На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинговая стратегия фирмы (на примере ОАО «НИК»)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
ГОУ ВПО  Кубанский государственный технологический  университет (Куб ГТУ) 

Факультет заочного и дистанционного обучения
Кафедра рекламы и маркетинга 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
по дисциплине «МАРКЕТИНГ» 

на тему: «Маркетинговая стратегия фирмы (на примере ОАО «НИК») 
 
 

выполнила студентка  группы
3 курса 
 
 
 
 

  

Допущена к  защите _______________________
Руководитель  курсовой работы,
доцент                                                                                                                         А.В.Гапоненко 

Защищена с  оценкой ______________________
Члены комиссии                                
 
 
 
 

Краснодар
2011 г.

ВВЕДЕНИЕ

 
     На  современном этапе перехода к  рыночным отношениям в нашей стране стимулирование сбыта продукции начинает играть важную роль для успешной деятельности любого предприятия. Возросшая конкуренция вынуждает предприятия - изготовителей идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции с помощью стимулирования. Кроме того, объективным фактором возрастания роли стимулирования является то, что эффективность рекламы снижается из-за растущих издержек и рекламной тесноты в средствах массовой информации. Поэтому все большее число предприятий прибегает с стимулированию сбыта, как к средству, которое может эффективно поддержать рекламную кампанию, и целью данной работы является описать значение и важность маркетинга, а особенно его стратегии, сбыта товара и услуг.
     Формированию  маркетинговой стратегии отводится основное место в комплексе маркетинговых мероприятий. От ее выбора зависит планирование и организация прочих видов деятельности маркетолога и, в конечном счете, успешность предприятия на рынке. Достаточно легко корректировать тактические действия, но изменение неверно избранной стратегии сопровождается значительными финансовыми и пр. потерями. Это налагает особую ответственность на менеджера - «стратега» и предъявляет особые требования к его теоретической и методологической грамотности, аналитическим способностям и навыкам практической деятельности.
     Маркетинговая деятельность обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия  в конкурентной борьбе.
     Маркетинговая стратегия - это комплекс доминирующих принципов, конкретных целей маркетинга на длительный период и соответствующих решений по выбору и агрегированию средств (инструментов) организации и осуществления на рынке ориентированной на эти цели деловой активности. Маркетинговая стратегия состоит из базовых решений, определяющих комплекс средств маркетинга, включая инструменты формирования и адаптации (обновления) ассортимента товаров и услуг, ценообразования, коммуникаций и распределения (сбыта, продаж). Выбор маркетинговой стратегии определяется положением, потенциалом и традициями деятельности учреждения (фирмы, организации) на рынке, спецификой продукции, конъюнктурой рынка.
     Актуальность  выбранной темы исследования обусловлена тем, что маркетинг играет ключевую роль в деятельности компании. Во-первых, обеспечивает руководящие методологические принципы - маркетинговую концепцию, которая предполагает ориентацию стратегии компании на нужды важнейших групп потребителей. Во-вторых, маркетинг предоставляет исходные данные для разработчиков стратегического плана, помогая выявить привлекательные возможности рынка и позволяя оценить потенциал фирмы. Наконец, в рамках каждого отдельного подразделения компании маркетинг помогает разрабатывать стратегию выполнения задач.
     Цель  работы заключается в разработке маркетинговой стратегии компании «Ник» в российских условиях.
     Осуществление поставленной цели будет достигаться  путем последовательного решения  следующих задач:
      рассмотреть теоретическо-методологические основы разработки маркетинговой стратегии фирмы;
      дать характеристику деятельности ОАО «НИК»;
      изучить маркетинговые исследования и стратегию ведения предпринимательской деятельности ОАО «НИК»;
      оценить эффективность маркетинговых мероприятий, реализуемых на фирме;
      разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
     Предметом исследования в работе выступает процесс управления маркетингом, который включает в себя процесс анализа рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработку маркетингового комплекса и претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
     Объектом  исследования курсовой работы является ООО «НИК».
     Теоретической основой работы послужили нормативно-правовые документы, такие как Конституция РФ, Трудовой кодекс Российской Федерации, а также труды отечественных и зарубежных ученых в области рассматриваемой проблематики. 
 
 
 

      

1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ  МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ  ФИРМЫ

