На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Московское барокко 18 века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат: Московское барокко 

O    ВСТУПЛЕНИЕ
На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье  и началось
Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход
растягивался на целые столетия, то в России он произошёл  стремительно — в
течение жизни  одного поколения.
Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий  суждено было
превратиться из религиозного в светское, освоить  новые жанры (например,
портрет, натюрморт  и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в
частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили  в искусстве,
которые в Европе последовательно сменяли друг друга  на протяжении веков,
существовали в  России XVIII столетия одновременно или  же с разрывом всего в
несколько лет.
Реформы, проведенные Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику,
экономику, но также  искусство. Целью молодого царя было поставить русское
искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и
окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. В то время
крупных русских  мастеров почти не было. Пётр I приглашал  иностранных
художников в  Россию и одновременно посылал самых  талантливых молодых людей
обучаться “художествам”  за границу, в основном в Голландию и Италию. Во
второй четверти XVIII в. “петровские пенсионеры” (ученики, содержавшиеся за
счёт государственных  средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя
с собой новый  художественный опыт и приобретённое мастерство.
XVIII столетие в  истории русского искусства было  периодом ученичества. Но
если в первой половине XVIII в. учителями русских  художников были иностранные
мастера, то во второй они могли учиться уже у  своих соотечественников и
работать с иностранцами на равных.
По прошествии всего ста лет Россия предстала  в обновлённом виде — с новой
столицей, в которой  была открыта Академия художеств; со множеством
художественных  собраний, которые не уступали старейшим  европейским
коллекциям размахом и роскошью.
В конце XVII в. в  храмовой архитектуре возникает  новый стиль - нарышкинское
(московское) барокко.  Самым значительным памятником  его является московская
церковь Покрова  в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными
пропорциями, применением  во внешней отделке таких декоративных украшений, как
колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием"; использованием
только красного и белого цветов; ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ в  Санкт-Петербурге, памятник
архитектуры русского барокко. Построен в 1754 - 62 В.В. Растрелли. Он был
резиденцией российских императоров, с июля по ноябрь 1917 - Временного
правительства. Мощное каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве,
Адмиралтейству  и Дворцовой площади. Парадное звучание здания подчеркивает
пышная отделка  фасадов и помещений. В 1918 часть, а в 1922 все здание
передано Эрмитажу; СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ (бывший Воскресенский Смольный
монастырь), памятник архитектуры в Санкт-Петербурге. В ансамбль входят
собственно монастырь, построенный в стиле барокко (1748 - 64, архитектор В.В.
Растрелли; интерьер собора и корпуса келий - 1832 - 35, архитектор
В.П.Стасов), и Смольный институт благородных девиц, первое в России женское
среднее общеобразовательное  учебное заведение (1764 - 917).
O    НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
На рубеж XVII-XVIII веков приходится закат древнерусской  цивилизации в
художественном  творчестве. В Москве и близлежащих землях усиливаются западные
влияния. Они идут в большей мере через Украину, в свою очередь воспринимавшую
культурные воздействия  Польши и Восточной Пруссии. Молодой  Петр задумывает
планы сближения  с технически передовыми государствами Запада, расширяет
контакты дипломатические  и торговые. Об этом блестяще сказал А. С. Пушкин в
"Полтаве":
     Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала  с гением Петра.
Умаляется церковное  начало, в России закладываются основы новой, светской
культуры. В церковную  и дворцовую архитектуру приходит пышное барокко
(предположительно  от португальского perola barroca - жемчужина  причудливой
формы) - стиль, господствующий в Европе с конца XVI века. Влияние
западноевропейского барокко прежде всего сказывается в популярности округлых
объемов, в интересе к центрическим планам. Храмы начинают украшать
орнаментом, доселе невиданным на Руси.
