На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ финансово-экономического состояния предприятия.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Бухгалтерский учет сегодня занимает одной из главных  мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства обращения, распределение и потребления  характеризует финансовое состояние  предприятия управленческих решении. В Республике Казахстан бухгалтерский учет строится на основе общих принципов и положений, закрепленных в Стандартах бухгалтерского учета и Генеральном плане счетов бухгалтерского учета и в финансово - хозяйственной деятельности субъектов. Позволяющих организовать учет так, чтобы он соответствовал специфике, формам организаций, структуре деятельности и все требования, предъявляемым пользователям к получаемой информации, которая даёт не только чётко налаженной системы учета.
Владельцы и  трудовые коллективы предприятии всех отраслей экономики заинтересованы в бережном и рациональном расходовании сырья и материалов, сокращения отходов производства, устранений потерь, увеличений производства конкурентоспособной продукций, повышение её качества, снижение себестоимости. При этом возрастает, приоритетна роль и значения бухгалтерского учета, поскольку он не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействия на неё. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность предприятия; планировать его стратегию и тактику; оптимально использовать, ресурсы измерять и оценивать результаты деятельности; устранять субъективность при принятия решений.
Все субъекты (юридические  лица) зарегистрированные и действующие  на территории Республики Казахстан обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность.
Особенности учёта  основных средств, материальных и нематериальных активов, учёта труда и его  оплаты, движения денежных средств  я рассмотрела на примере предприятия  ТОО «БАК». Изучаемый хозяйствующий субъект занимается разработкой угольного месторождения и добычей каменного угля и его реализацией. ТОО «БАК» является одним из крупнейших промышленных предприятий города Экибастуза. В современных условиях хозяйствования практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без своевременной, полной и достоверной экономической информации, которую даёт только чётко отлаженная система учёта.
Бухгалтерский учёт на хозяйствующих субъектах  в условиях рыночных отношений приобретает особое значение. Он строится на основе общих принципах и положений, закреплённых в стандартах бухгалтерского учёта, генеральном плане счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности субъекта, изданных в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учёте», «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
 


1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
1.1 Общая характеристика  предприятия. Организационно-правововая  форма хозяйствования
Товарищество  с ограниченной ответственностью «Богатырь Аксес Комир» (далее ТОО «БАК») 24 марта 1997 года зарегистрировано как-юридическое лицо с местонахождением: Павлодарская область, г.Экибастуз, ул. Строительная, 23. Свидетельство о государственной регистрации № 2055-1901-ТОО (ИУ).
Единственным участником Товарищества является Компания 'Аксес Индастриз (Евразия) LLC», зарегистрированная в соответствии с законами штата Делавэр (США).
ТОО «БАК» является коммерческой организацией и осуществляет свок деятельность, руководствуясь действующим законодательством РК, Уставом, а также решениями Учредителя и других органов ТОО, принятыми в пределах их компетенции в установленном порядке.
Товарищество  имеет обособленное имущество, самостоятельный  баланс, печать, расчетный и иные счета в банках, торговый знак и иные фирменные реквизиты.
Предприятие     представляет     собой         производственно-хозяйственный
комплекс,   в          составе          которого        находятся        специализированные
производственные  подразделения - структурные   единицы,    действующие на основании Положений о них.
Предмет деятельности ТОО «БАК» на основе собственных  и привлеченных средств закреплен  в Уставе и представлен на рисунке (Прил 1)
Для осуществления  деятельности образован уставный Фонд в размере 7500 долларов США, что эквивалентно 554625 тенге. Наряду с Уставным Фондом в ТОО «БАК» создан резервный фонд, а также другие фонды. Резервный фонд предназначен для реализации уставных целей и формируется за счет отчислений из чистого дохода.
ТОО «БАК» осуществляет финансовую деятельность в соответствии с бюджетами, сметами и указаниями, утвержденными Учредителем. Руководство бухгалтерским учетом осуществляется главным бухгалтером. Бухгалтерский учет и вся документация ведется в тенге и в соответствии с действующими принципами бухгалтерского учета и законодательством РК. ТОО «БАК» ведет также комплект счетов с использованием международно признанных принципов бухгалтерского учета на английском языке в долларах США, который используется для внутренних нужд.
Взаимоотношения между администрацией ТОО «БАК» и трудовым коллективом, оплата труда, вопросы социального обеспечения, предоставлений льгот, компенсаций регулируются Коллективным договором, заключенным между администрацией ТОО и его трудовым коллективом.
Деятельность Товарищества прекращается по решению Учредителя, либо по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством РК.
Прекращение деятельности Товарищества происходит путем реорганизации  или ликвидации.
 


Что же касается сбытовой деятельности, то ТОО «БАК» занимает одно из ведущих мест среди угледобывающих компаний по реализации своей продукции.
Поставка «твёрдого  топлива» производится на условиях заключения контрактов железнодорожным транспортом, с оплатой железнодорожного тарифа потребителями. Схематично микросреда организации представлена на рисунке 2.2.
Рассмотрим, как  происходила передача предприятия  иностранным инвесторам.
Постановлением  Правительства Республики Казахстан  № 1090 от 6 сентября 1996 года "О реорганизации  государственного акционерного общества "Экибастузкомир" было принято решение о выделении имущества структурных единиц и продаже его на открытых тендерах.
По результатам  открытого тендера, проведенного 18 октября 1996 года компания "Аксесс Индастриз, Инк" приватизировала имущество  разреза "Богатырь" и разреза "Степной" (70%).
(для справки:  Компания "Аксес Индастриз, Инкорпорейтед"  (Access Industries Inc.), зарегистрированная в качестве юридического лица в штате Нью-Йорк, США работает в отраслях машиностроения, цветной металлургии, нефтедобычи, финансовом . секторе. Компания является учредителем российской компании "Новый Холдинг", владеющей контрольным пакетом акций Тюменской нефтяной компании)
С 6 ноября 1996 года на основании Генеральной доверенности от х.х. 1996г. №хх//хх, выданной Государственным комитетов Республики Казахстан по приватизации,     компания     "Аксесс     «Индастриз,          Инк»     приступила     к
производственной  деятельности в Экибастузском угольном бассейне, управляя имуществом, разрезов "Богатырь" и "Степной".
С ноября 1996 года на основании Контракта заключенного между Павлодарским территориальным комитетом по управлению госимуществом и вице-президентом компании "Аксесс Индастриз, Инк" N.NNN, в целях организации бесперебойной работы разреза "Богатырь", компании было предоставлено право управлять рядок технологически связанных с разрезом структурными единицами: Богатырским погрузочно-транспортным управлением, Восточным погрузочно-транспортным управлением, заводом РГТО, Путевой машинной станцией. ( Прил 2)
Па основании Договора купли-продажи между Государственным комитетом Республики Казахстан по приватизации и компанией "Аксесс Индастриз, Инк" от 13 декабря 1996 года она вступила в право единоличного и исключительного собственника всех активов разрезов "Богатырь" и "Степной".
4 февраля 1997 года компания "Аксес Индастриз,  Инк" победила на открытом  тендере по продаже имущества:  Богатырского ПТУ (100%), Восточного  ПТУ (70%), завода РГТО (100%), ПМС (100%).
Как юридическое  лицо компания приступила к осуществлению  своей деятельности с 28 января 1997 года, приняв на свой штат коллективы разрезов "Богатырь", "Степной».
Согласно договору от х.х.98г., «Об уступке прав и обязанностей пс предварительному договору купли-продажи  Активов разреза «Богатырь» с  долей Активов   разреза   «Степной» • от   х.х.хг.,   договору   купли-продажи   Активов
 


