На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация системы взаимодействия малого и крупного бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                          ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА …..………………5
1.1 Понятие и виды бизнеса………….…………………………………………….5
1.2 Формы взаимодействия структур крупного и малого бизнеса………….….11                                               
1.3 Сущность кластеров, их виды и роль в экономике………...…………….....17
ГЛАВА 2: «ПРАКТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА..………………...23
2.1 Зарубежный опыт организации сотрудничества  между крупными и малыми предприятиями……………………….………………………………….23
         2.1.1. Североамериканский регион……………………………………….. .24
         2.1.2. Западноевропейский регион…………...………………………….....25
         2.1.3. Азиатский регион……………………………………………………..30
 2.2 Анализ состояния системы взаимодействия структур  бизнеса в
 России ……………..……………………………………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
       Современное предпринимательство – это синтез крупного и малого производства. Экономическое развитие каждого предприятия определяется сочетанием присущих ему экономических ресурсов, степенью эффективности их использования в процессе воспроизводства и тем, насколько удачными оказываются условия для экономической интеграции с другими предприятиями. Взаимодействуя с крупными предприятиями, малые имеют широкие возможности начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой партнера. На пути малых предприятий встречается множество проблем, связанных с поиском источников первоначально капитала, нахождения своей ниши на рынке, продвижением своих товаров в условиях жесткой конкуренции. Эти проблемы и помогает решать крупные предприятия. Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательства. Лишь в этих условиях обе стороны смогут получить наибольшую прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров.
      Поэтому целью работы является определение основной формы взаимодействия малого и крупного бизнеса как важнейшего фактора экономического развития предпринимательства. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
    выявить преимущества и недостатки крупного и малого бизнеса;
    определить основные формы взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;
    исследовать зарубежный опыт взаимодействия крупного и малого бизнеса;
    проанализировать состояние системы взаимодействия структур бизнеса в России.
       Объект исследования – механизм взаимодействия малых и крупных предприятий и формы его реализации в современных условиях.
      Предмет исследования - экономические отношения, складывающиеся между предприятиями малого и крупного бизнеса в процессе их взаимодействия.
       Теоретико-методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, занимающиеся теоретическими и практическими вопросами: управления, планирования, организации производства, экономического роста, экономической эффективности, хозяйственного механизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: «Теоретические основы организации системы взаимодействия крупного и малого бизнеса». 

      Понятие и  виды бизнеса.
       Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако, дать однозначное определение термину «бизнес» нельзя. В большинстве учебниках, написанных в разное время для различных стран, ему даются неодинаковые определения с разными существенными признаками. Например, Алан Хоскинг в учебнике «Курс предпринимательства» определяет «бизнес как деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»1.
      Профессор Роберт Хизрич, определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым»2. В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих бизнес с экономической, политэкономической, психологической, правовой, управленческой и других точек зрения.
       Термины «бизнес» и «предпринимательство» прочно вошли в наш словарный обиход, но на сегодняшний день в определениях российских ученых и практиков также немало различий.
       В учебнике А. В. Бусыгина дано сразу несколько определений бизнеса и предпринимательства: и как «искусства ведения деловой активности», и «как мыслительного процесса», и как «особого настроя души, формы деловой романтики и средства реализации человеком присущих ему потенций» и как «умение организовать собственный бизнес и достаточно осуществлять функции связанные с ведением собственного дела»3.
       Я считаю, что наиболее полные понятия бизнеса и предпринимательства рассматриваются в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.2): «…самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»4.
       Такое разнообразие определений связано с тем, что бизнес и предпринимательство - очень сложные и многогранные явления. Они является объектом изучения в курсах: «Экономической теории»,  «Гражданского права», «Менеджмента», «Маркетинга», «Экономики предприятия» и др. И каждая из этих дисциплин вносит свой вклад в понимание этих явлений и по-своему определяет, что такое бизнес. Кроме того, и бизнес, и предпринимательство постоянно изменяются по мере развития производительных сил, условий экономической и социальной деятельности. Несмотря на некоторые общие признаки, на практике реальная деятельность предпринимателей сильно различается. Это связано с тем, что в отдельных видах бизнеса возникают конкурентные преимущества и риски, реализация первых и преодоление вторых заставляет предпринимателей видоизменять механизмы функционирования своего дела. Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников.
      Для дальнейшего анализа системы  взаимодействия структур бизнеса,  нам необходимо разобраться, что  представляют собой крупный и  малый бизнес.
