На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные виды политического (государственного) режима

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Дальневосточный филиал
Государственного  образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Российская академия правосудия» 
 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)
_________________________________________________ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема: «Основные виды политического (государственного) режима» 
 
 
 

  Дисциплина: Теория государства и права
  Форма обучения: очная 
  Специальность «Юриспруденция» 
  Кафедра: Государственно-правовых дисциплин
  Студентка 814 гр. 1 курса
  Кузичкина Н.С.
  Научный руководитель: к.ю.н., доцент Власов К.Г.
 
 
 
Работа ____________  
Оценка  
Подпись научного руководителя  
 
 
«___»_____________ 2009 г. 
 
 

Хабаровск
2009
 


СОДЕРЖАНИЕ 

   
Введение…………………………………………………………..…. 3
1. Понятие, содержание и разновидности Демократического режима………………………………………………………..………  
6
      Либеральная демократия…………………………….…….
10
      Представительная демократия……………………….…...
14
      Прямая демократия…………………………….…….…….
15
      Суверенная демократия……………………………………
18
2. Понятие,  содержание и разновидности Антидемократического  режима………………………………………………………………..  
19
    2.1. Авторитаризм………………………………………….…….
19
    2.2.  Тоталитаризм………………………………………….…….
26
Заключение……………………………………………….…..……… 35
Литература…………………………………………………..……….. 41
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 

     Политический (государственный) режим – это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
     Политический (государственный) режим – способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
     Государственный режим отражает уровень и формы  развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство  занимает центральное место в  любой политической системе. Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.
     Олицетворяя особую публичную власть, государство  представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую  общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации  наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений  проводится с помощью особого (в  том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов  государство может разрешать, стимулировать  либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.
     В зависимости от характера используемых государственной властью средств  и способов различают демократический  и антидемократический государственно-правовые режимы.
     При демократическом режиме провозглашаются  и обеспечиваются общедемократические  права и свободы, населению предоставляется  реальная возможность влиять на состав государственных органов и содержание их наиболее значимых решений, гарантируется  политический плюрализм и разделение властей как основа формирования государственного аппарата.
     Антидемократические режимы связаны с отстранением населения от управления обществом и государством с существенным ограничением его основных прав и свобод. Различают авторитарные и тоталитарные разновидности авторитарного режима.
     При авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление  в конституции, которая лишь формально  провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При  этом запрещается или существенно  ограничивается деятельность оппозиционных  партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком  исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается.
     Тоталитарный (фашистский, расистский) режим более  реакционен и связан с ограничениями  не только в политической, но и в  личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации  и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент (если он существует) не допускается значительная часть населения.
     Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят  временный характер.
     Переходные  режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных  сил, могут существовать десятилетиями  и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди  них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые  в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в  центре и на местах принадлежит военным  и назначаемым ими чиновникам.
     Чрезвычайные  государственно-правовые режимы устанавливаются  при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан нормальному функционированию государственных институтов (п. 4 Закона РФ «О чрезвычайном положении»). Они  могут распространяться как на всю  территорию государства, так и на его отдельные регионы.
     Введение  режима чрезвычайного положения  связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы  печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением  комендантского часа и т.д.
     Решение о введении особого режима принимается  высшими представительными органами государственной власти либо высшими  должностными лицами с немедленным  уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного  положения устанавливается законом  и при необходимости может  быть продлена лишь по решению компетентных органов государства.
     В юридической литературе в качестве самостоятельной разновидности  государственно-правовых режимов называют иногда либеральный режим. Однако этот режим был достаточно распространен  в XIX в. Сейчас же он относится к числу  переходных и имеет место лишь в странах с низким уровнем  жизни основной массы населения (Индия, Филиппины), где жители вследствие своей культурной отсталости не могут  осознанно пользоваться демократическими политическими институтами. Правящая в них социальная элита, опираясь на немногочисленную социальную базу, гораздо чаще использует методы насильственного  воздействия, чем при демократических  режимах.
     Целью данной работы является рассмотрение и изучение государственно-политических режимов, понятий и признаков. 
 

