Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ                                                                                                        

                Тихоокеанский государственный экономический университет
                                                    Филиал в г. Находке 

                                                                            Кафедра Экономики и управления                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          КУРСОВАЯ РАБОТА
 
                           по дисциплине: «Экономическая теория»
 
 
 

                  На тему:  Роль государства в рыночной экономике 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………………….…4

    ПРИЗНАКИ  ГОСУДАРСТВА КАК РЫНОЧНОГО СУБЪЕКТА………..6
    ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………….8
    СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..11
    РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ США……………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

 
              Современная экономическая теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной («регулируемой») рыночной экономики.
              Кризисом, в ходе которого собственно  и возникла современная экономическая  теория («экономике»), явился кризис 30-х гг., отразивший качественные изменения в рыночной экономике под воздействием Великой депрессии. Последняя  и обнаружила историческую ограниченность ранее господствовавшей классической школы.
              Концептуальное содержание классической  школы можно свести к трем  пунктам:
    требование невмешательства государства в экономику,
    гимн свободной конституции,
    ставка на ценовой механизм установления рыночного равновесия.
              Таким образом, классическая теория  – это теория саморегулирующейся  рыночной экономики. 
              Потрясение 30-х гг., охватившее все рыночно развитые страны мира, означало, что та рыночная экономика, модель и принципы которой отстаивала неоклассическая школа, устарела и безвозвратно уходит в прошлое[6.с. 7].
              Урок великого кризиса требовал  осознания невозможной для «неоклассических» экономистов перемены – рыночная экономика, материальную основу которой образует крупное промышленное производство, утрачивает способность к саморегулированию.
              Причина в том, что крупное  индустриальное производство объективно порождает тенденцию к монополизму, а монополизм – это подрыв, отрицание основ рыночной экономики, так как монополизм несовместим со свободной конкуренцией и свободным ценообразованием («советская» экономика была разрушена именно абсолютной государственной монополией).
              Но от монополизма (который  зародился еще в конце ХIХ в.) уже нельзя было избавиться, поскольку он превратился в имманентную для «индустриальной» рыночной экономики тенденцию.  Монополизм можно было только постоянно «обуздывать».  Степень такой «обузданности» и характеризует степень современной цивилизованности рыночной экономики.
              Концепция обуздания монополизма  и представлена в теории Кейнса.
              Кейнсианство знаменовало переход  к  принципиально новому пониманию рыночной экономики – к тому, что рыночная экономика нуждается в регулировании и что это регулирование может осуществить только государство. Суть кейнсианства  -- это теория государственно  регулируемой рыночной экономики.
              В середине 70-х гг. кризис настиг уже государственно регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую  модель рыночной экономики. Причиной этого кризиса послужило чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства в экономику, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» – через регулирование денежной сферы [14. С. 8].
              Таким образом, стратегической  проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «рынка» в данных исторических обстоятельствах.
              Следовательно, как бы ни менялись  аспекты и оценки в рамках  неоклассики, кейнсианства и монетаризма,  главными элементами предмета современной экономической теории оставались:
    механизм рынка (конкуренция и ценообразование),
    формы монополизма,
    экономический потенциал государства.
              Исследование многообразных модификаций  каждого названного элемента  и связей между ними – это концептуальное единство предмета и метода современной экономической теории.
      ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА КАК РЫНОЧНОГО СУБЪЕКТА
 
              Как рыночный субъект государство  характеризуется тремя признаками.
              1.“Регулирующий субъект”. Исходный пункт становления рыночной экономики – ее освобождение от удушающих пут государства. Долгое  время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Кейнсианство  и стало концепцией государственного регулирования  рыночной экономики. Однако эта «фискальная» политика  оказалась неадекватна природе рыночной экономики, поэтому сформировался новый подход – монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).
              2.«Внерыночное происхождение государственного дохода».   «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна – если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий – как  следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект,  экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.
              Следовательно, доход государства  – принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто -– и вопреки государству. Вот почему оно заинтересовано в росте доходов фирм и домохозяйств, ибо их доходы – единственный источник «налогового» дохода государства.
              3.«Императивный статус государства».   Государство – единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Эта обязанность – жизненно необходима системе свободного предпринимательства, потому что создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов[2.с.25].
              Основной механизм экономического  вмешательства государства –  «налоги», «закупки» и «платежи»  :
              а) налоги – объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;
              б) трансфертные платежи – перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;
              в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.
              Государство всегда выступало  особым экономическим субъектом,  участвуя в экономической жизни  общества. А оценка меры и последствий этого участия остается остродискуссионным  вопросом экономической науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        2. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 

