На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность финансов и х место в финансовой системе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        3
     ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ МЕСТО В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ                                                                                      5                 
     1.1 Социально-экономическая сущность финансов                                      5
     1.2 Функции и роль финансов в расширенном воспроизводстве               10
     ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ                                                                                               17
     2.1 Финансы предприятий строительства                                                     17
     2.2 Финансы предприятий сельского хозяйства                                           22
     2.3 Финансы предприятий транспорта                                                          28
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               34
     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                               36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Основу  любой экономики составляет производство, способствующее созданию экономического продукта. Без производства не может быть и потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства. Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперативной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.
     Если  схематично представить всю систему  хозяйственного управления в стане  в виде пирамиды, то её основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.
     Вся история развития общественного  производства свидетельствует и  доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка.
     Предприятие основная единица производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, самостоятельно хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. От эффективности работы предприятия, его финансовой устойчивости и экономической активности зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Экономическая активность это целесообразная деятельность, направленная на получение прибыли.
     Предпринимательство особый вид экономической активности, основанный на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее, предполагает осуществление непосредственных производственных функций, таких как производство товара (продукта) или оказание услуг, посредничество и деятельность, связанную с продвижением товара на рынок.
     Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, который бы вызвал на рынке интерес и принес предпринимательскую прибыль или доход.
     В этом нам видится актуальность выбранной  темы.
      Цель  проводимой работы – раскрыть социально-экономическую сущность финансов, провести анализ финансов различных отраслей хозяйствования.
     Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
     1. рассмотреть социально-экономическую сущность финансов;
     2. изучить функции и роль финансов в расширенном воспроизводстве;
      3. провести анализ финансов предприятий строительства, сельского хозяйства и транспорта.
     Предмет курсовой работы – теория и практика финансов предприятий.
     Объект курсовой работы – отрасли хозяйствования.
     В первой главе были рассмотрены основные понятия, теоретические основы финансов. Второй раздел – анализ финансов предприятий строительства, сельского хозяйства и транспорта.
     Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики.
     Информационной  базой исследования послужили данные, опубликованные в периодической печати. 
 
 

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ МЕСТО В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ 

