На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговое планирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Допущена к защите
«      »            200  г.   
 
 

Курсовая  работа
По дисциплине «Налоги и налогообложение»
На тему:
Налоговое планирование 
 
 

Защищена с оценкой
«    »                  200 г.
(подпись) 
 
 

Кемерово 2007
Содержание
     Введение……………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика налогового планирования……………………………….5
     1.1 Налоговое планирование на уровне государства…………………………...13
     1.2 Налоговое планирование на уровне налогоплательщика…………………..17
2. Принципы и классификация налогового планирования………………………..24
3.  Стадии налогово планирования…………………………………………………..30
     Заключение………………………………………………………………………...36
     Список использованной литературы……………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      На современном этапе экономического развития Российской Федерации актуальной является проблема существенного увеличения доходной базы бюджетов всех уровней, достижения их сбалансированности по доходам и расходам, обеспечения финансирования федеральных и региональных программ. Исходя из задачи полноты исполнения доходной части бюджета особую значимость приобретает требование усиления научно-методологического обоснования процесса налогового планирования. В нашей стране процесс налогового планирования начал развиваться с 1999 г.   
      Налоговое планирование – одна из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации.
      Его сущность заключается в  том, что каждый налогоплательщик  имеет право использовать допустимые  законом средства, приемы и способы  для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
      Планирование в налогообложении необходимо рассматривать с точки зрения интересов двух основных субъектов налоговых взаимоотношений: государства и налогоплательщика.
  Налоговое планирование на уровне государства - это составная часть налогового механизма, представляющая собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет и мобилизации своих усилий для увеличения этих поступлений.  
    Налоговое планирование на уровне налогоплательщика представляет собой оценку перспектив уменьшения налоговой нагрузки, осуществляемую на основе вариативности организации его хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, для налогоплательщика налоговое планирование имеет своей основной целью снижение налоговых платежей.
     Цель данной работы сделать общий обзор налогового планирования, рассмотреть основные принципы организации налогового планирования.
     Объектом исследования является  налоговое планирование на уровне  государства и налоговое планирование  на уровне налогоплательщика.
      Предметом исследования является  методы, принципы и стадии  налогового планирования.
      Тема курсовой работы является  очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежное налоговое планирование  является стержнем в развитии и успешном функционировании налогообложения и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.
     Задачей налогового планирования может быть признана минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчесляемых на базе одного или того же объекта налогообложения; по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых выступает организация, и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общая характеристика налогового планирования
     Современная теория менеджмента предполагает обязательное использование в любой сфере управления определенного набора функций, а именно: прогнозирования, постановки целей, формирования стратегий их достижения, планирования, принятия решений, контроля, анализа и оценки результатов. В теоретической модели прогнозирование предшествует планированию, однако в действительности эти процессы переплетены и реализуются одновременно циклами. Такой подход может быть отнесен и к сфере налогообложения. Поэтому правомерно будет рассматривать далее налоговое прогнозирование и налоговое планирование как единый процесс, в рамках которого на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений происходит оценка перспектив изменения налоговой базы, корректировка текущих управленческих решений, формирование комплекса мер, необходимых для реализации позитивных и блокирования негативных перспектив.
      Налоговое планирование - выбор налогоплательщиком варианта ведения финансово-хозяйственной деятельности, управления его средствами и обязательствами  с целью максимального сокращения возникающих при этом налоговых обязательств. Государство признает за каждым налогоплательщиком право использовать для этого все допустимые законами способы.
     Налоговое планирование применимо к деятельности как одного юридического лица, так и группы компаний.
     С точки зрения жизненного  цикла организация выделяют:
1.  налоговое планирование на этапе создания организации выделяют:
    Оценку основных направлений налоговой политики государства и тяжести налогового бремени;
    Выбор наиболее выгодного размещения фирмы, оптимальный организационно-правовой формы и структуры, а также размера фирмы;
2.  текущее   налоговое планирование включающее:
    Полное использование налоговых льгот;
    Использование оптимальных форм договоров;
    Эффективную организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета;
    Минимизацию налоговых рисков.
     Задача  управленческого персонала фирмы – после обоснования налогового плана адекватно отразить принятую в соответствии с законами  схему деятельности фирмы в бухгалтерских и налоговых  документах, и избежать таким образом возможных налоговых штрафных санкций. Моделирование процесса предпринимательской деятельности производится с учетом его влияния на налогообложение фирмы (за исключением маркетинговых) считаются менее существенными.
