На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налогообложение добавленной стоимости: проблемы и пути их решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.Н.П. ОГАРЕВА» 

 Факультет экономический
                                Кафедра налогов и налогообложения 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И  ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ  ООО «ВЕДА) 
 
 

Автор курсовой работы                                                         Н.У.Каширова          
Специальность                                080105-65 финансы и кредит
Обозначение курсовой работы       КР-02069964-080105-65-3-11
Руководитель  работы   
канд. экон. наук, доцент                                                                          И.В. кудрявцева                                       
         
 
 

           
          Оценка 
 
 

                                                        
                                                      Саранск
                                                       2011 

           ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.Н.П. ОГАРЕВА» 

                                            Факультет экономический
                              Кафедра налогов и налогообложения

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студент  Наталья  Николаевна Бурнашкина, группа 307
1 Тема  Налогообложение  добавленной стоимости: проблемы  и пути их решения (на примере  ООО «Веда»)
2 Срок представления  работы к защите                       
3 Исходные  данные для научного исследования: экономическая литература отечественных  и зарубежных авторов,  учебные  пособия и методические разработки, материалы периодической печати, статистические данные.
4 Содержание  курсовой работы
4.1 Теоретические аспекты налообложения добавленной стоимости в РФ                     4.1.1 Экономическое  содержание  НДС,  его  место  и  роль  в  налоговой  системе  РФ                                                                                                               
4.1.2 История возникновения и развития НДС в России                                           
4.1.3 Нормативно-законодательная  база механизма исчисления  и  уплаты НДС                                  
4.2 Исследование действующей практики исчисления и  уплаты  НДС в    ООО «Веда»                              
 4.2.1 Анализ основных проблем исчисления и   уплаты НДС в России              
4.2.2 Динамика  налоговых выплат в федеральный бюджет по НДС в
ООО «Веда»                                                          
4.2.3 Оценка показателей исчисления  и  уплаты  НДС на предприятии
4.3  Перспективы  развития  действующего  механизма  исчисления  и  уплаты НДС                                                                                                                              4.3.1 Разработка  предложений по реформированию  исчисления и уплаты НДС в России
4.3.2 Влияние   тенденций совершенствования налога  на добавленную стоимость в  России на деятельность ООО  «Веда»
4.3.3 Возможности  использования зарубежного опыта уплаты НДС в отечественной практике    
Руководитель  работы                                                                 И.В.Филиппова    Задание принял к исполнению                                                  Н.Н.Бурнашкина
Реферат 

     Курсовая работа содержит 56 страниц,  3 таблицы, 60 использованных источников.
НАЛОГ,  СТАВКА, ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ, БЮДЖЕТ, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК,  СИСТЕМА, НАГРУЗКА, ВЫЧЕТ, НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА.
       Объектом исследования является ООО «Веда»
         Предмет исследования ? проблемы налогообложения добавленной стоимости
        Цель работы ? изучение теоретических аспектов проблем налогообложения добавленной стоимости, разработка путей их решения.
       Методы исследования: абстрактно-логический, экономико- статистический, системный анализ и др.
         Полученные результаты исследования: В результате исследования проведен анализ основных проблем исчисления и уплаты НДС, выработаны предложения по его совершенствованию.
             Степень внедрения-частичная.
             Область применения – в практике работы экономических служб предприятия.
        Эффективность – повышение эффективности и результативности деятельности предприятий при  налогообложении добавленной стоимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. Уже по истечении шести лет своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации.
      В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная  стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
      НДС как наиболее значительный косвенный  налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством. НДС присуще также и контрольное значение. Увеличение учетной работы, обусловленное спецификой механизма исчисления налога, впоследствии обеспечивает автономный режим контроля, т.е. налогоплательщики взаимно проверяют правильность расчета суммы НДС. [8]
      За  период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.
      Как известно, НДС является одним из самых значимых налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями. Вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы моего курсового исследования.
     В данной курсовой работе рассмотрены  проблемы налогообложения добавленной  стоимости и предложены пути их решения            
         Целью данной работы является изучение и анализ основных  проблем налога на добавленную стоимость, выработка предложений по его совершенствованию.
         В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:
    исследовать экономическую природу  налога на  добавленную стоимость;
    провести анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
    разработать направления совершенствования механизма исчисления и уплаты  НДС.
         Объектом исследования является ООО «Веда».
         Предмет исследования ? проблемы  налогообложения добавленной стоимости.
     Теоретической и методической основой исследования послужили научные труды отечественных  и зарубежных ученых, публикации по исследуемой проблеме в периодической  печати, нормативно-правовые акты.
     Информационной  базой исследования послужили статистические  материалы Федеральной  налоговой  службы, а также периодические  издания.
        Методы исследования: абстрактно-логический, экономико- статистический, системный анализ и др.
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические аспекты налогообложения добавленной   стоимости     
     в Российской Федерации 