вспомогательных подразделений от х июня 1997 года», правопреемником по данным договорам  стало ТОО «Богатырь Аксес  Комир». На основании договора об уступке  прав все активы по договорам были переданы ТОО «Богатырь Аксес Комир» в долгосрочную финансовую аренду с правом последующего выкупа, о чём свидетельствуют положения Соглашения о финансируемой аренде № х от х.х.98 года, заключенного между Компанией «Аксес Индастриз, Инк» и ТОО «Богатырь Аксес Комир», что согласно Закона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» на момент заключения договора расценивалось как купля-продажа имущества. Соглашение о финансируемой аренде от х.х.1998 года было надлежащим образом зарегистрировано.
Факт правопреемства не вызывает сомнения и подтверждается Постановлением Правительства Республики Казахстан, а также письмами Агентства  Республики Казахстан по инвестициям, Министерства финансов Республики Казахстан, Министерства Юстиции Республики Казахстан, Акима Павлодарской области.
С 6 ноября 1996 года разрез «Богатырь», как горное предприятие, в комплексе с вскрышным разрезом «Степной» и погрузочно-транспортными  управлениями: Восточное (ВПТУ) и Богатырское (БПТУ) работает автономно, имея на западном фланге границу с полем №9 разреза «Северный» РАО «ЕЭС России», а на северном фланге с разрезом «Восточный» АООТ «Алюминий Казахстана». Во исполнение условий контракта купли-продажи имущества разрезов «Богатырь» и «Степной», заключенного между правительством РК и Компанией «Аксес Индастриз Инк.» была разработана инвестиционная программа по инвестированию производственного и социального развития предприятий ТОО «Богатырь AjKcec Комир» на период до 2005 года включительно. [ 2 с.26 ]
1.   Чтобы  более полно представить картину о предприятии необходимо ознакомится с его основными показателями, которые представлены в таблице 1.1 - Основные показатели ТОО "Богатырь Аксес Комир".
2.   Таблица  1.1 - Основные показатели ТОО "Богатырь  Аксес Комир"
Показатели Ед.изм 2001 год
Объём добычи млн.тонн 27
Удельная  теплота сгорания ккал/кг 4050
Зольность % 41,6
Вскрыша, всего млн.мЗ 20
Коэффициент вскрыши мЗ/тонна 0,741
Товарная  продукция млн.тг 10537
Цена 1 тонны угля тенге 398
Прибыль    (+),    убытки   (-), всего млн.тг 228
Сумма инвестиций млн.тг 4348,3
Численность        работников, всего чел. 9200
в т.ч. ППП чел. 2190
рабочих чел. 7010
 


1.2 Структура бухгалтерии  и организация  учета хозяйствующего  субъекта
Предприятие ТОО  «БАК», как и прочие юридические лица, действующие на территории Республики Казахстан, обязано вести бухгалтерский учёт и финансовую отчётность.
ТОО «Богатырь  Аксес Комир» - это предприятие, учреждённое  несколькими лицами, самое крупное  Павлодарской области, уставный капитал  которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Участники этого товарищества с ограниченной ответственностью отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесённых ими вкладов.
В учетной политике ТОО «БАК» установлены основополагающие правила и принципы, определён  круг общественно признаваемых приёмов  и способов ведения финансового  и бухгалтерского учёта. Совокупность избранных предприятием способов осуществления  первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте отражены в учётной политике предприятия ТОО «Богатырь Аксес Комир».
Формирование  учётной политики - это выбор некоторой совокупности известных способов ведения бухгалтерского учёта и установление порядка их применения в конкретной хозяйственной ситуации. Иными словами, учётная политика - это порядок осуществление первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или«реализации метода бухгалтерского учёта.
Общие принципы и правила установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему  бухгалтерского учёта. При их реализации в учётной политике ТОО «Богатырь Аксес Комир» исходит из допущений:
- об имущественной  обособленности ТОО «БАК» (в  балансе данного предприятия  отражается лишь то имущество,  которое согласно законодательству  признаётся его собственностью, все прочие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться за балансом);
-   непрерывности  деятельности (принимая какое-либо  решение по вопросам учётной  политики, нужно исходить из того, что предприятие будет продолжать  свою деятельность в обозримом будущем , у него отсутствуют намерения и необходимость самоликвидации или существенного сокращения масштабов деятельности);
-    последовательности  в применении учётной политики (неизменность принятой методики  отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течении отчётного года; а также от одного отчётного года к другому);
-   временной  определённости фактов хозяйственной  деятельности (факты относятся к  тому отчётному периоду, в котором  они имели место, независимо  от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).
 


Ответственность за организацию бухгалтерского учёта  субъекта, соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций несёт руководитель ТОО «Богатырь  Аксес Комир».
Бухгалтерский учёт субъекта осуществляется его структурным  подразделением (службой), возглавляемым  главным бухгалтером. Главный бухгалтер  относится к категории руководителей  организации, принимается на работу и увольняется первым руководителем. При освобождении главного бухгалтера от должности, производят сдачу дел вновь назначенному главному бухгалтеру(а при его отсутствии - работнику, назначенному приказом руководителя субъекта), в процессе которой проводят проверку состояния бухгалтерского учёта и достоверности отчётных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем субъекта. Основной задачей главного бухгалтера является осуществление в организации бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно управляющему ТОО «Богатырь Аксес Комир». В настоящее время пост главного бухгалтера компании занимает Зонова Ф.В. Под её руководством работают заместитель главного бухгалтера по бухгалтерскому учёту и заместитель главного бухгалтера по налоговому учёту. Под контролем у зам. Главного бухгалтера по бухгалтерскому учёту находятся: отдел сводной отчётности, сектор по расчётам с покупателями и поставщиками, отдел по оплате труда, отдел по учёту затрат дирекций по ремонту, отдел по учёту затрат разреза «Богатырь», отдел по учёту затрат Богатырского БПТУ. Под руководством у заместителя главного бухгалтера по налоговому учёту работает отдел налогового учёта.
Бухгалтер принимается  на работу и увольняется директором организации по представлению главного бухгалтера. Он подчиняется главному бухгалтеру, являясь сотрудником  бухгалтерии. В обязанности бухгалтера входит выполнять работу по ведению бухгалтерского учёта в зависимости от сектора, к которому он относится (учёт основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности, расчётов с поставщиками и подрядчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.).- Таким образом бухгалтер ТОО «Богатырь Аксес Комир» в зависимости от занимаемое должности и от сферы размещения должен участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов; осуществлять приём и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учёта и подготавливать их счётной обработке. Отражать на счетах бухгалтерского учёта операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; составлять отчётные калькуляции, выявляя источники образования потерь и непроизводственных расходов, подготавливать предложения по их предупреждению; производить начисление и перечисление налогов и сборов в республиканский, региональный и местный бюджеты. Бухгалтер ТОО «Богатырь Аксес Комир» может нести ответсвенность за начисление заработной платы коллектива, своевременное исчисление и уплату страховых взносов в
 


