На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Качество продукции и методы ее оценки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
   НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
   Им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО 
 

   Факультет управления и предпринимательства  (Сормовское отделение)
   Специальность: «Менеджмент организации»
   Дисциплина: «Производственный менеджмент» 
 
 
 
 

   Курсовая  работа 

Тема: «Качество продукции и методы ее оценки»  
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Контрольную работу выполнил:
                  Студент группы 14-32 МТ/5
                  заочной сокращенной формы
                  обучения 

                  Проверила:  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

   г. Нижний Новгород
   2009 год
 

Содержание. 

Реферат Краткие сведения о работе…………………………………………………………...........
3
Введение……………………………………………………………………………………. 4
   
ГЛАВА 1  
1.Качество  продукции и ее конкурентоспособность   
1.1.1 Качество  продукции: основные понятия,  термины и определения……………… 6
1.1.2. Качество  и конкурентоспособность продукции………………………………….. 8
1.1.3 Государственные  и международные стандарты и  системы качества……………. 9
1.1.4 Последствия  недостаточного уровня качества……………………………………. 12
   
2. Методы  оценки качества  
2.2.1 Показатели  качества продукции: 14
2.2.2 Способы оценки качества продукции 15
2.2.3 Экономическая  эффективность качества продукции,  её оценка от применения систем  качества. 18
   
ГЛАВА 2  
2.1 Характеристика  ОАО Нижегородского химико-фармацевтического  завода  «НижФарм»………………………………………………………………………………….. 22
2.2 Оценка  качества продукции на ОАО  «НижФарм»………………………………….. 25
   
ГЛАВА 3  
Предложения по усовершенствованию системы качества на ОАО «НИЖФАРМ»……. 30
   
Заключение…………………………………………………………………………………. 34
Приложение…………………………………………………………………………………. 35
Список  литературы………………………………………………………………………... 44
 
 

Реферат
      Краткие сведения о работе 

     Тема  моей работы «Качество продукции  и методы ее оценки». Данная тема будет актуальна во все времена, так как лицо фирмы – это качество ее продукции. В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением, как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг. Во все времена люди отдают предпочтение качеству товаров, поэтому можно сделать следующий вывод, что качественная продукция – это конкурентоспособная продукция, с помощью которой любая фирма сможет завоевать рынок товаров и услуг. К сожалению, производство  лекарственных  средств составляет сравнительно небольшую величину, то есть наш экспорт до сих пор имеет сырьевую направленность. Основной причиной крайне малых объёмов экспорта продукции лекарственных  средств является её недостаточная конкурентоспособность.
     Цель работы: исследовать  систему  управления  качеством  продукции  на  примере компании «НИЖФАРМ», и определить причину успеха данной фирмы в области конкурентоспособности среди других фармацевтических компаний, и выявить возможные недоработки по улучшению уровня качества  в данной компании.
      В рамках данной работы было рассмотрено:
      - качество продукции и как оно влияет на  конкурентоспособность предприятия;
      - системы стандартов качества и системы управления качеством, повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике
      -  эффективность качества;
      - способы оценки качества на  предприятии;
      - качество, количество потерь от  брака и  способы его   снижения.
      Были  использованы приложения на которых  наглядно видно политика в области  качества и экологическая политика компании «Нижфарм», предоставлена лицензия на производство лекарственных средств данной фирмы. Был проведен анализ потерь от брака и выявлены возможнее варианты их ликвидации путем создания новых технологий.
 Все это было представлено в данной работе. 
 

 

       Введение 

      Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально иные требования к  качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия.

     В современной рыночной экономике  важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности является качество. Под качеством понимается комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. При этом важнейшей составляющей всей системы качества является, прежде всего, качество продукции.