 
     Понятие маркетинговой стратегии, ее разработка. Стратегия маркетинга - это составная часть всего стратегического управления предприятием, это план его деловой активности. Основная задача заключается в поддержании и развитии процесса производства, интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, в повышении качества оказываемых услуг, в освоении новых рынков, увеличении объема оказываемых услуг и, в конечном счете, в повышении эффективности деятельности.
     Планирование  маркетинговой стратегии должно:
    основываться на оценке перспектив в области политики, экономики, технологий.
    опираться на современные методы прогнозирования и анализа, помогающие отслеживать новые тенденции. В условиях России приходится начинать не с выбора и постановки целей, а с анализа сильных и слабых сторон в деятельности предприятия.
    выступать исходной функцией управления и важной задачей руководства фирмой, чтобы предоставить в условиях конкуренции ее позицию на будущее и по возможности ее оптимизировать.
     Разработка  и успешная реализация стратегии  все в большей мере зависит  от поведения конкурентов. Анализ собственных  сильных и слабых сторон, в конечном счете, невозможен без сравнения с конкурентами.
     Главная функция анализа конкурентной ситуации в плане выбора состоит в том, чтобы выявить свои решающие преимущества, последовательно использовать их в  рыночной деятельности.
     При формировании маркетинговых стратегий  целесообразно исходить из оценки основных рыночно-экономических факторов и анализа существующего потенциала стратегического успеха.
     Наиважнейшим  принципом любой маркетинговой  стратегии является движение в направлении  от покупателя к фирме, а не наоборот.
     При разработке маркетинговых стратегий предприятие должно принять решение: сосредоточить ли ему усилия на сравнительно небольшом круге сегментов, с тем, чтобы завоевать ее сильные позиции, или осваивать одновременно ряд рынков. Ориентация сразу на несколько рынков, как правило, ведет к ослаблению позиций.
     Для выбора правильной стратегии необходимы соответствующие критерии. При этом учитываются следующие факторы:
    рост компании. Она должна сделать выбор в пользу стратегии концентрации, чтобы предотвратить распыление собственных средств и сосредоточить усилия на тех рынках, где деловой успех может быть достигнут сравнительно быстро.
    стабильность рынка. Здесь можно рекомендовать стратегию последовательного освоения рынков нескольких регионов для снижения степени риска.
    однородность рынка. На подобных рынках фирме обеспечена возможность для стандартизованной политике продаж и для получения прибыли.
    интенсивность конкуренции. Сильное давление на цены за услуги требует от фирмы постоянного ограничения издержек, что достижимо путем концентрации на главных рынках.
     В целях разработки качественной стратегии  необходимы налаженный сбор информации о рынке, его исследования, разработка и предложение товаров и услуг, а организация их сбыта.
     Виды  маркетинговых стратегий. В зависимости от поставленных целей и средств их достижения можно выделить несколько видов рыночных стратегий, применяемых в деятельности производственных отделений:
    стратегия завоевания или расширение доли рынка;
    стратегия инновации;
    стратегия дифференциации продукции;
    стратегия снижения издержек производства;
    стратегия выжидания;
    стратегия индивидуализации потребностей.
     Стратегия завоевания доли рынка до определенных показателей: предполагает достижение за счет этого намеченных показателей  нормы и массы прибыли, при которых обеспечивается рентабельность и эффективность производства. Завоевание доли рынка осуществляется путем выпуска и внедрения на рынок новых видов услуг, формирование новых потребностей у потребителей, проникновения в новые сферы применения продукции.
     Стратегия инновации, предполагает создание изделий, не имеющих на рынке аналогов по своему назначению. К таким изделиям относятся, прежде всего, принципиально  новые виды услуг, ориентированные  на ранее неизвестные потребности.
     Стратегия дифференциации, предполагает модификацию и усовершенствование традиционных изделий, выпускаемых фирмой за счет реализации в продукции, услугах новых технических принципов.
     Стратегия снижения издержек производства, направлена на повышение конкурентоспособности  изделия, ценовое соперничество, предполагающее внесение таких новшеств, которые обеспечат оказание услуг по повышенным ценам.
     Ради  увеличения контролируемой доли рынка  фирмы идут на значительные первоначальные капиталовложения в передовую технологию и оборудование.
     Стратегия выжидания используется когда тенденции коньюктуры и потребительского спроса не определены.
     Стратегия индивидуализации потребностей, особо  широко применяется производителями  оборудования производственного назначения, ориентированного на индивидуальные заказы клиентов, а также на разработанные ими проекты или спецификации.
     Подходы к планированию стратегии. В рамках изложенных далее подходов организация оценивает и использует все свои возможности, товары и направления деятельности. На основе этих оценок распределяются усилия и ресурсы компании, а также разрабатываются соответствующие стратегии маркетинга.
     I Подход: Матрица возможностей по  товарам (рынкам)
     Матрица возможностей по товарам (рынкам) предусматривает  использование четырех альтернативных стратегий маркетинга для сохранения и (или) увеличения сбыта:
    проникновение на рынок,
    развитие рынка,
    разработка товара,
    диверсификация.
     Выбор стратегии зависит от степени  насыщенности рынка и возможности  компании постоянно обновлять производство. Две или более стратегии могут сочетаться. 

