На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сбалансированность бюджета и методы ее достижения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Введение
  Важную  роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы.
  В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. В процессе составления и утверждения бюджета основополагающую роль играет сбалансированность доходов и расходов. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования.
  Тема  данной курсовой работы обрела актуальность на сегодняшний день. Пожалуй, нет  ни одного государства, которое не столкнулось  бы в своей практике с проблемой  профицита или проблемой дефицита. Ведь состояние общегосударственных  финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
  Для России же в силу ее федеративного  устройства важную роль приобретает  не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение  бюджетов различных уровней, действующих на территории страны. От проводимой бюджетной политики и от того является ли бюджет сбалансированным, целиком и полностью зависит уровень экономики.
  Основными целями курсовой работы является определение  сущности проблемы сбалансированности государственного бюджета в нашей стране, а также приобретение навыков для анализа и оценки экономического состояния в настоящее время.
   В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
    определение основных понятий и принципов бюджетной системы РФ, рассмотрение ее классификации;
    анализ состава доходов и расходов консолидированного бюджета РФ;
    раскрытие сущности сбалансированности государственного бюджета и выявление методов ее достижения.
 

  Глава 1. Бюджетная система России 

  1.1. Основные понятия и принципы бюджетной системы РФ.
  Для начала определим, что, собственно, представляет собой бюджетная система.
  Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет), бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты.
  В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 10) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
    федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
    бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    местные бюджеты, в том числе:
      бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
      бюджеты городских и сельских поселений.
  Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга. То есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
  Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований.
  Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
  Следует отметить, что Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
    единства бюджетной системы Российской Федерации;
    разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
    самостоятельности бюджетов;
    равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
    полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
    сбалансированности бюджета;
    результативности и эффективности использования бюджетных средств;
    общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    прозрачности (открытости);
    достоверности бюджета;
    адресности и целевого характера бюджетных средств;
    подведомственности расходов бюджетов;
    единства кассы.
  Рассмотрим  содержание нескольких принципов.
  Принцип единства бюджетной  системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
  Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов между бюджетами  бюджетной системы  Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
  Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
  Принцип результативности и  эффективности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. 

  1.2. Бюджетная классификация.  Доходы и расходы.
  Бюджеты всех уровней формируются и исполняются  в пределах показателей единой бюджетной  классификации.
  Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
  Бюджетная классификация Российской Федерации  включает (ст. 19 БК РФ):
    классификацию доходов бюджетов;
    классификацию расходов бюджетов;
    классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
    классификацию операций публично-правовых образований.
  Классификация доходов бюджетов РФ основывается на актах РФ, определяющих источники  формирования доходов бюджетов бюджетной  системы РФ.
  Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
  В соответствии Бюджетным кодексом РФ (ст. 41) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (рис. 1). 

  

  Рис. 1. Доходы бюджетов 

  К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
  Налоговые доходы, которые включают в себя:
    прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
    налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
    налоги на товары и услуги;
    налоги на имущество;
    платежи за использование природных ресурсов;
    налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
    прочие налоги, сборы и пошлины.
  Налоговые доходы формируют основную часть  бюджетных поступлений - от 70 до 95% доходов  бюджета в разных странах и в различные временные периоды.
  К неналоговым доходам бюджетов относятся:
    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
    доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
    доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    средства самообложения граждан;
    иные неналоговые доходы.
  К безвозмездным поступлениям относятся:
      дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
      субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
      субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
      иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
      безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
  Доходы  зачисляются на счета органов  Федерального казначейства для их распределения  в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  Органы  Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством  финансов Российской Федерации порядке  учет доходов, поступивших в бюджетную  систему, и их распределение между  бюджетами в соответствии с кодом  бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.
  Органы  Федерального казначейства осуществляют перечисление указанных доходов  на единые счета соответствующих  бюджетов. Денежные средства считаются  поступившими в доходы соответствующего бюджета только с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
  Исполнение  федерального бюджета по доходам  является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
  Под расходами бюджетов понимают экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций и задач государства. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
  Расходы направлены на:
    государственное и муниципальное управление
    национальную оборону
    правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности
    осуществление международной деятельности
    поддержку отраслей сферы материального производства
    фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу
    содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения
    охрану окружающей природной среды и природных ресурсов
    обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти.
  Органы  государственной власти и местного самоуправления определяют направление использование бюджетных средств.
  Существует  три основания классификации  расходов, в соответствии с которыми выделяются:
  а) функциональная классификация расходов бюджетов РФ, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (затраты на государственное управление, судебную власть, международную деятельность, национальную оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные научные исследования, развитие экономики, бюджетной сферы, социальную политику и др.);
  б) экономическая классификация расходов, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (текущие и капитальные расходы);
  в) ведомственная классификация расходов федерального бюджета, которая является группировкой расходов федерального бюджета  и отражает распределение бюджетных  средств по главным распорядителям средств федерального бюджет (федеральные, региональные и местные расходы).
  Доходы  и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. Если же доходы не равны расходам, то бюджет либо профицитный, либо дефицитный.
  Более подробно поговорим об этом в следующей  главе.
 

