На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прогнозирование тенденций развития рынка легковых автомобилей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  Образования и Науки Российской Федерации 

Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского 

Экономический факультет 
 

Кафедра Экономики Народного Хозяйства 
 
 

Курсовая  работа 

по  дисциплине: 

«Прогнозирование» 

на  тему: 

«Прогнозирование тенденций развития рынка легковых автомобилей» 
 
 
 

Выполнила:
студентка 4  курса группы 748
 дневного  отделения специальности
 «Национальная  экономика»,
 Рябикова  Анна Николаевна 

Подпись__________ 
 

Научный руководитель:
Преподаватель
Кемаева Марина Владимировна 

Подпись__________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород
2010 год
Содержание. 

Введение………………………………………………………………………………… 
Глава 1. Теоретические  основы функционирования рынка легковых автомобилей в РФ……………………………………………………………………… 

      Теоретические основы легкового автомобилестроения и состояние рынка легковых автомобилей в России………………………………………………..
 
      Обоснование выбора основного параметра исследования ………………….
 
Глава 2. Моделирование показателя «Объем продаж легковых автомобилей в Российской Федерации» ……………………………………………………………… 

    2.1.  Построение модели…………………………………………………………….. 

    2.2. Моделирование  фактора «Объем импорта легковых  автомобилей».……….. 

    2.3.  Моделирование фактора «Объем экспорта легковых автомобилей».……… 

Глава 3. Прогнозирование и анализ построенной модели……………………......
3.1. Экономический анализ построенной многофакторной модели.……………
3.2. Прогнозирование значений показателей…………….……………………….
3.3. Прогнозы аналитиков в отношении развития рынка легковых автомобилей. 

Заключение……………………………………………………………………………… 

Список  используемой литературы…………………………………………………..
Стр. 2  
 
Стр. 3 
 

Стр. 3 

Стр. 11 
 

Стр. 13 

Стр. 13 

Стр. 19 

Стр. 21 

Стр. 23 

Стр. 23 

Стр. 24
Стр. 27 

Стр. 30 

Стр. 31
 

Введение. 

    Автомобилестроение  в Российской Федерации на всех этапах развития страны играло важную роль в структуре народного хозяйства. От продукции отечественного автомобилестроения во многом зависели и до сих пор  зависят различные смежные с ним производства.
    В условиях наступившего мирового финансового  кризиса стало невозможным предвидеть дальнейшее развитие отрасли и экономики в целом. Все прогнозы экспертов, даже самые пессимистичные, не были способны предвидеть такого падения уровня производства и продаж легковых автомобилей в России.
    Легковое  автомобилестроение стало одной из наиболее пострадавших отраслей народного хозяйства. Кризисные явления в автомобилестроении страны привели к абсолютному снижению производства легковых автомобилей в I квартале 2009 г. более чем на 200 тысяч единиц. В пересчете на товарную продукцию составляет более 100 млрд. руб., а общее снижение объема производства в секторах грузовых, легковых автомобилей и автобусов можно оценить в 140 - 150 млрд. руб.
    Несмотря  на это, многие эксперты и аналитики  сегодня задаются целью создать  прогноз развития ситуации на рынке легковых автомобилей на ближайшие месяцы, и на самом деле, эта задача решаема. С помощью различных методик и способов появляется возможность найти такие факторы, которые способны повлиять на изменение в основных показателях и смогут помочь в составлении прогноза.
    Целью данного курсового исследования является анализ состояния рынка  легковых автомобилей, выявление основных факторов, оказывающих влияние и  составление прогноза развития тенденций  на изучаемом рынке на ближайшие  периоды.
    Цель  данного исследования весьма актуальна, поскольку в непредсказуемых  условиях финансового кризиса прогноз  является единственной возможностью каким-либо образом предугадать будущее  положение вещей и организовать экономическую политику таким образом, чтобы в кротчайшие сроки вывести основные предприятия и экономику в целом из кризиса. 
 

 

     Глава 1. Теоретические  основы функционирования рынка легковых автомобилей  в России. 