     Эффективность налогового планирования  в значительной степени определяется качеством анализа налогов. Существует ретроспективный, оперативный и перспективный анализ налогов.
     Ретроспективный  анализ проводится по налоговых обязательствам предприятия, которые возникли  и исполнялись в предыдущие отчетные периоды.
Оценивается полнота и своевременность исполнения предприятием налоговых обязательств, воздействие налогового бремени  на финансово – экономическое  положение предприятия, эффективность  применяемой схемы бизнеса и договорных отношений. Ретроспективный анализ уместно проводить одновременно с поиском и исправлением налоговых ошибок, допущенных предприятием в предыдущих отчетных периодах. Такой анализ могут выполнить как должностные лица предприятия, так и привлеченные специалисты аудиторских и консалтинговых фирм.
     Оперативный анализ проводится с целью принятия обоснованных     оперативных управленческих решений и включает сопоставление плановых и фактических налоговых обязательств в текущем отчетном периоде, анализ причин отклонений, котировку предполагаемых налоговых обязательств в связи с изменениями налогового законодательства, разработку оперативных мероприятий, направленных на снижение общей суммы налоговых обязательств предприятия.
     Перспективный анализ  имеет целью вариантное прогнозирование налоговых обязательств предприятия, которое связано с оценкой основных показателей деятельности предприятия: выручки, постоянных и переменных затрат, изменение стоимости имущества и других. На основе этой оценки производится расчет соответствующих баз налогообложения для существующей модели финансово – хозяйственной деятельности предприятия, а затем рассматриваются различные варианты изменения схемы бизнеса, договорных отношений, возможность применения льгот в целях сокращения законодательно не запрещенными способами общей суммы налоговых обязательств предприятия в посдедующие отчетные периоды.
     Налоговое планирование – одна  из важнейших составных частей  финансового планирования (управления финансами) организации.
     Его сущность заключается в  том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Поэтому НП можно определить как планирование финансово – хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово – хозяйственной  деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.
     Основные цели НП: оптимизация  налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по их совокупности, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, повышения эффективности ее работы.
     Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации НП.
     Инструменты НП – налоговые  льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения  на территории РФ и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения, позволяющие реализовать предусмотренные законом наиболее выгодные, с точки зрения налоговых последствий, условия хозяйствования.
Выделим основные инструменты НП:
   1.  налоговые льготы, предусмотренные законом (например, льготы по налогу на имущество организации);
    2. оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера);
    3.  цена сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами);
    4. отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у юридических лиц);
   5. специальные налоговые режимы и особые системы налогообложения  (например, единый налог на вмененный доход);
   6. льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;
      7. элементы бухгалтерского учета и учетная политика в целях налогообложения (например, оценка материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство);
    Как правило, НП представляет собой комплекс мер, направленных на уменьшение налоговой нагрузки. Данные меры подразделяются на долгосрочные (перспективные) и текущие.
     Перспективное налоговое планирование - это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые будут уменьшать его налоговые обязательства в течение длительного периода времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика. К элементам данного вида планирования в первую очередь можно отнести:
    выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, ее структурных подразделений и руководящих органов;
    выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно- хозяйственной структуры, позволяющий минимизировать налоговые платежи;
    выбор наиболее подходящей для налогоплательщика системы налогообложения, конечно, при соблюдении определенных требований, регламентирующих возможность использования системы налогообложения, отличной от традиционной.
     Перспективное налоговое планирование подразумевает составление предположительной оценки поступления налогов при условии следования выбранной концепции налогообложения на средне- и долгосрочную перспективу: среднесрочное (сроком от 1 года до 3 лет) и долгосрочное планирование (свыше 3 лет).
     Разработка налоговых прогнозов на среднесрочную перспективу включает в себя расчет объемов налоговых поступлений  территории исходя из показателей, характеризующих темпы роста экономики региона, состояния его экономического потенциала, эффективности использования территориальной собственности, потребности регионов в дополнительных ресурсах. Сбор и обработка этих данных позволяют судить о том, насколько будут реализованы поставленные фискальные задачи при условии сохранения ориентиров действующей налоговой политики в будущем. При осуществлении перспективного налогового планирования закладываются основы оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования и контроля.
