На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технология управления персоналом организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 
 

                    
 

                      Факультет   Бизнеса и информационных технологий
                      Кафедра    менеджмента и маркетинга  
 
 
 
 
 
 
 

                                         КУРСОВАЯ РАБОТА  
 

           По дисциплине    Управление персоналом  

           Студента      Шутовой Анны Владимировны      
 
 

      На  тему:  Технология управления персоналом организации  
 
 

      Автор работы:      
      Шутова  А.В.                ___________________
                          

      Научный руководитель:     
      Тузикова  В.Н.     ___________________ 
 
 

                                                  Дата  сдачи:
                                                  «____»______________2010г. 

                                                  Дата  защиты:
                                                    «____»_____________2010г. 

                                                  Оценка: __________________ 
 
 
 

Москва 2010 

Содержание 
 

Введение------------------------------------------------------------------------------------3
1. Понятие управления, набор, отбор и расстановка  кадров---------------------5
    1.1. Понятие управления, сущность управления-----------------------------5
    1.2. Технология отбора и набора  персонала…………………………….10
1.3. Расстановка  и адаптация персонала--------------------------------------18
2. Характеристика  предприятия, анализ кадровой  политики-------------------22
    2.1. Характеристика предприятия----------------------------------------------22
    2.2. Анализ использования технологий  управления персоналом на примере    ООО «Русь»-----------------------------------------------------------------27
    2.3. Анализ методов используемых  при наборе и отборе персонала----30
3. Технология  управления персоналом организации-----------------------------36
    3.1. Применение принципов для системы  управления персоналом-----36

    3.2. Совершенствование кадровой политики  организации       ООО  «Русь»-------------------------------------------------------------------------------------40

Заключение-------------------------------------------------------------------------------46
Литература
Приложение 1----------------------------------------------------------------------------48
Приложение 2----------------------------------------------------------------------------49
Приложение 3----------------------------------------------------------------------------52
Приложение 4----------------------------------------------------------------------------54 
 
 
 
 

                                                           Введение 

Менеджмент в  общем виде можно определить как  систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов  управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления.
Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) немыслима без обращения к  персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный  авторитет.
    До  последнего времени само понятие "управление персоналом" в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
    Основным  структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены  функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
    Отделы  кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром  кадровой работы. Они структурно разобщены  с отделами организации труда  и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.
    Службы  управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач  по управлению персоналом и обеспечению  нормальных условий его работы. Важнейшие в их числе: социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными и социальными конфликтами и стрессами; информационное обеспечение системы кадрового управления; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников; управление трудовой мотивацией; правовые вопросы трудовых отношений; психофизиология, эргономика и эстетика труда.
    Цель  работы: улучшение управления персоналом в организации.
    Задача  работы: проанализировать деятельность связанную с управлением персоналом; произвести расчёты, построить диаграммы; совершенствовать управление персоналом
    В качестве объекта исследования возьмем  производственно-коммерческую фирму  ООО «Русь».
    В качестве предмета исследования возьмем  отел кадров фирмы ООО «Русь». 
 
 

 

