На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы противодействия манипулятивным технологиям

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

Введение 3
1. Особенности манипулятивных приемов, применяемых на каналах СМИ (газеты и журналы, радио, интернет) 5
2. Особенности манипулятивных технологий на телевидении 10
3. Методы противодействия манипулятивным технологиям 19
Заключение 23
Список литературы 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность. В настоящее время на общество обрушивается огромный поток информации. Каждый день мы вынуждены принимать множество решений. Однако в большинстве случаев люди не задумываются о природе своих решений и действий, пребывая в уверенности, что в их основе лежат их собственные желания и убеждения.
     Любая информация, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую  установку, т.е. внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность  человеческой психики используют манипуляторы при манипулировании общественным мнением. Способствует манипулированию  и тот факт, что люди чаще не склонны  анализировать полученную ими информацию, ведь гораздо проще принимать  ее без вопросов.
     Манипулирование общественным сознанием можно рассматривать  как сложно организованную манипулятивную деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий и т.д.) или  отдельных личностей (олигархов, лидеров  политических движений, религиозных  сект). Эта деятельность осознанна  и целенаправленна, у ее организаторов  есть определенные цели, намерения  получить выгодные для себя результаты.
     Члены современного общества практически  лишены диалога друг с другом, общение  им заменяют СМИ.
     СМИ, а в большей степени телевидение, персонифицируют процесс коммуникации, тем самым повышая доверие  и лояльность к себе. Однако в  результате неспособности финансово  обеспечивать себя, а также в результате стремления господствующего класса воздействовать на общество, СМИ попадают под влияние государства или  олигархов.
     Главной целью собственников СМИ является изменение ценностей, восприятия действительности и интерпретации событий, а вследствие этого и поведения общества в  выгодном для них направлении.
     Для достижения данной цели применяются  различные манипулятивные технологии, которые присутствуют абсолютно во всех каналах СМИ. Сегодня вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, СМИ создают его.
     Проблема  состоит в том, что большая  часть населения не имеет представления  о сути и способах манипулирования  общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию, поэтому данная тема как никогда актуальна.
     Цель  работы – анализ современных манипулятивных технологий, их сути и применения в СМИ.
     Для достижения цели следует обозначить следующие задачи:
     1. Рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ в отдельности, акцентируя внимание на телевидении, в зависимости от их специфики;
     2. рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Особенности манипулятивных приемов, применяемых на каналах  СМИ (газеты и журналы, радио, интернет)
Прежде  чем рассмотреть способы манипуляции  общественным мнением  на телевидении, нужно проанализировать особенности манипулятивных приемов, применяемых на остальных каналах СМИ, и установления связей между спецификой того или иного канала СМИ и особенностями применяемых на нем приемов манипуляции.
     СМИ подразделяются на визуальные (периодическая  печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино) и  электронные (Интернет).
     Приступим к анализу каждого канала СМИ  и применяемых на них манипулятивных технологий.
     Газеты  и журналы. Согласно многочисленным исследованиям, человек лучше всего воспринимает информацию в письменном виде. Это можно объяснить тем, что у читателя газеты или журнала всегда есть возможность вернуться к прочитанному, обдумать его и сделать выводы. По данным www.brandmedia.ru на долю аудиовосприятия информации приходится 15%, зрительного восприятия – 75%. Следовательно, по степени воздействия на аудиторию пресса занимает второе место (75%) после телевидения (90%).
     Пресса  в основном настроена на семантическое  восприятие аудитории. Семантическая  информация настраивает людей действовать  в соответствии со своими убеждениями  и интересами.
     Если  телевидение, прежде всего, обращается к чувствам и эмоциям зрителя, то пресса - к логике и здравому смыслу человека. Поэтому часто используются такие приемы, как наклеивание  ярлыков, перенос положительного/отрицательного образа, ссылок на авторитеты, использование рейтингов и данных опросов общественного мнения.
     Прежде  всего, читатель обращает внимание на фотографии. Особенно если перед ним  цветной журнал.
     Подбор  фотографий зависит от тех целей, которые ставят перед собой авторы материала. Например, подобрать невыигрышное для того или иного политика фото или, наоборот, фото, выгодно показывающее его. Также в качестве манипулятивного приема могут выступать подписи к иллюстрациям. Комментарии к фотографиям могут создать как положительную, так и отрицательную оценку увиденного.