O    НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ
(нарышкинское  барокко, московское барокко), условное (по фамилии бояр
Нарышкиных) название стилевого направления в русской  архитектуре конца 17 -
начала 18 вв. Характерны светски-нарядные многоярусные церкви, палаты знати с
резным белокаменным декором, элементами ордера.
Яркими представителями  этого стиля были:
Антропов Алексей Петрович(1716 - 95), Зарудный Иван Петрович, Франческо
Барталомео Растрелли ...
O     ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ(1700-1771)
Во времена Елизаветы  Петровны в русской архитектуре  расцвёл стиль барокко.
Его главным представителем был итальянец по происхождению Франческо
Бартоломео Растрелли, получивший в России более привычное для русского уха
имя Варфоломей Варфоломеевич. Вместе с отцом, скульптором Бартоломео Карло
Растрелли, он приехал в Петербург в 1716 г. и состоял на службе у русских
монархов с 1736 по 1763 г. Важнейшие его проекты осуществлены в царствование
Елизаветы. Для  неё в 1741—1744 гг. Растрелли построил в Санкт-Петербурге, у
слияния рек Мойки  и Фонтанки, Летний дворец (не сохранился).
В 1754—1762 гг. Растрелли  возвёл новый Зимний дворец примерно на том же
месте, где стоял  Зимний дворец Петра I. Вот что писал об этом сам
архитектор: “Я построил в камне большой Зимний дворец, который образует
длинный прямоугольник о четырёх фасадах... Это здание состоит из трёх
этажей, кроме погребов. Внутри... имеется посредине большой двор, который
служит главным входом для императрицы... Кроме... главного двора имеется
два других меньших... Число всех комнат в
этом дворце превосходит  четыреста шестьдесят... Кроме того, имеется большая
церковь с куполом и алтарём... В углу... дворца, со стороны Большой площади,
построен театр  с четырьмя ярусами лож...”.
Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было
и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных
послов. Это величественное, роскошное здание символизировало  славу и
могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые то теснятся,
образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными
проёмами. Колонны  объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на
два яруса:
нижний, более приземистый, и верхний, более легкий и парадный. На крыше
располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на
фоне неба.
Растрелли работал  и в окрестностях Петербурга. Им был построен и расширен
Большой дворец в  Петергофе (1747 — 1752 гг.), а также Екатерининский
(Большой) дворец  в Царском Селе (1752—1757 гг.) — загородной резиденции
Елизаветы. Оба  фасада этого дворца (один обращен к регулярному парку, а
другой — к  обширному двору) щедро украшены объёмными архитектурными и
скульптурными деталями, которые зрительно уменьшают  горизонтальную
протяженность, здания длиной триста шесть метров. Особенно наряден парковый
фасад, где позолоченные лепные фигуры атлантов поддерживают парадный второй
этаж. Сочетание  ярких цветов — голубого, белого, золотого — дополняет общее
праздничное впечатление  от фасада. Возможно, образцом для Растрелли послужил
королевский дворец в Версале: у него также два протяжённых главных фасада и
система анфилады залов. Растрелли соорудил в Царском  Селе и несколько
парковых павильонов (“Грот”, “Эрмитаж”).Великолепные церкви и соборы
Растрелли соединяют  традиции древнерусской архитектуры  и европейского
барокко. Центральная  часть ансамбля Смольного монастыря — грандиозный собор
Воскресения (1748—1757 гг.) играет важную роль в облике Петербурга. Он
виден издали с  обоих берегов Невы. Здание, подобно  древнерусским храмам,
увенчано пятиглавием  с луковичными куполами.
O     ФАНТАЗИИ ЯКОВА БУХВОСТОВА
Расцвет нарышкинского, или московского, барокко приходится на 1690-е годы и
самое начало XVIII века. Эти же годы - лучшая пора творчества Бухвостова.
