На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Финансы"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 

Цель  занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов
План  лекции:
    Понятие  финансов
    Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
    Функции финансов
    Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)
 
Ключевые слова: понятие финансы, признаки финансов как экономической категории, сущность распределительной и контрольной функций финансов. 

    Понятие финансов
   Финансы – это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:
      Денежные отношения;
      Распределительные отношения;
      Связаны с формированием и использованием фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.
     Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы  экономических отношений.
     Финансы – это совокупность экономических  отношений отражающих  формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота.
     Как стоимостная категория финансы  выражают экономические отношения, связанные с распределением общественного  продукта и образованием денежных доходов, фондов направляемых на удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов, государства. Финансы охватывают лишь те экономические отношения которые связанные с формированием и использованием децентрализованных и централизованных фондов.
     Понятие «финансы» охватывает обширную область  экономических отношений, связанных с формированием  и использованием централизованного фонда денежных средств государства.
     Таким образом, предметом науки о финансах являются, экономические отношения связанные с распределением общественного продукта.
     Объектом  финансов являются - целевые денежные фонды, доходы. Субъектом финансов являются предприятия, организации, население, государство.
     Термин  финансы произошел от латинского «finis» - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме между населением  государством). Позже термин трансформировался «financia», применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем как – совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.
     Авторство термина «финансы» приписывается  французскому ученому Ж. Бодену, который  в 1577 г. издал работу «Шесть книг о  республике».
     Первым  автором работы о финансах был  Ксенофонт (430-365гг. до н.э.) « О доходах  Афинской республики».
     У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) воззрения  в области финансов изложены в  работе «Афинское  государственное  устройство».
     Но  не всякая денежная операция относится  финансовой, поскольку деньги опосредуют движение всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощи разных экономических категорий – цена, оплату труда, финансов, кредита, страхование и д.т..
     В иерархии общественных отношений денежные отношения относятся к экономическим, которые в свою очередь, включаются в производственные отношения – определяющую часть системы общественных отношений (см. схему 1.1).  Отсюда следует, что финансовые отношения это часть производственных отношений   они являются базисными.  

     Схема 1.1 Последовательность отношений в общественной системе
        

  Для понимания  сущности финансов в первом случае можно принять за точку отсчета в воспроизводственном процессе (в целом или в индивидуальном кругообороте производственных фондов отдельного хозяйствующего субъекта - производителя) момент разделения стоимости и начала относительно самостоятельного движения денежной ее формы при реализации изготовленной продукции. При заранее обусловленном характере производства формируются пропорции структуры реализуемого продукта на элементы, соответствующие «С», «V» , «т» и образуются соответствующие им фонды денежных средств или накоплений этих средств.
  Движение  стоимости в экономике можно  проследить по этим основным элементам, которые характеризуют главные компоненты стоимости в процессе воспроизводства:
где:   Р  — совокупный (валовой) общественный продукт;
С - производственные материальные затраты;
V - стоимость необходимого продукта;
   m  - стоимость прибавочного продукта.
   При этом выделяются фонды оборотных средств, амортизационные и другие  отчисления (например, на социальные нужды), фонд оплаты труда, доход. 

2 . Роль финансов  в процессе расширенного воспроизводства
     Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, их роль и значение зависит от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполненным функциям.
     Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить потребности государства и предприятия в денежных средствах. Финансы - связывающее звено между созданием и использованием национального дохода. Они воздействуют на производство, распределение и потребление. Удовлетворяя потребности, связанные с развитием производства, потребности работника и его семьи, финансы предприятия и домохозяйств обслуживают процесс смены формы стоимости (товарной, денежной).
     Финансы государства обслуживают процесс  в общегосударственном масштабе, обеспечивая удовлетворение общественных потребностей (оборона, культура, образование, управление и др.) и социальную защиту отдельных групп населения (пособия на безработицу, пособие по беременности и т.д.).
     Помимо  традиционных функций государство  осуществляет функции по регулированию хозяйственных процессов, поскольку через республиканский бюджет перераспределяется более 40% ВВП и 20% совокупного общественного продукта (по Казахстану). Это дает возможность планомерно осуществлять воспроизводственные процессы, финансировать приоритетные направления экономики. Между тем финансирование может быть неэффективным в результате субъективных волевых решений.
     Рыночная  экономика привела усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений. Взаимосвязи между ними усложняются.
     Во-вторых - финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некоторую обособленность. Деньги, как материальная основа финансов, выполняя функцию средства обращения становятся капиталом, т.е. самовозрастающейся стоимостью.
     В-третьих, происходит снижение роли финансов на микро-уровне и увеличение значения финансов на макроуровне.
     Переход страны на новые экономические отношения вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и капиталистическую нестабильность, инфляцию и т.д. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часть меняется. Вместе с тем вырисовываются следующие тенденции:
    финансовые ресурсы концентрируются не. только в бюджете, но и в других фондах   - пенсионном, занятости, медицинского страхования;
    бюджет в основном пополняется за счет налогов. Основной упор на налог привел еще большему спаду производства. Возникает необходимость совершенствования налоговой системы;
    финансирование народного хозяйства из бюджета уменьшилась с 60% до 12%, что свидетельствует о невмешательстве государства на экономику.
 