1.1  Социально-экономическая сущность финансов 

     Финансовая  система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов, Финансовая система состоит из трех подсистем:
     - государственных и муниципальных финансов;
     - финансов хозяйствующих субъектов;
     - финансов граждан.
     Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни.
     Экономический субъект — это юридическое  или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:
     - государство;
     - регион;
     - хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;
     - гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.
     Государственные и муниципальные финансы состоят  из бюджетной системы, включающей бюджеты всех уровнен (федеральный, территориальные бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты), целевых внебюджетных фондов и государственного кредита [11, с. 74].
     Современная бюджетная система России максимально приближается к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство, хотя для нее все еще характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования механизма бюджетного регулирования.
     Специфика бюджета обусловлена его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. Экономическое содержание бюджета характеризуется следующими основными взаимосвязями.
     Целевые внебюджетные фонды представляют средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
     Государственному  кредиту в финансовой системе  присущи специфические формы финансово-кредитных отношении по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, при этом государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.
     Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей. Он отличается от банковского и коммерческого кредитов. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности. На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Заимствования средств на более низких уровнях бюджетной структуры имеют, как правило, четко выраженную целевую направленность.
     Вторая подсистема - финансы хозяйствующих субъектов, в которой выделяются финансы коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих организаций и финансовых посредников (кредитных, страховых организаций, частных пенсионных фондов). Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Именно в данном звене финансовой системы формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Однако существенная часть бюджетных средств в форме бюджетных ссуд, прямого бюджетного финансирования, гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности предприятий.
     Каждое  звено финансовой системы выполняет свои задачи и ему соответствует особый аппарат управления движением денег. Вместе они образуют единую финансовую систему государства.
     Финансы граждан тесно взаимосвязаны  с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами хозяйствующих субъектов - через систему финансово-кредитных отношений.
     Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства.
     Задолго до возникновения финансов человечество имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство,    но сам термин «финансы» и объясняемые им отношения возникли только в средние века.
     Термин -«finansia» возник в ХШ -XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, возникающих в процессе образования государственных фондов денежных средств [6, с. 14].
     Изначально  финансы обеспечивали потребности  государства за счет установления повинностей и сборов. Первыми государственными доходами были поступления от военной добычи и дани с покоренных народов; доходы от имущества, находящегося в собственности государства; регалии (монопольное право монархов на отдельные виды промыслов и торговлю определенными товарами); займы, прочие сборы и повинности.
     Характерными  чертами ранних финансов были неразделение ресурсов монарха и государства  и преобладание неденежных источников государственных доходов. В дальнейшем, со становлением капитализма, доля неденежных доходов и повинностей резко сократилась и возросла роль денежных доходов. В XVI в. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли понятия государственных финансов {как совокупности законодательно закрепленных доходов и расходов государства), государственного бюджета, государственного кредита и товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер. Средства государства стали системно аккумулироваться в государственном бюджете, а важнейшим источником доходов государственного бюджета и основным инструментом перераспределения национального дохода стали налоги. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения — это часть экономических отношений в обществе, и финансы выражают эту объективно существующую сферу экономических отношений. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы — историческая категория, так как имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.
     Неразвитая  форма финансов характеризуется  непроизводительным использованием бюджета (2/3 расходовалось на военные цели и практически не оказывало воздействия на экономику). Характерной чертой второго этапа этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного- и количество финансовых отношений было ограничено.
     По  мере развития государственности и товарно-денежных отношений возникли новые общегосударственные фонды денежных средств и соответственно новые группы денежных отношений, связанных с формированием и использованием этих фондов.
     В настоящее время финансы вступили в новую стадию развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношении. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
     Понятие «финансы» часто отождествляется  с понятием «деньги», однако такая трактовка выделяет лишь один из признаков финансовых отношений как отношений, имеющих под собой денежную основу. Однако не любые денежные отношения могут быть финансовыми. У финансов есть еще ряд признаков, по которым можно всегда безошибочно выделить их из совокупности денежных отношений:
     - субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) имеет особые полномочия;
     - в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер;
     - регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата [14, с. 109].
     Исходя  из вышеперечисленных признаков  финансов можно сформулировать следующее определение.
     Финансы - это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства. 

