На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бухгалтерский баланс. Роль и назначение бухгалтерских балансов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Санкт-Петербургский  государственный  университет
экономики и финансов
(Новгородский  филиал)
кафедра бухгалтерского учета  и аудита 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине
 «Теория бухгалтерского учёта»
 
Тема:
«Бухгалтерский баланс» 
 
 
 
 

                    Выполнила:  Наркевич Наталья Владимировна
                    Группа: 3.10.3,5б
                     
                     
                      

                    Проверил:
                     
                     
                    _______________ 
                     

Великий Новгород
2011 
 
 

  Содержание
  Введение……………………………………………………………………….3
    Роль и назначение бухгалтерских балансов …………………………….4
    Бухгалтерский баланс и его строение ………………………..………….8
    2.1 Обоснование равенства актива и пассива баланса…………………….. 9
  2.2 Внеоборотные активы …………………………………………………...11
  2.3 Оборотные активы …………………………………………………...….13
  3. Виды бухгалтерских балансов……………………………………………23
  4. Форма баланса в России и других зарубежных странах………………..26
  4.1. Новая форма бухгалтерского баланса 2011 года …………...……..….29
  5. Этапы развития бухгалтерского баланса в России……….…………….37
    6. Баланс «Брутто» и баланс «Нетто»……………………………………....45
    Заключение………………………………………………………………….48
    Список литературы…………………………………………………………50 
     
     
     
     
     
     
     

  Введение
  История ставит вопросы, а человек пытается найти ответы на них. На протяжении многих веков история ставила  и продолжает ставить различные  вопросы перед бухгалтерским учетом. Многие из них остались без ответа. Однако жизнь такова, что человек должен дать тот или иной ответ, даже если он заранее знает, что ответ не совсем правилен. В самом деле, очень долго люди, занятые хозяйственной деятельностью, в поисках ответа довольствовались методом проб и ошибок. По прошествии многих столетий, когда хозяйственная жизнь резко изменилась, стала несравненно сложнее, тогда такие приемы перестали себя оправдывать, потребовалась наука.
  Имущество организации и ее обязательства непрерывно участвуют в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщенными данными о ее имуществе и обязательствах. Такое обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса.
  Бухгалтерский баланс является наиболее информативной  формой, которая позволяет принимать  обоснованные управленческие решения.
  Умение  читать баланс – знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи  с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики  предприятия.
  Умение  чтения бухгалтерского баланса дает возможность:
      получить значительный объем информации о предприятии;
      определить степень обеспеченности предприятия собственными
  оборотными  средствами;
      установить, за счет, каких статей изменилась величина оборотных средств;
  Целью данной курсовой работы является изучение баланса как элемента метода бухгалтерского учёта. Задачами курсовой работы являются:
      Выяснить какую роль и назначение баланс играет в хозяйственной деятельности предприятий;
      Изучить его строение, всевозможные виды и формы баланса;
      Рассмотреть этапы развития бухгалтерского баланса в России.
1. Роль и назначение бухгалтерских балансов
  При написании нашей курсовой мы столкнулась с несколькими трактовками происхождения слова баланс. В одних источниках считают, что слово баланс произошло от французского слова "balance", которое переводиться как весы. В других учебниках считают, что термин "баланс" латинского происхождения: bis - дважды, lanz - чаша весов; т.е. двуединая чаша весов, как символ равновесия. Но в любом варианте происхождения термин "баланс" означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.
  В экономике применяются различные  виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходов предприятия; баланс основных фондов; баланс денежных доходов и расходов населения; материальный баланс; баланс трудовых ресурсов; баланс платежный; межотраслевой баланс и др.
  Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в  левой и правой сторонах уравнения.
  Первый  опыт построения балансов принадлежит  бухгалтерскому учету. Балансовое обобщение  информации позволяет выявить финансово-имущественное  положение экономического субъекта. Это достигается за счет двойственной группировки объектов бухгалтерского наблюдения:
  - по их функциональной роли  в процессе производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности (экономическое  содержание балансового уравнения);
  - по источникам образования имущества  хозяйственной единицы (юридический  подход).
  Бухгалтерские балансы предназначены для отражения  финансового положения экономического субъекта на конкретные моменты времени: на дату создания организации (регистрации  Устава); начало и конец отчетного  периода (финансового года); даты составления  промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев); в случаях санации, банкротства, ликвидации, реорганизации или др.
  Основу  информационной бухгалтерской системы  любого отчетного или промежуточного периода составляет входящий бухгалтерский баланс. Последующие факты хозяйственной жизни меняют показатели бухгалтерского баланса. Бухгалтерия идентифицирует, оценивает, классифицирует и регистрирует эти хозяйственные операции согласно общепринятым принципам, отражает и накапливает их в учетных системах, сводит воедино для составления новых бухгалтерских балансов (допустим, в конце квартала или года).
  Бухгалтерский баланс можно сравнить с моментальным снимком финансового состояния  предприятия, на котором нашли отражение  два равновеликих изображения:
  - чем располагает предприятие  (имущество, классифицированное  по функциональному признаку);
  - за счет каких источников появилось  данное имущество (капитал собственника  и привлечённый капитал).
   Для оценки характеристики информационной системы бухгалтерского учета и ее дальнейшего развития существует классификация счетов бухгалтерского учета на балансовые и забалансовые. О балансовых счетах мы поговорим в нашей работе ниже и более подробно.
  Сущность  же бухгалтерского учета на забалансовых счетах состоит в том, что в них отражаются события и операции, не влияющие в данный момент на состояние баланса предприятия, возможные результаты хозяйственной деятельности, требующие специального контроля, а также материальные объекты, принятые на переработку, хранение, комиссию или полученные в аренду.
  Структура каждого забалансового счета  позволяет одновременно наблюдать  как за наличием и движением соответствующих  материальных и денежных ценностей, так и за состоянием и изменением обязательств по этим ценностям перед их владельцами. Данные забалансового счета при составлении баланса показываются после его итога, т.е. "за балансом".
  Для управления и контроля за всеми процессами общественного воспроизводства, за деятельностью отдельных предприятий  и фирм учёт должен представлять объективную информацию, реально отражающую действительность.
  Рассмотрим  основные характеристики забалансовых счетов.
  Депозитно-имущественные  счета - служат для учёта ценностей, не принадлежащих предприятию, но находящихся  в его пользовании или распоряжении. К ним относятся счета:
  "Арендованные  основные средства" (фонды),
  "Сырьё  и материалы, принятые на переработку",
  "Товары, принятые на комиссию",
  "Товарно-материальные  ценности, принятые на ответственное  хранение",
  "Оборудование, принятое для монтажа".
  Забалансовый  учёт многих операций может строиться  по системе парных счетов, при этом каждая пара обычно формирует свой микробаланс.
  Операционно-контрольные  счета - предназначены для контроля за отдельными операциями, которые  не отражаются в системе балансовых счетов. К ним относятся счета:
  "Бланки  строгой отчетности",
  "Разница  между учетными и розничными  ценами по недостающим товарно-материальным  ценностям",
  "Списание  в убыток задолженности неплатежеспособных  дебиторов",
  "Счета  работы, не принятые банком к оплате",
  "Дебиторы  по предъявляемым счетам по  степени готовности".
  Количество  таких счетов может быть расширено  по мере появления операций, требующих  специального внебалансового контроля. 