      Экономическое содержание НДС, его  место и роль в  налоговой 
    системе РФ
     НДС относится к федеральным косвенным  налогам. В странах с развитой рыночной экономикой НДС распространен  как косвенный налог на внутреннее потребление, обеспечивающий поступления  от 12 до 30% государственных доходов  или 5-10% ВНП.
      В российском налоговом законодательстве НДС появился в 1992 г., что стало отражением экономических преобразований в России. В законе РФ от 6.12.91г. «О НДС» были отражены основные положения порядка определения облагаемого оборота, механизм его исчисления, объект льготного налогообложения.
      Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог на потребление, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком товаров, и налога, подлежащего к вычету.[3]
      Таким образом, если продажная цена товара ниже или равна цене его приобретения, то уплачивать налог не придется, т.к. отсутствует добавленная стоимость. Более того, в соответствии с п.1 ст.176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов  превышает общую сумму начисленного налога, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. В этом существенное отличие НДС  от давно отмененного в России налога с продаж и широко распространенного в 60-е годы в странах – членах ЕС так называемого налога на продажу. Налогом с продаж облагается вся поступившая выручка, а НДС, за редким исключением, только добавленная стоимость (наценка).
      Таким образом, особенность данного налога в том, что если в одном месте  сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить  в одном временном отрезке  времени.
     Экономически НДС привязан к ценообразованию, стоимости товара (работы, услуги), включаясь в последнюю при реализации продукции (работ, услуг). Таким образом, НДС обладает достаточно прозрачным механизмом взимания и очень удобен для реализации фискальной функции налогов.
     Как и любой налог, НДС выполняет  две основные функции: фискальную и  регулирующую.
     Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение НДС  – формирование финансовых ресурсов страны, аккумулируемых в бюджетной  системе и необходимых государству  для осуществления внутренних и  внешних функций (оборонных, экономических, социальных, политических, природоохранных  и других).
     Регулирующая  функция проявляется через механизм обложения НДС. В частности, через  систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так  как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной  стороне этого влияния, так как  увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны  НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической  точки зрения, этот налог, в отличие  от подоходного, в меньшей степени  влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким  образом, конечный потребитель, уплачивая  цену за товар, не замечает ее завышения  на сумму налога, тогда как вычет  из доходов подоходного налога более  ощутим.
     В рамках регулирующей функции можно  выделить стимулирующую и дестимулирующую подфункции налога, которые проявляются, прежде всего, в том, что НДС, по существу, стимулирует необлагаемые виды деятельности и дестимулирует облагаемые виды деятельности.
     Наиболее  выражено стимулирующая функция  реализуется через систему налоговых  льгот и преференций. Так, посредством  применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых  тем или иным налогоплательщикам, государство имеет возможность  осуществлять поддержку социально  значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и  другие), а также стимулировать  развитие экспорта отечественных товаров  за границу.
     Помимо  основных функций, НДС выполняет  также распределительную и контрольную  функции.
     Распределительная функция НДС заключается в  том, что путем налогообложения  и через государственный бюджет осуществляется перераспределение  ВВП. Посредством налогового механизма  через установление ставок и льгот  по НДС, а также порядка применения налоговых вычетов в бюджет может  изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную  систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.
     Распределительную функцию еще иначе называют социальной, поскольку состоит она в перераспределении  общественных доходов между различными категориями граждан (от состоятельных  к неимущим), что обеспечивает, в  конечном счете, гарантию социальной стабильности общества.
     Контрольная функция НДС заключается в  том, что посредством многократного  обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается  равенство всех участников рынка, а  государство получает возможность  осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово–хозяйственной деятельностью экономических субъектов. Кроме того, располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.
       Методика расчета данного налога по российскому законодательству в подавляющем большинстве случаев строится по принципу первоначального исчисления налога со всей суммы реализации (п.1 ст.154 НК РФ), и только после этого налогоплательщик может сделать вычеты, жестко ограниченные различными условиями. Иногда принятие к вычету откладывается на какое-то время, иногда вычеты просто запрещены налоговым законодательством. Анализ положений гл.21 НК РФ позволяет сделать выводы об ограничении законодателем в ряде случаев права на вычеты.[4]