1.2 Функции и роль  финансов в расширенном  воспроизводстве 

     Сущность  финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами. В соответствии с этим выделим две функции финансов: образование денежных фондов и использование денежных фондов. Часто категории «финансы» присваивают не свойственные ей функции (аккумулирующая, стимулирующая, контрольная) из-за той роли, которую финансы выполняют в реальной действительности. В данном случае необходимо понять различие между общественным назначением экономической категории «финансы»-, что выражается через функции категории, и ролью категории в воспроизводственном процессе.
     Под ролью финансов следует понимать результаты их действия. Она шире и многообразнее, чем функции финансов. Определяя роль финансов в производственном процессе, нельзя ограничиваться только сферой материального производства, подобное определение существенно снизило бы значимость финансов в национальной экономике. Будучи категорией распределения, финансы обслуживают производственный процесс в целом. Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере материального производства. Функционируя в этой сфере, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Финансы могут активно влиять на производство. Формируемые денежные фонды целевого назначения способны создавать предпосылки для изменения структуры и динамики производства.
     Начавшееся  в сфере материального производства финансовое распределение продолжается в сфере обращения, оказывая и на нее свое влияние. В сфере обращения финансы выступают либо как необходимое условие для начала обменных операций (благодаря финансам у покупателей формируются денежные фонды специального целевого назначения), либо как их закономерное продолжение.
     В качестве инструмента распределения  финансы действуют и в сфере  потребления, где происходит конечное использование ранее созданной стоимости.
     Использование финансов в общественном воспроизводстве  сопровождается получением определенных результатов, в которых наглядно проявляется роль этой категории. Роль финансов может быть различна в зависимости от изменения реальных условий их функционирования, направлений воздействия на общественное производство и т.п.
     Посредством финансов перераспределяется валовой  национальный продукт в целом, В этом заключается роль финансов государства.
     Финансы предприятий являются определяющим источником и стимулом к расширенному воспроизводству, однако воздействие государственных финансов выражается не только в установлении налогового пространства для производственной сферы, но и в поддержке важных отраслей национальной экономики.
     В РФ через систему государственного бюджета и внебюджетных фондов перераспределяется более половины ВНП. В США через государственные финансы распределяется 25 % ВНП. Государство участвует в установлении производственных связей. Перераспределение ВНП осуществляется и между отраслями народного хозяйства, Это играет чрезвычайно важную роль в развитии отраслей и регионов [5, с. 77].
     Финансы играют важную роль в воспроизводстве  рабочей силы, так как за счет финансов содержится сфера просвещения и здравоохранения.
     В целом можно говорить о таких  результатах действия финансов, как  аккумулирование, распределение, стимулирование, регулирование, планирование и контроль. Подобные роли присущи как государственным финансам, так и финансам предприятий. Для финансов предприятий можно выделить и другие роли, но любая классификация является условной, поскольку данные роли финансов во многом взаимосвязаны, взаимозависимы и обусловлены многогранностью финансовых отношений.
     Аккумулирующая  роль финансов выражается механизмом концентрации денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах в различных секторах экономики и уровнях бюджетной системы. На практике это выражается в формировании целевых фондов денежных средств различного направления использования.
     Распределительная роль финансов выражается в разделении валового национального продукта между участниками процесса материального производства, отраслями национальной экономики, бюджетами различных уровней. Первичной основой распределения является создание основных (первичных) доходов в различных уровнях финансовой системы в процессе расширенного воспроизводства. При этом под воспроизводством понимают не только расширенное воспроизводство в рамках создания валового национального продукта, но и процесс воспроизводства самих финансовых отношений как непрерывного эволюционного процесса. Сумма этих доходов в рамках всего государства равна национальному доходу.
     Распределительная роль характерна для финансов на различных  стадиях кругооборота, начиная от процесса материально-технического снабжения и завершая реализацией и потреблением продукта производства и возросшей стоимости.
     Стимулирующая роль финансов состоит в том, что  государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, государство может эффективно стимулировать, или сдерживать развитие любого экономического процесса. Можно назвать следующие рычаги воздействия на экономические процессы: бюджет; цены и тарифы; налоги; экспортно-импортные пошлины.
     Регулирующая  роль финансов определяется основной характеристикой финансов как отношений, санкционированных государством. Посредством  финансов и их механизмов регулируются основные макроэкономические пропорции экономики: уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и пр. Именно финансы стимулируют расширенное воспроизводство и определяют целесообразную деятельность по созданию централизованных и децентрализованных денежных средств, используемых на производственные и социальные нужды общества.
     Роль  планирования и контроля выражается в формулировании целей и выборе путей их достижения на основании  разграничения полномочий и предметов ведения между государством в лице органов государственной власти различного уровня, предприятиями и объединениями, населением в процессе подготовки прогнозов развития отраслей и секторов рынка, подготовке бизнес-планов, смет доходов и расходов домашних хозяйств. Планирование выражается через систему бюджетов и программ развития.
     Контроль  финансов выражается в деятельности по проверке соответствия фактического распределения валового национального продукта и национального дохода плановым (целевым) показателям. Финансовый контроль охватывает сферу непосредственного производства национального дохода, т. е. деятельность предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, непроизводственную сферу, где национальный доход не создается, сферу распределения. Основной целью финансового контроля является обеспечение эффективности и рациональности расходования финансовых и экономических ресурсов и соблюдения всеми экономическими субъектами законодательства в области финансов. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).
     Управление  присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе финансовой, и представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
     Система управления финансами в современной  рыночной экономике представляет собой  взаимоувязанный комплекс мер. инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем.
     В управлении финансами, кик в любой  управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов финансового управления выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъекты управления финансами — это организационные структуры, которые осуществляют управление.
     Основу  информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера (бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, товарных, фондовых, валютных бирж и др.).
     Государственная организация управления финансами в современном обществе является весьма сложной и требует сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, а также органами управления финансами (Правительством РФ, Министерством финансов Российской Федерации, правительствами субъектов РФ и др.) [11, с. 262].
     Для регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия  Центрального банка РФ в осуществлении  монетарной политики, а также функционирование таких институциональных структур, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации. Средства массовой информации непосредственно не участвуют в выработке и осуществлении финансовой политики, но своим воздействием весьма ощутимо влияют на принятие важных финансовых решений в различных органах власти.
     Управление  финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы. Правильная организация управления финансами имеет важное значение для их использования.
     Финансовый  аппарат — это совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. В каждой сфере управления и каждом звене финансовых отношений субъекты управления используют специфические методы целенаправленного воздействия на финансы.
     Основные  принципы организации финансов предприятий:
     1) Принцип полной самостоятельности. Самостоятельность в использовании собственных и приравненных к ним средств, благодаря чему обеспечивается необходимая маневренность ресурсов, которая в свою очередь позволяет концентрировать финансовые ресурсы на нужных направлениях хозяйственной и других видов деятельности предприятия.
     2) Ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Финансовый результат на предприятии является качественным показателем деятельности, как руководства предприятия, так и всего коллектива предприятия. Ответственность возникает также и по поводу всех тех рисков, которые принимает на себя предприятие в условиях рынка.
     3) Самофинансирование. Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о текущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения.
     4) Обеспечение финансовых резервов. Этот принцип в качестве обязательного условия предполагает формирование финансовых резервов для любого предприятия. Финансовые резервы обеспечивают устойчивую производственную деятельность в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры, рисков и т.д. Если предприятие создает в достаточном и необходимом размере финансовые резервы, то это обеспечивает предприятию соответствующий положительный имидж на рынке.
     5) Финансовая дисциплина. Предприятие должно своевременно и полно обеспечивать выполнение финансовых обязательств перед партнерами, банковскими институтами, органами власти и разнообразными фондами (бюджетными или внебюджетными), перед своими работниками и т.д.
     6) Самоокупаемость предприятия. Предприятие должно обеспечивать покрытие своих расходов за счет результатов своей собственной производственной деятельности, тем самым обеспечивается работу производства и кругооборот ресурсов предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 

