На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль малого бизнеса в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                      РОЛЬ МЕЛКОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ
                               Москва 2002 г. 

                                 ПЛАН РАБОТЫ
1.    Введение   2
2.    Место и роль малого предпринимательства  в процессе формирования
   рыночных структур.  4
2.1.  Определение малого предприятия  и его специфика.    4
2.2.  Экономическая и социальная роль  малых предприятий. 9
2.3.  Мелкий бизнес - основа современной  рыночной инфраструктуры:   11
3.    Государственное регулирование  малого предпринимательства в  России
   13
3.1.  Система государственной поддержки  малого бизнеса: цели, элементы,
   результаты.   13
3.2.  Фонды поддержки малого предпринимательства  - основные направления
   деятельности. 18
4.    Заключение 20
Литература  21 
 

   Введение 

Малое предпринимательство представляет собой реалию экономической жизни
государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую
ситуацию  в стране и имеет значительных потенциал влияние на социальную
картину в стране. Поэтому необходимо ясное  представления о том, какое место
малое предпринимательство занимает в  национальной экономике и каковы его
отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений
предполагает  свободное и равноправное сосуществование  и развитие различных
форм  собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.
Как показывает мировая практика, малое  и среднее предпринимательство
является  одним из факторов, позволяющих осуществить  быструю структурную
перестройку экономики, решительный ее поворот  к потребностям людей и
одновременно  сформировать надежную социальную базу реформ – массовый  слой
предпринимателей  – собственников.
Малое предпринимательство порождает  многочисленный слой мелких
собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере
определяют  социально-экономический уровень  развития страны. По своему
уровню  жизни и социальному положению  они принадлежат к большинству
населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так
и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого
предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий,
действующих, в основном, на местных рынках, непосредственно  связанных с
массовым  потребителем товаров и услуг. Небольшие  размеры, их
технологическая, управленческая гибкость позволяют  чутко и своевременно
реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Сектор малого
предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом
любой развитой хозяйственной системы, без  которого экономика и общество в
целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого
развитого государства составляют крупные  корпорации, а наличие мощной
экономической силы – крупного капитала в значительной мере определяет
уровень научно-технического и производственного  потенциала, подлинной
основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое
предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма
деловой жизни. Именно в секторе массового  предпринимательства создается  и
циркулирует значительная масса национальных ресурсов, которые являются
питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость малого предпринимательства  и массовый охват им
практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость
развития  экономики и способствуют стабильности политического климата.
Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими
собственниками  и объединены едиными корпоративными интересами в отношении
собственности с крупным и средним капиталом.
Малые предприятия являются весьма специфической  формой организации
экономической жизни общества со своими отличительными особенностями,
закономерностями, преимуществами и недостатками развития. Узкая
специализация на определенном сегменте рынка товаров  и услуг, возможность
начать  собственное дело с относительно малым стартовым капиталом,
отсутствие  управленческих иерархий – все эти  черты малого
предпринимательства являются его достоинствами, повышающими  устойчивость на
внутреннем  рынке, но при определенных условиях становятся недостатками,
сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых
предприятий на изменения условий функционирования делает его более
мобильным и приспосабливаемым, а с другой – зависимым от конъюнктуры рынка,
динамики  внешних социально-экономических  и политических условий.
Относительно  небольшой капитал сужает рамки  производства, ограничивает
возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических,
финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы
производства  и небольшое количество занятых  обусловливает простоту и
эффективность управления предприятием. Однако характерное  для малых
предприятий совмещение функций собственника и  менеджера в лице хозяина
предприятия, установление личных связей с работниками  предприятия,
неформальный  стиль управления, снижая управленческие издержки, могут
привести  – и часто приводят – к самоэксплуатации.
Малое предпринимательство, существуя в  реальной внешней среде, испытывает
влияние разнообразных и разнонаправленных  формальных и неформальных
факторов. При этом рост малого предпринимательства, являясь одним из
приоритетных  направлений дальнейшего развития хозяйственной жизни страны,
далеко  не всегда соответствует возлагаемым  на него ожиданиям. Существующие
проблемы  создания, регулирования, регламентации  деятельности малых
предприятий являются предметом усилий государственных  и негосударственных,
коммерческих  и некоммерческих, формальных и неформальных организаций. В то
же  время, достигнутый к настоящему времени уровень развития малого
предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест,
оживления спроса - предложения на местных  товарных рынках, появления
самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской
инициативы  у значительной части экономически активной части населения,
снижения  социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. 

   Место и роль малого предпринимательства  в процессе формирования рыночных
   структур. 
 

1 Определение  малого предприятия и его специфика. 

