Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы финансирования учреждений здравоохранения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки РФ
     ГОУ ВПО
     Восточно-Сибирский  Государственный Технологический  Университет
     Институт  экономики и права
     Экономический факультет 
     Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     по  дисциплине «Государственные и муниципальные  финансы»
     на  тему:
     «Проблемы финансирования учреждений здравоохранения  и пути их решения» 
 
 

     Выполнила: Студентка 4 курса 557-2 гр. 

     Проверил(а): д.э.н., проф. Романова Т. Г. 
 
 

     Улан-Удэ
     2010
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  темы исследования. Здравоохранение – это особая сфера деятельности государства по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье, а также одно из самых приоритетных  направлений в политической и социальной жизни страны. Социальные гарантии, предоставленные государством населению страны в области здравоохранения, законодательно закреплены  в Конституции РФ.
      Здоровье  населения, как социально-экономическая категория, представляет собой важнейшую составляющую национального богатства, является совокупным показателем благополучия общества. Для поддержания здоровья населения потребляется существенная часть валового внутреннего продукта, но и само здоровье человека является необходимым ресурсом для производства материальных благ. Здоровье есть функция таких переменных, как производство и окружающая среда, поведение людей и качество продуктов питания.
      Все задачи, связанные с охраной здоровья людей,  необходимо воспринимать как государственные. В их решении, кроме органов здравоохранения, должны принимать участие органы государственного управления, многие ведомства, хозяйственные руководители и население.
      Система здравоохранения в настоящее время имеет ряд проблем, связанных с финансированием расходов бюджета на здравоохранение. Здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не могут быть компенсированы никакими другими ценностями и благами.
      Высокий уровень госпитализации, длительность пребывание больных на койке, низкие занятость и оборот койки являются основными составляющими неэффективного использования мощностей и больших финансовых затрат. Рынок труда ограничивает мотивацию населения в отношении госпитализации в том случае, если есть возможность выбора форм и места лечения. Пребывание в больнице может привести к потере работы, кроме того, еще и связано с большими затратами и бытовыми неудобствами из-за низкого уровня сервиса в больницах.
      Целью курсовой работы является проведение анализа финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
      Исходя  из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
      – раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;
      – изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений; 
      – определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;
      – анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» за 2007-2009 гг.;
      – выявление проблем и путей совершенствования финансирования здравоохранения.
      Объектом  исследования является МУЗ «Городской родильный дом №2».
      Предметом исследования является финансирование учреждений здравоохранения.
      Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации.
      Информационную  базу исследования составляют законодательные и нормативные акты органов государственной власти Российской Федерации, Республики Бурятия, органов местного самоуправления; приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; труды отечественных экономистов, посвященные исследованию проблем в здравоохранении; данные периодической печати. 
      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

