На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация денежного обращения в Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки РФ
     Государственное образовательное учреждение
     высшего профессионального образования
     «Сибирский  Государственный индустриальный университет»
     Институт  экономики и менеджмента 

     Кафедра финансов и кредита 
 
 

Курсовая  работа  

     по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»
     на  тему: Организация денежного обращения  в Российской Федерации: проблемы и  пути совершенствования 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   
 
 
 
 
 

Новокузнецк, 2010
Содержание 

    Введение  ………………………………………………………....3
    Денежный оборот и его структура………………………5
    Организация и развитие денежного оборота в Российской Федерации в современных условиях…………………………13
      Организация денежного оборота…………………13
      Развитие денежного обращения…………………..19
      Инфляция и денежно-кредитная политика……….24
    Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах………………………………………………..32
      Направление денежно-кредитной политики……..32
      Инструменты денежно-кредитной политики и их использование……………………………………………37
    Заключение  …………………………………………………….40
    Расчётная часть…………………………………………………42
    Список  использованных источников………………………….59 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Важнейшей составляющей экономики любого государства  является денежное обращение. Сложное  переплетение разнообразных производственных, инвестиционных и торговых процессов, неразрывно связанные с ними процессы накопления и вложения капитала, формирования и использования кредитных средств обеспечиваются благодаря денежному обращению - движению денег в наличной и безналичной формах. Между наличным и безналичным денежным обращением существует тесная взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной формы обращения в другую, выступая то в качестве наличных денежных знаков, то в виде записей на банковских счетах.
     Общественное  разделение труда и развитие товарного  производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп,
     Началу  движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются  в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом.
     Денежная  система - это форма организации  денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной  частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна.
     Посредством регулирования кредита, кредитной  системы в целом и деятельности отдельных банков государство стремится  обеспечить условия для нормального  функционирования экономики, смягчения конъюнктурных и циклических колебаний, поддержания социальной стабильности.
     Денежно-кредитная  политика получила развитие еще в  прошлом веке. Вместе с бюджетной  политикой она составляет основу современного государственного регулирования  экономики, поэтому выбранная тема является актуальной в современных условиях.
     Целью данной работы является рассмотрение денежного оборота в России.
     При выполнении работы необходимо решить следующие задачи:
     рассмотреть денежный оборот и его структуру, а также дискуссионные вопросы понятия "денежный оборот";
     рассмотреть организацию денежного оборота  в РФ в современных условиях;
     рассмотреть методы регулирования денежного  оборота и проблемы их совершенствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    Денежный  оборот и его структура
      