государственные внебюджетные социальные фонды, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников организации. Обеспечивает руководителей, кредиторов, аудиторов  и других пользователей бухгалтерской отчётности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям учёта. [ 15 с.26 ]
Учетом денежных средств в кассе и по расчетному счету ведает кассир, с которым  заключен договор о материальной ответственности.
Бухгалтерский учёт на изучаемом предприятии полностью компьютеризирован. В основном весь учёт в ТОО «Богатырь Аксес Комир» ведётся в специализированной компьютерной программе «Platinum».
ТОО «БАК» ведёт  бухгалтерский учёт активов, собственного капитала, обязательств и осуществляемых им хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Генеральным планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Однако в настоящее время в ТОО «Богатырь Аксес Комир» наблюдается переход на Международные Стандарты Финансовой Отчётности. Введение подобных новшеств носит продолжительный характер, так как очень сложно в короткие сроки перевести на новый формат столь крупную финансовую систему, как в ТОО «Богатырь Аксес Комир».
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учёта являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.
Бухгалтерский документ представляет собой письменное распоряжение на совершение и свидетельство  о совершённой хозяйственной  операции и служит основанием для отражения побледней на счетах бухгалтерского учёта. Ни одна хозяйственная операция не может быть учтена, если на неё нет надлежащим образом составленного и оформленного документа.
Процесс оформления операций документами представляет собой первичную стадию бухгалтерского учёта и называется документацией.
К ведению бухгалтерских  документов предъявляют определённые требования, основными из которых  являются: документальность, краткость  и ясность записей, взаимный контроль записей (записи проверяют по корреспондирующим счетам).
Документы составляются аккуратно, текст и цифры написаны чётко и оформлены должным  образом. Ответственность за достоверность  данных, содержащихся в документе, за доброкачественное составление  документа несут должностные лица, подписавшие его.
Руководитель  определяет лиц, имеющих право подписи  бухгалтерских документов.
Движение первичных  документов в бухгалтерском учёте (создание или получение от других субъектов, принятие к учёту, обработка, передача в архив -документооборот) регламентируется графиком, утверждаемым руководителем ТОО «Богатырь Аксес Комир». [ 2 с. 13 ]
1.3 Учет денежных  средств, расчетных  и кредитных операций.
Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации  денежного обращения    расчетов и кредитования    в
 


народном хозяйстве, в укреплении платежной дисциплины, в эффективном использовании  финансовых ресурсов.
От успешности ее решения во многом зависит платежеспособность предприятия, своевременность выплаты  заработной платы его персоналу, расчетов с заказчиками, платежей в бюджет и др.
Целью бухгалтерского учета денежных средств - является контроль за соблюдением         кассовой     и    расчетной    дисциплины,     правильностью     и
эффективностью  использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики любой бухгалтер должен исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).
Из этой цели вытекают следующие основные задачи бухгалтерского учета денежных средств:
-своевременное  и правильное документирование  операций по движению денежных  средств и расчетов;
-контроль за  сохранностью денежных средств  в кассе предприятия; -использованием  денежных средств по их целевому назначению; -своевременность    расчетов    с    поставщиками,    покупателями    (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.;
-своевременная  проверка расчетов с дебиторами  и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.
Учет операций в кассе ТОО «Богатырь Аксес  Комир» ведется на активных синтетических  счетах подраздела 45 "Наличность в  кассе": 451 "Наличность в кассе  в национальной валюте" и 452 "Наличность в кассе в иностранной валюте".
Учет наличности в кассе национальной валюте ведется  в соответствии со Стандартом бухгалтерского учета № 24 "Организация бухгалтерской  службы" (СБУ 24).
В соответствии с действующими нормативными актами помещение кассы данной организации  специально оборудовано, оснащено системой сигнализации. Предприятие обеспечивает сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в учреждение банка. Администрация несёт в установленном соответствующим законодательством порядке ответственность в тех случаях, когда по её вине не создаются необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке.
Все кассовые операции осуществляются кассиром, являющимся материально ответственным лицом. После ознакомления с порядком ведения кассовых операций с ним заключается договор о его полной индивидуальной материальной ответственности. Если для выдачи оплаты труда и других выплат привлекаются по письменному приказу руководителя предприятия другие лица, то с ними также заключаются договора об их полной индивидуальной материальной ответственности.
 


