постоянные и переменные в отличие от
ведущих зарубежных стран только входит в отечественную учетную практику. Дело
в том, что в  условиях централизованного руководства  экономикой, когда цены,
объем производства продукции (работ, услуг), а также  их номенклатура
устанавливались вышестоящими органами в централизованном порядке, у
предприятий не было особой необходимости увязывать  затраты с объемом
производимой  продукции и размером получаемой прибыли. В рыночных же
условиях, когда  все эти процедуры предприятием решаются самостоятельно,
возникает необходимость  применять анализ взаимосвязи "затраты — объем —
прибыль" и  как следствие — необходимость  классифицировать и учитывать затраты
в разрезе постоянных и переменных их составляющих.
Динамика переменных затрат показана на рис. 2, где переменные затраты на
единицу продукции (удельные) условно остаются на уровне 20 руб.
    
    
Рис. 2. Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат.
К непроизводственным переменным затратам можно отнести  расходы на
упаковку готовой  продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы,
не возмещаемые  покупателем, комиссионное вознаграждение по­среднику за продажу
товара, которое  напрямую зависит от объема продажи.
Производственные  затраты, которые остаются практически  неизменными в течение
отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются
постоянными производственными  затратами. Даже при изменении объемов
производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных
затрат являются расходы по аренде производственных площадей, амортизация
основных средств производственного назначения.
Динамику совокупных постоянных затрат (условно на уровне 100 тыс. руб.) и
удельных постоянных затрат иллюстрирует рис. 3.
    
    
     20 
 
 

     0 
 
 

     б 
 
 

    
     Объем  производства, шт. 
 
 

Рис. 3. Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат
Для описания поведения  переменных затрат в управленческом учете ис­пользуется
специальный показатель - коэффициент реагирования затрат (Кр3
). Он характеризует  соотношение между темпами изменения  затрат и темпами роста
деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле:
    
где Y - темпы  роста затрат, %;
     X - темпы роста деловой активности  фирмы, %.
Как отмечалось выше, затраты считаются постоянными, если они не реагируют на
изменение объемов производства. Например, стоимость арендной платы за
пользование автомобилем  не изменится при увеличении объема производства на
30%. В этом  случае
    
Таким образом, нулевое значение коэффициента реагирования затрат
свидетельствует о том, что мы имеем дело с постоянными издержками.
Разновидностью  переменных затрат являются пропорциональные зат­раты. Они
увеличиваются теми же темпами, что и деловая  активность пред­приятия. Например,
при увеличении объема производства на 30% пропорциональные затраты возрастут в
той же пропорции. Тогда
    
Таким образом, Крз = 1 характеризует затраты как  пропорциональные. Их
поведение иллюстрируется на рис. 4.
    
Рис. 4. Динамика пропорциональных затрат.
Другим видом  переменных затрат являются дегрессивные затраты. Темпы их
роста отстают  от темпов роста деловой активности фирмы. Допустим, что при
увеличении объема производства на 30% издержки выросли  лишь на 15%. Тогда
    
Итак, случай, когда 0 < Крз < 1, свидетельствует о том, что
затраты являются дегрессивными.
Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называются
прогрессивными  затратами. В качестве примера можно  привести следующее
соотношение: рост объема производства на 30% сопровождается увеличением
издержек на 60%. Тогда
    
Следовательно, при Крз> 1 затраты являются прогрессивными.
Графики поведения  дегрессивных и прогрессивных затрат — совокупных и в
расчете на единицу  продукции (продаж) — приведены на рис. 5.
    
