На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности человека

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОСЖЕЛДОР
Сибирский государственный университет путей  сообщения 

Кафедра «Социальная психология  управления» 

Курсовая  работа 

Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности человека 

по дисциплине «Психология и педагогика»  

  
Руководитель: преподаватель                                    Разработал:
                         М.Л.Замоковенко                               Студент группы БА – 112
                                                                                                               Е.В. 
 

_____________________                                                    27 апреля 2009  года                                          
(дата проверки)                                                           (дата сдачи на проверку)
Подпись:__________                                                   Подпись:__________ 

Краткая рецензия
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 

_____________________________
запись  о допуске к защите 

_____________________________
Оценка  по результатам защиты:            Подпись преподавателя:_______________ 

2009
РОСЖЕЛДОР
Сибирский государственный университет путей  сообщения
Кафедра «Социальная психология  управления» 
 

Задание на выполнение курсовой работы
по  дисциплине «Психология  и педагогика» 

студента      Е. В.   Группа БА-112.   Тема № 3.
Тема  «Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности»  
                                                                                                                                                                                                                           
Общая характеристика курсовой работы:
    Цель работы: продемонстрировать роль и место воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека.
    Ключевые слова: воображение, образ, представление, процессы воображения, воображаемый.
    Содержание курсовой работы: Рассматриваются: общее понятие о воображении, его особенности, виды. Проводится контент-анализ научных статей.
    Основная литература:
    1. Запорожец А.В.
    2. Коршунова Л.С.
    3. Николаенко В.М.
    4. Маклаков А.Г.
    5. Брушлинский
    6. Столяренко Л.Д.
    7. Немов Р.С. 

       5. Периодические издания:
          1. Вопросы психологии, - 2005, №5
          2. Вопросы психологии, - 2008, №2
          3. Alma Mater, - 2007, №10 

Задание выдано: «  02   »    марта   2009 г.                             Руководитель______________
        Сроки и итоги промежуточного контроля: 25%____________2009
                                                                           50%____________2009
                                                                                   75%____________2009
         100%____________2009
Содержание
    Введение……………………………………………………………………...4
1. Теоретический аспект в исследовании психологического познавательного процесса – воображения……………………………………………………… …6
       1.1. Общее понятие о воображении………………………………………...6
       1.2. Особенности процесса воображения…………………………………10
       1.3. Виды воображения…………………………………………………….17
       Выводы  по 1 главе………………………………………………………….23
   2. Практическая часть исследовательской работы. Анализ научных статей...24
               Выводы по 2 главе…………………………………………………………32
               Заключение…………………………………………………………………33
            Список использованной литературы……………………………...............35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
       Проблема воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека является актуальной не только для отдельного человека (например, студента), но и для всех, кто стремится понять природу процессов воображения, а также с максимальной пользой использовать его в своей деятельности, ведь все мы что-либо и всегда воображаем: как в познавательном процессе, так в  практической деятельности.
       Данная  курсовая работа посвящена исследованию одного из  психологических процессов, такой формы отражения действительности  человеком как воображение. Мы опирались на теорию следующих отечественных и зарубежных исследователей: Запорожца А.В., Коршуновой Л.С., Рубинштейна С.Л., Немова Р.С., Брушлинского А.В., Петровского А.В., Беркинблита М.Б.,  Жан-Поль Сартра.
         Объект нашего исследования – воображение.
       Предметом исследования является раскрытие понятия о  воображении, рассмотрение основных его видов, особенностей, функций, а также анализ характера процессов воображения.
       В данной работе мы будем оценивать  значение воображения в деятельности человека, поскольку оно, тесно переплетаясь с другими видами познания (воображение неотделимо от мышления, памяти, восприятия и всегда рассматривается в тесной взаимосвязи с ними), играет важную роль в деятельности, в процессе чего изменяется и развивается. [1,c. 94]
       В.И.Ленин  обращал внимание на то, что “эта способность чрезвычайно ценна. Напрасно думают, что она нужна только поэту,… даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии”. [4,c.3]
       В связи с вышесказанным, цель данной работы – продемонстрировать роль и место воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить понятие о воображении.
2)Выявить  его природу.
3)Понять  специфику исследуемого психологического  процесса.
4)Оценить  влияние воображения на ход учебно-познавательной и практической деятельности.
       При выполнении курсовой работы нами были использованы следующие методы:
    Анализ литературных источников по данной теме.
    Рассмотрение основных понятий и категорий.
    Контент-анализ научных статей.
       Работа  разбита на две главы с подпунктами, в первой из которых проводится теоретическое  исследование, а во второй – практический анализ научных статей. Сформулированы краткие выводы по каждой главе и общие выводы в заключении исследовательской работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретический аспект в исследовании психологического познавательного процесса – воображения. 