В настоящее  время в странах ЕС, Японии, США  уже существует опыт
исследований  национального и международного уровней по различным аспектам
проблемы  развития малых предприятий. Появляются примеры таких исследований
и в  России, а также в других странах  Восточной Европы . Однако полученные
данные  носят достаточно фрагментарный  характер. Во многом это объясняется
различием подходов к определению малого предприятия. Вместе с тем,
отдельные попытки как зарубежных, так и  отечественных исследователей
выработать  единое или обобщенное определение  малого бизнеса, по-видимому,
изначально  обречены на провал. В силу многообразия задач, для решения
которых может потребоваться формальное определение малого предприятия, а
также разнообразия объективных условий  макросреды функционирования малых
предприятий в различных странах и регионах всегда будут появляться вариации
на  эту тему. При этом следует подчеркнуть, что для решения одних задач
необходимо  строгое или формальное количественное определение, а для решения
других - достаточно общих согласованных (неформальных качественных)
подходов .
Учитывая  современную практику развития малых  предприятий, можно выделить
несколько проблемных областей, приводящих к  необходимости использования как
формальных  определений размера предприятия, так и неформального подхода.
      Проблемные области и использование  формального/ неформального подходов
      к определению малого и/или  среднего предприятия
|Проблемные  области     |Уровни           |Формальное   |Неформальный  |
|                       |                 |определение  |подход        |
|Статистические         |Межфирменный,    |Х            |              |
|наблюдения:            |внутриотраслевой,|             |              |
|                       |                 |             |              |
|                       |межотраслевой,   |             |              |
|                       |межрегиональный, |             |              |
|                       |международный    |             |              |
|Разработка             |Местный,         |Х            |Х             |
|государственных        |региональный,    |             |              |
|программ  поддержки     |федеральный,     |             |              |
|малых  предприятий:     |межгосударственны|             |              |
|                       |й                |             |              |
|Налогообложение:       |Местный          |Х            |              |
|                       |федеральный      |             |              |
|Образование:           |Бизнес-образовани|Х            |Х             |
|                       |е                |             |              |
|                       |Экономическое    |             |              |
|                       |образование      |             |              |
|Исследования:          |Микроуровень     |Х            |Х             |
|                       |Макроуровень     |             |              | 

В целом  можно охарактеризовать современный  российский подход к определению
малых предприятий в части мер государственного регулирования деятельности
субъектов малого предпринимательства как  попытку реализации
протекционистской модели государственной поддержки  предпринимательства.
Однако, важно принимать во внимание значительно  более широкий спектр задач,
вызывающих  необходимость использования формальных или неформальных
определений малого бизнеса, а также более  широкие возможности подходов к  их
решению.
Следующие три вопроса составляют суть проблемы определения размера
предприятия: что есть размер предприятия (организации), как следует
«измерять»  этот размер, и где проходит «разделяющая линия» между малым,
средним и крупным предприятием (организацией)?
Что есть размер предприятия? В разное время  разными авторами предлагались
такие варианты раскрытия понятия размера  предприятия (организации), как,
например, «масштабность операций» («the scale of operations» – Aldrich,
1972), или «масштаб организации и  ее ответственности/задач» («the scope of
an organisation and its responsibilities» – Blau, 1972).Наиболее часто в
исследовательских целях использовали критерии «число занятых», «стоимость
активов»  или «годовой оборот/ объем продаж»  и др. Вследствие такого
разнообразия  подходов участвующие в обсуждении проблем далеко не всегда
имеют в виду одно и то же, употребляя понятия  малого и среднего бизнеса.
Как следует измерять размер предприятия? Даже если в качестве ответа на
вопрос  «что есть размер предприятия?» просто выбираются те или иные
критерии  измерения размера (что вряд ли является действительно ответом на
поставленный  вопрос), то использование различных  численных параметров в
качестве  границ изменения выбранных критериев  неизбежно ведет к проблеме
проведения  сопоставлений на различных уровнях  анализа. Единственно в
зависимости от выбранной меры критерия одна и  та же компания может быть
одновременно  отнесена к крупным, средним или  малым предприятиям. То, что
может считаться «средним» для одной  отрасли или одного сегмента рынка,
может быть отнесено к «малому» или «крупному» – в другом контексте.
Сравним, к примеру, оборот фирм в музыкальной  индустрии, бизнес-образовании
и в  промышленности, строительстве, или  понятия «масштабности операций»  для
России  и для Люксембурга.
Где проходит линия раздела? Даже после  решения вопросов «что есть размер?»
и «как его следует измерять» все  еще будет оставаться вопрос «где проходит
линия, разделяющая малые, средние и  крупные фирмы?» Один из исследователей
делает  такой вывод по этому поводу: «Никакое универсальное определение
малого  предприятия не сможет быть достаточным  для всех задач. Мойщик окон,
независимый магазин с двумя работниками, фермер с 300 акрами земли, одним
наемным рабочим и трактором или каким-нибудь другим оборудованием, швейная
фабрика с 50 сотрудниками – все они сталкиваются с общими проблемами,
отличными от проблем транснациональных корпораций. Не столько важно иметь
универсальное определение, точно отделяющее малое  предприятие от крупного,
сколько сделать полезные обобщения о  предприятиях малого и крупного
размера». 