В кассе предприятия  хранятся не только наличные денежные средства, но и ,. ценные бумаги, и бланки строгой отчётности.
Расписки на выданные суммы наличными, на оформленные расходными кассовыми ордерами, в остаток по кассе не включаются. Хранение денежных средств, не принадлежащих предприятию, запрещается и при их обнаружении они считаются излишками. Ежемесячно проводится инвентаризация кассы. Результаты инвентаризации оформляются актом
Прием денег  в кассу осуществляется по приходным  кассовым ордерам, подписанным главным  бухгалтером, физическому или юридическому лицу, внесшему деньги в кассу, выдают квитанцию о приеме денег (отрывная часть ордера), подписанную главным бухгалтером и кассиром. . (Прил 3,4,5)
Выдачу денег  из кассы оформляют расходными кассовыми  ордерами или надлежащим образом  оформленными платежными ведомостями, заявлением на выдачу, счетами и  другими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером. Если на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах имеется разрешительная подпись руководителя .(Прил 6) субъекта,ьподписывать сами ордера ему не обязательно. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру отдельному лицу кассир требует предъявление паспорта или удостоверения личности получателя для указания его реквизитов (наименования и номера документа с указанием кем и когда он выдан) в ордере. Получатель расписывается в кассовом ордере и указывает полученную сумму: тенге - прописью, тиын - цифрами.
При выдаче денег  по ^ доверенности в расходном кассовом ордере дополнительно указываются  фамилия, имя и отчество лица, которому доверено-получение денег. Если выдача денег производится по платежной  ведомости, на ней делают надпись "По доверенности". Последнюю прикрепляют к расходному кассовому ордеру или ведомости. (Прил 7)
Приходные и  расходные кассовые ордера и заменяющие их документы выписываются (бухгалтерией) четко и ясно, чернилами или  шариковой ручкой. ( Прил 8)
Выписанные кассовые ордера или заменяющие их документы регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, который открывается на приходные и расходные кассовые документы. В нем указывают: дату и номер приходного и расходного ордера, целевое назначение поступивших -или израсходованных денег (на выплату заработной платы, премий, командировочных и других расходов). (Прил 9)
Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их оформления. Получив  ордера, кассир обязан проверить: наличие и подлинность подписей руководителя и главного бухгалтера; правильность их оформления; наличие указанных в ордерах приложений. После совершения операций ордера подписывает кассир, а приложенные к ним документы погашаются штампом (надписью): "Получено" или "Оплачено" с указанием числа, месяца и года
Учет кассовых операций кассир ведет в Кассовой книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной  печатью; количество листов в ней  заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.
Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей: одну из них (с горизонтальной линовкой) заполняет кассир (как  первый экземпляр, она остается
 


в книге); вторую (без горизонтальных линеек) заполняют  с лицевой и оборотной сторон через копировальную бумагу (как отчет кассира она является отрывной частью листа). Записи кассовых операций начинаются на лицевой стороне неотрывной части листа (после строки "Остаток на начало дня"). В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций по приходу и расходу денег в кассе, выводит остаток денежной наличности на следующее число и передаёт в бухгалтерию отрывной лист или копию записей в кассовой книге с приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге. Кассовые операции отражаются в журнале-ордере №1. Основанием для заполнения этого документа и. ведомости №1 служат отчёты кассира. [ 12 с.566 ]
Для учета наличности в кассе в иностранной валюте.
ТОО «Богатырь  Аксес Комир» совершающие операции с валютой, открывают счет 452 "Наличность в кассе в иностранной валюте". Учет в валютной кассе ведется аналогично операциям в кассе субъекта, с той лишь разницей, что в приходных, расходных кассовых ордерах и кассовой книге указывается суммы средств в иностранных валютах и в тенговом эквиваленте.
Учет наличности на валютном счете.
Все платежи  по операциям между резидентами  должны производиться только в тенге, за исключением случаев, предусмотрены  нормативными актами.
Юридические лица- резиденты при проведении платежа  в пользу нерезидента обязаны  представлять в уполномоченные банки надлежащим образом оформленные документы (договора, контракты, соглашения, инвойсы, коносаменты и другие).
В случае проведения валютных операций, по которым требуются  лицензия -и свидетельство о регистрации  в Нацбанке, юридические лица - резиденты обязаны    предоставлять   в   уполномоченный    банк   копии    соответствующих документов.
Платежи    по     операциям    между    резидентами         и     нерезидентами
осуществляются  по соглашению сторон в любой валюте.
Нацбанк вправе установить ограничения на валюту платежа экспортных операций резидентов.
Текущие валютные операции резидентов и нерезидентов, осуществляемые через уполномоченные банки, проводятся без ограничений.
Поступление наличной валюты (выручка, остатки неиспользованных подотчетных сумм и др.) оформляется Приходным валютным ордером.
Учет операций по валютным счетам ведется на счетах
431  «Наличность  на валютном счете внутри страны»,
432 «Наличность  на валютном счете за рубежом».
Закрытие валютного  счета проводится по заявлению его владельца. Заявление владельца счета передает в обслуживающие его учреждения банка.
В случае закрытия счета, а также при изменении  наименования субъекта либо номера счета  владелец счета обязан к заявлению  приложить подтверждение остатка  средств на валютном счете.
Учет денежных средств на расчетном счете.
Банковский счет - это способ отражения договорных операций между
банком и владельцами  счета по приему депозита и совершению банком операций, связанных:   с  обеспечением наличия и использованием банком денег,
 


принадлежащих владельцу счета, гарантируя владельцу  счета право беспрепятственно распоряжаться  своими деньгами; с принятием сумм денег по поручению владельца  счета или распоряжениям третьих  лиц.
Открытие банковского  счета производится при заключении договора банковского счета между банком и владельцем счета.
По  договору     банк  обязуется  принять  деньги,  поступающие   в  пользу владельца  счета, выполнять его распоряжение о переводе ему или третьим  лицам ч соответствующих сумм денег    и оказывать другие услуги,  предусмотренные данным договором.
ТОО «Богатырь  Аксес Комир» хранит свои денежные средства на расчетном счете в  банке «ТуранАлем» и осуществляют платежи по обязательствам, как правило, в форме безналичных расчётов через банк, а необходимые наличные расчёты - в случаях и пределах, установленных нормативными документами Национального банка Республики Казахстан.
Для хранения денежных средств и для расчётов между  юридическими лицами учреждения банков Республики Казахстан ТОО «Богатырь Аксес Комир», имеет банковский счет. Банковский счёт - это способ отражения договорных отношений между банком и клиентом по приёму депозита (вклада) и совершению операций, связанных с осуществлением банковского обслуживания клиента, предусмотренного договором.
Основными формами  безналичных расчётов в ТОО «БАК»  являются платёжные поручения и  платёжное требование-поручение.Формы  расчётов между плательщиком и получателем  средств определяются договором (соглашением, отдельными договорённостями).
По согласованию между субъектами могут проводиться зачёты взаимных требований и обязательств.
Платёжное поручение  представляет собой поручение отправителя  денег. обслуживающему банку-получателю о переводе его денег в пользу бенефициара в сумме, указанной  в поручении. Поручения в ТОО «Богатырь Аксес Комир» используются при расчётах за товарно-материальные ценности, выполненные работы и услуги (в поручении должна быть ссылка на номер и дату счёта-фактуры, товарно-транспортного или другого документа, подтверждающего факт отпуска товара или осуществления платежей нетоварного характера), а также при предварительной оплате товаров и услуг, при авансовых платежах в случаях, предусмотренных законодательством или договором. Чаще всего платежные поручения используются для расчетов с бюджетом по налоговым платежам.
Для расчетов с  покупателями ТОО «Богатырь Аксес  Комир» использует платежное требование-поручение. Платежное требование-поручение - это  требование поставщика покупателю по оплате последним денежных сумм за полученные товары и оказанные услуги. Поставщик платежное требование-поручение вместе с отгрузочными документами отправляет в банк в 3-х~ экземплярах. Плательщик в течение 3-х дней проверяет документы и принимает решение об оплате или отказе оплатить.
Использование аккредитивной формы расчетов за последний отчетный год не имело место. Данная форма расчетов используется ТОО «Богатырь Аксес Комир» крайне редко.
 