      Теоретические основы легкового  автомобилестроения и состояние рынка  легковых автомобилей в России.
 
    Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, ориентированной на потребительский рынок. Наличие  развитого автомобилестроения –  важный элемент обеспечения национальной безопасности государства. Автомобилестроение дает импульс развитию многих отраслей, стимулирует занятость населения, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности.
    Для того, чтобы говорить об автомобилестроении как об отдельной отрасли в  структуре народного хозяйства России, следует также отметить, что автомобилестроение, в свою очередь, является одной из ведущих подотраслей машиностроения.
    В настоящее время машиностроение России представляет собой комплекс отраслей промышленности, а также  интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли, изготавливающих средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику.
    Роль  и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая  отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.
    Наибольший  удельный вес в производстве продукции машиностроительного комплекса занимает автомобилестроение с долей в 31,5% (или около 45% продукции гражданского машиностроения).
    В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость и в зависимости  от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:
    1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции).
    2. Общее машиностроение (18% продукции).
    3. Среднее машиностроение (15 % продукции). 
    Одной из показательных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3 – 6 т.) выпускают Московский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, автомобили малой грузоподъемности – Ульяновский (УАЗ) завод. Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).
    Высококлассные автомобили производят в Москве, среднего класса – в Нижнем Новгороде, малолитражные – в Москве, Тольятти, Ижевске, микролитражные автомобили в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган). По лицензии фирмы «Мерседес-Бенц» начата сборка автобусов различных модификаций на заводе ГолАЗ (г. Голицино Московской области). Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.
    Теперь  рассмотрим автомобилестроение как  независимую отрасль в структуре народного хозяйства страны.
    Автомобильная промышленность — отрасль средней промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств, преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
    Кроме того, включает подотрасли:
    моторостроение
    производство комплектующих (важнейшее — шинная промышленность)
    производство технологического оборудования (станкостроение и роботостроение)
 
    

 

 

 
 

    Также у автомобилестроения как отрасли  существуют:
1. Смежные отрасли-поставщики: - металлургия,  металлообработка
- легкая  промышленность
- радиоэлектроника
- стекольная  промышленность
- электроэнергетика
    Смежные отрасли-потребители:
- розничная и  оптовая торговля - финансовый  сектор (кредитование)
- топливная  промышленность
- строительство  (гаражи)
- услуги  населению, малый бизнес (мойки,  СТО, магазины запчастей)
    Основная  проблема российской автомобильной промышленности – низкая конкурентоспособность продукции. Признаками этого являются:
    устаревший модельный ряд многих производителей,
    невыгодное соотношение цена/качество,
    меньшая прибыльность производства по сравнению с зарубежными конкурентами,
    значительная доля импортной продукции на российском авторынке.
    Для повышения конкурентоспособности  российского автопрома необходима его модернизация. Вследствие значительного  увеличения доли импортной автомобильной  продукции, радикальная модернизация отрасли силами самих российских производителей невозможна. Необходимо государственное участие в этом процессе.  

    Если  говорить о развития российского рынка легковых автомобилей, с  началом рыночных реформ в 1992, автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие востребованные рынком легковые автомобили. В то же время, лидеры отрасли АВТОВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ смогли выпустить в 90-х новые модели, позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса.
    После дефолта 1998 года российский автопром получил кратковременную передышку, были освоены новые модели, но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги «Руспромавто» (ныне «Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто» (ныне «Соллерс»).
    Начиная с 2002 в России нарастает сборка иномарок (в 2008 — 618,2 тыс.). В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-Холдинг) произвёл 1,79 млн. автомобилей (+7,4% к 2007 году). Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 % (увеличение производства на 29 % к 2007 году), в сегменте грузовиков 7,9 % (+19,6 %) и в сегменте автобусов 9,8 % (+12,7 %). С массовым открытием сборочных предприятий иностранных компаний, начиная с 2009 их доля в национальном производстве должна была ещё больше увеличиться несмотря на разразившийся кризис сбыта. После 2010 в России предполагалась сборка свыше 1 млн. автомобилей иностранных брендов в год. 

