На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фирма как субъект рыночных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

 
     В условиях рыночных отношений  центр  экономической деятельности перемещается  к основному звену всей экономики  – фирме.
     Именно  на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь  решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме  добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
     Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночных отношений выживет лишь та фирма, которая наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующаяся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
     Ключевой  фигурой  рыночных отношений выступает  предприниматель. Статус предпринимателя  приобретается посредством государственной  регистрации фирмы. При этом субъектом  предпринимательской  деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким  образом, фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. 
     Из  этого определения ясно, что цель деятельности фирмы – удовлетворение общественных потребностей и получение  прибыли. Ещё недавно основной целью  фирмы называлось удовлетворение общественных потребностей.
     Действительно, основная цель предпринимательства  – получения прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей.
     В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений.
      Так как фирма является опорой предпринимательства  и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке  имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников  фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и  иностранцев.
      Актуальность  заданной темы состоит в том, что  изучение поведения фирм является необходимым  условием выработки экономическими агентами адекватных решений как  на микро-, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
      Цель  курсовой работы – изучить различные аспекты функционирования фирмы, как основного субъекта рыночной экономики.
      Достижение  поставленной цели обуславливает необходимость  решения следующих задач:
      1) определить место фирмы в рыночной экономике, её цели, жизненный   цикл;
     2) рассмотреть организационные формы предпринимательства;
     3) исследовать фирму, как субъект рыночных отношений;

Глава I

ФИРМА, ЕЕ ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ, МЕСТО И ЦЕЛИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 
1.1 Фирма как субъект современного рыночного хозяйства

 
      Предпринимательская деятельность, или предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. [1]
      Предпринимательство допускается в любой отрасли  хозяйственной деятельности, не запрещенной  законом: промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и консультационной деятельности, в сфере операций с  ценными бумагами и т. д. Основными  сферами предпринимательской деятельности являются: производство (продукции, услуг), коммерция (торговля) и коммерческое посредничество. Следовательно, предпринимательство – это организация полезной производственной деятельности, направленной на производство товаров или оказание услуг.
      Основу  предпринимательской деятельности составляет та или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная. [3]
      Субъектами  предпринимательской деятельности выступают физические лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты.
      Предприниматель (собственник) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или услуги, который обещает быть прибыльным делом. Он выполняет трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения предпринимательства. Предприниматель реализует свой деловой интерес (получение прибыли) через новаторство, стремясь вводить в дело на коммерческой основе новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары. Кроме того, его деловой интерес реализуется через риск, причем предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами.
      Наемные работники свой деловой интерес (получение доходов) реализуют через выполнение должностных обязательств в предпринимательской фирме на контрактной основе. Они являются равноправными участниками отношений с предпринимателями. Заключая договор, и наемные работники, и предприниматели делают свой выбор, идут на экономический риск, несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения. Наемные работники со временем сами могут стать собственниками путем приобретения акций данной фирмы или открытия своего дела.
      Итак, предпринимательством могут заниматься и отдельные граждане, и коллектив  людей (предприятие), и государство. Отсюда два основных вида предпринимательства: индивидуальное и коллективное.
      Индивидуальный  предприниматель несет полную и  неограниченную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, а в критических  ситуациях оно может быть даже конфисковано. [4]
      Индивидуальный  предприниматель имеет право  создавать предприятия; самостоятельно определять профиль своей деятельности и производственную программу; приобретать  имущество или имущественные  права, использовать имущество других лиц по договору аренды; нанимать или  увольнять работников; получать кредит и открывать счет в банке; самостоятельно распределять прибыль от предпринимательской  деятельности, оставшуюся после уплаты подоходного налога; осуществлять операции с валютой.
      Таким образом, индивидуальный предприниматель  единолично принимает все решения  по производственно-хозяйственной  деятельности. Преимуществами индивидуального предпринимательства являются минимальный контроль со стороны государства (это позволяет самостоятельно распределять прибыль), мобильность действий предпринимателя (это дает возможность менять виды деятельности), приемлемые налоговые условия (индивидуальный предприниматель платит только подоходный налог).
      В коллективном предпринимательстве  хозяйственные операции осуществляются коллективным субъектом. Для этого образуется предприятие (общество).
      Предпринимательская деятельность в любой сфере регулируется государством через механизм финансовой системы (через налоги, кредиты, страхование  и т. п.). В то же время она опирается  на правовую базу независимо от видов  предпринимательской деятельности и от форм собственности.
      В современных условиях предпринимательская  деятельность – это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей  начать свое дело. Конечно, не любое  деловое предприятие приносит успех. Более 50% новых фирм закрываются  в первый же год своей деятельности из-за низкой рентабельности. Но есть и  другая статистика: 90% всех американских миллионеров (их около 2 млн. человек) обязаны  своим состоянием созданию собственной  фирмы. [10]
     Функционирование  современного предпринимательства  невозможно без благоприятного социально-экономического климата, который формируется в  результате целенаправленных усилий государства. Он характеризуется:
     1) стабильностью государственной экономической и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;
     2) льготным налоговым режимом, который способствует притоку в предпринимательскую сферу финансовых средств;
     3) развитием инфраструктуры предпринимательства: инновационных и внедренческих центров; специальных фирм, оказывающих помощь начинающим предпринимателям; консультационных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы; курсов и школ подготовки предпринимателей;
    созданием эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формированием позитивного отношения общества к предпринимательской деятельности.
      В условиях благоприятного социально-экономического климата, поддерживаемого государством, предприниматель не рассматривает  в качестве первоочередной задачи мгновенное увеличение прибыли, а намечает путь к будущим структурным сдвигам  и дальнейшему расширению производства. Предпринимательские инициативы деловых  людей при поддержке государства  способствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики.