Изучаемое предприятие  периодически получает от банка выписку  из расчётного счёта, т.е. перечень произведённых  за отчётный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.
Выписка из расчётного счёта - второй экземпляр лицевого счёта предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятия, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчётный счёт записывает по кредиту расчётного счёта, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличности) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер всегда помнит об этой особенности и записывает зачисленные суммы и остаток по дебету расчётного счёта, а списания - по кредиту.
Выписка банка  заменяет собой регистр аналитического учёта по расчётному счёту и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей.
На полях проверенной  выписки против сумм операций и в  документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счётом 441 «Наличность  на-расчётном счёте» или 431 «Наличность на валютном счёте внутри страны», на документах указывается ещё и-порядковый номер записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, проверка и обработка выписок производится бухгалтером в день их поступления.
Полученная выписка  из банка проверяется и обрабатывается, подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие  счета (коды).
Синтетический учёт операций по расчётному счёту  бухгалтерия предприятия ведёт  на счёте 441 «Расчетный счёт». Это активный счёт, по дебету которого записывается остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счёта бухгалтер отражает денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных" ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выделенные предприятию наличными в кассу.
Для отражения  оборотов по кредиту счета 441 служит журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.
Списание денежных средств с расчетного счета происходит в определенной очередности, установленной  по согласованию клиента с банком.
Валютных счетов ТОО не имеет, так как не имеет  выхода на мировой рынок. Хозяйственная  деятельность ТОО «Богатырь Аксес  Комир» ограничивается внутренним республиканским  рынком.
Между банком и  ТОО «Богатырь Аксес Комир» заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании, в котором фиксируется перечень услуг банка, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, условия размещения средств, права и обязанности сторон и др. [ 13 с.259]
 


1.4 Учет основных  средств и нематериальных  активов.
ТОО «Богатырь  Аксес Комир» как всякое юридическое лицо располагает определенным основным капиталом. Основной капитал (основные средства) действует в неизменной форме длительное время и утрачивает свою стоимость по частям. Основные средства имеют очень широкую номенклатуру и " сгруппированы могут быть по разным признакам. Учёт основных средств в ТОО «Богатырь Аксес Комир» упрощён: все виды основных средств учитываются на J 20 счёте.
По  принадлежности основные средства делятся на собственные и арендованные. Первые принадлежат предприятию и числятся на балансе, вторые получены от других предприятий и организаций во временное пользование за плату. Данное предприятие само периодически выступает в роди арендодателя.
При учёте основных средств бухгалтер ТОО «Богатырь  Аксес Комир» оформляет их движение при помощи стандартных документов, формы которых утверждены стандартами Республики Казахстан:
1.Форма №  ОС-1 «Акт (накладная) приёмки-передачи (внутреннего перемещения) основных  средств». Эту форму бухгалтер  применяет при зачислении в  состав основных средств отдельных объектов для учёта ввода их в эксплуатацию, кроме тех случаев, когда ввод объектов в действии с существующим законодательством оформляться в особом порядке; а также для исключения из состава основных средств объектов, передаваемых другому предприятию. (Прил 10)
Эту   форму   бухгалтер   также   применяет,   когда   оформляет   внутреннее перемещение основных средств из одного подразделения (цеха, участка, отдела) предприятия в другое и при  передаче основных средств со склада (из запаса) в . эксплуатацию.
2.Форма №  ОС-2 «Акт приёмки-передачи отремонтированных,  реконструированных и модернизированных  объектов». Данная форма применяется  бухгалтером при оформлении приёмки  основных средств из ремонта,  реконструкции и модернизации  и соответственно их сдачи. После передачи утверждённого акта в бухгалтерию делается соответствующая пометка в инвентарной карточке учёта основных средств. ( Прил 11)
3.Форма №  ОС-3 «Акт на списание основных  средств», эта форма служит для  оформления выбытия основных средств (кроме автотранспорта) при полной или частичной их ликвидации.
4.Форма №  ОС-4 «Акт на списание автотранспортных  средств» этим документом оформляют  списание грузового или легкового  автомобиля, прицепа или полуприцепа  при их ликвидации. ( Прил. 12)
5.Форма №  ОС-6 «Инвентарная карточка учёта  основных средств», применяется  для учёта всех видов основных  средств, карточки ведут в бухгалтерии  ТОО «Богатырь Аксес Комир»  на каждый объект; заполняют в  одном экземпляре на основании  акта (накладной) (Форма № ОС-1), технической или другой документации на данный объект. По данным акта Формы № ОС-2 в бухгалтер в карточку делает записи о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции и ремонте объекта.
 


Основанием для  отметок о выбытии основных средств являются: при передаче объекта другому предприятию или продаже - акт Формы № ОС-1, при списании вследствие ветхости или износа - акт Формы № ОС-3, ОС-4.
В   ТОО   «Богатырь  Аксес  Комир»   применяется     форма  ОС-7   «Опись инвентарных  карточек учета основных средств»  Эта  форма  применяется дл -регистрации   инвентарных   карточек,   открываемых   при   аналитическом   учете основных   средств.   Записи   в* ней   ведутся   по   классификационным   группам основных средств.
Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии в Инвентарных карточках, которые открывают на каждый инвентарный объект, за исключением однотипных предметов хозяйственного инвентаря, инструментов и других предметов, имеющих одно и то же производственное или хозяйственное назначение, одинаковые технические характеристики, стоимость и находящиеся в одном производственном подразделении. Эти предметы допускается учитывать в одной инвентарной карточке.
Форма Инвентарной  карточки для всех видов основных средств приведена ниже. Карточку заполняют на основе Актов на поступившие основные средства, технических паспортов и других документов. Характеристика объектов и отдельных конструктивных элементов должна быть краткой и точно отражать индивидуальные особенности объекта, а не дублировать полностью данные технической документации. Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу отдельных объектов.
Заполненные инвентарные  карточки в бухгалтерии регистрируют в Описях инвентарных карточек по учету основных средств, которые ведутся в одном экземпляре по каждой классификационной группе основных средств. При регистрации карточки нумеруют, затем помещают в специальную картотеку, где хранят по классификационным.группам основных средств, а внутри этих групп -по местам эксплуатации, материально ответственным лицам и видам основных средств.
Все основные средства, закрепленные за материально ответственными лицами в разрезе подразделений  и участков ТОО «Богатырь Аксес  Комир» заносят в инвентарные  списки основных средств. Списки находятся у материально ответственных лиц и используются ими для оперативных целей. По месту нахождения (эксплуатации) учет основных средств ведется во вторых экземплярах инвентарных карточек, которые выписывает бухгалтерия. Данные картотеки бухгалтерии и картотеки по месту эксплуатации основных средств тождественны. [15 с. 18]
Ремонт основных средств ТОО «Богатырь Аксес  Комир» проводит с привлечением подрядчиков, ограничиваясь текущим ремонтом здания и подсобных помещений. Ремонт транспортных средств проводит собственными силами. Учет ремонтных работ ведется, согласно учетной политики, по видам ремонта. Затраты по ремонту основных средств списываются непосредственно на издержки производства, дебетуя счета 821, 934, и кредитуют счета по учету материалов 201-206, 208, а также счета 681, 671. Перед проведением текущего ремонта основных средств составляется смета затрат.
Учет  амортизации основных средств осуществляется ТОО «Богатырь Аксес Комир» в соответствии с учетной политикой. Амортизация  - стоимостное
 