      Качество  — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания.
      Качество  продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Так как потребитель при выборе того или иного товара в первую очередь обращает внимание на его качество, а уже потом соизмеряет его с ценой на данный товар.
      Исходя  из вышесказанного можно сделать  вывод, что данная тема будет актуальна  во все времена, и все фирмы  мира будут бороться за качество своего товара, чтобы выпускать конкурентоспособную  продукцию, которой любой потребитель с удовольствием отдаст свое предпочтение.  Так как лицо фирмы – это качество ее продукции, и только оно поможет выйти той или иной фирме на мировой уровень.
     К сожалению, в структуре экспорта народного хозяйства нашего государства производство  лекарственных  средств составляет сравнительно небольшую величину, то есть наш экспорт до сих пор имеет сырьевую направленность.
     Основной  причиной крайне малых объёмов экспорта продукции лекарственных  средств является её недостаточная конкурентоспособность, а усугубляет эту причину ужесточающаяся на мировых рынках конкуренция.
     В рамках данной работы поставлена цель - исследовать  систему  управления  качеством  продукции  на примере компании «НИЖФАРМ», которая в свою очередь является одной из ведущих фармацевтических компаний России и лидером по производству лекарственных средств. Попробуем проанализировать причину успеха данной фирмы в области конкурентоспособности среди других фармацевтических компаний, и выявить возможные недоработки по улучшению уровня качества и в данной компании.
     Для реализации поставленной цели мы  считает  необходимым поставить и решить целый комплекс задач.
     Среди них целесообразно выделить следующее:
     - исследовать сущность управления  качеством продукции;
     - провести оценку качества выпускаемой продукции;
     - оценить применение накопленного  отечественного и международного  опыта в системном подходе  к управлению качеством продукции;
     - изучить основополагающие принципы  сертификации систем управления качеством продукции;
     - дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы управления качеством продукции  на  исследуемом  предприятии.
 

     

     ГЛАВА 1

     1.Качество продукции и ее конкурентоспособность

     1.1.1 Качество продукции: основные понятия, термины и определения.

 
     В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции. Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными стандартами. Международный стандарт ИСО 8402—94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО серии 9000 «Системы качества».
     Качество  определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
     Объект  — это то, что может быть индивидуально  описано и рассмотрено, т.е. это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.
     Продукция рассматривается как результат  деятельности или процесса.
     - Согласно ГОСТ 15467—79 «Управление  качеством продукции. Основные понятия, термины и определения» качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
     Продукция здесь рассматривается как материализованный  результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера. Результаты труда могут быть овеществленными (сырье, материалы, технические устройства, пищевые продукты и т.д.) и неовеществленными (энергия, информация). Термины и понятия, рассматриваемые ниже, относятся только к овеществленным результатам труда.
     Учитывая, что свойство продукции является исходной характеристикой ее качества, рассмотрим связанные с ним понятия и термины.
     Свойство  продукции — это объективная  особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, а «потребление» относится к такой, которая при ее использовании расходуется сама. Свойства можно разделить на простые и сложные, например: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено относительно простыми его свойствами — безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.
     Признаком продукции является качественная или  количественная характеристика любых ее свойств или состояний. К качественным признакам можно отнести цвет материала, форму изделия, наличие на поверхности детали антикоррозийного или декоративного покрытия, способ скрепления деталей изделия (сварка, клепка), способ настройки или регулировки технических устройств (ручной дистанционный, полуавтоматический). Качественные признаки могут носить альтернативный характер и имеют только два взаимоисключающих варианта, например наличие или отсутствие защитного покрытия на деталях, наличие или отсутствие дефектов. В швейных изделиях использование взаимозаменяемых ниток: хлопчатобумажных, армированных, лавсановых или капроновых — многовариантный качественный признак.
     Количественный  признак является параметром продукции  может быть одним из показателей ее качества.
     Показатель  качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.
     Многие  показатели качества продукции являются функциями ее параметров. Так, показатель долговечности сверла зависит от ширины направляющей ленточки (геометрического параметра) и от механических характеристик материала сверла (структурных параметров).
     Рассмотренные понятия «признак», «параметр», «показатель  качества продукции» позволяют определить взаимосвязи между ними (рис. 1.)
 

     Рис. 1. Взаимосвязь признаков, параметров и показателей  качества продукции 

     Номенклатура  показателей качества зависит от назначения продукции и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможность оценки уровня ее качества. Показатели качества имеют наименование и численное значение. 

     1.1.2. Качество и конкурентоспособность продукции.