       Крупный бизнес не поддается простому определению. Обычно понятие «крупный бизнес» применяется к таким гигантам как «IBM» и «General Motors», так же к крупнейшим  фирмам: General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания - Дания), Coca-Cola (США), Mitsubishi (Япония)5. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, ведь большинство из  них – международные компании, которые благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами для себя создавать эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны, которые представлены в таблице 1. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.
                                                                                                                   Таблица 1.
Преимущества  и недостатки крупного бизнеса.
Сильные стороны крупного бизнеса  Слабые стороны  крупного бизнеса
Способность активно изменять внешнюю среду   предпринимательства Снижение стимулов к росту эффективности производства
Возможности создавать и накапливать достижения НТП  Возможность для  ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса
Экономия  на издержках производства Падение эффективности  управление с ростом объема фирмы
Устойчивость Негибкость, возможность  потери контакта с потребителем
       Если понятие крупный бизнес-это понятие в основном экономическое. Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В самом общем виде под «малым бизнесом» понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных условиях6.
       Роль малых предприятий в экономике трудно переоценить. Экономическая роль малого бизнеса в странах с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости в сложившихся условиях.
      Малое предпринимательство эффективно по всем параметрам: оно решает социальные вопросы, связанные с занятостью населения; позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка; делает продукцию экономически конкурентоспособной.
       Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия, как правило, подвержены гораздо большему риску, чем крупные фирмы.  

                                                                                                                   Таблица 2.
Преимущества  и недостатки малого бизнеса.
Сильные стороны малого бизнеса Слабые стороны  малого бизнеса
Гибкость, восприимчивость к нововведениям Высокорискованный характер
Более высокая рентабельность по сравнению  с крупным бизнесом Интуитивный характер и неспециализированное управление
Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков Ограниченный  доступ к высококачественным ресурсам
Зависимость от поддержки крупных фирм и государства. Недостаток  финансовых ресурсов, сложный доступ к информации
 Вступление в конкурентную борьбу с крупными фирмами для малого бизнеса подобно смерти. Особенно высок уровень банкротства в первые три года7.
             Преимущества  и недостатки малого бизнеса представлены в таблице 2, из которой видно, что преимуществами малых предприятий являются их гибкость и восприимчивость к нововведениям, которые определяют экономические и научно-технические факторы успешной деятельности. Мелкие предприятия имеют возможность сокращать издержки за счет узкой специализации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой по сравнению с крупными. Также мелкие фирмы полнее используют свои площади и производственные мощности, поддерживают низкий уровень запасов, что приводит к сокращению издержек производства. Однако, малый бизнес имеет определённые недостатки. Небольшие финансовые ресурсы, сложный доступ к информации сужают рамки производства, ограничивают применение дополнительных ресурсов. Это ведет также к определённой экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению. 
      Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управление. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей.    Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства. Не редкость в малом бизнесе используют неформальный и даже теневой рынок труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечиваются за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше чем на крупных предприятиях) интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнением с крупным бизнесом оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Одним словом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Формы взаимодействия структур крупного и малого бизнеса.
 
       Современная рыночная экономика отличается развитыми производственными связями между крупным и малым бизнесом, которые можно охарактеризовать как кооперацию в условиях конкуренции. Роль малого бизнеса в системе этих отношений стала возрастать начиная с 70-х годов в ходе массового технического перевооружения производства и сферы услуг (компьютерная революция). Малые предприятия вошли неотъемлемой частью в производственную структуру крупных корпораций, которые использовали их рыночную гибкость, динамизм и инновационные возможности как важный фактор повышения общей культуры хозяйствования и эффективности общественного производства.
       На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм (см. приложение 1)8:
         • интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);
         •  инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);
         •  сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов — различных дочерних фирм, сохраняющих «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т.д.).
      Заметим, что такие формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства, как интрапренерство и инкубаторство9, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время, как результат реструктуризации предприятий, т.е. путем выделения малой фирмы из крупного предприятия. Они образуются также из самостоятельных хозяйственных объектов, при этом обычно крупный объект является центром притяжения малого.
       Таким образом, сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается как «дипольная», «атомарная», « сетчатая» или «корпоративная» структура (см. приложение 2).
