На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РФ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. М. Акмуллы» 
 

Институт  Педагогики
Кафедра специальной 
педагогики  и психологии
специальность
специальная психология
4 курс 
 

Курсовая  работа
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ  ЮНОШЕЙ И
ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ II И VI ВИДА 
 

Выполнил: студент 405 СП ИП
Федорова  А. В.
Научный руководитель:
к.пс.н., доцент
Шавалиева И. Ш. 
 

Уфа 2009
      Оглавление
      Введение…………………………………………………………….……..3
      Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
      Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей…………………………………………7
      Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
      Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата……………………………………...17
      Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата………...………………22
      Выводы  по главе I…………………………………………………..….....24
      Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
      2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
      2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
      2.3. Анализ результатов исследования  профессионального самоопределения  юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………42
      2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
      Выводы по главе II…………………………………………………….….54
      Литература………………………………………………………………...56
      Приложение……………………………………………………………….58 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.
      Повреждение еще незрелых мозговых структур существенно  влияет на последующее развитие познавательных процессов и личности детей с  ДЦП.
      Нарушения слуха в той или иной степени  встречаются достаточно часто у  детей разного возраста. К категории детей с нарушениями слуха относятся только дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором нормальное (на слух) речевое общение с другими людьми затруднено или невозможно.
      Специалисты различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха.
      Создание  равных условий и возможностей участия  в жизни общества для всех его  членов – одна из приоритетных задач, которую призвано решать демократическое  государство. Несмотря на принятие ряда нормативных документов, гарантирующих соблюдение всех гражданских прав и свобод людям с ограниченными возможностями здоровья, проведение политики интеграции данной социальной группы встречает на своем пути множество трудностей.
      Профессиональное  самоопределение личности с нарушенным развитием в условиях специального (коррекционного) учреждения является важной проблемой, решение которой возможно лишь на основе интеграции психологического знания, накопленного в различных областях психологической науки. Мера самоопределения личности детерминируется способностью общества обеспечить развитие в человеке инициативы.
      Основу  самоопределяющейся личности, отмечают Б.Г.Ананьев, В.А.Бодров, И.С.Кон, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников и др., составляет умение человека определять главное, ведущее в собственном образовании и трудовой деятельности, в соответствии с реальной социально-экономической политикой общества и личностными интересами, и проявлять при этом творчество. Особое внимание уделяется проблеме профессионального самоопределения личности, формированию качеств, ориентированных на самооактуализацию, интеллектуализацию, субъективность.
      В этой связи в образовательном  процессе главным становится обеспечение  условий профессионального самоопределения, что способствует интегрированию личности школьника с нарушением слуха в социум, развитию творческой индивидуальности, расширению субъективных смыслов, способности осваивать духовные ценности.
      Как показывают исследования, школьники с нарушениями в развитии испытывают потребность в психологической поддержке при решении проблем профессионального самоопределения, сохранения и развития психического здоровья, развития социальной активности и личности в целом (Н.А.Агаджанян, О.Ф.Алексеева, А.А.Гройсман, В.И.Крутов, Ю.А.Самарин, Е.И.Третьякова и др.).
      В связи с этим наша работа направлена не только на определение особенностей профессионального самоопределения школьников с ограниченными возможностями, но и на выявление благоприятных психологических условий процесса самоопределения личности.
      Мы  основывались на теоретических и практических аспектах профессионального самоопределения личности, рассматриваемых в работах Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, А.Г.Асмолова, Ю.П.Ветрова, Л.Я.Газмана, И.В.Дубровиной, И.Б.Котовой, С.В.Кривцова, А.Ф.Березина и др.
      Особое  внимание уделяется основным механизмам, направлениям, видам, способам и условиям психологической поодержки субъектам образовательного процесса.
      Цель  обследования: сравнить особенности профессионального самоопределения личности старшеклассников с нарушениями слуха и с нарушением функций ОДА.
      Объект  исследования: профессиональное самоопределение юношей и девушек.
      Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения личности с нарушениями слуха и с нарушениями функций ОДА в старшем школьном возрасте.
      Задачи  исследования:
      1) анализ специальной педагогической и специально-психологической литературы по проблеме исследования;
      2) подбор адекватных диагностических методик, направленных на изучение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушениями слуха;
      3) проведение эмпирического исследования;
      4) выявить особенности профессионального  самоопределения личности юношей  и девушек с нарушением слуха  и с нарушением функций опорно-двигательного  аппарата.
      Гипотеза  исследования: у школьников с нарушением развития не сформированным является профессиональное самоопределение, поскольку выбор профессии не определяется профессиональной направленностью, склонностями и интересами.
      Методы  исследования
      Для решения поставленных задач и  проверки гипотез применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ статей и других научных публикаций, отражающих состояние изученности проблемы профессионального самоопределения; включенное наблюдение, направленное на осмысление содержательных и структурных компонентов профессионального самоопределения школьников с нарушением слуха.
      В качестве эмпирических методов исследования использовались: методика «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной; анкета «Ориентир» (Л.И.Соломин); опросник профессиональной готовности (Е.А.Климов).
      Эмпирическая  база исследования. Исследование проводилось в:
      – ГОУ Уфимской специальной (коррекционной) школе-интернате № 30 II вида Калининского района г. Уфы с учениками 11 класса; май, 2009 год. Всего в исследовании приняли участие 8 выпускников, 17-18 лет;
      – ГОУ Уфимской специальной (коррекционной) школе-интернате № 13 VI вида Кировского района г. Уфы с учениками 12 класса; ноябрь, 2008 год. Всего в исследовании приняли участие 5 выпускников, 18-20 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

