На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Система национальных счетов, история её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                          

Оглавление 

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1 Система  национальных счетов  ее структура,сущность и задачи………..5
Глава 2 Основные понятия,категории и классификации системы национальных счетов………………………………………………………………………………...11
Глава 3 Система показателей результатов экономической деятельности СНС...18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Введение
         Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд( МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).
       Система национальных счетов  представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за определенный период времени (как правило за год), ее структуру и важнейшие взаимосвязи. Набор этот одинаковый для всех стан, использующих СНС.
      СНС дает возможность сопоставления  экономических показателей всех  стран, использующих СНС, сводимость  макроэкономических показателей  на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.
        В рамках данной работы я попытаюсь наиболее полно раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Система национальных счетов  ее структура,сущность и задачи
         СНС представляет собой систему  взаимосвязанных статистических  показателей построенной в виде  определенного набора счетов  и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов [1,C.117].
В структурах СНС выделяются следующие группы счетов, которые разрабатываются  в текущих ценах:
Группа  счетов внутренней экономики в целом:
    счет производства товаров и услуг;
    счет образования доходов;
    счет распределения доходов:
    а) счет распределения первичных доходов;
    б) счет вторичного распределения доходов;
    счет использования национального располагаемого дохода;
    счет накопления (счет операций с капиталом).
Группа  счетов отраслей экономики:
    счет производства по отраслям;
    счет образования доходов по отраслям.
Группа  счетов внешнеэкономических связей («остальной мир»):
    счет текущих операций;
    счет капитальных затрат;
    финансовый счет.
        Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы. Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений[3,C.191].  
         Потребителями данных СНС являются  также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно- политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.
          Впервые попытка создания системы  показателей для характеристики  и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства(БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. на протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.
        Согласно марксистской концепции  к сфере экономического производства  относится только материальное  производство. В сфере нематериальных  услуг(оборона, образование, управление  и т.д.) происходит лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода.
       СНС основана на концепции  рыночной экономики, согласно  которой в общий итог экономической  деятельности включается производство  всех товаров и услуг, за  исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей.   
        В отличие от марксистской  экономической концепции в СНС  земля и капитал рассматриваются  как факторы, участвующие в  создании стоимости наравне с трудом[5,C.106].
Первые  разработки СНС, выполненные в ряде развитых западных стран, относятся  к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой  войны СНС в рамках официальной  статистики стала использоваться в  Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран.
         В 1953году экономическими организациями  ООН была разработана и предложена  к внедрению первая официальная  версия СНС. Вторая версия СНС  была предложена в 1968г. важная  особенность этой версии состояла  в том, что она использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной из бухгалтерского учета. В 1993г. Статистическая комиссия ООН предложила новую версию системы национальных счетов, принятую большинством развитых стран мира.
         Система национальных счетов Российской Федерации(СНС РФ)начала создаваться в 1991г. в настоящее время СНС РФ адаптируется к новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.
        Суть СНС сводится к формированию  системы обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства( стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называют консолидированными счетами.
       Основу структуры СНС составляют счета и балансовые таблицы.
Счет  отражает операции, активы или обязательства хозяйственных единиц, представляет собой двустороннюю таблицу, где равенство между суммами достигается с помощью балансирующей статьи, которая является макроэкономическим показателем. Балансирующие статьи дают возможность переходить от одного счета к другому и увязывать счета в единую систему.
Таблица счетов и балансирующих  статей
Счет  текущих операций Балансирующая статья
Счет производства Валовой внутренний продукт (ВВП) (для нац. экономики) и валовая добавленная стоимость (ВДС) (для секторов национальной экономики)
Счет образования доходов Валовая прибыль (ВП) и валовые смешанные доходы (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)
Счет распределения первичных доходов Валовой национальный доход (ВНД) (для нац. эконом.) и сальдо первичных доходов (СПД) (для сект. нац. эконом.)
Счет вторичного распределения доходов Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) (для нац. экономики) и валовой располагаемый доход (ВРД) (для секторов нац. экономики)
Счет использования доходов Валовое сбережение (ВНС) (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)
Основные  сводные счета
Сводный счет Использование Ресурсы
Счет производства 3. Промежуточное  потребление 
5. ВВП (валовой внутренний продукт в рыночных ценах) 
(5 = 1 + 2 – 3 – 4)
1. Выпуск товаров  и услуг 
2. Чистые налоги на продукты 
4. Субсидии
Счет образования доходов 2. Оплата труда  наемных работников 
3. Налоги на производство и импорт 
в том числе: 
налоги на продукты 
другие налоги на производство 
5. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы 
(5 = 1 – 2 – 3 + 4)
1. ВВП в рыночных ценах 
4. Субсидии на производство и импорт
Счет распределения первичных доходов 5. Доходы от  собственности, переданные «остальному  миру» 
6. Валовой национальный доход (ВНД) (сальдо первичных доходов) 
(6 = 1 + 2 + 3 + 4 – 5)
1. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы 
2. Оплата труда наемных работников 
3. Чистые налоги на производство и импорт 
4. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»
Счет вторичного распределения доходов 3. Текущие трансферты, переданные «остальному миру» 
4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) 
(4 = 1 + 2 – 3)
1. Валовой национальный доход (ВНД) 
2. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»
Счет использования валового национального располагаемого дохода 2. Расходы на конечное потребление 
в том числе: 
домашних хозяйств 
государственных учреждений 
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 
3. Валовое национальное сбережение (ВНС) 
(3 = 1 – 2)
1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)
 
