На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль золотовалютного резерва в обеспечении стабильности национальной валюты Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
                       РОЛЬ ЗОЛОТОВАЛЮТНОГО РЕЗЕРВА   В
                     ОБЕСПЕЧЕНИИ СТАБИЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
                      ВАЛЮТЫ   РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 

           Одна из ключевых, социально-экономических целей Республики Беларусь - стабилизация национальной валюты. Данная задача не может быть решена без наличия достаточных и растущих золотовалютных резервов.
         Переход Республики Беларусь на новый этап развития потребовал кардинальных перемен в условиях функционирования экономики, в том числе денежно-кредитной сферы как неотъемлемого элемента любой экономической системы общества.
     Став  на путь рыночных преобразований, наша республика получила возможность интеграции в мировое экономическое сообщество. Однако необходимо отметить, что любое  государство должно четко следовать определенным экономическим законам с целью обеспечения гарантии стабильности.
       Государственный  фонд золотовалютных  резервов Республики Беларусь создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь  «О временном порядке валютного регулирования и проведения валютных операций на территории Республики Беларусь» от 20 марта 1992 года №1538-Х11.
     Фонд  предназначен для использования  в процессе  валютного регулирования.  Средства фонда являются собственностью Республики Беларусь и расходуются в соответствии с действующим законодательством.
     Фонд  формируется из:  валютных ссуд, полученных Национальным банком, Правительством Республики Беларусь за рубежом;  сумм иностранной валюты, приобретаемых Национальным банком на валютных рынках за счет денежной эмиссии;  безвозмездных поступлений в иностранной валюте в пользу  Республики Беларусь;  других валютных ценностей (драгоценных металлов и камней в любом виде и состоянии, ценных бумаг в иностранной валюте и др.), поступающих в пользу Национального банка в соответствии  с законодательными актами, а также приобретенных Национальным банком за счет денежной эмиссии; сумм, полученных   по гарантийным и другим обязательствам Национального банка, выполнение которых обеспечивалось за счет Фонда; части дохода, полученного от размещения средств Фонда на международном и внутреннем валютных рынках;  других валютных поступлений.
     Средства  фонда хранятся в  виде:  наличной иностранной валюты в кассе Национального банка;  иностранной валюты на корреспондентских счетах; других ценностей, находящихся в хранилищах Национального банка и других банков.
     Другие  валютные ценности (драгоценные металлы  и камни, ценные бумаги в иностранной  валюте и др.), поступившие в фонд, хранятся в хранилищах Национального банка, а также за рубежом.
     Средства  Фонда используются на: стабилизацию денежной единицы Республики Беларусь и    поддержание обменного курса по отношению к иностранной валюте;  продажу, а также предоставление кредита и размещение в депозит банкам, расположенным на территории Республики Беларусь                   (в соответствии с Принципами размещения Национальным банком средств в свободно конвертируемой валюте);  продажу и предоставление в кредит Правительству Республики Беларусь; выполнение обязательств, принятых на себя  Национальным банком и выраженных в иностранной валюте; на покрытие государственных расходов в иностранной валюте, возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами и осуществляемых по решению Верховного Совета Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь размещает остатки средств Фонда в иностранных банках.
     Размещение  средств Фонда осуществляется исходя из целей валютного регулирования.
     Расходование  средств Фонда производится по распоряжению Председателя Правления Национального банка, Совета Директоров Национального банка заместителей Председателя Правления Национального  банка в соответствии с распределением обязанностей.
     По  мнению профессора Манделла, при формировании резервов можно использовать три  источника — доллары США, ЕВРО, золото. При этом лучшим будет формирование резервов исходя из стабильности каждого источника.
               Общеизвестно, что с решением МВФ в 1978 году о демонетаризации золота роль основного источника при формировании золотовалютных резервов приобрел доллар США. При этом неоспоримым выглядит тот факт, что двукратное увеличение резервов не может быть обеспечено лишь при помощи американской валюты. Источниками роста также может служить ЕВРО и увеличивающаяся стоимость золотых резервов.
     Несмотря на то, что, на протяжении последних двух лет политика некоторых центральных банков была направлена на уменьшение золотых запасов, можно предположить, что общее количество золота в денежной системе не претерпит серьезных изменений, так как одни продают его, а другие покупают.