    РЫНОК
    старый новый
Товар старый проникновение на рынок развитие  рынка
новый разработка  товара диверсификация
 
     Рис.1. Матрица возможностей по товарам (рынкам) 
 

     Стратегия проникновения на рынок эффективна для самостоятельных хозяйственных подразделений, когда рынок растет или еще не насыщен. Фирма стремится расширить сбыт имеющихся товаров на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, наступательного продвижения и самых конкурентоспособных цен. Это увеличивает сбыт: привлекает тех, кто раньше не пользовался продукцией данной фирмы, а также клиентов конкурентов и увеличивает спрос уже привлеченных потребителей.
     Стратегия развития рынка эффективна, если местная  фирма стремится расширить свой рынок; в результате изменения стиля жизни, демографических факторов, возникают новые сегменты на рынке; для хорошо известной продукции выявляются новые области применения. Фирма стремится увеличить сбыт существующих товаров на рынках или побудить потребителей по-новому использовать имеющуюся продукцию. Она может проникать на новые географические рынки; выходить на новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен; по-новому предлагать существующие товары; использовать новые методы распределения и сбыта; сделать более активным продвижение.
     Стратегия разработки товара. Эффективна, когда  стратегическое хозяйственное подразделение  имеет ряд успешных торговых марок  и пользуется доверием потребителей. Фирма разрабатывает новые или  модифицированные товары для существующих рынков. Она делает упор на новые модели, улучшение качества и другие мелкие инновации, тесно связанные с уже внедренными товарам, и реализует их потребителям, лояльно настроенным по отношению к данной компании и ее торговым маркам. Используются традиционные методы сбыта; продвижение делает упор на то, что новые товары выпускаются хорошо известной фирмой.
     Стратегия диверсификации используется для того, чтобы организация не стала чересчур зависимой от одного СХП или одной  ассортиментной группы. Фирма начинает выпуск новых товаров, ориентированных на новые рынки. Эти товары могут быть новыми для отрасли или только для компании. Цели распределения сбыта и проведения отличаются от традиционных для фирмы.
     II Подход: матрица "Бостон  консалтинг груп" (БКГ). Матрица БКГ позволяет компании классифицировать каждое из своих СХП по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли. И используя матрицу, фирма может определить:
    какое из ее СХП играет ведущую роль по сравнению с конкурентами;
    какова динамика ее рынков (развиваются они, стабилизируются или сокращаются).
     В основе матрицы лежит предположение, что чем больше доля СХП на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от масштабов производства (большие фирмы могут механизировать и автоматизировать производство и распределение), накопления опыта (по мере повторения проектов и операций на каждый из них требуется меньше времени) и улучшения позиции при заключении сделок.
     Матрица выделяет четыре типа СХП и предполагает стратегии для каждого из них:
     "Звезды";
    "Дойные коровы",
    "Трудные дети" ("вопросительные знаки");
    "Собаки"
 
              ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДОЛЯ НА РЫНКЕ
ВЫСОКАЯ НИЗКАЯ
Темпы роста отрасли высокие Обозначение СХП Маркетинговая стратегия Обозначение СХП Маркетинговая стратегия
"Звезда" использование прибыли для помощи растущим СХП, поддержания существующего положения "Трудный  ребенок" интенсификация  маркетинговых усилий или уход с  рынка
низкие Обозначение СХП Маркетинговая стратегия Обозначение СХП Маркетинговая стратегия
  интенсификация  маркетинговых усилий для поддержания  или увеличения доли на рынке "Собака" уменьшение  усилий или продажа
 
     Рис. 2. Матрица "Бостон консалтинг груп" (БКГ) 

     Относительная доля на рынке представляет собой долю на рынке стратегического хозяйственного подразделения в сравнении с ведущими конкурентами в отрасли.
     Темпы роста в отрасли представляют собой ежегодный рост всех аналогичных  компаний на данном рынке.
     "Звезда" занимает лидирующее положение  (высокая доля на рынке) в развивающейся отрасли (быстрый рост). Основная цель поддержать отличительное преимущество фирмы в условиях растущей конкуренции. "Звезда" дает значительные прибыли, но требует больших объемов ресурсов для финансирования продолжающегося рост. Долю на рынке можно поддерживать или увеличивать через снижение цены, большой объем рекламы, изменение продукции и (или) более обширное распределение. По мере того, как развитие отрасли замедляется, "Звезда" превращается в "Дойную корову"
     "Дойная  корова" занимает лидирующее положение (большая доля на рынке) в относительно зрелой или сокращающейся отрасли (медленный рост). Это СХП обычно имеет преданных приверженцев из числа потребителей, и конкурентам сложно их привлечь. Поскольку сбыт относительно стабилен, без значительных затрат на маркетинг и разработки "дойная корова" дает боль-
     "Трудный  ребенок", или "Вопросительный  знак", незначительно воздействует  на рынок (маленькая доля на  рынке) в развивающейся отрасли  (быстрый рост). Поддержка со стороны  потребителей незначительна, отличительные преимущества неясны, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Компания должна решить, следует ли расширить расходы на продвижение, активнее искать новые каналы сбыта, улучшить характеристики и снизить цены или уйти с рынка. Выбор стратегии зависит от того, верит ли фирма, что данное СХП может успешно конкурировать при соответствующей поддержке, и во что обойдется такая поддержка.
     "Собака"-это  СХП с ограниченным объемом  сбыта (маленькая доля на рынке)  в зрелой или сокращающейся  отрасли (медленный рост). Несмотря  на достаточно длительное присутствие  на рынке, ему не удалось  привлечь к себе достаточное  количество потребителей, и оно существенно отстает от конкурентов по сбыту, образу, структуре издержек и т.д. Для него характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. Компания, имеющая такое СХП, может попытаться выйти на специализированный рынок; извлечь прибыль посредством сведения до минимума обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка.
     Программа воздействия рыночной стратегии на прибыль (PIMS). Программа предполагает сбор данных от ряда корпораций для того, чтобы установить взаимосвязь между различными экономическими параметрами и двумя характеристиками функционирования организации: доходом от инвестиций и движением наличных средств. Информация собирается СХП и агрегируется по отраслям. Анализируя общие данные по отрасли, организация может определить воздействие различных маркетинговых стратегий на функционирование.
     Стратегическая  модель Портера. Общая стратегическая модель Портера рассматривает две основные концепции планирования маркетинга и альтернативы каждой из них: выбор целевого рынка (в рамках всей отрасли или отдельных сегментов) и стратегическое преимущество (уникальность или цена)
     Объединяя эти две концепции, модель Портера  идентифицирует следующие базовые  стратегии:
    преимущество по издержкам;
    дифференциация;
    концентрация.
     
