На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Правовое положение иностранных граждан в РФ

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
  Введение.  

  С введением  в 2002 году Федерального закона от 25.07. 2002 № 115 – ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации»1 начался очередной этап социально – экономической реформы – государство установило принципы использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации в новых условиях.
  При определении  в указанном Федеральном законе трудовой правосубъектности иностранных  граждан и лиц без гражданства  законодатель стремился, с одной  стороны, защитить трудовые права российских граждан и создать механизмы приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, с другой – предоставить работодателям возможность удовлетворять растущие потребности в рабочей силе за счет привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства.
  За четырехлетний  период применения  Федерального закона «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» правоприменителям и законодателям  стали очевидны правовые изъяны отдельных его положений и неэффективность ряда предусматриваемых им механизмов регулирования отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
  Для исправления  недостатков Федерального закона и  введения новых механизмов влияния  на миграцию, и в особенности на трудовую миграцию, законодателями было принято решение о внесении в него изменений.
  Для этого  был подготовлен Федеральный  закон от 18.07.2006 № 110 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими  силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»2. Целью его введения было как устранение незначительных юридико-технических недостатков Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», так и введение принципиально новых механизмов регулирования отношений с участием иностранных граждан. Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ был введен в действие с 15.01.2007 с изменениями, внесенными в него Федеральным законом от 06.01.2007 № 2-ФЗ3.
  Еще один блок изменений был внесен в Закон  об иностранных гражданах Федеральными законами от 18.07. 2006 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные Законодательные  акты Российской Федерации по вопросу  совершенствования Государственного управления в сфере миграции» и от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий»4
  Наконец, для более полного регулирования  вопросов регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства законодатель принял отдельный Федеральный закон от 18.07. 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»5, в котором нашли отражение изъятые из Закона об иностранных гражданах нормы о порядке регистрации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
  Правовое  положение обеих категорий неграждан  Российской Федерации, в сущности, одинаково. И только в исключительных случаях  для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от тех, которые предусмотрены для иностранных граждан.
  Согласно  статье 4 Закона об иностранных гражданах  неграждане Российской Федерации пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законом. Такие исключения касаются участия иностранных граждан в государственном управлении, а так же правил пребывания на территории Российской Федерации, перемещения по ней. Однако самые серьезные ограничения затрагивают трудовую правосубъектность иностранных граждан.
  Правила осуществления трудовой деятельности напрямую зависят от формы законного  нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
  В данной дипломной работе будет подробно проанализировано законодательство об иностранных гражданах в части порядка оформления трудовых отношений и заключения трудового договора с гражданином иностранного государства, а так же рассмотрены основные источники, регулирующие иностранную рабочую силу, их место в науке трудового права и значение.
    Целью дипломной работы является всесторонний анализ особенностей регулирования труда иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, а также влияние нормативно-правовой базы по регламентации их правового статуса на реализацию прав и обязанностей в сфере труда граждан этой категории.
    В соответствии с намеченной целью  определен круг задач, теоретическое и практическое  решение которых составляет сущность исследования:
    1. Рассмотреть  применение терминов  «трудящийся-мигрант» и «работник-мигрант»  в различных международных стандартах.
    2. Сравнить понятия «трудящийся  (работник) - мигрант» в международном  праве и «иностранный работник»  в российском законодательстве.
    3. Дать общую характеристику законодательства Российской Федерации о правовом регулировании труда иностранных граждан в контексте с международными договорами Российской Федерации, закрепляющими права работников-мигрантов.
    4. Исследовать правовое регулирование  труда иностранных граждан с учетом приоритета защиты российского рынка труда.
    5. Изучить двухсторонние международные  договоры Российской Федерации  с государствами-участниками СНГ  с целью внесения предложений  по их совершенствованию.
    6. Раскрыть основы правового положения иностранных работников с учетом режимов и оснований их пребывания в Российской Федерации.
    7. Проанализировать порядок привлечения  и использования иностранных  работников в Российской Федерации  в соответствии с последними  изменениями, внесенными в российское законодательство.
    9. Исследовать особенности заключения  трудового договора с иностранным  гражданином, в зависимости от  документов, предоставляющих ему  право законно находиться на  территории Российской Федерации  и участвовать в трудовых отношениях.
    10. Дать общую характеристику законодательной  базы Российской Федерации, содержащей  ограничения на трудоустройство  иностранных граждан.
    Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ6, законы, подзаконные нормативные акты Российской Федерации, международно-правовые акты универсального характера, двусторонние международные договоры с участием России. 
    Объектом  настоящего исследования являются особенности содержания и механизма правового регулирования трудовых отношений иностранных граждан в Российской Федерации.