    1.1 Общая характеристика системы здравоохранения 

      Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение, которое в русском языке буквально трактуется как «охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, и поддержание общественной гигиены и санитарии», – это одна из ведущих отраслей сферы обслуживания.
      Затраты общества на развитие здравоохранения  имеют не только социальное, но и  экономическое значение. Эффективность  здравоохранения как отрасли  сферы обслуживания заключается  в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главную составную часть производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
      Сегодня состояние российской системы охраны здоровья населения и здравоохранения  как важнейшего ее элемента ученые характеризуют как кризисное. Показатели здоровья населения ухудшаются. Обостряются проблемы доступности и качества медицинской помощи. Неблагополучное состояние этой сферы перерастает в серьезную социальную проблему1.
      В докладе Всемирного банка «Реформирование  системы здравоохранения Российской Федерации в целях улучшения  состояния здоровья населения: основные задачи на 2008 г. и последующий период»2 отмечено, что по показателям состояния здоровья населения Российская Федерация значительно отстает от других стран «большой восьмерки» и стран со средним уровнем доходов, о чем свидетельствует официальная статистика. В России ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 67 лет, что на 16 лет меньше, чем в Японии и на 14 лет меньше среднего уровня в странах Европейского Союза.
      По  мнению экспертов, высокий уровень  заболеваемости и смертности российского населения трудоспособного возраста представляют угрозу для социально-экономического развития и национальной безопасности страны. Потери от заболеваний и преждевременной смертности в России в 2008 г. составили почти 400 млрд. рублей, или 15% ВВП.
      С 2001 г. в России доля государственных  расходов на здравоохранение в валовом  внутреннем продукте (ВВП) колеблется в диапазоне от 2,7 до 3,6%. Это низкий показатель по сравнению со странами ЕС, которые в среднем тратят на здравоохранение 6-8% ВВП. Несмотря на низкий уровень расходов на здравоохранение, даже выделенные средства распределяются нерационально и используются неэффективно на региональном уровне.
      Существуют  значительные различия в доле региональных расходов на здравоохранение в валовом региональном продукте (ВРП). Как правило, регионы расходуют на здравоохранение 2-4% от ВРП, но эта цифра может достигать и 15%. В целом, субъекты Российской Федерации финансируют примерно 85% расходов на здравоохранение в России3.
        Все эти факторы, по словам Президента РФ Д. Медведева, обуславливают необходимость создания эффективной модели здравоохранения, которая гарантировала бы права пациентов и обеспечивала равные возможности получения медицинской помощи во всех регионах4.
      В соответствии с этой задачей в 2008 г. была разработана Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., в которой на основе анализа состояния здравоохранения в Российской Федерации определены основные цели, задачи и способы его совершенствования.
      В настоящее время в нашей стране существует система здравоохранения, представляющая собой разветвленную  сеть медицинских учреждений, деятельность которой направлена на предупреждение заболеваний и их лечение, а также  совокупность органов управления данными учреждениями.
      Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации является главным органом управления, координирующим деятельность всех учреждений здравоохранения.
      В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, физической культуры и спорта и т.д.
      Правовое  регулирование взаимоотношений  человека и общества во все времена  не могло обойти сферу охраны здравоохранения  граждан и медицинскую деятельность. В условиях правового государства  реализация государственной политики в области здравоохранения возможна лишь посредством разработки и принятия законодательных актов, как федерального уровня, так и субъектов РФ.
      Приказом  Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации  от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена новая Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, которая представлена на рисунке 1. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1 - Схема учреждения здравоохранения  Российской Федерации
      Рисунок 1 показывает, что система здравоохранения Российской Федерации отличается большим разнообразием учреждений, как медицинских, так и управленческих.
      В настоящее время на правовое регулирование  здравоохранения направлены десятки  и сотни нормативных актов.
      К законам, регулирующим функционирование системы здравоохранения в Российской Федерации, относится Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»5, в котором предусматривается, что объем и условия оказания гражданам медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования устанавливается в Базовой и Территориальной программах обязательного медицинского страхования (ОМС).
      В ст. 10 Закона перечислены источники  финансирования системы здравоохранения. Это – финансовые средства государственной  и  муниципальной систем здравоохранения, предназначенные для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Финансовые средства  государственной и муниципальной систем здравоохранения используются для обеспечения следующих мероприятий:
      – финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ утвержденных органами государственного управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органами местного управления;
      – обеспечение профессиональной подготовки кадров;
      – финансирование научных исследований;
      – развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
      – оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
      .оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.
      Согласно Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, экологического, правового, социального, культурного, научного, медико-санитарного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
      Что касается Республики Бурятия, то основными принципами охраны здоровья граждан являются:
      – соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
      – приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
      – приоритет охраны здоровья матери и ребенка;
      – доступность медико-социальной помощи;
      – социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
      К ведению органов государственной власти Республики Бурятия в вопросах охраны здоровья граждан относятся:
      – принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия в области охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением;
      – защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
      – определение государственной политики Республики Бурятия в области охраны здоровья граждан; участие в реализации федеральных программ по развитию здравоохранения;
      – определение доли расходов на здравоохранение при формировании республиканского бюджета Республики Бурятия, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; утверждение программ обязательного медицинского страхования граждан; установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;
      – предоставление льгот по налогам, сборам и иным платежам в республиканский бюджет Республики Бурятия для организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;
      – охрана семьи, материнства, отцовства и детства;
      – санитарно-гигиеническое образование населения;
      – и другие вопросы.
      К ведению органов местной власти в области охраны здоровья граждан  относятся:
      – контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
      .защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
      ..формирование органов управления медицинской системы здравоохранения;
      ..развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;
      – создание условий для развития частной системы здравоохранения;
      .формирование собственного бюджета на здравоохранение;
      ..координация и контроль деятельности организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;
      ..охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий;
      .другие вопросы.
      На 01.01.10 г. в системе Министерства здравоохранения  Республики Бурятия насчитывается 64 лечебно-профилактических учреждения здравоохранения (юридические лица), из них - 24 республиканских учреждения, 40 учреждений муниципальной собственности; 44 учреждения, работающих в системе ОМС (68,8%).
      Таким образом, эффективность функционирования системы здравоохранения в РФ невысока. По показателям состояния  здоровья населения Российская Федерация значительно отстает от промышленно развитых стран. В связи с этим система здравоохранения РФ нуждается в модернизации. 