     В прессе часто используется следующий прием: в самом начале статьи автор дает оценку событию или личности, о которой в ней идет речь, что, естественно, влияет на мнение читателей. Лид «освещает главную тему, наиболее важный элемент сообщения и устанавливает тон повествования»
[5, раздел I, гл.2].
     Отдельно  следует сказать о заголовках. Заголовок на первой полосе, напечатанный крупным шрифтом и выделенный цветом, привлекает внимание читателя. Заголовки бывают разных видов: заголовок-цитата («Ясин считает бюджет «перегретым»), заголовок-интрига («За что берут взятки в московской милиции»), заголовок-резюме («Турецкое правительство предупреждает, что американские базы могут быть закрыты»), заголовок-хроника («Началось строительство газопровода в обход Чечни») и т.д.
[5, раздел I, гл.2].
     Поскольку газеты покупаются в спешке, «на  ходу», то покупатель ориентируется, прежде всего, по заголовкам, не вчитываясь в содержание. Но когда начинает вчитываться (уже купив газету), то обнаруживает, что броский заголовок далеко не всегда соответствует содержанию.
     Часто содержание гораздо скромнее заявленной сенсации, а иногда полностью противоречит заголовку. Данный прием следует  использовать осторожно, поскольку несоответствие заголовка содержанию статью может подорвать доверие к тому или иному изданию.  
 

     Например, заголовок «Собчак выгнали с  Рублевки» явно указывает на то, что героиня статьи совершила  что-то из ряда вон выходящее, но во время прочтения статьи оказалось, что К. Собчак не устраивали соседи, поэтому она сама решила переехать  в другое место.
     Заголовки, как и подписи к иллюстрациям, и лиды являются главными раздражителями для читателя, просматривающего газетную полосу, поэтому они выступают  основными объектами внимания манипуляторов  в прессе.
     Также к манипулятивным приемам в прессе относится расположение сообщения в структуре печатного издания и на полосе.
     Сообщение, которое должно запомниться, следует  располагать в начале, когда внимание читателя еще не успело притупиться, и он способен воспринимать информацию адекватно. Вероятность того, что  читатель отложит газету при ознакомлении с первыми полосами, очень мала (если, конечно, ему предложен интересный материал). Если цель состоит в том, чтобы читатель воспринял сообщение  как незначительное, его следует помещать в середине издания [9].
     Если  материал большой по объему, нужно  обязательно выделять главные мысли, разбивать его на части несколькими  фотографиями и подзаголовками, а  также выделять основные мысли цветом. Если же целью является усложнить  процесс восприятия материала, его  следует печатать сплошным текстом.
     Таким образом, к основным манипулятивным приемам, применяющимся в газетах  и журналах, относятся:
     1) подбор фотографий;
     2) едкие комментарии к выражениям  и фотографиям; 
     3) цитаты, вырванные из контекста  и сопровожденные нужным автору  комментарием;
     4) использование в заголовках выделения  шрифта цветом, размером, использование  цитирования, сопровождение статьи  заголовком, не соответствующим  содержанию;
     5) особенности расположения сообщения  в структуре газеты и на  полосе.
           Радио. Несмотря на наличие серьезной конкурентной борьбы за внимание аудитории с другими каналами СМИ, радио удается сохранить свою привлекательность.
Согласно  В.В. Ворошилову, жизнеспособность радио  обуславливают его природные  свойства, к которым относятся [1, с. 123]:
     1) Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми заботами (например, уборкой квартиры);
     2) радиовещание оказывает несомненное  психологическое влияние на людей.  Ориентированное на слуховое  восприятие, радио воздействует  на воображение человека.
     Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства  и тем самым дает работу мышлению и неосознанным эмоциям, компенсируя  тот эмоциональный и мыслительный застой, к которому приводит повседневный жизненный опыт. В то время как  восприятие телезрителя оказывается  перегруженным, фантазия – задавленной, а воображение – отключенным, ведь он получает максимально выразительные  и экспрессивные сообщения: в  цвете, со стереозвуком, в быстром  ритме и в объемном изображении. Здесь сложно представить что-то самому.