   Перспективное планирование значительно отличается от текущего планирования. Текущее планирование служит основой для составления проектов соответствующих бюджетов на один год. При этом детально анализируются и определяются размеры налоговых поступлений как по всей совокупности налогов, так и по отдельным их видам. В перспективном планировании, как правило, нет деления по видам налогов, оно охватывает всю их совокупность.
   Перспективное налоговое планирование в России пока не получило достаточного развития, во многом это связано с объективными условиями и ограничениями (неустойчивость экономических процессов, недостаточная надежность макроэкономического прогнозирования, частое изменение налогового законодательства, зависимость бюджетных доходов от внешнеэкономических факторов и т. п.).
  Процесс налогового планирования не является механическим определением размера  предстоящих налоговых поступлений в бюджетные фонды соответствующих органов власти. Это процесс выявления и мобилизации имеющихся в экономике страны резервов, решения общегосударственных и отраслевых задач на ближайшее будущее и перспективу. Планирование налоговых поступлений требует серьезного анализа происходящих в стране и регионах социальных, политических и экономических процессов, перспектив и тенденций их развития, а также глубоких познаний в области налогового законодательства.
      Под текущим налоговым планированием понимается совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. При этом отметим, что элементы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и императивный (обязательный характер). К числу последних можно, например, отнести:
      принятие организацией учетной политики;
      выбор варианта налогового учета.
       Под текущим налоговым планированием в данном случае понимается оценка налоговых поступлений бюджетов всех уровней в расчете на год, при этом целесообразно разделять процесс текущего налогового планирования на краткосрочное(сроком до года) и оперативное(месяц, квартал) планирование.
  Краткосрочное планирование предполагает формирование проекта налоговых доходов бюджета на очередной год. Данное планирование осуществляется на основе прогнозируемых параметров социально – экономического развития страны и регионов. Разработка  этих показателей не является прерогативой налоговых органов, они лишь оценивают их финансовую обеспеченность  на основе расчетов ожидаемых налоговых поступлений как в целом, так и по отдельным видам налогов. Установленная величина налоговых доходов впоследствии законодательно утверждается в составе бюджета в целом. Однако в процессе исполнения бюджета возникает необходимость установления степени выполнения плановых заданий текущего периода, их напряженности, что осуществляется в рамках оперативного плaнuрованuя. Оперативное налоговое планирование призвано обеспечить с максимальной точностью прогноз поступления налогов и сборов на ближайшее время для определения лимитов финансирования в разрезе экономической классификации, а также министерств, ведомств, территорий и государственных программ. Оперативное налоговое планирование реализуют как финансовые, так и налоговые органы. Следует заметить, что именно в процессе оперативного планирования обеспечивается и закладывается массив будущих предложений по совершенствованию налогового законодательства.
     Для контроля заходом поступления налоговых платежей в бюджетные фонды разрабатываются квартальные, месячные и даже пятидневные налоговые планы, которые не изменяют показатели ранее составленного прогноза налоговых доходов бюджета, утвержденного в качестве закона, а лишь конкретизируют их, отражая во времени динамику налоговых платежей хозяйствующих субъектов. Таким образом, оперативное и краткосрочное налоговое планирование представляют собой две составляющие единого процесса текущего планирования, качество которого во многом предопределяет полноту и своевременность исполнения бюджетов всех уровней.
 Последовательность  налогового планирования составляет единую линию управленческих действий на текущий период и на перспективу, так как разработка краткосрочных налоговых планов без тщательной проработки стратегии развития налоговой системы в целом может привести к разрыву между налоговыми заданиями и величиной реально поступающих в бюджетный фонд налоговых платежей. Возникает необходимость в осуществлении перспективного налогового планирования, основанного на результатах анализа отчетных данных об исполнении текущих налоговых обязательств.
    Формирование оптимальной для конкретной организации налоговой учетной политики является одним из элементов текущего налогового планирования и оказывает непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности организации. Например, организации должны выбрать метод определения выручки для уплаты налога на прибьль, налога на добавленную стоимость и т.д. К инициативным методам текущего налогового планирования можно отнести анализ всех предоставляемых законодательством льгот по каждому налогу и рассмотрение возможности их использования, анализ всех возможных форм сделок в конкретных хозяйственных ситуациях, выбор наиболее рациональных форм размещения активов, использования прибьли и т.д.
      Таким образом, текущее налоговое планирование носит более оперативный характер. Зачастую оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении спорных вопросов, в том числе с помощью различных судебных прецедентов (например, оспаривание незаконных или расширительно толкующих законодательство нормативных актов налоговых органов).
      Таким образом, налоговое планирование становится все более значимой функцией, которую необходимо квалифицированно реализовывать как на государственном уровне, так и на уровне каждого налогоплательщика. 
 