     Необходимым условием для достижения поставленных на современном этапе развития задач  является формирование системы правоотношений, способствующих всестороннему накоплению и пополнению золотовалютных резервов и, как следствие, создание значительного золотовалютного потенциала страны. Достаточность золотовалютных резервов является тем необходимым условием, без которого невозможно обеспечить устойчивое функционирование экономической системы в целом и ее отдельных элементов. В этой связи роль драгоценных металлов в осуществлении денежно-кредитной политики особенно велика.
     Значительные  объемы накопленных драгоценных  металлов, в частности золота как  наиболее валютоемкого драгоценного металла, способны обеспечить республике определенную степень доверия и поддержки как со стороны отечественных, так и со стороны крупнейших мировых кредитно-финансовых институтов.
     Основным  показателем функционирования экономики любой  страны является величина ее чистых внутренних активов, в состав которых входит золотой запас. По методике МВФ к золотому запасу относится золото, находящееся в распоряжении международных кредитно-финансовых институтов и выступающее как резерв при осуществлении ими своей экономической и социальной политики.
     В мировой практике, как правило, к драгоценным металлам, составляющим золотовалютные резервы, относится лишь золото.       
       Чтобы подчеркнуть роль золота при формировании резервов можно привести мнение профессора Роберта Манделла, лауреата Нобелевской премии в области экономики в 1999 году: «Любое государство просто не рискнет хранить только бумажные деньги, особенно в условиях меняющейся международной денежной системы. Золото обеспечивает стабилизирующий эффект в мире плавающих валют. Мир существует с бумажными деньгами только 28 лет, которые генерируют инфляцию». По расчетам профессора Манделла, если наметившийся рост общих запасов золота продолжится (в 1998 году рост составил 6%) и соотношение доллара США и ЕВРО не претерпит сильных изменений к 2010 году, можно ожидать цену золота на уровне 600 USD.
     Достаточность золотовалютных резервов является тем  необходимым условием, без которого невозможно обеспечить устойчивое функционирование экономической системы в целом  и ее отдельных элементов. В этой связи роль драгоценных металлов в осуществлении денежно-кредитной политики особенно велика.
     Значительные  объемы накопленных драгоценных  металлов, в частности золота как  наиболее валютоемкого драгоценного металла, способны обеспечить республике определенную степень доверия и поддержки  как со стороны отечественных, так и со стороны крупнейших мировых кредитно-финансовых институтов.
       Однако в условиях ограниченности  в Беларуси драгоценных металлов  необходимо обеспечить становление  и формирование достаточного  запаса всех драгоценных металлов (золота, серебра, платины и металлов платиновой группы). В большинстве развитых государств к золотому запасу относятся слитки драгоценных металлов. В слитках путем проведения аффинажа обеспечивается наибольшее содержание чистого золота, чем достигается наибольшая валютоемкость при незначительных объемах.
     Принимая  во внимание, что основным финансовым органом страны является центральный  банк, а также то, что все функции  по обеспечению стабильности национальной денежной единицы и устойчивому  развитию денежно-кредитной системы сконцентрированы именно в нем, наделение центрального банка правом оперативного распоряжения и использования золотого запаса является необходимым и неотъемлемым условием.
     Таким образом, скорейшее сосредоточение золотовалютных резервов государства, участвующих при осуществлении банковских операций (слитки и монеты), в Национальном банке позволит проводить с ними ряд активных операций в интересах государства.
     Обеспечив концентрацию золотовалютных резервов в Национальном банке Республики Беларусь как наиболее оперативном и стабильно функционирующем звене денежно-кредитной системы Республики Беларусь, их использование будет осуществляться наиболее эффективно.
     В последнее время наблюдается  устойчивая тенденция к повышению  валютного компонента в общей структуре международных ликвидных активов, при этом золото продолжает учитываться по фиксированной цене в 35 СДР1 за тройскую унцию, что значительно ниже рыночной цены.