    1.2 Бюджетно - страховая модель финансирования здравоохранения 

      Состав  и структура источников финансирования деятельности медицинских учреждений определяется исходя из финансовой политики государства.
      В соответствии с законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ» источниками финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации являются:
      – средства федерального бюджета, субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
      – средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов;
      – личные средства граждан;
      – безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;
      – доходы от ценных бумаг;
      – кредиты банков и других кредиторов;
      .иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
      К настоящему времени сложились три  формы финансирования здравоохранения: госбюджетное, социально - страховое и внебюджетные средства. Каждая из этих форм имеет как свои преимущества, так и недостатки.
      Бюджетный источник ассоциирован со всей системой государственных финансов, что обеспечивает его высокую надежность. С другой стороны, бюджет любого уровня имеет множество направлений расходования средств, в результате этого благополучие здравоохранения в бюджетной системе зависит не от уровня экономического развития страны, а от приоритетов финансирования, которые она имеет.
      Преимуществом страховой формы финансирования является то, что страховые платежи имеют целевой характер, что обеспечивает гарантированное направление собранных средств на финансирование здравоохранения. К тому же она более защищена от остаточного принципа финансирования. Отрицательное свойство данного источника обусловлено объемом средств, который обеспечивается страховыми взносами. Они гораздо более скуднее, чем те, которые могут обеспечиваться за счет средств бюджетов.
      Внебюджетные средства как источник финансирования напрямую связаны с экономическими традициями и уровнем развития государства.
      Еще одним способом финансирования здравоохранения является сочетание всех вышеперечисленных источников, то есть смешанное финансирование.
      Для обеспечения прав гражданина на охрану здоровья и получения бесплатной, качественной медицинской помощи в России была введена система обязательного медицинского страхования, которая определила формирование бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения и должна была стать экономической основой проведения реальных реформ системы здравоохранения.
      Бюджетно - страховая модель здравоохранения предусматривает сохранение государственного финансирования медицинских учреждений, которое дополняется внебюджетными источниками в виде  страховых взносов работодателей и страховых платежей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
      При введении Бюджетно - страховой модели финансирования здравоохранения предполагалось решить два основных вопроса. Во - первых, формирование дополнительного, постоянного, сопоставимого с бюджетным источника финансирования медицинской отрасли, во - вторых, внедрение экономических законов в функционирование систем государственного здравоохранения, основанного на использовании принципов страхования: анализ, контроль и прогнозирование вероятности реализации страховых рисков, частоты возникновения страховых случаев и объема наносимого ущерба; проведение расчетов для разработки экономически обоснованной программы ОМС и другое.
      Основные  задачи, которые решались при переходе к ОМС в России были:
      ..привлечение в систему здравоохранения дополнительных средств на основе взносов организаций на ОМС;
      – повышение эффективности использования расходов здравоохранения за счет перехода к системе договорных отношений между заказчиком и лечебно-профилактическими учреждениями, а также внедрения методов оплаты медицинской помощи по результатам деятельности;
      – повышение качества медицинской помощи и обеспечение защиты прав потребителя за счет включения в систему независимого посредника в лице страховых медицинских организации (ОМС);
      ..другие социально и финансово значимые задачи.
      Обязательное  медицинское страхование имеет  принципиальные отличия от других видов  страхования. Во-первых, средства фондов ОМС предназначены для оплаты медицинских услуг, а не для производства выплат в денежной форме. Во-вторых, организационные функции при оплате услуг выполняют коммерческие организации – страховые медицинские компании, являющиеся страховщиками населения. В-третьих, при страховании задействованы средства бюджетов субъектов РФ, поскольку органы исполнительной власти выступают страховщиками неработающего населения.
      В связи с внедрением системы ОМС  особенно активно стала происходить  передача функций финансирования на региональный уровень.
      Финансирование  в сфере оказания медицинской помощи в рамках  одних и тех же государственных гарантий производится по двум параллельным каналам (бюджет и средства обязательного медицинского страхования).
      Согласно  Закону «О медицинском страховании  граждан в РФ» обязательное медицинское  страхование  является формой защиты интересов населения в охране здоровья. При этом предусматривается  компенсация расходов граждан на получение медицинской помощи, а также других расходов, связанных с поддержанием здоровья.
      Система финансирования здравоохранения по программе ОМС представлена на рисунке 2.
Внебюджетные  средства       Бюджетные ассигнования
Страхование работников