выражение износа. В соответствии с принципами бухгалтерского учета стоимость основных средств  должна равномерно распределяться в течение предполагаемого срока их эксплуатации путем распределения (списания) на отчетные периоды, в течение которых эти объекты способны выполнять функции, приносящие доход их владельцу. Согласно учетной политики, принятой ТОО «Богатырь Аксес Комир» амортизационные отчисления - один из основных элементов, составляющих себестоимость продукции, работ и услуг. Завышение или занижение суммы амортизационных отчислений приводит к искажению затрат на производство. Для учета амортизации основных средств применяют счет 130. Согласно учетной политики при начислении амортизации используются метод равномерного (прямолинейного) списания стоимости и кумулятивный метод.
Учет  нематериальных активов. Нематериальные активы — это активы, не имеющие физической сущности, предназначенные для использования в течение длительного периода времени в производстве или реализации товаров. К нематериальным активам относятся: лицензионные соглашения, компьютерное программное обеспечение, патенты, авторские права, приобретенные со стороны товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, затраты на опытно-констукторские работы, удовлетворяющие критериям признания нематериальных активов и другие. ТОО «Богатырь Аксес Комир» располагает следующими нематериальными активами: программное обеспечение ЭВМ, права-на использование производственной информации, лицензии и прочие.
Учёт прав на использование производственной информации. К данному виду нематериальных активов  относится приобретаемая за плату  производственная информация или затраты на её создание самим субъектом, способная в течение определённого времени приносить доход.
Программное обеспечение  ЭВМ - совокупность системы обработки  данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ, приобретённых предприятием и способных в течение длительного времени приносить доход.
Лицензии - разрешения, выдаваемые компетентными государственными органами на осуществление каких-либо операций.
Нематериальный  актив признаётся (регистрируется в  учете) в качестве актива только в тех случаях, когда высока вероятность того, что субъект получит в будущем ожидаемые экономические выгоды, непосредственно связанные с данным активом и когда можно достоверно определить стоимость актива.
В свою очередь, стоимость нематериального актива может быть определена достоверно только при существовании активного рынка, подразумевающего что продаваемые товары однородны; в любое время можно найти желающих вступить в сделку продавцов и покупателей, и цены на подобные продаваемые и покупаемые товары доступны для населения (публикуются).
Нематериальные  активы в момент признания оцениваются  по первоначальной стоимости. Оценка первоначальной стоимости нематериальных активов  зависит от способа их приобретения: поступления со стороны (покупка, приобретение в результате объединения организаций, за счёт государственной субсидии, обмен) или создания самим хозяйствующим субъектом.
Согласно принципу стоимости, нематериальные активы в  ТОО «Богатырь Аксес Комир» отражаются при приобретении по стоимости их приобретения.
 


Стоимость приобретения включает все затраты, понесённые в  связи с приобретением актива, в том числе, цену покупки, затраты  по перевозке, юридические расходы  и любые другие затраты, связанные  с приобретением.
Учёт наличия  и движения нематериальных активов в ТОО «Богатырь Аксес Комир» осуществляется в соответствии со Стандартом бухгалтерского учёта №28 «Учёт нематериальных активов» (СБУ 28) и ведётся на счетах подраздела 10 «Нематериальные активы». По дебету этих счетов отражаются остатки нематериальных активов на начало и конец месяца, операции по их поступлению; по кредиту - выбытие нематериальных активов. В подраздел 10 входят следующие счета: 101 «Лицензионные соглашения», 102 «Программное обеспечение», 103 «Патенты», 105 «Гудвилл», 106 «Прочие нематериальные активы», однако они ТОО «Богатырь Аксес Комир» не используются. [3 с. 11]
Аналитический учёт по счетам подраздела 10 «нематериальные  активы» ведётся в «Инвентарных карточках учёта нематериальных активов». Карточка применяется для  учёта всех видов нематериальных активов, поступивших на предприятие ТОО «Богатырь Аксес Комир».
1.5 Учет товаро-материальных  запасов и расчетов  с поставщиками
Учет товарно-материальных ценностей на предприятии ТОО  «Богатырь Аксес Комир» организуют в соответствии со стандартом бухгалтерского учета №7 «Учет товарно-материальных запасов», в котором определена сфера действия стандарта, изменение товарно-материальных запасов, их себестоимость и оценка, признание расхода, раскрытие в отчетности. Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов, их сохранности. В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие - изменяют только свою форму (смазочные материалы, краски), третьи - входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвертые - только способствуют изготовлению изделий, не входят в их массу или химический состав.
Для правильной организации учета товарно-материальных запасов важное значение имеют их классификация, оценка, методы.
В процессе производства, наряду со средствами труда, участвуют предметы труда, которые выступают в качестве производственных запасов. В отличие от средств труда, предметы труда участвуют в процессе производства только один раз, и их стоимость полностью включается с себестоимость производимой продукции, составляя ее материальную основу.
Товарно-материальные запасы - это активы в виде: - запасов   сырья,   материалов,   покупных   полуфабрикатов   и   комплектующих  изделий (деталей), топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, прочих материалов,  предназначенных для использования в     производстве     или  при выполнении работ и услуг;
- незавершенного  производства;
 


