На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование однофакторного исследования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОСИИ Государственное образовательное  учреждение высшего
профессионального образования
«ч-й государственный университет»
 
 
 
 
Курсовая  работа  

По  дисциплине «Экспериментальная психология» 

Тема:
«Планирование однофакторного исследования» 
 
 

            Выполнила  
            Группа  
            Специальность 030301 Психология
            Проверил  
 
 
 
 
2011-2012 г.
 

Содержание: 

  стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения тревожности как составляющей личности человека. 6
1.1 Тревожность: понятие, причины возникновения. 6
1.2 Характеристика личностной и ситуативной тревожности. 9
1.3 Состояния тревожности у педагогов. 11
Глава 2. Программа экспериментального исследования. 13
2.1 Планирование  исследования. 13
2.2 Процедура  проведения эксперимента. 15
2.3 Статистическая  обработка данных. 17
Заключение 20
Список  литературы 21
Приложения 23
 


Введение.
В настоящее  время активно ведутся исследования тревожности, агрессивности и других личностных качеств, оказывающих влияние  на поведение индивида. Пожалуй, немного  найдется таких психологических  явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной  цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей придается значение основного  «жизненного чувства современности». С другой — психическое состояние, вызываемое специальными условиями  эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность) и т. п.
Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено  очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. Необходимо, правда, отметить, что все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение  субъекта. Определенный уровень тревожности  – естественная и обязательная особенность  активной деятельной личности. У каждого  человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния  в этом отношении является для  него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
В современной  литературе имеется много упоминаний о школьной тревожности, немало и  исследований на эту тему. Но дело в  том, что основная масса работ  посвящена проблеме тревожности  школьников. Об эмоциональных состояниях педагога пишут реже. Однако тема эта  довольно важна. Миф о том, что  профессия педагога "творческая и легкая" давно развеян в  среде педагогов-практиков. Одним  из главных факторов, влияющих на адаптационные  процессы в школе, является перегруженность  учителя, психическая и физическая напряженность его труда. Среди  причин, по мнению педагогов, "толкающих" их к смене профессии, многие отмечают увеличение физической и психологической  нагрузки. [18]
Актуальность  исследования обусловлена практической значимостью данного явления, так  как повышение уровня тревожности влияет на особенности психологического климата педколлектива, деятельность педагога, его отношение к детям.
В своей  работе мы хотели бы провести исследование ситуативной тревожности у педагогов образовательного учреждения в условиях прохождения аттестации.
    Таким образом, цель проводимого нами исследования: выявить взаимосвязь уровня ситуативной тревожности  с наличием аттестационных мероприятий.
Объект исследования: педагогический коллектив образовательного учреждения.
Предмет исследования: уровень ситуативной тревожности педагогов.
Гипотезы исследования:
    Педагоги, проходящие аттестацию, имеют более высокий уровень ситуативной тревожности, нежели педагоги, не аттестующиеся в течение учебного года.
    Аттестующиеся педагоги имеют такой же уровень ситуативной тревожности, что и не аттестующиеся педагоги.
Задачи:
    Ознакомиться с теоретическими и эмпирическими исследованиями по проблеме тревожности как составляющей личности человека.
    Разработать собственную программу исследования, которая предполагает решение частных задач:
    Выделить переменные исследования и способы их контроля;
    Определить способ формирования экспериментальной группы;
    В соответствии с переменными построить план исследования;
    Подобрать методики для проведения исследования;
    Подобрать необходимые методы статистической обработки данных;
    Выбрать и указать форму представления результатов данных.
 