бюджетной сферы

      Обязательные  взносы предприятий      (работодателей)
    
Государственная и муниципальная Система здравоохранения
          Фонд  обязательного медицинского страхования
    
    
      

    Рисунок 2 - Система финансирования здравоохранения  по программе ОМС
      Объектом  обязательного страхования  в  связи с этим выступают расходы  по лечению застрахованного, связанные  с:
      –посещением врачей-специалистов и принятием необходимых процедур и другого лечения в амбулаторных условиях;
      – приобретением медикаментов;
      – пребыванием в стационарном медицинском учреждении;
      – получением стоматологической помощи.
      В настоящее время система медицинского страхования включает в себя два уровня:
      – обязательное медицинское страхование, являющееся составной частью государственного социального страхования, обеспечивающее всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС;
      – добровольное медицинское страхование, которое осуществляется  на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг или иных сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
      Проведение  медицинского страхования в обязательном порядке создает условия для  организации страховой медицины. В процессе реализации программы по обязательному медицинскому страхованию все граждане России по месту жительства и работы получают страховой полис, по которому население получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг.
      В соответствии с законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ» субъектами ОМС являются гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское Учреждение.
      В соответствии с законом «О медицинском  страховании граждан в РФ»  финансовые средства государственной  системы обязательного медицинского страхования формируются за счет  отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
      Основной  элемент системы здравоохранения  представлен медицинскими учреждениями, являющимися конечным получателем средств и оказывающими непосредственно медицинские услуги населению. Медицинскую помощь населению могут оказывать медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующие лицензии. Порядок оказания медицинской помощи населению, финансируемой за счет средств ОМС, определяется совместно с территориальными органами управления здравоохранения и фондами ОМС.
       С введением  ОМС в финансировании здравоохранения  в России появились новые источники финансовых ресурсов (см. рисунок 3)
      
                      

      

    
    
      
 
 

    Рисунок 3 - Финансовое обеспечение здравоохранения
      Роль  фондов ОМС в финансировании деятельности медицинских учреждений весьма существенна. Высокий уровень страховых взносов позволяет поддерживать работу лечебно-профилактических учреждений, входящих в систему обязательного медицинского страхования, и финансировать медицинскую помощь более чем 80% населения страны. Однако уровень и качество медицинской помощи в лечебных учреждениях, работающих в системе  медицинского страхования, оставляет желать лучшего.
      Концепция развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020г., разработанная Министерством здравоохранения и социального развития РФ направлена на решение основных проблем здравоохранения, включая  систему обязательного медицинского страхования.
      Средства  добровольного медицинского страхования тоже играют существенную роль в финансировании здравоохранения. В среднем по регионам они составляют около 10% от суммы всех поступлений, формирующих доходы медицинских учреждений.
      Средства  добровольного медицинского страхования являются дополнительным источником финансирования здравоохранения в части применения современных методов лечения, новых эффективных препаратов, поддержания высокого уровня медицинского сервиса, обеспечения права выбора пациентами лечебного учреждения. Все вышеперечисленные направления деятельности медицинских учреждений должны на определенном уровне развиваться и за счет средств государственного бюджетного и внебюджетного финансирования. Но в условиях острого дефицита перечисленных источников средства добровольного медицинского страхования являются, в основном, дополнительным источником покрытия необеспеченных финансированием расходов медицинских учреждений по оказанию бесплатной медицинской помощи.
      Средства  медицинских учреждений, формируемые из различных источников, используются главным образом, на расходы по текущему содержанию  этих учреждений, а именно, на расходы по оплате труда, начисления на заработную плату, хозяйственные расходы, медикаменты и питание.
      Расходы на капитальный ремонт, новое строительство, приобретение оборудования и технологий, то есть капитальные расходы не входят в приоритетную группу финансируемых расходов и в течение ряда лет практически не обеспечивают имеющиеся потребности. Подтверждением этому является крайне тяжелое материально-техническое и технологическое состояние отечественного здравоохранения.
      Таким образом, сегодня в России сложилась  бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения. Она   предусматривает сохранение государственного финансирования медицинских учреждений, которое дополняется внебюджетными источниками в виде  страховых взносов работодателей и страховых платежей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Система медицинского страхования включает в себя: ОМС и ДМС.  