  Глава 2. Сбалансированность бюджета 

  2.1. Дефицит бюджета
  При сбалансированном бюджете государственные  доходы равняются расходам. Если запланированные  доходы бюджета превышают расходы  бюджета, то это называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов бюджета над его доходами.
  Бюджетный дефицит не относится к числу  финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Он встречается в бюджетах многих развитых стран.
  К причинам бюджетного дефицита относятся:
    рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;
    чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.д.), вызывающие рост непредвиденных расходов государства, не покрываемый обычными резервами и требующий привлечения источников особого рода;
    кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
  Дефицит бюджета, вызванный ростом бюджетных инвестиций, - явление положительное и с экономической точки зрения оправданное, поскольку используемые для этих целей государственные займы в определенных пределах позволяют более равномерно распределять налоговое бремя во времени.
  Исключая  чрезвычайные обстоятельства, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. В этом случае государство должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение дефицита бюджета, чтобы не произошло нарастание государственного долга со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономическими последствиями.
  В экономической теории сложились  несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.
  Первая  концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи.
  Вторая  концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.
  Третья  концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом.
  Бюджетный кодекс РФ в статье 92 жестко регламентирует размер дефицита при утверждении бюджетов всех уровней и ограничивает его величину суммарным объемом бюджетных инвестиций и расходами на обслуживание государственного (муниципального) долга. Так, дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.
  Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации  на очередной финансовый год (очередной  финансовый год и каждый год планового  периода) не должен превышать 15% утвержденного  общего годового объема доходов бюджета  субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
  Ограничение на размер дефицита местного бюджета  – не более 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
  Принятие  бюджета на очередной финансовый год с дефицитом предполагает необходимость утверждения соответствующим  законом (решением) о бюджете источников финансирования дефицита бюджета (внутренних и внешних). При этом источники финансирования дефицита федерального и региональных бюджетов могут быть как внутренние, так и внешние, в то время как дефицит местных бюджетов может покрываться только внутренними источниками.
  Внутренними источниками финансирования дефицита федерального (регионального) бюджета являются:
  – разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ (субъекта РФ), номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;
  – разница между полученными и погашенными РФ (субъектом РФ) в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету (бюджету субъекта РФ) другими бюджетами бюджетной системы РФ;
  – разница между полученными и погашенными РФ (субъектом РФ) в валюте РФ кредитами кредитных организаций;
  – разница между полученными и погашенными РФ (субъектом РФ) в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;
  – изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) в течение соответствующего финансового года;
  – иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета субъекта РФ).
  В состав иных источников внутреннего  финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
  – поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ (субъекта РФ);
  – поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
  – курсовая разница по средствам федерального бюджета (бюджета субъекта РФ);
  – объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ (субъекта РФ) в валюте РФ, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ (субъекта РФ) ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
  – разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ;
  – разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов в валюте РФ;
  – разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
  – разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
  – прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
  К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
  – разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  – разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
  – разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
  В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
  – объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
  – разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.