     ' СДР (специальные права заимствования) международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ, используются для безналичных международных расчетов между странами членами МВФ и с МВФ путем записи на специальных счетах, а также в качестве расчетной единицы. Являются международным резервным активом. СДР выполняют ряд функций мировых денег по регулированию платежных балансов, пополнению официальных валютных резервов, соизмерению стоимости национальных валют, но не имеют собственной стоимости и реального обеспечения. Термином "СДР" пользуются и для обозначения искусственной коллективной денежной единицы, курс которой определяется на основе средневзвешенного курса специального набора пяти валют: доллар США — 42%, германская марка — 19%, японская иена — 15%, английский фунт стерлингов и швейцарский франк — по 12%; удельные веса корректируются раз в пять лет. СДР используются в качестве стоимостного эталона для предотвращения курсовых потерь, как и евро.
     Центральные банки ведущих развитых стран, а  также международные кредитно-финансовые организации являются держателями  около 33 тыс. тонн золота, что составляет приблизительно объем пятнадцатилетней мировой добычи золота. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Объемы  золота крупнейших мировых  держателей в виде официальных резервов и тенденции их изменения с 1990 года по настоящее время
                                                                                          Таблица 1 

     
     Место
     Страна-держатель
Объем золотых резервов, тонны
Изменение в объеме (+/-) с 1990 г., тонны
    Соединенные               Штаты Америки
     8200
Не изменяется
    Германия
     2975
Не изменяется
    Швейцария
     2600
Не изменяется
    Франция
     2560
Не изменяется
    Италия
     2080
Не изменяется
    Голландия
     785
Уменьшился  на 560 тонн
7 Япония
     760
Не изменяется
12 Россия
     425
Увеличился  на 105 тонн (по состоянию на 1993 год)
 
     Основными целями накопления и использования  золотовалютных резервов являются:
     1. Обеспечение стабильной денежной единицы путем проведения валютных интервенций.
     Действие  механизма золотых интервенций  аналогично проведению валютных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать официальные золотые резервы, скупая национальную валюту, и наоборот, для снижения курса национальной валюты центральные банки покупают золото, уменьшая тем самым напряженность на рынке национальной валюты.
     Для золотых интервенций используются официальные золотые резервы, и изменение их уровня наряду с валютной составляющей золотовалютных резервов может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.
     2. Поддержание устойчивого экономического роста путем создания условий, благоприятных для привлечения инвестиционного капитала.
    Обеспечение первоочередных потребностей государства в валютных ресурсах путем проведения операций привлечения иностранной валюты под обеспечение золота под более низкий процент.
    Получение прямого экономического и социального эффекта от использования драгоценных металлов в банковских операциях, а также поддержание доверия со стороны крупных международных финансовых институтов.
     Создание  условий для дополнительного притока в Республику Беларусь валюты путем всестороннего вовлечения субъектов хозяйствования как Республики Беларусь, так и иностранных партнеров. Это может быть достигнуто разработкой ранее не использовавшихся инструментов денежно-кредитного регулирования, таких, как операции с ценными бумагами, обеспеченными золотом.
     6. Восстановление доверия к Правительству и государству в целом.
     7. Необходимость покрытия золотовалютными резервами объема трехмесячного критического импорта.
     Для реализации вышеперечисленных задач могут быть использованы следующие источники пополнения запасов драгоценных металлов.
     1. Проведение закупок драгоценных металлов на внутреннем рынке Республики Беларусь путем вовлечения в процесс накопления и использования драгметаллов дополнительных контрагентов (физических лиц, юридических лиц, в том числе уполномоченных банков).
     Данное  направление заслуживает особого  внимания, так как проблема формирования реально функционирующего рынка  драгоценных металлов стоит сейчас особенно остро.
     Становление рынка драгоценных металлов предполагает в первую очередь частичное ограничение государственной монополии на операции с драгоценными металлами. Однако либерализация рынка должна осуществляться одновременно с созданием благоприятных условий субъектам хозяйствования для притока драгоценных металлов в Республику Беларусь. Это особенно важно в условиях, когда Республика Беларусь не является золотодобывающей страной.
     Видятся следующие пути создания благоприятного инвестиционного климата для  становления и всестороннего накопления государственных запасов драгоценных металлов:
     1. Появление в Республике Беларусь  реального покупателя на ввозимые  драгоценные металлы. Исходя из  практики Российской Федерации,  таким покупателем может выступать  Национальный банк Республики Беларусь.