3.Функции финансов
     Сущность  финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та работа, которую выполняют финансы.
     В настоящее время наибольшее признание  получили 2 основные концепции финансов распределительная и воспроизводственная.
     Сторонники  первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства - в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме.
     Согласно  данной концепции финансы выполняют 2 функции - распределительную и контрольную.
     С помощью распределительной функции  распределяется и перераспределяется весовой (совокупный) общественный продукт и его важнейшая часть - национальный доход, а также часть национального богатства.
     Различают первичное распределения общественного продукта и последующее или перераспределения.
     При первичном распределении из общего объема совокупного общественного продукта выделяются фонд возмещения (материальные затраты и амортизационные отчисления) и вновь созданная стоимость - национальный доход, формируются первичные доходы производственной сферы (хозяйствующих субъектов и их работников). Перераспределение - это процесс дальнейшего уже собранного в бюджете части общественного продукта по субъектам хозяйствования, как в отраслевом так и в территориальном разрезе для ведения расширенного воспроизводства и потребления. Та часть государственного фонда денежных средств, которая направляется для расширения производства (прироста производственных фондов), называется фондом накопления.
  Следовательно, через распределительную функцию  финансы удовлетворяют определенные общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, экономических агентов, путем формирования денежных доходов и расходования средств. Таким образом, через распределительную функцию раскрывается сущность финансов как категории распределения, выявляются экономические отношения, связанные с движением совокупного общественного продукта, его составных элементов в денежной форме и создаются условия для реализации общественного продукта в натурально-вещественном выражении посредством купли-продажи. В итоге должны быть удовлетворены экономические интересы всех участников общественного производства с учетом конкретного трудового вклада и степени участия в общественном производстве.
     Представители воспроизводственной концепции  рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, а не одну (распределительную) стадию. Они утверждают, что финансы - это категория производства, поскольку они обслуживают кругооборот производственных фондов (капитала). Финансы - категория обмена, так как при обмене продолжается процесс распределения общественного продукта.
     Таким образом, сторонники воспроизводственной  концепции считают, что финансы - категория не одной стадии, а всего  воспроизводства в целом, поскольку все стадии общественного производства тесно связаны между собой.
     В отличии от распределительной концепции  финансов, определяющей их природу в движении денежных средств, воспроизводственная концепция эту природу определяет в движении стоимости в денежной форме. В соответствии с расширительным пониманием сущности финансов сторонники воспроизводственной концепции наделяют финансы следующими функциями:
    образованием формирования денежных доходов и фондов
    использованием денежных доходов и фондов
    контрольная функция
     Следует отметить, что контрольная функция признается представителями всех концепций.
  Контрольная функция проявляется в финансовом контроле, но эти понятия нельзя отождествлять. Контрольная функция - внутреннее свойство финансов, а финансовый контроль - практическое использование контрольной функции как присущего финансам объективного содержания. Контрольная функция действует не изолировано, а в органической связи с другими функциями. Среди денежных отношений, выраженных в финансовой форме, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием финансовых ресурсов, но нет и финансовых отношений, которым была бы присуща только контрольная функция. 