1.1.Общее понятие о воображении.
       Для того чтобы начать исследование темы, дадим определение воображению, предложенное Р.С.Немовым, – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы состоит в том, что она присуща только  человеку (согласно современным представлениям, однако научно не доказано) и странным образом связана с деятельностью организма. [6,c. 260]
       Человек может представить себе не только те предметы и явления, которые он ранее воспринимал, но и те, с которыми он никогда в своей жизни не сталкивался. Иначе говоря, человек  может не только вспоминать старое, ранее пережитое, но и воображать нечто новое, неизведанное.
       Читая какую-либо историческую книгу, описывающую  давно прошедшие события, или  же слушая рассказ преподавателя  географии об отдельных странах, мы представляем себе эти события, хотя и не могли быть их участниками, и  эти страны, хотя никогда их не видели.
       Мы  можем также представить результаты наших действий, вообразить себе то, что будет достигнуто в более или менее отдаленном будущем. Дошкольники в своих играх дополняют имеющиеся в их распоряжении предметы вымышленными, воображаемыми.
       Образы  воображения строятся из материала, полученного путем восприятия и  сохраненного памятью. [1, с.92]
       Читая в учебнике географии описание пустыни, мы можем ее себе вообразить, лишь опираясь на известные нам фотографии и изображения, а также на некоторые впечатления, напоминающие отдельные элементы пустыни (большие песчаные пространства, пальмы, растущие в оазисах и т.д.).
       Для развития воображения необходимо обладать некоторыми знаниями. Работа воображения  оказывается невозможной, если мы не опираемся на прошлый опыт.
       Воображение заключается в создании образов  новых предметов и  явлений путем оживления в мозгу человека  ранее образовавшихся временных связей в новых сочетаниях. [1,c. 92]  Воображение – процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых[2,c.86]. Оно опирается на прошлый опыт.
       Самые причудливые образы и фантастические образы человеческого воображения  основываются на творческой переработке  воспринятых элементов действительности. Таковы образы русских народных сказок (русалка – сочетание женщины и рыбы, леший – сочетание человека и какого-то лесного животного и т.д.), таковы и образы греческой мифологии (кентавр, сатир и др.).
Сказки, не смотря на их фантастичность, очень  живо и ярко отображают быт создавшего их народа, условия его жизни, окружающую природу и пр. [1, с.93]
         До сих пор ничего не известно  именно о механизме воображения,  в том числе о его анатомо-физиологической  основе. Однако Запорожец А.В. говорит о том, что физиологической основой воображения является воспроизведение в коре больших полушарий ранее образованных временных связей в новых сочетаниях.
       При активном решении какой-либо задачи…возникают очаги сильного возбуждения в  участках мозга…
       При столкновении с определенными трудностями, которые не дают возможности достигнуть необходимого результата привычным способом, возбуждение в указанных участках сменяется вследствие неподкрепления процессом торможения. По законам индукции торможение в этом участке мозга вызывает возбуждение других участков, которые были так или иначе связаны с первым в результате прошлого опыта. Таким образом, оживляются временные связи, которые ранее были заторможены, и всплывают воспоминания о различных предметах и действиях, которые имели место в обстоятельствах, отдаленно напоминающих условия стоящей перед человеком задачи. Оживление следов прежних раздражений происходит в этом случае в разной последовательности и в разных сочетаниях, в результате чего и образуются новые комбинации прошлых впечатлений, возникают образы новых предметов и явлений, никогда ранее человеком не воспринимавшихся. Многие из этих сочетаний и комбинаций оказываются нежизненными, несоответствующими объективным условиям стоящей перед человеком задачи и, не получая делового подкрепления, затормаживаются. Другие сочетания и комбинации, соответствующие действительности, открывающие новые возможности для деятельности, закрепляются вследствие подкрепления практическими результатами.[1,c.93]
       Об  этом же нам говорит и Петровский А.В. Автор также утверждает, что  сложность структуры воображения и его связь с эмоциями дает основания предполагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре больших полушарий, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. Исследования последних лет подтверждают это предположение. Таким глубинным отделом мозга является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга).
       Экспериментально  выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической  системы у человека могут происходить  характерные психические расстройства: возникает впечатление, что его  поведение не регулируется определенной программой и состоит из серии  отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных.
       Предполагается, что в таком случае повреждение  затронуло структуры, которые ответственны за планирование поведения, составление программы будущих действий,…а наиболее важная роль воображения как раз и состоит в выработке плана, программы поведения. [12, с.421]
       В бодрствующем состоянии процесс  воображения носит более или  менее преднамеренный и организованный характер. Человек подчиняет воображение поставленной цели и контролирует возникающие образы воображения, руководствуясь имеющейся у него системой понятий о действительности.
       В состоянии сна, когда большие  полушария охватывает разлитое торможение, возникает другая форма воображения  – сновидение. Во время сна в нервных клетках, связанных с деятельностью второй сигнальной системы, торможение происходит раньше и глубже, чем в других клетках больших полушарий. Сонное торможение охватывает кору больших полушарий  неравномерно и неодинаково глубоко,  в результате чего получаются совершенно неожиданные  сочетания функционирующих клеток, оставшихся незаторможенными. Сновидения, не регулируемые  второй сигнальной системой, приобретают часто причудливый и нелепый характер .[1,c.94]
       Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, она имеет важное значение для психического развития и совершенствования человека. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, позволяет заглянуть в будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить ни одно другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. [6,с.261] 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Особенности процесса  воображения.
       Процессы  воображения зависят от ряда условий. Воображение обычно рисует картины того, что необходимо человеку, к чему он стремится в процессе деятельности. Так, строитель представляет себе здание, которое он будет строить, садовник – сад, который собирается посадить, усталый путник  воображает гостеприимную кровлю, где он сможет отдохнуть.