2. Бухгалтерский баланс и его строение
     Бухгалтерский баланс - система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение предприятия по состоянию на определенную (отчетную) дату в денежном выражении, представляющая данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах). В настоящее время в бухгалтерском учете применяется бухгалтерский баланс для характеристики имущества, собственного капитала и обязательств организации, выраженных в денежной форме. При этом:
  баланс  используется для отражения того имущества, которым располагает  конкретная организация для осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности;
  в балансе находит отражение не только имущество организации, но и  ее собственный капитал и обязательства, послужившие источником образования  такого имущества;
  все многочисленные группы имущества, собственного капитала и обязательств приводятся в балансе в сгруппированном виде в соответствии с их экономическим содержанием;
  характеристика  имущества, собственного капитала и  обязательств организации дается в  бухгалтерском балансе на определенную дату и только в денежной оценке.
  Таким образом, бухгалтерский баланс - это  способ группировки и отражения  состояния имущества, собственного капитала и обязательств в денежной оценке на определенную дату по конкретной организации.
  По  внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу: в левой части - актив, в правой части - пассив. 
  В бухгалтерском балансе всегда соблюдается  равенство сумм левой и правой сторон.
  2.1 Обоснование равенства актива и пассива баланса
Равенство сторон баланса объясняется тем, что в активе отражаются средства по составу и размещению, а в пассиве отражаются источники формирования этих же самых средств. Иными словами, актив и пассив это средства организации, рассматриваемые с двух точек зрения, т.е. два отражения одного и того же.
  Равенство актива и пассива баланса является настолько логическим и всеобъемлющим, что оно получило название капитальное (основное) уравнение бухгалтерского учета или балансовое уравнение. Таким образом, в общем виде балансовое уравнение представлено равенством Актив = Пассив (А=П).
  Поскольку все хозяйственные средства предприятия  образуются за счет двух основных источников: собственного капитала и определенных обязательств перед другими организациями  и лицами (банками, поставщиками, персоналом, бюджетом и прочими кредиторами). В любом балансе должно соблюдаться следующее условие, которое конкретизирует рассмотренное выше балансовое уравнение - выраженная в денежной оценке стоимость имущества равна стоимости капитала и обязательств организации:
  Средства = обязательства + собственный капитал
  Из  уравнения следует, что имущество (левая сторона) образуется за счет источников (правая сторона), т.е. ресурсы  организации становятся реальностью  благодаря источникам, за счет которых они образованы. Иными словами, активы равны капиталу, вложенному в организацию собственниками и сторонними лицами (кредиторами, заимодавцами и пр). Таким образом, можно говорить о двойственности экономической природы всех учитываемых объектов. Этот принцип является фундаментальным в бухгалтерском учете.
  Осуществив  преобразование капитального уравнения, можно получить и другое фундаментальное  значение бухгалтерского учета - значение собственного капитала:
  Собственный капитал = средства - обязательства
  Таким образом, получается, что собственный капитал предприятия - это то, что останется от его имущества после выплаты всех долгов и погашения всех обязательств данного предприятия. Это - чистая стоимость имущества, которая в нормативном регулировании бухгалтерского учета получила название "чистые активы".
  Кроме этого, очередное преобразование капитального уравнения позволяет получить важнейшее  для внешних пользователей бухгалтерской  информации значение суммы обязательств организации перед третьими лицами.
  Обязательства = средства - собственный капитал
  Любой экономический баланс состоит из двух систем экономических показателей, представляющих собой хозяйственные  явления, выраженные в двух характеристиках. Равенство систем показателей является принципом, характерным для балансирования. Две системы показателей баланса всегда должны быть равны между собой.
Основным  элементом баланса является балансовая статья. Под статьей понимается показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия.
  По  составу активы, входящие в имущество, подразделяются на внеоборотные и оборотные.
  2.2 Внеоборотные активы.
Внеоборотные (долгосрочные) активы – активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение нескольких лет. К ним относятся основные средства, капитальные и другие финансовые вложения, нематериальные активы.
  Основные  средства – это часть средств  производства, целиком и полностью  участвующие в хозяйственной  деятельности предприятий в течение длительного времени, не меняющие своей натуральной формы и переносящие свою стоимость на продукт постепенно, по мере износа.
  Практически к основным средствам относя средства со сроком полезного использования  больше 12 месяцев. К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и прочее.
  Согласно  Положению по бухгалтерскому учёту  «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), в  составе основных средств должны учитываться находящиеся в собственности  предприятия земельные участки  и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Эти средства обладают материальной субстанцией и относятся к осязаемым активам. Между тем в учёте отражаются и так называемые неосязаемые активы.
  Нематериальные  активы – вид внеоборотных активов, которые не имеют физической основы, но представляют ценность, базирующуюся на правах и привилегиях собственников (объекты интеллектуальной собственности). Стоимость нематериальных активов устанавливается индивидуально в момент их приобретения.
  К нематериальным активам относятся цена фирменной марки, стоимость патентов, авторских прав, прав на «ноу-хау». «Ноу-хау» - это специальные технические и экономические знания, которые за вознаграждение могут быть предоставлены и другим предприятиям.
  Правила формирования в бухгалтерском учёте информации о нематериальных активах изложены в ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Кроме того, к нематериальным активам относятся организационные расходы (расходы, связанные с образованием предприятия) и «гуд вилл» (деловая репутация предприятия).
  Капитальные вложения – затраты, связанные со строительством, приобретением основных средств, а также приобретением  нематериальных активов. Эти активы учитываются как капитальные  вложения до момента ввода в эксплуатацию.
  Доходные вложения в материальные ценности – вложения предприятий в финансовую аренду, представляющую собой новые объекты основных средств исключительно для сдачи их в аренду заранее известному арендатору с рассрочкой в оплате по договорным промежуточным платежам. При капитальной финансовой аренде договор на неё может предусматривать передачу прав собственности на имущество арендатору по окончании договора аренды и полном завершении расчётов.
  Финансовые  вложения – инвестиции предприятия, связанные с приобретением акций и других ценных бумаг с вложением в уставные капиталы других предприятий, с целью получения доходов на срок более года.
  2.3 Оборотные активы
  Оборотные средства (активы) – вложения финансовых ресурсов в объекты, использования  которых осуществляется в рамках одного воспроизводственного цикла либо в течение относительно короткого календарного времени (как правило, не более одного года). В работе большинства предприятий оборотные средства имеют решающее значение, именно они формируют конечные результаты их деятельности.
  В составе оборотных средств можно  выделить:
  1. Товарно-материальные ценности (запасы), методологические основы формирования  которых установлены ПБУ 5/98 «Учет  материально-производственных запасов». В ПБУ выделяются:
  - материально-производственные запасы – сырьё, материалы, топливо, и т.д. Они полностью потребляются в процессе оного производственного цикла, поэтому вся их стоимость сразу переносится на себестоимость изготовляемой продукции.
  - готовая продукция на складе  или отгруженная потребителю учитывается по фактической себестоимости, которая включает в себя затраты материальных и трудовых ресурсов, начисления к фонду оплаты труда на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.), затраты на топливо и электроэнергию, расходы на организацию производства (общепроизводственные расходы) и управления предприятием (общехозяйственные расходы), амортизацию оборудования.
  - товары – на складе, в пути, в торговом зале. Товары, приобретённые  для перепродажи, закупаются с  целью последующей реализации по более высоким ценам, без дополнительной обработки.
  2. Денежные и прочие средства;
  - денежные средства – финансовые  ресурсы предприятия в банке,  на расчётном и прочих счетах  и наличные деньги в кассе  и в пути.
  - краткосрочные финансовые вложения – акции, облигации, векселя, чеки, находящиеся в распоряжении предприятия, финансирование деятельности сторонни предприятий, а также о выдаче краткосрочных займов на коммерческой основе.
  - дебиторская задолженность –  задолженность юридических и физических лиц перед предприятием, например задолженность покупателей за отгруженные, но ещё неоплаченные товары, авансовые перечисления. При этом предприятия и лица, которые должны предприятию, называются дебиторами, а сама задолженность – дебиторской.
  Оборотные средства подразделяются на нормируемые  и ненормируемые.
  По  нормируемым оборотным средствам  устанавливаются нормативы запасов, например, норматив материальных запасов, незавершённого производства, товары на складе или в торговом зале, денежные средства в кассе. Ненормируемые – средства, размер которых неограничен (денежные средства на расчётном счёте в банке, товары в пути).
  Отвлеченные средства – это средства временно изъятые из оборота, участвующие  в нём. Это начисленные налоги, платежи из прибыли, убытки.
  Основным  принципом группировки хозяйственных  средств по источникам образования  и целевому назначению является степень  закрепления их за данным предприятием. Исходя из этого хозяйственные средства делятся на следующие:
  - собственные (закреплённые);
  - заёмные (привлечённые).
  Собственные средства – фонды, целевое финансирование, резервы и прибыль.
  Для осуществления хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующий  источник, или, как это принято  называть в мировой экономике, капитал. Капитал – это не совокупность товарно-материальных ценностей, а сумма стоимости этих товарно-материальных ценностей, т.е. величин отношений, определяемых общественным характером мирового хозяйства.
  Сами  товарно-материальные ценности, вырванные  из сложившейся структуры общественного производства, стоимости не имеют и поэтому капитала не составляют. Например, кассовый аппарат на пустынном острове не имеет никакой стоимости, и владение им не делает человека собственником в общественном понимании этого слова. Товарно-материальные ценности становятся суммой стоимостей только при соответствии их уровню общественного производства. Но и это ещё не капитал. Капиталом данная сумма стоимостей становится лишь тогда, когда она используется с целью получения дохода. Швейная машина, стоящая у нас дома, конечно, имеет стоимость, но не является капиталом до тех пор, пока её не начинают использовать для пошива одежды с целью её дальнейшей реализации.
  Так как капитал должен приносить  доход, то требуется вести учёт вложения источника (капитала) в средства (товарно-материальные ценности).
