На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организационная структура

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................                             3
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ             4     
      Функция организации и её элементы                                                      4
      Распределение задач и полномочий, процедура делегирования        5
      Горизонтальное и вертикальное разделение труда                              8
      Уровни управления                                                                                  10
      Принципы построения организационных структур                            13
      Централизованные и децентрализованные структуры, их преимущества и недостатки                                                                     17
II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ «АПАТИТЫВОДОКАНАЛ»                                                                            23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  28
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Каждый  человек в течении всей жизни  так или иначе связан с организационной деятельностью. Именно в организациях люди растут, работают, учатся, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность.
Итак, организация, как процесс управления - это совокупностью операций, обеспечивающих взаимосвязь между составляющими системы в процессе ее существования. Это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами данного коллектива, обеспечение взаимодействия между участниками, осуществление контроля за исполнением указаний и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов. В этом значении организация представляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей.
Как организационная  деятельность развивается, на каких принципах строятся, почему их участники действуют так, а не иначе, как уживаются стимулы и ограничения - все эти вопросы и обусловили актуальность нашего исследования.
Цель  курсовой работы - рассмотреть организационную деятельность в управлении.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
    Рассмотреть функцию организации и её элементы;
    Изучить процедуру делегирования;
    Дать понятие горизонтального и вертикального разделения труда;
    Ознакомиться с уровнями управления;
    Разобрать принципы построения организационных структур;
    Изучить централизованные и децентрализованные структуры, их преимущества и недостатки;
    Проанализировать организационную структуру предприятия на примере ОАО «Апатитыводоканал».
Объект  исследования - организация.
Предмет исследования - организационная деятельность в управлении.
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ 

1.1 Функция организации и её элементы
Успех деятельности фирмы во многом определяется качеством выполнения функций. Одной из этих функций является организация.
Сущность  функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы.
Для этого  нужно разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Содержанием функции является:
    Приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;
    Подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.
Для успешной реализации функции необходимо учитывать  требования следующих локальных принципов организации:
    Принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;
    Эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;
    Устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;
    Непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;
    Прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;
    Объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;
    Безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;
    Соразмерности ответственности данным полномочиям;
    Исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;
    Приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;
    Комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.
1.2  Распределение задач  и полномочий. Процедура  делегирования
Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий и задач.
Делегирование - передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование — акт, превращающий человека в руководителя.
Цели  делегирования:
    разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей рутинной работы и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;
    повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
    активизировать человеческий фактор, как можно больше вовлечь и заинтересовать работников.
При этом необходим такой объем и масштаб  делегируемых полномочий, который способствует профессиональному росту сотрудников, мотивирует их, обеспечивает удовлетворенность  содержанием труда. Оптимальный  объем делегирования зависит  от различных факторов и, прежде всего, от возможностей реализации делегируемых полномочий данным работником, соответствия передаваемых работнику полномочий характеру принимаемых им задач.
Существуют  две основные концепции делегирования полномочий:
    Классическая — передача полномочий сверху вниз. Полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному;
    Современная — принятие полномочий. Полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным. Исходя из этой концепции, подчиненный имеет право отклонить требования начальника.
Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:
    Поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;
    Предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;
    Формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.
К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:
    Единоначалие — сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;
    Соответствие — состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника;
    Координация — состав полномочий должен динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;
    Достаточность — масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;
    Мотивированность — расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность — это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного.
Полномочия — это организационно закрепленные ограниченные права использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач.
Полномочия  являются именно ограниченным правом, т.к. имеют пределы, определяемые правилами, должностными инструкциями. Работник, выходящий за рамки этих правил, превышает свои полномочия. Пределы  полномочий расширяются в направлении  более высоких уровней управления. Но даже полномочия высшего руководства  ограничены законами, культурными ценностями общества. Полномочия бывают линейные и штабные.
Линейные  полномочия — это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.
Штабные полномочия — это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу. Делятся на:
    Рекомендательные полномочия - являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.
    Обязательного согласования  - обеспечивают расширение рекомендательных полномочий и обязывают линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.
    Параллельные полномочия - представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.
    Функциональные полномочия - означают предоставление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
На практике часто эффективная реализация делегирования затруднена (табл.1).
Препятствия со стороны руководителя Препятствия со стороны подчиненного
Отсутствие  доверия к подчиненным  Боязнь  ответственности 
Боязнь  потери власти Неуверенность в себе
Отсутствие  способности руководить, видеть перспективу, обучать  Боязнь  риска, критики, нареканий
Боязнь  риска  Перегрузка  подчиненного
Отсутствие  системы контроля за работой подчиненного Отсутствие  стимулов
Уверенность, что руководитель сам выполнит работу лучше  Отсутствие  необходимых ресурсов для выполнения работы ( незнание работы )
Причинами этого могут быть как руководители, так и подчиненные. Для преодоления препятствий необходимо их выявить и предпринять меры по существу причины: создать систему стимулирования, контроля, обучения, информирования, обеспечить необходимыми ресурсами и т.п.
1.3 Горизонтальное и  вертикальное разделение  труда
В теории организации труда и управления предприятием выделяют вертикальное и горизонтальное разделение труда. Главной задачей разделения труда является создание условий для неуклонного роста производительности труда.
Вертикальное  разделение труда предполагает управление и координацию определенных групп людей для достижения поставленной цели. Схема вертикального разделения труда (рис.1).