      НДС выступает эффективным фискальным инструментом, поскольку отличается регулярностью поступления и  универсальностью. Налог на добавленную стоимость имеет и определенное регулирующее значение. При стабильной экономике данный налог эффективен как мера по ускорению процесса продвижения товара при реализации товаров сумма НДС, уплаченная по приобретенным товарно-материальным ценностям, а также по выполненным работам и оказанным услугам, подлежит вычету из полученной при продаже суммы НДС. Этот налог практически не влияет на конкурентные позиции различных секторов экономики.
      НДС присуще и контрольное значение. Увеличение учетной работы, обусловленное  спецификой механизма исчисления налога, впоследствии обеспечивает автономный режим контроля, так как налогоплательщики  взаимно проверяют правильность расчета суммы НДС.
      Существуют  различные методики определения добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли. Согласно другой – добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС:
     R*(V+M),    (1)
   где R – ставка НДС;
        V – величина заработной платы;
         M – величина получаемой прибыли;
                                                 R*V+R*M;    (2)
    R*(O-I),       (3)
    где O – выручка от реализации товаров, работ, услуг;
           I – произведенные затраты при производстве продукции;
                                                     R*O-R*I.       (4)
      Как видно из формул первые две относятся  к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно – ко второй методике исходя из выручки и произведенных затрат. Между собой первая и вторая формулы (как третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Необходимо отметить, что порядок исчисления НДС в Российской Федерации основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится на основании четвертой формулы.[9]
      С появлением НДС и акцизов в  налоговой системе РФ косвенные  налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов  в бюджет.  В то же время в  федеральном бюджете РФ налог  на добавленную стоимость стоит  на первом месте, превосходя по размеру  все налоговые доходы.
    Тенденции развития налога на добавленную стоимость  в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.
      Проанализировав действующий механизм обложения НДС в РФ, стало очевидным, что налог на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему Российской Федерации. Он, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. В целом налог имеет позитивное значение, и тенденции его развития в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним и дальше сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.
     1.2 История возникновения и развития НДС в России
          Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость – НДС. Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX  веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века. [6] Этот налог действует почти в 80-ти странах, среди них практически все промышленно развитые страны.
     В конце 80-х - начале 90 годов он был  установлен в государствах Восточной  Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых  странах СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную стоимость  находит все более широкое  распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет.
      НДС относится к группе косвенных  налогов. Как уже было отмечено, для  них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано  с возрастанием потребности государства  в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.
      Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения – розничной торговли – такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).[5]
      Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало  почву для появления его в России. В РФ НДС, был введен с 1января 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 30% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.
      В связи с возросшей инфляцией  налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
      Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Затем (с 2003 г.) она была снижена до 20%, год спустя (с 1 января 2004 г.) она составляет 18%. Была введена льготная ставка в размере 10% для продуктов питания и детских товаров по перечню, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства и т.д., а также ставка в размере 0% для товаров вывезенных в таможенном режиме экспорта, при реализации товаров (работ и услуг) непосредственно связанных с производством и реализацией выше указанных товаров и т.д. В этом виде налог и просуществовал до наших дней.[9]
       Начиная с 1 января 2004 года, НДС становится решающим налогом во всей системе налогообложения. Причем в РФ НДС имеет одно принципиальное отличие от западного аналога, а именно - он распространяется на многие денежные сделки и операции, которые и в странах ЕС, и в других западных странах не являются объектом обложения НДС (пени, штрафы, некоторые банковские операции и т.д.). В связи с этим реальные ставки НДС в РФ, т.е. ставки, соответствующие международным стандартам, выше официально объявленных.
     Можно отметить, введение НДС в Российской Федерации была необходимо. Это обосновано рядом факторов: пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях; создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики; присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.[2]. 