    Но, стоит отметить, что пришедший  в нашу страну к концу мировой  финансовый кризис значительно затронул рынок легковых автомобилей, и все прогнозы, которые эксперты делали до этого времени, к сожалению, не будут реализованы.
    На  основании маркетинговых исследований, проведенных главным автозаводом  страны – АвтоВАЗом, общая ситуация на внутреннем рынке такова, что  по итогам января-июня 2009 года объем  продаж новых легковых автомобилей на российском рынке составил 725,6 тыс. автомобилей, что на 48,9% ниже показателя продаж в период с января по июнь 2008 года. По отношению к маю 2009 года в июне снижение продаж составило - 1,7%. Объем продаж новых автомобилей российских марок по итогам первого полугодия 2009 года снизился по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 46,6%.
    Объем продаж автомобилей семейства ВАЗ (производства АВТОВАЗ) за рассматриваемый  период снизился по сравнению с предыдущим годом на 44,3% и составил 179 870 автомобилей против 322 652 автомобилей в первом полугодии 2008 года. При этом общий объем реализации автомобилей марки LADA, включая продажи автомобилей LADA производства ИжАвто, составил 182 354 автомобиля, что на 45,4% ниже показателя первого полугодия 2008 года.
    Объем продаж автомобилей других отечественных  производителей заводов ГАЗ, УАЗ  и ИжАвто по итогам января-июня 2009 года снизился на 59,4% и составил 11 972 против 29 489 автомобилей в прошлом году.
    Объем продаж новых автомобилей иностранных марок по итогам рассматриваемого периода 2009 года снизился на 49,7% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составил 531 277 автомобилей, при этом в июне по отношению к маю 2009 года объем продаж снизился на 2,9%. В июне 2009 года по отношению к маю 2009 года суммарные продажи автомобилей российских марок незначительно выросли на 1,4%. На сегмент новых автомобилей российских марок по итогам января-июня 2009 года пришлось 26,8% рынка новых автомобилей, на сегмент новых автомобилей иностранных марок, соответственно, 73,2%.  

Сегментация рынка     Объем продаж, тыс. шт.     Доля на рынке в 2009, %
    1 полугодие 2008     2 полугодие 2009
Российские  легковые автомобили     364     194,3     26,8
Иностранные легковые автомобили     1 055     531,2     73,2
 
    Автомобили  марки LADA производства АВТОВАЗ и  ИЖ-Авто заняли в январе-июне 2009 года 25,1% рынка новых легковых автомобилей  против 23,5% в январе-июне 2008 года. Объем  продаж импортируемых иномарок за анализируемый период снизился на 49,8%, а автомобилей иностранных марок российского производства на 49,2%. В январе-июне 2009 года по сравнению с предыдущим годом доля новых автомобилей иностранных марок российского производства снизилась на -0,2% от общего объема проданных автомобилей.  

 

    В целом же, падение выпуска легковых автомобилей иностранных моделей составило 49,3%, в то время как отечественные автомобили потеряли в I квартале 2009 г. 71,6% своего объема по сравнению с I кварталом 2008 г. При этом доля иностранных моделей в общем выпуске легковых автомобилей в России составила в I квартале текущего года 53,5% (в I квартале 2008 г. 9,3%). Неуклонное усиление позиций иностранных моделей в последние годы существенно сказывается на распределении долей российского рынка автотранспортных средств.
    Кризисные явления в автомобилестроении страны привели к абсолютному снижению производства легковых автомобилей  в I квартале 2009 г. более чем на 200 тысяч единиц. В пересчете на товарную продукцию составляет более 100 млрд. руб., а общее снижение объема производства в секторах грузовых, легковых автомобилей и автобусов можно оценить в 140 - 150 млрд. руб.
    Предприятия - производители легковых автомобилей  отгрузили в I квартале 2009 г. потребителям более 148,4 тысяч машин, что составляет 46,1% к уровню отгрузки за соответствующий период прошлого года. Складские остатки легковых автомобилей на предприятиях несколько снизились, т.к. объемы отгрузки превысили объемы производства более чем на 20%, но все же они ещё превышают 112 тысяч единиц, что вдвое больше произведенных в I квартале 2009 г. легковых автомобилей. Существенные складские остатки накоплены в ОАО "АВТОВАЗ", группе "Соллерс", ЗАО "GM-АВТОВАЗ", ООО "ТАГАЗ", ОАО "Автофрамос", ЗАО "Форд Мотор Компани", что является предпосылкой для сдерживания роста объемов производства легковых автомобилей по крайней мере в ближайшие два-три месяца текущего года.
    Для того, чтобы в 2009 г. сохранился уровень производства легковых автомобилей, соответствующий уровню 2008 г. (1 468,5 тысяч) предприятиям нужно ежемесячно до конца года выпускать по 150 тысяч единиц, что не достигалось даже в лучшие месяцы прошлого года. Однако возможности выйти на уровень 1 млн. автомобилей ещё сохраняется, при этом половина из них будут являться иностранными моделями, собранными в России. В этом случае снижение производства легковых автомобилей в 2009 г. составит около 30% по сравнению с 2008 г. 