1.2 Цели  деятельности фирмы

 
      Всякая  предпринимательская деятельность имеет своей целью получение  прибыли. Поэтому поведение фирмы  можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной  эффективности: [8]
      – деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;
      –фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.
      Однако  представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
      Многообразием возможных положений отдельных  фирм в конкретной экономической  ситуации на рынке определяется различная  нацеленность их функционирования. Это  может быть желание выжить при  определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции  и т.п.
      Существуют  подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров.
      Предполагается, что фирма стремится функционировать  на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает  возможностями максимизации. При  характеристике целевой нормы эффективности  предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня; В  этом случае осуществляется поиск решения  проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.
      Локальный поиск – реакция на невыполнение тех или иных целевых установок  для внутрифирменных подразделений. Исследовательский поиск – ведется, когда обнаруживаются новые возможности  в сфере взаимодействия фирмы  с "окружающей средой". Стратегический поиск – связан с прилагаемыми фирмой усилиями, наилучшим образом  подготовиться к использованию  новых стратегических возможностей.
      Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы  может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение  прибыли).
      В самом общем плане модели деятельности фирмы представлены в таблице 1. [1] 
 
 
 

      Таблица 1 – Цели деятельности фирмы 

 Общественная  группа  Ожидаемые результаты деятельности фирмы
 Общество  в целом  Экономический рост
    Поступления от налогов
    Уравнивание власти
    Уравнивание доходов
    Сохранение  окружающей среды
    Сохранение  природных ресурсов
 Местная община  Благосостояние  общины
 Держатели акций  Рост доходов
 Кредиторы  Рост стоимости  акций
 Потребители  Стабильность  доходов
    Справедливые  цены
    Обеспечение выбора
    Удовлетворение  потребностей
 Управляющие  Рост доходов
    Профессиональный  интерес
 Работники наемного труда  Занятость
    Уровень оплаты
    Досуг
    Условия труда
    Удовлетворение  от работы
 
      Создание  фирмы тесно связано с предпринимательской  деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или  менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального  уменьшения риска можно добиться такими приемами:
     – диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности);
     – страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательности предполагаемых объектов капиталовложений;
     – использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной;
     – правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.
      Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и способами.