 
     Чтобы продукция стала конкурентоспособной, она должна выполнять свои функции  лучше, чем аналогичная, обладать большей  надежностью или иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими производителями.
     Однако  конкурентоспособной может оказаться  также продукция равного качества и даже несколько уступающая конкурирующей, поскольку к числу условий, интересующих потребителя, относятся также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой-либо особенной черте продукции, семейная традиция или другие подобные факторы. На конкурентоспособность продукции в последние годы все большее влияние оказывает возможность изготовителя поставить потребителю ее раньше своих конкурентов и обеспечить лучшее обслуживание, лучший сервис.
     Продукция может оказаться конкурентоспособной  и случайно. Такая ситуация случается при определенных экономических и организационных условиях: наиболее часто при малом бизнесе и реже — при среднем. Крупные производственные компании уже давно не рассчитывают на случайную конкурентоспособность своей продукции. Они тщательно изучают рынок, желания и возможности потребителей, проводя маркетинговые исследования.
     Если  производителю повезло и его  продукция волею случая оказалась  конкурентоспособной, то ему нужно, во-первых, выяснить возможно точно причины, обусловившие этот случай, а во-вторых, успеть принять меры по сохранению своего выигрышного положения.
     Современный этап развития российской экономики  определяется также усилением взаимозависимости производства и потребления. Повышается роль потребителя в оценка качества продукции и затрат на ее производство и потребление. В связи с этим из всей совокупности потребностей целесообразно выделить систему конечных потребностей и определить их влияние на рост и изменение структуры общественного производства. Именно здесь в наиболее полном виде проявляется интеграция производства с конечным потребителем.
     Экономическая интеграция производителя и потребителя  привела к тому, что стали устанавливаться так называемые затраты изготовителя, обусловленные необходимостью повышения качества выпускаемой им продукции, и экономия потребителя, достигаемая за счет использования им продукции высокого качества. Взаимная экономическая заинтересованность и ответственность между изготовителями и потребителями являются основой перехода от действующей цены производства со всеми ее негативными последствиями к цене воспроизводства, в которой заранее отражаются затраты труда и его экономия.1 
 

     1.1.3 Государственные и международные стандарты и системы качества. 

     В условиях перехода к рыночной экономике  решение проблемы качества продукции  в России во многом будет зависеть от формирования систем стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию "качественная продукция".
     Важным  элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.
     Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.
     Нормотворческая деятельность проявляется прежде всего в разработке и применении стандартов.
     Стандарт - нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.
     В настоящее время сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая  регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации.
     В государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:
    обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
    обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
    обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
    основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к утилизации продукции;
    положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
     В Российской Федерации нормативные  документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:
    государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);
    отраслевые стандарты (ОСТ);
    технические условия (ТУ);
    стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (СТП);
    стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).
    В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых  к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:
    стандарты основополагающие;
    стандарты на продукцию, услуги;
    стандарты на процессы;
    стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.
     Развитие  внешнеэкономических связей привело  к необходимости выработки стандартного подхода к понятию "производство качественной продукции". Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.
     В 1987 г. Международная организация  по стандартизации приняла стандарты  ИСО серии 9000 по системам качества, которые были разработаны на основе советских (Львовской, Саратовской, Краснодарской, Ярославской и др.), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции.
     Международные стандарты ИСО серии 9000 ознаменовали выход стандартизации на качественно  новый уровень. Эта серия включает следующие пять стандартов2:
    ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".
    ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
    ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".
    ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".
    ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".
     Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между  производителями и потребителями  продукции.
     Иными словами, стандарты ИСО четко  ориентированы на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Во многих промышленно развитых странах эти стандарты приняты как национальные (Австрия, Великобритания, Германия,
     Швеция  и др.).3 

      1.1.4 Последствия недостаточного уровня качества
      Качество  как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов. По причине недостаточного уровня качества продукции могут возникнуть следующие последствия:
     1. Экономические
     1.1. Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.
     1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум — плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).
     1.3. Дополнительные затраты на ремонт  техники.
     1.4. Дополнительные затраты времени  у населения на ремонт бытовой  техники.
     1.5. Потери природных ресурсов в  результате использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.
     1.6. Недополученная валютная выручка  из-за низкой доли экспорта готовой продукции.
     1.7. Дополнительная потеря валютных  средств для импорта техники  и товаров народного потребления.
     1.8. Дополнительные затраты материальных  и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.
     2. Социальные
     2.1. Дефицитность отечественной продукции.
     2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.
     2.3. Недостаточное удовлетворение потребностей  производственно-технического и личного плана.
     2.4. Снижение темпов роста благосостояния  населения:
     2.5. Нерациональная трата свободного  времени населения на устранение дефектов изготовления товаров народного потребления.
     2.6. Ухудшение морального климата  в коллективе.
     2.7. Уменьшение прибыли предприятия. 
     3. Экологические
     3.1. Дополнительные затраты на очистку:  воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.
     3.2. Дополнительные затраты на меры  по оздоровлению населения.
     3.3. Потеря продуктивности продукции  сельского хозяйства из-за недостаточного  качества воздуха, воды и почвы.
     3.4. Ускоренная амортизация и дополнительные  затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.
     С понятием качества тесно связано  и понятие технического, уровня продукции  — относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями. 