  Основной  собственный источник хозяйственных  средств предприятия – уставный капитал. Его первоначальная величина фиксируется в уставе предприятия (без фиксирования в уставе документ фактически не имеет смысла). Уставный капитал может быть размещён в любых средствах – как в товарно-материальных, так и в денежных. Направления и величина уставного капитала определяются собственником предприятия.
  Уставный  капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах (уставе предприятия) величину собственного капитала, внесённого учредителями в виде денежных средств или другого имущества при организации предприятия:
  - в обществах с ограниченной  ответственностью – в сумме  долей учредителей, определённых учредительными документами;
  - в хозяйственных товариществах  – в сумме долей учредителей  в уставный капитал;
  - в акционерных обществах –  в совокупной номинальной стоимости  акций всех видов;
  - в производственных кооперативах  – в сумме паевых взносов  в виде денежных средств и другого имущества, объединённого членами кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности;
  - на государственных и муниципальных  унитарных предприятиях, основанных  на правах хозяйственного ведения  или оперативного управления, - в сумме имущества, закреплённого собственником этого имущества за предприятием.
  В условиях рыночной экономики у предприятий  и организаций может происходить  текущее изменение капитала, в  принципе не определяющее необходимость  перерегистрации уставного капитала. В результате появилось понятие добавочного капитала.
  Добавочный  капитал включает в себя:
  - суммы до оценки внеоборотных  активов предприятий, проводимой  в установленном порядке;
  - эмиссионный доход, который возникает  при формировании уставного капитала путём дополнительной эмиссии акций или изменения номинальной стоимости акций).
  В условиях рыночной экономики важное значение представляет создание и правильное использование резервных фондов и платежей. Резервирование прибыли  осуществляется для пополнения уставного капитала и выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчётного года для этих целей или для покрытия возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь резервирование предстоящих платежей путём заблаговременного включения в издержки обращения части расходов, до того как они фактически произведены. Благодаря образованным резервным капиталам у предприятий появляется возможность в отдельные отчетные периоды, несмотря на низкую прибыль всё же выдавать дивиденды в установленных пределах.
  Резервный капитал – это страховой капитал  предприятия, предназначенный для  возмещения убытков от хозяйственной  деятельности, а также для выплаты  доходов инвесторам или кредиторам, если на эти цели не хватает прибыли.
  Средства  резервного капитала выступают гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц.
  Резервный капитал создаётся в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятия на покрытие возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь. Образуется он за счёт отчислений от прибыли в размерах, предусмотренных уставом или учредительными документами предприятия. АО зачисляют в этот фонд эмиссионный доход. Резервный капитал может также создавать в обществах с ограниченной ответственностью. Другие предприятия создают резервный фонд за счёт прибыли, оставшейся в их распоряжении.
  Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер. В первом случае он создаётся в соответствии с законодательством РФ, во втором – в соответствии с порядком, установленным в учредительных документах предприятия. В настоящее время создание резервного капитала обязательно только для акционерных обществ и совместных предприятий.
  Учет  образования резервного капитала должен обеспечивать получение информации, необходимой для контроля соблюдения его верхней и нижней границ. Во всех случаях предельная величина резервного капитала не должна превышать той суммы, которая определена собственниками и зафиксирована в учредительных документах предприятия.
  Сумма резервного капитала в АО не может  быть меньше 10% суммы уставного капитала. В совместных предприятиях сумма  резервного капитала не меньше 25% уставного  капитала.
  Закон об АО предусматривает следующие  направления использования средств  резервного капитала:
  покрытие  убытков;
  погашение облигаций общества;
  выплата дивидендов акционерам в случае отсутствия или недостаточности прибыли;
  выкуп акций общества в случае отсутствия иных средств.
  Фондами специального назначения называется совокупность средств, формируемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или образуемых за счёт безвозмездных взносов учредителей для использования в определённых, заранее установленных целях. По экономическому содержанию и назначению большинство фондов предприятия относится к фондам потребления или накопления.
  Фонды накопления – это часть чистой прибыли, предназначенная для технического перевооружения, реконструкции, расширения, освоения производства новых видов  продукции, строительства и обновления основных производственных фондов. Часть средств этих фондов используется в качестве взносов в создание инвестиционных фордов, совместных предприятий, акционерных обществ. Этот фонд аккумулирует средства заранее распределённой и зарезервированной части чистой прибыли в соответствии с учредительными документами или по решению участников предприятия.
  За  счет средств фондов накопления финансируют  в основном капитальные вложения на производственное развитие предприятия. При этом осуществление капитальных  вложений за счёт собственной прибыли предприятия не уменьшает величину фонда накопления, а происходит преобразование финансовых средств в имущественные ценности. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, распределении суммы прибыли между учредителями, а также в результате списания за счёт фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.
  Фонды потребления образуются для финансирования социального развития предприятия, материального поощрения работников и социальной защиты персонала. Средства фонда расходуются на приобретение путёвок в санатории, детские учреждения, на жилищное строительство, дотации на питание, приобретение проездных билетов, материальную помощь.
  Создается фонд за счёт прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия, в размере  нормативов, установленных учредительными документами.
  Отличительная особенность фондов потребления  в том, что мероприятия и расходы, финансированные из них, не приводят к образованию нового имущества предприятия. Сами фонды создаются за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.
  Фонды социальной сферы образуются за счёт нераспределённой прибыли, направленной, согласно учредительным документам, в качестве финансового обеспечения развития (капитальных вложений) социальной сферы. В состав фонда входит также разница от переоценки внеоборотных активов непроизводственного назначения и стоимость безвозмездно полученного имущества непроизводственного назначения.
  Целевое финансирование – безвозмездно выделенные другими предприятиями или бюджетом средства, которые становятся собственностью предприятия и используются им на какие-либо цели, оговоренные при  передаче либо по своему усмотрению.
  К целевым финансированию и поступлениям относят средства, получаемые предприятием на строго определённые цели:
  содержание  детских учреждений;
  подготовку  кадров;
  научно-исследовательские  работы и прочее.
  Финансирование  осуществляется за счёт ассигнований из государственного бюджета, взносов родителей, платы за обучение, средств фондов специального назначения, полученных от других предприятий, и др. Обычно из целевых источников частично финансируются соответствующие мероприятия.
  Средства  целевого финансирования и целевых поступлений расходуются в строгом соответствии с утверждёнными сметами. Запрещается использование целевых средств не по назначению и направление других средств на нужды, финансирование которых должно осуществляться за счёт только целевых источников.
  Резервы – источники средств, предназначенные  для покрытия в будущем целевых  расходов (оплата отпусков, текущий  ремонт и т.д.).
  Прибыль – основной источник хозяйственных  средств любого предприятия, это  результат его хозяйственно-финансовой деятельности, которая складывается как разница между его доходами и расходами. Прибыль направляется на пополнение основных и оборотных средств, освоение и развитие новых производств, материальное поощрение работников, выплату дивидендов, расчёты с учредителями и другие цели.
  Заемные средства – кредиты банков, обязательства  по распределению, кредиторская задолженность.
  Кредиты банков. В ходе производственной деятельности предприятие может испытывать нехватку средств, особенно для осуществления  каких-то крупных мероприятий. Временную нехватку средств предприятие покрывает за счёт банковских кредитов, которые банк предоставляет за определённый процент, зависящий от характера ссуды, её срочности и коммерческой надёжности заёмщика. В настоящее время кредиты банков имеют большое значение в обеспечении хозяйственной деятельности предприятий, так как именно они способствуют увеличению продукции предприятий, росту объёма реализации и услуг.
  Банковский  кредит выдаётся банками в виде денежных ссуд, которые используются для расширения производства и как источник платёжных средств для текущей деятельности на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности.
  Кредиторская  задолженность (временно привлечённые средства) – долги предприятия  другим предприятиям и отдельным лицам, например поставщикам за полученные, но неоплаченные товары. При этом предприятие и лица, которым предприятие должно, называются кредиторами, а сама задолженность – кредиторской.
  Обязательства по распределению – задолженность  по начисленной, но ещё не выплаченной заработной плате; задолженность по начисленным, но не перечисленным в бюджет налогам, удерживаемым с рабочих и служащих.
  Заработная  плата включается в текущие издержки того периода, в котором затраты, связанные с использованием трудовых ресурсов, направленные на получение дохода, фактически имели место, а не тогда, когда она выплачивается персоналу. До момента погашения задолженности персоналу предприятие использует эти средства как временно привлечённые.
  Задолженность перед бюджетом как краткосрочный источник заёмных средств возникает в связи с тем, что с момента возникновения обязательств до момента перечисления денежных средств финансовым органам предприятие имеет возможность использовать их в хозяйственном обороте. Предприятия несут ответственность перед бюджетом за сбор и своевременное перечисление в бюджет налогов.
  Начисления  на заработную плату включаются в  расходы того периода, в котором  начислена заработная плата, и до момента перечисления их третьим  лицам предприятие имеет краткосрочное обязательство перед ними.
  3. Виды бухгалтерских балансов.
  В современной мировой практике различают  различные виды балансов:
      бухгалтерский баланс,
      баланс денежных доходов и расходов населения,
      баланс доходов и расходов предприятия,
      межотраслевой баланс,
      платежный баланс,
      баланс трудовых ресурсов и т.д.
  У каждого из вышеперечисленных видов  балансов есть свое особое назначение. Большинство из них используются в статистических исследованиях.
  Поскольку мы изучаем азы бухгалтерского учета, нас в первую очередь интересует именно бухгалтерский баланс. Однако существует множество видов бухгалтерских балансов:
  Сальдовый баланс - это баланс, характеризующий  имущество предприятия и источники  его образования по состоянию  на определенную дату. Сальдовый баланс составляется путем подсчета остатков (сальдо) по бухгалтерским счетам. Преимущества сальдового баланса - в его компактности, однако в нем невозможно увидеть, как менялось имущество на протяжении исследуемого периода. Выглядит он примерно так:
  Таблица 1. Сальдовый баланс.
Статьи  баланса На начало периода На конец  периода
     