       Очень ярко эта особенность воображения проявляется у детей.
       Воображение зависит от потребностей и интересов  человека, от стоящих перед ним  задач.
       Не  всегда потребности и интересы оказывают  прямое влияние на воображение, не всегда человеку представляется то, что ему  хочется. Воображение испуганного человека рисует картины страшных опасностей, которых он старается избежать. Писатель очень ярко представляет себе какого-нибудь отрицательного героя, которого внутренне осуждает. Но и в этих случаях имеет место зависимость воображения от потребностей и интересов[1, с.95].Испугавшись, человек воображает себе то, чего он стремится избежать, писатель представляет человека, отрицательную сущность которого он хочет разоблачить в своих произведениях. Под влиянием возникающей потребности воображение человека строит образы  предметов,  явлений путем творческой переработки прошлого опыта.
       Наличие богатого опыта, обширных знаний  является необходимым условием высокого развития воображения.
       Недостаток  знаний мешает успешной работе воображения. Например, некоторые школьники младших классов представляют себе русского боярина  по аналогии с современным человеком, в пальто и шляпе. Это  объясняется тем, что им недостает соответствующих знаний, которые могут быть накоплены путем рассматривания исторических картин, посещения музея и т.д. То же самое имеет место и  в играх дошкольников. Чем обширнее опыт ребенка, тем сильнее работает его воображение, богаче и разнообразнее его творческие игры.
В процессе воображения происходит анализ, выделение отдельных черт и элементов из ранее виденных предметов и явлений и их синтез, последующее объединение в единое целое.
    Отбор отдельных черт из образов, ранее  воспринятых, и их объединение в  новый образ происходит в соответствие с условиями деятельности человека, в соответствие с теми задачами, которые перед ним поставлены.
    Так, изобретатель, конструирующий новую  машину, мысленно отбирает те детали известных ему механизмов, комбинация которых поможет ему решить  стоящую перед ним задачу.
    Подобно этому, писатель, задумавший описать  рабочего, ищет в образах знакомых ему людей черты, которые дали бы ему в своем сочетании типичный образ представителя рабочего класса. Воображение, следовательно, является не пассивным, а активным, целенаправленным процессом.
    Образы, создаваемые воображением, носят  наглядный, конкретный характер, напоминая в этом отношении образы памяти и восприятия.
    Вообразить  себе какой-нибудь предмет – это  значит не просто подумать о нем, но как бы внутренне увидеть, услышать его, мысленно нарисовать его конкретные особенности. [1, с.96]
    В некоторых случаях образы достигают  такой степени яркости, что нередко  смешиваются с образами действительного  пережитого.
    Человек обычно рисует образ того,  к чему он испытывает живой интерес, что имеет важное значение. В связи с этим воображаемые события и обстоятельства часто вызывают глубокие и разнообразные эмоциональные переживания.
    Процессы  воображения тесно связаны с чувствами. Например, эмоциональный характер воображения ярко выступает в художественном творчестве. Чувства не только влияют на ход воображения, но и сами возникают под его воздействием. Таким образом, воображение играет очень важную роль в развитии чувств, в обогащении эмоционального опыта человека.
    Если  образы восприятия относятся к настоящему, а образы памяти воспроизводят прошлое, то образы воображения относятся  не только к настоящему и прошлому, но и к будущему.
    Содержание  воображения зависит от идейной  направленности, от тех перспектив, которые открываются перед человеком в данных общественно-исторических условиях. [1, с.97]
    Например, как замечает Запорожец А.В., в Советской стране, где о детях повседневно заботится партия и правительство, где перед подрастающим поколением открыты все пути и предоставлены ему все возможности для всестороннего развития, воображение детей рисует яркие картины выдающихся подвигов, научных открытий и технических изобретений, которые им предстоит совершить в будущем. И снова приведу интересный пример, приводимый Запорожцем А.В.: Мальчик Саша мечтает «заставить громадную силу вулкана служить человеку», а Алла С., 11 лет, сказала: «Моя мечта…Я очень хочу, чтоб во всех странах установился демократический строй, чтобы не было на земле угнетателей и угнетенных, чтобы все были равны, жили своим трудом, как у нас, в СССР». Такие мечты рисовало воображение советских детей. [1,с.98]
    Воображение также тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет  предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением? Проведем разграничение между общим в данных процессах и различиями между ними.
    Общее заключается в том, что:
    - воображение и мышление возникают  в проблемной ситуации, то есть  в тех случаях, когда необходимо  отыскать новое решение;
    - воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение  потребностей, то есть живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.
    Отличия выражаются в следующем:
    - опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения,  происходит в конкретно-образной  форме, в виде ярких представлений,  в то время как опережающее  отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;
       - в процессе деятельности воображение  выступает в единстве с мышлением.  Включение воображения или мышления  в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существует две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов, представлений и организованная система понятий.
    В основе воображения лежит возможность  выбора образа. В основе мышления –  возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу  в «двух этажах», так как системы  образов и понятий тесно связаны между собой: например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, а с ними органически слиты яркие представления того, как это действие будет выполняться.
    Рассматривая  сходство и различие воображения  и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:
    - если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется  преимущественно законам мышления;
        - если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм  воображения.
    Ценность  воображения состоит в том, что  оно позволяет принять решение  при отсутствии должной полноты  знаний, необходимой для выполнения задач. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы.
       Особенно  важную роль воображение играет в  научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия  воображения вообще невозможно. Эту теснейшую взаимосвязь показывает следующая схема. [2, с. 90-91]
    Решение мыслительных и творческих задач:
    