      1.1. Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей 

      Важнейшим критерием осознания продуктивности и профессионального становления  личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течении всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается. Значит,  на разных стадиях ее развития  одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий, осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека.
      Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение. Естественно, что такое сложное психологическое явление не могло получить «единственно правильное» объяснение в психологической науке.
      А.Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».
      П.Г.Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.
      Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А.Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».
      Весьма ценной для предмета рассмотрения – профессионального самоопределения – является мысль Е.А.Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся последующая жизнь».
      У личности в предшествующие годы развития сложилось определенное отношение к различным областям труда, представление о многих профессиях и самооценка своих возможностей, ориентировка в социально-экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние внутренней готовности к очередному профессиональному самоопределению.
      Обобщая логику рассуждений Е.А.Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
      Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С.Пряжникова. На его концептуальных подходах остановимся подробнее.
      Анализ литературы, большая опытно-экспериментальная работа позволили Н.С.Пряжникову существенно обогатить теорию и практику профессионального самоопределения. Постоянно подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-Исторической (социально-экономической) ситуации.
      Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:
    Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
    Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
    Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
    Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.
    Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
 
 
 
      Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения
      Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С.Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:
      1. Осознание ценности общественно-полезного труда и 
необходимости   профессиональной   подготовки   (ценностно-нравственная основа самоопределения).

    Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
    Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели – мечты.
    Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
    Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
    Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
    Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
    Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.
      Самоопределение – это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. В самом деле, куда пойти учиться после окончания основной общеобразовательной школы? Какую выбрать профессию? Какова возможность трудоустройства по этой профессии? Каковы материальные возможности этой профессии? Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.
      Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт имеет внутриличностный конфликт. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции профессиональных устремлений, и конечно, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно.
      Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:
    рассогласованием составляющих направленности: противоречия между социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностным ориентациями и др.;
    несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.;
    противоречием между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей, качеств, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.;
    несовпадением представления о своих профессиональных возможностей: противоречиями между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я-дифференцированным». Важнейшим конфликтообразующим фактором выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиворечивость «Я-образов».
    противоречиями между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и социальными ограничениями, обусловленные возрастом,   полом,  этнической  принадлежностью,   внешностью,  между необходимостью профессиональной мобильности и отчетливо выраженной возрастной     ригидностью;     между     потребностью    в    продолжении профессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.
      Внутриличностные конфликты в отличие от межличностных человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмоциональных    переживаний,  подавленного   настроения,   фрустрации, повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности и др. симптомы эмоционального неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического   напряжения.   Разрешение   внутриличностного   конфликта профессионального  самоопределения  требует  высокой  психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Психологическую помощь и  поддержку в разрешении этих  конфликтов  может оказать специально подготовленный практический психолог. Способы разрешения внутриличностных   конфликтов   зависят   от   характера   противоречий, рассогласований, возникающих в процессе профессионального развития человека.
      Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний, самосохранения профессиональной целостности личности, предвидении возможных трудностей и потерь вынужденного увольнения или смены профессии.
      Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения:
      1) рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: «Я-рельного», «Я-возможного» и «Я-деформированного»;
    несоответствие     профессиональной    квалификации    уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения;
    неправильный, вынужденный уровень профессии, места работы и должности;
    противоречия    между    осознаваемыми    и    неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.
      В процессе профессионального становления личности постоянно возникают проблемы самоопределения: при выборе профессионального учебного заведения, профессии, специальности, при включении в профессиональный коллектив и т.п. – и всегда самоопределение принимает характер конфликта, который становится основой кризисных явлений. 
 