БАЛАНС    
  Оборотный баланс - это баланс, содержащий помимо остатков средств и источников данные об их движении (обороты) за отчетный период. Он имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого в процессе составления балансов, а также более высокую информационную насыщенность по сравнению с сальдовым балансом. Выглядит он следующим образом:
  Таблица 2. Оборотный баланс.
Статьи  баланса На начало периода Движение  источников и его имущества На конец  периода
    Увеличение Уменьшение  
         
Вступительный баланс - баланс, составляемый в начале деятельности предприятия при его  создании или преобразовании.
  Заключительный  баланс - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определенный период, составленный на основе проверенных  бухгалтерских записей. Заключительные балансы можно в свою очередь  подразделить на:
  годовой баланс - баланс, отражающий состав имущества и его источников на начало и конец календарного или финансового года,
  периодические балансы - месячные или квартальные - балансы, отражающие состав имущества  и его источников на начало отчетного  года и конец соответствующего месяца или квартала.
  Соединительный  баланс - баланс, составляемый при объединении  нескольких организаций в одно юридическое  лицо.
  Разделительный  баланс - баланс, составляемый, когда  из одной существующей организации  выделяется несколько самостоятельных организаций.
  Санируемый  баланс - составляется при приближении  организации к банкротству.
  Ликвидационный  баланс - составляется для характеристики имущественного состояния предприятия, находящегося в стадии ликвидации (банкротства).
  Сводный (консолидированный) баланс - составляется путем объединения нескольких заключительных балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой экономически (например, головной и дочерних компаний).
  Такие балансы составляют холдинговые  компании, владеющие контрольными пакетами акций других компаний, финансово-промышленные группы и т.д.
  Предварительный (провизорный) баланс – составляется заранее на конец планового периода  с учетом ожидаемых изменений  на основе фактических данных о состоянии  предприятия к моменту его составления и ожидаемых данных об операциях, которые будут совершены до окончания периода.
  Он  позволяет установить финансовое положение, в котором предприятие окажется в конце периода.
  4 Форма баланса в России и других зарубежных странах.
  В России бухгалтерский учет регулируется на государственном уровне, а нормативные акты по бухгалтерскому учету разрабатывает Министерство финансов России, именно это ведомство устанавливает и требования к содержанию бухгалтерского баланса.
  Российский  бухгалтерский баланс имеет два раздела в активе и три раздела в пассиве.
  В активе баланса в российской практике учета средства располагаются в  порядке возрастания их ликвидности, т.е. способности превращаться в  денежные средства (или скорости превращения  из исходной формы в денежную форму): от наименее ликвидных внеоборотных активов до собственно денежных средств.
  Статьи  пассива баланса располагаются  в зависимости от срока погашения  долгов в порядке его убывания, при этом начинается пассив с отражения  собственного капитала, а завершается перечислением наиболее срочных обязательств предприятия.
  Отметим также, что действующей формой бухгалтерского баланса в Российской Федерации  является сальдовый баланс-нетто.
Таблица 3. Состав баланса.
  Раздел Статьи
актив
    Внеоборотные
 