     Имея  доступ к информации на мировых рынках драгоценных металлов, Национальный банк способен оперативно реагировать  на ликвидность внутреннего рынка  Республики Беларусь. В этой связи  Министерству экономики совместно  с Национальным банком Республики Беларусь необходимо разработать гибкую систему ценообразования, при которой Национальным банком Республики Беларусь будет устанавливаться официальная котировка на драгоценные металлы. При этом субъекты хозяйствования, в частности уполномоченные банки, смогут самостоятельно определять цену на драгоценные металлы, руководствуясь официальной ценой Национального банка Республики, Беларусь и исходя из ситуации на рынке, нормы прибыли, а также понесенных банком расходов по тем или иным операциям с драгоценными металлами.
        Объективные экономические предпосылки становления рынка драгоценных металлов предполагают возможность установления разницы между ценами покупки и продажи с целью покрытия участниками операций своих затрат по ним и получения определенного дохода от проведения данных операций.
     2. Вторым этапом при формировании  рынка драгоценных металлов может  стать создание биржи драгоценных  металлов. А для этого необходимо  обеспечить свободный доступ  драгоценных металлов на рынок.
     Биржа драгоценных металлов может быть создана на базе уже существующей Межбанковской валютно-фондовой биржи. Это обстоятельство позволит более полно сбалансировать в Республике Беларусь спрос и предложение на драгоценные металлы, до минимума сократив разрыв между владельцем и конечным потребителем драгоценного металла. 

                 Основными преимуществами создания биржи драгоценных металлов являются:
     а) биржа является своего рода гарантом исполнения заключенных на ней сделок и организации расчетов, позволяя снизить риски неисполнения сторонами своих обязательств по сделкам;
     б) торги на единой площадке делают более мобильным капитал и обеспечивают его быстрый переток между различными рынками, что повышает ликвидность банковской системы и ее отдельных звеньев;
     в) биржевая торговля формирует единые котировки для всех участников биржи, чем обеспечивается возможность оперативных интервенций Национального банка, исходя из ликвидности данного сегмента рынка;
     г) смягчение налогового давления на субъектов хозяйствования при организации ими поставок драгоценных металлов на территорию Республики Беларусь.
     Наряду  с вопросом создания биржи драгоценных  металлов особо остро стоит вопрос обеспечения режима свободного функционирования различных металлических счетов. Разрешение банкам свободно осуществлять операции с драгоценными металлами без их фактического перемещения будет способствовать их накоплению в едином центре. Таковым может выступать Национальный банк Республики Беларусь. 

     II. Источниками пополнения золотого запаса Госфонда могут служить также плановые поставки драгоценных металлов из оперативного фонда с целью их рационального использования.
     Драгоценные металлы, поступающие в оперативный  фонд, должны проходить переработку  в слитки, соответствующие международным  стандартам качества, и распределяться в резервный фонд и золотой запас. Принимая во внимание, что резервный фонд может быть использован по распоряжению главы государства и является неприкосновенным запасом, пополнение которого осуществляется в соответствии с прогнозными размерами Госфонда, утвержденными распоряжением Президента Республики Беларусь, передачу драгоценных металлов целесообразно осуществлять в золотой запас с целью их дальнейшего использования в интересах государства.
     III. Проведение Национальным банком активных операций на международном рынке.
     В настоящее время, учитывая экономическую  сущность банковских операций с драгоценными металлами на международном рынке, Национальным банком Республики Беларусь предлагается осуществление следующих  видов операций: депозитных; операций СВОП, при которых право собственности на драгоценные металлы остается у Национального банка Республики Беларусь.
     Учитывая  сложившиеся на мировом рынке  драгоценных металлов процентные ставки за размещение золота в депозит (около 1,55% годовых сроком на 1 год), государство от проведения активных операций с золотом в размере условно 5 тонн может получить реальный доход в следующих размерах (табл. 2).           
     Таблица 2 -Расчет экономической эффективности депозитных операций с драгоценными     металлами сроком на 12 месяцев 
 

Наименование  драгоценного металла Количество  драгоценного металла, кг Валютный эквивалент, долл. США Депозитный  процент, % годовых* Сумма полученных процентов от проведения депозитной операции, долл. США
Золото 5000 46 300 000 1,55% 718000
 
                Операции на международном рынке могут быть осуществлены только при условии вывоза драгоценных металлов и размещения их на металлических счетах. Таким образом, разрешение Национальному банку Республики Беларусь на вывоз драгоценных металлов, при одновременном сосредоточении у последнего ценностей Госфонда, позволит наиболее эффективно осуществлять их использование.