              Рыночная  экономика, состоящая  из множества локальных, индивидуальных  рынков, сама является одним огромным рынком. И подобно тому, как для нормального функционирования отдельного рынка необходимо равновесие между спросом и предложением, так и в масштабах всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие. Достижение макро-экономических целей, стабильность экономики возможно только  в условиях её сбалансированности, равновесия.         
              Современная экономика, преодолев  крайности альтернативного социального  состояния (или «капитализм», или  «социализм»), является «социально-рыночной» («смешанной»).
              Неконтролируемые рыночные процессы  разрушительны для общества и  природы. Поэтому рыночная экономика  более чем любая иная, нуждается  в регулировании. Роль регулирующего  центра может выполнить только  государство («правительство») – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Цель состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, также обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность.
              Общая стратегия государственного  регулирования рыночной экономики  базируется на следующих принципах[10.с.234-235]:
    При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На деле это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес. Существует такой тип благ, которые необходимы людям, производство которых требует затрат, и порой немалых, но частные фирмы такие блага производить не могут по причинам их неизбирательности и неисключаемости в потреблении. Неизбирательность  блага означает, что его потребление одним человеком не снижает возможности других людей получить это же благо; увеличение числа потребителей не влечет за собой снижения полезности предоставляемого каждому из них. Неисключаемость блага означает, что никому нельзя запретить потребление этого блага, даже если человек отказывается за это платить; ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.
              Такие блага, как национальная  оборона, услуги метеослужбы,  городское освещение улиц, национальные  парки и лесные хозяйства обладают свойствами неизбирательности и неисключаемости в потреблении. Но они безусловно необходимы обществу, поэтому их производят государственные компании или частные, но за счет государственного финансирования. И называют их общественными благами[9.с. 259].
    Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных  предприятий над частными.
    Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
    Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
    Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).
              Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
    минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,
    создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,
    обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        СРЕДСТВА  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
 
              Для достижения выше перечисленных  целей современное государство  располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.
           а) Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и  наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе этих регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».
              Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее огромным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.
              Антимонопольная политика включает  такие меры, как административные и экономические, которые препятствуют монополизации производства и торговли отдельными субъектами [5]:
    жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов,
    дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,
    поддержку конкуренции,
    поощрение диверсификации,
    антимонопольную экспертизу принимаемых законов.
       «Лечение» болезни монополизации проводится на базе антимонопольного законодательства путем стимулирования развития малого бизнеса, инноваций и государственного контроля за деятельностью монополий.
              Так же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку в современной рыночной экономике присутствуют инфляционные процессы, деформирующие ее. Дефляционная политика ограничена выбором:
    или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,
    или переход к «равновесным» (свободным) ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,
    или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
              Драма антиинфляционной политики  в том, что первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально  крайне болезненны, а третье –  малоэффективно в ситуации «бегства  от денег», подталкивающей предпринимателей к росту цен, а не производства.
           б) Финансовое регулирование. Рыночная экономика невозможна без денежного движения товарных ценностей. Организатором этого движения может выступать только государство. Вот почему финансы всегда представляют государственно-организованную систему денежных отношений в обществе.
              Уже одна эта функция придает  государству роль «регулятора»  рыночной экономики. Размеры банкнотной (наличной) и депозитной – чековой  (безналичной ) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее курс).
              Однако понятие «финансы» имеет  и более узкий смысл, означая  совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства («государственный бюджет»), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.
             