        Субконтрактация – вид производственной кооперации, в ходе которой одно предприятие (контрактор) поручает другому (субконтрактору) осуществить изготовление какой-либо продукции в соответствии с заданными требованиями10. При этом крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия, без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант). На условиях субконтрактации может осуществляться и реализация продукции крупного предприятия.
        Причинами популярности субконтрактации является взаимная выгода обеих сторон11:
1) крупные  предприятия вносят элемент стабильности  и планомерности в работу малых  фирм, являясь своеобразным демпфером, амортизирующим воздействия рыночной конъюнктуры;
2) малые  предприятия выполняют часть  функций крупных фирм, концентрируясь  на вопросах сбыта и снабжения,  разработке и внедрении новшеств, повышении качества изделий и  т.д. 
        Целесообразность привлечения малых предприятии, по мнению  Мухиной А., обусловлена следующим12:
    более низкие издержки производства у малых фирм;
    временная нехватка мощностей на крупной фирме при перегруженном портфеле ее заказов;
    так называемые маргинальные партии изделий (объем заказа недостаточно велик для большой фирмы или необходимо производство сугубо специализированных изделий);
    проникновение на рынок с малыми партиями товара без затрат на создание сбытовых систем, адаптивность к «пиковым» ситуациям на рынке и т.д.
       В зависимости от характера взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется разновидность новообразованной структуры13:
а) «дипольная» (пара предприятий с доминированием крупного);
б) «атомарная» (множество независимых малых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к «ядру»);
в) «сетчатая» (сеть взаимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);
г) «корпоративная» (взаимодействие нескольких крупных  предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм) и т.д.
       Примером дипольной структуры является взаимодействие двух предприятий – малого и крупного — в системе франчайзинга, т.е. на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме.
       Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий). Оплачивая лицензию (франшизу)14 и «связывая» себя обязательствами по соблюдению установленных стандартов качества, малое предприятие получает взамен значительную поддержку от «родительской» фирмы: в сфере маркетинга, повышения квалификации кадров и их обучении, опыту менеджмента, технического содействия (в том числе совместного использования части оборудования), более широкий доступ к сырью и т.д. Довольно часто образуется множество дипольных структур, имеющих единое доминантное предприятие. В этом случае данная группа дипольных структур трансформируется в атомарную структуру.
        Атомарные структуры чаще всего возникают в следующих ситуациях15:
• в результате развития франчайзинга (подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие франшизные фирмы составляют 80% предприятий розничной торговли);
• как следствие реструктуризации крупной фирмы, имеющей ряд непрофильных или убыточных производств; в этом случае целые цеха или отделы становятся точками «кристаллизации», вокруг которых создаются многочисленные малые предприятия.
      Эффект реструктуризации состоит в том, что происходит одновременное улучшение работы и крупной фирмы (которая освобождается от ненужного бремени) и внутренних ее структур, которые выделяются в самостоятельные малые предприятия и получают более широкие полномочия для решения собственных локальных задач (поиск заказчиков дешевого сырья на стороне, изменение технологии в выгодную для себя сторону и т.д.).
      Малые формы в атомарной структуре имеют разную степень близости (тесноты связи) к «материнскому» предприятию (находятся на разных «орбитах» по отношению к центру).
       Сетчатая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. В значительной степени, сохраняя свою самостоятельность, малые предприятия, входящие в сеть и взаимодействующие друг с другом, получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности, и, во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и меняющейся рыночной конъюнктуры. При этом консолидация их усилий позволяет более эффективно решать задачи, обусловленные совместной деятельностью с крупным предприятием. Когда кооперация малых предприятий, образовавших сетчатую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько крупных предприятий (корпорацию), возникает корпоративная структура16. Как свидетельствует опыт, именно к такой структуре наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого предпринимательства такое иностранное участие – один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.
       Если взаимодействие малой и крупной фирм базируется на получении взаимной выгоды и носит устойчивый характер, между предприятиями образуется экономический симбиоз.
       Экономический симбиоз предприятий представляет собой союз малого и крупного предприятий — партнеров по бизнесу, взаимовыгодный для обеих сторон17. Иными словами – это такое устойчивое (долговременное) экономическое взаимодействие, которое дает положительный эмерджентный эффект; в связи с этим величина эффекта от совместной деятельности больше, чем сумма экономических эффектов отдельно действующих предприятий.
       Я считаю, что примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий. Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений – от переуступки прав на производственную деятельность, до совместной производственной деятельности.