      1.2. Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха 

      Личность ребенка формируется в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в ходе усвоения социального опыта. Сама социальная ситуация, в которой пребывает глухой ребенок, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных черт личности. Ребенок, потерявший слух в младенчестве, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям, чем нормально слышащий. Можно выделить различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей.
      Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений.
      Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи.
      Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тогда как поведение глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений – меньшее количество и разнообразие. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.
      В подростковом возрасте, по данным американских психологов, у глухих детей глухих родителей наблюдается более точное представление о самих себе, своих возможностях и способностях, более адекватная самооценка по сравнению с глухими детьми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на начальных этапах развития слышащие родители не могут вызвать своих глухих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своего ребенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность. Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, формирует такие личностные черты, как ригидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость. У глухих детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоциями и поведением, у них замедлено формирование социальной зрелости.
      У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий.
      По мере продвижения в обучении у глухих детей наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоциональных особенностей того или иного человека и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям. Направление их развития аналогично тому, которое наблюдается у слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позднее (на два года и больше).
      Самооценка и уровень притязаний
      Представление глухих детей о самих себе часто  бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о  своих способностях и, об оценке их другими людьми. У глухих детей, имеющих  глухих родителей, самооценка более  адекватна по сравнению с глухими детьми слышащих родителей (Meadow K., 1980).
      У глухих младших школьников со средним  уровнем интеллектуального развития отмечаются в основном завышенные самооценки. У слабослышащих младших школьников с высоким интеллектуальным уровнем наблюдаются в основном адекватные самооценки, то есть они в целом соответствуют по уровню развития личности нормально развивающимся детям того же возраста.
      Самооценкой и притязаниями во многом обуславливаются  эмоциональное самочувствие человека, степень зрелости его личности. Формирование самооценки и уровня притязаний отражают те противоречия, которые могут стать факторами психического развития индивида. (Л.И.Божович, 1968). 
      Уровень притязаний, с одной стороны, зависит  от способностей человека, являющихся субъективными условиями успешного выполнения деятельности, и адекватной их оценкой, с другой – определяет формирование этих способностей. Как правило, уровень притязания характеризуется как устойчивый обобщенный признак личности. Первые его проявления отмечаются уже у детей двух- трех лет при нормальном развитии их личности. 
      Развитие  самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в том же направлении, что и в норме. Наблюдается  отставание глухих от слышащих, проявляющееся  у младших подростков в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих. (Т.Н. Прилепская, 1981).
      У глухих детей имеются большие  трудности в формировании морально- этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние  оценки (А.П.Гозова, 1977); затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний (В.Петшак, 1981) и выделение и осознание личностных качеств (В.Г.Петрова, 1973; М.М.Нудельман, 1983). Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки. 
      Интенсивное развитие самосознания в подростковом возрасте отличается большим своеобразием, которое усиливается в период вступления подростка в юношеский  возраст. Именно в этот период у глухих школьников появляется обостренное отношение к своему дефекту, который отчасти носит болезненный характер (В.Л.Белинский, 1979).
      Неслышащие  подростки более, чем их слышащие сверстники, уверены и оптимистичны в завтрашнем дне. Особенно это касается слабослышащих (В.С.Собкин, 1997). 
 