В отечественной  практике определение малого предприятия  дано в Федеральном
Законе  о государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской
Федерации: 

      «Под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие
      организации, в уставном капитале  которых доля участия Российской
      Федерации, субъектов Российской  Федерации, общественных и религиозных
      организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов не
      превышает 25 процентов, доля, принадлежащая  одному или нескольким
      юридическим лицам, не являющимся  субъектами малого
      предпринимательства, не превышает  25 процентов и в которых средняя
      численность работников за отчетный  период не превышает следующих
      предельных уровней (малые предприятия):
           в промышленности - 100 человек;
           в строительстве - 100 человек;
           на транспорте - 100 человек;
           в сельском хозяйстве - 60 человек;
           в научно - технической сфере - 60 человек;
           в оптовой торговле - 50 человек;
           в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30
           человек;
           в остальных отраслях и при  осуществлении других видов
           деятельности - 50 человек.
      Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические
      лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования
      юридического лица.
      Малые предприятия, осуществляющие  несколько видов деятельности
      (многопрофильные), относятся к таковым  по критериям того вида
      деятельности, доля которого является  наибольшей в годовом объеме
      оборота или годовом объеме  прибыли.» 

Таким образом, в основу определения малого предприятия в Российском
законодательстве  положен количественный признак  – число работающих.
Следует отметить, что около 8.5 миллионов  человек занятых в сфере малого
предпринимательства, установленные Федеральной Программой государственной
поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001
годы  в качестве целевого показателя на 2001 год составляют около 10%
населения в трудоспособном возрасте. Для сравнения, численность занятых на
предприятия с числом работников менее 10 человек  в Германии в 1993 году
составила 17% от общего числа занятых, будучи самым  низким показателем в
ЕС, а численность занятых на предприятиях с числом работающих менее 100
человек во всех странах ЕС превышает 40% от общего числа занятых.
Специфика субъектов малого предпринимательства  в значительной степени
определяется  их размерами. В то же время в ряде случаев можно сказать, что
именно  эта специфика является причиной невозможности роста малого
предприятия.
|Качественные  характеристики размера фирмы                                  |
|        |Малый бизнес   |Малый-средний  |Средний-крупный|Крупный бизнес |
|        |               |бизнес         |бизнес         |               |
|Цели    |Определяются   |Корректируются |Корректируются |Доминирование  |
|        |рынком,        |рынком  и       |рынком и       |на рынке,      |
|        |интуитивно, с  |стратегией,    |стратегией,    |систематически |
|        |импровизациями |интуитивно     |изобретательно |и стратегически|
|Менедж-м|Личный,        |Личный,        |Личный,        |Командный,     |
|ент     |авторитарный,  |консультации с  |небольшая      |большая  команда|
|        |прямой         |ключевыми      |команда        |специалистов,  |
|        |               |партнерами,    |специалистов,  |функциональная |
|        |               |специалистами  |использование  |оргструктура,  |
|        |               |               |внешних        |консультационна|
|        |               |               |экспертов      |я структура    |
|Продукт  |Нет            |Краткосрочное  |Краткосрочное и|Долгосрочное   |
|        |планирования,  |планирование   |нерегулярное   |планирование,  |
|        |Нет            |без            |долгосрочное   |регулярные     |
|        |маркетинговых  |маркетинговых  |планирование,  |маркетинговые  |
|        |исследований   |исследований   |несистематическ|исследования   |
|        |               |               |ие             |               |
|        |               |               |маркетинговые  |               |
|        |               |               |исследования   |               |
|Персонал|Личные         |Личные         |Отношения      |Строгая        |
|        |отношения      |отношения      |сотрудничества,|иерархия       |
|        |«босс-сотрудник|«Наниматель-кол|организационная|отношений,     |
|        |» по принципу  |лектив         |«среда»,       |сотрудничество |
|        |«большая       |сотрудников»,  |некоторая      |в коллективах, |
|        |семья», высокая|некоторая      |степень        |отсутствие     |
|        |степень        |степень        |мотивации,     |вовлечен-ности  |
|        |мотивации и    |вовлеченности, |усиление       |(только  у      |
|        |вовлеченности, |небольшое      |влияния        |топ-менеджеров)|
|        |нет профсоюзов,|влияние        |профсоюзов, СТК|, трудно       |
|        |нет Совета     |профсоюзов, нет|               |повысить       |
|        |трудового      |СТК            |               |мотивацию,     |
|        |коллектива     |               |               |сильные        |
|        |(СТК)          |               |               |профсоюзы, СТК |
|Финансы  |Семья, банк    |Семья, банк    |Семья, банк,   |Банк, акции    |
|        |               |               |акции          |               | 

Основная  проблема теорий, описывающих «мир малого бизнеса», заключается в
неконгруэнтности  базовых экономических категорий (таких, как зарплата,
товарная  цена, и, соответственно, рентабельность), составляющих основу
экономического  анализа, для крупных корпораций и малых фирм. Ключевой
особенностью  малого бизнеса,  функционирующего в официальном секторе,
является  высокая степень его экономической  неформальности, проявляющаяся в
специфическом характере присущих ему экономических  категорий, указанных
выше, частично отражающих качественную природу  семейного товарного
хозяйства, а частично – количественную природу  корпоративных форм
капиталистического  типа. Наиболее ярко эти особенности  проявляются в малом
семейном  бизнесе.
В качестве сугубо Российской особенности малого бизнеса чаще всего
приводится  высокий удельный вес неформального  сектора экономики, к которому
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.