2.1 Финансы предприятий  строительства 

      Для данной сферы функционирования финансов характерна некоторая специфика, обусловленная  особенностями складывающихся здесь  экономических отношений. Выделим следующие особенности:
     1) более продолжительный производственный цикл, обуславливающий повышенную потребность в оборотных средствах;
     2) функционирование строительных  организаций осуществляется в  различных территориально-климатических зонах, что влияет на индивидуальную стоимость сдаваемых объектов, а также на равномерность поступления выручки;
     3) сметная стоимость строящихся  объектов устанавливается исходя  из договоров с заказчиками и поставщиками;
     4) этапы осуществляемых строительно-монтажные  работ характеризуются различной степенью трудоемкости,  материалоемкости,  финансовой обеспеченности [9, с. 52]
     В отчетном году ООО «Строй-НК» (далее - Общество) получило выручку от выполненных объемов работ в сумме  39,3 млн. руб. По сравнению с  2007 г. (4,1 млн. руб.) объемы работ выросли в 9,5 раз. Себестоимость выполненных работ составила  38,3 млн. руб. В расчете на 1 руб. произведенных затрат получено выручки 1,03 руб. (в 2007 г этот показатель составлял 0,83 руб.). Чистая прибыль предприятия после налогообложения составила в 2008 г. 229 тыс. руб.
     Уровень платежеспособности предприятия в  значительной мере определяется состоянием его оборотных средств.
     Активы  по балансу Общества на конец 2008 года составили 21,0 млн. руб. против 9,1 млн. руб. на начало года (плюс 11,9 млн. руб.). Активы Общества возросли, прежде всего, за счёт роста дебиторской задолженности на 10,8 млн. руб. (в 5,1 раза), а также ростом запасов со 129 тыс. руб. до 1,3 млн. руб.
     Что касается структуры активов баланса, то удельный вес оборотных средств  составляет 70,8% валюты баланса, внеоборотных активов, соответственно, 29,2%. По сравнению с 2007 г. удельный вес оборотных активов увеличился в 2 раза (в 2007 г. оборотные активы составляли 34,3% от общих активов предприятия), в том числе:
     - удельный вес дебиторской задолженности (ликвидный актив) увеличился в 2,2 раза (в 2007 г. дебиторская задолженность составляла 28,7%, в 2008 г. - 63,6% от общих активов предприятия);
     - удельный вес запасов (низколиквидный актив) увеличился в 4 раза (в 2007 г. запасы составляли  1,4%, в 2008г. - 6,3%), что обусловлено, прежде всего, переходом от преимущественного оказания инжиниринговых услуг к непосредственному строительству объектов. В структуре внеоборотных активов 98% занимают  основные средства (6,0 млн. руб.).
     Коэффициент экстренной ликвидности, характеризующий возможность покрытия краткосрочной задолженности за счет денежных средств и дебиторской задолженности в 2008 г. приблизился к нормативному значению:
       Таблица №1
Коэффициент экстренной ликвидности
Норматив на 31.12.2006 г. на 31.12.2007 г. на 31.12.2008 г.
0,8 - 1,0 0,50 0,36 0,68
 