    Из  схемы мы видим, что в воображении выделяют следующие основные приемы создания образов:
    -  агглютинация – «склеивание»  различных, несоединимых в повседневной  жизни качеств, частей;
    - гиперболизация – увеличение  или уменьшение предмета, а также  изменение отдельных частей;
    - схематизация – отдельные представления  сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают  четко;
    -   типизация  - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.
    -  заострение – подчеркивание каких-либо  отдельных признаков.
    Есть  и некоторые другие приемы, однако остановимся на данных, основных.
    Ученому воображение помогает строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные  новые решения проблем.
    Воображение играет важную роль на ранних стадиях  решения научной проблемы и нередко  ведет к замечательным догадкам.
    Однако  после того как некоторые закономерности уже подмечены, угаданы и  изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на этом этапе исследования может привести к ошибкам.
    Изучением роли воображения в процессах  научного и технического творчества занимаются специалисты психологии научного творчества.
    Если  ученый имеет дело главным образом  с понятиями, то важнейшей особенностью воображения художника или писателя является его значительная эмоциональность. Переживая чувства и воплощая их  в художественные образы, писатель, художник или музыкант заставляет читателей, зрителей, слушателей переживать, радоваться, страдать.
    В отличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиями безусловной достоверности, целесообразности, разумности, доказательности и логичности, в искусстве нет ограничений ни для воображения, ни для ума.
       Творчество  связано со всеми свойствами личности и проявляется во всех его конкретных видах: научном, изобразительном, литературном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение узнается не столько по тому, что может измышлять человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями. [2, с. 93]
    Но  следует также сказать, что не только в творческой и научной  деятельности важна роль воображения, но и в любой практической деятельности, будь то учебно-познавательная или  трудовая деятельность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Виды воображения. 

    Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной также является деятельность воображения в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.