Глава 1. Теоретические  вопросы изучения тревожности как
составляющей  личности человека.
1.1. Тревожность: понятие,  причины возникновения.
Разные  авторы дают разные определения этому  эмоциональному состоянию. Словарь  практического психолога определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся  низким порогом возникновения реакции  тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций. [8].
Слово «тревога» было известно в русском  языке с первой половины 18 века и  обозначало «знак к битве». Позже  появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее  определение этого термина: «Тревожность – это индивидуальная психологическая  особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным  переживаниям состояния тревоги, а  также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и /или как свойство темперамента, обусловленное слабостью  нервных процессов» . [19]
В.В. Суворова определяет тревожность, как психическое  состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие  от страха может быть беспредметной  и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в  контексте индивидуального опыта. Она относит тревожность к  отрицательному комплексу эмоций, в  которых доминирует физиологический  аспект. [10]
А.М. Прихожан определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющееся  на протяжении достаточно длительного периода времени. [5]
В целом  тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности  и является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. [19]
Вопрос  о причинах тревожности открыт, в  настоящее время преобладает  точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной  и эндокринной системы), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.
Рассмотрение  тревожности как предмета психологического исследования берет начало в психоанализе З.Фрейда. Учёный пришел к выводу, что тревога является функцией Эго и назначение её состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. [11]
Вильгельм Райх рассматривал удовольствия, как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир. Тревожность же понималась им, как препятствие контакта этой энергии с внешним миром, возвращение ее внутрь, что вызывает “мышечные зажимы”, искажает и разрушает естественное чувствование, в частности сексуальное . [20]
Таким образом, В.Райх внёс в описание феноменологии тревожности важный аспект - ригидность и мышечная зажатость, отказ от выполнения действия путем блокады телесных органов.
Центральная категория теории А.Адлера - комплекс неполноценности – также вбирает  в себя тревожность. Тревожность  возникает в связи с необходимостью восстановить утраченное социальное чувство (чувство единства с социумом), когда  социальное окружение ставит перед  индивидом задачи. Даже в том случае, если задача очень проста она воспринимается им как проверка полноценности, что  приводит к чрезмерному эмоциональному реагированию на нее, излишнему напряжению при её решении. [21]
Другим  следствием теории А.Адлера является то, что тревожность чаще вызывают те задачи, которые угрожают самооценке индивида.
Дальнейшее  развитие представления о тревожности  получили в социокультурной теории личности, разрабатываемой Карен Хорни.[13]
Представления Карен Хорни вносят новые черты в картину природы тревожности - индивид, испытывающий базальную тревожность, стремится к перенесению ответственности за свои действия на социальное окружение.
Согласно  Г.Салливану, основные переживания ребенка рассматриваются, как отражение им оценок окружающих и ролей воспринятых им под влиянием общества. Последствием поступка, негативно оцениваемого социальным окружением, является наказание и потеря уважения окружающих, что приводит к утрате чувства собственной безопасности, а, следовательно, нарастанию чувства тревожности. Таким образом, для обеспечения положительной самооценки индивид должен поступать в соответствии с социальными и культурными нормами. Это также гарантирует индивиду отсутствие чувства тревожности.
Источником  развития тревожности Г.Салливан считал социальное окружение, а именно родителей как первых людей с которыми взаимодействует ребенок.[15]
 


1.2 Характеристика личностной  и ситуативной  тревожности.
Л.А. Китаев-Смык отмечает, что "широкое распространение  получило... использование в психологических  исследованиях дифференцированного  определения двух видов тревожности: "тревожности характера" и "ситуативной  тревожности" [4]. Таким образом, необходимо дифференцировать два вида тревожности: свойство личности и состояние в какой-либо определенный момент, связанное с конкретной ситуацией. Первую можно определить как личностную тревожность, а вторую – как ситуативную. Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика – склонность или тенденция воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревожности различного уровня. Как реактивная диспозиция, личностная тревожность "активизируется" при восприятии определенных "угрожающих" стимулов, связанных со специфическими ситуациями: потерей престижа, снижением самооценки, утратой самоуважения индивида и другими.
 Ситуативная  тревожность характеризуется субъективно  переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности,  вызванными конкретной ситуацией  и сопровождаемыми активизацией  вегетативной нервной системы,  учащением сердцебиений, повышенным  потоотделением и т.д. Состояние  тревожности как эмоциональная  реакция на стрессовую ситуацию  может быть различной интенсивности  и достаточно динамично и изменчиво  во времени. Тревожность непосредственно  связана с риском возникновения  неврозов. Она является одним  из факторов риска, оказывающих  неблагоприятное влияние на адаптационные  возможности организма в стрессовых  ситуациях. [12]
Деятельность  человека в порождающей тревожность  ситуации непосредственно зависит  от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает  поведение субъекта. Определенный уровень  тревожности – естественная и  обязательная особенность активной деятельной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.[9]
Существует  несколько способов измерения тревожности. Среди них методики для диагностики  взрослых (Спилбергер, Тейлор, Хекхаузен, Ханин и др.) и детей (Тэммл, Дорка, Амен). [12], [2]
 Для  лучшего различения личностной  и ситуационной тревожности Чарльз  Спилбергер создал два опросника: для определения личностной тревожности, и для оценки ситуативной (реактивной) тревожности, обозначив первую как «Т-свойство», а вторую — как «Т-состояние». [22]
 

     