     активы
  Нематериальные  активы   Основные  средства
  Нематериальные  активы
  Незавершенное строительство
  Доходные  вложения в материальные
    ценности
  Долгосрочные  финансовые вложения
  Отложенные  налоговые активы
  Прочие  внеоборотные активы
  II. Оборотные  активы   Запасы (материалы, незавершенное     производство, готовая продукция и
    товары для перепродажи, товары
    отгруженные,
    расходы будущих периодов)
  НДС по приобретенным ценностям
  Дебиторская задолженность
   (долгосрочная и краткосрочная)
  Краткосрочные финансовые вложения
  Денежные  средства (в кассе, на расчетном, валютном счете и т.д)
  Прочие  оборотные активы
пассив III. Капитал и  резервы   Уставный  капитал   Добавочный  капитал (собственные акции, выкупленные  у акционеров)
  Резервный капитал
  Целевое финансирование (у некоммерческих организаций)
  Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)
  IV. Долгосрочные  обязательства   Займы и  кредиты   Отложенные  налоговые обязательства
  Прочие  долгосрочные обязательства
  V. Краткосрочные  обязательства   Займы и  кредиты   Кредиторская  задолженность (перед поставщиками, персоналом, внебюджетными фондами, бюджетом, по полученным авансам)
  Задолженность участникам (учредителям) по выплате  доходов
  Доходы  будущих периодов
  Резервы предстоящих расходов
  Прочие  краткосрочные обязательства
 
