На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           Министерство сельского хозяйства  РФ
      Федеральное государственное образовательное  учреждение
      высшего профессионального образования
      Мичуринский государственный аграрный университет
      Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «Доходы бюджета»
на тему: «Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам» 
 
 
 
 
 

                                                       выполнил:       студент 41 Ф группы                                             
                                                            экономического факультета                                                                                      

                                                                   специальности 080105
                                                                    «Финансы и кредит»
                                                                    Татаринов М.
                                                                    научный руководитель:                        
                                                       к. э. н., доцент Михина Е.В.                                                      
 
 
 
 

Мичуринск - Наукоград – 2010
Содержание 

      Введение…………………………………………………………... 3
      1 Теоретические и правовые основы казначейской системы исполнения бюджета по доходам………………………………………  
5
      2    Организация казначейской системы исполнения бюджета по доходам в РФ…………………………………………………………  
9
      2.1 Особенности казначейского исполнения бюджета по доходам…………………………………………………………………..  
9
      2.2 Оценка эффективности современной казначейской системы исполнения бюджета по доходам…………………………….  
13
      3 Совершенствование казначейской системы исполнения бюджета по доходам…………………………………………………….  
21
      Заключение……………………………………………………….. 25 
      Список использованных источников…………………………… 27
      Приложения ……………………………………………………… 31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
        Казначейство России в настоящее время является мощной системой бюджетных платежей, обеспечивающей кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, доступ всех участников бюджетного процесса к банковской системе, обладающей детальной информацией о состоянии общественных финансов.
        В  процессе  проведения  экономических  реформ и изменения прежних механизмов  управления  экономикой,  федеральный бюджет  стал  исполняться  неудовлетворительно.  Массовый  характер  приобрели  случаи  несвоевременного  зачисления  средств  налогоплательщиков  в  доход  федерального  бюджета  и  средств  федерального  бюджета  на  счета  получателей,  а  также  случаи  нецелевого  использования  этих  средств. В  связи  с  этим  большое  значение  и  актуальность  приобретает     организация  эффективного механизма исполнения  бюджета.
        Актуальность и  современность, выбранной темы, определены сложностью процесса перехода к новой системе формирования и исполнения бюджета России через органы федерального казначейства, который не исключает ошибок и просчетов на практике. Одним из главных приоритетов современной экономической политики российского государства становится организация действенного казначейского контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств, так как неэффективные методы  исполнения  бюджета сами  становятся  источником  дестабилизирующих  экономику  факторов.
         Сегодня    на    казначейство  возлагаются большие надежды по  упорядочению  денежных  потоков между бюджетами,  обеспечение своевременности  и  правильности  зачисления  платежей  в  бюджеты  различных  уровней,  контролю  за  государственными  средствами,  а  также  более  гибкому  маневрированию  государственными  ресурсами.
        Но  нельзя  сказать, что  в  настоящее  время  система  казначейских  органов  развернута  во  всех  регионах  Российской  Федерации.  Это  вызвано  необходимостью  ускорения  темпов  создания  территориальных  органов  казначейства, формирования  материально-технической  базы,  единой  телекоммуникационной  системы  казначейских  органов  и внедрение  нового  механизма исполнения  бюджета.
        Целью написания  курсовой работы является выявление  особенностей казначейской системы  исполнения бюджета по доходам. Для  достижения поставленной цели был определен круг следующих задач:
    раскрытие сущности и правовых основ казначейского исполнения бюджета по доходам;
    изучение организации казначейской системы исполнения бюджета по доходам;
    определение путей дальнейшего развития и совершенствования казначейской системы исполнения бюджета по доходам.
      Объектом  исследования данной работы является деятельность органов казначейства как инструмента кассового обслуживания бюджета, а предметом исследования выступает казначейская система исполнения бюджета по доходам.
      В ходе написания работы применялись  следующие методы: монографический, метод анализа, экономико-статистический, системный подход и другие.
       При  написании  работы были использованы нормативно – правовые  акты, которые  регламентируют казначейское исполнение бюджетов, а также  труды следующих ученых-экономистов: О. Врублевской, А. И. Игудина, Н. С. Сергиенко и ряд других.
       Курсовая  работа изложена на 26 страницах машинописного текста, включает 3 раздела, 8 рисунков, 3 таблицы, 3 приложения и список использованных источников из 32 наименований.
       1 Теоретические и правовые основы казначейского исполнения бюджета по доходам
       Исполнение  бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса, действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
       Исполнение  федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования[1, с.185].