    Предметом исследования является регулируемая правом совокупность общественных отношений, складывающихся между тремя сторонами (российским работодателем, иностранным работником, государством, в лице контролирующих органов) в процессе применения труда иностранных работников, научные идеи и концепции, посвященные данной проблеме, нормы международного и национального права, регулирующие данные отношения.
    Научная актуальность  исследования обоснована постоянной разработкой теоретических основ гармонизации правовых международных норм универсального характера, международного регионального уровня и уровня двусторонних межправительственных актов СНГ и других государств, регламентирующих трудовые отношения работников-мигрантов.
    В работе будет кратко рассмотрено правовое положение граждан Республики Беларусь, а именно некоторые положения Договора о создании Союзного государства от 08.12.1999 года, ратифицированным Федеральным законом от 02.01.2000 № 25-ФЗ7. Российской Федерацией и Республикой Беларусь создано Союзное государство, объединившее народы двух стран и исключившее для них правовые ограничения по въезду, пребыванию, проживанию и трудовой деятельности на территории Союзного государства. 
  За рамками  работы осталось законодательство об иностранных гражданах с особым правовым статусом – беженцах.
  Работа  освещает правовые нормы, которые должны знать иностранные граждане, планирующие  заключить трудовой договор на территории Российской Федерации и работодатели, принимающие на работу иностранных граждан.  
 

Глава 1.    Общие положения правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан.  

    § 1.  Понятие «иностранный работник» в российском законодательстве и его соотношение с понятием «трудящийся-мигрант» в международных нормативно правовых актах. 
    Вопрос  об определении объема понятия «трудящийся-мигрант» в рамках международно-правового  регулирования труда является крайне актуальным, и дискуссии об использовании самого этого термина, о включении в этот термин отдельных категорий лиц не закончились до сих пор.
    В процессе становления международно-правовой регламентации вопросов труда постоянно уточнялось понятие специальной категории лиц, в отношении которых устанавливался особый режим защиты. Так, прежде всего, категория «мигрант» была увязана с категориями «эмигрант» и «иммигрант», имеющими однородный характер, направленный либо на окончательный выезд из государства, либо на въезд в иностранное государство для постоянного проживания. Термин «мигрант» объединяет вышеуказанные категории в целях общего международно-правового регулирования и носит, таким образом, двунаправленный характер.
    В международных правовых актах субъект  внешней миграции обозначается понятием «трудящийся-мигрант» иногда переводится  на русский язык как «работник-мигрант», данные термины используются как синонимы.
    Первое  международно-правовое определение  этого понятия содержится в статье 11 Конвенции Международной Организации Труда от 1949 года      № 97 «О трудящихся-мигрантах»8 (пересмотренной) – это лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу иначе, чем за собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта.
    Понятие «трудящийся-мигрант» уточняется в  Конвенции Международной Организации Труда   1975 года № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения»9, оно охватывает только лиц, законно въехавших в страну в качестве трудящихся-мигрантов и, соответственно, исключает возможность применения положений конвенции к нелегальным мигрантам.
    Принятая 18 декабря 1990 года Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей»10 определяет термин «трудящийся-мигрант» следующим образом: «Лицо, которое будет заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является».
    Круг  лиц, на которых распространяется действие указанной Конвенции, существенно  расширен по сравнению с ранее  принятыми международными договорами.
    В данном случае понятие «трудящийся-мигрант» охватывает: приграничных трудящихся; сезонных трудящихся; моряков; трудящихся, занятых на стационарной прибрежной установке; трудящихся, работа которых  связана с переездами; трудящихся на проекте; трудящихся целевого найма. Кроме того, оно распространяется на трудящихся, работающих не по найму.
    Используемая  в Конвенции классификация трудящихся-мигрантов  отражает некоторые особенности  их правового положения и подразделяет на трудящихся-мигрантов, не имеющих  документов и постоянного статуса, и трудящихся-мигрантов, получивших разрешение на въезд, пребывание и оплачиваемую деятельность.
    В статье 1 Регламента Европейского Союза  от 15.10.1968 г. № 1612/6811 раскрыто понятие «работник-мигрант» как «лицо, работающее по найму и имеющее гражданство другого государства-члена».
    Совет Европы дает определение термина  «трудящийся-мигрант» в пункте 1 статьи 1 Европейской Конвенции «О правовом статусе трудящихся-мигрантов»12 1977 года: «В целях настоящей Конвенции термин «трудящийся-мигрант» определяет гражданина Договаривающейся Стороны, которому разрешено другой Договаривающейся Стороной проживать на ее территории для выполнения оплачиваемой работы». Важно подчеркнуть, что акцент делается на гражданстве. Это значит, что из сферы действия Конвенции исключаются лица без гражданства (апатриды) и граждане стран, не участвующих в соглашении.