      Счет товаров и услуг является счетом денежных потоков. Поток характеризуется величинами тех или иных процессов за период времени, например, производство продукции, покупки товаров, выплаты заработной платы и др. Счета потоков отражают сквозное движение стоимости продукции и услуг через все стадии - от производства до конечного потребления[4,C.312].
       Система национальных счетов  завершается построением балансовых  таблиц, отражающих итоговое изменение  национального богатства за отчетный  период и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе. 

Глава 2 Основные понятия,категории и классификации  системы национальных счетов
СНС представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.
Институционные  единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических  решений по всем вопросам хозяйственной  деятельности. Существуют два типа институционных единиц: 1) юридические лица - предприятия, корпорации, квазикорпорации( единицы, сходные с корпорациям, но формально не имеющие их статуса) государственные учреждения, банки, страховые компании и др.
2)домашние  хозяйства, рассматриваются как  институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.
Все институционные единицы являются так называемыми  резидентами страны. Это понятие  включает в себя те институционные единицы, которые связаны с экономической  территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода( обычно год или более).
Экономическая территория - это территория административно  управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.
На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связанно с понятием национальности или гражданства.
Национальная  экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты  страны, из которой они прибыли.
Внутренняя  экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.
Для расчета  обобщающих макроэкономических показателей  необходим большой объем информации о различных аспектах экономических  процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.
В СНС  важнейшими являются следующие классификации:
- институционных  единиц по секторам экономики;
- отраслей  экономики;
- экономических  операций;
- активов  и пассивов;
- товаров и услуг;
- расходных  органов государственного управления  по назначению;
- налогов  и субсидий.
Институционные  сектора экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых  ими функций в экономическом  процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:
1. не  финансовые предприятия, корпорации  и квазикорпорации, т.е. структуры,  занятые производством товаров  и услуг, за исключением финансовых  услуг;
2. финансовые  корпорации и квазикорпрации;
3. органы  государственного управления;
4. домашние  хозяйства;
5. некоммерческие  организации, обслуживающие домашние  хозяйства;
6. внешнеэкономические  связи( остальной мир).
Классификация по секторам характеризует структуру  рыночной экономики.
В сектор 1 включаются предприятия, корпорации и квазикорпорации, которые производят нефинансовые товары и услуги. К  ним относятся все единицы, входящие в этот сектор, которые возмещают  свои издержки за счет выручки от продажи  своих товаров и услуг на рынке.
Сектор 2 включает финансовые учреждения( банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией которых является посредничество. Эти единицы финансируют  свои издержки за счет разницы между  процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.
Сектор 3 включает бюджетные государственные  организации, функция которых - перераспределение  доходов и богатства, предоставление нерыночных услуг обществу в целом  и отдельным его членам( выплата пенсий, стипендий, субсидий и т.д.). финансируют свои издержки за счет налогов, частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.
Сектор 4 включает домашние хозяйство, т.е. единицы  в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владеют которыми те же домашние хозяйства: мелкие фермы, небольшие магазины и т.д. в этот же сектор включаются лица свободных профессий (художники, писатели и т.д.). Свои издержки с единицы, входящие в этот сектор, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений( пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, входящих в этот сектор.
Сектор 5 включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членами этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований.
Сектор 6 «Остальной мир» охватывает зарубежных резидентов в той мере, в какой их деятельность связана с резидентами данной страны. Счета данного сектора отражают внешнеэкономическую деятельность[2,C.146].
Отраслевая  классификация в СНС создана  в соответствии с Международной  стандартной классификацией всех видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства( МСОК). Отрасль определяется как совокупность заведений с однородным производством( сельское хозяйство, транспорт, связь, промышленное производство и т.д.). В соответствии с этим стандартом в классификации отраслей экономики единицей классификации является заведение - относительно однородное с точки зрения производимой продукции, применяемой технологии и структуры затрат и находящиеся в одном месте предприятия или его часть, о котором может быть получена информация о затратах и его продукции.
Другой  важной классификацией СНС является классификация экономических операций.
Все экономические  операции подразделяются в СНС на следующие виды:
1. операции  с товарами и услугами( производство и использование на различные цели товаров и услуг);
2. операции  с доходами( распределение и перераспределение  доходов);
3. операции  с финансовыми инструментами(  приобретение финансовых активов,  принятие финансовых обязательств, например, займы, кредит, прирост депозитов в банках и пр.);