     Среди манипулятивных приемов, используемых на радио, можно выделить:
     1) Трюизмы – утверждения, которые находятся в строгом соответствии с действительностью. Часто они используются в рекламе на радио, например: «Все мы, конечно, под богом ходим. И все же укорачивать себе жизнь не стоит. Наша новая методика позволяет…» - и дальше следует скрытое коммерческое предложение для курильщиков и алкоголиков;
     2) дополнительное свидетельство («стоматологическая  практика показала», «специалисты  знают»);
     3) использование авторитетов («по  словам Ф. Киркорова, путешествие  в Грецию доставит Вам огромное  удовольствие»);
     4) расположение сообщения в информационном  блоке (лучше воспринимается сообщение,  находящееся в начале или конце  блока);
     5) использование тона для предопределения  оценок слушателей;
     6) использование слов, смысл которых  легко представить в соответствующих  образах (демократия, тиран, свобода);
     7) учет речевой динамики (для лучшего  восприятия сообщения предпочтителен  высокий темп речи, уверенный  голос, использование пауз и  интонаций);
      8) создание контрастности посредством  звукового оформления передач (контраст тихой и громкой музыки, музыки разных направлений – классика/рэп) [11].
     Манипулятивные  приемы используются на радио в основном в рекламе (особенно в рекламе  медицинских препаратов) и в новостях.
     Интернет. Данный канал СМИ был создан как способ передачи текстовой информации. СМИ в Интернете начинались с простого дублирования информации (так в 1993 году появилась точная копия газеты Washington Post).
     Об  особенностях Интернет можно узнать в работе Гарматина А.А. «Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования» [2] и В. Зяблова «Интернет – новое СМИ» [3].
     Они следующие:
     1) Интернет-вещание доступно из любой точки мира в любое время;
     2) в Интернете наблюдается рост  ресурсов, которые используют все  мультимедийные возможности в  рамках одного СМИ. 
     Это дает возможность одному СМИ выступать  в роли телевизионного или радиовещательного, а также печатного или иллюстративного  издания одновременно;
     3) неограниченное количество интернет-каналов  и сайтов;
     4) неограниченный архив информации;
     5) интерактивность (участие в обсуждении  различных вопросов).
Манипулятивные  технологии  можно выделить следующие:
     1) Фабрикация фактов. Например, во время предвыборной борьбы политтехнологи сбрасывают обработанную информацию на «черный» сайт, ее цитируют остальные сайты, а далее ее подает радио- или телеканал, который за это предварительно получил деньги. После этого информационную волну подхватывают другие СМИ и политическая провокация готова;
     2) использование слухов;
     3) ссылки на якобы сенсационные  новости в виде кричащих и  интригующих заголовков («Беременна  ли Бабкина?»);
     4) размещение на различных сайтах  компрометирующих фотографий (часто  смонтированных) с едкими комментариями.
     Все эти приемы способны повлиять на представление  о том или ином известном человеке, на оценку события и дальнейшее его  восприятие.

2. Особенности манипулятивных технологий на телевидении

     В настоящее время самым мощным техническим средством манипулирования является телевидение (степень воздействия – 90%). Информацию об особенностях телевидения можно найти в работах «Методы манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание» [8] и у В.В. Ворошилова в учебнике «Журналистика» [1].
     Среди них выделяют:
     1) Телевидение воздействует одновременно на важнейшие каналы восприятия – на зрение и слух;
     2) телевидение является наиболее  массовым из СМИ, охватывая  и те слои населения, которые  остаются за рамками влияния  других СМИ; 
     3) телевидение характеризуется экранностью,  т.е. передает информацию посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Это обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, их доступность для самой широкой аудитории;
     4) личностный характер передачи  информации («Телезритель знает,  что одновременно с ним передачу  смотрят миллионы, и, тем не  менее, он воспринимает выступление  с телеэкрана как обращение непосредственно к нему» [1, с. 125]);
     5) мгновенность передачи. Телевидение  способно сообщить в аудиовизуальной  форме о действии в момент  его свершения. Это создает  эффект присутствия зрителя на  месте событий, сопричастности, что  придает телевизионному сообщению  особую достоверность, документальность, реалистичность;
     6) простота информационной обработки  (новостные и аналитические программы  может воспринимать любой человек,  не прилагая к этому особенных  усилий).
     В России, несмотря на наличие конкурентной борьбы за аудиторию между основными  телевизионными компаниями (ОРТ, Россия и НТВ), телеканалы предлагают схожие по форме и содержанию программы. Ярким примером этого канал Россия выпустило однотипную программу «Специальный корреспондент», в ответ на которую ОРТ(первый канал) выпустило однотипную программу «Среда обитания». Также многие каналы (ОРТ, Россия, НТВ, СТС, ТНТ) транслируют бесконечные сериалы, затрагивающие одни и те же темы (темы любви, измены, проблем отцов и детей, современной Золушки, предательства).