 

    По  оперативным данным ОАО «АСМ-холдинг», общее производство автомобильной техники в России за январь-сентябрь 2009 г. составило 506 573 шт. и сократилось на 63,7% по сравнению с аналогичным периодом в 2008 году.
    Производство  легковых автомобилей в январе-сентябре 2009 года сократилось на 62,4% по сравнению с январем-сентябрем 2008 года и составило 422 767 шт.
    Отечественных моделей легковых автомобилей в  январе-сентябре 2009 года изготовлено 218 993 штуки, или 32,6% к аналогичному периоду  прошлого года.
    Выпуск  автомобилей иностранных брэндов в январе-сентябре 2009 года составил 203 774 шт. или 44,9% к январю-сентябрю 2008 г. Предприятия, работающие в режиме «промышленной сборки», изготовили 139 398 шт., или 49,6% к аналогичному периоду прошлого года.
    За 9 месяцев 2009 года ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» увеличило производство на 35,7%. Также продолжило сборку ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», которое с июня 2009 г. выпустило более 200 автомобилей модели Nissan Teana в режиме промышленной сборки.
    

  Анализ причин ухудшения ситуации для российских автопроизводителей

    Основными производственными проблемами, которым  подвержены отечественные автозаводы являются:
    Недопоставка комплектующих, в том числе энергоносителей;
    Поставка некачественных автозапчастей комплектующих;
    Приостановка деятельности автозаводов при перепроизводстве машин;
    Форс-мажор - физическое вмешательство: пожар, стихийные бедствия и другое;
    Судебные процессы, которые могут коснуться автозаводы. В случае неблагоприятных для них итогов разбирательств данные обстоятельства могут оказать существенное влияние на их финансово-экономическое положение;
    Отсутствием возможности продлить действие лицензии на осуществление того, или иного вида деятельности.
    Снова возвращаясь к анализу автомобильного рынка, то можно сказать, что ситуация на российском автомобильном рынке  в сентябре улучшилась, - впервые  с начала кризиса. По отношению к  августу рост рынка составил 5,2%, однако, по итогам девяти месяцев продолжается падение продаж, - оно составило 53%. В целях снижения негативного влияния кризисных явлений на деятельность автозаводов и активизации сбыта продукции, проводится ряд антикризисных мероприятий, при реализации которых особое внимание уделяется сбытовой политике, корректировке маркетинговой стратегии компаний, направленных, в первую очередь, на усиление взаимодействия с поставщиками комплектующих деталей и конечными потребителями машин.
      

    Конкурентами  среди основных зарубежных производителей, как и в предыдущие периоды, являются совместные предприятия, работающие на внутреннем российском рынке в ценовых сегментах, близких к ценовому диапазону автомобилей ВАЗ: Daewoo, Chery, BYD, Great Wall, Lifan, Geely, Chevrolet, FAW, Ford, Fiat, Hyundai, ZAZ, Vortex, Kia, Peugeot, RENAULT, Skoda. 