1. Понятие управления, набор, отбор и расстановка кадров 

1.1. Понятие управления, сущность управления 

      Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных  знаний и опыта.
      Качество  эффективного управляющего:
– знание теории;
– обладание энергией, здоровой психикой;
– умение применять  знания;
– желание эффективно управлять.
      Менеджмент - управление в условиях рыночной экономики  означает:
· ориентацию фирмы  на спрос и потребности рынка;
· стремление к  повышению эффективности производства;
· хозяйственная  самостоятельность, свобода принятия решений;
· постоянная корректировка  целей и программ в зависимости  от состояния рынка;
· конечный результат  деятельности выявляется на рынке в  процессе обмена;
  · необходимость использования современной техники при принятии решений.
     Процесс управления.
В настоящее  время в управленческой мысли  широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает  управление как процесс, состоящий  из ряда определенных последовательный шагов - функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.
    Планирование - процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано. Функция планирования отвечает на 3 вопроса:
    где фирма находится в настоящее время;
    куда она хочет двигаться;
  3. как организация собирается сделать  это.
      Организация. Этапы организации:
      1. структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций;
      2. организация процесса производства (включает организацию работы  персонала, работы во времени,  работы в пространстве).
      Мотивация - максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу.
Этапы:
      1. определение потребности работников;
      2. предоставление возможности работнику  удовлетворить эти потребности  через хорошую работу.
Контроль - процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели.
Этапы:
      1. установление стандартов;
      2. измерение того, что было фактически  достигнуто и сравнение достигнутого  с намеченными стандартами;
      3. определение источников расхождения  и действий, необходимых для коррекции  планов.
      Концепция управленческого процесса применима ко всем типам организаций, поскольку процессный подход определяет лишь основные общие шаги при управлении и предоставляет возможность их использования и выбора содержания в зависимости от условий каждой конкретной фирмы.
Управление  - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.
    Принципы, цели и функции управления.
      1. Принцип научности управления:
-управленческая  деятельность должна носить объективный  характер;
-использование  новейших методов и средств;
-управленческая  деятельность под воздействием  науки развивается, совершенствуется;
      2 . Принцип экономичности.
Основные затраты  на управление - оплата труда персонала  управления.
      3. Принцип экономичности управленческой деятельности.
Должна обеспечиваться высокая прибыльность функционирования предприятия. Затраты и результаты необходимо соотносить.
      4. Принцип комплексности. 
Учет управленческой деятельностью всех факторов.
      5. Принцип системности управления.
Предполагает кроме комплексности учет влияния всех факторов друг на друга и на результат управленческой деятельности.
      6. Принцип пластичности.
Гибкость, легкая адаптируемость к изменяющимся внешним  условиям.
      7. Принцип самокорректировки.
Система управления должна сама выявлять свои несовершенства и вырабатывать механизмы противостояния.
      8. Принцип оперативности.
Быстрая реакция  на изменение ситуации.
      9. Принцип здравого смысла. 

      Цели - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация в процессе бизнеса. Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самой фирмы) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.
      Общие цели - вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека.
      Конкретные  цели - определяются сферой и характером бизнеса.
  Стратегические - определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации требуются большие ресурсы. Здесь  необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражается сущность менеджмента фирмы, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества.
      Текущие - определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.
  Стратегические  цели выражают качественные параметры  функционирования фирмы, текущие - количественные на определенный период. Организация  всегда имеет хотя бы одну общую целью. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. В процессе планирования руководство организацией разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс не имеет односторонней направленности т.к. в выработке тактических целей принимают участие все члены организации.
      Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата. Общие функции: целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование), стимулирование, контроль (учет, анализ деятельности).
 

1.2. Технология отбора и набора персонала

Набор персонала.

      Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация в дальнейшем отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа производится буквально по всем специальностям – конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации.
      Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников. К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах. Некоторые организации приглашают население подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем вакансии.
      Большинство организаций предпочитает проводить набор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности их работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.
      Популярным  методом набора за счет внутренних резервов является рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашение квалифицированных работников. Некоторые организации практикуют уведомление всех своих служащих о любой открывающейся вакансии, что дает им возможность подать заявление до того, как будут рассматриваться заявления людей со стороны. Великолепным методом является обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых.
      Одна  из основных проблем при наборе служащих связана с желанием нанимающего  «выгоднее продать»   свою компанию. Он может завысить положительные  моменты или занизить трудности работы в компании. В результате у потенциального кандидата могут возникнуть необоснованные ожидания. Исследования показывают, что возникновение такого рода ожиданий при найме ведет к росту неудовлетворенности трудом и увеличению текучести кадров. Для решения этой проблемы некоторые из компаний разработали программы под названием «Реалистичное знакомство с вашей будущей работой», которые дают возможность нанимающемуся увидеть и положительные, и отрицательные стороны. Внедрение таких программ позволило в значительной мере избежать разочарования и сократить текучесть кадров.
      Когда человек приходит с просьбой о  приеме на работу, им занимается отдел  кадров (в крупных предприятиях) или менеджер по персоналу (в малых  организациях). Это первая фаза приема на работу – фаза встречи. Заявителя снабжают бланком заявления и рассказывают об условиях приема на работу в настоящее время и о предприятии, как месте работы. Если на этой фазе человеку не уделяется достаточно внимания, у него остается плохое впечатление от организации.
      Когда организации необходимо принять  новых работников, возникают два  вопроса: где искать потенциальных  работников (источники) и  как известить  заявителей об имеющихся рабочих  местах (методы). Имеются два возможных  источника набора: внутренний (из работников предприятия) и внешний (люди, до того никак не связанные с предприятием).
      Внутренние  источники. Разумное использование имеющихся людских ресурсов может позволить предприятию обойтись без нового набора.
      Извещение о вакантных должностях. Если недостаток ощущается в работниках достаточно высокого уровня и администрация организации не против, следует поискать кандидатов на вакансии путем продвижения старых работников по служебной лестнице. При этом можно использовать следующие принципы:
    обнародуйте все вакансии, открытые для повышения или перевода, примерно за неделю до начала набора со стороны
    опубликуйте основные подходы и критерии, по которым будет проводиться отбор на должность
    распространите достаточное количество бланков заявлений.
    Проинформируйте всех заявителей о дальнейших действиях в случае принятия их на предлагаемую должность.
ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ. Существует множество внешних источников набора персонала, но работодатели обычно используют лишь небольшое их количество при наборе работников определенного профиля.

