На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность государственного долга, основные показатели структуры и динамики, механизм самовоспроизводства долга и его влияния на экономику России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение Глава 1. Сущность и нормативное регулирование  государственного долга РФ
      Понятие, виды и формы государственного долга
      Регулирование государственного долга
      Управление государственным долгом, принципы и методы, пути оценки их эффективности
Глава 2. Анализ политики управления государственным  долгом РФ
    2.1 Современное  состояние государственного долга  РФ
    2.2 Современная  структура и динамика государственного  внутреннего долга РФ 
    2.3 Современная  структура и динамика государственного  внешнего долга РФ
Глава 3. Перспективы долговой политики федеральной государственной власти
    3.1 Перспективы  динамики государственного долга  РФ
Заключение
Список  литературы
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Весь  мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные  должники. Подавляющее число стран  испытывает недостаток собственных  ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических  преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем  заемщиком, кто-то наоборот. Но практически  во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.
    Политика  в области государственных заимствований, управления суверенными долгами  для большинства стран является важной составляющей государственной  финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес - проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
    Всеобщими причинами образования государственного долга принято считать: войны, стихийные  бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства.
    Со  становлением рыночных отношений государство  превращается в хозяйствующий субъект. На смену насильственным рычагам  привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает государственные предприятия  в отраслях, которые недоступны и  непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы. Возникает  необходимость заимствований для  их финансирования.
    Проблемы, связанные с управлением государственным  долгом, его регулированием, с выбором  правильной долговой политики до сих  пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований  очень сильно изменилась,
и в  лучшую сторону, не стоит забывать о  том, что любой неверный шаг может  привести к серьезным проблемам  в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных  займов, выдачи государственных кредитов и гарантий.
    Цель  данной  работы – исследование  сущности  государственного долга,   основных    показателей    структуры    и    динамики,    механизма самовоспроизводства долга и его влияния на  экономику России,  определение методов оптимизации   внешней   и   внутренней   задолженности   Российской Федерации.
    Задачами  курсовой  работы являются:
         -  раскрытие  экономической   сущности  государственного  долга   и  его составляющих;
         -   исследование    механизма    нормативно-правового    регулирования  государственного долга России;
         -  анализ  современного  состояния   внешнего   и   внутреннего   долга Российской Федерации;
         -   раскрытие   проблемы   взаимосвязи    внешнего    и    внутреннего государственного  долга;
         - оценка влияния государственного  долга на экономику России;
         -  анализ  путей  оптимизации   внешней  и   внутренней   задолженности Российской Федерации.
    При  написании  курсовой  работы  использовались   Бюджетный   кодекс Российской  Федерации,  нормативно-правовые  акты,  регулирующие   отношения  государственных  заимствований  и  государственной  задолженности,   учебные пособия  по  международным  экономическим  отношениям  и   теории   финансов экономистов, таких, как  Вавилов А.П., Шуляк П. Н., Нешитой А.С., Алехин Б.И. и ряд других, а также официальные сайты Министерства финансов РФ и правительства России. 
 

Глава 1. Сущность и нормативное регулирование государственного долга
1.1 Понятие, виды и формы государственного долга
    Государственный долг - это совокупность долговых обязательств Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, а также  иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, которые  предоставлены Российской Федерацией (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ).
    Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных  денежных средств у физических и  юридических лиц.
    Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых  лет с учётом вычета бюджетных  излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
    Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
    Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.
    Капитальный государственный долг - вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
    Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
    По  валютному критерию государственный  долг  также подразделяется на внутренний и внешний.
    Внешний государственный долг - это составная  часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами  которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.
    Основными кредиторами внешнего долга, как  правило, являются:
    -    другие государства;
    - международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);
    -   частные фонды – нерезиденты.
    Внутренний  государственный долг - это составная  часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют  значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница  в причинах, способах образования  и особенностях функционирования этого  вида долга. Государственный долг и  вызвавшие его дефициты могут  быть тщательно продуманными и спланированными  факторами стабилизации экономики  и ее развития. Внутренний государственный  долг не влияет на общие размеры  совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его  управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или  развитие экономики страны.