1.3  Состояния тревожности  у педагогов.
Понятие «ситуативная тревожность» близко к  понятию «стресс». Анализ литературы показал, что имеется множество  работ по изучению влияния педагогической деятельности на наличие стресса  у педагогов.
Профессия педагога относится к группе профессий  повышенного риска по частоте  нарушений здоровья. Обследования состояния  здоровья педагогов показали, что 89,3% обследованных имеют расстройства здоровья предболезненного уровня («группа риска»), а в 43,8% случаев выявляются признаки нозологически очерченных патологических нарушений. [3]
В 1998-1999 учебном году Социологическим центром  управления образования администрации  Центрального района г. Тольятти было проведено исследование, посвященное проблемам социальной и профессиональной адаптации педагогических кадров города. В данном исследовании отслеживалась связь уровня педагогической тревожности с возрастом и стажем педагога. Эксперимент выявил, что именно педагогический стаж оказывает существенное влияние на уровень тревожности.
В начале трудовой деятельности уровень тревожности  учителей невысок: педагог чувствует  себя полным сил, физически и морально здоровым. По мере работы в школе  социальная тревожность педагогов  возрастает (как по составляющим здоровья, так и по составляющим эмоциональных  переживаний), накапливается усталость, что, несомненно, сказывается в ситуациях  общения с учащимися и коллегами. Однако после 20 лет преподавательской  работы обнаруживается некоторый спад уровня социальной тревожности. Кризисная  точка приходится на 18-20 лет работы в школе. [1]
Имеется также исследование, где рассматривается  взаимосвязь уровня тревожности  и эмоционального выгорания педагогов. [16]
Было  выявлено, что тревожность напрямую связана с эмоциональным выгоранием. Чем выше тревожность, тем больше человек склонен к эмоциональному выгоранию. Этот момент чрезвычайно важен, так как эмоциональное выгорание оказывает существенное влияние на деятельность педагога.
Анализ  литературы показал, что взаимосвязь  уровня ситуативной тревожности  педагога с аттестационными мероприятиями  практически мало изучена.
 


Глава 2. Программа экспериментального исследования.

2.1 Планирование исследования.

    Цель  исследования: выявить взаимосвязь уровня ситуативной тревожности испытуемых с наличием процедуры педагогической аттестации.
    Объект исследования: уровень ситуативной тревожности испытуемых.
    Предмет исследования: взаимосвязь уровня ситуативной тревожности педагога с наличием аттестационных мероприятий.
    Эмпирические  гипотезы:
1. Доля лиц, у которых имеется повышенный уровень ситуативной тревожности, в выборке аттестующихся педагогов не больше, чем в выборке педагогов не участвующих в аттестации.
2. Доля лиц, у которых имеется повышенный уровень ситуативной тревожности, в выборке аттестующихся педагогов больше, чем в выборке педагогов не участвующих в аттестации.
Задачи исследования:
    Рассмотреть теоретическое обоснование связи уровня ситуативной тревожности с наличием аттестационных мероприятий.
    Составить программу исследования по данной проблеме.
    Описать переменные исследования и способы их контроля.
    Установить, зависит ли уровень ситуативной тревожности испытуемых от наличия аттестационных мероприятий.
     Для исследования будет использован  факторный эксперимент для одной  независимой переменной.
Переменные  и их контроль.
Внутренние  переменные:
      Зависимая переменная:
    Уровень ситуативной тревожности.
    Зависимая переменная контролируется через регистрацию  индивидуальных измерений (результаты тестирования).
    Номинально - дихотомическая шкала.
    Уровни  измерения переменной:
      - Есть повышенный уровень ситуативной тревожности.
      В данном эксперименте будет считаться, что «Есть повышенный уровень ситуативной тревожности», если показатели уровня ситуативной тревожности испытуемых, проходящих аттестацию, будут соответствовать повышенному уровню, а не проходящих аттестацию – низкому и умеренному.
      - Нет повышенного уровня ситуативной тревожности.
    В данном эксперименте будет считаться, что  «Нет повышенного уровня ситуативной тревожности», если показатели уровня ситуативной тревожности испытуемых, проходящих аттестацию, будут соответствовать низкому и умеренному уровню, и не проходящих аттестацию – низкому и умеренному.
    2. Независимая переменная:
    Аттестационные  мероприятия.
    Независимая переменная контролируется за счет того, что значения задаются экспериментатором, то есть в одной из групп аттестационные мероприятия присутствуют, в другой -  отсутствуют.
    Номинально-дихотомическая шкала.
    Уровни  измерения переменной:
      - Есть  аттестационные мероприятия.
      - Нет  аттестационных мероприятий.
Внешние переменные:
    Педагогический стаж работы испытуемых – контролируется при помощи балансировки, т.е. пропорционального уравновешивания переменной – стаж испытуемых от 5 до 10 лет.
    Уровень компетентности индивида и членов группы - контролируется при помощи рандомизации, т.е. при помощи случайного выбора испытуемых.
    Пол  испытуемых – контроль осуществляется при помощи создания константных условий, т.е. все испытуемые - женщины.
Формирование  экспериментальной  группы.
     Формирование  выборки испытуемых осуществляется стратегией отбора при помощи стратометрической  рандомизации.
       В экспериментальную выборку  отбираются испытуемые с соответствующими  характеристиками. Страты исследования  – 2 группы испытуемых по 8-10 человек: педагоги женского пола со стажем работы от 5 до 10 лет, первая из которых проходит плановую педагогическую аттестацию, вторая – нет.
     Методики эмпирического исследования:
     Для эмпирического исследования использована методика на определение уровня ситуативной  тревожности «Шкала реактивной тревожности Спилбергера» (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин), приложение 1. 