1.3 Жизненный цикл фирмы

 
      Жизненный цикл фирмы включает в себя несколько  этапов:
    возникновение фирмы;
    становление фирмы;
    развитие фирмы;
    умирание фирмы.
     Остановимся подробнее на каждом из этапов.
     На  первом этапе фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более эффективный метод организации производства. На этом этапе своего развития фирма ведет себя как "серая мышка" подбирает зернышки, которые упускают из виду более крупные рыночные структуры.
      На  этапе возникновения фирмы очень  важно определить стратегию конкурентной борьбы.
        Существует четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы. [2]
      Первая  стратегия – силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вы занялись крупномасштабным бизнесом. Это автоматически означает, что у вас должны быть сравнительно доступные цены и невысокие издержки. Если вы ориентированы на массового покупателя, цены должны быть для него приемлемыми. При этом вы обеспечиваете средний уровень качества. Если качество вашего товара низкое, бизнес становится ненадежным. Потребитель сразу же отворачивается от низкокачественного продукта, если у него либо возросли доходы, либо появилась лучшая альтернатива. Очень высокое качество продукции требует увеличения издержек и как следствие – продажной цены. Круг потенциальных потребителей в этом случае сужается. Таким образом, вы сосредотачиваетесь на производстве продукции среднего качества и средних (и даже немного ниже) ценовых параметров. В результате вы попали в ситуацию очень высокой конкуренции с фирмами, занимающими эту же позицию. Так как обслуживаете один и тот же массовый сегмент рынка.
      Вторая  стратегия. Если вы сосредоточились  в сфере мелкого бизнеса (маленькие  мастерские, кафе и т. д.), то вам необходимо придерживаться приспособительной  стратегии. Достоинства вашей фирмы  будут принципиально иные, чем  у крупных предприятий. Задачи таких  фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Преимущества такой формы бизнеса – гибкость. Если товар или услуги такой фирмы не совпадают с серийным, тиражным производством, то крупные фирмы никогда не будут заниматься такими пустяками и, соответственно, никогда не будут вашими конкурентами.
      Третья  стратегия – нишевая. Есть два принципиальных пути вырваться за пределы локального бизнеса. Первый путь – глубокая специализация производства. Ваша фирма обслуживает редкие специальные запросы потребителя, которые есть только у одного слоя, но зато вы умеете это делать лучше всех. Узкий слой потребителей определяет средние размеры фирмы. При этом клиент заинтересован именно в данных характеристиках продукта, что дает возможность свободного отношения к ценам. Вы пожертвовали массовостью продукции, ушли в какую - то специфику, но это ваша специфика, и конкуренту проникнуть в нее очень сложно. Вы относительно защищены от конкуренции.
      Четвертая стратегия – инновационная. Не вы приспосабливаетесь к рынку, а рынок становится совсем иным после вашего прихода. У вас большие потенциальные возможности расширения. Основная трудность на этом пути: как ее сделать, эту прорывную инновацию. Плата за осуществление прорыва – высокая степень риска.
      Возможны  переходные стратегии, и возможны смеси  стратегий разных по принципу: если вы в рамках своей фирмы выделяете  структурное подразделение, обладающее значительной самостоятельностью, оно  вполне может подчиняться другим принципам, чем фирма в целом. Но самой фирме быть и крупной  и специализированной, и еще какой - либо невозможно. Фирмы могут сочетать в себе признаки разных стратегий, но та как это делается в коктейле «Кровавая Мэри» - компоненты не смешиваются.
   На  втором этапе для становления крупной фирмы нужны три направления инвестиций – в крупное производство, в сбытовую сеть и в дееспособный менеджмент.
      Отношение к сбыту – очень важный вопрос для развития фирмы. Функции сбыта – подведение реального питания к фирме. Задача: собрать как можно больший спрос с территории и направить его в данную фирму. Контролируемая сеть сбыта у российских предприятий развита плохо. Стандартная цепочка: производитель, оптовик, розница. Мотивы производителя – продвинуть свой собственный товар, мотивы оптовика – продвинуть тот товар, который окажется более выгодным. Для крупного производителя контролируемая сбытовая сеть – составляющая успеха.
      Главная проблема в области менеджмента  на крупном предприятии состоит  в том, что теряется единство рискующего и принимающего решение. Часто конкретное решение принимает специалист, не являющийся владельцем фирмы. В ряде случаев фирма не может принимать рискованные быстрые решения. У хозяина главный мотив – интересы компании, у менеджера – его собственная репутация, он может скрывать свои ошибки.