   1.3Нормативно-законодательная база механизма исчисления и уплаты
      НДС            
       
     В настоящее время НДС действует  в соответствии с гл. 21 второй части  НК РФ, с учетом последних изменений  и дополнений.
     Согласно  гл.21,ст.143 НК РФ налогоплательщиками  НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК РФ. Этот перечень является исчерпывающим.
     Поскольку НДС может взиматься как обычный  налог и как таможенный платеж, выделяют два вида налогоплательщиков:
    налогоплательщики внутреннего НДС (взимаемого в связи с деятельностью на территории РФ) — организации и индивидуальные предприниматели;
    налогоплательщики НДС на таможне — лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
     Освобождение  от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ)
     В ст. 145 НК РФ закреплена льгота для плательщиков НДС в виде освобождения от его  исчисления и уплаты. Право на эту  льготу обусловлено размером выручки  от реализации товаров (работ, услуг) в  течение трех последовательных календарных  месяцев, предшествующих месяцу, в котором  налогоплательщик претендует на льготу: сумма выручки без учета НДС  не должна превышать 1 млн руб. Однако даже при соблюдении этого условия  льгота не распространяется на организации  и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Кроме того, законодатель запретил применять ее к обязанностям, возникающим  в связи с ввозом товаров на таможенную территорию России.
        Объектом налогообложения может быть любой объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате НДС.
     Не  признаются объектом налогообложения:
     1) операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК  РФ:
    связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
    передача при реорганизации основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам);
    передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Некоммерческая организация, реализующая это имущество сторонним организациям или физическим лицам, исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке;
    передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
    передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из них, а также распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
    передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
    передача физическим лицам жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
    изъятие имущества путем его конфискации и наследования, а также обращения в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса (ГК) РФ. Операции по реализации конфискованного имущества облагаются налогом в общеустановленном порядке;
     • иные операции в случаях, предусмотренных  НК РФ.
           Налоговое законодательство определило следующие операции, подлежащие налогообложению на территории РФ: реализация товаров (работ, услуг), в том числе предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) и имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного или новации.
     Налоговая база определяется согласно ст. 153 НК. Для  целей НДС налогоплательщик определяет ее всегда самостоятельно.
     Формирование  налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) зависит от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне  товаров (работ, услуг).
     При применении налогоплательщиками при  реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому их виду, облагаемому  по разным ставкам. При этом раздельное определение налоговых баз означает раздельный учет объектов налогообложения, но не приобретения товаров.
     При определении налоговой базы выручка  от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по их оплате и полученных им в денежной и (или) натуральной формах, в том числе  оплата ценными бумагами.
     При определении налоговой базы учитываются  все суммы, связанные с расчетами  по оплате товаров (работ, услуг). 
     В ст.164 НК РФ установлены ставки налогообложения, а также предусмотрен перечень операций, по которым они применяются. К  основным налоговым ставкам относятся: 0%, 10%, 18%. Основная ставка 18%.
     Ставка  налога на добавленную стоимость  в размере 0% устанавливается при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза, или работ (услуг), связанных с перевозкой товаров, пассажиров и багажа через таможенную территорию РФ и в иных случаях (при представлении в налоговый орган соответствующих документов на право реализации этих товаров).