Создатель нового стиля в русской архитектуре  обладал обширными познаниями
зодчего-практика, был способным организатором и вместе с тем имел причудливое
воображение. Полный новаторских замыслов, крепостной мастер выполняет в
пределах московских и рязанских вотчин заказы знатных  вельмож, сподвижников
Петра. Архивные документы  свидетельствуют, что выдающийся зодчий не только
возглавлял строительные артели, но и вникал во все детали в ходе
строительства. Гениальная интуиция позволяла мастеру строить, скорее всего,
"на глазок", чертежи могли заменяться простыми  набросками или эскизами
орнаментальных мотивов. Да и сомнительно, владел ли он грамотой: на всех
сохранившихся документах за Якова "прикладывал руку" кто-либо другой.
Жизнь Бухвостова - непрерывное строительство монументальных сооружений,
отстоящих друг от друга на многие версты. Трудная  судьба создания
замечательной церкви Спаса в селе Уборы не повлияла на ее редкостную красоту,
рожденную вдохновением. Некогда здесь стояли сплошные сосновые боры (отсюда и
название села - "У бора"), в Москву-реку впадала  речка Уборка, а по старой
дороге из Москвы в Звенигород московские цари ездили на богомолье в Саввин
монастырь. В XVII веке этими землями владели бояре  Шереметевы. По поручению
П. В. Шереметева Бухвостов  взялся за возведение каменного храма  в его
усадьбе, но вскоре переключился на строительство Успенского собора в Рязани.
Разгневанный боярин за недостроенную церковь в Уборах заключил мастера в
темницу. Дьяки  Приказа каменных дел приговорили  зодчего "бить кнутом
нещадно", а затем "каменное дело ему доделать". Однако, словно предчувствуя
близкую свою кончину и опасаясь за судьбу постройки, Шереметев подал царю
челобитную с  просьбой отменить наказание.
Завершенная церковь  в Уборах (она возводилась в 1694-1697 годах) стала одним
из шедевров древнерусской  архитектуры. Как и в церкви в  Филях, у нее
ступенчатое пирамидальное построение: на кубе-четверике ярусами поднимаются
вверх три восьмерика. Со всех сторон куб заслонили полукружия алтаря и
притворов, ранее  завершавшихся главами. В среднем  сквозном восьмерике
подвесили колокола. Здание окружили открытой галереей-гульбищем, украшенным
белокаменными вазами и филенками с сочным растительным узором.
План редчайшего памятника представляет собой четырехлепестковый цветок с
мягко изгибающимися  краями и квадратной сердцевиной. Причудливая  резная вязь
церкви Спаса необыкновенно пластична. Тонкие полуколонны, отделенные от стен,
сплошь покрыты  крупными, чуть вогнутыми листьями с каплями росы, другие
обвиты цветочными гирляндами и завершаются акантовыми листьями коринфских
капителей. Откуда Бухвостов черпал барочные мотивы? Они могли быть
заимствованы из гравюр, из книжных орнаментов уже  переводившихся тогда
трактатов по архитектуре, завезенных белорусскими резчиками. Храм настолько
наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие.
Со времени возведения он поражал всех приходящих своим благолепием,
праздничностью, вселял неземное чувство радости. Поднятый на вершину пологого
холма, окруженный хороводом стройных берез и сосен, памятник царил над
округой. "Помню, как однажды подъезжали мы к Уборам в 1889 году, - писал в
своих воспоминаниях  граф С. Д. Шереметев. - Был канун Петрова  дня, вечер
теплый и тихий. Издали доносился до нас протяжный  благовест... Мы вошли в эту
церковь, переполненную  молящимися. Стройное крестьянское пение  раздавалось
под высокими сводами  храма. Диакон, древний старик, отчетливо и выразительно
вычитывал прошения. Величественный иконостас поразил  меня строгостью и
законченностью  отделки. Лампада ярко горела у местной  иконы Спаса. Старою
Русью повеяло  на нас".