 

    Методы оценки качества
 
     Качество  товаров - это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему истинному назначению. В настоящее время сформировалось концептуальное видение качества, в том числе и качества товаров, как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и всего общества.  

     2.2.1 Показатели качества продукции:
     По  характеризуемым свойствам применяются  следующие группы показателей:
     Показатели  назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обслуживают область применения продукции.
     Показатели  надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия.
     Показатели  технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовления и эксплуатации продукции.
     Показатели  стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.
     Эргономические  показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
     Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
     Показатели  транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.
     Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
     Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
     Показатели  безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, ремонте, потреблении продукции.
     Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.  

     2.2.2 Способы оценки качества продукции 

     Под оценкой уровня качества продукции  понимается результат оценивания, то есть сопоставления показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями. Выбор базовых образцов является одной из основных операций оценки технического уровня и качества продукции. Совокупность базовых показателей характеризует качество продукции на некоторый заданный период времени.
     Выбор базовых образцов определяется целью  оценки.
     Базовыми  на стадии разработки могут служить  перспективные образцы продукции, характеризуемые прогнозируемыми  реально достижимыми значениями показателей качества, и соответствующие передовые достижения науки и техники на определенный будущий период.
     На  стадии изготовления базовым образцом может быть продукция, показатели качества которой в момент оценки отвечают самому высокому мировому уровню. Такие  базовые образцы применяются при сертификации продукции.
     Срок  действия базового образца устанавливается  ведущей организацией в зависимости  от специфики оцениваемой продукции, т.е. с учетом ее потребности у  потребителей, длительности периодов ее разработки, изготовления и эксплуатации или потребления, а также планируемых сроков проведения сертификации и сроков смены моделей данного вида продукции на внутреннем и внешнем рынках.
     Оценка  качества продукции должна производиться  на различных стадиях ее жизненного цикла.
     На  этапе разработки оценивается уровень разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к ее качеству, и производится нормирование соответствующих показателей в нормативно-технической документации.
     На  этапе производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытаний и принимаются соответствующие решения.
     На  этапе эксплуатации или потребления оценивается качество изготовленной продукции и по результатам этой оценки принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества.
     Основными источниками информации при установлении базовых образцов являются отчеты научно-исследовательских  и проектно-конструкторских организаций, научно-технические прогнозы развития отдельных отраслей промышленности, описания отечественных и зарубежных патентов, отчеты о проведении патентных исследований, государственные, отраслевые, международные, зарубежные стандарты, отечественные и зарубежные периодические научно-технические издания.
     В аналоговую группу могут входить лучшие образцы спроектированной или промышленно освоенной отечественной и зарубежной продукции, составляющей значительную часть общего объема продукции, реализуемой на внешнем рынке и пользующейся устойчивым спросом. Лучший образец из группы принимается за базовый.
     Для продукции одного вида (одного класса и назначения) используют следующие  методы оценки ее качества: дифференциальный, комплексный и смешанный.
     Дифференциальный  метод заключается в сравнении показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями, т.е. показатель качества оцениваемой продукции сопоставляется с показателем качества базового образца.
     В первую группу следует включить показатели, определяющие наиболее существенные свойства продукции, а во вторую — второстепенные. Если в первой группе все относительные показатели больше или равны единице, а во второй большая их часть также не меньше единицы, то можно сказать, что качество оцениваемой продукции не ниже базового. В противном случае оценку качества необходимо проводить другим методом, например комплексным.
     Комплексный метод предусматривает использование обобщенного показателя качества и применяется в случаях, когда целесообразно результат представить в виде одного значения. Оценка в этом случае производится по отношению обобщенного показателя качества оцениваемой продукции к обобщенному показателю качества базового образца.
     При оценке сложной продукции, имеющей  широкую номенклатуру показателей  качества, с помощью дифференциального метода практически невозможно сделать конкретный вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой продукции. В этом случае для оценки применяют и единичные, и комплексные показатели качества, т.е. оценку производят смешанным методом, сущность которого заключается в следующем. Единичные показатели качества объединяют в группы, для каждой из которых определяют групповой комплексный показатель качества. Наиболее значимые единичные показатели можно в группы не включать, а рассматривать отдельно. Объединение показателей в группы должно производиться в зависимости от цели оценки. Например, при аттестации качества продукции по назначению, надежности, технологичности, стандартизации, унификации показатели группируются по характеризуемым свойствам. Найденные значения групповых комплексных и отдельно выцеленных наиболее важных единичных показателей сравнивают с соответствующими значениями базовых показателей, т. е. применяют принцип дифференциального метода.
     Для оценки качества продукции создается  экспертная комиссия, которая состоит экспертной и рабочей групп. В экспертную группу включаются высококвалифицированные специалисты по созданию и реализации оцениваемой продукции: исследователи, технологи, конструкторы, дизайнеры, товароведы и др. Для исключения необъективности оценки в состав групп не должны входить специалисты, имеющие отношение к созданию (проектированию, изготовлению) продукции. Число экспертов зависит от требуемой точности средних оценок, допустимой емкости оценочных процедур, возможностей управления группой и возможностей организации, в которой формируется группа, но их должно быть не менее семи. При заочном опросе число экспертов не ограничивается.
     Экспертная  группа принимает решение на основе усреднения оценок экспертов или голосованием. Для избегания субъективности суждений проводят несколько туров опроса. 
 