     Под денежным обращением понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий процессы обращения товаров и услуг, движения капитала. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим.
     Денежное  обращение отражает направленные потоки денег между центральным банком и коммерческими банками (кредитными организациями); между коммерческими  банками; коммерческими банками  и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; между коммерческими банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; между коммерческими банками и финансовыми институтами различного назначения; между финансовыми институтами и физическими лицами. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.
     Рассмотрим  некоторые определения денежного  оборота, которые даются различными современными экономистами.
     Налично-денежный оборот (налично-денежное обращение) является непрерывным процессом движения наличных денег, которые представлены банкнотами, или банковскими билетами, казначейскими билетами, металлическими разменными монетами. 1
     Движение  наличных денег в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг называется налично-денежным обращением (оборотом). 2 Налично-денежное обращение обслуживает прежде всего взаимодействие населения с другими экономическими агентами, а также расчеты фирм между собой и населением.
     Другие  авторы дают следующее определение: 3 денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.
     Базовыми  категориями денежного обращения  являются денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно-кредитная политика.
     Денежная  единица - это исторически сложившаяся  законодательно закрепленная национальная единица измерения количества денег, цен товаров и услуг. Законом  о Центральном банке РФ установлено, что одной из основных целей деятельности банка являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
     Денежная  масса - это сумма наличных и безналичных  денежных средств, а также других средств платежа.
     Денежная  система представляет собой форму  организации денежного обращения, которая имеет исторический характер и изменяется в соответствии с  сущностью экономической системы  и основами денежно-кредитной политики.
     Денежное  обращение - достаточно сложная конструкция, соединяющая как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.
     Роль  денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах:
     во-первых, слаженность хозяйственного оборота  и платежно-расчетной системы. Если нет этой отлаженности, то на пути движения денег возникают тромбы, замедляется  хозяйственный и денежный оборот, растут неплатежи;
     во-вторых, способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров;
     в-третьих, характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию Избыточное насыщение деньгами хозяйственного оборота делает легкодоступным извлечение прибыли за счет роста цен, ослабляет конкуренцию. Недостаток денежной массы не только порождает натурализацию товарного обмена (бартер, взаимозачеты), нарушает ценовые пропорции, но и подрывает действенность налоговой системы, поскольку платежи в бюджет совершаются не "живыми" деньгами, а в натуральном эквиваленте;
     в-четвертых, хронический недостаток денежных средств  у субъектов рынка для выплаты  заработной платы, финансирования оборотных  средств. Этот недостаток можно считать  относительным, поскольку значительная часть денег циркулирует в теневой экономике, уходит от налогообложения и вывозится за рубеж, оседая на счетах оффшорных компаний.
     Одним из основных ориентиров денежно-кредитной  политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы.
     Исходной  основой определения количества денег является сумма цен товаров. Учитывая, что одна денежная единица  совершает несколько оборотов в год, количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. С развитием кредита, системы взаимных расчетов и погашения взаимоплатежей совокупная стоимость товаров и услуг уменьшается на сумму цен товаров и услуг, проданных ранее, срок оплаты которых наступает в текущем году.
     Длительное  время денежные системы многих стран  опирались на жесткую привязку денежной массы к золоту. Динамика цен на золото играла исключительную роль в общей ценовой конъюнктуре и тем самым воздействовала на денежную массу. С отходом от этого золотого правил денежного обращения в качестве обеспечения денег выступают товарная масса и финансово-экономические активы, включая, конечно, и золото, и другие драгоценные металлы.
     Независимо  от типа (модели) экономики - рыночной или  административно-командной - налично-денежный оборот составляет меньшую в процентном соотношении с безналичным оборотом часть. Но, несмотря на это, его роль чрезвычайно велика. Кругооборот наличных денег обслуживает получение и расходование Денежных доходов населения, часть платежей предприятий и организаций.
     Налично-денежный оборот организуется государством в  лице центрального банка. Основными  организующими звеньями в Российской Федерации являются также территориальные учреждения Центрального банка и система расчетно-кассовых центров (РКЦ).
     В их составе имеются резервные  фонды денежных знаков и монет, а  также оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег. РКЦ обслуживают  расчетную деятельность банков, осуществляют инкассацию денег и проводят операции, связанные с денежным оборотом.
     Первоначальным  импульсом, запускающим механизм движения денежной наличности, является соответствующая  директива Центрального банка РФ РКЦ, согласно которой наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы и таким образом поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных учреждений (коммерческих банков). Часть этих денег обслуживает межбанковские расчеты, часть - направляется в качестве кредитов другим банкам, но большая часть наличных денег выдается юридическим и физическим лицам, обслуживаемым в данном коммерческом банке.
     Часть наличных денег, находящихся в кассах организаций, предприятий, учреждений, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий и пр.).