Но одним из самых ярких произведений Бухвостова стала церковь в селе
Троицком-Лыкове, стоящая на обрывистом правом берегу Москвы-реки, напротив
Серебряного Бора (1698-1703). На авторство Якова указывает  запись в синодике
церкви. В трехчастной  церкви Троицы зодчий прибегает к  изысканным пропорциям
и тщательно проработанному наружному и внутреннему убранству. Тонкая
орнаментальная  резьба достигает апогея. Один из современных  ученых сравнил
храм с драгоценностью, усыпанной бисером, обтянутой золотыми нитями,
сверкающей и  переливающейся в лучах солнца. Здесь выстроено не три, а два
притвора, увенчанные куполами на восьмигранных основаниях.
Как мог гениальный зодчий, зависимый от прихотей знатных  заказчиков
("Якунка", "Янка", едва избегший телесного наказания), создать за столь
короткий срок такие монументальные работы, как Успенский собор в Рязани,
стены и башни  Ново-Иерусалимского монастыря с  надвратной ярусной Входо-
Иерусалимской церковью, а также три храма, послужившие  основой этой статьи?
Очевидно, среди  его помощников были яркие художники, внесшие неоценимый вклад
в создание той  или иной постройки. Но талант главного мастера, приоритет его
главных идей оставались решающими.
В конце XVII - начале XVIII века нарышкинское барокко нашло  многих
почитателей. Центрические, или трехчастные, церкви строят в Москве, вблизи
Коломны, в Нижнем Новгороде, под Серпуховом, под Рязанью. Их отличительным
признаком служит белокаменный декор, но уже сильно русифицированный. Фронтоны
и наличники обрамляют  волютами - архитектурными деталями в  виде завитков,
спиралевидные колонны ставят на кронштейны или консоли-кронштейны, выдвинутые
из стены. Декоративные же мотивы поражают разнообразием: "разорванные
фронтоны", раковины и картуши (украшения в виде щита или полуразвернутого
свитка), маскароны  и гермы, балюстрады с вазами... Барокко создает из этих
орнаментальных  причуд новые и неожиданные композиции. Реалистично пepeдaнные
виноградные лозы, цветы и фрукты сплетаются в роскошные  гирлянды и букеты,
словно насыщенные жизненными соками. Другой излюбленный  орнамент - сложнейшие
переплетения причудливо разорванных картушей с валиками-гребешками по краям
завитков и выпуклыми  перлами-зернами, расположенными рядами.
В 90-х годах XVII века резьба по камню (известняку) становится одним из
основных элементов  монументального декоративного искусства. Мастера научились
виртуозно использовать светотеневые и пластические эффекты  резного белого
камня. Этим занимались специально приглашенные артели: окончив  отделку одного
здания, они заключали  новый подряд и переходили к другому  заказчику.
O    МОСКОВСКОЕ БАРОККО:
Процессы образования нового стиля наиболее активно развернулись в Москве и
во всей зоне ее культурного влияния. Декоративность, освобожденная от
сдерживающих начал, которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской
архитектуре исчерпала себя, сохранившись в хронологически отстававших
провинциальных  вариантах. Но процессы формирования светского мировоззрения
развивались и  углублялись. Их отражали утвердившиеся  изменения во всей
художественной  культуре, которые не могли миновать и зодчество. В его
пределах начались поиски новых средств, позволяющих объединить,
дисциплинировать форму, поиски стиля.
Горностаев назвал его “московским барокко”. Термин (как, впрочем, и все почти
термины) условный. Развернутая Г. Вёльфлином система определений барокко в
архитектуре к  этому явлению неприменима. Но предметом  исследований Вёльфлина
было барокко  Рима; он сам подчеркивал что “общего  для всей Италии барокко
нет”. Тем более  “не знает единого барокко  с ясно очерченной формальной
системой” Европа севернее Альп. Московская архитектура конца XVII-начала
ХVIII в. была, безусловно, явлением прежде всего русским. В ней еще
сохранялось многое от средневековой традиции, но все более уверенно
утверждалось новое. В этом новом можно выделить два слоя: то, что характерно
только для наступившего периода, и то, что получило дальнейшее развитие. Во
втором слое, где  уже заложена программа зрелого  русского барокко середины
XVIII в., очевидны  аналогии с западноевропейскими  пост ренессансными стилями
- маньеризмом и  барокко.