      Главный риск крупного предприятия – решиться вложить крупный капитал в рассмотренные нами три сферы. Классический пример с органической химией. Компании  «BASF» «Byer»  и «Hehst» стали лидерами в конце 19 века, несмотря на то, что анилиновые красители были изобретены в Англии. Однако германские фирмы вложили мощные инвестиции и заняли ведущие позиции на рынке. Английские фирмы не решились на крупные капиталовложения. Пропорции капиталовложений зависят от конкретных отраслей. Например, в фармацевтике, идут равные доли в производство и менеджмент и вдвое большие доли в сеть сбыта. [7]
      Этап  третий. Фирмы не только воюют. Сотрудничество фирм плодотворно в сфере сбыта, если они выпускают стандартную или смежную продукцию  взаимное усиление. Когда началось продвижение продукта, ищите союзников, тех, кто своим корыстным интересом поможет вашему успеху.
      Питер Друкер в своей последней книге «Задачи менеджмента в XXI веке» подразделил фирмы на несколько групп:
      1) Фирма - лев
      В чем проблемы фирмы льва? К сожалению, счастье не вечно. Даже, если вы вышли  на рынок с динамичным продуктом, у каждого продукта есть цикл жизни. Через некоторое время продукт  перестает быть динамичным. Существует ли лекарство от этого? Создание технологической  платформы позволяет продлить цикл жизни производства. До определенного  момента вы выпускаете разные продукты в рамках единого направления. Направление  будет жить дольше, чем конкретный товар, но не бесконечно. В результате в жизни фирмы – льва наступает  момент, когда она начинает диверсифицироваться. Само по себе это не опасно. Лев просто превращается в слона, который обладает двумя видами диверсификации - в области выпуска продукта и географической. Диверсификация продуктовая (выпуск разных продуктов) позволяет застраховаться от полного провала, так одновременно все продукты в полосу спада попасть не могут. Крупное предприятие сильно тем, что раскладывает постоянные издержки по разным продуктам. Однако когда изделия совершенно разные, например выпуск таблеток и шампуней, то издержки на выпуск каждого товара будут разные. Диверсификация продуктовая хороша тем, что помогает избежать убытков, связанных с циклом жизни продукта, но плоха тем, что подрывает стратегические преимущества крупного предприятия. Диверсификация географическая подразумевает производство одного вида товаров или услуг на разных рынках. Конъюнктура на разных рынках отличается, тогда, как усилия направлены на продвижения одного и того же товара. Это выгодная позиция.
      2) Фирма - слон. На этапе зрелости, когда главная задача  – обеспечить устойчивость бизнеса, "хитрая лиса" превращается в "могучего слона" – широко диверсифицированную компанию, успешно занимающуюся несколькими видами бизнеса одновременно.
      Фирмы - слоны очень стабильны, они долгоживущие. Что особенно выгодно в позиции  фирмы - слона? Часто они предлагают комплексное решение. Диверсификация тогда выгодна, когда она разумна. Фирма предлагает не просто отдельные, ставшие популярными нововведения, а логически взаимосвязанный  комплекс. Системное решение в  этой области порой лучше любых  других успехов. К примеру, возьмем  историю фирмы «IBM». Технология для  этой фирмы оказалась менее важна, чем методы сбыта и продажи. Они  постоянно продавали больше, чем  их конкуренты, имеющие лучшую технологию, так как знали, как лучше объяснить  все клиенту, как помочь ему с  внедрением, как привязать к себе клиента после покупки. Фирма  в данном случае чужие достижения использует лучше, чем свои. Происходит введение инновации на фоне широкой палитры предложения. Эта стратегия называется «тактика ловкого второго».
      Слон  в принципе вечен. Современная наука  не знает объективных причин гибели слонов. Переход таких фирм в худшее состояние обусловлено, как правило, субъективными ошибками. При выпуске  множества различных продуктов  вы не можете во всех областях быть первым. Появляются отсталые сектора. Появляется проблема избыточной диверсификации. Любые инвестиции в новое направление  сразу не показывают, успешно это  вложение или нет. Должно пройти определенное время, более того, нормально, чтобы  сначала были неудачи. Представьте  себе, в какую ловушку это затягивает руководящего работника фирмы. Часто  опасность потерять авторитет заставляет скрывать провалы нового направления.