     Население использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая часть расходуется  на выплату налогов, квартплаты и коммунальных платежей, покупку товаров и оплату услуг, выплату страховых, арендных платежей и пр.
     Соответственно  деньги от населения поступают либо в кассы предприятий торговли, Госкомсвязи России, а также предприятий, оказывающих услуги населению, либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков.
     Организация и управление наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке, что должно обеспечивать устойчивость и эластичность денежного обращения.
     Процессы  глобализации в современной мировой  экономике затрагивают и сферу  денежного обращения, она давно  уже стала международной. Вместе с тем состояние экономики  любой страны во многом зависит от организации национального денежного  обращения. Устойчивое состояние и стабильное развитие сферы денежного обращения являются необходимым условием развития экономики, а нарушение денежного баланса неминуемо приводит к экономическому кризису.
     Именно  поэтому центральные банки всех государств мира постоянно изучают  международный опыт и тенденции развития денежного обращения, стремятся разрабатывать и внедрять новые схемы его организации исходя из национальных особенностей.
     В начале эпохи бурного развития электронных  технологий (включая Интернет) многие предсказывали быстрый переход к "электронным деньгам" и к функционированию платежных систем в электронном виде почти полностью. Приводились доводы, что электронные системы денежных расчетов являются более удобными, более "чистыми и технологичными", более дешевыми, более безопасными и т.д. Однако в настоящее время профессионалы в области мирового денежного обращения относятся к энтузиазму приверженцев IT-платежей достаточно сдержанно. Безусловно, электронные платежи имеют целый ряд достоинств, но заменить наличный денежный оборот полностью они не в состоянии (так же, как левая и правая рука, - взаимно дополняют друг друга). По этой проблеме развернулась достаточно острая полемика.
     Использование современных схем денежного обращения  позволяет существенно снизить  расходы на обработку наличности. При этом стоимость наличных денег будет приблизительно соответствовать стоимости использования дебетовых карт и электронного кошелька. Кроме того, центральные банки и государство должны думать о компенсации потери дохода от сеньоража в связи с выпуском денежных знаков, который составляет значительные суммы.
     Весьма  существенными являются и преимущества наличных денег:
     очевидность приема в платежи в качестве законного  средства в любых условиях;
     моментальное  осуществление расчетов;
     отсутствие необходимости в специальной (и постоянно действующей) инфраструктуре;
     легкость  применения всеми пользователями (от 8 и свыше 80 лет);
     возможность жесткого контроля эмиссии и обращения  со стороны государства;
     анонимность использования.
     Что касается России, большинство наших сограждан предпочитают использовать банковские карты для снятия наличных в банкоматах, а не как платежное средство. Так, в 2005 г. через банкоматы граждане обналичили 2,62 трлн руб., что составляет 93,5% от общей суммы по всем операциям с картами, в 2006 г. граждане сняли 3,97 трлн руб., или 93,5% от общей суммы операций (источник: РБК Daily). 4
     Казалось  бы, парадокс, но при увеличении числа  банковских карт (и соответственно, увеличении количества банкоматов в  ходе развития инфраструктуры электронных платежей) произошло возрастание спроса на наличность и резко повысились требования к ее качеству. Для того, чтобы подделывать на высоком уровне денежные знаки, необходима организация высокотехнологичного и дорогостоящего производственного процесса, тогда как для того, чтобы получить доступ к счетам и снятию наличных денег с банковских карт, такие затраты не нужны.
     Если  говорить о российских условиях, то к недостаточно развитой структуре  электронных платежей на огромной территории нашей страны, наводнениям и ураганам нужно добавить политические и экономические факторы. Вспомним банковские кризисы и дефолт, когда россияне не могли получить свои деньги - не только в российских банках, но и за рубежом.
     Несмотря  на большие усилия и затраты по внедрению различных проектов, значительное число населения, уже имеющего карточки, предпочитает пользоваться ими в основном для получения наличных. Суммы операций по снятию наличных превышают суммы расчетов за товары и услуги в 70-80 раз.
     Таким образом, основными тенденциями в мировом наличном денежном обращении являются:
     глобализация  процессов обращения в Европе и в мире в целом;
     увеличение  объемов и оборота наличности в целом и в отдельно взятых государствах;
     аутсорсинг  в вопросах производства, выпуска  в обращение, обработки и уничтожения наличных денег;
     автоматизация обработки наличности;
     централизация ее обработки;
     оптимизация денежных потоков;
     повышение качества и защитных свойств банкнот  и монеты.
     В этих вопросах у российской банковской системы большие резервы. Хочется надеяться, что наша банковская система, готовясь к вступлению страны в ВТО, будет совершенствоваться и в такой важной сфере банковской деятельности, как работа с наличными деньгами (в том числе подсчет и снижение операционных расходов на основе оптимизации бизнес-процессов). 5 Безусловно, будет развиваться оказание банковских услуг в этой области в соответствии с мировыми тенденциями, а возможно, в чем-то и опережая их.
     Очередные шаги в этом направлении делает Банк России, преобразовав Департамент эмиссионно-кассовых операций в Департамент наличного денежного обращения. В связи с этим можно предположить, что концентрация всех функций, связанных с наличным денежным оборотом в одной организационной структуре, даст значительный положительный эффект.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
    Организация и развитие денежного  оборота в Российской Федерации в современных  условиях
      Организация денежного оборота
 