    Взаимодействие  и взаимосвязь финансов со стоимостными категориями
(ценой, оплатой  труда, кредитом)
  Финансы, опосредуя создание валового общественного продукта и национального дохода, взаимодействуют с другими стоимостными (денежными) категориями - ценой, кредитом, оплатой труда, страхованием и т.д.. Эти денежные категории также участвуют во всех стадиях воспроизводственного цикла, однако мера и формы их участия неодинаковы. Каждая из названных категорий занимает свое особое место в системе воспроизводственных отношений, участвуя присущими только ей методами и способами в обеспечении движения общественного продукта и национального дохода.
 Цена  выступает как исходная категория стоимостного распределения, опосредуя переход продукта труда из натурально-вещественной формы в денежную и его движение от одного владельца к другому на основе актов купли-продажи. В процессе распределения могут возникнуть отклонения цен от стоимости, в результате чего у одних производителей реализуется большая стоимость, а у других — меньшая. В таком случае в перераспределительный процесс вступают финансы со своими методами: они изымают часть стоимости (например, с помощью акцизов, налогов на экспорт или импорт, таможенных пошлин) или передают недополученную часть стоимости путем субвенций (дотаций), бюджетного или отраслевого финансирования. Следует иметь в виду, что отклонение цен от стоимости может сознательно устанавливаться государством при проведении политики цен (регулируемые цены по государственному заказу, по государственным закупкам, социально низкие цены, цены определяемые высоким спросом - монопольные цены). В условиях рынка преобладают свободные цены, формируемые спросом и предложением товаров, услуг.
  Финансы тесно связаны с оплатой труда. Фонд оплаты труда (фонд заработной платы) в сфере материального производства вычленяется из выручки от реализации продукции с помощью финансов. Этот фонд может формироваться в зависимости от объема произведенной продукции. В случае использования в хозяйственной практике категории дохода фонд оплаты труда формируется в более тесной увязке с достигнутыми финансовыми результатами. Валовой доход*, как разница между выручкой от реализации продукции и прямыми издержками, вбирает в себя экономию на этих издержках и поэтому характеризуется как комплексное финансовое понятие, объединяющее в денежном выражении все усилия хозяйственного органа по количественным и качественным результатам деятельности. Здесь присутствует и Ценовой фактор: в случае реализации продукции повышенного качества, и экономия материальных затрат, и относительная экономия т использования основного капитала, выступающая в виде Уменьшения доли амортизационных отчислений, приходящихся на больший количественный объем продукции, увеличивают прибыль или доход.
  Взаимодействие  финансов с кредитом проявляется весьма тесно. Как и в финансах, в кредитных отношениях формируются и используются денежные фонды, называемые ссудными, для целей долгосрочного и краткосрочного кредитования хозяйствующих субъектов, населения, государства.
  Взаимосвязь финансов и кредита ярко прослеживается в процессах формирования финансовых и кредитных ресурсов, где действие обеих категорий взаимонаправлены: с помощью финансов образуются кредитные ресурсы банков: средства хозорганов, амортизационные отчисления, часть выручки от реализации продукции для восполнения оборотных средств, которая не сразу направляется на приобретение материальных ресурсов и другие средства. С помощью кредита формируются финансовые ресурсы: ссуды восполняют финансовые ресурсы хозорганов - до момента погашения; платежи банков в бюджет из дохода по результатам их деятельности и в ряде других случаев; возможные бюджетные заимствования у банков для финансирования расходов государства.
  Таким образом  прослеживается определенная взаимозаменяемость обеих категорий в обеспечении потребностей расширенного воспроизводства.
  Вместе  с тем, между рассматриваемыми категориями имеются определенные различия. Если финансы распределяют и перераспределяют общественный продукт, то кредит участвует только в перераспределении, продолжая распределение, начатое финансами. Объектом кредита является только та часть стоимости, которая на данный момент является временно свободной, что позволяет аккумулировать ее в ссудный фонд для удовлетворения потребностей хозорганов и населения, нуждающихся в денежных средствах. 

Вопросы и задания для  обсуждения  и самопроверки:
    В чем состоят особенности обыденно-поверхностного представления о финансах и сущностного, внутреннего их содержания ?
    Что понимается под воспроизводством общественного продукта, его составом ?
    Как проявляются процессы первичного распределения общественного продукта  и его перераспределение ?
Тема 2. Организация финансовой системы. 

Цель  занятия – глубокое изучение организации финансовой системы.
План  лекции:
    Сущность и структура финансовой системы
    Организация финансовой системы Республики Казахстан
    Сущность и структура финансовой системы
 
Ключевые слова: финансовая система, общегосударственные финансы, финансы предприятий и организаций, использование фондов денежных средств, финансовые  отношения. 

  Финансовая  система – это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых  отношений.
  Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения.
  Термин  «система» означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих определенную целостность, единство. Замечательным свойством системы является проявление в ней синергетического эффекта - превышения системного эффекта по сравнению с результатами независимого функционирования отдельных элементов.
  Действие  взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям.
  В вышеприведенном  определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:
    совокупность финансовых отношений;
    совокупность фондов денежных средств;
    финансовый аппарат управления.
  Финансовая  система является системой интеграционного  типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой - представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля.
  Помимо  функционального критерия классификации  финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям Звенья, как соподчиненный ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.
  Структура  финансовой системы по функциональному  критерию
Финансовая  система
 
Подсистемы
налоговая Бюджетная Внешне –  экономических отношений Финансовых  планов, учета и статистики Нормативно  – законодательного обеспечения Финансового контроля Автоматизированного управления финансами Кадрового обеспечения
Базовые подсистемы Обеспечивающие  подсистемы
 