- готовой    продукции,   товаров,    предназначенных   для     продажи      в     ходе деятельности  субъекта.
Перед учетом материальных запасов стоят следующие основные задачи: контроль за своевременным и полным   оприходованием   запасов,   за   их сохранностью в местах хранения; своевременное и полное документирование всех операций по движению запасов; своевременное и правильное определение транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) и фактической   себестоимости заготовленных запасов; контроль за равномерным и правильным списанием ТЗР на издержки производства или обращения; контроль за состоянием складских запасов; выявление и Реализация ненужных субъекту материальных запасов с целью мобилизации внутренних ресурсов; получение точных   сведений   об остатках и движении запасов в местах их хранения. [17 с.5 ]
В ТОО «Богатырь  Аксес Комир» по функциональной роли и назначению в процессе производства все запасы подразделяются на основные и вспомогательные»:
Основные - это  материалы, которые вещественно  входят в изготовляемую продукцию, образуя ее материальную основу (мука при выпечке хлеба).
Вспомогательные - это материалы, которые входят в  состав вырабатываемой продукции, но, в отличие от основных материалов, не создают вещественной основы производимой продукции. Эти материалы применяют в качестве компонентов к основным материалам для придания продукции необходимых качеств (краски, лак, клей).
Товарно-материальные запасы оцениваются по наименьшей оценке их себестоимости и чистой стоимости  реализации. Чистая стоимость реализации используется, когда себестоимость  не может быть восстановлена по причине: данные товарно-материальные запасы были повреждены, или они частично или полностью устарели, или их продажная цена снизилась. Сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, запасные части и другие материальные запасы в балансе показывают по их фактической себестоимости. По этой же оценке ценности учитывают в синтетическом учете;
Установленные цены проставляют в номенклатуры-ценники. В текущем учете цены и номенклатурные номера на материалы проставляют  во всех документах и регистрах, которых  учитывают остатки и движение материальных запасов.В ТОО «Богатырь Аксес Комир» аналитический учет запасов ведут по планово-расчетным ценам, а их фактическая себестоимость слагается из стоимости материалов по этим ценам плюс или минус отклонения фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам. Эти цены разрабатываются на основе договорных цен с учетом планового размера транспортно-заготовительных расходов.
В стандарте  бухгалтерского учета №7 субъектам  рекомендовано применять следующие  методы оценки материальных запасов: метод  специфической (сплошной) идентификации, метод средневзвешенной стоимости, метод оценки запасов по ценам первых покупок ("ФИФО"), метод оценки запасов по ценам последних покупок ("ЛИФО").
Метод специфической (сплошной) идентификации - применяется  в тех случаях, если есть возможность  четко организовать партийный учет запасов.
Метод средневзвешенной стоимости. При этом методе предполагается, что
 


стоимость материальных запасов - это средняя стоимость  имеющихся в наличии ¦запасов на начало месяца (периода) плюс стоимость  поступивших в течение этого месяца (периода). Данный метод широко применялся в отечественной практике учета материальных запасов.
Метод "ЛИФО" - метод оценки запасов по ценам  последних покупок, базируется на той  предпосылке, что себестоимость  запасов, приобретенных последними, используется для определения стоимости запасов, израсходованных в первую очередь, а себестоимость запасов на конец месяца (периода) рассчитывается по себестоимости запасов, приобретенных первыми. [11 с.358 ]
Однако согласно учётной политики в ТОО «Богатырь Аксес Комир» принято использовать следующий метод: "ФИФО" - метод оценки запасов по ценам первых покупок, основан на предположении, что фактическая себестоимость запасов, приобретенных в первую очередь, должна быть отнесена к израсходованным материалам. Себестоимость запасов на конец месяца относится к последним поставкам, а их выбытие к более ранним поставкам.
Оценка материальных запасов и суммы транспортно-заготовительных  расходов непосредственно влияют на размер совокупного годового дохода через себестоимость реализованной продукции, а, следовательно, и на величину подоходного налога с юридических лиц. Поэтому правильность применения оценки материальных запасов и списание транспортно-заготовительных расходов (отклонений (+,-)) контролируется налоговыми органами.
По дебету счетов подраздела 20 "Материалы" показывают остаток на начало и конец месяца, поступление материалов; по кредиту - их расход. Материальные запасы учитывают  в двух измерителях: натуральном  и денежном.
В бухгалтерии  ТОО «Богатырь Аксес Комир» для учёта товарно-материальных запасов основном используют счета: 201 "Сырье и материалы", 202 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали", 203 "Топливо", 204 "Тара и тарные материалы", 205 "Запасные части", 206 "Прочие материалы". ( Прил 13,14,15,16,17,18,19)
1.6 Учет затрат на  производство и  калькулирования  себестоимости продукции (работ и услуг)
Для управления производственно-хозяйственной деятельностью  предприятия и обоснованного  ценообразования необходимо знать  затраты не только по предприятию, его видам продукции, но и на единицу изделия, то есть калькулировать его себестоимость, Калькуляция представляет собой расчеты по . определению себестоимости единицы изделия или полуфабриката, всей продукции по объекту учёта затрат на производство или себестоимости отдельного вида продукции.
По времени  составления калькуляции делятся  на предварительные и последующие.
Предварительные калькуляции составляются до изготовления продукции и характеризуют минимально необходимые затраты на ее производство. К ним относятся плановые, сметные, и нормативные калькуляции.
Плановые калькуляции  определяют допустимые затраты на продукции (работы,  услуги)     и  единицу  изделия  (работ,  услуг),   исходя  из  средних  в
 


планируемом периоде  прогрессивных норм расхода материалов, топлива, энергии, заработной платы и других затрат с учетом внедрения современных технологий и организации производства, а также имеющихся резервов.
Проектные (сметные) калькуляции являются разновидностью плановых калькуляций и составляются в основном на вновь проектируемые, осваиваемые изделия или на работы разового порядка. Обычно они являются основанием для плановых калькуляций в период массового выпуска новых изделий после их освоения.
Нормативные калькуляции  являются разновидностью текущих плановых калькуляций. Составляются на предприятиях, применяющий нормативный метод учета затрат и калькулирование себестоимости продукции. В их основе лежат текущие, действующие нормы, характеризующие, в основном, достигнутый уровень затрат.
Последующие калькуляции  составляются по данным бухгалтерского учета после выпуска продукции. Они отражают фактические затраты. К таким калькуляциям относятся: фактическая (отчетная калькуляция) и  провизорная калькуляция.
Отчетная (фактическая) калькуляция себестоимости продукции характеризуется фактическими затратами, которые могут отклоняться от плановых по причинам, зависящим от предприятия и не зависящим от него. Калькуляция готовится на основании учетных данных о фактических затратах.
Провизорная калькуляция составляется на основании фактических затрат и полученной продукции за девять месяцев или другой период, расчетов по затратам и ожидаемому производству продукции за четвертый квартал или другой период. Данные этих калькуляций используются для предварительного определения результатов производства продукции текущего года.
При калькулирование  важно правильно установить объекты  учета затрат и калькуляции себестоимости  продукции. Объектами учета затрат является те объекты, по которым предприятие  организует аналитический учет затрат на производство. Объектами калькуляции являются те виды продукции, работ и услуг, которые предприятие калькулирует.
Под метод учета  затрат на производство и калькулирование  себестоимости продукции понимается совокупность приемов по сбору, группировке в учете информации о производственных затратах и исчислению фактической себестоимости продукции для контроля за издержками предприятий.
Основные факторы, влияющие на метод калькулирование  себестоимости продукции:
-тип производства
-сложность производства
-длительность  производственного цикла
-наличие, состав  и объём незавершенного производства.
Важную роль в методологии калькулирование  себестоимости играет характер и  номенклатура вырабатываемой продукции. Выделяют простую и сложную продукцию. Простая - это продукция. Которая не носит характер из отдельных частей, узлов деталей. Сложная является продукция. Которая состоит из отдельных частей, узлов деталей. Не менее важную роль в определении методологии калькулирования играет длительность производственного цикла.
 