     Денежная  система Российской Федерации - это  форма организация денежного  обращения, закрепленная национальным законодательством. Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоятельностью, также входит в денежную систему страды.
     Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, согласно Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается Виды денег - банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России. Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всей территории Российской Федерации. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
     После проведения деноминации (укрупнения масштаба цен) с 1 января 1998 г. в обращении находятся  банкноты достоинством 10, 50, 100, 500 и 1000 руб. также монеты достоинством 1, 2, 5 руб. и 1, 5, 10 и 50 коп.
     За  Центральным банком РФ закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения  и изъятия из обращения на территории Российской федерации.
     Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам направляется в Правительство РФ в порядке предварительного информирования.
     Коммерческие  банки также участвуют в эмиссионном  процессе. Они выпускают безналичные  деньги в процессе кредитования, а  при погашении ссуды происходит изъятие денег из оборота.
     В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлены правовые основы функционирования денежной системы РФ, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения.
     В России, как и во всех странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного.
     При имеющем место колебании значений удельного веса наличных денег в  общем объеме денежной массы доля их постепенно снижается. Доля наличных денег в экономически развитых странах  еще меньше (10-20%), однако их присутствие необходимо, поскольку они обслуживают розничную торговлю, получение и расход большей части денежных доходов населения.
     Все предприятия, организации и учреждения на территории Российской Федерации  независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Предприятия могут получать наличные деньги от коммерческих банков, физических лиц и других предприятий. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Расчеты предприятий происходят в основном в безналичной форме. Если предусмотрена оплата товаров (услуг) предприятием в наличной форме, то для этого оно либо снимает денежную наличность со своего счета в коммерческом банке, либо использует имеющиеся наличные средства, оставленные предприятию в пределах установленного лимита.
     Денежная  наличность сдается предприятиями  непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы на предприятиях, а также предприятиями Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков.
     Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. и Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г.
     Порядок и сроки сдачи наличных денег  устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости  ускорения оборачиваемости денег  и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств предполагаются, как правило, ежедневными.
     Наличные  деньги, принятые от физических лиц  в уплату налогов, страховых и  других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.
     Лимиты  наличности, ежедневно хранимые в  кассах предприятий, устанавливаются  обслуживающими их банками по согласованию с руководителями этих предприятий. При этом учитывается специфика деятельности предприятия. Лимит кассы по указанию банка может обеспечивать нормальную работу предприятия с утра следующего дня, лимит может определяться в пределах среднедневной выручки наличными деньгами и т.д. Выдача банками наличных денег предприятиям производится, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.
     Аналогично  регулируется наличность в кредитных  организациях, обслуживаемых РКЦ.
     Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан, территориальные учреждения Банка России или по их поручению РКЦ устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Установление лимитов оборотных касс расчетно-кассовых центров и их подкрепление осуществляется в соответствии с Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г.
     Наличные  деньги, находящиеся в оборотной  кассе РКЦ, в случае превышения установленного Центральным банком лимита, переводятся  в резервные фонды, изымаются  из обращения. Центральный Банк осуществляет постоянный мониторинг за наличным денежным оборотом в регионах страны.
     Итак, организацию налично-денежного обращения  осуществляет Центральный банк РФ, это одна из его основных функций. Она включает:
     прогнозирование и организацию производства, перевозку  и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
     установление  правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных  организаций;
     установление  признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
     определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
     Центральный банк РФ осуществляет межбанковские  расчеты через свои учреждения. В  его систему входит центральный  аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр. В настоящее время в России функционируют 1333 расчетных кассовых центра и других учреждений, осуществляющих расчетное обслуживание 2208 кредитных организаций, 6045 филиалов этих организаций, а также счетов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
     Безналичный денежный оборот. Безналичный платежный  оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах - до 90%. Безналичный платежный оборот осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.
     На  Центральных банк РФ как главный  регулирующий орган платежной системы  возложены обязанности установления правил, сроков и стандартов осуществления  расчетов с соблюдением следующих  принципов их организации.
     1. Соблюдение правового режима  осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он  сложился к середине 90-х гг. Он  включает соответствующие нормы  гражданского законодательства, отдельные  федеральные законы и подзаконные  акты.
     2. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя (поставщика) и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.
     3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности  участников расчетных отношений  как необходимого условия своевременного  выполнения долговых обязательств.
     4. Наличие согласия (акцепта) плательщика  на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа - чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов - платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
     5. Соблюдение срочности платежа.  Этот принцип относится не  только к периоду оплаты счетов  за товары и услуги, но и  ко времени выполнения расчетных  операций банками.
     6. Контроль субъектов расчетных  отношений за своевременностью  и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.
     Выбор тех или иных форм безналичных расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения; с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.
     Недостаточно  распространена аккредитивная форма  расчетов, ее удельный вес невелик. Согласно законам Российской Федерации  при расчетах как физическими, так  и юридическими лицами могут применяться чеки, но не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. 
 