 


    ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ  ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
 
     Демократия – политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, многопартийность, разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Один из принципов демократического политического режима – «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека.
     Демокра?тия (греч. ?????????? – "равный народу") – политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.
Признаки демократического государства
     Современное понятие демократии включает следующие гражданские права и свободы:
    свободу слова при наличии ответственности за использование данного права;
    свободу вероисповедания и отправления веры, религиозных культов и обрядов;
    отделение религии от государства и школы, свободу выбора языка, межличностного общения, независимость печати и других средств массовой информации (включая телевидение), деполитизацию и департизацию армии, полиции, органов государственной безопасности, прокуратуры и суда, рядового (неполитического) состава аппарата органов государственной власти и управления гражданский, общественный и парламентский контроль за армией, полицией, органами госбезопасности и другими силовыми структурами право гражданина на свободное получение и распространение полной, достоверной и правдивой информации о деятельности органов власти и управления;
    свободу творчества и творческого самовыражения, и в частности свободу выражения мнений свободу мирных собраний, шествий, митингов и демонстраций;
    свободу союзов, организаций и политических партий, не запрещённых законом;
    право граждан свободно объединяться в любые не запрещённые законом общественные организации, группы, союзы и политические партии, гарантии личной неприкосновенности граждан, право человека на жизнь, личную свободу и безопасность;
    право частной собственности, гарантии её неприкосновенности и право на свободу не запрещённой законом экономической деятельности независимость и беспристрастность суда право человека на честное и объективное разбирательство его дела в суде при обеспечении реальной состязательности сторон обвинения и защиты и строгом соблюдении презумпции невиновности строгое соблюдение принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти ответственность чиновников исполнительной власти перед представительными органами ограничение вмешательства государства в деятельность экономических субъектов, граждан, общественных организаций, партий и движений, религиозных конфессий, органов местного самоуправления сильное местное самоуправление развитое гражданское общество;
    развитые институты парламентаризма, включая парламентские расследования;
    всеобщее, равное и прямое избирательное право при обеспечении реального равноправия и состязательности кандидатов, политических партий и движений и их программ;
    государственные гарантии внутрипартийной и внутрипрофсоюзной демократии, в частности гарантии свободного существования внутрипартийных фракций и соблюдения определенных процедур при выборах партийных органов — это не может являться внутренним делом ни одной партии, претендующей на участие в выборах.
Таким образом, демократический режим – это самый оптимальный режим, подразумевающий непосредственное участие народа в управлении государством.  
 
 
 
 
 
 

     
      Либеральная демократия
 
     Либера?льная  демокра?тия (другое название – полиа?рхия) является формой общественно-политического устройства – правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.
     Характерным элементом либеральной демократии является открытое общество, характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть.
     В либеральной демократии политическая группа, находящаяся у власти, не обязана разделять все аспекты идеологии либерализма 1(например, она может выступать за демократический социализм). Однако она обязана подчиняться упомянутому выше принципу господства права. Термин либеральный в данном случае понимается так же, как в эпоху буржуазных революций конца XVIII века: обеспечивающий каждому человеку защиту от произвола со стороны власти и органов правопорядка.
     Выборные  демократии по их системе правления. По мнению экспертов Freedom House, в этих странах смена правительства  путём выборов возможна. 
 
 

Либеральная демократия в мире 



Карта, отражающая данные рейтинга 2«Freedom in the World 2008».
-- свободные страны 
-- частично свободные страны 
-- несвободные страны


Государства по их системе правления 
-- президентские республики 
-- полупарламентские республики 
-- полупрезидентские республики 
-- парламентские республики 
-- парламентские конституционные монархии 
-- конституционные монархии 
-- абсолютные монархии 
-- однопартийные режимы 
-- военные диктатуры 

 