    В соответствии со статьей 2 Соглашения правительств государств – участников СНГ от 15.04.1994 г. «О сотрудничестве в  области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов»13, трудящийся-мигрант (или работник) – лицо, постоянно проживающее на территории Стороны выезда, которое на законном основании занимается оплачиваемой деятельностью в Стороне трудоустройства. В названном документе дополнительно (в скобках) используется синоним понятия  трудящийся-мигрант – термин работник.
    Из  последнего определения следует, что  в отличие от конвенций МОТ, вышеназванное  Соглашение не распространяется на лиц, осуществляющих работы или оказывающих  услуги по гражданско-правовым договорам. Также не применяется к беженцам, вынужденным переселенцам, лицам свободных профессий и артистам, въехавшим на короткий срок, лицам, приезжающим с целью получения образования и лиц без гражданства.
    Анализ  международных актов позволяет сделать вывод об отсутствии единообразного применения термина трудящийся-мигрант.
    Приведенные примеры универсального международно-правового  регулирования свидетельствует  о цели указанных источников –  соблюдение «сквозной нормы в  области прав человека» - запрета дискриминации, обеспечивающей принадлежность прав и свобод человека, а также равную их защиту независимо от национальной принадлежности, гражданства и других различий14.
    Иностранные граждане, вступающие в трудовые отношения  на территории Российской Федерации, подразделяются на ряд категорий, правовое регулирование трудовой деятельности которых имеет свои особенности. По разным основаниям могут быть выделены следующие основные категории иностранных граждан:
    - по сроку пребывания на территории Российской Федерации:
      постоянно проживающие;
      временно  проживающие;
      временно  пребывающие, в том числе привлеченные на определенный срок из других государств;
    - по основаниям (мотивам) въезда  в Россию:
      трудящиеся-мигранты;
      беженцы;
      лица, прибывшие в целях обучения;
    - по видам организаций, с которыми  иностранные граждане состоят  в трудовых отношениях:
      работающие  в российских организациях;
      работающие  на предприятиях и в организациях с иностранными инвестициями, в том  числе с долевым участием, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, в филиалах иностранных юридических лиц;
      работающие  на предприятиях и в организациях, расположенных в свободных экономических  зонах (СЭЗ);
      командированные иностранными юридическими лицами в  Российскую Федерацию для выполнения отдельных работ;
      работники дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.
    Данная  классификация, безусловно, не является исчерпывающей, однако позволяет обозначить многообразие категорий работающих в России иностранцев15. Далеко не все из них можно определить понятием «трудящийся-мигрант».
    Для дальнейшего уточнения исследуемого понятия обратимся к российскому  законодательству.
    Следует обратить внимание на некоторое несоответствие между действующими нормативными правовыми  актами Российской Федерации и международными документами в части определения понятия лиц, особенности регулирования труда которых являются предметом рассмотрения настоящей работы.
    В различных международных документах используются такие понятия как «трудящийся-мигрант», «работник-мигрант», «нелегальный мигрант» и т.д., которые не употребляются в национальном праве Российской Федерации16.
    В нормативно-правовых актах Российской Федерации, регулирующих вопросы выдачи и получения разрешений для трудоустройства этой категории лиц, используется термин «иностранный гражданин».
      Под иностранным гражданином  в соответствии с Федеральным  законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации»  понимается физическое лицо, не  являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (подданства). При этом особо указано, что в целях данного закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
    Осуществляя в установленном порядке трудовую деятельность, иностранец приобретает  статус иностранного работника: согласно ст. 2 вышеназванного закона, «иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».
    В данном случае трудовая деятельность включает не только работу по трудовому договору, но и выполнение работ (оказание услуг) на основании гражданско-правовых договоров.
    В отличие от термина «трудящийся-мигрант» используемого в международном  трудовом праве, понятие «иностранный работник», в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не распространяется на индивидуальных предпринимателей.
    Термин  «трудящийся-мигрант», используемый в  статье 2  Международной Конвенции ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» включает в себя лиц, занимающихся вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору найма, которые обеспечивают за счет такой деятельности средства самого существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами   своей семьи, а также любого другого трудящегося-мигранта, признаваемого трудящимся, работающим не по найму, в соответствии с применимым законодательством государства работы по найму или двусторонними, или многосторонними соглашениями17, то есть, практически, категорию лиц, называемых индивидуальными предпринимателями в российской законодательстве.
    Российские законодатели отказались от заимствования общепринятого в международном праве термина «трудящийся-мигрант». Применяемое в законодательстве Российской Федерации понятие «иностранный работник» можно рассматривать как синоним понятия «трудящийся (работник)- мигрант», используемого в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, а также в других международных документах, в которых дается несколько определений трудящегося (работника) – мигранта, поскольку до настоящего времени не существует юридически точного определения этого понятия18.