 
 
 
 

     
      Развитие  денежного обращения
 
     Дискуссии о роли наличных денег в эпоху  электронных технологий немного  поутихли. Несмотря на то, что расчеты  наличными деньгами в платежном  обороте в той или иной мере замещаются безналичными, функционирование платежной системы исключительно в безналичном виде на данном этапе развития общества представляется нереальным. Наличные деньги остаются одним из главных платежных средств и вряд ли в обозримом будущем будут вытеснены электронными аналогами.
     В развитых странах мира, где безналичные  платежи достаточно распространены и развиваются уже на протяжении десятков лет, объем платежей наличными  деньгами составляет 70% и более. В  Европе шесть из семи трансакций совершается с наличными деньгами, в России этот показатель составляет около 97%. По прогнозам специалистов в перспективе наличные деньги будут обслуживать не менее 2/3 розничных платежей во всем мире. Дело в том, что осуществление безналичных платежей требует дополнительных затрат. Операции, сумма которых сопоставима или ниже их себестоимости, невыгодно проводить в безналичном порядке.
     Основными достоинствами наличных денежных знаков являются6:
     универсальность данного средства платежа;
     легкость  использования;
     обязательность  к приему при всех видах платежей на всей территории государства а  любое время суток;
     анонимность;
     оплата  наличными во много раз дешевле  стоимости платежа с использованием платежных карт.
     И, наконец, наличные деньги - это обязательства центрального байка страны, который, по определению, не может обанкротиться, тогда как электронные средства платежа представляют собой, главным образом, обязательства коммерческих банков или других финансовых структур, банкротство которых не исключено.
     Банк  России осуществляет организацию наличного  денежного обращения и управление потоками наличных денег с учетом потребностей платежного оборота, а  также осуществляет мониторинг основных направлений и тенденций развития современного наличного денежного обращения в мире.
     Рассмотрим  основные тенденции в наличном денежном обращении.
     1. Рост количества наличных денег  в обращении. В России количество  наличных денег в обращении  по балансу (с учетом остатков  в кассах банков) на 1 января 2008 г.  составило в сумме 4,1 трлн руб. и увеличилось за 2007 г. на 34,5%. При этом доля наличных денег в обращении вне касс банков (по агрегату М0) в общей сумме денежной массы (по агрегату М2) постоянно снижается. За 2007 г. она снизилась на 3 процентных пункта, т.е. темпы роста денежной массы превышали темпы роста наличных денег в обращении.
     Уровень достаточности наличных денег в  экономике, рассчитанный как отношение  наличных денег в обращении (вне  касс банков) к ВВП, за 2007 г., по предварительным  данным, составил 11,2% (в 2006 г. - 10,4%), с учетом теневого сектора экономики - 8,6%2 (в 2006 г. - 8,0%). В развитых странах этот показатель составляет б - 8%. 7
     В 2007 г. изменилась структура распределения  количества наличных денег в обращении. Увеличилась доля наличных денег  на руках у населения (исчислена по данным Росстата) - с 57 до 61%. Только 5 - 7% текущих денежных доходов население направляет во вклады и ценные бумаги. Интерес населения к банковским вкладам и депозитам в 2007 г. приостановился в связи с низкими процентными ставками относительно уровня инфляции (свою роль сыграли также слухи о якобы предстоящей деноминации).
     Несмотря  на рост безналичных расчетов путем  применения различных видов платежных  карт, на долю наличных денег приходится подавляющая часть расчетов с  населением. По данным Банка России на начало 2008 г. на территории Российской Федерации было выпущено 103,5 млн. банковских карт. Подавляющая часть всех платежных карт в России (около 90%) выпускалась в рамках "зарплатных" проектов.
     Для развития безналичных платежей в сфере личного потребления необходимо:
     совершенствование нормативной базы, регламентирующей операции по выпуску и обращению  электронных средств платежа;
     развитие  инфраструктуры для совершенствования  операций с использованием платежных  карт (расширение сети приема платежных карт), оборудование предприятий розничной торговли электронными терминалами и импринтерами для оплаты товаров и услуг посредством платежных карт;
     обеспечение электронных платежей системами  безопасности и защиты данных клиентов (поскольку во всем мире участились случаи взлома банковских информсистем, факты мошенничества, кражи данных держателей карт);
     финансовое  образование населения, ознакомление клиентов банков с новыми банковскими  продуктами;
     решение вопроса о том, кто будет нести затраты на продвижение безналичных платежей в тех местах, где объем операций незначителен и не дает сравнительно быстрой окупаемости понесенных затрат.
     2. Централизация обработки денежной  наличности с целью сокращения  операционных расходов. Рост себестоимости обработки наличных денег, повышение заработной платы, стоимости технических средств, расходных материалов, затрат, связанных с обеспечением безопасности при хранении и перевозках вызывают необходимость автоматизации процесса пересчета денег, проверки их подлинности, сокращения доли ручного труда, создания крупных кассовых центров, Сокращение затрат, связанных с обработкой наличных денег, является важнейшей задачей всех центральных банкой мира, а также кредитных организаций.
     3. Аутсорсинг в вопросах обработки наличных денег. Многие центральные банки (Австралия, Великобритания, Швеция, Канада, ЮАР, Бразилия) разрабатывают специальные схемы организации наличного денежного обращения, в которых в той или иной степени предусмотрено делегирование ряда "второстепенных" функций по обработке наличных денег коммерческим структурам - банкам, крупным инкассаторским компаниям, либо специально созданным коммерческим структурам, занимающимся обработкой денежной наличности в интересах центральных банков. Центральный банк оставляет за собой только контроль за производством, выпуском, определением подлинности денежных знаков и их уничтожением.
     4. Повышение качества и защитных  свойств банкнот и монеты. В  настоящее время основное внимание  центральных банков и производителей денежных знаков сосредоточено на:
     дальнейшем  улучшении потребительских свойств  банкнот путем совершенствования  как бумажных, так и полимерных видов подложек на основе заимствования  лучших качеств тех и других;
     совершенствовании и разработке новых "публичных" (для населения) признаков банкнот с использованием специального дизайна, специальных красок, технологических процессов (перфорации изображения);
     снижении  стоимости изготовления монет;
     разработке  новых защитных признаков монет  путем совершенствования способов их чеканки.
     5. Соответствие купюрного ряда  банкнот и монеты потребностям  наличного денежного обращения.  Основное внимание центральных  банков сосредоточено на разработке  оптимальных вариантов банкнотно-монетных  рядов, определении границ между  номиналами, представленными монетой и банкнотами, эффективности использования монеты низких номиналов.
     В этих целях проводятся различные  исследования, в том числе социологические, использования различных номиналов  денежных знаков в платежном обороте (Нидерланды, Австрия).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
      Инфляция  и денежно-кредитная  политика
 