       О. Врублевская и М. Романовский  дают следующее определение: исполнение бюджета – одна из стадий бюджетного процесса каждого уровня бюджетной  системы РФ, которая предусматривает  обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов [19, с.450].
       А.Г. Грязнова и Е.В. Маркина подробно определяют исполнение бюджета, как  стадию бюджетного процесса, на которой  осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также учет исполнения бюджета [32, с.388].
       Действующее законодательство не даёт определения  понятий «исполнение бюджета», «казначейское  исполнение бюджета», «кассовое исполнение бюджета». Отсутствие законодательно закрепленных однозначно понимаемых значений этих терминов создает определенные трудности в практической работе.
       В Бюджетном кодексе Российской Федерации  понятие «кассовое обслуживание исполнения бюджета» определяется как  «проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета» (ст. 6)[1, с.23]. В ст. 215.1 говорится: «кассовое обслуживание исполнения бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством» [1, с.185].
       В Бюджетном кодексе Российской Федерации  кассовое обслуживание исполнения территориальных  бюджетов органами Федерального казначейства рассматривается как одно из обязательных условий  казначейского их исполнения.
       Наряду  с этим, в ст. 215.1 предусматривается  возможность по соглашению с исполнительным органом  государственной власти субъекта РФ передачи ему полномочий Федерального Казначейства по такому обслуживанию исполнения региональных и местных бюджетов. Но в данном случае для исполнительных органов власти, их финансовых органов речь должна идти не о кассовом обслуживании исполнения территориальных  бюджетов, а об использовании последними казначейских  методов и технологий кассового исполнения бюджетов.
       Казначейская  система исполнения бюджетов связана  с методологией и технологией, используемыми  при кассовом исполнении бюджетов. Функцию кассового исполнения бюджетов в части проведения и учета кассовых операций, в пределах своей компетенции, выполняют и банковская система, и органы Федерального казначейства. В кассовом исполнении бюджетов участвуют и финансовые органы на соответствующих  уровнях власти.
       Н. С. Сергиенко считает, что понятие «казначейское исполнение бюджетов» появилось как альтернатива понятию «банковское исполнение бюджетов» [31, с.30]. При наличии различий в трактовках авторы в основном не сводят осуществление всех операций, составляющих понятие «казначейское исполнение бюджетов», только к функциям органов Федерального казначейства.
       А. И. Игудин и Н. С. Сергиенко представляют обоснованным рассматривать понятие "казначейское исполнение бюджетов" как исполнение бюджетов всеми участниками этого процесса на принципах, выражающих отличительные признаки казначейских методов и технологий. [24, с.22].
       Понятие «кассовое обслуживание исполнения бюджетов» субъектов РФ и местных бюджетов органами Федерального казначейства лучше выражает суть деятельности органов Федерального казначейства по отношению к территориальным бюджетам, так как исполнение бюджета — это функция исполнительных органов власти.
       В новых условиях Федеральное казначейство  как самостоятельная служба продолжает участвовать в исполнении федерального бюджета, также обслуживая это исполнение с  помощью  казначейских методов и технологий.
         Теперь в нормативных правовых  документах, регулирующих казначейское  исполнение территориальных бюджетов  с участием органов Федерального  казначейства, используется понятие  «кассовое обслуживание исполнения бюджетов». Оно включает учет доходов и расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов соответствие с бюджетной классификацией, а также средств, поступающих от вышестоящих бюджетов.
       В конечном счете, сущность казначейского  исполнения бюджетов, включая кассовое их обслуживание,  раскрывается через присущие ему функции, принципы, которые положены в его основу.
       Согласно  Бюджетному кодексу Российской Федерации  принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами Российской Федерации[1, с.44]. Этот принцип — важное условие, характеризующее казначейское исполнение бюджета.
         С точки зрения казначейского метода, главное в нем  то, что бюджетные средства не только концентрируются  для управления ими у финансового органа соответствующего исполнительного органа власти на едином счете (или счетах)  данного бюджета, находящихся в учреждении  банка, а также с отражением на едином казначейском счете в органе федерального казначейства, но и распределяются  до конечных получателей бюджетных средств (минуя промежуточные звенья управления, распорядителей средств) [31, с.31].Это позволяет также иметь возможность управлять остатками бюджетных средств  и устанавливать контроль за обоснованностью цен, тарифов на оплату товаров и услуг.
     Казначейская  система исполнения бюджета является достаточно распространенной во многих странах мира. При этом, как показывает анализ функционирования казначейства в разных странах, его роль может находиться в диапазоне от пассивной до абсолютно активной. Пассивный характер деятельности казначейства проявляется в том, что оно совершенно не вмешивается в вопросы исполнения бюджета, выступая лишь в роли «кассира», который выдает денежные ресурсы бюджетным учреждениям на выполнение их программ. Абсолютно активному казначейству делегируется широкие полномочия в ходе бюджетного процесса - ему предоставляется право устанавливать пределы на обязательства и/или оплату государственных расходов и разрешать производить конкретные расходы на основе заранее установленных критериев.
     Как показывает практика, в Российской Федерации органы казначейства проявляют активную роль в  процессе исполнения федерального бюджета. Однако не все функции осуществятся в полном объеме в ходе исполнения бюджета. 
 