Рис. 1 Вертикальное разделение труда
Вертикальная  дифференциация связана с иерархией  управления в организации. Чем больше ступеней иерархической лестницы между  высшим уровнем управления и исполнителями, тем более сложной является данная организация. Полномочия распределяются по должностям и руководителями, занимающим эти должности.
К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.
Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях фирмы. Сюда входят менеджеры функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.
Высший  уровень — администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство фирмы, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.
Горизонтальное  разделение труда – разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. составляющие части общей деятельности.
Чем больше в организации различных сфер, требующих специализированных знаний и навыков, тем более сложной она является. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций. Она охватывает определение работы (соединение различных отдельных заданий) и определение взаимосвязи между различными видами работ, которые могут выполняться одним или многими работниками. Схема горизонтального разделения труда (рис.2).

Рис. 2 Горизонтальное разделение труда
На схеме  отражены подходы к охвату контролем  и функционализации. Охват контролем - это число подчиненных, которые  отчитываются перед одним руководителем. Функционализация — это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации.
Руководители  высшего уровня (РВУ) имеют прямой контроль над руководителями среднего уровня по производству, бухгалтерскому учёту, маркетингу и др.
Руководители  среднего уровня (РСУ) имеют прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня.
Руководители  низшего уровня (РНУ) имеют контроль над определённым числом исполнителей.
Это можно  рассматривать как функционализацию, в результате которой образуются те или иные специализированные подразделения. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно.
1.4 Уровни управления
Вне зависимости  от того, сколько существует уровней  управления в организации руководителей  всех уровней традиционно делят  на три категории, соответствующие  трём уровням управления.  При  котором выделяются: высший, средний  и нижний уровень (звено) управления (рис. 3).