    2.2 Процедура проведения  эксперимента.
    Таблицы с результатами исследования представлены в приложении 2.
    Для проведения исследования используется факторный эксперимент для одной  независимой переменной.
    Таблица № 1
    План  для факторного эксперимента.
Y X
X1 X0
Y1 Y1 X1 Y1 X0
 
    X – наличие аттестационных мероприятий.
    X1 – аттестационные мероприятия отсутствуют.
    X0 – аттестационные мероприятия присутствуют.
    Y – Уровень тревожности индивида.
    Таким образом, в эксперименте участвует  две группы испытуемых по 8 -10 человек. Эксперимент включает в себя 2 процедуры исследования:
    Y1 X1 -  измерение показателей ситуативной тревожности у педагогов не участвующих в аттестационных мероприятиях;
    Y1 X0 -  измерение показателей ситуативной и личностной тревожности у педагогов , которые проходят аттестацию;
     Показатели каждой группы, регистрируются и заносятся в таблицы первичных данных 1 и 2, представленных в Приложении 2.
 Полученные данные обобщаются и заносятся в следующую таблицу.
    Таблица № 2
Показатели уровня ситуативной тревожности в зависимости от наличия аттестации.
Количество испытуемых Показатель 
уровня тревожности
Нет аттестации, 1 группа Есть аттестация, 2 группа
Есть  повышенный уровень тревожности    
Нет повышенного  уровня тревожности    
? 100% 100%
 
Для подсчета результатов используется ?*- критерий Фишера, т. к. удовлетворяются все условия области применения: выборки независимые, используется номинально - дихотомическая шкала измерений, объемы сравниваемых выборок более пяти, ни одна из сопоставимых долей не равна нулю.

2.3. Статистическая обработка  данных.

Формулируются статистические гипотезы:
H0 : Доля лиц, у которых имеется повышенный уровень ситуативной тревожности, в выборке аттестующихся педагогов не больше, чем в выборке педагогов не участвующих в аттестации
H1 : Доля лиц, у которых имеется повышенный уровень ситуативной тревожности, в выборке аттестующихся педагогов больше, чем в выборке педагогов не участвующих в аттестации. 

    Далее строятся четырехклеточные таблицы сопряженности эмпирических частот:
    Таблица № 3
    Сопряженность эмпирических частот по признаку: есть, нет высокий уровень ситуативной тревожности, в ситуациях: есть аттестация, нет аттестации (в %).
Группы Есть  повышенный уровень ситуативной тревожности Нет повышенного уровня ситуативной тревожности  
Кол-во % Кол-во % ?
1 группа, нет аттестации         100%
2 группа, есть аттестация         100%
 
     По данной таблице  определяем величину ?, соответствующую процентным долям, в каждой из сравниваемых групп по столбцу «Есть повышенный уровень ситуативной тревожности».
     Подсчитываем ?* эмпирическое по формуле: 

где n1 – объем первой выборки,
n2 – объем второй выборки,
?1 – угол, соответствующий большей процентной доле,
?2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле.
?* эмпирическое сравниваем с ? расчетным, которое не зависит от объема выборок и всегда одинаково:
? расч. = 1,64 для уровня значимости p?0,05
? расч. = 2,31 для уровня значимости p?0,01.
H1 принимается, если  ?* эмпирическое  ? ? расчетного. 

 


Заключение.
Итак, мы рассмотрели особенности влияния  педагогических мероприятий на уровень  ситуативной тревожности педагога.
При подведении итогов исследования по каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.