     Рис. 3. Связь доли на рынке и дохода от инвестиций в общей стратегической модели Портера 

     Стратегия преимущества по издержкам ориентирует  фирму на широкий рынок и производство товаров в большом количестве. При помощи массового производства она может минимизировать удельные издержки и предлагать низкие цены. Это позволяет иметь большую долю прибыли по сравнению с конкурентами, лучше реагировать на рост себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цен.
     Стратегия дифференциации нацеливает фирму на большой рынок, предлагая товар, который рассматривается как выделяющийся. Компания выпускает привлекательный для многих товар, который, тем не менее, рассматривается потребителем как уникальный в силу его дизайна, характеристик, доступности, надежности и т.д. В результате цена не играет столь важной роли, и потребители приобретают достаточную лояльность к товарной марке.
     Стратегия концентрации. Компания выделяет специфически низкими ценами или уникальным предложением сегмент рынка. Она может контролировать издержки посредством концентрации усилий на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специфических потребителей; создания особой репутации при обслуживании рынка, который может быть неудовлетворен конкурентами.
     Согласно  модели Портера, зависимость между долей на рынке и прибыльностью может быть представлена U-образной формой.
     Фирма с небольшой долей рынка может  преуспеть посредством разработки четко сконцентрированной стратегии. Компания, имеющая большую долю рынка, может преуспеть в результате преимущества по общим издержкам или дифференцированной стратегии. Однако компания может задержаться в середине, если она не располагает эффективной и уникальной продукцией или преимуществом по общим издержкам. В отличие от матрицы "Бостон консалтинг груп" и программы PIMS, согласно модели Портера, небольшая фирма может иметь прибыль, концентрируясь на какой-либо одной конкурентной "нище", даже если ее общая доля на рынке будет незначительной. Фирме не обязательно быть большой, чтобы иметь хорошие показатели.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО «НИК»

 
     ОАО «НИК» основана в 1998 г. в г. Туапсе.
     Адрес: 352800 г. Туапсе, ул. Фрунзе, 22-а.
     Основными видами деятельности являются: оптовая  и розничная торговля, оптово - закупочная и посредническая деятельность.
     Организация является представителем производственных компаний: Hayat (Турция), Luxus (Германия), а также НБТ (Новосибирск), Визирь (Челябинск), и др. Основным направлением является реализация стройматериалов, а также бытовых товаров широкого ассортимента.
     Организация имеет свой расчётный счёт в Сбербанке  г. Туапсе. Источники формирования имущества  предприятия являются денежные средства и прибыль, полученная от реализации товаров.
     Общая торговая площадь Магазина 1460 кв. м., из них 1132 кв. м. – площадь торгового зала.
     Миссия  фирмы ОАО "НИК". В менеджменте под миссией организации понимают основную общую цель, четко выраженную причину существования организации. Миссию фирмы “НИК” можно сформулировать следующим образом: максимальное удовлетворение потребностей самого широкого круга клиентов в товарах социальной направленности по самым приемлемым ценам, а также оказание консультационных услуг в данной области.
     Основная  общая цель организации (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство. С учетом сформулированной фирмой “НИК” миссии можно выделить следующие проблемы, стоящие перед организацией:
     1) расширение круга предлагаемых  услуг и товаров;
     2) постоянное обновление ассортимента;
     3) установление приемлемых цен  на все виды продукции;
     4) повышение квалификации сотрудников;
     5) изучение потребностей потребителей.
     Взаимосвязь с другими организациями: с кем  предприятие сотрудничает, с кем  конкурирует.
     Главными  партнерами ОАО «НИК» являются некоторые магазины оптовой торговли, находящиеся в Туапсе. Постоянных внешних заказчиков у предприятия нет, они каждый год меняются.
     Основными конкурентами на рынке аналогичного товара являются: компании «Градиент», «Аквалон плюс», ИП Садовских.
     Организационно  – правовой статус. ОАО "НИК" является юридическим лицом и действует на основе устава об акционерных обществах.
     Правовое  регулирование организации и  деятельности акционерных обществ  осуществляется на уровне Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "Об акционерных обществах", которые стабилизировали правовую ситуацию и заполнили юридический вакуум, существовавший до их принятия.
     Единственным  учредительным документом общества является его устав.
     Высшим  органом управления ОАО "НИК" является Общее собрание акционеров.
     Анализ  финансово-хозяйственной  деятельности компании. В соответствии с Уставом основной целью ОАО Магазин «НИК» в 2008 году, как и предыдущие годы, являлось дальнейшее расширение рынка товаров и услуг, наиболее качественное и полное удовлетворение потребностей предприятий, организаций и граждан.
     С этой целью ОАО через имеющуюся  материальную базу осуществляло в отчетном году оптовую и розничную торговлю различными материальными ресурсами, а также оказывало услуги потребителям по сдаче в аренду складских, производственных и офисных помещений.
     Тенденции устойчивого развития общества в 2008 году сохранялись.
     Основными итогами прошедшего года стали следующие  результаты финансово-хозяйственной  деятельности.
     ОАО Магазин «НИК» в 2008 г. определяет выручку для целей налогообложения “по отгрузки”.
     За  отчетный год обществом получена выручка от продаж товаров и услуг  в сумме 387533,3 тыс. руб. (см. табл. 1)  