       2    Организация казначейской системы исполнения бюджета по доходам в РФ 

    2.1 Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам
            Переход к казначейской системе исполнения бюджетов повлек за собой централизацию всех доходных счетов бюджета у органов федерального казначейства и передачу налоговыми органами функций по учету и распределению регулирующих доходных источников. Для этого органам Федерального казначейства были открыты счета по учету доходов федерального бюджета в учреждениях Центрального банка России. Одновременно за казначейством была закреплена функция ведения оперативно-аналитического учета доходов федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.
     Согласно Бюджетному кодексу РФ, исполнение бюджета по доходам предусматривает:
   зачисление  на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;
   возврат излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм, а также сумм процентов  за несвоевременное осуществление  такого возврата и процентов, начисленных  на излишне взысканные суммы;
   зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
   уточнение администратором доходов бюджета  платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации [1, с.188].
       В  новой  редакции  Бюджетного кодекса  РФ,  вступившей в силу с 1 января 2008 г., исключена ст. 215,   где говорилось, что « в Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение бюджетов».
      Это понятие рассматривалось как  альтернатива понятию «банковское исполнение бюджетов». Но такой альтернативой является «кассовое обслуживание исполнения бюджетов», возлагаемое на органы Федерального казначейства. Учреждения банков по своим функциям также участвуют в обслуживании кассового их исполнения. Однако банковская и казначейская системы исполнения бюджетов имеют большое количество различий.
      Применение  механизма казначейской системы  исполнения бюджета отличается от банковского, прежде всего, тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета — доходный и расходный, на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования.   
      Распоряжение  органов Федеральной исполнительной власти отныне необязательны к исполнению органами исполнительной власти субъектов. По этой причине в отношении сплошного контроля за прохождением казенных денег образовался вакуум. Проследить за финансовыми потоками до создания казначейства было невозможно.
      Был бесконтрольным и процесс поступления  средств. Длительные задержки, неполнота  информации, предоставляемой банками, не способствовали своевременному пополнению казны, как известно, время - деньги. Особенно реально ощущается в отношении финансов, так как задержка платежа на один день эквивалентна определенной сумме убытка.  
         По централизованной системе казначейства, не попадая на банковские счета, средства доводятся до самого нижнего уровня. Таким образом, можно говорить о полной “прозрачности” расходов бюджета, что позволяет оперативно вмешиваться в процесс, который ранее был практически не контролируемым. Кроме того, реализуется понятие “текущего“ контроля, который осуществляется на стадии непосредственного расходования средств, что ранее было невозможным. При формировании доходов государства достоинство введения казначейской системы заключается в скорости, с которой суммы платежей в бюджет проходят по назначению.

      Анализ  результатов исполнения бюджета  показывает, что в начале 1990-х  гг. в России назрела необходимость  более четкой реализации функций, связанных  с пополнением государственной казны и обеспечением подконтрольности расходования ее ресурсов, а также организации учета таким образом, чтобы он адекватно отражал данные процессы.
    Таким образом, казначейская система исполнения бюджета сменила банковскую систему.
       Таким образом, в настоящее время казначейской системе исполнения бюджета присущи следующие особенности:
   функционирование  единого счета соответствующего  бюджета;
   осуществление операций по распределению поступлений в бюджетную систему РФ по её уровням через органы Федерального казначейства на счета соответствующих бюджетов;
   применение  системы лицевых счетов, отражающих движение бюджетных средств на счетах бюджетных организаций, открытых в кредитных учреждениях;
   доведение финансирования непосредственно (без  посредников) до конечных бюджетополучателей;
   повышение оперативности и качества предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств;
   широкое внедрение автоматизированных систем в расчетах и обеспечении информационных потоков;
   обязательность  осуществления и учета кассовых операций органами Федерального казначейства.
      Основные  этапы порядка работы и документооборота по учету доходов выглядят следующим образом[23].
      Ежедневно учреждения ЦБ РФ передают в органы Федерального казначейства электронную банковскую выписку, заверенную электронной цифровой подписью.
      При получении из РКЦ платежных документов в электронном виде работниками  казначейства в автоматизированном режиме проверяется полнота заполнения реквизитов этих документов, ЭЦП, соответствие полученных за день электронных платежных документов итоговой электронной выписке. Данные банковской выписки группируются по видам доходов в соответствии с кодами бюджетной классификации.
      Возврат ошибочно уплаченных сумм в связи  с невозможностью их идентификации  к доходам бюджетов, а также к администратору поступлений осуществляется на основании заявления плательщика и Справки органа Федерального казначейства в течение трех дней со дня обращения в орган Федерального казначейства.
      Возврат поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов, осуществляется по нормативам распределения доходов между бюджетами, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации на соответствующий год.
      В случае наличия на счете органов  Федерального казначейства по учету доходов сумм, требующих выяснения, они отражаются в аналитическом учете как невыясненные поступления.
      Учет  и распределение доходов органами Федерального казначейства осуществляется в автоматизированном режиме на основании  сведений, введенных в базу данных. После обработки платежных документов и закрытия операционного дня формируются платежные поручения на перечисление доходов по уровням бюджетов и внебюджетных фондов и направляются в учреждения Центрального банка России. После обработки выписки осуществляется автоматизированное формирование пакетов электронных платежных документов для отправки в соответствующие отделения Федерального казначейства по городам и районам края не позднее следующего дня.
      Таким образом, с внедрением казначейской системы исполнения бюджетов по доходам на  местах  повысилась  оперативность зачисления  доходов  на  счете  федерального  бюджета  и  возросла  подконтрольность  федеральных  налогов,  перечисляемых  в  бюджеты  различных  уровней  бюджетной  системы.  А  также  органы  власти  и  управления  стали  получать  полную  оперативную  и  достоверную  информацию  о  суммах  зачисленных  доходов  в  федеральный  бюджет  и  суммах  федеральных  регулирующих  налогов,  зачисленных  в  бюджеты  субъектов  Федерации  и   местные  бюджеты. 