      1.3. Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата 

      Специальные психологические исследования особенностей развития сенсорных, когнитивных  и  интеллектуальных процессов при ДЦП в зарубежной и отечественной литературе представлены недостаточно. Ряд  авторов связывают нарушения познавательных процессов при ДЦП с недоразвитием моторики. В исследованиях этих авторов подчеркивается, что нарушения восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентировки при ДЦП обусловлено двигательной недостаточностью и с увеличением степени тяжести дефекта эти нарушения более выражены.
      Нарушение двигательных функций
      Двигательные   нарушения   у   лиц   с   церебральным   параличом представляют собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
      Поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.
      У некоторых лиц при нерезко нарушенном мышечном тонусе отмечаются явления апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия). Необходимо отметить, что целенаправленные практические действия формируются в процессе двигательного опыта.
      Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и несформированность двигательных навыков и умений, необходимых в трудовой деятельности. У отдельных лиц нарушения моторики осложняются насильственными движениями (гиперкинезами) головы, рук, плечей, гримасами лица и т.д., которые особенно усиливаются при волнении, испуге, а также при попытках выполнять те или иные целенаправленные действия.
      При формировании трудовых и бытовых навыков значительно проявляются дефекты моторики рук. Несформированность функции дифференциации захвата и удержав предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей обуславливают невозможность и большую трудность выполнения трудовых операций.
      Таким образом, двигательные расстройства у детей с ДЦП отрицательно влияют на весь ход их психического развития, формирование навыков самообслуживания, трудовой деятельности.
      Нарушение сенсорных функций
      Тактильное восприятие
      У многих лиц с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у них нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках.
      Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, в связи с чем не формируются правильные представления о движении. Слабое ощущение своих движений и затруднения действий с предметами являются причиной недостаточности активного осязания, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Это препятствует становлению предметных действий, что отрицательно сказывается на общем уровне психического развития при ДЦП.
      Слуховое восприятие
      При ДЦП из-за недоразвития или снижения моторных функций имеет место нарушение деятельности слухового анализатора. Так, может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюдается при наличии гиперкинезов. Особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения.
      Для некоторых лиц характерна недостаточность фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова как коза-коса, дом-том и т.д. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может иметь место недостаточность слухового восприятия и слуховой памяти.
      Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого, а в тяжелых случаях – к недоразвитию речи.
      Зрительное восприятие у лиц с ДЦП может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения поля зрения, снижения остроты зрения и т.п., поэтому им трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать его перемещение.
      Недостаточное развитие предметного восприятия в значительной степени зависит от отсутствия предметных действий.
      Тяжелые нарушения зрения (слабовидение и слепота) встречаются примерно у 10 % лиц с ДЦП.
      У лиц с ДЦП (примерно в 20-30% случаев) отмечаются косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений глаз, опущенное верхнее веко (птоз), непроизвольные движения глазных яблок (нистагм). Такие особенности зрительного анализатора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.
      Нарушение зрительно-моторной координации
      Дня формирования предметно-практической и познавательной деятельности важное значение имеет согласованность движений руки и глаза.
      У лиц с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно.
      Невозможность проследить глазами за действиями своих рук, скоординировать движения руки и глаза приводит к недостаточной организации произвольного двигательного акта.
      Нарушения пространственного анализа и синтеза
      У лиц с нарушенной фиксацией взора, с недостаточным прослеживанием предмета  и  ограничением  поля  зрения  могут  наблюдаться   выраженные пространственные нарушения. Особенно они затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела Часто отмечаются нарушения схемы тела.
      Пространственные нарушения обычно наиболее выражены у лиц со спастической диплегией, но могут отмечаться и при других формах заболевания.
      Таким образом, ведущий дефект при ДЦП – двигательные нарушения в значительной степени определяет специфику когнитивных функций лиц с этим заболеванием. Несформированность двигательных навыков и умений проявляется не только за счет собственно нарушенной моторики, но и в недостаточности более сложных функций, необходимых для познавательной деятельности, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез и д.р.).
      Личностные особенности лиц с нарушением функций ОДА
      Среди видов аномального развития детей  с церебральным параличом чаще всего  встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма. Незрелость больных детей, преимущественно их эмоционально-волевой сферы, сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте и препятствует их школьной, трудовой и социальной адаптации. Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями. Утром ребенок просыпается вялым, капризным, отказывается от занятий. Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми.
      Формирование  самооценки у детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата имеет  ряд особенностей по сравнению с  детьми в норме. Прежде всего, такие дети имеют тяжелые поражения опорно-двигательного аппарата, что значительно осложняет реализацию двигательных функций. Многие дети, в силу заболевания, с трудом научаются ползать, сидеть, ходить, прыгать и т.д. А ведь именно во время выполнения этих движений ребенок начинает осознавать, «кто он есть?» в действительности. Помимо этого, любой физический недостаток оказывает влияние на взаимоотношения с окружающими людьми. В семье ребенок с физическим недостатком есть, прежде всего, особенный ребенок, к нему возникает исключительное отношение и здесь возникает вопрос о формировании социального Я ребенка, страдающего церебральным параличом.
      Л.С.Выготский считал, что физический недостаток вызывает совершенно особую социальную установку, чем у человека, не имеющего такого недостатка. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым углом. [Л.С.Выготский, с. 9]. Физический дефект, по мнению Л.С.Выготского, вызывает социальный вывих, который затрудняет социализацию ребенка, существенно влияет на его позицию, на его отношение к окружающему миру. Большое влияние на трудности формирования социального Я ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата оказывает социальная депривация, реакция окружающих на физический дефект, помимо реакции на осознание собственной неполноценности.
      Джун Мейкер провела исследование, в котором обнаружила, что дети с разными видами физических недостатков имеют выраженные особенности в когнитивном развитии и самооценке. Она отметила, что большинству детей свойственны специфические проблемы в формировании положительной самооценки. Особые условия развития таких детей ведут к низкой самооценке, которая часто сочетается с нереалистическими ожиданиями. Разрыв между реальным и идеальным «я» может оказать сильное влияние на способность добиваться успеха и строить взаимоотношения с окружающими [Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина]. 
 

      Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и с нарушением функций ОДА
 
      Выбор профессии считается ключевым этапом личностного и профессионального самоопределения и является не только личностной проблемой, но и представляет определенный общественный интерес.
      Рациональный выбор профессии – основа раннего включения личности в социально-профессиональную деятельность и высокого уровня профессиональной отдачи, творческой активности и профессионализма.
      Проблема  выбора профессии стоит перед  старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Грустные приметы нашей жизни – ослабление профессиональной школы, отсутствие системы развития персонала предприятий, утрата прежних связей между профессиональным образованием и профессиональным трудом.
      На  выбор профессии оказывают влияние  и другие факторы: родители, представление  о себе, наличие способностей и  особых личностных черт, а также  практические соображения, продиктованные складывающимися обстоятельствами.
      И среди всех этих факторов, старшекласснику нужно понять, какая профессия твоя и только твоя. Для того, чтобы не совершить ошибку при этом выборе, необходимо разобраться:
– со своими стремлениями, влечениями, желаниями, мотивами;
– со своими возможностями, которые могут быть ограничены различными внешними и внутренними причинами.
      Но  имеется такая категория старшеклассников, для которых проблема выбора профессии  является не просто острой, а трудно разрешимой. Это дети – инвалиды. Таким детям зачастую свойственны  неадекватные способы профессионального самоопределения: отсутствие собственных профессиональных намерений в связи с низкой самооценкой здоровья, общая пассивность и другие личностные особенности.
      Что же может сделать школьный педагог-психолог в сложившейся обстановке? Помогать детям с нарушениями в развитии выбирать профессию и строить дальнейшую стратегию жизни, помочь осознать имеющиеся у них возможности и предъявляемые болезнью ограничения. На основе такой работы следует выработать трудовые рекомендации, в которых нашли бы отражения как клинические, так и психологические данные.
      Проблема личностной и профессиональной самореализации является актуальной для всех выпускников школ, но для детей с ограниченными возможностями, в том числе с нарушением слуха, она наиболее значима, так как круг профессий для них сужается в связи с состоянием их здоровья. 
 
 
 

      Выводы по главе I 

      Таким образом, Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно, он иначе с этой, более высокой, «планки» себя самоопределяет и далее самореализует.
      Профессиональное самоопределение – это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных качеств.
      Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда.
      Профессиональное  самоопределение – это своеобразное определение пути следования по направлению к профессиональной реализации, что во многом определяет свою социальную реализацию.
      Глухие  дети – это дети с наиболее резкой степенью поражения слуха. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, громкий голос над ухом и т.д.). Но разборчивое восприятие речи невозможно.
      Слабослышащие дети – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.
      Глухие дети страдают глубоким стойким двусторонним нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без специального обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, который позволяет им воспринимать лишь очень громкие звуки (силой более 80 дб в диапазоне до 1000-2000 гц). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка. Наибольший ущерб его развитию приносит создаваемое глухотой препятствие к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира, как орудием мышления. Ограниченные возможности владения речью сказываются на развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. Для общения со слышащими дети пользуются естественными жестами (указательными, имитирующими действия, изображающими признаки предметов), которые обычно вырабатываются в процессе взаимного общения. Оглохшие дети - дети, утратившие слух, но сохранившие речь, становление которой происходило на основе нормального слухового восприятия.
      Детский церебральный паралич – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц.
      Термин  «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате повреждения головного мозга на различных этапах внутриутробного развития и родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА П. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ 

      2.1. Организация и методы исследования 

      Подростковый и старший школьный возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формирование такого психологического качества, как образ «Я».
      В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знания, а именно «знания о самом себе», выступает психологическая диагностика. В работе с учащимися используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии и возможность развития этих психологических качеств.
      Развивающая психологическая диагностика выступает в качестве важнейшего элемента в системе профориентационной работы, поскольку именно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется «образ  «Я»  в  единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной).
      Цель: выявить уровень профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и с нарушением функций ОДА. 
 