  При заполнении баланса следует учесть, что если какой-то показатель является отрицательной величиной и должен вычитаться - например, если фирма получила убытки, которые представляют собой "обратную" сторону прибыли, то есть "отрицательную" прибыль - этот показатель записывают в круглых скобках.
  В некоторых зарубежных странах баланс строится по-другому.
  Например, в США используется "перевернутый" баланс актив начинают с денежных средств и заканчивают основными  средствами и нематериальными активами, а пассив начинают с краткосрочных обязательств и заканчивают собственным капиталом. Такая последовательность упрощает процедуру анализа ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.
  В Великобритании распространен баланс, когда сначала приводятся все  активы, затем приводятся обязательства, потом подсчитывается разница между  ними (так называемые "чистые активы", по сути представляющие собой реальную величину собственного капитала фирмы), а уже потом расшифровывается содержание собственного капитала.
  Однако, как бы ни сложились национальные особенности построения баланса, суть одна - этот документ отражает финансовое положение предприятия путем  представления всех его активов  и источников их формирования (разновидностей капитала), сгруппированных по основным видам активов, собственного капитала и обязательств.
  4.1 Новая форма бухгалтерского баланса 2011 года.
  Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. вступает в силу Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н), которым установлены обновленные формы бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). Одновременно утратит силу Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н (далее - Приказ N 67н), содержащий формы отчетности, которые заполнялись компаниями по итогам 2010 г., а также Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (см. Приказ Минфина России от 22.09.2010 N 108н). 
В Письме Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01, в котором приведены рекомендации аудиторам по проверке годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 г., отмечено: формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 г. должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за этот год. Это объясняется тем, что формы и содержание включаемых в состав промежуточной отчетности баланса и отчета о прибылях и убытках должны соответствовать формам и содержанию баланса и отчета в составе годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому начать изучать новые формы следует как можно скорее, не дожидаясь окончания 2011 г.