Рис. 3 Уровни управления
1. Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек.
Типичные  должности руководителей  высшего звена - президент, вице-президент, директор и его представители.
Задача  высшего звена - это текущее и стратегическое планирование и управление. 
Сильные руководители высшего звена накладывают  отпечаток своей личности на весь облик компании. Поэтому успешно  действующие руководители высшего  звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.
Специфические требования:
    Гибкость в принятии решений;
    Учёт макросреды;
    Способность предвидения ( основанная на профессиональном опыте, интуиции);
    Способность к новаторству;
    Адаптация к переменам.
Структура затрат времени высших руководителей:
    59% времени занимают заседания и встречи;
    22%  - работа с документами и корреспонденцией;
    6%  - телефонные разговоры;
    3% - поездки, осмотры;
    10% - незапланированные встречи.
2. Работа младших начальников координируется и контролируется средним организационным уровнем. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникает два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Таким образом образуется четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой.
Типичными должностями руководителей  среднего звена управления являются: начальники цехов, начальники лабораторий, начальники отделов, функциональные руководители.
Руководитель  среднего звена часто возглавляет  крупное подразделение или отдел  в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.
Задачи  среднего звена:
    Координирование работы младших начальников (менеджеров).
    Подготовка необходимой информации для руководства высшего звена.
    Представление решений высшего звена управления в удобной, понятной форме младшим начальникам (в виде конкретных заданий).
    Анализ производственно-экономических показателей.
    Оказание содействия своими решениями продвижению новых разработок, идей.
Специфические требования:
    Владение различными методиками анализа с использованием компьютерных средств;
    Знание научных методов управления и принятия решений;
    Владение методами в области психологии управления ;
    Умение мотивировать труд.
Основной  характеристикой среднего уровня менеджмента  является то, что он является информационно-аналитическим  центром. С одной стороны, представители  этого уровня анализируют то, что  происходит на низовом уровне, с  другой - дают информацию, которая может  быть использована при стратегическом планировании, высшему руководству.
3. Нижний организационный  уровень - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Большую часть руководителей в крупной организации составляют именно младшие начальники. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.
Типичным  должностями на данном уровне являются: мастера, старшие мастера, руководители малых групп, младшие начальники.
Задачами  для низшего звена  являются: распределение заданий, контроль за ходом их выполнения; ответственность за рациональное использование ресурсов.
Характер  работы:
    Частая смена заданий (оперативная работа);
    Короткий период выполнения текущих решений, которые принимает мастер;
    Больше контактирует с исполнителями, чем с начальством.
Специфические требования:
    Умение ослаблять напряжённость от решений высшего руководства;
    Умение предотвращать конфликты;
    Обоснованное, рациональное распределение заданий и закрепление ответственности за работниками;
    Способность мотивировать труд.
Итак, существенная особенность современной структуры  управленческого аппарата фирм состоит  в отделении стратегических и  координационных задач управления от оперативной деятельности: высший уровень управления ориентирован в  первую очередь на разработку стратегических направлений и целей развития, координацию деятельности в глобальном масштабе, принятие важнейших, производственно-хозяйственных  решений; средний уровень призван  обеспечить эффективность функционирования и развития фирмы путем координации  деятельности всех подразделений; низовой  уровень сосредоточен на оперативном  решении задач по организационной  деятельности в рамках отдельных  структурных подразделений, главной  задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску  продукции и получении прибыли.
1.5 Принципы построения  организационных  структур
Производственная  структура предприятий определяет структуру управления им. Структура управления предприятием - это состав управленческих подразделений и их взаимосвязи.
Для осуществления  функций управления на предприятиях создаётся аппарат управления, который  подразделяется на отдельные, но взаимосвязанные  части - органы управления. Каждый орган  управления (например, бухгалтерия) выполняет  определённый комплекс операций и процедур по управлению производством, т.е. осуществляет функции управления.
Аппарат управления по горизонтали  делится на звенья, по вертикали - на ступени  управления, а промежуточным связующим компонентом структуры между этими элементами являются связи, образующие иерархию. Звено управления - это самостоятельный орган (или исполнитель) аппарата управления (например, инспектор по кадрам). Последовательность подчинения органов управления, находящихся на одном горизонтальном уровне, образует ступени управления.
Определение целесообразного количества ступеней в иерархии управления предприятием, установление на каждой ступени управления определённого и чёткого круга  прав и обязанностей, проектирование взаимосвязей между звеньями или  ступенями аппарата управления составляют важнейшие вопросы управления, влияющие на рациональные структуры управления предприятием. Структура аппарата управления, дополненная связями и взаимодействием  отдельных органов управления, называется организационной структурой управления (ОСУ).
На организационную  структуру управления предприятием оказывают влияние объём производимой продукции, тип производства, уровень  специализации, концентрации, кооперирования производства, уровень автоматизации  и другие факторы.
Существуют  следующие основные виды организационных  структур управления:
    Линейная;
    Функциональная;
    Линейно-функциональная.
В соответствии с этим аппарат управления предприятием включает линейных (генеральный директор объединения, директор предприятия, начальник  цеха, мастер) и функциональных (начальников  функциональных отделов, бюро) руководителей.
1. Линейная структура  характеризуется непосредственным воздействием руководителя на управляющее звено по всем функциям управления. Линейный руководитель единолично отвечает за работу подчинённых звеньев. Ему подчинены руководители и исполнители нижестоящих подразделений, а он подчинён вышестоящему начальнику (рис. 4).

Рис. 4 Линейная структура  управления
Такая структура применяется при небольших  объёмах работ и численности  работников. Линейная структура обеспечивает полное выполнение принципа единоначалия, повышает ответственность каждого  руководителя за конечные результаты труда в его подразделении. Но вместе с тем требует от руководителей  глубоких и разносторонних знаний, что при большом объёме производства и его сложности ограничивает использование такого принципа построения организационной структуры управления.
2. При функциональной  структуре общее руководство осуществляется линейным руководителем через руководителей функциональных органов. При этом руководители специализируются по отдельным управленческим функциям. Функциональный руководитель наделён правами распорядительства (рис. 5).

Рис. 5 Функциональная структура  управления
3. Линейно-функциональная  структура. Стремление избежать недостатков, присущих линейным и функциональным структурам в их "чистом" виде, привело к появлению смешанных структур, примером которых она является. Она состоит в том, что линейные руководители осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе создаются функциональные подразделения (отделы, бюро), которые возглавляют ведущие специалисты в определённых областях. Они выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления, готовят решения, но принимает их руководитель-единоначальник подразделения. Преимуществом этой структуры является повышение качества принимаемых решений и соблюдение принципа единоначалия, а недостатки состоят в тенденции к "разбуханию" штатов функциональных служб, к их отрыву от  проблем, наиболее важных для исполнителя (рис. 6).

Рис. 6 Линейно-функциональная структура управления
Между всеми составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа звеньев и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость  пересмотра всех остальных.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.