     Итак, можно сделать вывод – несмотря на различия форматов различных телеканалов, они используют похожие манипулятивные приемы.
         
     Можно выделить наиболее популярные:
     1. Известно, что чем внимательнее  человек отнесется к предлагаемой  информации, тем более значительная  ее часть проникнет в его  сознание и сохранится в памяти. Чтобы привлечь внимание, нужно  представить событие неординарным, отличающимся от ряда других  представлений.
     Контрастность широко применяется в практике телевидения в виде представления потребителям информации противоположных мнений, мнения известной личности среди мнений рядовых авторов. В качестве примера можно привести телепередачи, построенные в форме диалога двух политических противников («Поединок», Россия).
     «На основе контраста построен известный  прием мобилизации ресурсов внимания телезрителей через передачу звука нового тембра или некоторую остановку звучания вообще. Если после паузы снова раздастся голос диктора или музыка, это сильнее привлечет внимание человека, чем, если бы информации передавалась непрерывно. Телевидение использует время после паузы либо для передачи краткого, важного сообщения, либо для привлечения внимания к начавшейся передаче (часто прием используется в конце новостного блока)» [7, с. 25].
     «Контрастность  также может проявляться в  использовании цвета. Сочетание  красного и темно-синего цветов вызывают удовольствие, сочетание красного и  желтого цветов действуют сомнительно, а сочетание красного и фиолетового  цветов вызывают неудовольствие» [8].
     2. Немаловажным фактором привлечения  внимания аудитории к информации  является прием повторения. С помощью повторения увеличивается число людей, чье внимание будет привлечено к факту или событию. Таким образом, повторение благодаря феномену внимания становится способом превращения некоторой части потенциальной аудитории в реальную.
       
     3. Прием "спираль умолчания". Он состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической оппозиции, товара, организации. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из страха оказаться в социально-психологической изоляции или других санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. В результате цепной реакции обеспечивается победа манипуляторов [7, с. 23].
     4. То, как будет выглядеть политик  по телевидению, во многом зависит  от отношения к нему журналистов,  готовящих материал. В работе  «Манипулятивный потенциал СМИ» [4] перечисляется ряд факторов, которые позволяют журналистам манипулировать политиком или его высказываниями:
     1) Ситуация, в которой берется интервью. Ситуации бывают стандартные (интервью в студии, дома, в кабинете и т.д.), случайные (когда журналисту удается поймать политика, психологически не настроенного общаться) и экстренные (катастрофы, захваты заложников и т.д., когда политик импровизирует перед камерой).
     2) Характер передачи:
     - Прямой эфир. В прямом эфире политик застрахован от искажения своих высказываний, но в то же время он должен проявить себя умелым оратором и не позволить журналисту загнать себя в угол на глазах у телезрителей;
     - передача в записи. Если передача  дается без купюр, то для  политика это даже комфортнее, чем прямой эфир, т.к. постоянное  давление отсутствует. С другой  стороны, журналист может добавить  после официальной записи свои комментарии, на которые политик уже не в состоянии отреагировать.
     Если  же интервью дается отдельными кусками  вперемешку с комментариями журналиста и различными дополнительными сюжетными  ходами, то здесь политик находится  полностью во власти телевидения.
     Атмосфера интервью: формальная – неформальная, доверительная – враждебная, агрессивная – доброжелательная и т.д. Атмосфера задает тон дискуссии. Зачастую тон предопределяет дальнейшие оценки зрителей. Если журналист говорит: «А сейчас посмотрите интервью с лидером так называемых патриотов N», то зрителю уже задаются оценочные рамки, и он еще до интервью принимает ту или иную сторону, что лишает смысла весь разговор. Когда журналист представляет «виднейшего деятеля движения X», то зрителю через СМИ дается сигнал благожелательно отнестись ко всему, что скажет данный собеседник.
     5. Прием «непривлекательного ракурса». Для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам телевидение использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом подбирает или монтирует отснятые кадры. Например, выискивают, снимают, а затем систематически показывают, как ведущий оппозиционный политик вытирает пот (в душном помещении или в жару, о чем умалчивается). Тем самым в ходе многократно повторяющегося показа кадров с вытиранием пота в подсознании многих избирателей, особенно женщин, формируется психологическая установка на личностное неприятие этого лидера. [7, с. 25].