      1.3  Финансирование расходов бюджета на здравоохранение 

      Одной из групп расходов бюджета являются расходы на социально-культурные мероприятия, среди которых выделяются расходы  на здравоохранение, образование, культуру и искусство, социальную защиту и социальное обеспечение граждан. Государство вынуждено взять на себя развитие целого ряда отраслей, развитие которых на базе только частной собственности либо не выгодно, либо невозможно. Здравоохранение как раз входит в эту группу.
      Значительные  бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социальных мероприятий. Данные ресурсы позволяют государству удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, развивать систему образования, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения, финансировать культуру. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное значение, но и экономическое. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав, эти расходы одновременно опосредованно влияют на общественное производство и воспроизводство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда.
      В рыночной экономике основным источником инвестиций в здравоохранение являются бюджетные средства. Причем с децентрализацией власти и изменений в налоговом законодательстве произошли сдвиги в соотношении источников финансирования социальной инфраструктуры между бюджетами разных уровней. Так, в финансировании инвестиций в социальную сферу экономики уменьшились поступления из федерального бюджета при одновременном увеличение расходов на эти цели в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципалитетах.
      Государственный бюджет является основным источником финансирования федеральных учреждений, федеральных целевых программ и централизованных мероприятий Министерства здравоохранения России. За счет средств федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.
      Из  региональных бюджетов финансируются  республиканские, краевые, областные  медицинские учреждения, противоэпидемиологические  мероприятия и другие.
      Главным наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений – больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.
      Распределение бюджетных средств между звеньями бюджетной системы представлены на рисунке 4

      Рисунок 4 - Распределение бюджетных средств на финансирование здравоохранения между звеньями бюджетной системы Российской Федерации.
      Данные  рисунка 4 показывают, что финансовое обеспечение конституционных прав по охране  здоровья жителей России происходит в основном за счет средств бюджетов всех уровней, а это требует, прежде всего, научно-обоснованного подхода к определению объема этих средств и возможности проследить за их эффективным использованием. Тем более что инвестиционная политика в здравоохранении характеризуется неэффективным использованием бюджетных средств.
      В соответствии с постановлением Правительства  РФ «Об утверждении Программы  государственных гарантий обеспечения  граждан РФ бесплатной медицинской  помощью» от 26.11.2004 г. № 690 гражданам России на территории Российской Федерации медицинская помощь предоставляется за счет средств:
      – федерального бюджета;
      – бюджетов субъектов Российской Федерации;
      – бюджетов муниципальных образований.
      За  счет средств федерального бюджета  предоставляется:
      .специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях;
      .дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, предоставляемая в соответствии с главой 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».
      За  счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации предоставляется:
      – специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;
      .специализированная медицинская помощь, оказываемая в специализированных медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и другие.
      Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации  включают в себя обеспечение специализированных медицинских организаций субъектов Российской Федерации лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами.
      За  счет средств бюджетов муниципальных  образований предоставляется:
      – скорая медицинская помощь;
      –первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время и после родов.
      Расходы бюджетов муниципальных образований  включают в себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
      Лекарственное обеспечение населения, в том  числе льготных категорий населения, является одной из самых сложных и трудно решаемых проблем в выполнении мероприятий программных гарантий. Это одно из главных направлений деятельности Министерства здравоохранения и социального развития России.
      В настоящее время льготами по лекарственному обеспечению пользуются около 30% населения, то есть 45млн. человек. Из них 17 млн. человек имеют право на бесплатное приобретение средств, а остальные – на 50%-ную скидку.
      Несмотря  на важную роль данных расходов бюджетов в социально-экономических процессах, количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная функция государства в течение многих лет была на «втором плане», заставляя невольно экономить на затратах  в социальной сфере.
      Дефицит средств бюджетов всех уровней и  ОМС не позволяет в настоящее  время в достаточной мере гарантировать  выполнение федеральных законов, устанавливающих  право отдельных категорий населения на получение лекарственных средств на льготных условиях при амбулаторном и стационарном лечении6.
      В таблице 1 представлена доля расходов  на здравоохранение в общей сумме расходов бюджета Республики Бурятия. 

    Таблица 1.1 – Состав и структура расходов бюджета Республики Бурятия на социально-культурные мероприятия в период 2006-2008 гг.7
    
Показатели     2006 год     2007 год     2008 год
Сумма в тыс. руб. Доля, % Сумма в тыс. руб. Доля, % Сумма в тыс. руб Доля, %
Здравоохранение и спорт     6,561 100,0 7,577 100,0     8,409 100,0
в том числе: Здравоохранение
    6,227 94,9 7,173
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.