        Задачи:
      1) анализ специальной педагогической  и специально-психологической литературы  по проблеме исследования;
      2) подбор адекватных диагностических  методик, направленных на изучение  профессионального самоопределения  старшеклассников с нарушениями  слуха и нарушением функций ОДА;
      3) проведение эмпирического исследования;
      4) выявить особенности профессионального  самоопределения личности юношей  и девушек с нарушением слуха  и с нарушением функций опорно-двигательного  аппарата.
      Для выявления уровня профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и с нарушением функций ОДА было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие учащиеся 11 класса специальной общеобразовательной школы-интерната № 30 II вида Калининского района г. Уфы и учащиеся 12 класса специальной школы-интерната № 13 VI вида Кировского района г. Уфы. Характеристика выборки испытуемых представлена в таблице 1, 2.
      Таблица 1
      Характеристика  выборки лиц с нарушением слуха
Имя Заключение  ПМПК Возраст
1 Ренал Б. Двусторонняя  сенсоневральная тугоухость II степени, ЗПР 18
2 Линат Ш. Двусторонняя  сенсоневральная глухота IV степени, сохранный интеллект  
18
3 Лиза Б. Двусторонняя  сенсоневральная глухота, сохранный  интеллект 18
4 Наркас С. Правосторонняя  сенсоневральная глухота, левосторонняя  тугоухость II степени  
18
5 Снежанна С. Двусторонняя  сенсоневральная тугоухость III степени 18
6 Илнур Б. Правосторонняя  сенсоневральная глухота, левосторонняя  тугоухость I степени  
17
7 Денис Ю. Двусторонняя  сенсоневральная тугоухость IV степени 18
8 Ринат И. Сенсоневральная алалия, обусловленная ранним органическим поражением ЦНС  
18
 
      Таблица 2
      Характеристика  выборки испытуемых с нарушением функции ОДА
Имя Заключение  ПМПК Возраст
1 Юля Ш. Спастическая диплегия средней степени 19
2 Фаиль Ш. Спастическая диплегия средней степени 18
3 Рустэм Х. Спастическая диплегия легкой степени 19
4 Эльвира Р. Хореиформный гиперкинез 20
5 Оля М. Гемипаретическая форма ДЦП 18
 
      Исследование велось с использованием методик «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной, анкеты «Ориентир» (Л.И.Соломина), опросника профессиональной готовности (Е.А.Климова).
      Методика Г.В.Резапкиной позволила выявить степень готовности к выбору профессии, тест Климова - к какой из групп профессий у учеников есть склонность, анкета «Ориентир» Л.И.Соломина – предпочтения, способностей к видам деятельности. 
 
 
 

      
    Методика «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной
      Сегодня каждый третий подросток покидает школу не имея представления о том, какую профессию он хочет освоить. Поэтому смысл профориентационной работы в образовательном учреждении заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
      «Скорая помощь в выборе профессии» сочетает основные компоненты профориентационной работы: профинформирование, профконсультирование и психологическая поддержка.
      Работа проходит в форме групповой профконсультации. Каждый учащийся получает два бланке: анкету «Скорая помощь в выборе профессии» и опросник профессиональных склонностей.
      Учащиеся отвечают на вопросы анкеты и самостоятельно оценивают степень своей готовности к выбору профессии, педагог раздает им матрицы профессионально выбора (приложение).
      Следующим шагом является самостоятельный поиск информации об интересующих профессиях – Оценка профессиональных склонностей школьников.
      Подведение итогов
      Полученные данные заносятся в бланк ответов. Подсчитываете, число обведенных букв в каждом из шести столбцов и записываются эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
      10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;
      7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности;
      4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность;
      0-3 балла – профессиональная склонность не выражена.
      Краткая характеристика рекомендуемой профессиональной деятельности по группам
      I—склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением. Тех, кто успешен в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.
      II – склонность к умственной работе. Профессии, связанные с научной и исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, - независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
      III – склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
      IV – склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
      V – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.