 

      Обоснование выбора основного  параметра исследования.
 
    В данной работе в качестве объекта  исследования будет выступать  объем продаж легковых автомобилей на территории Российской Федерации. Данный фактор был выбран, так как он в наибольшей степени способен показать реальную ситуацию на автомобильном рынке страны и включает в себя как продажу отечественных, так и иностранных автомобилей на территории страны. К тому же, этот показатель в наибольшей степени отражает спрос на продукцию данной отрасли в нашей стране, поскольку именно продажи товара должны отражать покупательский спрос. 


     
    Как видно из представленного выше графика, падение продаж легковых автомобилей произошло в конце 2008 года с началом финансового кризиса в России. Особенно критических значений объем продаж достиг в январе (18 206 штук) и августе 2009 года (19 354 штуки). Максимальные же значения были достигнуты накануне кризиса, когда рынок развивался достаточно стабильно – в октябре 2008 года в стране было продано 140 375 автомобилей. 

     Для выбора факторов, способных повлиять на результатирующий фактор (в нашем  случае на объем продаж легковых автомобилей в России), прежде всего, необходимо руководствоваться теоретическими представлениями о взаимосвязи факторов. Но теоретический анализ часто не позволяет однозначно ответить на вопрос о количественной взаимосвязи рассматриваемых показателей и целесообразности включения их в модель. В модель обычно включают лишь главные, наиболее существенные факторы, оказывающие решающее воздействие на изучаемый процесс, что является вообще одним из основных принципов моделирования.
     Отбор факторов распадается на 2 этапа:
    исходя из сущности проблемы, подбираются факторы в качестве объясняющих переменных;
    для отбора факторов используются методы многомерного статистического анализа.
 
    Для начала, определим круг факторов, которые  с экономической точки зрения способны повлиять на объем продаж легковых автомобилей. В результате анализа, нами были выбраны следующие факторы (в таблице представлены сводные годовые данные): 

годы X1 - средние цены на  новый отечественный  легковой автомобиль, тыс. руб. X2 - средние цены на  новый импортный  легковой автомобиль, в тыс. руб. X3 - объем импорта  легковых автомобилей,  тыс. шт. X4 - объем экспорта легковых автомобилей, тыс. шт. X5- курс доллара
2005 179,573 544,15765 37,068 6,901 28,0845
2006 179,427 540,74279 45,009 9,741 27,7738
2007 179,15225 537,14547 57,67 10,821 27,8256
2008 178,83014 539,88715 65,592 11,386 27,794
2009 179,0184 542,92916 63,103 10,975 28,0919
 
    Средние цены на новый отечественный легковой автомобиль способны увеличить или  снизить спрос, а тем самым  и объем продаж легковых автомобилей в стране. Так же эти цены берутся в сравнении со средними ценами на новый импортный легковой автомобиль, поскольку в этом случае импортный автомобиль выступает в качестве конкурента отечественной продукции, значит, цена на него так же оказывает влияние на объем продаж автомобилей. Курс доллара показывает отношение цен на отечественную и импортную продукцию, и соответственно конкурентное преимущество одной из них. И наконец, объем импорта и экспорта легковых автомобилей напрямую оказывает влияние на объем продаж легковых автомобилей на территории Российской Федерации.
 

    Глава 2. Моделирование показателя «Объем продаж легковых автомобилей в Российской Федерации». 

      Построение  модели.
 
    До  начала построения модели и прогнозирования, определим основные понятия в моделировании и прогнозировании.
    Прогноз - научно обоснованное суждение о возможных  состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его  осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Это процесс разработки прогнозов, основанный на научных методах познания социально-экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.
    Цель  прогнозирования состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики: вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управляющих решений.
    Моделирование – построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и направлении изменений. 

    Существует  несколько этапов разработки прогнозов.
I этап  – программно-методологический (определение  целей, задач, предмета методов, периода)
II  этап  –  сбор данных прогнозного  фона.
III этап  –  применение различных способов прогнозирования.
IV этап  – оценка достоверности прогноза, а также точности и обоснованности (верификация). 