    В связи с тем, что в категорию  «иностранный работник» попадают лица, имеющие вид на жительство, то есть постоянно проживающие в Российской Федерации, на которых не распространяется разрешительный порядок трудоустройства, возникает необходимость уточнить определение, данное в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
    Обобщив вышесказанное, представляется возможным дать следующее определение:  иностранный работник – это иностранный гражданин (лицо без гражданства), на законном основании занимающийся оплачиваемой деятельностью по трудовому или гражданско-правовому договору, в Российской Федерации.  
 
 
 
 

    § 2. Значение международно-правовых акты, закрепляющие права работников-мигрантов, в регулировании труда иностранных работников в Российской Федерации.
    Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных прав и интересов работников19.
    Источники международно-правового регулирования труда включают разнообразные элементы, прежде всего акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, акты, принятые региональными объединениями государств в Европе, Америке, Африке, на Ближнем Востоке, а также двусторонние договоры между государствами.
    Главный вклад нормативных актов ООН  в международно-правовое регулирование  трудовых отношений заключается  в формировании каталога основных прав человека, которые должны содержаться  в законодательстве любой страны, претендующей на то, чтобы ее считали цивилизованной.
    Под эгидой Организации Объединенных Наций  был принят ряд важных документов, направленных на обеспечение возможности гражданам- мигрантам осуществлять профессиональную деятельность в других странах на условиях, исключающих ущемление их законных интересов и достоинства, дискриминацию в отношении их социальных и трудовых прав.
    Международный пакт о гражданских и политических правах20 (принятый в 1966 году) закрепил норму, обязывающую государства-члены ООН обеспечить право граждан на выезд.
    Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов  и членов их семей21 (принята резолюцией № 45/158 Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года) содержит более 90 статей, включающих положения о защите прав, ликвидации дискриминации, содействии созданию нормальных, справедливых, гуманных и законных условий в отношении международной миграции трудящихся и членов их семей.
    Согласно  вышеуказанной Конвенции к трудовым правам относятся свобода труда (запрет для трудящегося-мигранта принудительного и обязательного труда (ст. 11, 52), право принимать участие в собраниях и мероприятиях профсоюзов и любых других ассоциаций, созданных в соответствии с законом с целью защиты их экономических, социальных, культурных и других интересов, подчиняясь только правилам соответствующей организации, право свободно вступать в любые профессиональные союзы, обращаться за помощью и поддержкой к любому профессиональному союзу (ст. 26), право создавать ассоциации и профсоюзы в государстве работы по найму с целью обеспечения и защиты своих экономических, социальных, культурных и иных интересов (ст. 40).
    Основная  часть международных норм, регулирующих труд работников-мигрантов, заключена  в конвенциях и рекомендациях  МОТ, прежде всего в конвенциях «О трудящихся-мигрантах» от 1949 г. № 9722 и «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» от 1975 г.  №  14323.
    В них закреплены следующие правила:
    - государствам предоставлено право  ограничить доступ мигрантам к определенным видам работ, когда это необходимо в государственных интересах;
    - государственным властям предписано  требовать, чтобы один экземпляр  трудового договора был получен  мигрантом до его отъезда или  выдавался ему в приемном пункте  в момент прибытия на территорию страны приема и чтобы мигрант извещался в письменной форме до своего отъезда об общих условиях жизни и работы, которые ожидают его в стране миграции;
    - свободный выбор занятости в  государстве работы по найму  предоставляется мигранту при  условии, что он законно проживал на территории этого государства в течение предписанного периода, не превышающего двух лет;
    - при наличии ограничений при  найме трудящихся-мигрантов в  отдельных странах, существующие  ограничения должны по возможности  перестать применяться к трудящимся-мигрантам, прожившим в стране приема определенный срок, как правило, более пяти лет;
    - потеря работы трудящимся-мигрантом,  законно проживающим в стране  миграции, не влечет за собой  отмены вида на жительство  или разрешения на право работы. Такой мигрант имеет равные права с местными работниками, в частности в отношении гарантий обеспечения занятости, предоставления другой работы, а также временной работы в случае безработицы и переподготовки;
    - трудящийся-мигрант не должен  высылаться в страну происхождения на том основании, что он не в состоянии продолжать выполнять работу по болезни или увечью, полученному  после его прибытия в страну. Компетентный орган государственной власти может решить, что данное правило применятся к мигрантам только по истечении определенного периода, который не должен превышать пять лет со дня выдачи разрешения на постоянное жительство.