     В сентябре инфляция продолжила ускоряться: ИПЦ по итогам месяца составил 0,8% (против 0,6% месяцем ранее), оправдав ожидания Минэкономразвития (см. рис. 1). Как и в предыдущем месяце, наибольший вклад в рост цен внесло удорожание продовольственных товаров (+1,6%). Рост цен на них продолжил набирать темпы: они росли в 1,7 раза быстрее по сравнению с августом.

     Локомотивом роста цен стало удорожание яиц  более чем на треть (+34,2%). В сентябре не удалось переломить тренд быстрого роста цен, начавшийся еще летом, на крупы и бобовые (+11,6%). На этом фоне рост цен на подсолнечное масло (+5,7%), сахар (+5%) и сливочное масло (+4,6%) не кажется таким уж катастрофическим. В сентябре закончилось сезонное удешевление плодоовощной продукции, цены на которую выросли на 0,2%. Ни по одному виду продовольственных товаров снижения цен в сентябре не наблюдалось.
     В сентябре продолжили ускоряться темпы  роста цен на непродовольственные товары (+0,6%). Как и в августе, быстрее росли цены на табачные изделия (+2,4%) – компании корректировали ценники из-за возросших издержек на оформление сигаретных пачек. Свои коррективы внесла осень: вырос спрос на демисезонную и зимнюю обувь и одежду. Цены на обувь выросли на 1,3%, на трикотажные изделия, одежду и белье – на 0,9%. В сентябре ни в одной из групп непродовольственных товаров снижения цен не наблюдалось.
     Темп  рост цен на платные услуги населению  в сентябре продолжил замедляться, составив 0% по итогам месяца. Дорожавшие на протяжении всего лета услуги зарубежного туризма, санаторно-оздоровительные услуги и пассажирский транспорт с наступлением осени подешевели. Также снизились цены и на услуги страхования (–0,7%). В то же время в начале нового учебного года выросли цены на услуги образования (+2,4%), а также занятия физкультурой и спортом (+2,6%).
     Летняя  засуха продолжает напоминать о себе: вслед за скачком цен на зерно, крупы, яйца и молоко резко подорожали картофель (+8,7%) и подсолнечное масло (+5,7). Кроме того сентябрь показал еще один негативный тренд – инфляционные ожидания перекинулись с продовольственного сегмента на непродовольственный. Темпы роста цен на непродовольственные товары увеличились в 1,5 раза по сравнению с августом. Сдерживающим фактором роста инфляции в сентябре стала стагнация цен на услуги, которая в первую очередь связана с сезонным удешевлением тарифов РЖД.
     Начиная с 5 октября, недельная инфляция замедлилась  до 0,1% в неделю, в то время как предыдущие 5 недель она росла темпом 0,2% в неделю. Таким образом, с начала месяца к 18 октября потребительские цены увеличились на 0,4%, с начала года – на 6,7%. Замедлению инфляции в октябре способствовало, в первую очередь, снижение цен на яйца, которые за
18 дней  октября подешевели на 0,7% после более 30%-го подорожания в сентябре. В то же время пшено и гречневая крупа, цены на которые выросли с начала месяца соответственно на 8,1 и 3,8%, продолжают оказывать повышательное давление на потребительские цены. По прогнозу Минэкономразвития, в октябре инфляция замедлится по сравнению с сентябрем и может составить 0,6–0,7% .
     Базовый индекс потребительских цен в  сентябре 2010 г. составил 1,1% (за аналогичный  период 2009 г. – 0,5%).
     В сентябре широкая денежная база снизилась  до 7126 млрд руб. (–1,1%). На 1 октября наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций составляли 5,02 трлн руб. (+1,2%), корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России – 590 млрд руб. (+5,7%), обязательные резервы – 182,2 млрд руб. (+1,6%), депозиты банков в Банке России – 519,4 млрд руб. (+0,4%), а стоимость облигаций Банка России у кредитных организаций – 810 млрд руб. (–18,2%).
     В сентябре избыточные резервы коммерческих банков сократились на 146,5 млрд руб., составив по итогам месяца 1919,4 млрд руб. (–7%). Несмотря на это в банковской системе сохраняется избыточная ликвидность и, по оценкам ЦБ РФ, такая ситуация может продлиться по крайней мере до конца 2010 г. Сами банки (Сбербанк, ЮниКредит, Бинбанк и пр. ) проблемы избыточной ликвидности не чувствуют, так как излишки стерилизуются активизировавшимся кредитованием. Действительно, кредитование банков продолжает расти: за 9 месяцев их кредитный портфель вырос на 6,6% .
     Рост  объема наличных денег в обращении  на 1,2% и обязательных резервов на 1,6% в сентябре привели к расширению денежной базы в узком определении (наличность плюс обязательные резервы) на 1,3% до 5206,7 млрд руб. (см. рис. 2).
     В сентябре и в первой половине октября  международные резервы ЦБ РФ продолжали расти. Их объем за полтора месяца увеличился на 5,8% до 503,7 млрд долл., вернувшись к показателям двухгодичной давности, когда кризис вошел в острую фазу.
     По  предварительным оценкам Центробанка, в III квартале чистый отток капитала из страны составил 4,2 млрд долл. С учетом чистого вывоза капитала в первом полугодии в размере 11,8 млрд долл. по итогам трех кварталов чистый отток капитала составил 16 млрд долл. Это в 4 раза меньше чем за аналогичный период прошлого года.