     Основной  целью анализа объекта прогнозирования  является разработка его прогнозной модели.    Модель – явление, предмет, установка, знаковое образование или условный образ, находящийся в некотором соответствии с изучаемым объектом и способный замещать его в процессе исследования, давая информацию об объекте.
     Прогнозная  модель – модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях достижения этих состояний.
     Построение  модели включает следующие этапы:
    1. Спецификация  модели, т. е. выбор типа модели. Она включает постановку проблемы, 
    формулировку конкретных целей и определение участвующих в модели факторов. Этап спецификации заканчивается выбором типа уравнения, описывающего связь между переменными модели.

    2. Идентификация  модели - нахождение неизвестных  параметров модели.
    3. Верификация  модели - т. е. ответ на вопрос о том, достаточно ли точно модель описывает данный экономический процесс, можно ли использовать ее для прогнозирования.
    Построение  модели заканчивается этапом идентификации, после этого возникают вопросы, насколько удачна подобрана модель, то есть можно ли рассчитывать на то, что ее использование для прогнозирования даст результаты, адекватные реальной действительности, и какова ее точность. Получение ответов на эти вопросы и составляет содержание проблемы верификации. 

    Итак, из выбранных нами факторов и основного показателя объема продаж легковых автомобилей построим модель. Для начала, на основе матрицы корреляции оценим, все ли факторы оказывают влияние на основной показатель – объем продаж легковых автомобилей.
  Y X1 X2 X3 X4 X5
Y 1          
X1 -0,22535 1        
X2 -0,59367 0,821777 1      
X3 0,86873 0,137324 -0,32259 1    
X4 0,850829 -0,53567 -0,74377 0,63215 1  
X5 -0,81673 0,202916 0,580175 -0,80372 -0,68194 1
 
    Как видно из матрицы, лишь факторы Х3 (импорт) и Х4 (экспорт) оказывают  влияние на объем продаж.
    Далее приступим к проверке качества модели множественной регрессии, которая  осуществляется по следующей схеме:
    проверка статистической значимости каждого коэффициента уравнения регрессии;
    проверка общего качества уравнения регрессии;
    оценка точности модели.
 
    Статистическая  значимость параметров уравнения множественной  регрессии проверяется на основе – статистики Стьюдента. Для этого применим метод пошаговой регрессии с пошаговым включением в модель факторов, и проверим их статистическую значимость.
    Включим в модель фактор Х3.
Регрессионная статистика
Множественный R 0,868730468
R-квадрат 0,754692627
Нормированный R-квадрат 0,750463189
Стандартная ошибка 13,83948155
Наблюдения 60
  Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение
Y-пересечение 45,57741147 3,990227606 11,42225857 1,78888E-16
X3 0,481472199 0,036043542 13,35807106 2,39196E-19
Судя  по значению t-статистики, фактор значим, и ошибка минимальная. При этом  коэффициент детерминации принимает большое значение. Включаем Х3 в модель. 

    Включаем  в модель фактор Х4.
Регрессионная статистика
Множественный R 0,951977481
R-квадрат 0,906261125
Нормированный R-квадрат 0,902972041
Стандартная ошибка 8,629804528
Наблюдения 60
  Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение
Y-пересечение 26,26037141 3,199948204 8,2064989 3,12315E-11
X3 0,305438772 0,029006351 10,53006531 5,47339E-15
X4 3,911222451 0,407408875 9,600238693 1,64122E-13
Здесь мы видим, что оба параметра являются статистически значимыми, поскольку присутствуют высокие значения t-статистики. Коэффициент детерминации увеличился, и его значение очень высокое. Включаем Х4 в модель.
    Включаем в модель Х1.
Регрессионная статистика
Множественный R 0,953566946
R-квадрат 0,90928992
Нормированный R-квадрат 0,904430451
Стандартная ошибка 8,564702428
Наблюдения 60
  Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение
Y-пересечение 58,96972655 24,13042564 2,443791395 0,017709809
X1 -0,141464791 0,103453968 -1,367417745 0,176957878
X3 0,347168139 0,0419524 8,275286736 2,73015E-11
X4 3,144664376 0,691191819 4,549626155 2,93155E-05
    Несмотря  на то, что коэффициент детерминации увеличился, значение t-статистики при Х1 ниже теоретического значения, к тому же аналогичный показатель у двух других факторов снизился. Х1 нельзя назвать статистически значимым параметром, и поэтому его включение в модель не представляется целесообразным.
     