              Основным источником государственных  доходов ( в результате которых  и образуется государственный  бюджет) являются налоги, а также  предпринимательская деятельность  самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в аренду, продажа лицензий и права на концессию, таможенные пошлины, эмиссия и продажа государственных ценных бумаг).
              Хотя  размеры государственных доходов постоянно растут, величина государственных расходов растет еще быстрее. Эта диспропорция объясняется основными направлениями использования государственного бюджета в современном обществе:
    субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики;
    финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения;
    стратегические инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на оборону, поддержку экспорта, охрану окружающей среды;
    государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующие прирост дополнительного спроса [12.с.68]
        В настоящее время  государство обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации, кредиты, ставки учетного процента, льготы для производящих приоритетную социальную продукцию, регулирование цен, финансирование крупных научно-технических программ, государственное предпринимательство.
    Налоги. История налогов насчитывает более пяти тысяч лет от принудительных повинностей до современного вида – обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения придают рыночной экономике цивилизованный характер.
    Современная налоговая система стремится  реализовать следующие принципы:
    обязательность и всеобщность налогообложения физических и юридических лиц,
    сочетание прямого и косвенного налогообложения,
    стабильность и динамика налоговой ставки (в зависимости от сферы занятости и уровня доходов налогоплательщиков),
    неотвратимость административной и финансовой ответственности налогоплательщиков за сокрытие доходов (объектов), подлежащих налогообложению.
              Налоги делятся на две большие группы – налоги с населения и налоги с корпораций. Мировая тенденция соотношения между ними состоит в уменьшении первых и возрастании вторых.
              Главная форма прямого налогообложения  населения – подоходный налог, которому присуще значительное колебание налоговой ставки (от 10 до 50 %), а также льготы для определенных социальных категорий.
              Объектом налога на корпорацию долгое время была только ее прибыль, но сегодня этот налог распространяется также на часть издержек производства и обращения фирмы.
              Постоянно возрастающую долю  налоговых поступлений в бюджет  составляют «косвенные» налоги (акцизы, налоги на предметы потребления,  таможенные пошлины), принимающие  форму надбавок к ценам на  товары и услуги.
              Разновидностью налогов являются обязательные платежи, определяемые  спецификой   объекта   налогообложения, --  налоги на недвижимость, на земельную собственность, на наследство, штрафы за загрязнение окружающей среды и т. д.
              Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.
    Инвестиции. В результате сбора налогов государство распоряжается крупными денежными средствами, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику, воздействуя тем самым на поведение частных инвесторов.
              Государственные инвестиции и  заказы создают гарантированный  рынок, обеспечивая стабильную  реализацию продукции фирмам, получающим  госзаказы, и их партнерам.  Цель государственной инвестиционной политики – структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста через выделение  бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.
    Дотации – денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Обычно они предоставляются предприятиям, чья продукция имеет важное социальное и народнохозяйственное значение, но чрезмерные затраты на которую делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные товары.
    Учетные ставки. Разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты называется «учетная ставка». Назначая ее, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность.
    Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий – монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы. На социально значимые товары массового спроса устанавливаются предельные уровни розничных цен (или надбавок к ним), а также рентабельность производящих их предприятий.
              в) Государственное предпринимательство. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (таковы, например, капиталовложения в крупные научно-технические программы). Другим источником государственной собственности являются отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, транспорт, связь, оборона). Наконец, государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления (так называемые «общественные товары»: дороги, экология, уличное освещение и т. п.).
              Часть государственных предприятий  полностью финансируется из государственного  бюджета. Однако стратегия государственного  хозяйствования имеет ярко выраженную  рыночную направленность – это  всемерная коммерциализация деятельности  государственных предприятий. Поэтому большинство государственных предприятий являются, как правило, акционерными обществами, обладая всей полнотой прав рыночного субъекта. «Государственность» этих предприятий состоит в том, что государство владеет контрольным пакетом их акций. Таким образом, возникает особый вид «полугосударственных», «смешанных» предприятий, финансирование которых осуществляется наряду с государством и частными инвесторами.
              Разновидностью государственного  предпринимательства следует считать и предоставление концессий – сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.
              В результате предпринимательства  государство регулирует рыночную  экономику не только как внешняя  по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-коммерческих операциях.
              г) Социальное регулирование. Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.
              В развитой рыночной экономике  приоритетными являются следующие  направления социальной защиты:
    Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительное социальное значение, поскольку образуют базу оплаты труда во всех сферах и пересчета уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера минимальной заработной платы составляет основной элемент государственной «политики доходов».
    Обеспечение занятости. Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условиям относятся:
    свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;
    получение желаемого уровня общего и специального образования;
    материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).                             
       Главной целью правительства в сфере  занятости является удержание безработицы  на «естественном уровне» (не более 4-5 % от численности экономически активного населения). Для этого, в частности используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.