     Таблица 1 - Выручка за 2008 год
выручка Сумма
От  продаж товаров оптом 16437,1 т. руб.
От  продажи товаров в кредит 4833,1 т. руб.
От  продажи товаров через розничную  торговлю 3152,1 т. руб.
От  продажи услуг 14331,0 т. руб.
Общая сумма 387533,3 т. руб.
 
     Себестоимость проданных товаров составила 20201,9 т. руб. (см. табл. 2) 

     Таблица 2 - Себестоимость  товаров, проданных  в 2008 году 

со  складов 13158,2 т. руб.
в кредит 4422,9 т. руб.
в розничной  торговле 2620,8 т. руб.
общая сумма 20201,9 т. руб.
 
     Валовая прибыль составила 18551,4 т. руб., кроме  того, получено прочих доходов в сумме 1513,9 т. руб.
     От  всех видов деятельности доходов  получено в сумме 20065,3 т. руб. (см. табл. 3). 

     Таблица 3 - Доходы от всех видов  деятельности в 2008 году 

От  продажи товаров со склада 3278,9 т. руб.
От  продажи товаров в кредит 410,2 т. руб.
От  продажи товаров в розничной  торговле 531,3 т. руб.
От  продажи услуг 14331,0 т. руб.
От  совместной деятельности 234,0 т. руб.
От  продажи основных средств 7,2 т. руб.
Просроченная  кредиторская задолженность 1178,5 т. руб.
Списаны пени по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности по внебюджетным фондам 91,7 т. руб.
Прочие 2,5 т. руб.
Общая сумма 20065,3 т. руб.
 
     Расходы ОАО в 2008 г. составили 19482,3 т. руб. (см. Приложение 1).
     В 2008 г. получено доходов  на 3274,3 т. руб. меньше, чем в 2007 г. При  этом за первое полугодие 2009 года получено доходов на 978,4 т.руб. меньше, чем  за аналогичный период в 2008 году. Это объясняется кризисными явлениями в экономике, а также собственными недостатками в организации коммерческой деятельности организации.
     Сравнительный анализ статей баланса (форма № 1) показывает, что валюта баланса за отчетный год уменьшилась на 820,8 т. руб. Наблюдается снижение остаточной стоимости основных средств за счет начисленной амортизации по установленным нормативам, продажи и списанию основных средств в сумме 392 т. руб., и увеличение за счет приобретения основных средств в сумме 658,8 т. руб. На 1.01.2009 г. произошел рост запасов по сравнению с 1.01.07 г. на 736,4 т. руб. Для покупки товаров, помимо собственных средств привлекались кредиты банка. В 2008 г. было получено кредитов в сумме 1600 т. руб. и возвращено банку 1200 т. руб. за пользование кредитов было уплачено 183,4 т. руб. процентов за кредит, что на 167,6 т. руб. больше, чем в 2007 г. Дебиторская задолженность снижена на 862 т. руб., в основном за счет выданных авансов.
     В пассиве баланса рост капитала произошел за счет полученной прибыли в сумме 79,2 т. руб. Внесены изменения вступительного баланса на начало года по строке 420 “Добавочный капитал” на сумму 6805 руб. – сумма неиспользованного приватизационного фонда, образованного в 1998 году для участия в приватизации предприятия.
     В целом по ОАО наблюдается снижение краткосрочных обязательств на сумму 899,9 т. руб. по сравнению с 2007 г.
     Как положительный результат можно  оценить снижение кредиторской задолженности  поставщикам и подрядчикам на 1251,4 т. руб., снижение задолженности перед государственными внебюджетными фондами на 472,0 т. руб.
     Предприятию ОАО «НИК» предоставлено право  на реструктуризацию кредиторской задолженности  по налогам, пеням и штрафам. В 2008 г. погашено налогов в бюджет по реструктуризации в сумме 278,7 т. руб. и недоимки во внебюджетные фонды в сумме 371 т. руб. и уплачен процент за пользование бюджетными средствами в сумме 31,4 т. руб. За досрочное выполнение в полном объеме условий реструктуризации и погашении задолженности в Государственный фонд занятости населения РФ и федеральный фонд обязательного медицинского страхования акционерному обществу произведено списание 85 % задолженности по начисленным пеням в сумме 91688 руб.
     В 2008 г. ОАО не имеет задолженности  перед бюджетом и производит расчеты по текущим платежам в полном объеме. Оборачиваемость запасов в оборотах за 2007 году составила 3,75 или в днях – 96 дней (по сравнению с предыдущим 2006 г. оборачиваемость замедлилась на 6 дней). 