 
 

1.1 Налоговое планирование на уровне государства
     Налоговое планирование на уровне государства представляет собой оценку перспектив увеличения налоговой базы и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (федеральный, региональный и местный  бюджеты), осуществляемую на базе прогноза социально – экономического развития РФ и ее субъектов, с одновременной выроботкой решений и разработкой мер, обеспечивающих достижение этих перспектив. В свою очередь исходный прогноз должен представлять собой систему показателей и основных параметров развития как по экономике в целом, так и в отраслевом разрезе (рис. 1). 

Прогноз экономического и социального развития страны (субъектов РФ)
 
Прогнозирование налоговой базы в РФ (регионах)
 
Планирование  налоговых поступлений
 
В федеральный  бюджет В региональный бюджет В местный бюджет
Во внебюджетные фонды
 
     Рис. 1. Последовательность планирования налоговых поступлений
     Прогнозирование налоговой базы и планирование налоговых поступлений включают в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору с учетом динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выдающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.                   Особое значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налоговой базы и поступлений налогов в бюджетную систему. По мере совершенствования налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния субъективных факторов, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов государства, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом. Необходимо учитывать, что макроэкономические параметры и факторы влияют в большей степени на уровень налогового потенциала, в то время как возможность реализации этого потенциала, характеризуемая собираемостью налогов, в значительной степени определяется также развитостью общественных институтов, например налоговым самосознанием, налоговой дисциплиной, а нередко и политическими факторами.
     Государственное налоговое планирование представляет собой деятельность государственных органов и местного самоуправления по определению общей суммы и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней. При этом принимаются решения о необходимости внесения изменений в налоговое законодательство, а также решения о сокрашении государственных расходов в тех случаях, когда возможности сбалансирования бюджета налоговыми методами на планируемый период исчерпаны. Кроме того, процесс налогового планирования позволяет совершенствовать контрольную работу налоговых органов, что также немаловажно.
     Перспективы развития экономики государства во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений и тем предельным уровнем, который возможен в условиях действующей экономической политики и налогового законодательства. Основной задачей государственного налогового планирования является установление научно -  обоснованной величины налоговых поступлений определенного уровня бюджетной системы на заданный временной период.
    Составление плана поступления налоговых платежей в бюджетный фонд не только дает возможность органам государственной власти заранее определять объемы имеющихся в распоряжении финансовых ресурсов, необходимых для покрытия государственных расходов, и назначать сроки бюджетных выплат. Благодаря тому, что системе налогообложения присущи индикативные свойства, государство имеет возможность осуществлять контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан. Сопоставление значений прогнозируемого и фактически поступившего объема налоговых платежей в бюджетный фонд позволяет делать выводы относительно состояния экономики. Сбои в процессе поступления налогов могут быть причиной серьезных недостатков в технике налогового администрирования, в реализации промышленной политики, в организации товарного обращения, функционировании денежно-кредитной сферы и в проведении социальной политики. Такого рода сигналы свидетельствуют о необходимости пересмотра методов налогового управления. В этом случае принимаются решения относительно изменения направлений налоговой политики, методических основ налогового производства и структуры и функций налоговой администрации.
    Налоговое планирование является особым этапом бюджетного процесса, но в то же время оно сохраняет и признаки процесса планирования. Бюджетное и его составная часть - налоговое планирование регулируются бюджетным и налоговым законодательством, но косвенным образом эти процессы определяет и законодательство в области планирования и прогнозирования. В частности, Закон РФ от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» непосредственно влияет на разработку проектов бюджетов, регламентируя временные горизонты планирования и прогнозирования. Указанным законом предусматривается формирование системы прогнозов, которая предполагает три вида прогнозных работ: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное государственное прогнозирования.
    Указанным законом предусматривается формирование системы прогнозов, которая предполагает три вида прогнозных работ: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное государственное прогнозирование.
   Долгосрочные  прогнозы разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепции социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу, т. е. на период от трех до пяти лет при непременном условии внесения ежегодных корректив. Также составляются краткосрочные прогнозы с горизонтом планирования, равным одному году.
   К числу базовых показателей, учитываемых при государственном налоговом планировании, относятся прирост (снижение) ВВП, чистый национальный продукт, национальный доход в целом по экономике и по отдельным отраслям, доходы населения, платежный баланс и т.д. Аналогичные показатели, но в региональном и муниципальном разрезах учитываются при налоговом планировании на соответствующем уровне.
  В процессе налогового планирования государственные органы ориентированы на максимально высокий уровень налоговых поступлений, что связано с объективным увеличением функций государства и постоянно растущими потребностями его бюджета в реализации этих функций, а на региональном и муниципальном уровнях зачастую ориентируются на максимальный уровень налоговых поступлений, чтобы оставалась возможность получения дополнительных бюджетных трансфертов из центра. Не случайно поэтому особую актуальность приобретает проблема совершенствования налогового планирования и повышения объективности этого процесса на всех уровнях государственного управления.
  Таким образом, можно сделать вывод, что процесс государственного налогового планирования не ограничивается рамками определения размера предстояших поступлений в соответствующие бюджеты, в идеале - это также активный процесс выявления и задействования имеющихся в экономике резервов, решения общегосударственных и отраслевых задач на ближайшее будущее и перспективу.
 
 
 
 
 