Стандартами бухгалтерского учета (СБУ 7) предусмотрены три основных метода учета затрат — попередельный, позаказный, нормативный.
Простой (попроцессный) # метод учета затрат и калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг.
Сущность этого  метода заключается в учете затрат на весь выпуск продукции. Себестоимость  единицы продукции исчисляется  прямым расчетом, простым делением затрат на обьем производства в натуральных  или условна -натуральных показателях.
В некоторых  отраслях затраты могут учитываться по отдельным стадиям технологического процесса. Там где вырабатывают однородную продукцию, легко установить обоснованные нормы затрат на производство по всем статьям калькуляции.
Различают четыре варианта простого метода учета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции. Первый вариант себестоимость единицы продукции определяют делением всех производственных затрат на количество готовой продукции. Второй вариант Применяется на предприятиях, имеющих незавершенное производство. Здесь возникает необходимость в распределение затрат между готовой продукцией и незавершенном производстве. Третьи вариант применяют на предприятиях, одновременно вырабатывающих или добывающих несколько видов продукции. Затраты, учитывают в целом по производству простым методам, а калькулируют себестоимость продукции комбинированным способом. Четвертый вариант здесь сочетается простой и попередельный методы учета затрат и калькуляции себестоимости продукций.
Позаказный метод  учета'затрат и калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг применяют на предприятиях с мелкосерийном и индивидуальным производством. Все прямые затраты учитывают в разрезе установленной номенклатуры статей по отдельным заказам. Заказы открывают в производственном отделе предприятия на специальных бланках, которые затем поступают в цеха- исполнители заказов и бухгалтерию. Каждому заказу присваивают код, который проставляют в карточке учета затрат на производства и на всех документах по расходу материалов. Основные особенности, характеризующие данный метод заключается в том, что данные оба всех понесенных затратах аккумулируются и отражаются по отдельным методам или партиям готовой продукции: затраты собираются по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени; ведется только один счет незавершенного производства, который расшифровывается ведением отдельных карточек учета затрат по каждому заказу, находящемуся в производстве. При этом методе используется бесполуфабрикатный способ калькулирования себестоимости заказов. Исключения составляют только полуфабрикаты заготовительных цехов, на которые составляются отдельные виды калькуляций. Фактическая себестоимость при позаказном методе будет определена окончания заказа, до этого все затраты составляю незавершенное производство. Недостаток позаказного метода заключается в том, что при изготовлении сложных, неповторяющиеся или редко' повторяющиеся заказов трудно организовать нормирование материальных и трудовых затрат, затруднено составление нормативных калькуляции и осуществления предварительного контроля, а также контроля   за   издержками   в   ходе   производства.   В   целях   устранения   этого
 


недостатка при  изготовления крупных изделий с  длительным циклом производства заказы рекомендуется открывать на отдельные их узлы представляющие собой законченные конструкции. В мелко серийном производстве в заказ включают такое количество изделии, которое планируют выпустить в текущем месяце. В учете необходимо подразделять все узлы и детали, используемые для изготовления только конкретного изделия или нескольких изделий.
Попередельный метод учета затрат и калькуляций  себестоимости продукции, работ  и услуг.
Этот метод  применяют на предприятии с массовым производством продукции,
Где из исходного  сырья путем последовательной обработки в ходе технологического процесса вырабатывают готовый продукт. Переделом считается комплекс технологических операции, завершаемым выходам полуфабриката или готовой продукции. Затраты на производство при попередельном методе учитывают по отдельным фазам, стадиям, переходам, которыми обобщенно называют переделами. При применении этого метода должны быть использованы основные элементы нормативного метода систематическое выявления отклонения фактических расходов от текущих норм, а также выявления и учет изменения норм.
В документации по расходу ресурсов, трудовых затрат и оперативной отчетности должен быть отражен не только фактически расход материальных, энергетических и других затрат, но и их расход по нормам или основным на них производственным зданиям. Применяется два варианта попередельного метода затрат и калькуляций себестоимости продукции: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. При полуфабрикатном варианте отчетные калькуляции составляют по каждому переделу включая накладные расходы; при бесполуфабрикатном - калькулируют только себестоимость готовой продукции, которая образуется из материальных, трудовых и других затрат на первом переделе и затрат на обработку, возникающих на последующих переделах. Учет затрат на производство при попередельном методе ведут в карточках учета затрат на производства или ведомостях, открываемых на каждый передел.
Недостаток простого, позаказного и попередельного методов  учета затрат состоит в том, что  фактическую себестоимость продукции  определяют по окончании отчетного периода или же после выполнения заказа, а это лишает возможности руководство предприятия следить в течении отчетного периода за соответствием фактических затрат на производство установленным по плану.
Кроме того , при  этих методах учета фактическую  себестоимость единицы продукции всего выпуска сравнивают с данными по плану в котором нормы затрат рассчитаны как средние величины на весь планируемый период, в силу чего они всегда могут точно отражать действительный уровень затрат на производство с учетом мероприятий, проводимых в соответствии с оргтехпланом.
Эти недостатки устраняют путем применения нормативного метода,
при котором  фактическую себестоимость единицы  продукции и всего выпуска  сопоставляют с нормативной, которую, в отличие от плановой, определяют на основе действующего, на данный период технологического процесса производства,  а также прогрессивных норм расхода материальных,
 


трудовых и  других затрат Нормативный метод  учета затрат и калькуляций себестоимости  продукции, работ и услуг.
В основном применяют на предприятиях с массовым производством, хотя он может быть применен в мелкосерийном и индивидуальном производствах.
Организацию работ  по нормативному методу начинают с  составления технологических и  нормативных карт, в которых определяют расход материалов, заработной платы и других затрат, связанных с извлечением дохода. На основе нормативных карт составляют нормативные калькуляции, в которых указана нормативная себестоимость единицы продукции. При нормативном методе важно также упорядочить складское и весоизмерительное хозяйство, хранения и отпуск материалов на производство. При нормативном методе ведут раздельный учет затрат по действующим нормам и отклонением от них. Отклонения от норм подразделяются     на     документированные
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.