     Организационная структура компании. Для фирмы ОАО «НИК» в силу относительно не большого ассортимента продукции, а также из-за ограниченности численности ее персонала наиболее подходящей является линейно-функциональная структура, в которой можно выделить следующие отделы: финансовый отдел, отдел кадров и труда, отдел коммерции и сбыта (см. Приложение 2).
     Персонал  фирмы ОАО «НИК» состоит из 132 сотрудников. В том числе:
      руководящий состав: директор, зам. директора по коммерческой работе, зам. директора по общим вопросам, зам. директора по финансам, менеджер по персоналу, администратор, начальник службы безопасности, заведующие секциями, менеджеры;
      юрист;
      продавцы (3 – 5 разряда);
      товароведы;
      главный бухгалтер;
      бухгалтеры;
      охранники;
      механик гаража;
      водители;
      грузчики;
      уборщицы.
     Статистические  данные, касающиеся персонала, см. табл. 8, 9, 10.
     Расход  денежных средств на содержание персонала  см. табл. 8. 

     Таблица 4 - Расход денежных средств  на содержание персонала 

Наименование  показателя Отчетный период
Среднесписочная численность работников 132 чел.
Объем денежных средств, направленных на оплату труда, руб. 1009322,62
Объем денежных средств, направленных на социальное обеспечение, руб. 13052,01
Общий объем израсходованных средств 1032374,63
 
 
 
     Таблица 5 - Возрастной состав работников 

Сотрудники, возраст которых составляет менее 25 лет, % 29,4
Сотрудники, возраст которых составляет от 25 до 35 лет, % 33,2
Сотрудники, возраст которых составляет от 35 до 55 лет, % 24,3
Сотрудники, возраст которых составляет более 55 лет, % 13,1
 
     Таблица 6 - Образовательный  ценз работников
из  них: имеющих среднее или полное общее образование, % 31,5
имеющие начальное или среднее профессиональное образование, % 49,7
имеющие высшее профессиональное образование, % 18,8
 
     Квалификационная характеристика менеджеров и основного персонала.
     Несмотря  на то, что ОАО «НИК» имеет систему  подбора персонала, существующие кадры  не в полной мере отвечают основным ее требованиям.
     Основным  направлением работы фирмы в области  человеческих ресурсов должно являться сейчас постоянное повышение квалификации кадров, для чего каждому работнику в течение года целесообразно проходить обучение на курсах. Наличие квалифицированных сотрудников и руководителей в организации позволяет ей следовать различным альтернативным стратегиям.
     Требования  к занимаемой должности у менеджеров в фирме:
     а) высшее экономическое (коммерческое) образование  с предоставлением диплома;
     в) профессиональная компетенция и  социальная ответственность как  руководителя.
     Взаимосвязь между подразделениями и работниками.
     Для успешного функционирования созданной  структуры необходимо определить основные полномочия и обязанности каждого  исполнителя.
     Полномочия  представляют собой ограниченное право  использовать ресурсы организации  и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение делегированных задач. Полномочия всегда ограничены и в зависимости от пределов их ограничения выделяют 2 основных типа полномочий:
     1) Линейные полномочия - представляют  руководителю узаконенную власть  для направления своих подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать определенные решения и действовать в определенных опросах без согласования с другими руководителями.
     2) Штабные полномочия, которые в зависимости от функций штабов бывают:
     а) рекомендательными - предполагают, что  линейный руководитель может, но не обязан обращаться за консультациями и помощью  к штабам;
     б) с обязательным согласованием - предполагают, что линейный руководитель обязан обсуждать соответствующие ситуации со штабным аппаратом, но не обязан следовать его рекомендациям;
     в) параллельными - предоставляют право  штабам отклонять определенные решения  линейного руководства;
       г) функциональными - аппарат может  как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции.
     В фирме ОАО «НИК» линейные полномочия делегирования следующим отделам: отделу продаж, отделу закупок и  снабжения коммерческого отдела, управляющему магазином. При этом штабные  полномочия делегированы коммерческому отделу (функциональные полномочия); финансовому отделу (параллельные штабные полномочия), отделу кадров и труда (рекомендательные штабные полномочия). Такие штабные аппараты имеют линейную структуру, а их менеджеры обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным.
     Обязанности, задачи, полномочия каждой управленческой должности определяются в должностной  инструкции.
     Для фирмы ОАО «НИК» с целью  повышения эффективности ее работы подходят следующие основные элементы рациональной бюрократии:
     1) четкое разделение труда на  основе должностных инструкций.
     2) иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий  руководитель контролируется вышестоящим  и подчиняется ему.
     3) наличие обобщенных формальных  правил и стандартов работы, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей. Например, правила обслуживания клиентов и выполнения заказов, предоставление отчетов о ежедневных оборотах магазина, правила регистрации заказов и т.п. 