2.2 Оценка эффективности современной казначейской системы исполнения бюджета по доходам
       Эффективность — относительный показатель. Экономическая  эффективность характеризуется  отношением полученного результата к затратам на его достижение. Когда речь идет об оценке эффективности казначейского исполнения бюджетов, данный подход нельзя не учитывать, но он не исчерпывает все критерии, требующиеся для ответа вопрос о повышении эффективности такого их исполнения. Поэтому речь должна идти о повышении социально – экономической  эффективности, которая не обязательно может определяться в денежном выражении [24, с.22].
      Для оценки эффективности современной  системы казначейского исполнения бюджета по доходам проанализируем данные по исполнению доходов Федерального бюджета РФ, областного бюджета Тамбовской области и бюджета города Мичуринска.
      На  основе данных таблицы 1 рассмотрим итоги  исполнения Федерального бюджета по доходам за 2005-2007 гг. Общий объем поступлений в доходы Федерального бюджета РФ в 2007г. составил 7781,1млрд. руб. Поступления 2007г. по сравнению с 2005г. увеличились на 51,8%.(Приложение А)
 

      
Таблица 1 – Исполнение Федерального бюджета РФ по доходам за 2005 -2007 гг.
Показатели 2005г. 2006г. 2007г.
План, млрд. руб. Факт, млрд. руб. % выполнения плана План, млрд. руб. Факт, млрд. руб. % выполнения  плана План, млрд. руб. Факт, млрд. руб. % выполнения  плана
всего доходов, в т. ч. 4979,8 5127,2 103,0 6170,5 6278,9 101,8 7443,9 7781,1 104,5
налоговые доходы 3055,4 3130,1 102,4 3572,2 3595,7 100,7 4532,4 4633,7 102,2
неналоговые доходы 1841,2 1910,3 103,8 2574,2 2648,2 102,9 2678,8 2915,8 108,8
безвозмездные поступления 83,2 86,6 104,1 24,1 34,9 144,8 232,7 231,1 99,3
 
Таблица 2 – Исполнение областного бюджета Тамбовской области по доходам за 2006 -2008 гг.
Показатели 2006г. 2007г. 2008г.
План, млн. руб. Факт, млн. руб. % выполнения  плана План, млн. руб. Факт, млн. руб. % выполнения  плана План, млн. руб. Факт, млн. руб. % выполнения  плана
всего доходов, в т. ч. 12148,9 12257,6 100,9 13619,4 16089,8 118,1 20074,7 20365,6 101,4
налоговые доходы 5564,4 5720,3 102,8 6336,4 6987,4 110,3 8027,0 8151,6 101,6
неналоговые доходы 549,9 515,3 93,7 769,9 1099,0 142,7 901,7 1076 119,3
безвозмездные поступления 5750,2 5722,7 99,5 6122,1 7486,6 122,3 11114,6 11164,4 100,4
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 284,4 299,3 105,2 391,0 516,8 132,2 - - -
 
 
Таблица 3 – Исполнение бюджета города Мичуринска по доходам за 2006 -2008 гг.

и т.д.................


Показатели 2006г. 2007г. 2008г.
План, млн. руб. Факт, млн. руб. % выполнения  плана План, млн. руб. Факт, млн. руб. % выполнения  плана План, млн. руб. Факт, млн. руб. % выполнения  плана
всего доходов, в т. ч. 645,8 658,2 101,9 734,3 754,5

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.