1.2 Налоговое планирование на уровне налогоплательщика
    Налоговое планирование на уровне налогоплательщика представляет собой оценку перспектив уменьшения налоговой нагрузки, осуществляемую на основе вариативности организации его хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, для налогоплательщика налоговое планирование имеет своей основной целью снижение налоговых платежей. Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства приводят к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах, а деятельность исполнительных органов государства, в свою очередь, направлена прежде всего на выявление таких способов «налоговой экономии».
  Таким образом, налоговое планирование в зависимости от субъекта, осуществляющего его, имеет двойственный характер. С одной стороны, движущей силой налогового планирования для налогоплательщика является его стремление избежать или сократить сумму налоговых платежей в бюджет, а основной целью - минимизировать налоговые отчисления. С другой стороны, движущей силой налогового планирования для государства является его стремление не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну, а основной целью - максимизировать налоговые поступления в бюджет. Поиск оптимума в данных противоположных устремлениях это длительный процесс согласования интересов, обязательными участниками которого являются плательщик налогов и государство с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.
  Вместе  с тем применение даже самых репрессивных мер по отношению к налогоплательщикам, стремящимся уменьшить свои налоговые платежи, не даст ожидаемого результата и, конечно же, не приведет к тому, что все они перестанут уклоняться от уплаты налогов и начнут их исправно платить. Решение данной проблемы должно осуществляться посредством детальной, более четкой регламентации налоговых отношений на уровне законодательства. В итоге все зависит от конкретных действий налогоплательщика в своем стремлении «сэкономить» на налогах и, в конце концов, от правовой оценки законности этих действий. Иными словами, речь идет об определении правовых границ дозволенного и недозволенного в сфере налогового планирования.
    Налоговое планирование налогоплaтeльщикoм - это совокупность налоговых действий, являющихся частью предпринимательской деятельнocrи и направленных на увеличение его финансовых ресурсов. Целью таких действий является регулиpование величины и структуры налоговой базы.
     Таким образом, если говорить о поиске оптимума в налоговом планировании, то основной целью планирования для налогоплательщика является выбор такой схемы налогообложения и условий хозяйствования, которые должны привести в конечном итоге к законному снижению его налоговых платежей в бюджет, а для государства - увеличение налоговой базы за счет вовлечения максимального числа экономических агентов в процесс налогообложения и создания условий для либерализации этого процесса.
     Таким образом, налоговое планирование налогоплательщиком - это совокупность законных целенаправленных действий, которые определяют его налоговую политику и позволяют избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные налоговые выплаты в бюджет.
    Налоговое планирование в конечном итоге воздействует на эффективность управленческих решений и должно обеспечивать своевременные расчеты с бюджетом в соответствии с действующим законодательством.