3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СТРАТЕГИЯ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «НИК»

 
     На  рассматриваемом предприятии отсутствует  отдел маркетинга как специализированное подразделение, занимающееся маркетинговыми исследованиями для определения  рыночного положения предприятия и удовлетворения потребностей потребителей.
     Такими  маркетинговыми задачами как формирование спроса на новые товары, организацией рекламной деятельности, формированием  внешнего имиджа предприятия занимаются директор предприятия и зам. директора  по коммерческим вопросам.
     Однако  они не справляются с разработкой  маркетинговой стратегии предприятия, соответствующей современным требованиям  организации бизнеса. Это обусловлено  тем, что, во-первых, они не являются специалистами в данной области, во-вторых, вследствие загруженности своими основными профессиональными обязанностями для основательной организации маркетинговой деятельности, отвечающей потребностям предприятия, у них наблюдается дефицит времени.
     На  рассматриваемом предприятии применяется  стратегия удержания доли рынка.
     Анализ  товарной и ценовой  политики. Грамотно составленный ассортимент товаров в магазине - это залог его успешной деятельности. Специалисты компании по сбыту, учитывая повышающиеся требования посетителей к ассортименту, пытаются создать такую совокупность товаров в магазине, которая удовлетворила бы всех и каждого в отдельности. Для этого необходимо правильно изучить и проанализировать имеющийся на данный момент ассортимент продукции.
     В своем ассортименте магазин имеет  около 240 наименований продукции. При этом ассортимент часто обновляется 1-2 раза в неделю (см. Приложения 3).
     Динамика  продаж сведена в табл. 6. 