2. Организация  финансовой системой Республики  Казахстан
  Место и  роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы являются определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.
  Финансы хозяйствующих субъектов  сферы материального  производства составляют основу финансов, они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт - основной источник финансовых ресурсов общества.
  Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности.
Финансовая система  РК подразделяется на общегосударственные  финансы и на финансы хозяйствующих  субъектов.
   Первое  звено Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете (Республиканский бюджет, местные бюджеты) как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах (Государственный накопительный пенсионный фонд, Инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Национальный фонд РК), как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите (государственный долг: внешний и внутренний). Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита бюджета, а также обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств - это подзвено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.
 Схема финансовой  системы Республики Казахстан
ФИНАНСОВАЯ   СИСТЕМА  РЕСПУБЛИКИ   КАЗАХСТАН
Общегосударственные  финансы   Финансы    хозяйствующих   субъектов   Финансы Домашниххозяйств (населения)
Государственный бюджет
Государ- ственный
кредит
Специальные внебюджетные
фонды
Финансы сферы материального про-
производства
Финансы  непроизводственной  сферы
Респуб- ликан-
ский
бюджет
Местные бюджеты:
бюджеты
областей,
городские,
районные
Госу- дар-
ствен-
ный
долг
(вну-
трен-
ний,
внеш-
ний)
Государ- ственный на-
копительный
пенсионный
фонд,
Инвестицион-
ный фонд,
Инновацион-
ный фонд,
Национальный
фонд РК
Финансы промы- шленных, сельс-
кохозяйственных,
строительных
пре-дприятий, орга-
низаций грузового
транспорта ивязи,
геологоразведки,
государственных
организаций тор-
говли, заготовок,
снабжения
Финансы жилищно-комунального хозяйства, бытового обслужи-
вания населения, пасажирского
транспорта, здравоохранения, об-
разования, культуры, науки и на-
учного обспуживания, обществен-
ных организаций, банковско-кре-
дитных, страховых, коммер-ческих
и посреднических организаций,
негосударственных (в том числе
пенсионных) и  других субъектов
(управления, обороны,  правоохра-
нительных органов)
Централизованные   финансы Децентрализованные         финансы
  Второе  звено - финансы хозяйствующих  субъектов имеет два относительно самостоятельных подзвена:
    финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства (реальный сектор);
    финансы организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.
  В первом подзвене - финансах производственной сферы  решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие, охватывающие низовые звенья и их вышестоящие органы:
    финансы производственных хозяйствующих субъектов промышленности;
    финансы сельскохозяйственных хозяйствующих субъектов;
    финансы  грузового транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушного, магистрального, трубопроводного);
    финансы строительства;
    финансы связи (в части обслуживания производства);
    финансы производственной кооперации;
    финансы водного хозяйства;
    финансы геологоразведочных организаций;
    финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с продолжением процесса производства в  сфере обращения).
  Место и  роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др. Финансы отраслей непроизводственной сферы включают такие составляющие:
  1)  финансы  жилищно-коммунального хозяйства;
    финансы бытового обслуживания населения;
    финансы пассажирского транспорта;
    финансы потребительской кооперации;
    финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной деятельности);
    финансы здравоохранения и физической культуры;
    финансы образования;
    финансы культуры и искусства;
    финансы науки и научного обслуживания;
    финансы общественных организаций;
] 1) финансы банковски-кредитных и страховых организаций;
    финансы коммерческих и посреднических организаций (в том числе товарных и  фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т.д.);
    финансы органов управления;
    финансы обороны;
    финансы органов защиты правопорядка.
  Во втором звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.
  Совокупность  централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляют вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации, оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (резервные фонды), третьи- накапливаются (амортизационные отчисления).
  Формы финансовых отношений и фонды денежных средств  образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступают финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.
  Финансовый  аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее. Наряду с понятием финансовой системы есть еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная система объединено функционирует преимущественно в сфере материального производства, поскольку в непроизводственной сфере кредитные отношения ограничены, хотя кредитные учреждения относятся к непроизводственной сфере деятельности.
  В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:
  Сочетание централизма и демократизма в организации финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляется местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам.
  2. Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражением его в построении 
финансовой системы является соответствие структуры государственных финансовых органов национально-государственному и  административно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их  функции выполняет аппарат местной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.

  3. Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звенья 
ми финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных  актах. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.

  4. Принцип функционального  назначения отдельных составных элементов финансовой системы выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат. Организацию работы по формированию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов и Министерство государственных доходов.
Финансовая система  должна постоянно совершенствоваться.
  Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономическое  развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии.
  Состоянием  финансов определяется положение дел в обществе и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию, в первую очередь, общеэкономических мер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер - совершенствование производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики - ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы. 