     IV. Использование новых источников пополнения Госфонда.
     Учитывая, что Республика Беларусь не является золотодобывающей республикой, особое место в развитии этой отрасли должны занимать новые "нетрадиционные" источники пополнения запасов Госфонда:
     1. Выпуск Национальным банком Республики Беларусь мерных слитков с дальнейшей их реализацией за иностранную валюту. Это позволит, в первую очередь, создать в Республике Беларусь благоприятные инвестиционные условия для населения, которое, видя реальную альтернативную возможность вложения денежных средств, способно путем формирования дополнительного спроса на драгметаллы обеспечить приток государству иностранной валюты.
     Кроме того, выпуск Национальным банком Республики Беларусь мерных слитков с собственным  логотипом позволит повысить степень  доверия к государству со стороны  населения, тем самым посодействует  обеспечению стабильного функционирования социально-экономической системы общества.
     2. Выпуск Национальным банком Республики Беларусь товарных векселей под обеспечение золотом и их дальнейшее использование с участием уполномоченных банков. В современных условиях, когда в стране наблюдается кризис неплатежей, Национальный банк Республики Беларусь может, выпустив ценные бумаги, обеспеченные золотом, разместить их в качестве гарантии исполнения своих обязательств по поставкам в Республику Беларусь необходимых материально-технических ресурсов.
     Рассматривая данную проблематику, видится серьезная заинтересованность коммерческих банков в работе с ценными бумагами Национального банка Республики Беларусь, обеспеченных золотом. В частности, уполномоченные банки могут предоставлять или получать определенные валютные ресурсы в Национальном банке под более низкую процентную ставку, предварительно поставив определенное количество драгоценных металлов в хранилище Национального банка. Размещенные в Национальном банке Республики Беларусь драгоценные металлы могут быть использованы при осуществлении активных банковских операций.
     Выпуск  Национальным банком Республики Беларусь векселей, обеспеченных золотом, будет  являться первым шагом к становлению  рынка ценных бумаг, номинированных в золоте. Этот сегмент занимает в развитых странах особое место. Организация торговли драгоценными металлами в обезличенной форме по фьючерсным контрактам позволит изыскать дополнительные источники привлечения драгоценных металлов в Республику Беларусь.
    Одним из перспективных направлений пополнения Госфонда Республики Беларусь может также служить осуществление Национальным банком Республики Беларусь конвертации драгоценных металлов сначала для уполномоченных банков, а в перспективе и для всех субъектов хозяйствования как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом. При этом источником пополнения может служить комиссионное вознаграждение конвертацию в виде части драгоценных металлов, подлежащей уплате за конвертацию.
             Можно привести ряд причин, свидетельствующих о целесооб-
     разности использования золота в качества способа формирования
     резервов, среди них:         
     Разнообразие
     При формировании резервов необходимо использовать различные источники их пополнения. Очевидно, что цена на золото может  меняться, но тоже самое происходит как с процентной ставкой, так  и с резервами в валюте. Разнообразие источников формирования резервов, безусловно, менее способствует снижению риска обесценивания и уменьшения резервов. По мнению исполнительного директора Чешского Национального банка, формирование резервов только в долларах США и ЕВРО может повысить риск их обесценивания. В таком случае именно золото может служить источником разнообразия резервов.
     Экономическая безопасность
     Золото  — это уникальный актив. Можно  с уверенностью говорить о том, что  при проведении отдельно взятой страной  экономической (денежной и фискальной) политики непосредственное влияние на золото отсутствует. Более того, золотые запасы не могут быть подвержены инфляции в стране-держателе резервов. На протяжении долгого периода времени с учетом реальной покупательской способности золото сохранило свою ценность, и во многом благодаря этому применимо в качестве источника формирования резервов. По мнению исполнительного, директора МВФ от Японии Юошиммура, глобальная экономика в скором будущем может столкнуться с проблемой растущей инфляции и восстановление золотого стандарта будет способствовать установлению четких правил как при проведении внутренней так и внешней политики, что в свою очередь поможет справиться с инфляцией.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.