     Отток валюты из страны по итогам III квартала способствовал ослаблению курса рубля в этот период на 1,2%. В сентябре реальный эффективный курс рубля ослаб на 1,6%. Соответс-твенно, индекс реального эффективного курса по итогам месяца снизился до 141,07 (см. рис. 3).
     В последнюю неделю сентября и первую неделю октября курс доллара к рублю стремительно падал: чуть более чем за две недели он снизился на 4,7% до уровней 5-месячной давности. После спекулятивной атаки на рубль в середине сентября выступления представителей ЦБ РФ и соответствующие действия Банка России (в частности, продажа валюты для поддержания рубля) смогли успокоить участников рынка. Таким образом, рубль смог отыграть падение, а слухи о возможной девальвации рубля ослабли. «На руку» рублю также сыграли плохие данные по безработице в США, а также
дорожающая  нефть (с 78 долл. в последнюю неделю сентября до 85 долл. за баррель в  первую неделю октября).
     Однако, начиная со второй недели октября, доллар вновь начал отвоевывать утраченные позиции, достигнув 21 октября отметки 30,8 руб./долл. В связи тем, что в это же время на мировом валютном рынке американская валюта дешевела, рост ее курса по отношению к рублю связан, по всей видимости, с внутренними факторами. Это, во-первых, высокий спрос на валюту со стороны корпоративных заемщиков для погашения валютных долгов, во-вторых, сокращение сальдо внешнеторгового баланса вследствие продолжающегося роста импорта при стабильном экспорте, в-третьих, расширение денежного предложения, и, наконец, рост инфляционных ожиданий. Таким образом, падение курса доллара в начале месяца, а затем его рост с небольшой коррекцией в 20-х числах оставил значения курса неизменным по итогам трех недель октября.