      Методы  набора

      При наборе персонала извне могут  использоваться: публикация объявлений, организация ярмарки вакансий, услуги различных агентств по найму и  т.д.
      Размещение  объявлений в СМИ. Объявления о вакансиях публикуются  для привлечения ищущих работу. Наиболее распространенной является публикация в газетах объявлений типа «Требуются…». Для публикации подобных объявлений можно использовать также специальные издания, доски для объявлений, передачи по радио и ТВ и т.д.
      Кадровые  агентства. В последнее время очень активно действуют Государственная служба занятости, но наряду с ней создаются и частные агентства по найму. Это достаточно эффективный способ набора персонала, так как сразу же идет отбор по профессиональным качествам.
      Набор в учебных заведениях. Используя этот метод, организация посылает в учебные заведения работника, называемого «вербовщик», который проводит беседы с кандидатами, одновременно описывая им жизнь своей организации. После предварительных бесед вербовщик предлагает выбранным кандидатам нанести визит на фирмы в более позднее время. Далее со студентом идет такая же работа, как и с обычными кандидатами.

    Отбор персонала 

На этом этапе  при управлении планированием кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирать стоит человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания (например, научный работник), то наиболее важное значение, видимо, будут иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и подчиненными. Эффективный отбор кадров представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов.
      Кто принимает решение  при отборе? В малых фирмах, где нет кадрового отдела, решение по отбору  персонала принимает менеджер соответствующего профиля. В больших и среднего размера фирмах в принятии решения при отборе привлечены будущий начальник работника и менеджер по найму.
      Критерии  отбора. Чтобы программа отбора была действенной, следует ясно сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии следует формировать так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: образование, опыт, медицинские характеристики, личные качества. «Эталонные» уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик уже работающих на предприятии работников, хорошо справляющихся со своими обязанностями, занимавших ранее вакантное место.
      Ступени процесса отбора. Решение при отборе обычно состоит из нескольких ступеней, которые следует пройти заявителям. На каждой ступени отсеивается часть заявителей или же они сами отказываются от процедуры. Естественно, что большинство предприятий используют не все ступени – все зависит от характера вакансии.
1.3. Расстановка и  адаптация персонала 