     С 1 ян. 2010 года нулевая ставка применяется  при реализации космической техники, техники военнго назначения.
        Ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% применяется при реализации продовольственных товаров и товаров для детей. Коды и виды продукции, в отношении которых действует пониженная ставка НДС, определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором видов продукции, а также номенклатурной внешнеэкономической деятельности.
     С 1 января 2002 г. по ставке 10% облагаются книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера, учебная и научная книжная продукция, а также следующие медицинские товары отечественного и зарубежного производства: лекарственные средства, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления; изделия медицинского назначения.
     Ставки  налога на добавленную стоимость  в размере 18% применяется по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в пп. 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ.
     При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются  налоговые ставки в размере 10% и 18%.
          Налоговым периодом для уплаты НДС  является квартал. Уплата НДС по итогам каждого налогового периода производится равными долями не позднее 20 числа каждого из трех месяцев следующим за истекшим налоговым периодом.
     С 1 января 2011 года вступает в силу ряд законодательных актов, изменяющих порядок администрирования налога на добавленную стоимость.
     Так, улучшен механизм, подтверждающий обоснованность использования  ставки НДС в 0% по работам и услугам, которые связаны с экспортом товаров. Федеральный закон №309-ФЗ, принятый 27 ноября 2010 года, содержит перечень документов, с помощью которых налогоплательщик обосновывает применение нулевой ставки. Так, при выполнении работ и предоставлении услуг организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов к таким документам относятся: контракт на выполнение работ, банковская выписка о фактическом поступлении выручки, полная таможенная декларация, документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы страны. Возможно предоставление копий.
     Также в Законе №309-ФЗ есть закрытый перечень работ и услуг, к которым может  применяться нулевая ставка. Подтверждающие документы установлены для услуг по международной перевозке товаров, по оказанию услуг и выполнении работ организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, услуг по транспортировке природного газа, услуг, предоставляемых организациями электроэнергетики, услуг по перевалке и хранению товаров в морских и речных портах, услуг по переработке товаров, услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, внутреннего водного транспорта.
     Изменен порядок информирования налоговых  органов о применении нулевой  ставки НДС и налоговых вычетов  при осуществлении внешнеторговых операций по обмену товарами. Поменялся  порядок предоставления в налоговую  службу документов, которые подтверждают обоснованность применения ставки НДС  в 0% по таким операциям. Уточнен порядок  осуществления внешнеторгового  бартера, который не предусматривает  ввоза на территорию России товаров, которые получены в результате обмена. Такое положение установлено  Федеральным законом №285-ФЗ, принятым 3 ноября 2010 года.
     Подкорректирован  порядок восстановления НДС касательно ряда товаров. Так, закон №217-ФЗ от 27 июля 2010 года содержит норму о том, что не нужно восстанавливать  налог на добавленную стоимость, который принят к вычету отечественными авиаперевозчиками. Речь идет о воздушных  судах (в том числе их двигателях и запасных частях), которые используются в других странах мира для гуманитарных и миротворческих программ ООН.
     Нормативно-законодательная  база механизма  исчисления и уплаты НДС в РФ  прочно вошла в налоговую систему. Она, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. С ее помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Опираясь на опыт, можно сказать, что это вряд ли было возможно, так как послужить их решению может только масштабный комплекс мер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Исследование действующей  практики исчисления  и  уплаты  НДС  в    ООО «Веда»