Вопросы и задания для  обсуждения  самопроверки.
    Каковы цели финансовой системы?
    Перечислите принципы финансовой системы.
    Каковы задачи финансовой системы РК в современных условиях.   
 
Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм 

Цель  занятия – глубокое изучение  финансовой политики и финансового механизма.
План  лекции:
    Сущность и значение финансовой политики
    Типы финансовой политики
    Цели, задачи и принципы финансовой политики
    Содержание и структура финансового механизма
 
Ключевые слова: финансовая политика, финансовый механизм, финансовая стратегия.  

      1. Сущность и значение финансовой  политики
     Финансовая  политика - это совокупность мероприятий и намерений, приводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики.
     В системе материалистической диалектики финансовая политика относится к  надстройке, которые она выражает, являющихся базисными – выступающими как часть производственных отношений определенной общественно-экономической формации.
     Финансовая  политика, как и экономическая  политика, в целом разрабатывается  государством исходя из требований экономических  законов  (закон спроса и предложения, закон стоимости, закон возвышений потребностей и др.).
     В реальной жизни финансовая политика реализуется через финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами. Через финансовый механизм происходит  управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и накоплений для осуществления государственных программ экономического и социального развития.
     Финансовая  политика государства делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия представляет собой долговременный курс предусматривающий  решение крупномасштабных задач  экономики и социального развития общества. Финансовая тактика представляет собой краткосрочный курс, конкретизирующий стратегические установки  и направлен на решение неотложных задач, возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны.
    Типы финансовой политики
     Анализ  финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить четыре её основных типа: классическая, регулирующая, планово-директивная, современная.
     До  конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический её вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное её направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование очного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и использования равновесного(сбалансированного)бюджета.
     В основу регулирующей финансовой политики вначале были положены экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика на ряду с её традиционными задачами стала использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки.
     Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих плановую систему управления экономикой. Основная на государственной собственности на средства производства позволяет осуществлять прямое эффективное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.  Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
     Основа  современной финансовой политики - это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйственных субъектов. На основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджета на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов.
    Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
            Содержанием финансовой политики государства является планомерная  организация финансов с учетом действия экономических законов и в  соответствии с задачами развития общества.
     Целью финансовой политики в Казахстане является разработка мер и их воплощения через финансовый механизм по обеспечению экономического роста на основе индустриально-инновационного развития, структурной перестройки национального хозяйства, активизации внешнеэкономической деятельности путем интеграции экономики страны в мировое хозяйство, а также бесперебойному и увеличивающемуся финансированию социальных программ. Финансовая политика и финансовый механизм должны обеспечить социальную защиту населения в рыночных процессах от инфляции, безработицы, потери доходов.
     Задачами  финансовой политики является:
      Обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны.
      Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов.
      Выработка финансового механизма и его развития в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.
     При проведении финансовой политики важное значение имеют осуществление следующих  принципов финансовой политики:
    Соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, прогнозов и планов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;
    Обеспечение планомерной организации финансовых отношений;
    Сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
    Создание финансовых резервов;
    Оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.
    Содержание и структура финансового механизма
     Каждая  экономическая категория имеет  свою специфику, которая проявляется через определенные виды, формы и методы выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия - виды, формы и методы реализации отношении - выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы, как специфическая распределительная категория, участвует в распределении и перераспределении созданного продукта созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм – это виды, фирмы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов.
     Термин механизм имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики. Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма. Подсистема финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организацию управления финансами.
     Финансовый  механизм можно рассматривать в  организационно - управленческом аспекте. Для этого используются такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма.
     Схема. Система финансового механизма
Финансовый  механизм
Подсистемы
Финансовое  планирование (прогнозирование) Финансовые  рычаги и стимулы Организационная структура и правовой режим
Блоки
Финансовые  прогнозы, планы и балансы Финансовые  показатели Финансовые  нормы и нормативы (применяемые  в текущем планировании) Нормативные распределения финансовых ресурсов (макроэкономические нормативы: ставки налогов, нормы отчислений в фонды и др.) Фонды финансового  обеспечения воспроизводства и  стимулирования Организации управления финансами Законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения Финансовый  контроль
Элементы
(Конкретные  наименования соответствующих подсистемам и блокам первичных, исходных видов, форм, методов организации финансовых отношений, способов их количественного определения)
 
     Подсистема  финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма – финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организация управления.
     Блок  финансового механизма – это  совокупность однородных взаимосвязанных  элементов, объеденных по признаку общей целевой направленности.
     Элемент финансового механизма – это  простейшая хозяйственная форма, через  которую специфическим образам  проявляются интересы участников общественного  производства. 