Принципы расстановки  персонала.
Под расстановкой персонала в организации понимается целесообразное распределение наличных работников по подразделениям и рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями работников - с другой.
Расстановка персонала  должна обеспечивать слаженную деятельность коллектива с учетом объема, характера и сложности выполняемых работ на основе соблюдения следующих условий:
    равномерная и полная загрузка работников всех служб и подразделений;
    использование персонала в соответствии с его профессией и квалификацией (конкретизация (функций исполнителей, с тем чтобы каждый рабочий ясно представлял круг своих обязанностей, хорошо знал, как выполнять порученную ему работу);
    обеспечение необходимой взаимозаменяемости работников на основе овладения ими смежными профессиями;
    обеспечение полной ответственности каждого за выполнение своей работы, т.е. точный учет ее количественных и качественных результатов. Закрепление за исполнителем работы, которая соответствует уровню его знаний и практических навыков.
При расстановке  кадров необходимо соблюдение следующих принципов:
    соответствия;
    перспективности;
    сменяемости.
Принцип соответствия означает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей.
Принцип перспективности основывается на учете следующих условий:
    установление возрастного ценза для различных категорий должностей;
    определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы;
    возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации; состояние здоровья.
Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места работников в системе разделения труда, а также смены места приложения труда в рамках организации, так как застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации. Например, начальники цехов сами заявляют, что очень трудно работать в этой должности более б-7 лет на одном месте.
    Расстановка персонала в организации прежде всего предполагает правильное распределение  работников по категориям промышленно-производственного  персонала (рабочие, ученики, ИТР, служащие, МОП). При этом следует добиваться наиболее оптимального соотношения между численностью данных категорий путем установления нормативов численности рабочих, ИТР и других категорий персонала. На базе научно обоснованных норм затрат труда решается в каждом конкретном случае, сколько требуется рабочих для выполнения того или иного объема работ.
    Рациональная  расстановка персонала подразумевает  соблюдение определенных для данных условий пропорций по квалификации, социальной активности, возрасту, полу. В инструкциях по расстановке кадров должны быть зафиксированы также и социально-психологические аспекты совместимости сотрудников.
    Все более характерным становится использование  прогностических методов определения  должностной пригодности претендента, построенных на основе гипотезы о его будущей деятельности. Вместе с тем успешно используются также и практические методы установления степени соответствия кандидата месту - отдельные поручения, временное замещение должности, стажировка и пр.
    Расстановка персонала по рабочим местам (должностям) должна осуществляться не только в соответствии с количественными, качественными, временными и территориальными требованиями процесса производства, но и с учетом интересов и склонностей работников.
    Решая вопросы расстановки персонала, необходимо иметь в виду, что в последнее время становится все очевиднее: идеальная структура персонала в организации - это сравнительно немногочисленное ядро постоянных кадров и периодически привлекаемые временные работники.
Расстановка кадров на предприятии связана с решением двух основных проблем: проблемы приспособления и проблемы распределения.  

Проблемы расстановки  персонала в организации.
Первая проблема имеет две стороны:
    Во-первых, речь идет о приспособлении труда  к человеку, т.е. об организации рабочих мест в соответствии с требованиями эргономики, новом распределении рабочих заданий, технологических изменениях, способствующих улучшению условий труда.
Во-вторых, имеется  в виду приспособление человека к  труду, что находит конкретное выражение в мероприятиях по повышению квалификации или переквалификации работников.
    Основная  задача расстановки  персонала заключается в решении проблемы распределения, т.е. в наиболее оптимальном размещении персонала в зависимости от выполняемой работы. При решении этой задачи следует учитывать пригодность работника к выполнению определенных видов работ, а для определения такой пригодности необходимо, с одной стороны, установить требования, предъявляемые к конкретной работе, а с другой - принять во внимание личные качества работников.
Таким образом, целью рациональной расстановки  кадров является распределение работников по рабочим местам, при котором  несоответствие между личными качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальным без чрезмерной или недостаточной загруженности.
    Для решения проблемы приспособления и  расстановки работников на предприятии, их продвижения можно рекомендовать  профильный метод, который успешно используется в странах с рыночной экономикой.
Применение профильного  метода требует аналитического отбора предъявляемых требований и личных качеств работника, который позволяет  непосредственно сравнивать их друг с другом.
Основу профильного  метода составляет каталог характеристик-требований, предъявляемых к человеку в зависимости от выполняемой им работы, а также с учетом количественных характеристик рабочих мест и персонала. Характеристики должны быть описаны и разделены на определенное количество групп (в зависимости от степени выраженности). Каждый уровень требований относится к какому-либо показателю и должен быть также охарактеризован. Каждому уровню требований соответствует определенный уровень качеств работника. 