    Конвенция МОТ  от 06.02.1982 г. № 158 «О прекращении  трудовых отношений по инициативе работодателя»24 предусматривает принцип, что трудовые отношения с иностранными работниками не прекращаются, если для этого нет законных оснований.
    Рекомендации  МОТ от 1955 г. № 100 «О защите трудящихся-мигрантов  в слаборазвитых странах и  территориях»25 предлагают устанавливать минимальные ставки заработной платы работникам-мигрантам решением компетентного органа власти или в коллективном договоре.
    На  региональном уровне проблемы обеспечения  трудовых прав трудящихся-мигрантов  закреплены в четырех актах Совета Европы: Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод (1950г.)26, Европейской социальной Хартии (1961г.) и пересмотренной 03 мая 1996г.27, Европейской Хартии об основных социальных правах трудящихся (1989г.)28,  Европейской Конвенции «О правовом положении трудящихся-мигрантов» (1977г.)29.
    Названные конвенции по своему содержанию аналогичны или близки соответствующим актам  ООН и МОТ. Центральное место  среди них занимает Европейская  Конвенция «О правовом положении  трудящихся-мигрантов». В ней содержатся нормы, касающиеся права на выезд, въезд, процедуры, связанной с заключением трудового договора; разрешений на проживание и на работу; обучения, языковой подготовки; условий труда; перевода сбережений мигрантов на родину; несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; медицинской помощи; право доступа в суды и административные органы принимающего государства и т.п.
    В установлении трудовых стандартов Европейского Союза особое значение имеет Регламент 1612/6830, который, закрепляя основы правового положения работника-мигранта, определяет условия допуска последнего к работе по найму. В нем, в частности, говорится о равной возможности получения предложений о трудоустройстве в другом государстве-члене МОТ, о равном обращении при осуществлении работы по найму к работникам-мигрантам по сравнению с работниками-гражданами принимающего государства, о равных правах на вознаграждение и т.д.
    Международные стандарты труда – одно из достижений современной правовой науки, отразившее результаты согласованной деятельности государств по внесению в рыночную экономику социальных ценностей, разработки усилиями мирового сообщества инструментов социальной политики, приемлемой для составляющих его государств31.
    Ни  один международный стандарт, касающихся регулирования труда работников-мигрантов, не ратифицирован Российской Федерацией.
    В настоящее время готовится к  ратификации Европейская социальная Хартия, принятая Советом Европы в 1961 году и пересмотренная в 1996 году. Хартия воплощает своего рода европейский  эталон уровня условий труда, охраны трудовых прав работников – эталон, которому должна соответствовать национальная система трудового права России как участницы Совета Европы32.
    Особое  значение в плане рассмотрения темы, имеет статья 19 Европейской социальной Хартии, устанавливающая основы правового статуса рабочих-мигрантов. Названная статья попадает в число статей, к которым Российская Федерация не готова присоединиться в настоящее время. Считаю, что российское законодательство идет в данном, конкретном, случае путем приближения к международно-правовым нормам, а именно, использует включение международных стандартов в текст российских законов.
    Примером  такого документа является Государственная  программа по оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная указом Президента РФ от 22.06.2006 г. № 63733.  В названной программе предусмотрены мероприятия, обеспечивающие работников-мигрантов точной информацией об условиях трудоустройства и по  вопросам, связанным с выездом, проездом, обустройством в стране места работы, и намечены  конкретные мероприятия (с указанием ответственных административных органов государственного контроля)  для организации приема переселенцев в отношении: заработной платы и других условий труда; членства в профсоюзах и пользования благами коллективно-договорного регулирования труда, жилья,  что соответствует пунктам 1, 2, 4 статьи 19 Европейской социальной Хартии.
    Каковы  бы ни были причины, по которым ратификация  международных договоров по регулированию труда работников-мигрантов откладывается, необходимость их изучения и приведения в соответствие с ними национального законодательства представляется актуальной.
    Включение международных норм, регламентирующих трудовые права работников-мигрантов, в правовую систему государства посредством официального санкционирования компетентным органом снимает или, по меньшей мере, ослабляет остроту проблемы о приоритете той или иной нормы международного права над внутригосударственной и наоборот34.
    На  основании обобщения приведенных актов международно-правового регулирования труда работников-мигрантов, разработанных в рамках МОТ, ООН, Европейского Союза, перспективной видится ратификация актов международных организаций, потому что законодательство международного уровня является наиболее проработанным, отвечает более жестким требованиям, чем национальное.  
 
 
 
 

    § 3. Нормативно правовые акты Российской Федерации о правовом статусе иностранных граждан.
    Правовое  положение иностранных граждан  в Российской Федерации определено, прежде всего, Конституцией Российской Федерации.
    Согласно  пункту 3 статьи 62 Конституции РФ, «лица не являющиеся гражданами России и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами граждан Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации».