     Ряд организаций и политологов ведут  рейтинги уровня либеральной демократии по странам мира. Большинство специалистов полагает, что страны Европейского Сообщества, Япония, США, Канада, Австралия, Южная Африка, Новая Зеландия и  Индия являются либеральными демократиями. Распространено мнение, что ряд стран  Африки и бывшего СССР не являются демократиями, поскольку считается, что в этих странах правящие элиты  оказывают сильное влияние на исход выборов.
  Типы либеральных демократий
     Наличие либеральной демократии во многом определяется фактически реализованными принципами и соответствием режима вышеприведённым  критериям. Например, Канада формально является монархией, однако фактически управляется демократически избираемым парламентом. В Великобритании формально высшей властью обладает наследственный монарх, однако фактически такой властью обладает народ, через избранных им представителей (также существует противоположная точка зрения, что парламентаризм в Великобритании — всего лишь ширма для абсолютной монархии). Монархия в этих странах во многом носит символический характер.
     Существует  множество систем выборов для  формирования парламента, наиболее распространёнными  из которых являются мажоритарная система  и пропорциональная система. При  мажоритарной системе территория разделяется  на округа, в каждом из которых мандат достаётся кандидату, набравшему большинство  голосов. При пропорциональной системе места в парламенте распределяются пропорционально числу голосов, отданных за партии. В некоторых странах часть парламента формируется по одной системе, а часть по другой.
     Страны  также отличаются по методу формирования исполнительной и законодательной  власти. В президентских республиках  эти ветви формируются раздельно, что обеспечивает высокую степень  их разделения по функции. В парламентских  республиках исполнительная власть формируется парламентом и находится  в частичной зависимости от него, что обеспечивает более равномерное  распределение объёма властных полномочий между ветвями.
     Страны  Скандинавии, будучи либеральными демократиями, одновременно являются социал-демократиями. Это связано с высоким уровнем социальной защиты населения, равенством в уровне жизни, бесплатным средним образованием и здравоохранением, значительным государственным сектором в экономике и высокими налогами. Вместе с тем в этих странах государство не вмешивается в ценообразование (даже в государственном секторе, за исключением монополий), банки частные, и отсутствуют препятствия для торговли, в том числе международной; эффективные законы и прозрачные правительства надёжно защищают гражданские права людей и собственность предпринимателей.
Либеральная демократия в России
     На  Западе является общепринятой точка  зрения, что в России либеральная  демократия никогда не была реализована. Согласно рейтингу «Freedom in the World», СССР в 1990-1991 гг. и Россия в 1992-2004 гг. считались частично свободными странами, однако начиная с 2005 г. Россия попала в список несвободных стран. 

     
      Представительная  демократия
 
     Представительная демократия – форма государственного устройства, при которой основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам (в основном выборными методами).
     Представительная  (репрезентативная) демократия – является ведущей формой политического участия в современных государствах. Ее суть – в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания не специалистов. Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения. Этот недостаток в ряде случаев устраняется заменой выборов жеребьёвкой для отбора в местную представительную власть депутатов из числа избирателей, желающих принять участие в её работе. При этом требуемый профессиональный уровень новых депутатов достигается в процессе практической работы под руководством наиболее опытной части депутатов, оставшихся с предыдущего созыва. 
 
 

     
      Прямая  демократия
 
     Непосредственная  демократия (прямая демократия) – фoрма политической организации общества, при которой основные решения принимаются непосредственно гражданами; прямое осуществление власти народом в общенациональном и местных масштабах, различные формы принятия решений самим населением общего и местного характера.
     По  формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым, «непосредственная демократия – это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики».
     Непосредственную  демократию отличают от представительной демократии – осуществления власти через избранные народом представительные органы. Главным недостатком выборной демократии по сравнению с прямой – подверженность коррупции.
     В политической истории встречались  ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб  представительной и наоборот.
     Наиболее  распространенными формами прямой демократии являются: референдум – всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами; законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) – внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть; встречное предложение – право определенного количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума. К процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.
     Плебисцит – процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.
     Народные вече – были одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
     Элементы  прямой демократия наиболее развиты  в Швейцарии, Венесуэле и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе самого народа – очень сильно ограничены законодательно или на практике.
     Обе формы осуществления власти – непосредственная и представительная – отнесены Конституцией РФ к основам конституционного строя.
     Согласно  части 2 статьи 3, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и местного самоуправления. Праву  народа соответствует конституционное  право каждого гражданина РФ участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей. В Конституции  РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления (глава 8). К непосредственной демократии тесно примыкают иные формы политического  участия, которые не дают права прямого  решения вопросов государственной  жизни, но позволяют оказывать влияние  на процесс принятия таких решений.
     Прямое (непосредственное) народовластие – краеугольный камень либертарной (анархо-коммунистической, анархо-синдикалистской) идеологии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты. 
 