 
 
 

     2.2.3 Экономическая эффективность качества продукции, её оценка от применения систем качества. 

     Оценка  эффективности представляет собой процедуру установления экономического преимущества конкретного типа или вида продукции, либо отдельного единичного изделия по сравнению с аналогичными действующими или вновь создаваемыми.
     Сравнение может осуществляться по отношению  к достигнутому или нормативному уровню эффективности.
     Методы  оценки определяют эффективность в  статистике, в зафиксированных значениях  параметров качества на конкретный момент времени. Однако они не дают представления о возможных  вариантах динамики процесса создания и применения продукции, не позволяют, определять технико-экономические последствия, связанные с изменением качества.
     Исследование  эффективности включает в себя определение  уровня эффективности, выявление причин и факторов, обусловливающих этот уровень, изучение возможностей и резервов, а также способов и путей повышения эффективности путём улучшения качества продукции тем или иным способом.
     Цель  исследования эффективности качества – изучение изменения различных сторон эффективности, связанных с изменениями параметров качества продукции и процессов её создания и использования.
     В процессе исследования разрабатывается, решается и анализируется круг взаимосвязанных  проблем и вопросов, что позволяет  глубже проникнуть в природу создаваемых изделий и выявить условия их функционирования, возможные изменения эффективности и определить целесообразность этих изменений.
     Исследовать эффективность качества можно на разных стадиях жизненного цикла  – при проектировании, изготовлении, эксплуатации. Каждая стадия имеет свои особенности, которые стоит учитывать. Однако в них можно выделить ряд общих методологических принципов.
     Переход от оценки эффективности улучшения  или ухудшения качества к исследованию эффективности качества имеет принципиальное значение. На этом пути сочетаются,  объединяются идеи и методы оценки эффективности, моделирования и исследования операций.
     Процесс улучшения качества и его преобразований под влиянием особенностей стадий жизненного цикла продукции является типичным объектом исследования операций.
     В теории исследования операций центральным  является понятие операция, означающее совокупность условий и обстоятельств, в которых протекает тот или  иной процесс. При исследовании операций изучаются существенные элементы процесса и их взаимосвязь в интересах выбора решений, обеспечивающих наилучшие результаты протекания этого процесса. Для постановки задач, решаемых этим методом, важны также характер, содержание процессов, их предназначение и законы протекания.
     С этих позиций в теории и практике управления качеством продукции необходимо расширить понятийный аппарат:
       Операция по улучшению качества продукции – это совокупность элементов, условий и обстоятельств, в которых осуществляется процесс изменения свойств продукта труда в интересах удовлетворения определённой потребности в нужном объёме ив нужное время с минимальными затратами сил и средств. Операция по улучшению воплощает в себе принципиальную схему механизма управления качеством.
    Организации операции по улучшению качества – упорядочение по определённым правилам и приведение в действие факторов и условий осуществления процесса по улучшению качества. Другими словами, организация операции по изменению качества – это проектирование, запуск и обеспечение функционирования механизма управления качеством.
    Рационализация операций по улучшению качества продукции – придание действиям и процессам по улучшению качества такого их состава, содержания, сочетания и последовательности, при которых цель изменения качества будет достигнута в нужный срок наименьших затратах сил и средств. Рационализация операций, процессов направлена на повышение эффективности управления качеством.
    Ситуация разработки и осуществления операции по улучшению качества продукции – это сочетание организационных, организационно-технических, экономических и других реальных или предполагаемых условий, в которых предстоит разработать и осуществить операцию – улучшить качество. Ситуации, в которых в которых приходится вырабатывать и  осуществлять действия по изменению качества, по своему содержанию и характеру чрезвычайно разнообразны. Их варианты лежат в диапазоне от конъюнктуры рынка, где реализуется продукция, до организации технологических операций.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.