  Новые формы отчетности представляют собой: 
- бухгалтерский баланс; 
- отчет о прибылях и убытках; 
- приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в виде трех отчетов: об изменениях капитала, движении денежных средств и целевом использовании полученных средств. 
Ранее отчеты об изменениях капитала, движении денежных средств и целевом использовании полученных средств считались самостоятельными формами бухгалтерской отчетности, а в качестве приложения к балансу рассматривались таблицы, теперь называемые пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Заметим: если раньше формы отчетности были пронумерованы, то теперь такая нумерация отсутствует (хотя коды по ОКУД остались прежними). 
Если в Приказе N 67н речь шла о самостоятельной разработке организацией форм бухгалтерской отчетности на основании образцов форм, утвержденных Минфином, то п. 3 Приказа N 66н установлено, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов (имеются в виду баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к ним). Кроме того, если ранее организации заполняли форму N 5 "Приложения к бухгалтерскому балансу", то теперь содержание пояснений в табличной форме определяется организациями самостоятельно с учетом Приложения 3 к Приказу N 66н. Безусловно, все эти поправки не являются кардинальными, поскольку и Приказ N 67н, и Приказ N 66н соответствуют ПБУ 4/99 «Бухгалтерская  отчетность организации". 
Пунктом 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности субъектам малого предпринимательства, не подлежащим обязательному аудиту, разрешалось обойтись без составления форм № 3, 4, 5 и пояснительной записки, а подлежащим аудиту - не представлять данные формы при отсутствии соответствующих сведений. В новом Приказе N 66н во исполнение п. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ) четко сформулировано, в чем состоит упрощенная система формирования бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства: 
- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации по статьям); 
- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

  Вместе  с тем малым предприятиям предоставлено  право формировать бухгалтерскую  отчетность в общеустановленном  порядке. 
Некоммерческим организациям по-прежнему рекомендовано применять форму отчета о целевом использовании полученных средств. Никаких изъятий по поводу заполнения иных форм такими организациями Приказ N 66н (в отличие от Приказа N 67н) не содержит. 
Следует отметить, что теперь Коды строк бухгалтерской отчетности приведены непосредственно в Приложении 4 к Приказу N 66н, а графа "Код" включается в бухгалтерскую отчетность, представляемую в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти. Напомним: до этого Коды были определены отдельным документом - Приказом Госкомстата России N 475, Минфина России N 102н от 14.11.2003. 
В любом случае при составлении бухгалтерской отчетности следует исходить из того, что она должна давать пользователям достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 4/99).