Адаптация работника.
    Адаптация работника в организации представляет собой многосторонний процесс его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных качеств работника. Это процесс, который требует как от работника, так и от коллектива взаимной активности и заинтересованности друг в друге.
Интеграция начинается с процесса ориентации, т.е. с получения  сотрудником информации об организации, в которой он начинает работать. Ориентация должна содержать в себе два компонента - информацию об организации  в целом и информацию о подразделении и рабочем месте нового сотрудника.
Общая ориентация знакомит сотрудника с историей организации, ее сегодняшним состоянием, выпускаемой  продукцией и оказываемыми услугами, структурой управления, включая имена  ключевых руководителей, расположение филиалов и т.д., правилами внутреннего распорядка, основными процедурами компании, льготами для сотрудников, возможностями для повышения квалификации профессионального роста. Проведение этой части ориентации является, как правило, функцией службы управления персоналом. Современные компании используют многообразные методы коммуникации для ознакомления сотрудников с компанией: видеофильмы, специально подготовленные для этой цели брошюры, видеозаписи выступлений руководителей компании и т.д. Необходимым условием успешной интеграции является наличие обратной связи - предоставление новому сотруднику возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них ответы.
Следующий этап интеграции происходит непосредственно  на рабочем месте, и основная ответственность за его успех лежит на руководителе подразделения, в которое приходит новый сотрудник. Руководитель должен представить его коллегам, познакомить с производственными функциями, объяснить распорядок работы, особенности подразделения. Этот элемент ориентации является ключевым, поскольку от того, как новый сотрудник будет принят на рабочем месте, во многом зависит успех его интеграции в компанию. Сегодня многие компании специально обучают руководителей тому, как интегрировать новых работников в свое подразделение, а служба управления персоналом осуществляет контроль за интеграцией каждого принятого на работу сотрудника.
Формирование  адаптационных связей и отношений  охватывает все стороны деятельности индивида: профессиональные, организационные, материальные, бытовые, социальные, социально-психологические. Налаживание этих связей определяет статус работника в коллективе. Он должен овладеть профессией, быть организованным и дисциплинированным, стать хорошим товарищем, усвоить традиции коллектива и т.д., иными словами, в полной мере реализовать свой трудовой потенциал.
Включаясь в  трудовую деятельность, работник определяет свое отношение к выбранному месту  работы и профессии. Процесс адаптации  к конкретной трудовой ситуации представляет собой освоение условий, во-первых, производственной деятельности, во-вторых, поведения в данном трудовом коллективе.
Однако в понятие "адаптация" нередко вкладывается только пассивное принятие работником условий производственной среды  организации и зачастую игнорируется необходимый для эффективного адаптирования момент активности и творчества в освоении профессиональных и социальных функций в коллективе.
Выделяют следующие  виды адаптации:
Профессиональная:
    основные профессии;
    переквалификация;
    профмобильность;
Психофизиологическая:
    санитарно-гигиенические условия;
    режим работы;
    комфорт,
    удобство рабочего места;
    содержание и характер труда (индивидуальный - коллективный, ручной - автоматизированный);
Социально-психологическая:
    вхождение в класс, социальную группу, слой, поселенческую структуру и т.д.
Все эти виды адаптации выступают как неразрывные  стороны единого процесса, причем определяющей, ведущей является профессиональная адаптация. Ее особенность состоит  в том, что адаптационные связи  направлены в основном от производства к работнику, который вынужден приспосабливаться к требованиям производства.
    Социальная  адаптация личности в коллективе - это процесс такого взаимодействия и взаимоприспособления личности и  коллектива, который осуществляется на основе согласования их интересов и обеспечивает нормальное функционирование и развитие системы "коллектив-личность", а также достижение коллективных и индивидуальных целей.
Из приведенного определения следует, что в ходе такого взаимодействия осуществляется не только приспособление личности к коллективу (социальной среде), но и приспособление коллектива к потребностям, интересам, целям личности. Это процесс, при котором личность и коллектив одновременно выступают в роли субъекта и объекта адаптации.
     
 