    Включаем в модель Х2.
Регрессионная статистика
Множественный R 0,954250782
R-квадрат 0,910594555
Нормированный R-квадрат 0,905804978
Стандартная ошибка 8,502888578
Наблюдения 60
  Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение
Y-пересечение 63,8869912 23,0550868 2,771058368 0,007569081
X2 -0,055887176 0,033922217 -1,647509557 0,105053889
X3 0,319436113 0,029815867 10,71362821 3,54411E-15
X4 3,192084202 0,593016206 5,382794217 1,49717E-06
 
    Мы  видим аналогичную ситуацию –  увеличение коэффициента детерминации с одной стороны и расчетное  значение t-статистики при показателе Х2 меньше теоретического значения. Включение фактора нецелесообразно. 

    Включаем  в модель Х5.
Регрессионная статистика
Множественный R 0,953653844
R-квадрат 0,909455654
Нормированный R-квадрат 0,904605064
Стандартная ошибка 8,556874689
Наблюдения 60
  Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение
Y-пересечение 60,48437112 24,55390636 2,463329876 0,01686427
X3 0,270158134 0,038173368 7,077136459 2,58058E-09
X4 3,680011679 0,436171554 8,437073994 1,48374E-11
X5 -1,039472283 0,739513545 -1,405616287 0,165362127
 
Аналогичный вывод – фактор статистически не значим, включение в модель несообразно.
Таким образом, из 5 выбранных на основе экономической  значимости факторов, статистически  значимыми оказались лишь два  – Х3, Х4 – и именно их мы и включаем в модель. 
 

    Таким образом, в модели остается лишь две переменные. Для выбора типа зависимости между переменными, проверим регрессии для различных типов (линейная, степенная, гиперболическая, показательная). В нашей работе остановимся на линейной зависимости между факторами, поскольку с точки зрения экономической интерпретации, именно линейная связь возможна между объемом производства, импортом и экспортом легковых автомобилей. Кроме того, высокое значение нормированного коэффициента детерминации (0,941) математически обосновывает наш выбор.
    В этом случае уравнение объема продаж выглядит следующим образом:
Y = 26,26037 + 0,305439x3 + 3,911222x4 

    Положительный коэффициент при импорте продукции не требует объяснений. Чем больше продукции ввозится в страну, тем больше ее реализуется на внутреннем рынке страны. Что касается объема экспорта, здесь можно предположить, положительный коэффициент при данной переменной объясняется тем, что средства, полученные с реализации легковых автомобилей за рубежом, вкладываются в производство в нашей стране, таким образом увеличивается объем производства и соответственно объем продаж в нашей стране. 

    Для проверки общего качества, используется коэффициент детерминации . Для множественной регрессии коэффициент детерминации является неубывающей функцией числа объясняющих переменных: добавление новой переменной никогда не уменьшает . Действительно, каждая следующая объясняющая переменная может лишь дополнить информацию, объясняющую поведение зависимой переменной. В нашем случае при включении двух факторов в модель скорректированный, или нормированный равен 0,903.
     Возникает вопрос, действительно ли полученное при оценке модели значение отражает наличие истинной зависимости или оно получилось случайно. Для ответа на этот вопрос требуется проверка на статистическую значимость. Этот вопрос решается на основе – критерия Фишера, основанного на анализе дисперсий.
     При включении дополнительных факторов в модель статистика Фишера снижается.
Х3 Х3,Х4 Х1,Х3,Х4 Х2,Х3,Х4 Х3,Х4,Х5
F F F F F
178,4380624 275,5360774 187,1171521 190,1200202
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.