     Таким образом, взаимодействие крупного и малого бизнеса играет огромную роль в современной экономике. Различные формы сотрудничества дают преимущества, как для малого, так и для крупного предпринимательства. Взаимодействуя с крупными предприятиями, малые имеют широкие возможности начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой партнера. На пути малых предприятий встречается множество проблем, связанных с поиском источников первоначально капитала, нахождения своей ниши на рынке, продвижением своих товаров в условиях жесткой конкуренции. Эти проблемы и помогает решать крупные предприятия. Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на действительно договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательства. Лишь в этих условиях обе стороны смогут получить наибольшую прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Сущность кластеров, их виды и роль в экономике.
        Кластер представляет собой группу географических локализованных взаимосвязанных компании, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведении и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом18.
      Понятие кластера в западной литературе было введено в экономическую теорию Майклом Портером19, который считал, что «кластер – это сконцентрированные по географическому признаку групп взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу»20. Итак, для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных сними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга.
      Термин « кластер» стал популярен среди экономистов с конца1980-х годов. Сейчас применение кластерного подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития территории. М. Портер раскрыл феномен кластеров, выдвинув теорию национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики, основав исторические и интеллектуальные предпосылки теории кластеров. Он отметил, что кластеры оказываются ярко выражены особенностью практически любой национальной, региональной и даже столичной экономики.
      Степень развития и значимость  источников конкурентных преимуществ  определяет стадии развития конкуренции  и модели экономического роста  государств, регионов и предприятий.  Промышленные предприятия создают основу для потребления и увеличения национального богатства, следовательно, в рыночной экономике большое значение играет именно их конкурентоспособность.
      Цихан Т. В. выделяет три широких определения кластеров, каждое из которых подчёркивает основную черту их функционирования21:
    регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т. д.)
    вертикальные производственные цепочки, узко определённые секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «Поставщик – производитель – сбытовик – клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных форм;
    отросли промышленности, определённые на высоком уровне агрегации (например, «Химический кластер») или совокупности секторов на ещё более высоком уровне агрегации (например, «Агропромышленный кластер»).
     С позиции системного подхода  кластер – это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединённых в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определённой целью. Формирование эффективных технологических цепочек из нескольких самостоятельных хозяйствующих субъектов является стратегическим мероприятием, требующим определённых долгосрочных вложений в их реализацию, и возможно только посредством их самоорганизации в результате взаимодействия предпосылок, сложившихся как внутри, так и во внешней среде этих потенциальных систем. Такое взаимодействие должно приводить к дополнительным выгодам для каждого из субъектов, создавать определённый стимул к формированию единой системы функционирования, обеспечению целостной системы.
      Необходимо отметить, что кластерное  развитие экономики – это определённый  инструмент бизнеса. Рыночно ориентированное  общество формирует правила деятельности  своих хозяйствующих субъектов  через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки и т. д.  Поэтому кластер, существующих в рамках данных правил, - это ни что иное, как особым образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться крупным фирмам, малым предприятиям, поставщикам (оборудования, комплектующих, специализированных услуг), объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, ВУЗам и другим организациям. При этом важно, что в кластере достигается прежде всего  синергетический эффект, поскольку участие конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным22.
      Кластеры можно идентифицировать  как группу фирм-участников того  или иного рынка, объединившихся  на основе долгосрочных контрактов  с целью эффективного использования   ресурсов и специфических преимуществ  для совместной реализации предпринимательских проектов. Используя преимущественно горизонтальные связи, специализацию и дополняя друг друга, они получают возможность для достижения более высоких результатов.
      Отличительная черта кластера  - целевая предпринимательская деятельность. В рамках кластера объединяются не только производственный, но и инновационный бизнес, комплексное управление качеством продукции, сервисное обслуживание. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определённой территории даёт значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры. Такое объединение усилий в развитых странах оказалось достаточно эффективным.
     Следует отметить, что кластеры  создают условия для вовлечения  инвестиций, так как необходимые  для их образования инициатива, инновации, интеграция, информация, интерес являются необходимыми составляющими для привлечения инвесторов.
    Внедрение кластерных технологий объединения предприятий способствует росту деловой активности предпринимательских структур, улучшению инвестиционного климата в регионе страны, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что, в свою очередь, даёт импульс для более интенсивного развития  предпринимательства, привлечения инвестиций  и экономического подъёма территорий.