     Под принципами налогового планирования налогоплательщиком понимаются основные постулаты:
    Законность. При осушествлении налогового планирования налогоплательшик обязан  соблюдать требования действующего законодательства;
    Экономическая оправданность. Налоговое планирование в конечном итоге должно привести к снижению налоговых обязательств налогоплательщика;
    Экономическая эффективность. Эффект от использования механизмов налогового планирования должен превышать затраты на их осуществление;
    Оптимальность. Налоговое планирование должно рассматривать несколько вариантов действий налогоплательщика и выделить оптимальный;
    Своевременность. Процедура планирования должна корректироваться в соответствии с изменениями действующего законодательства;
  В налоговом планировании на уровне налогоплательщика  можно выделить три основных этапа  –  стратегическое, перспективное  и оперативное:
     Основной задачей стратегического налогового планирования является определение основополагающих условий деятельности хозяйствующего субъекта как налогоплательщика, т.е. необходимо спланировать и реализовать ряд действий, которые должны обеспечить в дальнейщем снижение уровня налоговой нагрузки на субъект. Таким образом, стратегическое налоговое планирование носит долгосрочный характер и должно сформировать основные положения налоговой политики хозяйствующего субъекта.
  Сущность  стратегического налогового планирования налогоплательщиком заключается в том, что на любом этапе функционирования каждого хозяйствующего субъекта необходимо проводить оценку налоговых последствий при выборе того или иного варианта развития. На основе проведенного анализа альтернативных вариантов деятельности необходимо выбрать оптимальный, соответствующий реализации поставленных целей и решению поставленных задач. Необходимость применения инструментов стратегического налогового планирования прослеживается практически на любом этапе существования хозяйствующего субъекта, что видно из табл. 1.1
 
Таблица 1.1
Элементы  стратегического  планирования на различных этапах существования хозяйствующего субъекта
Этап  существования хозяйствующего субъекта
Элементы  налогового планирования
Задачи налогового планирования
1. Создание хозяй- щего  субъекта
Оцениваются альтерна- тивные  варианты функ-
ционирования  хозяйст-
вующего субъекта (на-
пример, выбор вида дея-
тельности, структуры и т.п.)
Определение наиболее выгодных  с точки зре-
ния налогообложения
условий деятельности
создаваемого  хозяйст-вующего субъекта
2. Хозяйственная дея- тельность при функ-
ционировании
субъекта
Анализ сушествующих ус- ловий деятельности су6ъ-
екта, составление информационной базы в области налогообложения
Создание  и подготов- ка  базы для осушеств-
ления перспективного планирования
3. Изменение усло- вий функционирова-
ния (реорганизация,
смена вида деятель-
ности, смена собственников и т.п.).
При кардинальных из- менениях  условий дея-
тельности субъекта про-
водится анализ вводи-
мых изменений  и оце-
нивается  их эффектив-ность с точки зрения налоговых последствий
Выбор наиболее оптимальных путей про-
водимых изменений с
точки зрения эконо-мической и налоговой эффективности
 