    Однако  присутствует и ряд отрицательных последствий наличия внутреннего государственного долга:  
 

    погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
    для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.
    Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.
    Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:
    - население;
    - корпорации;
    - банки;
    - другие финансовые и кредитные учреждения.
    По  срокам государственные долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства  не могут превышать срок в 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
    По  уровню управления государственный  долг делится на государственный  долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный  долг. Россия не несет ответственности  по долговым обязательствам субъектов  РФ.
    В соответствии с законодательством  Российской Федерации в состав государственного долга включаются:
-  кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
-  договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
-  соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Регулирование государственного  долга
    Двойственная  природа государственного долга, определяемая его целевым назначением, обусловливает  противоречивое воздействие государственной  задолженности на экономику - стимулирующее  и дестабилизирующее.  Отсюда возникает  необходимость регулирования государственного долга (чтобы снять дестабилизирующее  его воздействие на экономику), определение  его границ.
    От  методов регулирования государственного долга, будет ли государственная  задолженность бременем или стимулом для экономического развития.
    Основное  направление регулирования государственного долга - это регулирование объема, состава и структуры государственной  задолженности.
    Методы  регулирования государственного долга  многообразны: замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка, замена долгосрочных ценных бумаг краткосрочными при финансировании государственного долга.
    Реальное  бремя государственной задолженности  можно уменьшить с помощью  повышения уровня инфляции, однако это может привести к подрыву  доверия к государству как  заемщику.
    Важный  канал регулирования государственного долга - приватизация государственной  собственности, с помощью которой  можно сбалансировать бюджетный  дефицит, добиться превышения доходов  над расходами, т. е. уменьшить государственный  долг. Использование приватизации как  средства регулирования государственного долга также сопряжено с рядом  проблем, среди которых неустойчивость поступлений финансовых средств  от приватизации и их сильная зависимость  от политической конъюнктуры. Следовательно, методы регулирования государственного долга имеют свои границы.
    В целом же возможность использования  государственного долга определяется уровнем экономического развития страны.  
"Репутация  державы, - говорил У. Черчилль, - точнее  всего определяется той суммой, какую она способна взять в  долг". Чем выше темпы экономического  роста и ниже реальные процентные  ставки, тем менее обременительным  для государства является использование  займов для финансирования расходов.
    Вместе  с тем определенные границы для  государственных займов ставят рынок  капитала, наличие средств у участников рынка капитала для инвестирования в государственную задолженность  и инвестиционная привлекательность  государственных обязательств для кредитов.
    Основное  назначение государственного долга - быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с  помощью решения двух задач:
    - фискальной - получить финансовые средства для нужд государства;
    - регулирующей - использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.
    Стабилизационное  воздействие на экономику осуществляется посредством изменения либо объема государственной задолженности, либо ее структуры, что позволяет влиять на основные макроэкономические показатели.
    Если  основные государственные обязательства  сосредоточены в небанковском секторе, то влияние государства на уровень  потребления, сбережений и инвестиций будет более прогнозируемым: в  период экономического спада путем  займов государство мобилизует накопление денежных средств, с помощью которых  государственные мероприятия будут  стимулировать конъюнктуру. В период оживления и подъема государство  размещает свои займы в частном  секторе за счет уменьшения уровня потребления и сбережений.  
 
 

Если  же кредитование государства осуществляется за счет банковской системы, то воздействие  государственного долга на экономическую  конъюнктуру сложнее, так как изменение потребления, сбережений и инвестиций осуществляется опосредованно, через банковскую систему.2
 


1.3 Управление государственным долгом, принципы и методы, пути оценки их эффективности
    Под управлением государственным долгом - понимается совокупность мероприятий государства по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг.
    Управление  государственным долгом предполагает проведение следующих мероприятий:
    - формирование долговой политики. Характеризуется установлением соотношения между внешним и внутренним долгом; определением сроков заимствования; выбором методов урегулирования государственного долга и другое;
    - определение основных показателей предельных значений государственного долга;
    - определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
    - определение приоритетных направлений использования привлеченных средств.