      Главной задачей внедрения кластерной модели является изменение психологии  предпринимателей, понимании ими возможности честного, открытого и взаимовыгодного сотрудничества всех участников кластерного объединения ради общей экономической выгоды.
      Кластер может включать большое или малое количество  предприятий, а так же большие и малые предприятия в разном соотношении.
     По мнению Рудневой П. С., характерные признаки кластеров можно свести к 12 показателям23:
    возможности по исследованию и развитию;
    квалификация рабочей силы;
    развитие трудового потенциала;
    близость поставщиков;
    наличие капитала;
    доступ к специализированным услугам;
    отношения с поставщиками оборудования;
    ассоциирующиеся структуры;
    интенсивность формирования сетей;
    предпринимательская энергия;
    инновации и обучение;
    коллективное видение и руководство.
      Наиболее развитые кластеры имеют  пять принципиальных характеристик,  первые три из которых могут  рассматриваться в качестве стартовых  предпосылок для формирования  кластеров24:
    наличие конкурентоспособных предприятий;
    наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера;
    географическая концентрация и близость;
    широкий набор участников и наличие «критической массы»;
    наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров.
      В ходе исследований М. Портер  проанализировал конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах. Оказалось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет своё положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании25.
     В отличие от обычных форм  кооперации и координации субъектов, кластерные системы характеризуются следующими особенностями:
    наличием предприятий-лидеров, определяющих долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;
    территориальной локализацией основной массы хозяйствующих субъектов – участников кластерной системы;
    устойчивостью кооперационных связей хозяйствующих субъектов – участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства её участников;
    долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках её бизнес-программ и стратегических целей.
     Я считаю, что для экономики всего государства кластеры исполняют роль точек внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается, что обеспечивается в том числе сильными позициями отдельных кластеров, тогда как вне них даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2: «Практический анализ особенностей  взаимодействия
малого  и крупного бизнеса».
 
2.1 Зарубежный  опыт организации сотрудничества  между
крупными  и малыми предприятиями
      В современной экономике конкурируют уже не отдельные предприятия и холдинги – конкурируют кластеры. Отдельное предприятие не в состоянии успешно бороться на открытых рынках. Как  говорилось в первой главе, основной механизм развития любого кластера – сочетание конкуренции и кооперации, взаимодействие всех основных участников – малых и крупных предприятий, органов власти, ВУЗов, и др., направленное на оптимизацию условий совместного развития, приводящее к синергетическому эффекту. Современные мотивы в создании зарубежных кластерных объединений сводятся к следующему: желанию повысить уровень территориальной экономики; развитию отраслей высоких технологий; повышению экономической активности; поддержанию экспорта; подготовке специалистов высокой квалификации. Поэтому эффективная кластерная модель развития экономки способна устойчиво генерировать новинки технологий, ноу-хау, открытия, а также адаптироваться к разработанным в других странах новым процессам, технологиям, товарам.
      По мнению Полбицыной Л. Г., на сегодняшний день можно выделить три «центра» (региона) кластерного развития26, а именно:
1. Североамериканский  регион.
2. Западноевропейский  регион.
3. Азиатский  регион.
       Подобная региональная типология кластерных систем в мире обусловлена такими факторами, как:
- обособленное  развитие в течение длительного  периода;
- достаточно  устоявшаяся специфика в традициях  развития экономики на
   основе кластерного развития;
- различия  в обеспеченности теми или иными стратегически важными
   природными ресурсами;
- различие  отраслевых структур промышленности;
- разная  емкость национальных (региональных) рынков;
- роль  политического фактора в функционировании  государства и другие.
     Рассмотрим подробнее каждый регион:
2.1.1. Североамериканский регион
       Для данного региона характерна исторически сложившаяся ориентация на политику «малого вмешательства федерального правительства в процесс кластерного развития».
       Согласно оценкам экспертов, взаимодействие бизнеса и государства в США расценивается как соперническое, а не партнерское. Государственные структуры США не считают себя обязанным следить за успехом в бизнесе предпринимателей, если только это не ведет к стратегически опасным для экономики страны в целом ситуациям. В то же время в США нет таких проблем, которыми должно было бы заниматься государство (что имеет место в Европейском и Азиатском регионах), как:
- малая  емкость национального рынка;
- ограничения на развитие сильно диверсифицированной отраслевой структуры промышленности и народного хозяйства в целом.