     Вопросы и задания для  обсуждения  самопроверки.
    Какие исходные основы принимаются при разработке финансовой политики ?
    Сформулируйте понятие «финансовая политика» , ее содержание ?
    С какой целью в практику хозяйствования введено понятие «финансовый механизм» ?
    Сформулируйте понятие финансового механизма , раскройте его структуру ?
 
 
Тема 4. Финансы хозяйствующих  субъектов. 

Цель  занятия – глубокое изучение  финансов хозяйствующих субъектов.
План  лекции:
    Понятие финансов хозяйствующих субъектов.
    Развитие финансов хозяйствующих субъектов.
    Основные черты финансов хозяйствующих субъектов.
 
Ключевые слова: Финансы  хозяйствующих субъектов, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества. 

Финансы хозяйствующих  субъектов – составная часть  единой системы финансов.
   Собирательное понятие – «хозяйствующие субъекты» применяется в последнее время в связи с вовлечением в хозяйственную деятельность не только юридических лиц, но и физических – индивидуальных частных предпринимателей, развитием малого бизнеса, семейного предпринимательства – без образования юридического лица. Термин «хозяйствующий субъект» распространяется на все организационно –правовые формы собственности и виды деятельности. В последнее время, в связи с разрешением коммерческой деятельности практически многим юридическим лицам, том числе и относящимся к непроизводственной сфере с государственной собственностью или ее долей, размываются границы коммерческой и уставной деятельности, что превращает субъектов – в хозяйствующих, то есть ориентирующих свою деятельность не только в выбранном, - уставном направлении, но и в коммерческом –направленном на извлечение дохода  от смежной, дополнительной или побочной деятельности.
   Финансы хозяйствующих субъектов выражают в денежной форме основные стороны  процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов. Они применяются для распределения и использования  денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития национального хозяйства. Это развитие немыслимы без прочных и хорошо налаженных финансов хозяйствующих субъектов, которые являются важным экономическим инструментом системы управления национальным хозяйством, мощным средством преобразования экономики. Представляя собой часть производственных отношений, они в совокупности с другими производственными отношениями непосредственно воздействуют на эффективность хозяйственной деятельности низовых звеньев управления национальным хозяйством.
   Финансы хозяйствующих субъектов включает в себя финансы предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций, учреждений, осуществляющих промышленную сельскохозяйственную, строительную, транспортную, снабженческо-сбытовую, торговую, заготовительную, геологоразведочную, проектную деятельность, бытовое обслуживание населения, связь, жилищно-коммунальные услуги, предоставление различных  финансовых кредитных, страховых, научных, образовательных, медицинских, информационных, маркетинговых и других услуг.
   Развитие  форм собственности повлекло возникновение  новых типов предприятий: частных, кооперативных, акционерных, смешанных, совместных с предприятиями и  фирмами зарубежных стран. Путем  передачи государственных предприятий  в управление иностранным или отечественным инвесторам меняется порядок использования государственной собственности: от менее совершенных форм – распоряжения и использования собственности совершается переход к временному владению новыми собственниками. Следующей ступенью является выкуп государственного предприятия, переход его в полное владение и превращение в частное или совместное.
   Финансы хозяйствующих субъектов имеют  сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимается внутренне  содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию – финансовую. Сущность и формы проявления финансов взаимосвязаны. Но степень их устойчивости неодинакова. Формы проявления финансов подвержены более частому, быстрому изменению, чем их сущность. Например, формы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом неоднократно изменялись и совершенствовались: от многоканальных платежей из прибыли они трансформировались в налогообложение прибыли, а затем – в подоходный налог; обратное движение средств из бюджета на финансирование хозяйственных нужд заменено в основном методом самофинансирования; изменились формы движения денежных средств внутри предприятий, между его подразделениями, администрацией и работниками – эти отношения приобретают эквивалентный характер и переводятся на коммерческую основу. Происходят изменения в структуре финансовых ресурсов , методах формирования и направлениях их использования. Вместе с тем не является неизмененной и сущность финансов. Она предопределяется не только производственными отношениями вообще, но и уровнем их  развития, масштабами и ролью государства в хозяйственном, социальном и культурном строительстве. Финансовые отношения – это прежде всего распределительные отношения. Система распределения подвержена изменениям, существует постоянная необходимость в перестройке этой системы, в усилении, в частности роли распределительных отношений и финансов в стимулировании эффективности производства. Изменение форм и методов распределения общественного продукта и национального дохода, финансовых отношений предприятий с государственным бюджетом и кредитной системой в процессе развития рыночных отношений, совершенствование хозяйственного механизма имеет цель повысить стимулирующую роль распределительных отношений и финансов в ускорении научно-технического прогресса, реализации намеченных программ развития, темпах роста производства и увеличении производительности общественного продукта.
   Особенность распределительной функции финансов хозсубъектов состоит в том, что  в процессе индивидуального кругооборота средств стоимость производимого продукта распределяется на основе установленных экономических нормативов , что и определяет участие финансов в распределении и перераспределении стоимости в воспроизводственном процессе. Экономически обоснованное распределение денежных фондов и накоплений является главным условием реализации и воспроизводственной подфункции финансов. Распределение – связующее звено между производством и потреблением.  Этот процесс происходит путем получения предприятиями денежной выручки от реализации продукции и использования ее на возмещение израсходованных средств производства и образования чистого дохода. Одна часть дохода в порядке перераспределения поступает в центральные фонды – государственный бюджет , внебюджетные фонды, а другая остается в распоряжении хозяйства на оплату труда, социальные нужды, финансирование затрат по расширению и развитию производства.
   Контрольная функция финансов играет хозяйствующих  субъектов важную роль в экономике  предприятия: нельзя хозяйствовать без учета и контроля. Финансы, наряду, с другими экономическими рычагами, играют важную роль в процессе управления экономикой, стимулирования роста производства и обеспечения необходимого контроля за рациональным использованием трудовых , материальных, природных и денежных ресурсов. Денежный контроль осуществляется не только внутри хозяйствующих субъектов , но и при его взаимоотношениях с другими субъектами, вышестоящими организациями и финансово-кредитными учреждениями.
     Вопросы и задания для обсуждения  самопроверки.
    Какие основные принципы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов положены в основу их деятельности и каково их содержание ?
    В чем заключается суть коммерческого (хозяйствующего) расчета ?
    Какие финансовые фонды формируются на предприятиях ?
Тема 5. Общая характеристика государственные  финансы. Государственные  доходы и расходы.
Цель  занятия – развитие государственных финансов.
План  лекции:
    Понятие государственные финансы.
    Развитие доходов.
    Развитие расходов.
 