    Управление  государственным долгом строится на следующих принципах:
    1) принцип безусловности предполагает  выполнение  обязательств перед  инвестором в полном объеме  и в точно установленные сроки;
    2) единство учета;
    3) принцип согласованности определяет  обязательное согласование интересов  кредитора и заемщика;
    4) принцип минимизации риска обеих  сторон;
    5) принцип оптимальности;
    6) принцип сбалансированности, который  означает обязательное соответствие  объема предусмотренных бюджетом  расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
    7) принцип гласности.
      Все методы управления государственным  долгом можно разделить на  две группы в соответствии  с характером обязательств, образующих  государственный долг:
    обязательства по внешним ценным бумагам и внешним несекъюритизированным займам, регулируемые международным правом;
    обязательства по внутренним ценным бумагам и внутренним займам, регулируемые национальным законодательством.
    В мировой практике выделяют следующие  три основные формы урегулирования долга:
    реструктуризация - продление сроков погашения долга и выплаты по нему процентов.
    конверсия - изменение первоначальных условий займа, прежде всего доходности.
    списание.
    В теории выделяют еще несколько методов  управления государственным долгом:
    1)  рефинансирование – выпуск новой задолженности для погашения старой;
    2) стерилизация – погашение за счет средств бюджета с уменьшением суммы долга;
    3) консолидация – продление срока действия займа посредством превращения ценных бумаг в более долгосрочные или сокращение сроков функционирования обязательств;
    4) унификация – объединение нескольких займов в один с возможным изменением процентов по обязательствам;
    5) аннулирование – отказ от выполнения обязательств. В том случае, если обе стороны отказываются, то происходит уменьшение величины долга или полное его списание;
    6) новация – замена обязательств по долгу другими обязательствами.
    Рассмотрим  подробнее наиболее часто употребляемые.
    Стерилизация  долга – термин, закрепившийся  в российской экономической литературе, который описывает снижение размера  государственного долга за счет нормального  погашения. Данный термин в общемировом  смысле несколько более конкретен, чем термин, обозначающий нормальное погашение. Стерилизация долга означает сокращение размера госдолга за счет увеличения денежной массы в обращении  с возможными негативными последствиями.
    Считается, что стерилизация долга должна осуществляться в том случае, когда существует устойчивый профицит бюджета. Однако профицит бюджета далеко не единственное условие стерилизации долга. Необходимо также убедиться, что негативные последствия стерилизации могут быть успешно устранены. В мировой практике выделяются две основные группы негативных последствий стерилизации долга:
     - рост инфляции, являющийся следствием увеличения денежной массы в обращении;
     - снижение уровня реальных доходов населения вследствие сокращения финансирования социальных программ.
    Несмотря  на опасность возникновения неблагоприятных  тенденций, все государственные  заемщики стремятся при благоприятных  условиях сократить свой государственный  долг. Однако, учитывая возможность  развития негативных тенденций, они  одновременно разрабатывают комплекс мер по предотвращению негативных последствий. Эти меры могут иметь самый  разнообразный характер и, как правило, объединяются в рамках единой программы.
    Предотвращения негативных последствий стерилизации долга разрабатываются не только на основе внутренних макроэкономических показателей, но и с учетом состояния и перспектив развития мирового финансового рынка. На основе анализа и прогноза развития мирового финансового рынка, а также прогноза бюджетных и макроэкономических показателей страны определяются оптимальные моменты времени для осуществления стерилизации долга.
    Программы стерилизации долга предполагают не только нормальное погашение долга  без сопутствующего рефинансирования, но и досрочный выкуп долга.
    Программы стерилизации долга позволяют также  оптимизировать структуру госдолга: за счет досрочного выкупа долга осуществляется снижение размера тех или иных элементов государственного долга, которые нарушают оптимальность  той или иной структурной характеристики. Использование досрочного выкупа долга  позволяет также изъять с рынка  те транши государственных ценных бумаг, которые неудобны и дороги с точки  зрения их обслуживания.
    Термин  «рефинансирование» используется в  двух ситуациях. Первая ситуация связана  с надлежащим обслуживанием государственного долга. В этой ситуации рефинансированием  называется погашение ценных бумаг  за счет финансовых ресурсов от выпуска  других ценных бумаг.