2. Характеристика предприятия, анализ кадровой политики

 
2.1. Характеристика предприятия 

        Общая характеристика предприятия.
      Общество  с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Русь» (именуемая в дальнейшем фирма) создана с целью удовлетворения потребностей населения в различных услугах, товарах, продукции научно-технического назначения.
      Предметом деятельности являются:
· строительство  жилых и нежилых помещений, как  для собственных нужд, так и  по заказу посторонних организаций;
· проектирование жилых промышленных зданий;
· капитальное  строительство объектов социально-культурного  назначения;
· и другие.
Высшим руководящим  органом фирмы является собрание ее участников.
    Исполнительным  органом фирмы является администрация  фирмы, возглавляемая ее директором. Полномочия трудового коллектива фирмы реализуются общим собранием и его выборным органом. Отношения между участниками фирмы и трудовым коллективом регулируются коллективным договором.
Каждая служба и работники действуют на основании  положений об отделах и должностных инструкций работников, согласно которым определяются место, роль в системе управления фирмой, основные задачи, обязанности, права, ответственность за выполняемую работу.
Основные задачи служб и отделов коротко можно  изложить в следующем виде:
      Производственно-технический отдел  – обеспечение поточной организации  работ, ритмичности и повышения  эффективности строительного производства, ввода в действие объектов  строительства в установленные  сроки, своевременное обеспечение  объектов строительства технической документацией, улучшение качества строительства, оформление договоров подряда.
  Рассмотрим  организационную структуру ООО  «Русь».См.: Приложение 1  

      Во  главе исполнительного органа находится  директор. В обязанности директора  входит управление всеми структурами и подразделениями фирмы, организация функционирования, постановка целей, распоряжение имуществом и средствами, заключение и расторжение договоров, открытие счетов в банках,  стимулирование подчиненных руководителей, принятие решений, и всего что необходимо для эффективного функционирования организации.  
В организации  определены  следующие  функции  кадровых  служб:
    Административная  деятельность. Применение  на  практике  основных  законодательных  положений  в  области  организации  и  оплаты  труда, коллективных  договоров.
    Трудоустройство. Прием  на  работу, ознакомление  с  рабочим  местом  и  условиями  труда,  вопросы  перевода  на  другую  работу  внутри   предприятия, выдвижение  на  более  высокие  должности, увольнение.
    Подготовка, переподготовка, повышение  квалификации  кадров. Сюда  относятся  все  вопросы, связанные  с  выявление  потенциальных  возможностей  сотрудников  фирмы, определения  путей  их  продвижения  по  производственной  или  служебной  линии.
    Материальное  вознаграждение. Аттестация  рабочих  мест  и  должностей, структура  заработной  платы  с  учетом  социальных  льгот, изучение  рынка труда, разработка  отдельных статей  коллективного договора.
    Социальные  вопросы. Контакты  с  профсоюзными  организациями, содействие  проведению  общественных  мероприятий, анализ  и  выявление  причин  социальной  напряженности.
    Условия  труда  и  техника  безопасности.
       Задачи  службы  управления  персоналом  следующие:
    планирование  персонала;
    снизить  текучесть  кадров;
    создать  хорошие  условия  труда;
    обеспечить  каждого  работника  постоянным  рабочим  местом;
    стимулирование  персонала;
    образование  и  повышение  квалификации  в  заинтересованных  кадрах;
    продвижение  по  службе;
    вознаграждение  за  хорошую  работу и д.р.
 
      Обслуживание  клиентов, работа с поставщиками, анализ объема продаж - это основные функции  которые выполняет менеджер по продажам, занимающий среднее положение в структуре управления. От него во многом зависит количество клиентов, объёмы продаж, качество обслуживания, расширение клиентурной базы. Это не менее ответственная должность чем, директор фирмы, поэтому он должен обладать всеми необходимыми качествами для успешной работы.
     Главный бухгалтер – обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии на основе прогрессивных  форм и методов бухгалтерского учета  и контроля. Организует также расчеты  по зарплате с работниками предприятия, правильное начисление и перечисление платежей в государственный бюджет. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Обеспечивает своевременное составление бухгалтерской отчетности на основе данных первичных документов и бухгалтерских записей. Руководит работниками бухгалтерии предприятия.
     Ведущий  экономист – методически руководит  и координирует деятельность всех подразделений предприятия по составлению перспективных планов экономического развития. Обеспечивает строгое соблюдение режима экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех участках хозяйственной деятельности предприятия. Организует разработку методов экономической оценки мероприятий, направленных на совершенствование организации производства. Контролирует своевременность представления отчетности о результатах экономической деятельности в вышестоящие органы.
     Главный инженер – руководит разработкой  перспективных планов развития предприятия, реконструкции и модернизации, мероприятий  по предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов, созданию благоприятных и безопасных условий труда. Организует проведение научных исследований и экспериментов, испытаний новой техники и технологии. Обеспечивает постоянное совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с требованиями научно-технического процесса.
     При организации материального стимулирования труда работников предприятия  учитываются  следующие факторы:
        - уровень оплаты труда на аналогичных работах других  предприятий;
        - система оплаты труда на аналогичных  работах других  предприятий;
       - уровень квалификации на работах,  связанных с художественной  частью  продукции;
       - фактор времени выполнения заказа;
       - фактор бесперебойной работы  оборудования и техники,  обеспечивающей  производственный процесс.
        Было принято целесообразным  разработать   комбинированную   систему  оплаты труда:
    повременно-премиальную на работах по обслуживанию оборудования и техники;
        -     сдельно-премиальную  на работах,  где возможно нормирование  труда;
    окладно-премиальную для ИТР и других категорий работающих.
 