2.1Основные проблемы исчисления и взимания НДС в РФ

 
      НДС является одним из основных налогов, формирующих доходы бюджета. В ситуации завершения в основном налоговой  реформы на первый план выходят вопросы  совершенствования администрирования  НДС.
      В настоящее время в сферах законодательной  работы, администрирования и правоохранения наблюдаются следующие актуальные проблемы:
    существование множества экономических причин неполной собираемости НДС, а именно:
          высокие ставки;
          несправедливое налогообложение;
          изъятие у налогоплательщиков источников для уплаты налога;
          искажение экономической логики взимания налога;
    также существование некоторых «лазеек» в законодательстве, в силу которых может происходить неуплата налога или задержка в его уплате при наличии объекта налогообложения, на пресечение и профилактику умышленной и неосторожной неуплаты налога (например, уклонение от налогообложения или ошибки налогового учета);
    несовершенство налогового учета и отчетности налогоплательщиков,
    а также несовершенство учетной работы в рамках самого налогового ведомства. [22]
      Основная  часть бюджетных поступлений  НДС приходится на крупных налогоплательщиков. Поэтому целесообразно направить  усилия на уменьшение числа налогоплательщиков за счет установления критериев, позволяющих  исключить из числа налогоплательщиков НДС часть предприятий среднего и особенно малого бизнеса (в том  числе предпринимателей – физических лиц).[1]
      Так же одной из проблем исчисления и  взимания НДС является огромное число  плательщиков. Основная часть бюджетных  поступлений НДС приходится на крупных  налогоплательщиков. Поэтому налицо проблема учета и администрирования, а попытки, направленные же на уменьшение числа налогоплательщиков за счет установления критериев, позволяющих исключить  из числа налогоплательщиков НДС  часть предприятий среднего и  особенно малого бизнеса (в том числе  предпринимателей – физических лиц) вообще не предпринимаются.
      Кроме того, анализ судебной практики показывает, что злоупотребления в части  неправомерного принятия сумм НДС к  вычету в основном складываются в  сфере среднего и малого бизнеса, применяющего общий налоговый режим.
      Хотя  в нашей стране и ведется работа в направлении увеличения сферы  применения специальных налоговых  режимов, при использовании которых  налогоплательщики не являются плательщиками  НДС, в ближайшее время каких  либо кардинальных изменения не предвидится.
      При увеличении круга лиц, не являющихся плательщиками НДС, особую актуальность приобретает проблема увеличения эффективной  ставки НДС при включении неплательщика  НДС в производственную цепочку. В результате чего появляется мультипликативный эффект, так как механизм передачи предъявленного продавцами НДС через неплательщика НДС последующим участникам производственной цепочки, являющимся налогоплательщиками НДС, еще не разработан.[26]
      Однако, наиболее проблемной ситуацией, на мой  взгляд, является возврат НДС экспортерам  в России. Внешнеторговая деятельность является одной из главных составляющих деятельности государства по реализации интеграционных процессов в области экономического сотрудничества с зарубежными странами. Данная деятельность предполагает осуществление сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. В настоящее время ведение внешнеторговой деятельности субъектами гражданских правоотношений стимулируется государством. Одним из таких стимуляторов является обложение экспортных операций налогом на добавленную стоимость по ставке 0 %. Экспортом признается таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Особенностью реализации товаров, работ, услуг в экспортном режиме является то, что налогоплательщик использует нулевую ставку налогообложения и имеет возможность принять к вычету «входящий» НДС, предъявленный поставщиками. Возмещение экспортного НДС актуально как для крупных компаний, так и для небольших фирм, осуществляющих регулярные экспортные операции или только выходящие на внешний рынок. Необходимость возмещения определена, прежде всего, выбытием на длительный срок из хозяйственного оборота налогоплательщика значительных денежных средств. Как правило, налоговые органы, прикрываясь борьбой с так называемым «лжеэкспортом» по «установочным» причинам, не признают правомерности применении ставки 0% и соответственно отказывают в налоговых вычетах и доначисляют налог к уплате по ставкам 10 и 18 процентов. Основными доводами в решениях об отказе в применении налоговой ставки 0% являются: не подтверждение факта экспорта, неподтверждение оплаты экспортного товара, неправильное оформление платежных документов, отказы в праве на вычет НДС, неподтверждение факта уплаты НДС поставщиками. [3]
           Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов.
     Он  относится к тем налогам, которые  имеют в России наиболее разветвленную  сеть исключений из общих налоговых  правил, множество льгот, а также  огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно  связана. Поэтому при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика  возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.
     В условиях мирового финансового кризиса  налоговая проблема стала ещё  более актуальной. Одним из приоритетных планов руководства страны, неоднократно озвученных президентом Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным, является снижение налоговой нагрузки и стимулирование развития российского  бизнеса. На этом фоне в фокусе внимания общественности оказалась тема налоговой реформы, в частности, снижения НДС. Этот вопрос является чрезвычайно актуальным и обсуждается сегодня представителями научного, политического и экспертного сообществ. В этом контексте в последнее время все чаще звучат заявления экспертов о целесообразности полной отмены НДС и замены его на другой налог.
       Процедура возмещения НДС при осуществлении экспортных операций обусловлена определенным временным фактором и предполагает проведение ряда действий как во вне судебном, так и в судебном порядке. Начиная от сбора пакета документов и подачей последнего вместе с отдельной экспортной декларацией, до обращения с заявлением о возмещении в арбитражный суд и контроля исполнения решения суда должником. Таким образом отсутствие грамотного юридического сопровождения реализации права на возмещение НДС не позволяет максимально сократить сроки возмещения и лишние затраты, связанные с судебными разбирательствами, что повлечет возникновение неблагоприятных финансовых последствий у организации–экспортера, а это в свою очередь, при масштабности данного явления, неблагоприятно сказывается на всей внешнеэкономической деятельности.[19]
     За  время существования в российской налоговой системе НДС претерпел  существенные изменения, однако при  всем многообразии научно-практических результатов исследований проблем  возмещения из бюджета налога на добавленную  стоимость, до настоящего времени не выработана научная теория противодействия  схемам ухода от налогообложения. Отсутствие научно-обоснованного механизма  борьбы с незаконным возмещением  налога из бюджета повлекло за собой  предложение о кардинальном реформировании косвенного налогообложения в Российской Федерации. 