     В целом сумма краткосрочных обязательств Общества превышает его оборотные активы в 1,3 раза, т.е. дефицит оборотного капитала составил в 2008 г. 5,1 млн. руб.
     Одним из основных показателей платежеспособности предприятия является коэффициент обеспеченности собственными средствами, который характеризует наличие собственных оборотных средств. Поскольку предприятие имеет постоянный дефицит оборотного капитала, то и значения коэффициента обеспеченности собственными средствами имеют отрицательное значение, что является крайне негативным фактором.
     Таблица №2
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
Норматив на 31.12.2006 г. на 31.12.2007 г. на 31.12.2008 г.
1,0 - 0,83 - 1,66 - 0,34
     Если  говорить о соотношении дебиторской  и кредиторской задолженности, то дебиторская задолженность превышает кредиторскую, т. е. кредиторы нам были должны больше, чем должны мы, однако с учетом полученных в 2008 г займов наши финансовые обязательства превышали источники их покрытия в 1,5 раза.
     Таким образом, деятельность предприятия  в значительнейшей степени зависит  от заемных средств. Слишком большая  доля заемных средств снижает  платежеспособность предприятия, подрывает его финансовую устойчивость, снижает доверие контрагентов и уменьшает вероятность получения кредитов.
     Уровень деловой активности Общества характеризуется  степенью использования имеющихся ресурсов, проще говоря, каждый рубль вложенных в дело активов необходимо заставить работать, а еще лучше «потеть», ради получения максимально возможных доходов. Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств.
     Эффективность использования основных средств Общества, характеризуется показателем фондоотдачи:
Таблица №3
Коэффициент оборачиваемости  основных фондов (фондоотдача)
Показатель / год 2005 г. 2006г.
Фондоотдача, руб. 0,68 6,86
      Как следует из таблицы 3, если в 2007 г на 1 руб. основных средств было получено 0,68 руб. выручки, то в 2008 г. - 6,86 руб., т. е. фондоотдача возросла в 10 раз, что обусловлено ростом выручки за этот период в 9,5 раз.
      Оборотный капитал должен использоваться также  производительно, как и основные средства. Основными элементами оборотного капитала являются товарно-материальные запасы, незавершенное производство, дебиторы и кредиторы.
Таблица №4
Коэффициенты  оборачиваемости  дебиторской и  кредиторской                               задолженности
Показатель/год 2007г 2008г
Количество  оборотов дебиторской задолженности  за год 1,30 6,33
Количество  оборотов кредиторской задолженности  за год 0,35 3,28
      Несмотря  на то, что общий объем средней  величины дебиторской задолженности вырос в 2008 г по сравнению с 2007 г в 2 раза, дебиторская задолженность 2008 г совершила 6,3 оборота за год, тогда как в 2007 г этот показатель составлял всего 1,3 оборота. Рост оборачиваемости дебиторской задолженности связан с ростом объемов выполненных работ. Если же говорить о кредиторской задолженности, то существует внегласное «золотое правило» экономистов – «Если возможно не отдавать деньги, на сколько можно долго и без последствий, то лучше их не отдавать».
Таблица № 5
Период  погашения дебиторской  и кредиторской задолженности  в днях
      Показатель/год 2005г 2006г
      Период  погашения дебиторской задолженности, дни 281 58
      Период  погашения кредиторской задолженности, дни 1046 111
      Снижение  периода погашения дебиторской задолженности с 281 дня в 2007 г. до 58 дней в 2008 г. (почти в 5 раз) является положительным фактором, повышающим платежеспособность предприятия. Результатом явилось снижение периода погашения кредиторской задолженности предприятия.
      Целью привлечения в отчетном периоде  значительного объема заемных средств  было обеспечение развития производственной деятельности:
Таблица №6
Результативность использования займов
Показатель/год на 31.12.2006г на 31.12.2007г на 31.12.2008г
Получено  выручки от выполненных работ в расчете на 1 руб. заемных средств 7,3 руб. 0,6 руб. 3,6 руб.
 