     6. Значительную роль в формировании  установок потребителей информации  играет расположение сюжета в блоке информационных сообщений. А.Е. Левченко в работе «Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание» [7] выделяется два основных эффекта:
     1) Эффект очередности информации. Информация, непосредственно направленная  на изменение установок, должна  предшествовать любой другой, не  связанной с решением этой  задачи.
     Действие  данного феномена основано на существующей психологической закономерности, называемой «краевой эффект памяти». Согласно ей лучше всего запоминается та информация, которая располагалась в начале или в конце информационного  блока (например, сообщения об украинских президентских выборах всегда располагались  в начале новостного блока).
     2) Эффект первичности коммуникационного  воздействия. Если реципиент получил  какое-то важное сообщение, в  его сознании возникает готовность  к восприятию последующей, более  детальной информации, подтверждающей  первое впечатление. Если в  последующем появляются факты,  которые противоречат первому  впечатлению, то реципиент неохотно  отказывается от того, во что  уже поверил.
     7. Кроме важности расположения  сюжета в блоке информационных  сообщений необходимым условием  воздействия является речевое построение сообщения. Существует множество специальных приемов лингвистического манипулирования. Информация о них содержится в работе «Методы манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание» [8]:
     1) Использование слов, смысл которых легко представить в соответствующих образах и легко связать с жизненным опытом потребителя информации. Например, слово «диктатор» и «уголовный» (однозначно отрицательное значение). Абстрактные, отвлеченные понятия, слабо связанные с жизненным опытом, непосредственными впечатлениями и ощущениями снижают силу внушения («эмбарго»).
     2) Учет особенностей  речевой динамики. Предлагаемое сообщение быстрее доходит до сознания аудитории, если оно произносится достаточно сильным и уверенным голосом, в нем используются разнообразные интонации и паузы. Темп речи должен быть высоким, т.к. высокий темп речи ассоциируется с высоким уровнем интеллекта говорящего.
     Возникшая пауза в речи телевизионного комментатора, убыстрение или замедление темпа  речи активизирует непроизвольное внимание аудитории. Все эти техники используются ведущими на канале ОРТ в программе  «Время», в результате чего информация воспринимается как достоверная  и крайне важная.
     3) Подкрепление речевой  динамики соответствующей  мимикой и жестами.  Мимика и жесты меньше поддаются сознательному контролю. Их расшифровка осуществляется сама собой, неосознанно, вызывая некоторое эмоциональное отношение. Психологи также отмечают, что в целях создания благоприятной обстановки для восприятия аудиторией материала и увеличения степени доверия к данному сюжету коммуникаторам желательно избегать отрицательных частиц и слова «нет».
     8. Ретроспективный показ фильмов, вызывающих положительные ассоциации с советскими временами, или же фильмы, содержащие элементы насилия. Последние вызывают всплеск насилия и в жизни. Советские фильмы транслируются для того, чтобы отвлечь население от реальных проблем в государстве (часто транслируются «Бриллиантовая рука», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Девчата» и т.д.).
     9. Использование приема упрощения при составлении телепрограммы. Это самый эффективный и действенный путь для изменения стереотипов поведения, взглядов и ценностей миллионов жителей России. Доля развлекательных телепередач намного превышает долю передач интеллектуальной направленности (например, на ОРТ доля развлекательных передач за неделю составляет примерно 48% от общего объема вещания, а доля программ интеллектуальной направленности – примерно 17%). Огромное количество сериалов практически полностью занимают сознание граждан, отвлекая их от реальной жизни и от реальных проблем. Зрители подсознательно начинают жить жизнью героев телесериалов, а не своей собственной. Предлагаются готовые модели поведения и ценности.
     10. Особое место в процессе манипулирования  занимают новости и информационные программы. Используются прием фабрикации фактов, дезинформации, замалчивания важной информации и выпячивания малозначительной (принцип демократии шума). Во время предвыборных кампаний информационная подборка основана на создании и удержании положительного имиджа государства или его руководителей. Приемы ссылки на авторитетных экспертов для подтверждения информации, использование языка как инструмента социальной власти применяются регулярно. Цель всех этих действий одна - прогнозируемая реакция получателей информации.
     Наличие в информационной программе прямого диалога
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.