    Вторая  ситуация, когда используется термин «рефинансирование», связана с ненадлежащим обслуживанием госдолга, когда возможность  погашения ценных бумаг отсутствует  или вызывает серьезные сомнения. В этом случае эмитент по договору с кредиторами осуществляет эмиссию  новых инструментов для погашения  обращающихся ценных бумаг. В этой ситуации также часто используется термин «конвертация», под которым подразумевается, что долг с определенными параметрами  заменяется на долг с принципиально другими параметрами.
    Наиболее  популярная форма урегулирования государственного долга – его реструктуризация. Реструктуризация госдолга предполагает такое изменение параметров этого долга, которое существенно повысило бы возможность выполнения заемщиком своих обязательств как за счет снижения тяжести долга, так и за счет повышения жесткости обязательств.
    Реструктуризация  также преследует цели минимизации  потерь кредиторов и расширения возможностей экономического развития должника.
    Сокращение  тяжести старого долга может  быть достигнуто как за счет списания части долга (либо сокращения старого  долга иным способом, в том числе  путем выкупа своего долга заемщиком  по сниженной цене), так и за счет снижения размера процентных платежей по долгу. Другими словами, сокращается стоимость обслуживания долга, включая сокращение стоимости погашения и текущего обслуживания.
    Технологии  конвертации несекъюритизированных долговых обязательств в долговые ценные бумаги, то есть секъюритизация, являются группой типовых технологий реструктуризации госдолга.
    Секъюритизация отражает одну из главных тенденций на мировом финансовом рынке – замены кредитных соглашений облигационными займами в структуре заимствований государств и муниципалитетов.
    Реструктуризация  долга путем секъюритизации предполагает замену кредитного соглашения, переуступка прав по которому сопряжена со многими сложностями, на долговую ценную бумагу, ликвидность которой потенциально существенно выше.
      Секъюритизация в порядке урегулирования долга предполагает в большинстве случаев удлинение срока долга, что связано с повышением ликвидности инструмента, а также снижение доходности, что связано с повышением общей надежности инструмента.
    Возможности секъюритизации существенно ограничены в странах с развитыми финансовыми рынками, где большая часть займов, осуществляемых государствами, сразу проводится в форме эмиссии ценных бумаг.
    Эффективность реструктуризации долга  оказалась  очень высокой, вследствие чего применение данной формы урегулирования долга  используется не только в случаях  затруднений в обслуживании долга.
    Некоторые суверенные заемщики предлагают своим  кредиторам реструктурировать долг даже при отсутствии финансовых затруднений, используя удобную ситуацию на мировом  финансовом рынке.
    Технологии  урегулирования долга в данном случае направлены не на избежание негативных последствий дефолта, а на оптимизацию  госдолга с условием не ухудшения  положения кредиторов.
    Еще одним наиболее часто употребляемым  методом управления госдолгом является конверсия. В мировой практике сложилась  двоякая трактовка термина «конверсия долга». В широком смысле под конверсией понимается любая замена старого  долга на новый актив, включая  замену старого долга на новый  долг, а также замену долга на собственность. В узком смысле под  конверсией понимается обмен долга  на собственность. Ниже под термином «конверсия долга» будет пониматься именно обмен долга на собственность.
    Чаще  всего такой обмен осуществляется на акции предприятий, принадлежащие  должнику. Однако госдолг может обмениваться также на предприятия, как отдельные  имущественные комплексы, находящиеся  в собственности должника; на недвижимость или права требования, обеспеченные недвижимостью, и так далее.
    Конверсия долга, как форма урегулирования долга, имеет свои преимущества и  недостатки. К преимуществам следует  отнести возможность привлечения  в экономику страны существенных инвестиций, так как прямой инвестор, для того чтобы повысить эффективность  своего предприятия, будет продолжать вкладывать в него деньги. Наличие  у предприятия доминирующего  собственника, который является крупным  международным инвестором, кардинально улучшает качество менеджмента на предприятии и уровень корпоративного управления. Наличие в структуре акционеров портфельного инвестора также благотворно сказывается на корпоративном управлении в рамках предприятия, однако возможности влияния у портфельного инвестора существенно ниже.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.