      Оборот  денежных средств за 2008 год:
      Остаток денежных средств на начало года составлял - 141 тыс. руб.;
      Поступило за год - 43 614 тыс. руб.
      Израсходовано за год - 43 640 тыс. руб.
      Остаток на конец отчетного года составил - 115 тыс. руб.
      Структура источников поступлений и расходов денежных средств достаточно стабильна. Основным источником денежных средств является оплата заказчиками выполненных работ (84% всех поступлений), кроме того, недостаточная платежеспособность предприятия потребовала привлечения заемных средств в виде займов, доля которых в общей сумме поступлений составила  в 2008 г. 11%.
      Использование денежных средств, прежде всего, было направлено на оплату субподрядных работ и приобретаемых товаров и услуг (68% всех расходов); 14% общих расходов было направлено на оплату труда.
Таблица №7
Структура поступлений и  расходов денежных средств за 2007-2008 гг.
№ п/п Статьи  поступлений и расходов Удельный  вес, %
2007 г. 2008 г.
1 Поступило денежных средств - всего 100% 100%
  в том числе    
1.1. выручка от реализации работ, услуг, 89,7% 84,1%
1.2. выручка от реализации основных средств и иного имущества 0,0% 0,0%
1.3. выручка от продажи  ценных бумаг и иных финансовых вложений 8,3% 0,8%
1.4. поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями 0,0% 11,5%
1.5. прочие поступления 2,0% 3,6%
2 Направлено  денежных средств - всего 100,00% 100,00%
  в том числе    
2.1. на оплату приобретенных  товаров, оплату работ, услуг 52,7% 68,5%
2.2. на оплату труда  и отчисления на социальные нужды 17,3% 14,3%
2.3. на расчеты  по налогам и сборам 21,2% 7,2%
2.4. на приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов 0,0% 2,4%
2.5. погашение займов и кредитов 5,7 % 1,2%
2.6. прочие выплаты, перечисления 3,1% 6,4%

      Факторы, оказывающие  влияние на деятельность ООО «Строй-НК»:

     1. высокие цены на выполнение малых переходов;
     2. отсутствие гибкости в области ценообразования и возможности прозрачного управления объемами производства для целей использования эффекта «экономии от масштаба» из-за невозможности заложения собственной рентабельности к ценам, предлагаемым ЗАО «ВИС–МОС»;
     3. высокий удельный вес постоянных издержек в окончательной себестоимости работ (арендная плата, зарплата персонала, амортизация).
     Решением  этих факторов может служить:
     1) расширение собственного парка буровых машин;
     2) снижение доли постоянных издержек;
     3) увеличение объёмов производства;
     4) оптимизация затрат;
     5) формирование себестоимости;
     6) увеличение собственного оборотного капитала;
     7) интенсификация использования имеющихся ресурсов. 

2.2 Финансы предприятий  сельского хозяйства 

      Особенности сельскохозяйственного производства состоят в том, что оно имеет  дело с живыми организмами животными  и растениями. Использует в процессе труда землю в качестве главного, ничем незаменимого средства производства [17].
      Эти особенности можно объединить в  следующие группы:
      1. Природно-климатические и естественно-биологические: 
      - Почвенно-климатические особенности  определяют зональную специализацию, длительность рабочих периодов в производстве, различия в продуктивности и доходности хозяйства, дифференциацию в себестоимости и рентабельности продукции;
      - погодные условия влияют на  время проведения и темпы работы, объем и качество продукции, что вызывает необходимость создания натуральных и денежных страховых и резервных фондов;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.