    Основным актом, определяющим правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации и регулирующим отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, которые возникают в связи с осуществлением иностранными гражданами трудовой деятельности на территории России, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»35.
    Иностранные граждане пользуются правом свободно выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 Федерального закона     № 115-ФЗ).
    С 15 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2006 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»36. С введением этого закона и соответствующего нормативно-правового сопровождения, правовое поле в сфере  регулирования труда иностранных граждан, прибывших  в Россию в рамках безвизового режима из стран СНГ (за исключением Грузии и Туркмении), стал более либеральным по отношению к гражданам, прибывающим в страну в  визовом порядке. По новому порядку работодатель может привлекать и использовать  граждан стран СНГ без получения специального на то разрешения,  а работники самостоятельно в упрощенном порядке оформляют разрешения на работу.
    В числе федеральных законов, определяющих особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, следует назвать Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»37.
    В соответствии со статьей 24 данного  закона иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию России и выезжать из России только при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международным договором РФ) по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.
    Указ  Президента РФ от 19.08.2004 г. № 928 «Вопросы федеральной Миграционной службы»38 утверждает положение о Федеральной миграционной службе, в числе основных полномочий которой можно отметить следующие: оформление и выдача иностранным гражданам виз для въезда в Российскую Федерацию; документов для проживания и временного пребывания; регистрация иностранных граждан (в том числе и дактилоскопической); выдача работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников; выдача работникам разрешений на работу (также все действия, связанные с приостановлением срока или аннулирования выше названных разрешений); производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции и т.д.
    При регулировании трудовых отношений  с участием иностранцев применяются  различные акты Президента РФ и Правительства  РФ, соответствующих федеральных  органов исполнительной власти.
    Так, в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов содействие в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан, Правительство РФ ежегодно устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России (п. 3 ст. 18.1 Федерального закона № 115-ФЗ).
    Постановлением  Правительства от 07.11.2008 г. № 835 «Об утверждении на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»39 утверждена квота в количестве 3 976 747 разрешений на работу.
    Таким образом, трудовая деятельность иностранных работников в Российской Федерации  регулируется  на уровне федеральных законов, а также различных подзаконных нормативных правовых актов.  

    § 4. Международные нормативно правовые акты Российской Федерации и государств-участников СНГ. 
    Наряду  с многосторонними соглашениями о трудовой миграции двусторонние международные договоры России со странами СНГ, касающиеся трудящихся-мигрантов, имеют особую важность. В первую очередь, это обусловлено высоким уровнем международного трудового обмена в рамках СНГ, что объясняется созданными еще в период существования СССР экономическими, культурными и родственными связями.
    В 90-е годы Россия заключила двусторонние межправительственные соглашения с  некоторыми из стран ближнего зарубежья:
    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины «О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств» от 14 января 1993 года40;
    Соглашение  между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова «О трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств» от 27 мая 1993 года41;
    Соглашение  между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения «О трудовой деятельности социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории Российской Федерации» было заключено 19 июля 1994 года42.
    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Киргизской Республики «О трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов» от 28 марта 1996 года43.
    Указанные выше двусторонние соглашения близки по своему содержанию. Они закрепляют принцип применения национального режима к трудящимся-мигрантам из соответствующей страны, то есть въезд, пребывание и трудовая деятельность работника регулируются законодательством страны трудоустройства. В них установлено, что работодатель страны трудоустройства регистрирует трудовые договоры в учреждениях, определенных уполномоченными органами и что при изменении ситуации на национальном рынке труда каждая сторона на основе взаимной договоренности может вводить ограничения на прием работников другой стороны44.
    Трудовой  стаж, включая стаж, исчисленный в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обоих государств, взаимно признается.
    В соответствии с Соглашениями трудящиеся-мигранты осуществляют трудовую деятельность на территории принимающего государства:
    - в рамках выполнения гражданско-правовых договоров, заключенных между юридическим лицом государства выезда и юридическим (физическим) лицом принимающего государства, – на срок действия гражданско-правового договора. В случае, если это необходимо для выполнения работ в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором, указанный срок может быть продлен до 1 года;
    - на основе трудового договора (контракта), заключенного с работодателем принимающего государства;
    - на основе гражданско-правовых договоров о выполнении работ (услуг), заключенных трудящимися-мигрантами с заказчиком работ (услуг) принимающего государства.
    Соглашения  предусматривают ежегодный обмен информацией о работодателях и заказчиках работ (услуг), привлекающих трудящихся-мигрантов из государства другой Стороны, а также данными о численности и профессиональном составе привлеченных работников.