2.2 Динамика  налоговых  выплат в федеральный  бюджет по НДС  в
ООО «Веда»       
                                                  
     Предприятие ООО «Веда» выплачивает суммы налога на добавленную стоимость в соответствии с Федеральным законом «О налоге на  добавленную стоимость от 29.12.2000 № 166-ФЗ
     В течение рассматриваемого периода  структура товарооборота предприятия  существенно не менялась.
     Для оценки динамики налоговых поступлений в федеральный бюджет по налогу на добавленную стоимость ООО «Веда» приведем таблицы 1 и 2 
 

Показатели 2008 2009 2010
Оборот Сумма НДС
Оборот Сумма НДС
Оборот Сумма НДС
Сумма НДС по приобретенным (оприходованным) ценностям, отражаемая по дебету счета 19 НДС по приобретенным ценностям(соответствующих субсчетов)-всего  
 
 
 
10351,0
 
 
 
 
1573,0
 
 
 
 
14478,0
 
 
 
 
2056,0
 
 
 
 
19747,0
 
 
 
 
2228,0
Сумма НДС по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 НДС по приобретенным ценностям  в дебет счета 68 «Расчеты по налогам  и льготам» субсчета «Расчеты по НДС» Сумма НДС за отчетный период:
1 уплата  в бюджет;
2 зачет или  возмещение из бюджета
 
 
 
 
9918,0
 
 
 
 
1508,0 
 
 
 
 
 
 
65,0
 
 
 
 
13711,0
 
 
 
 
1947,0 
 
 
 
 
 
 
109,0
 
 
 
 
18628,0
 
 
 
 
2091,0 
 
 
 
 
 
 
137,0
Таблица 1-Динамика показателей для расчета по налогу на добавленную стоимость ООО «Веда», 2008-2010гг., тыс. руб. 

Таблица 2-Динамика показателей общей суммы задолженности в бюджет  по НДС ООО «Веда»
Показатели 2008 2009 2010 Отклонение (2008г.от 2010)
Темп роста (2008г. к 2010г.),%
Сумма НДС по приобретенным (оприходованным) ценностям, отражаемая по дебету счета 19 НДС по приобретенным ценностям  по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 НДС по приобретенным ценностям в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом субсчета «Расчеты по НДС»  
 
 
 
 
 
 
1508,0
 
 
 
 
 
 
 
1947,0
 
 
 
 
 
 
 
2091,0
 
 
 
 
 
 
 
583,0
 
 
 
 
 
 
 
138,7
 
Продолжение таблицы 2
Сумма НДС за отчетный период: уплата в  бюджет 65,0 109,0 137,0 72,0 210,8
           