  Главное отличие новой формы бухгалтерского баланса от прежнего бланка - введение графы (первой по счету) "Пояснения", в которой согласно примечанию к форме указывается номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Если ориентироваться на пример пояснений, приведенный в Приложении 3 к Приказу N 66н, пояснению к строке "Запасы" присвоен номер 4. Соответствующие пояснения могут быть представлены не ко всем строкам баланса. Кроме того, промежуточная отчетность состоит из баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99), а приложения и пояснения представляются только вместе с годовой отчетностью, поэтому полагаем, что в промежуточной отчетности первую графу формы баланса можно не заполнять. 
Во втором примечании к форме бухгалтерского баланса процитирован абз. 3 п. 11 ПБУ 4/99, в соответствии с которым показатели об отдельных активах и обязательствах могут приводиться в балансе в виде общей суммы с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Получается, что в указанной ситуации можно обойтись без детализации показателей по статьям баланса, но при этом обязательно раскрыть их в пояснениях и указать в балансе номер соответствующего пояснения. 
Второе важное отличие новой формы - представление сравнительных показателей за другие отчетные периоды. Напомним: в силу п. 10 ПБУ 4/99 по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) должны быть приведены данные как минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Форма баланса, утвержденная Приказом N 67н, предполагала представление сведений на начало отчетного года и на конец отчетного периода. При этом в п. 4 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности было сказано: если организация принимает решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года, организацией обеспечивается при разработке, принятии и изготовлении бланков форм достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия. Теперь же в любом случае (естественно, при наличии соответствующих сведений) компания должна включать в отчетность информацию по состоянию: 
- на отчетную дату отчетного периода; 
- на 31 декабря предыдущего года; 
- на 31 декабря года, предшествующего предыдущему. 
Иначе говоря, при составлении баланса за I квартал 2011 г. организации понадобятся сведения на 31 марта 2011 г., 31 декабря 2010 г. и 31 декабря 2009 г. (по прежним правилам она показала бы только данные по состоянию на 31 марта и 1 января 2011 г.). Безусловно, это предоставит пользователям более полную информацию о финансовом положении организации. 

  В разд. I "Внеоборотные активы" появилась  новая строка "Результаты исследований и разработок". Напомним: законченные  НИОКР могут быть приняты к  учету в составе НМА, если выполняются  требования п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов". В свою очередь, НИОКР, по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране либо подлежащие ей, но не оформленные в установленном законодательством порядке, не признаются НМА и учитываются на основании ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы". Согласно Инструкции по применению Плана счетов соответствующие расходы отражаются на счете 04 обособленно. В силу п. 16 ПБУ 17/02 в случае существенности информация о расходах на НИОКР отражается в бухгалтерском балансе в самостоятельной группе статей актива (раздел "Внеоборотные активы"). Именно для данных сведений предусмотрена новая строка. 
Кроме того, из разд. I исключена строка "Незавершенное строительство", поэтому возникает вопрос, в какой строке баланса теперь следует отражать капитальные вложения в виде затрат по возведению и монтажу объектов основных средств (аккумулируются на субсчетах 08-3 и 07). С одной стороны, согласно п. 20 ПБУ 4/99 в группу статей актива баланса "Основные средства" включены: 
- земельные участки и объекты природопользования; 
- здания, машины, оборудование и другие основные средства; 
- незавершенное строительство. 
Однако в силу п. 36 ПБУ 4/99 правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. При этом из ПБУ 6/01 "Учет основных средств" следует, что незавершенные капитальные вложения нельзя считать основными средствами. Таким образом, более обоснованным представляется включение информации о незавершенном строительстве в группу статей "Прочие внеоборотные активы". 
Следующее изменение, которое носит скорее технический характер, - исключение из наименования строк, предназначенных для отражения финансовых вложений, уточнений об их характере (долгосрочные или краткосрочные). Содержание указанных показателей не меняется: в разд. I по-прежнему нужно указывать долгосрочные финансовые вложения, а в разд. II - краткосрочные. Это следует из п. 41 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" и п. 19 ПБУ 4/99. 
Несмотря на предписание п. 19 ПБУ 4/99 о необходимости представлять в бухгалтерском балансе активы с подразделением в зависимости от срока обращения (краткосрочные - со сроком обращения (погашения) не более 12 месяцев после отчетной даты и долгосрочные - более 12 месяцев), две строки из прежней формы N 1 (с кодами 230 и 240) объединены в общую строку "Дебиторская задолженность". Вместе с тем исчерпывающие сведения должны быть отражены в пояснениях к балансу (в Приложении 3 к Приказу N 66н для этого предназначена таблица 5.1). Кроме того, ничто не мешает организации при условии существенности показателей краткосрочной и долгосрочной "дебиторки" раскрыть ее непосредственно в балансе. 
Последнее изменение актива баланса - исключение строк, расшифровывающих данные по группам статей "Запасы" и "Дебиторская задолженность". Объяснение этому содержится в п. 3 Приказа N 66н: организация самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчета. 

  Условие о самостоятельной детализации  показателей бухгалтерской отчетности обусловило изменения и в пассиве баланса: из формы исключены строки, расшифровывающие такие показатели, как резервный капитал и кредиторская задолженность. Причем строка "Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов" (в прежней форме - код 630) исключена из новой формы, поскольку эта задолженность является кредиторской и может быть раскрыта в пояснениях. 
Существенное изменение состоит во введении в разд. III новой строки "П
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.