      Если оценивать общие особенности государственной политики стран Североамериканского региона в отношении развития промышленных кластеров, то следует отметить, что официально она не формулируется и не оформляется в виде государственных документов, разрабатываемых структурами, ответственными за формулирование национальной экономической стратегии. В то же время целесообразно отметить, что ученые США раньше других начали изучать принципы развития региональных экономик на основе кластерного развития. Ярким примером кластера в США является «Силиконовая долина», где заработная плата специалистов составляет 125 тыс. долларов в год (см. приложение 3).     
       Аналитическую работу по инициированию создания кластеров ведут в основном научные центры и университеты. Первоначальный капитал выделяется штатом того или иного научного центра или университета, затем привлекаются средства частных компаний. Характерным для американских кластеров является то, что они участвуют в глобальной конкуренции.
      Приоритетами считаются инновационные подходы, и работа основана на принципах партнерства. Поскольку единой модели не существует, чтобы определить необходимую и целесообразную структуру формирующегося кластера, в США ведутся предметные исследования кластерных комплексов. Например, используя компоненты методики факторного и матричного анализа, исследователи института региональных исследований США сделали попытку рассмотреть проблему национальной экономики через призму существующих кластерных объединений. В ходе исследований интенсивности связей между отраслями, кластерами, секторами кластеров было выделено 23 производственные кластерные группы, объединенные в 4 блока, в которых было объединено от 5 до 116 секторов-участников; в них входили от 82 до 102 тыс. предприятий с количеством занятых от 38 тыс. до 4,5 млн. человек, которые создавали добавленную стоимость от 4,5 млрд. долларов США до 324 млрд. долларов США27.
2.1.2. Западноевропейский регион
       Причины, которые являются объективными предпосылками для формирования принципов и задач политики в области развития и реализации кластерных инициатив в Западноевропейском регионе, следующие:
- достаточно  малые размеры национальных рынков сбыта;
- ограниченность  национальных природных ресурсов;
- определенная  однобокость отраслевых структур  промышленности.
      Вышеуказанные причины нашли свое отражение в разработке активных методов вмешательства в экономическое развитие для решения структурных и иных проблем (зависимость от внешних поставок стратегических видов ресурсов, важность поощрения импорта при узости внутреннего рынка и другие), разработка ряда кластерных инициатив в странах Европы и так далее. При этом необходимо отметить, что европейский опыт по созданию кластеров является одним из наиболее успешных в мировой практике. Следует отметить, что в Европейском Союзе уже в 1968 году был создан Генеральный директорат по региональной политике ЕС, в 1975 году – Европейский фонд регионального развития, в 1988 году Европарламентом была принята Хартия регионализма, начал функционировать Совет региональных и местных сообществ28.
      Специфической чертой, отличающей Западноевропейский регион от Североамериканского, является исторически сформированное позитивное отношение граждан к центральной власти, которая обладает достаточно большей степенью влияния на развитие экономики, чем, например, в США. Это нашло свое отражение в относительно большей степени делегирования функций хозяйственного значения центральным властям, хотя проблема оптимального соотношения между властью и бизнесом и центральными и местными органами власти в Западной Европе, безусловно, постоянно имела место.
      Как отличительную особенность стран Западноевропейского региона следует рассматривать характер взаимоотношений «государство – промышленный бизнес». Если в США они достаточно дистанцируются друг от друга, то в Западной Европе государство постоянно и довольно тесно взаимодействует с предпринимателями. Европейское государство может создавать свой сильный промышленный или инфраструктурный (финансы, транспорт, связь) секторы, но не строит свою политику на внедрении в бизнес «по широкому фронту». Иначе говоря, для европейской модели характерен в большей мере активный диалог с бизнесом, но без широкого прямого проникновения в структуры крупных частных промышленных фирм, что отличает ее от азиатской модели отношений «государство – промышленный бизнес». Безусловно, предпосылкой для этого является авторитет государства среди европейских бизнесменов, восприятие государства как своего рода «опекуна промышленности». Можно считать, что Западноевропейский регион явился определенным «полигоном» для проверки новых идей в государственной экономической политике, основанной на кластерном подходе. Идея о «конкурентоспособной промышленной политике» появилась именно в Западноевропейском регионе. Отмечая черты сходства проблем и методов проведения государственной экономической политики в Западноевропейском регионе, следует отметить особенно активную роль стран Северной Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия), которые инициировали ряд кластерных проектов.
      На сегодняшний день показательным примером эффективно развитого
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.