            На основе данных таблиц 1 и 2 можно сделать следующие выводы. На протяжении рассматриваемого периода сумма выплат по налогу на добавленную стоимость на анализируемом предприятии постоянно увеличивалась. Увеличение суммы НДС по приобретенным (оприходованным) ценностям, отражаемым по дебету счета 19, по оприходованным оплаченным ценностям в течение рассматриваемого периода составило 144% (от 1508,0 тыс.р. до 2291,0 тыс.р.). Абсолютное отклонение составило 583,0 тыс.р.
     Данная  тенденция обусловлена значительным увеличением суммы оборота,  облагаемым налогом на добавленную стоимость  (от 9918,0 тыс.р. до 18628 тыс.р.)
     С  точки зрения факторного анализа  в данном случае значительное влияние  на увеличение суммы оборота и, соответственно, рассчитанной суммы налога, оказал рост цен периода 2008-2010 гг. на разные товары, входящие в структуру товарооборота ООО «Веда».
     Анализируя  сумму фактических выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость  предприятия ООО «Веда», можно заметить нарастающую сумму задолженности в бюджет. Динамика данного показателя составила 210,8% или 72,0 тыс.р. (от 65тыс.р. в 2008 г. до 137тыс.р. в 2010г.). Данный факт свидетельствует о недостаточной платежной дисциплине на предприятии. 
 
 

2.3Оценка показателей исчисления  и  уплаты  НДС на предприятии 

         Рассмотрим  оценку показателей исчисления и уплаты НДС на примере предприятия ООО «Веда». Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется главой 21 второй части НК РФ.
    Порядок исчисления налога:
          1. Сумма налога исчисляется как  соответствующая налоговой ставке  процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете –  как сумма налога, полученная  в результате сложения сумм  налогов, исчисляемые отдельно  как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз.
          2. Общая сумма налога при реализации  товаров (работ, услуг) представляет  собой сумму, полученную в результате  сложения сумм налога.
          3. Общая сумма налога при реализации  товаров (работ, услуг) исчисляется  по итогам каждого налогового  периода применительно ко всем  операциям по реализации товаров  (работ, услуг), дата реализации  которых относится к соответствующему  налоговому периоду, с учетом  всех изменений, увеличивающих  или уменьшающих налоговую базу  в соответствующем налоговом  периоде.
          4. Сумма налога по операциям  реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 процентов,  исчисляется отдельно по каждой  такой операции.
Общая сумма НДС представляет собой  сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных отдельно как соответствующая налоговым  ставкам процентная доля соответствующих  налоговых баз. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.[1,стр 176.]
        Пример. ООО «Веда» в первом квартале 2008г. получила выручку на сумму 150282 руб. Но в тоже время товара на 33333 руб. было реализовано в 2007 году, а так как предприятие использует метод определения налогооблагаемой базы по мере поступления средств и деньги пришли на расчетный счет предприятия только в 2008 году, то данная сумма облагается налогом по ставке 18%. Так же 100000 руб. являются авансовыми платежами, полученные в счет будущих поставок товара и данная сумма облагается налогом по расчетной ставке. Итак, всего исчислено НДС в данном периоде:
33333(руб.)*18%+100000(руб.) *18%/118%+16949(руб.)*18%=24972 руб.
Кроме того сумма налога, предъявленная предприятию  и уплаченная им при  приобретении на территории Российской Федераци товаров, подлежащая вычету по товарам, приобретаемым  для перепродажи  составила 12827 руб. и  по иным товарам, приобретаемым  для осуществления  операций, признаваемых объектами налогообложения  – 1330 руб. Итого сумма  НДС, исчисленная  к уплате в бюджет за первый квартал 2008 года составила:
    24972(руб.) – 14157(руб.)=10815 руб.
Данная  сумма была уплачена 19 апреля 2008 года, что соответствует срокам предоставления декларации и уплаты налога в бюджет.
           В соответствии с п.1 ст.145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учёта налога на добавленную стоимость не превысила в совокупности два миллиона рублей.
      Следует отметить, что в случае получения  освобождения от обязанностей налогоплательщика, организации и предприниматели  обязаны выставлять счета – фактуры. Это требование установлено п. 5 ст. 168 НК РФ. [27]
Пример. На ООО «Веда» в сентябре, октябре, ноябре 2009 года выручка в сумме составила соответственно:
    983752(руб.)+481953(руб.)+536724(руб.)=2002429 руб.
Следовательно, налоговым периодом считался 1 месяц. Но уже в октябре, ноябре, декабре 2006 года выручка составила:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.