Главным новшеством, имевшим решающее значение для дальнейшего, было
обращение к универсальному художественному языку архитектуры. В произведениях
русского средневекового зодчества форма любого элемента зависела от его
места в структуре целого, всегда индивидуального. Западное барокко, в
отличие от этого, основывалось на правилах архитектурных  ордеров, имевших
всеобщее значение. Универсальным правилам подчинялись не только элементы
здание но и  его композиция в целом, ритм, пропорции. К подобному
использованию закономерностей  ордеров обратились и в московском барокко. В
соответствии с  ними планы построек стали подчинять  отвлеченным геометрическим
закономерностям, искали “правильности” ритма в  размещении проемов и декора-
Ковровый характер узорочья середины века был отвергнут; элементы декорации
располагались на фоне открывшейся глади стен, что  подчеркивало не только их
ритмику, но и живописность. Были в этом новом и
такие близкие  к барокко особенности, как пространственная взаимосвязанность
главных помещений  здания, сложность планов, подчеркнутое внимание к центру
композиции, стремление к контрастам, в том числе - столкновению мягко
изогнутых и жестко прямолинейных очертаний. В архитектурную  декорацию стали
вводить изобразительные мотивы.
В то же время, как  и средневековая русская архитектура, московское барокко
оставалось по преимуществу “наружным”. Б, Р. Виппер писал: “Фантазия русского
зодчего в эту  эпоху гораздо более пленена  языком архитектурных масс, чем
специфическим ощущением внутреннего пространства”. Отсюда - противоречивость
произведений, разнородность  их структуры и декоративной оболочки, различные
стилистические  характеристики наружных форм, тяготеющих к старой традиции, и
форм интерьера, где стиль развивался более динамично.
Ярким иностранным  представителем работавшим в России был Антонио Ринальди
(1710-1794 г.). В своих  ранних постройках он еще находился  под влиянием
“стареющего и  уходящего” барокко, однако в полной мере можно сказать что
Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся:
Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой  княгини Екатерины
Алексеевны в  Ораниенбауме, Мраморный дворец в  Петербурге (1768-1785 г.)
,относимый к  уникальному явлению в архитектуре  России, Дворец в Гатчине
(1766-1781 г.) ставший  загородной резиденцией графа  Г.Г. Орлова . А.Ринальди
выстроил также  несколько православных храмов, сочетавших в себе элементы
барокко-пятеглавие куполов и высокой многоярусной колокольни.
В конце XVII в. в  московской архитектуре появились постройки, соединявшие
российские и  западные традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового
времени. В 1692— 1695 гг. на пересечении старинной московской улицы Сретенки
и Земляного вала, окружавшего Земляной город, архитектор Михаил Иванович
Чоглоков (около 1650—1710) построил здание ворот близ Стрелецкой слободы,
где стоял полк Л. П. Сухарева. Вскоре в честь полковника его назвали
Сухаревой башней.
Необычный облик  башня приобрела после перестройки 1698— 1701 гг. Подобно
средневековым западноевропейским соборам и ратушам, она была увенчана
башенкой с часами. Внутри расположились учреждённая  Петром I Школа
математических и навигацких наук, а также первая в России обсерватория. В
1934 г. Сухарева  башня была разобрана, так как “мешала движению”.
Почти в то же время  в Москве и её окрестностях (в  усадьбах Дубровицы и Уборы)
возводились храмы, на первый взгляд больше напоминающие западноевропейские.
Так, в 1704—1707 гг. архитектор Иван Петрович Зарудный (? — 1727) построил
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.