4. прочие  операции, характеризующие изменение  активов в результате экстраординарных  событий( пожары, наводнения, катастрофы  и др.). Под активами понимаются  объекты, обладающие стоимостью.
Экономические операции делятся в зависимости от метода их реализации на:
а) операции на компенсационной основе, когда  поток благ и услуг или денег  вызывает встречный поток благ, услуг  или денег
б) трансферты - операции, при которых поток  благ, услуг или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.
Трансферты  подразделяются на текущие (предназначенные  на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений).
В СНС  предусматривается также классификация  активов. Они подразделяются на следующие виды: нефинансовые и финансовые, произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные. Группы активов регистрируются в особых счетах-балансах активов и пассивов.
Классификация товаров и услуг в СНС соответствует  Международной центральной классификации продуктов, одобренной Статистической комиссией в 1993г.
Классификация расходов органов государственного управления предполагает их разграничение  по назначению: общее управление, оборону, просвещение здравоохранение и  т.д. Эта классификация позволяет разделить потребление органов государственного управления на коллективное и индивидуальное.
Доходы  государства в основном складываются из налогов, сборов и доходов, получаемых от государственной собственности. В СНС предусматривается различие между налогами на продукты( НДС, налог на продажу и т.д.) и прочими налогами на производство. Взятые вместе, они образуют налоги на производство и импорт.
Налоги  в СНС разделены на две группы:
- текущие(  уплачиваемые регулярно)
- капитальные(  единовременно).
Классификации СНС позволяют упорядочить информацию, сделать ее обозримой, компактной и  сгруппированной на основе определенных принципов и критериев. Важнейшим  из которых- балансовое равенство, т.е. в окончательном итоге сумма  ресурсов должна быть равна сумме расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Система показателей результатов экономической деятельности СНС
При расчете  основных показателей СНС и межотраслевого баланса (МОБ) применяются следующие  виды цен:
- рыночные  цены - цены производителей и цены  покупателей;
- основные  цены;
- факторные  цены.
Рыночная  цена производителя - это цена, получаемая производителем за реализуемую единицу  продукта или услуги, включающая налоги на продукты( кроме налога на добавленную  стоимость и налогов на импорт) и исключающая субсидии на продукты.
Рыночная цена покупателя - цена, уплаченная покупателем за продукты и услуги, включающая все чистые налоги на продукты и торгово-транспортную наценку.
Основная  рыночная цена - это цена, получаемая производителем за единицу реализуемого продукта или услуги, без налога на продукты, но с включением субсидий на продукты. Она применяется для устранения влияния различных ставок налогов и су3бсидий в различных отраслях экономики.
Оценка  в текущих ценах осуществляется в СНС по ценам, фактически, используемым в операциях[5,C.212].
Взаимосвязь цены конечного потребителя, цены производителя  и основной цены может быть представлена следующим образом:
Цена  производителя = Цена конечного потребителя - НДС- Налоги на импорт - Торгово-транспортная наценка.
Основная  цена = Цена производителя - Налоги на продукты, включенные в цену производителя( за исключением налогов на импорт) + субсидии на продукты.
Факторная цена используется в межотраслевом  балансе. Она отражает стоимость  использованных для производства продукции  или услуг основных факторов производства; ее можно представить как сумму трех элементов: факторная цена = потребление основного капитала + оплата труда + прибыль.
Исходным  показателем для расчета основных показателей в СНС является валовой  выпуск( ВВ).
Валовой выпуск представляет собой суммарную стоимость продуктов и услуг, произведенных в отчетном периоде и включающих все рыночные и нерыночные продукты и услуги, а также косвенно измеряемые услуги финансового посредничества. Различают два типа выпуска: рыночный и нерыночный.
Рыночный  выпуск - включает товары и услуги, реализуемые  по экономически значимым ценам путем  продажи или бартера.
Нерыночный  выпуск - включает товары и услуги, производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления  или накопления; товары или услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, т.е. по ценам не покрывающим издержки производства, а также включая услуги, предоставляемые обществу в целом (например, бесплатное образование и медицинское обслуживание, услуги государственного управления, обороны и т.д.)
Промежуточное потребление( ПП). Точность расчета  валовой добавленной стоимости(ВДС) и валового внутреннего продукта( ВВП) во многом зависит от точности расчета промежуточного потребления. ПП определяется как стоимость потребленных товаров( за исключением потребления основных фондов) и потребленных рыночных услуг в процессе производства других товаров и услуг в данном периоде. Оно включает: 1) затраты сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов, продуктов питания и др. 2) оплату работ и услуг, предоставляемых другими единицами и отдельными лицами.
Промежуточное потребление оценивается по ценам  покупателей, действующим на момент поступления товаров и услуг  в процессе производства и включающим торгово-транспортную наценку и налоги на продукты( кроме налога на добавленную стоимость) за вычетом субсидий на продукты. 
 
 
 
 
 
 

Заключение
В данной работе, я попыталась полностью раскрыть, как используется СНС, что необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного рыночного общества - процесс сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
  Система национальных счетов связывает воедино  важнейшие экономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.