      В итоге, фирма - слон превращается в неповоротливого  бегемота. Его главные признаки: утрата динамизма, падение прибыли  либо убыточность и излишняя диверсификация. Фирма уже не определяет ситуацию на рынке, а пассивно реагирует на происходящие изменения. Фирма перестает  двигаться вперед, а занимается спасением  то одного, то другого убыточного направления. Чтобы ситуацию исправить, нужны  хирургические меры. Специальная культура дезинвестиций – избавление от неприбыльных производств. Например, – «Новомосковскбытхим». Это очень сложно и связано с социальными проблемами, а, кроме того, не популярно у руководства фирмы. Часто сокращаемые подразделения – это сокращаемые хорошо знакомые люди, в результате чего возникают психологические проблемы. Такие меры принял Брынцалов на своем предприятии. Он лично автогеном резал установки синтеза, потому что производство субстанций на тот момент было крайне не выгодным. На западе эта процедура более цивилизована, там существуют специальные кризисные «чудо - менеджеры», чья задача обрубать отсталые отрасли предприятия. Этап ее развития – специализация в узкой сфере – это уже «хитрая лиса».
      3) Фирма  - лиса.
      Теперь  рассмотрим развитие фирмы, которая  двинулась по пути специализации. Здесь  и появляется фирма - лиса. Фирма  эта средних размеров. Слишком  большие фирмы работают на массового  потребителя, а у слишком маленьких  не хватит сил, чтобы стать специалистом  в какой - то области.
      Преимущества  фирмы - лисы. Во - первых, более высокие цены и удельные прибыли. Специализированное производство ориентировано на два типа клиентов. Либо если речь идет о каких - то особых условиях, либо если вы работаете на особо богатых людей. Например, Билл Клинтон играет в гольф русской клюшкой фирмы «TZAR». Клюшки из титана может делать только эта фирма.
      Часто специализированная продукция является не готовой, а промежуточной. Флакон для духов. Такие товары, не являясь  главным компонентом расходов при  производстве продукта, часто определяют его имидж.
      Второе преимущество фирмы - лисы – лояльность потребителя. Придав своей продукции запоминающиеся, а лучше неповторимые черты, фирма привязывает клиента к своей марке.
      Третье  преимущество заключается в том, что вы выходите на особую группу потребителя, которая для стандартного продукта вообще недоступна. Классический пример этого типа – контактные линзы. Женщины иногда согласны носить очки, но всегда охотно купят контактные линзы. Последнее, что очень важно для (лисьей) стратегии – специализация защищает вас от конкурентов. Они должны повторить ваш ход, что часто не возможно. С другой стороны, специализированный продукт рассчитан на немногих, поэтому он не только трудно копируем, но его еще и не выгодно копировать крупному производителю.
      Рассматривая  четвертый этап, необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся «вилка» или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.
      Возможности развития в организационном плане  предоставляются самые разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических  и финансово-промышленных групп. В  результате появляется новая внутрифирменная  структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество «этажей» управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).
      Не  следует думать, что стадия отмирания  организации является необратимой. Это связано в первую очередь  с тем, что в данной фазе имеется  организационный прием (организационная  технология), спасающий фирму от банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход в иное качество, но не сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот тезис очень важен, когда мы рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой фазе, которая связана либо с позитивным развитием фирмы, либо – с негативным).
      Речь  идет о реструктуризации компаний, оказавшихся в кризисном состоянии. В результате сильных и направленных действий фирмы могут пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических  субъектов, но достигается это большой  ценой (уменьшение размеров бизнеса  компаний, болезненная структурная  перестройка, сокращение персонала, жесткая  экономия на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности  и суверенитета и проч.). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере, в качестве самостоятельного участника  рынка.
      Таким образом, если фирма работает успешно, то происходит переход в новое  качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна – то переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность – это реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность – прямой путь в направлении банкротства компании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