      Перспективное налоговое планирование необходимо проводить по следующим основным направлениям:
      1. Объединение по идентичным признакам налогов по группам, расчет, анализ и управление налогооблагаемыми базами по этим группам, составление на этой основе среднесрочных и краткосрочных планов налоговых платежей. За базу для объединение налоговых платежей по различным группам можно принять следующие показатели: объем выручки от реализованной продукции; стоимость имущества или его части; фонд оплаты труда; финансовый результат от деятельности.
     2. Анализ состава налоговых баз в разрезе отдельных налогов, целью которого является регулирование величин элементов, входящих в налоговые базы, что в конечном  итоге должно повлиять на размер налоговых платежей. По результатам проденного анализа разрабатываются рекомендации и предлагаются оптимальные варианты налогового и бугалтерского учета.
    3. Составление налогового календаря, основные задачи которого можно сформулировать следующим образом:
Планирование  сумм уплаты налогов по конкретным датам на основании действующего законодательства с их своевременным  уточнением;
Контроль  своевременности перечислений налоговых  платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
     4. Составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений.
     Следующим этапом является оперативное налоговое планирование. Его можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущего функционирования хозяйствующего субъекта, направленных на регулирование  уровня его налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование основывается на условиях и выводах, определенных на  предшествующих этапах стратегического и перспективного планирования.
     Оперативное налоговое планирование должно осуществляться по текущим хозяйственным и финансовым операциям, начиная от стадии заключения договоров с контрагентами и заканчивая тражениями операций в бухгалтерском учете, регистрах налогового учета. В разработке этих документов должны учавствовать одновременно производственные, юридические, финансовые службы хозяйствующего субъекта.
     После проведения стратегического, перспективного и текущего налогового планирования необходимо провести оценку его эффективности, Т.е. сравнить полученные результаты с запланированными. Можно выделить несколько элементов данного этапа:
    сравнение фактически полученных показателей с их с запланированной величиной, определение уровня наблюдаемых отклонений, анализ причин их возникновения, определение точности налогового планирования (т.е. уровня максимально возможных отклонений фактических величин от плановых);
    определение эффективности налогового планирования путем разработки системы целевых показателей, позволяющих произвести ее оценку;
    в случае необходимости внесение изменений в действующую систему налогового планирования хозяйствующего субъекта, а также выявление и отказ от нерезультативных методов и разработка новых.
  При подведении итогов планирования производится сравнение плановых и фактических показателей величин налоговых платежей. При выявлении отклонений необходимо проанализировать причины их возникновения. Все эти причины по отношению к хозяйствующему субъекту можно разбить на две группы: внешние и внутренние.
  Внешние причины, как правило, не зависят от самого хозяйствующего субъекта, они объективны по отношению к хозяйствующему субъекту (например, изменение политической и экономической ситуации в стране; изменение налогового законодательства; действия партнеров «контрагетов»).
  В свою очередь, внутренние причины отклонений возникают внутри самого хозяйствующего субъекта, например необходимость принятия незапланированного решения или отказ от ранее предусмотренного. В этом случае основной задачей налогового планирования является сведение до минимума незапланированных с точки зрения налогообложения решений, оперативный анализ изменений и корректировка плана.
  Оперативно  проведенный анализ причин отклонений фактических показателей от плановых имеет важное значение для налогоплательшика, так как позволяет:
     1. своевременно скорректировать средне- и долгосрочные планы;
     2. скорректировать показатели новых планов с учетов выявленных недостатков планирования;
    3. своевременно вносить изменения в систему планирования и управления хозяйствуюшего субъекта;
    4. сформировать базу статистических наблюдений в разрезе влияния объективных внешних факторов на величину внутренних отклонений.
  Для проведения анализа и оценки погрешности налогового планирования целесообразно установить максимально допустимые размеры отклонений (как показывает российская практика, допустимым пределом являются отклонения не более 15% от плановых значений). Такие отклонения, как правило, связаны с некоторыми изменениями в текущей деятельности хозяйствующего субъекта, корректировками налоговых баз, некоторыми изменениями законодательства в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.