2.2. Анализ использования  технологий управления  персоналом на  примере ООО «Русь»

 
При ведении  кадровой политики ООО «Русь» приоритеты отдаются интересам производства, интересы работника почти не учитываются.
       В  первичных трудовых коллективах  помимо руководителя на поведение работников влияет лидер. Лидерство - это процесс  стихийного, спонтанного руководства коллективом изнутри, со стороны наиболее авторитетных членов коллектива. Лидерами становятся наиболее инициативные, энергичные, общительные, информированные работники. В различных ситуациях жизнедеятельности коллектива лидерами могут быть разные работники.
Лидерство возникает  лишь в том случае, когда в коллективе есть работники со склонностью к  лидерству. Если в организации таких  работников нет, коллектив остался  без лидера. Безлидерные коллективы менее эффективны и отличаются более  низким уровнем сплоченности. Наибольшей эффективности работы и сплоченности достигают те коллективы, где руководитель одновременно является лидером. В этом случае он может воздействовать на коллектив не только административными мерами, но и использовать социально - психологические санкции. Однако сочетания в одном лице руководителя и лидера не всегда удается достичь.
       Специалисты по экономике и социологии труда, изучая социально - психологическую  структуру коллектива, должны выявить  лидеров, чтобы опираться на них при организации коллективной деятельности. Воздействовать на коллектив следует прежде всего через лидеров. Однако руководители, по каким - либо признакам не соответствующие занимаемой должности, боятся появления в коллективах лидеров, считая их своими соперниками. Противопоставление и скрытое противоборство руководителя и лидера может привести к конфликтам в коллективе.
       Особенности взаимодействия членов коллектива по поводу принятия, осуществления решений  и контроля за их реализацией формируют  стиль руководства.
       Стиль руководства определяется особенностями  властно - распорядительных отношений  и складывается из ряда элементов. Среди  них: распределение полномочий между  руководителями и подчиненными, представление  им самостоятельности, участие в  информировании коллектива; отношение руководителя к советам, высказываниям и критике со стороны подчиненных; используемая тактика воздействий на подчиненных; преобладающие формы обращения к подчиненным; особенности социального контроля в коллективе; характер взаимодействий с общественными организациями, в том числе с советом трудового коллектива; позиция руководителя в конфликтных ситуациях.
       В зависимости от сочетания этих элементов  различают три основных типа стилей руководства: административный; демократический; попустительствующий.
       Для административного стиля руководства характерно отображение подчиненных от участия в выработке и принятия решений, отсутствие возможности у подчиненных проявить инициативу и самостоятельность, отсутствие взаимопонимания между руководителем и подчиненными.
       Демократический стиль руководства - полная противоположность административного.
       Попустительствующий стиль означает, что руководитель, по существу, самоустраняется от процесса руководства, пускает его на самотек, в основном всю работу ведут заместители.
       Сочетание попустительствующего и административного  стилей порождает бюрократизм, т.е. неорганизованность работы, безответственность работников, расхождение между словом и делом. 
На ООО «Русь» в пользу ведения управления, направленного  на производство был сделан в силу  авторитарного характера руководителя предприятия.
 

2.3. Анализ методов  используемых при  наборе и отборе  персонала
 
      На  основании сравнения плана по человеческим ресурсам с численностью персонала, уже работающего в  организации, служба управления персоналом определяет вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие места существуют, начинается процесс приема на работу, состоящий из нескольких стадий: детализации требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на его занятие, подбора кандидатов, отбора кандидатов и приема на работу. См.: Приложение 1.  

 

Рисунок.Схема  приёма на работу новых сотрудников. 