2.1 Организационно - правовая форма 
 

     Как мы уже заметили, фирма является, самостоятельным  субъектом, что  в первую очередь означает свободу  в принятии экономических решений.  Однако любое решение, касающееся деятельности фирмы, принимается с учетом результатов  анализа внутренней и внешней  среды.
     Внутренняя  среда фирмы – это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления.
     Внешняя среда фирмы – это экономическая, правовая  и социальная среда,  в которой фирма работает, являясь частью национального хозяйства. Внешняя среда фирмы  может быть схематически представлена следующим образом: 

      Рынки  Государственное Рынки
 ресурсов  регулирование продукции
 

ФИРМА
 
 
 

Макроэкономическая
ситуация 

     Предпринимательский сектор национального хозяйства  обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенным являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
     По  формам собственности фирмы подразделяются на:
     – частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);
     – государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление принадлежат государству.
     По  размерам фирмы делятся на малые, средние и крупные.
     Формы предпринимательства можно подразделить на организационно - правовые и организационно - экономические. В числе организационно - правовых  различают следующие виды предприятий:
     1) хозяйственные товарищества и общества;
     2) производственные кооперативы;
     3) государственные и муниципальные  унитарные предприятия;
     4) некоммерческие организации(включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);
     5) индивидуальные предприниматели. 

Хозяйственные товарищества и общества 

     Рассмотрим прежде всего хозяйственные товарищества и общества, так как это наиболее распространенные типы предприятий (фирм).
     Товарищество, представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае,  когда в организации предприятия решают принять участия два или более партнера. Важное преимущество товарищества – возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний  и умений каждого  из партнеров. Недостатки данной организационно – правовой формы в том, что каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже  если они не согласны с этими действиями.
     Участники товарищества подразделяются на две  группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищества (товарищество с ограниченной ответственностью).
       Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ним и договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществам.
     Управление  деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник полного товарищества солидарно  несут субсидиарную ответственность  принадлежащим им имуществом по обязательствам товарищества, то есть всем своим имуществом,  включая личное. 
     Коммандитные  товарищества, признается товарищества, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий. В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, часть – ограниченной ответственностью.
     Общество  с ограниченной ответственностью  создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. 
     Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных  ими вкладов. В отличие от них  участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность  всем своим имуществом.
     Наиболее  распространенным является  акционерные общества. Их отличие состоит в том, что им представлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым.  Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
     Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей  или иного заранее определенного  круга лиц, признается закрытым.
       Учредительным документом акционерного  общества является устав. Уставный  капитал составляется из номинальной  стоимости акций общества, приобретенных  акционерами. Высшим органом управления  акционерного общества является  общее собрание акционеров.
     Преимуществами  акционерной формы организаций  фирмы являются:
     1) возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;
     2) возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;
     3) право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании независимо от изменения состава акционеров;
     4) ограниченная ответственность акционеров;
     5) разделение функций владения и управления.
     Правовая  форма акционерного общества предпочтительна  для крупных предприятий, где  существует большая потребность  в финансовых ресурсах. 

Производственные  кооперативы 

     Производственным  кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии в объединении его членами имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его учредительный документ – устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. 

Государственные и муниципальные унитарные предприятия 

     Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. К тому же это имущество является  неделимым, то есть не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом, то есть  управляется государственными органами, оно именуется федеральным казенным предприятием. Все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения. 

Некоммерческие  организации 

     К некоммерческим организациям относятся  потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.
     Потребительским  кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Обычно потребительский кооператив обеспечивает своих членов теми или иными потребительскими благами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.