    Предусматривается включение работника в другие, равноценные трудовые отношения на срок действия трудового договора, в случаях ликвидации предприятия и сокращения численности работников45. При невозможности трудоустройства на высвобождаемых работников распространяются порядок и льготы, предусмотренные законодательством страны трудоустройства
    Некоторые международные договоры регулируют вопросы возмещения работнику ущерба (вреда) вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Подробно эти вопросы оговорены в договорах Российской Федерации с Украиной и Молдовой.
    Особо необходимо выделить отношения Российской Федерации и Республики Беларусь. Рассмотрим Договор «О создании Союзного государства»46, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 8 декабря 1999 года. Согласно статье 18 данного документа, вопросы миграции относятся к совместному ведению Союзного государства и государств-участников указанного Договора.
    В подписанной в соответствии с  этим документом Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года сказано, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе основными параметрами развития союзного государства будет являться, в частности, и межгосударственная миграция рабочей силы.
      Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»47, принятое в целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий, устанавливает не только то, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Было указано также, что документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.
    В решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 указывается также, что граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.
    Трудовая  деятельность гражданина государства  выезда на территории государства трудоустройства  регулируется на основе трудового договора в соответствии с законодательством  о труде государства трудоустройства.
    Трудовой  стаж, включая стаж, исчисляемый  в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в  связи с трудовой деятельностью  на территории Республики Беларусь и  РФ, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
    При высвобождении работника, являющегося  гражданином государства выезда, в связи с осуществлением мероприятий  по сокращению численности или штата  работников, ему предоставляются льготы и компенсации, установленные законодательством о труде государства трудоустройства.
      В настоящее время находится   в процессе ратификации  Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Белоруссия и гражданам Республики Белоруссия в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. Положениями указанного Соглашения устанавливаются равные права граждан Белоруссии и России, постоянно проживающих на территории другого государства,  на получение медпомощи, включая бесплатное лечение в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения двух государств.
    Заключаемые в последние годы подобного рода двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами более объемны по своему содержанию и касаются значительно большего количества вопросов по сравнению с теми соглашениями, которые принимались в начале девяностых годов.
Однако, следует подчеркнуть необходимость  модификации двусторонних Соглашений, заключенных в 90-е годы, положениями, которые содержатся в более современных  межправительственных актах, дополнить их положениями, регулирующими вопросы пенсионного обеспечения и государственного социального страхования работников и членов их семей, которые в настоящее время регулируются отдельными многосторонними и двусторонними Соглашениями.
    В силу исторических, социально-экономических, геополитических и других причин Россия принимает активное участие в правовом регулировании процессов трудовой миграции в рамках Содружества Независимых Государств. Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, ратифицированный Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией Молдавией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном, направлен на поэтапное создание общего экономического пространства государств-участников СНГ на базе рыночных отношений, что предполагает свободное перемещение рабочей силы в пределах территории «экономического союза».
    Одним из основополагающих документов является Соглашение Правительств государств-участников СНГ «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов»48 от 15 апреля 1994 года, в основном посвященное унификации коллизионных норм в области трудовой миграции. Следует отметить, что указанное Соглашение подписано всеми государствами-участниками СНГ, но не вступило в силу в Грузии и Туркменистане.
    Соглашение  регулирует основные направления сотрудничества государств-участников СНГ в области трудовой деятельности и социальной защиты работников-мигрантов  и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств и осуществляют свою трудовую деятельность у работодателя на территории другого государства-участника соглашения в соответствии с его законодательством. 
    Соглашение  не применяется к беженцам и вынужденным переселенцам; к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам; к лицам, приезжающим специально с целью получения образования.
    В соглашении закреплены следующие основные нормы:
    Порядок привлечения иностранных работников-граждан СНГ, а также квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются  страной трудоустройства, исходя из действующего на ее территории законодательства, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений.
    Въезд работников на территорию страны трудоустройства, пребывание и выезд осуществляются в соответствии с действующим на ее территории законодательством и соглашениями, заключенными между странами выезда и трудоустройства.
    Стороны могут потребовать досрочного прекращения  трудовых отношений и возвращения мигранта в страну выезда в случаях нарушения им законов страны трудоустройства и правил пребывания иностранных граждан.
    Трудовая  деятельность работника оформляется  трудовым договором, заключенным с  работодателем на государственном  языке страны трудоустройства и русском языке в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства. В трудовом договоре, который вручается работнику до его выезда, должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, об условиях труда и его оплаты, о продолжительности рабочего дня и времени отдыха, об условиях проживания,   а  также   о   сроке   действия   трудового   договора,   об   условиях   его расторжения, о порядке покрытия транспортных расходов. Работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством страны трудоустройства.