Ключевые слова: государственные финансы, государственные доходы, государственные расходы. 

  Государство участвует в экономической жизни  в большей или меньшей степени в зависимости от ряда факторов: от выбранной модели развития общества, политического устройства, сложившихся традиций, внешних факторов.
Экономическая деятельность государства в целом  проявляется в следующих функциях:
    определение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;
    ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции;
    перераспределение доходов и богатства;
    стабилизация экономики;
    перераспределение ресурсов.
  Действие  названных функций непосредственно  или опосредовано (косвенно) связано с использованием категории «финансы»; в большей мере эта связь проявляется для третьей, четвертой и пятой функций государства.
  Доходы  и богатство государство перераспределяет потому, что рыночная система порождает значительное неравенство в их первичном распределении. Государство использует системы налогообложения, трансфертов, регулирования заработной платы, цен для выравнивания доходов граждан (домашних хозяйств).
  Действия  государства по стабилизации экономики  включают контроль за уровнем занятости и инфляции, вызываемых , колебаниями экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.
  Перераспределение экономических ресурсов вызывают несовершенством рыночной системы в двух ситуациях:
    в отклонениях равновесного объема производства некоторь 
    товаров от их оптимального объема;

    в отказе рынка от выделения ресурсов или их недостаточно 
    выделение для производства общественных товаров, благ и услу

  В первой ситуации производство или потребление ряд товаров и услуг вызывает издержки или выгоды у субъектов, н являющихся непосредственными производителями ил! потребителями данных товаров. Эти явления называются «побочными эффектами» или «переливами» и представляю! собой выгоды или издержки лиц или групп, не являющихся участниками данных хозяйственных процессов.
  К издержкам перелива относятся те, которые связаны с загрязнением окружающей среды, наличием шума, вибраций, различных неудобств. В этих случаях производители перекладывают часть своих издержек на население, и затраты производителей становятся заниженными. В результате производители могут иметь больший объем производства, следовательно, для производства данных товаров ресурсы поступают в увеличенных объемах.
  Для выравнивания издержек перелива государство проводит регулирующие меры, затрагивающие предложение:
  1) законодательное ограничение деятельности или требование привести ее к условиям, исключающим вредное воздействие; соблюдение   норм и стандартов такой деятельности вызовет увеличение издержек и приведет к соответствию равновесного и оптимального объемов производства;
  2) введение специальных налогов, равных или близких к издержкам перелива, что повысит общие издержки субъекта хозяйствования и обеспечит состояние равновесия.
      Под государственными доходами понимается система экономических отношений,в  процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.
      Доход – сложная экономическая категория , которая действует в тесном взаимодействии с финансами. Доход – это результат  определенной деятельности, связанной  с затратами средств.
распределения и перераспределения, в которых  важную роль играют финансы. В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и прежде всего государственный бюджет.
  Посредством финансов изымается часть доходов  населения для удовлетворения общегосударственных потребностей; подвергается распределению доход (прибыль) предприятий -одна часть его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности.
  Первичные доходы населения перераспределяются также путем оплаты услуг, оказываемых учреждениями непроизводственной сферы деятельности. Эти поступления составляют доходы предприятий непроизводственной сферы (например, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Таким образом, доходы выступают в качестве самостоятельной экономической категории, выражающей отношения людей по поводу распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования. 

  Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые у государства, хозяйствующих субъектов и населения.
  Экономическая природа государственных доходов  и их организация обусловлены системой хозяйствования, политической и экономической ролью государства. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.
  Формирование  государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества.
  Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.
  Диалектика  расходов аналогична рассмотренной  в понятии «доходы»  Кроме того, она состоит и в том, что понятие «расходы» имеет двойной смысл:
  1. Использование денежных средств по их целевому назначению, то есть непосредственную трату денежных средств в процессе обмена. В этом случае в состав расходов включаются расходы предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, населения, осуществляемые за счет 
конечных доходов, а валовой общественный продукт распадается на три фонда: фонд возмещения, фонд накопления, фонд потребления.

  2. От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера, которые    формируются    посредством    финансов:    при использовании общегосударственных фондов и распределении 
фондов предприятий по их целевому назначению; денежные 
расходы служат основой формирования конечных доходов всех 
субъектов хозяйствования.

  Эти два  аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы» при его трансформации в понятие «затраты»:если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет»», наперед, в ожидании будущих дохода или прибыли.
  В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер.
  В состав расходов предприятий государственного сектора входят:
    затраты, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью;
    на расширенное воспроизводство (в основные и оборотные фонды);
    платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
    в поощрительные и стимулирующие фонды.
 
Вопросы и задания для  обсуждения  самопроверки.
    Что представляет собой понятие «общественный товар» ?
    Сформулируйте  понятие «государственные доходы» как экономической категории ?
    Как финансируются расходы на социальное обеспечение и социальную помощь ?
 
Тема  6. Налоги и организация налоговой системы  

Цель  занятия – глубокое изучение налогов и налогообложение РК.
План  лекции:
    Понятие налогов и их экономическая сущность
    Функции налогов
    Налоговая система Республики Казахстан
 
Ключевые слова: налоговая система, налогообложение, налоговая политика. 

    Налоги  — это обязательные платежи, устанавливаемые  государством,  взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки. 
    Налоги  – это поступления и сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства.
    Налоги  являются исходно категорией финансов.
    Налоги  возникают с появлением государства  и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства
    Налоги  выражают обязательность юридических  и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также, гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика.
    Организационными  признаками налога являются: объект налога - то, что облагается налогом (доход, имущество и т.д.); источник выплаты налога - фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т.п.); база налога - сумма, с которой взимается налог, ставка (шкала вставок) налога - размер налога на единицу обложения, субъект налогообложения - лицо, обязанное по закону платить налог.
Каждый налог  содержит следующие элементы:
    Субъект налога или налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.
    Носитель  налога - физическое или юридическое  лицо, которое, в конечном счете несет издержки и ущерб по уплате налога.
    Объект  налога - предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и само название налога вытекает из объекта, например, налог на имущество, подоходный, и др.
    Источник  налога - доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается налог.
    Масштаб налогообложения - единица, которая  кладется в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т.д.
    Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны (тенге), по земельному налогу - гектар, акр и т.д.).
    Налоговая ставка - представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты.
    Принципы  налогов:
    Принцип справедливости в налогообложении рассматривается в двух аспектах:
      Достижение «горизонтального равновесия»
      Соблюдение «вертикального равновесия»
    Принцип простаты;
    Определенность налогов;
    Минимум налоговых льгот;
    Экономическая приемлемость;
    Сопоставимость налоговых ставок.
 
    Функции налогов
   Развитие налоговых систем исторически определило три основные их функции - фискальную, перераспределительную, регулирующую.
    Активность  налоговой системы проявляется  в выполнении ею двух функций: фискальной и регулирующей. Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Она показывает обязанности налогоплательщиков перед государством.
    Регулирующая  функция налогов  означает их использование для стимулирующего воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Иными словами, выполнение регулирующей и стимулирующей функции достигается путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путем управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капиталов в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения.
    Государство проводит налоговую  политику – систему  мероприятий в  области налогов  – в соответствии с выработанной экономической  политикой в зависимости  от социально-экономических  целей и задач  общества каждого конкретного периода его развития.  
    2. Налоговая система Республики Казахстан
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.