    Прием на работу начинается с детального определения того, кто нужен организации. В основе этого процесса в фирме «Русь» лежит подготовка должностной инструкции, т.е. документа, описывающего основные функции сотрудника, занимающего данное рабочее место. Должностная инструкция подготавливается службой управления персонала совместно с начальником подразделения, в котором существует вакантная должность: начальник службы управления персоналом вносит свое знание процесса создания должностной инструкции, а начальник подразделения – требования к конкретному рабочему месту.
      Для облегчения подбора кандидатов создана квалификационная карта, которая описывает основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности. Карта подготавливается начальником подразделения и работниками службы управления персоналом на основе должностной инструкции и представляет собой набор квалификационных характеристик (общее образование, специальное образование, специальные навыки – знание иностранных языков, владение компьютером, умение рисовать и т.д.), которыми должен обладать «идеальный» сотрудник, занимающий эту должность. Пример: см. Приложение 2.
      Использование квалификационной карты дает возможность  структурированной оценке кандидатов (по каждой характеристике) и сравнения  кандидатов между собой.
      Определив требования к кандидату, сотрудники службы управления персоналом приступают к привлечению кандидатов, используя несколько методов:
    Поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок труда, сначала пробуют искать среди своих сотрудников, размещая объявления о вакантном месте на стендах фирмы, обращаясь к начальникам подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализ личных дел с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками.
    Объявления в средствах массовой информации. Для привлечения кандидатов размещает объявления в специализированных газетах и рубриках. Преимуществом данного метода является широкий охват населения при относительно низких первоначальных издержках. А недостатком является обратная сторона преимущества: огромный наплыв кандидатов, большинство из которых не обладает требуемыми характеристиками.
      Но  не существует универсального метода  подбора кандидатов, поэтому сотрудники службы управления персоналом используют различные методы в зависимости  от вакантной должности.
      Подбор  кандидатов является основой для  следующего этапа – отбора будущих сотрудников организации, который начинается с анализа списка кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям организации к будущим сотрудникам.
      Задача  первичного отбора состоит в определении  ограниченного числа кандидатов, с которыми организация могла бы работать индивидуально. На этом этапе сотрудники службы управления персоналом проводят индивидуальные собеседования с отобранными кандидатами. Цель этих собеседований заключается в оценке степени соответствия кандидата портрету «идеального» сотрудника, его способности выполнять требования должностной инструкции, способности адаптироваться в организации и т.д.
      На  основе собеседований (с сотрудником  службы управления персоналом, а затем  с начальником подразделения) выбирают кандидата, который наиболее подходит для этой должности.
      После этого выбранного сотрудника принимают  на работу с испытательным сроком (от 1 до 3-х месяцев), давая возможность  руководству оценить кандидата  непосредственно  на рабочем месте  без принятия на себя обязательств по его постоянному трудоустройству. Если по истечении испытательного срока у руководства нет претензий к новому сотруднику, он принимается на постоянную работу.
      Проанализируем  результаты реализации концепции кадровой политики фирмы «Русь». Прежде всего проанализируем использование трудовых ресурсов на предприятии.
Проводим анализ изменений в численности и  структуре промышленно-производственного  персонала ООО «Русь» за 2009 - 2010 гг. в таблице. 

ТАБЛИЦА.
Показатели
Среднесписочная
Численность (чел.)
  Предыдущий  период Отчетный период Отклонение (+, -)
1. Рабочие 10 14 +4
2. Руководители 9 9 0
3. Специалисты 18 21 +3
 Итого  37 44 +7
 
 
Как видно из представленных данных, численность  промышленно-производственного персонала  на ООО «Русь» увеличилась  с 37 до 44 чел., то есть на 7 чел., что объясняется ростом предприятия и увеличением объема работ. Структура промышленно-производственного персонала за отчетный период изменилась - удельный вес рабочих увеличился,  удельный вес специалистов незначительно сократился,  численность руководителей  и осталась прежней.  

    Кадровую  политику ООО «Русь» можно также  оценить, используя показатели эффективности  работы с кадрами. 
 
 
 
 

    Состояние кадров на предприятии может быть определено с помощью  следующих  коэффициентов:
    Коэффициент выбытия кадров. Квк определяется отношением количества работников, уволенных по всем  причинам за данный период Рув.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.