    Если  трудовой договор расторгнут в связи  с ликвидацией или реорганизацией организации, сокращением численности  штата работников, на трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации согласно законодательству страны трудоустройства для высвобожденных по указанным основаниям работников. В этом случае трудящийся-мигрант подлежит возвращению в страну выезда за счет средств работодателя49.   
    Налогообложение трудовых доходов работников страны выезда осуществляется в порядке и размерах, установленных законодательством страны трудоустройства. Стороны не допускают двойного налогообложения заработанных работниками средств.
    Работники могут осуществлять перевод заработанных средств на территорию страны выезда в соответствии с законодательством страны трудоустройства и с учетом двусторонних соглашений.
    Каждая  из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный, в установленном на территории страны выезда порядке, перевода документов на государственный язык страны трудоустройства или русский язык. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами. При окончательном выезде трудящегося-мигранта из страны трудоустройства работодатель выдает работнику справку или иной документ, содержащий сведения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.
    Еще один многосторонний акт, принятый в  рамках СНГ – межправительственное соглашение государств-участников СНГ от 09.09.1994 г. «О взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей»50.
    Возмещение  вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, производится работодателем  страны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти. Работодатель, ответственный за причинение вреда, производит его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством. Пересмотр степени тяжести трудового увечья и профессионального заболевания работника осуществляется в соответствии с законодательством страны, на территории которой он проживает.
    Наряду  с вышеуказанным соглашением государства-участники СНГ заключили еще два соглашения:
    - Соглашение от 09.12.1994 г. «О порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания»51, которым устанавливается порядок расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками временно находящимися на территории другого государства в командировке;
    - Соглашение  от 09.12.1994 г. «О сотрудничестве в области охраны труда»52. Данное соглашение указывает, что государства – участники, обладая полной самостоятельностью в вопросах формирования  и реализации национальной политики в области охраны труда: считают целесообразным проведение скоординированной политики по вопросам охраны труда с учетом общепринятых международных норм и правил; признают стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), единые нормы и правила по охране труда в качестве межгосударственных по согласованному перечню, который пересматривается по мере необходимости с учетом требований национального законодательства сторон и результатов совместной работы, направленной на совершенствование ССБТ; утверждают согласованные или совместно разработанные нормы и требования по охране труда к взаимопоставляемым машинам, механизмам, оборудованию, материалам, технологиям, средствам охраны труда; применяют согласованные термины и определения в области охраны труда; создают совместную информационную систему с банком данных по охране труда и организуют публикации по этому вопросу.
    Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ в 1995 году одобрила региональную Конвенцию, так называемый рекомендательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ»53. Документ содержит базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов СНГ. В числе целей принятия вышеуказанного акта: урегулировать процесс трудовой миграции в рамках СНГ, обеспечить права трудящихся-мигрантов независимо от того,  на чьей территории они находятся; способствовать разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ, заключению межгосударственных соглашений в данной области.
    Региональный  акт СНГ по трудовой миграции воспроизводит  содержание конвенций о международной  миграции, правах работников-мигрантов, принятых ООН и МОТ.
    В Рекомендательном акте СНГ закреплены важнейшие принципы трудовой миграции, в числе которых – используемый в международном частном праве коллизионный принцип lex loci laboris (закон места осуществления трудовой деятельности).
    В вышеуказанном акте регламентированы следующие вопросы:
    органы, занимающиеся направлением и привлечением рабочей силы;
      порядок въезда и выезда трудящихся-мигрантов. Так въезд граждан на территорию государства трудоустройства, их пребывание там и выезд осуществляются согласно действующему на территории государства трудоустройства законодательству и соответствующим соглашениям. Уполномоченные органы могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося мигранта в государство выезда в случаях нарушения им законодательства;
    групповое перемещение трудящихся-мигрантов;
      участие организаций предпринимателей и профсоюзов в регулировании трудовой миграции;
    недопустимость ограничений на въезд и выезд трудящихся-мигрантов;
    принцип равенства мигрантов и местных работников;
    порядок заключения трудового договора;
      взаимное признание документов об образовании, о профессиональной квалификации и трудовом стаже;
    право на вступление в профессиональный союз;
     10)  доступ к образованию;
     11)  социальное обеспечение.
    Заслуживает внимания Соглашение от 06.03.1998 г. «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией»54, принятое в целях осуществления совместных мер к предотвращению незаконной миграции и обеспечения правовой основы для сотрудничества сторон в борьбе с незаконной миграцией.
    В документе дано определение «незаконным  мигрантам» - это граждане третьих государств (то есть не являющихся участниками данного Соглашения) и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию Сторон, а также граждане Сторон, нарушившие правила пребывания  на территории одной из Сторон, установленные ее национальным законодательством.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.