      Суверенная  демократия
 
     Суверенная  демократия – понятие, использованное В. Ю. Сурковым 22 февраля 2006 года в программной речи перед партийным активом Единой России3. Согласно определению данному самим Сурковым, суверенная демократия – это образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.
     Другое  определение дает "суверенной демократии" ведущий аналитик движения Наши4 Виталий Трофимов, определяющий "суверенную демократию" как одну из форм нелиберальной эгалитарной демократии, где политическая, экономическая и общественная свобода отдельного человека ограничивается интересами общества, прежде всего, сохранением государственного суверенитета.
     В. В. Иванов, нередко именуемый "кремлевским политологом", посвятивший суверенной демократии десятки статей и колонок, предложил в том числе такое ее толкование:
     Суверенной  демократией может назвать и  политический режим, и применяемую  режимом политическую технологию. С  технологической точки зрения суверенная демократия предполагает самостоятельный  отбор демократических институтов, их форматов, сроков внедрения и  реформирования и т.д. Суверенно-демократический  тот режим, который, развивая демократию, одновременно отстаивает собственную  самостоятельность и, соответственно, самостоятельность государства  настолько, насколько это целесообразно  и возможно в современном мире. Владислав Сурков противопоставляет  суверенную демократию управляемой  демократии. И это логично, если рассматривать  управляемую демократию как практикуемую западными государствами технологию решения конкретных политических, экономических  и пр. задач посредством «демократизации» – внедрения или прямого навязывания определенного набора западных институтов. Управляемой демократией также можно называть политический режим в стране, успешно подвергнутой «демократизации».
     Впоследствии  к термину «суверенная демократия»  неоднократно обращались в публичных  выступлениях С. Б. Иванов, В. В. Путин, Б. В. Грызлов.
     Режим «суверенной демократии» в России получил практическую реализацию в  виде политической системы с доминирующей партией, которая сложилась к 2007 (в результате думских выборов 2007 года, когда возглавленная президентом В. В. Путиным партия «Единая Россия», формально не формируя правительство, стала руководящей и направляющей силой российского общества, подобно КПСС в СССР.
     Термин  «суверенная демократия» критиковался как надуманный и бессмысленный Д. А. Медведевым, М. С. Горбачевым, и М. М. Касьяновым, а также рядом зарубежных официальных лиц. Тем не менее, Медведев настаивал только на уточнении термина, соблюдения юридической чистоты определения демократии в России, в то время как критика Горбачева и Касьянова носила противоречивый и огульный характер. В западном восприятии.
     «Суверенная демократия» – термин, придуманный Кремлем, который призван донести два сообщения: первое, что текущий политический режим в России является демократией, и второе, что это утверждение должно быть принято на веру, и точка. Любая попытка проверки будет рассматриваться как недружелюбное вмешательство во внутренние дела России.
     Первоначально термин «суверенная демократия»  был введён гоминьдановским правительством Тайваня для описания существующей у них политической системы. Данный термин должен был, по мысли тайваньских правителей, подчёркивать, с одной стороны, суверенитет Тайваня, его независимость от центрального китайского правительства, а с другой стороны, формально демократический, многопартийный характер устройства тайваньской политической системы, в противоположность континентальному Китаю, жёстко управляемому КПК.
     Несмотря на разнообразие видов демократических режимов, они являются наиболее естественными в условиях современного общества.
 


    ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ  АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
 
     
      Авторитаризм
     Авторитари?зм (от лат. auctoritas – власть, влияние) – характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.
     Политический  режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.
     Одна  из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому  политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности  авторитаризма:
    Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1947 г., Непал, Марокко, Саудовская Аравия и другие).
    Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Никарагуа до 1979 г. и другие).
    Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Россия, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972-1985 гг.).
    Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Танзания и другие). Эта разновидность авторитаризма к настоящему времени практически исчезла.
    Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).
     Также следует выделить как разновидность  авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц.
     Из книги «Современные политические режимы. Структура, типология, динамика» А. П. Цыганкова: «Термин „авторитаризм“, несмотря на его распространенность, не является строго определённым. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности. Ибо если демократические системы при всех имеющихся среди них различиях объединены между собой наличием процедуры конкурентных выборов, то авторитарные режимы не могут похвастать ничем таким, чтобы их принципиально объединяло. По справедливому наблюдению Самуэля Хантингтона5, единственное, что их объединяет, – это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов. В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести чёткую границу между демократиями и недемократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные. Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой. Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своём чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными „аргументами“ в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть. В то же время было бы преувеличением сказать, что все авторитарные режимы отвечают этому определению. В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, – таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность политического режима со своими специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти. По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп. Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции – её главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным.».
Признаки авторитарного режима
    автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
    неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;
    игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
    монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);
    отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
    в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
    отсутствует единая идеология;
    права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
    личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
    силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях. ( гипертрофированная роль вооружённых сил)
Примеры
Примечание: большинство из этих режимов также иногда именуются тоталитарными или демократическими. Вопрос, какой у той или иной страны политический режим, является спорным.
Социалистические режимы
Болгария в 1945-1990 годах.
Польша в 1945-1981 годах.
Куба при Фиделе Кастро.
Югославия при маршале Тито.
СССР (разные политологи и историки называют разные периоды времени).
КНДР при Ким Ир Сене и Ким Чен Ире.
Авторитарные режимы в СНГ
Таджикистан при Рахмоне
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.