     В октябре курс евро по отношению к  рублю продолжал расти: чуть больше чем за три недели он вырос на 2,7%. В середине месяца он перешагнул отметку в 42 руб., вернувшись к показателям конца января 2010 г. Одной из основных причин стремительного роста курса евро стало его укрепление по отношению к доллару на рынке FOREX: со второй недели октября котировки пары евро/доллар колебались вокруг отметки 1,4 долл./евро.
     В октябре стоимость бивалютной корзины  выросла на 1,7%, составив на 23 октября 35,92 руб. Доллар ослабевает не только по отношению к евро, но и к валютам других торговых партнеров США. Несмотря на заверения министра финансов США Т. Гайтнера, что Соединенные Штаты не будут сознательно проводить девальвацию доллара, фактическое ослабление доллара вызывает недовольство со стороны многих стран (Японии, Китая, Бразилии, стран Восточной Азии), которые были вынуждены вступить в так называемую «валютную войну», чтобы воспрепятствовать укреплению своих национальных валют. На встрече «большой двадцатки» 23 октября в Китае министры финансов и главы центробанков договорились воздержаться от девальвации национальных валют. Как заявил замглавы Центробанка А. Улюкаев на Гайдаровских чтениях , Банк России –это мирная организация и участвовать в валютных войнах не намерена. Тем не менее Банк России заблаговременно застраховал себя от возможных спекуляций, которые могут с новой силой вспыхнуть после ожидаемого инвесторами в начале ноября смягчения денежно-кредитной политики США: 13 октября 2010 г. был отменен фиксированный валютный коридор, что, по всей видимости, сделает курсовую политику еще менее предсказуемой.
     С 13 октября Банк России симметрично расширил операционный интервал допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины с 3 до 4 рублей и снизил величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 коп., с 700 млн до 650 млн долл. Кроме того, ЦБ РФ отменил фиксированные границы коридора, определяющего допустимые колебания рублевой стоимости бивалютной корзины в размере 26–41 руб. за корзину, которые были установлены 23 января 2009 г.
     Данные  меры были предприняты в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики на 2011–2013 гг. и направлены на снижение прямого вмешательства Центробанка в курсообразование на внутреннем валютном рынке в рамках постепенного перехода к режиму свободного плавания рубля. Тем не менее Банк России не намерен полностью отказаться от проведения валютных интервенций для сглаживания резких колебаний курса.
     Вслед за выступлением первого зампреда ЦБ А. Улюкаева на VIII международном банковском форуме «Банки России – XXI век» в Сочи о сворачивании антикризисных мер поддержки банковского сектора. 15 октября Банк России принял решение о возвращении с 1 января 2011 г.
подходов  к формированию Перечня Банка  России , действовавших до февраля 2009 г.
     Из  Перечня ЦБ РФ будут исключены системообразующие организации, которые были туда включены в декабре 2008 г. в рамках антикризисной поддержки банков и реального сектора. Теперь в ломбардный список войдут организации, имеющие рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте как минимум одного из иностранных рейтинговых агентств на уровне не ниже «В–» по классификации рейтинговых агентств «Standard&Poor’s» или «Fitch Ratings» либо «ВЗ» по классификации рейтингового агентства «Moody’s Investors Service». При этом обязательства системообразующих организаций, которые будут являться обеспечением кредитов Банка России по состоянию на 1 января 2011 г., останутся в залоге по указанным кредитам до момента их погашения.
     Во  время кризиса включение в Перечень ЦБ РФ бумаг системообразующих организаций, не имеющих соответствующего рейтинга международных агентств, было необходимо для поддержки банков, так как расширяло их возможности по рефинансированию в ЦБ РФ. Теперь, когда официально считается, что острая фаза кризиса завершена , сворачивание данной антикризисной меры представляется своевременным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Цели  и инструменты  денежно-кредитной  политики в 2010-2012 годах
      Направление денежно-кредитной политики
 
     В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году – до 7-8%, в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012 году.
     Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному  в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение транзакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.
     Предполагаемое  постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.
     Денежная  программа на 2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы.
       Расчеты по программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из  показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам  по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов раз- вития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%.
     Для первого варианта денежной программы  на протяжении всего прогнозного  периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй–четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистых международных резервов (ЧМР) в 2010-2012 годах, который по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы.
     В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,3 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам – снизиться на 1,1 трлн. рублей.
     Исходя  из прогноза платежного баланса в  условиях этого варианта ЧМР увеличиваются  в 2011 году незначительно (на 0,03 трлн. рублей), в 2012 году – на 0,2 трлн. рублей. При  этом чистые внутренние активы увеличиваются  на 0,5 и 0,6 трлн. рублей соответственно. В 2011-2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей и чистого кредита банкам – на 0,2 трлн. рублей в год.
     По  второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,4 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,3 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей.
     В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что  потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,3 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,6 трлн. рублей, чистый кредит банкам может сократиться на 0,1 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,8 трлн. рублей и ЧВА – на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году.
     По  третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010-2012 годах превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.
     Согласно  третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,1 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,3 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,6 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,4 и 1,9 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011-2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,2 трлн. рублей как в 2011, так и в 2012 годах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.