Рис. 5. Динамика дегрессивных (а) и прогрессивных (б) затрат
Любое предприятие, стремящееся максимизировать свою прибыль, должно так
организовать  производство, чтобы затраты на единицу  выпускаемой продукции
были минимальны. Значит, и принимаемые решения  должны ори­ентироваться на
задачу минимизации  затрат. В выполнении этой задачи большую роль играет
процесс прогнозирования, в ходе которого затраты предприятия  по критерию
временного лага рассматриваются в краткосрочном  и долгосрочном периодах.
Такая необходимость  обусловливаете тем, что краткосрочный  и долгосрочный
периоды отличаются по возможностям, которые возникают у организации. Так:
1)  в краткосрочном  периоде организация не может  изменить свои
производственные  мощности, а в долгосрочном периоде  такая возможность
имеется;
2)  в краткосрочном  периоде отсутствует возможности  свободного доступа новых
фирм в отрасль  и на рынок, число функционирующих  экономических единиц не
изменяется. В  долгосрочном периоде такая возможность  возникает;
3)  в краткосрочном  периоде можно выделить постоянные  и переменные издержки.
В долгосрочном же периоде все издержки становятся переменными в связи с
изменением масштабной базы.
Принятые управленческие решения не могут быть осуществлены, если они не будут
иметь непосредственные связи с процессом планирования, в ходе которого
предполагаемые  затраты, связанные с выполнением производственной и
коммерческой  деятельности, рассматриваются с  точки зрения возможностей их
охвата планом. В этих целях затраты организации  необходимо подразделять на
планируемые и  непланируемые.
К планируемым  затратам относятся производительные расходы предприятия,
обусловленные его хозяйственной деятельностью  и предусмотренные сметой затрат
на производство. Они в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами
включаются в  плановую себестоимость продукции.
     Непланируемые  затраты   — это непроизводительные расходы, которые не
являются неизбежными  и не вытекают из  нормальных  условий хозяйственной
деятельности  предприятия. Эти расходы считаются  прямыми потерями и потому в
смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только в фактической
себестоимости товарной продукции и на соответствующих  счетах в бухгалтерском
учете. К ним  относятся потери от брака, простоев и др. Их обособленный учет
содействует осуществлению  мер, направленных на их предупреждение.
В управленческом учете большое значение имеет классификация затрат в
зависимости от их отношения к действующим на  предприятии нормам,
нормативам, лимитам  и стандартам. По данному признаку все затраты,
включаемые в  себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных
норм, действующих  на  начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих
норм, возникшим  в процессе производства. Такое деление  затрат лежит в основе
нормативного  учета и является важнейшим средством  текущего оперативного
контроля   за уровнем издержек производства.
Процесс управления предприятием невозможен без четкой его организации. Она
составляет основу повседневной управленческой деятельности, и без нее обычно
не работают ни планы, ни программы. В процессе организации  фор­мируются
структуры управления, определяются места и сферы возникновения затрат, а
также ответственные  за их осуществление и поведение  лица.
Затраты целесообразно  также группировать и учитывать  в разрезе производств,
цехов, участков, отделов, бригад и других структурных  подразделений
предприятия, т.е., по центрам их возникновения. Такая  группировка затрат
позволяет организовать внутренний хозрасчет и определить производственную
себестоимость продукции. Данная группировка затрат напрямую зависит от
организационной структуры предприятия.
С вышеприведенной  классификацией затрат тесно связана  группировка затрат в
зависимости от сфер и функций деятельности предприятия. По данному признаку
затраты можно  подразделять на снабженческо-заготовительные,
производственные, сбытовые и организационно-управленческие.
Такая группировка  затрат позволяет организовать функциональный учет, при
котором затраты  вначале собираются в разрезе  сфер и функций деятельности
предприятия, и  только потом — по объектам калькуляции.
Функциональный  учет затрат способствует укреплению внутрихозяйственного
расчета и усилению взаимосвязи и взаимозависимости  между центрами затрат,
обеспечивает  предоставление более точной информации о произведенных затратах.
Это помогает менеджерам принимать совместные обоснованные решения о виде,
составе, цене, путях  сбыта продукции и способствует повышению эффективности
производственно-коммерческой деятельности предприятия.
Все предпринимаемые  меры, направленные на осуществление  управленческой
деятельности, могут  быть сведены на нет, если на предприятии не будет
функционировать эффективная система учета. Это  направление несет основную
ответственность за информационное обеспечение процессов  принятия и выполнения
необходимых управленческих решений. Для осуществления учетных  процедур
затраты предприятия  группируются по составу, экономическому содер­жанию,
роли в технологическом  процессе изготовления продукции, отношению  к объему
производства, способу  и времени включения в себестоимость  продукции и т.д.
По экономическому содержанию затраты классифицируют по экономическим
элементам и  статьям калькуляции.
     Экономическим  элементом принято называть первичный  однородный вид затрат
на производство и реализацию продукции, который  на уровне предприятия
невозможно разложить  на составные части.
Положением о  составе затрат, включаемых в себестоимость  продукции,
установлен единый для всех предприятий перечень элементов  затрат,
включающий:
¦  материальные затраты;
¦  затраты  на оплату труда;
¦  отчисления на социальные нужды;
¦  амортизацию;
¦  прочие затраты.
Поэлементная  группировка затрат показывает, сколько  произведено тех или иных
видов затрат  в  целом  по предприятию за определенный период времени
независимо от того, где они возникли и на производство какого конк­ретного
изделия они  использованы.
Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового
учета и используется при составлении годовой бухгалтерской  отчетности в форме
приложения к  балансу (форма № 5). Данная группировка  дает возможность
устанавливать потребность в основных и оборотных фондах, в определении фонда
оплаты труда  и т.д. Однако классификация затрат по экономическим элементам
не позволяет  исчислить себестоимость отдельных  видов продукции, установить
объем затрат конкретных структурных подразделений предприятия. Например,
электроэнергия  на предприятиях может быть использована как в технологическом
процессе производства продукции, так и для освещения  офиса предприятия,
помещения цехов  и т. д. В свою очередь, в технологическом  процессе
электроэнергия  может расходоваться на изготовление разнообразных изделий в
разных количествах: на одно изделие — больше, на другое — меньше.
Для решения  этих задач применяют классификацию  затрат по статьям
калькуляции. Она  позволяет определять назначение расходов и их роль,
организовать контроль над ними, выявлять качественные показатели
хозяйственной деятельности как предприятия в  целом, так и его отдельных
подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск
путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится
аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и
фактическая калькуляция  себестоимости отдельных видов  продукции.
В коммерческих организациях данная группировка затрат является основной, но
ее содержание дифференцируется исходя из специфики каждой отрасли
деятельности.
     Затраты,  принимаемые и не принимаемые  в расчет при оценках.
Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой
нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего.
Сравниваемые  при этом показатели можно разбить  на две группы: первые остаются
неизменными при  всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости
от принятого  решения. Когда рассматривается  большое количество альтернатив,
отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения
усложняется. Поэтому  целесообразно сравнивать между  собой не все показатели, а
лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту
меняются. Эти  затраты, отличающие одну альтернативу от другой, часто в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.