     Таблица 6 - Динамика продаж по группам товаров 

Наименование  группы товара 2006 2007 2008
Строительные  материалы 30% 35% 40%
Чистящие и моющие средства 15% 20% 10%
Бумажная  продукция 10% 8% 5%
Средства  гигиены 8% 8% 10%
Хозяйственные товары 25% 15% 20%
Косметические средства 8 % 17% 12%
Репелленты 4% 2% 1%
     Устойчивый  спрос (см. табл. 6) наблюдается на чистящие и моющие средства.
     Неустойчивый  спрос наблюдается на строительные материалы и косметические средства.
     Спрос на остальные товары также является неустойчивым.
     Рассматривая  объем продаж, можно сказать, что  он нестабилен. Так с 2005 по 2006 годы наблюдается  увеличение объема продаж, затем с 2006 по 2007 следует снижение объема продаж, в период 2007-2008 г.г. за первоначальным увеличением объема продаж следует спад.
     На  наш взгляд, такое положение вещей  обусловлено внешними и внутренними  факторами. А именно: наступившими кризисными явлениями в экономике страны, и, соответственно, падением покупательского  спроса, отсутствием маркетинговых  исследований ОАО «НИК», недостаточно высокой квалификацией специалистов в данной области, отсутствием четкого распределения обязанностей, прав и ответственности по организации системы маркетинга.
     На  основе проведенных исследований выявлен  ряд проблем, важных для развития организации:
    нет достаточной информированности сотрудников ОАО «НИК» о перспективах развития рынка стройматериалов, товаров бытовой химии. Информация поступает отрывками от клиентов, зачастую с большим опозданием. Вследствие этого организация следует в форватере других фирм по обновлению ассортимента.
      затруднен прямой контакт и быстрая передача информации между отделами по причине удаленности друг от друга;
      слабый контроль за организацией продаж (особенно анализ статистических данных);
      отсутствует мониторинг конкурентов.
     За  последний период объем продаж розничной  торговли ОАО «НИК» сильно снизился, вследствие активного развития торговых комплексов, а также общих кризисных  явлений в экономике. Соответственно возникает риск задержки оплаты дебиторской задолженности, возникновение нестабильности в работе с поставщиками. Компания предприняла меры по снижению риска. При несвоевременной оплате, компания снижает процент скидки клиенту и уменьшает время отсрочки платежа. Последствием такой процедуры явилось сокращение клиентской базы. С одной стороны компания получила выгоду, сократив количество неплатежеспособных клиентов, с другой стороны она сократила рынок сбыта. В компании снижается общее количество клиентов и в то же время практически не ведется поиск новых. Необходимо найти оптимальный канал сбыта. Для этого необходима информация о рынке, конкурентах в новом направлении, потребителях. Чтобы обеспечить оперативность и достоверность требуемой информации необходимо:
    исследование рынка и его элементов специалистами-маркетологами;
    полноценная оптимизация торгово-сбытовой деятельности;
    дополнительные меры по стимулированию сбыта.
     Каждая  из этих функций имеет большое  практическое значение, а в совокупности они обеспечивают успешную работу.
     Необходимо  взять направление на организации, предприятия, муниципальные учреждения, сферу услуг. Эти компании с постоянным спросом и предоплатной системой расчета, что сводит риск неоплаты к нулю.
     Одна  из основных задач системы системы  маркетинга на предприятиях - защита от предпринимательского риска. В оптовой торговле эту защиту целесообразно осуществлять путем заключения специальных контрактов-сделок, предусматривающих возмещение упущенной прибыли вследствие инфляционных процессов при поставках продукции «вперед» с последующей их оплатой, а также специальных, положений, предусматривающих компенсацию упущенной прибыли за счет виновной стороны в случае нарушения заключенных договоров.
     Для осуществления основных функций  маркетинга и координации работы всех остальных служб предприятия необходимо создать специальное подразделение, численность и структура которого будет зависеть от характера товара, финансовых и кадровых возможностей и др.
     Анализ  существующих систем распределения и  продвижения товара. Ассортимент товара ориентирован на покупателей разного достатка, постоянно расширяется и может меняться в зависимости от спроса потребителя. Продукция реализуется не только в Челябинске, но и по области. Материально- техническое снабжение осуществляется посредством оптовой торговли. ОАО «НИК» реализует товар по договорам, через оптовую и розничную торговлю.
     Продвижением  является любая форма информирования потребителей о товарах и деятельности анализируемого предприятия, которое  передает нужные ей сообщения через  фирменное название, упаковку, товарные выставки, средства массовой информации, наружные объявления, стенды, журналы и другие формы. Эти сообщения могут делать упор на информацию, убеждение или сравнение с конкурентами.
     Кроме того, перед отделом сбыта стоят  цели по сохранению доли фирмы на местном и региональных рынках; продвижение новых видов товаров; выявление продукции, не пользующейся спросом у покупателей и ведение статистики объемов продаж. В своей программе коммуникаций предприятие в основном сочетает следующие основные виды продвижения: рекламу и стимулирование сбыта.
     Реклама. Реклама ОАО «НИК» особо не выделяется среди рекламы фирм – конкурентов, рекламирующие те же товары. Печатные рекламные объявление продолжительное время остаются неизменными по форме и содержанию без всякой модификации.
     Реклама деятельности фирмы на телевизионном  экране обеспечивается «бегущей строкой» с максимально информативным, но в то же время кратким и лаконичным текстом, который рекламирует группу товаров предлагаемых компанией услугу с указанием адреса и телефона. Однако, этот вид рекламы не всегда дает желаемый эффект, т. к.:
     1) скорость «бегущей строки» не совпадает со скоростью восприятия информации у телезрителя;
     2) ошибки оператора телевидения при наборе текста приводят к искажению рекламной информации;
     3) реклама туристских услуг дается вперемежку с рекламой продаваемых товаров и другими объявлениями.
     Приходится  констатировать, что организация  рекламной деятельности на фирме  ОАО «НИК» оставляет желать лучшего.
     Прямая  почта. Этот способ является одним из основных используемых в ОАО «НИК». Почтой рассылаются прайсы, каталоги, буклеты, информация о новинках, календари, подарки и т.д.
     Internet. Этот вид продвижения представлен, во-первых, сайтом ОАО «НИК», а во-вторых, используется при рассылке коммерческих предложений и иной электронной информации на E-mail интересующихся организаций.
     Встреча с оптовиками. Как минимум, два раза в год компания устраивает встречи оптовиков, куда приглашаются потенциальные клиенты ОАО «НИК» и возможные перспективные клиенты. Выбор приглашаемых осуществляется каждым менеджером по своему усмотрению и по своему региону. Как показывает практика, этот способ довольно эффективен и в большей степени позволяет сблизиться со своими потенциальными клиентами.
     Персональные  продажи. Как правило, это устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными оптовыми покупателями, является ежедневной работой менеджеров торгового отдела. Эффективность этого метода напрямую зависит от способностей менеджера работать с клиентами и поддерживать с ними отношения.
     Стимулирование  сбыта. Это довольно часто используемое предприятиями и наиболее простое средство продвижения товара. В ОАО «НИК» этот метод используется, и представлен в виде:
     - Скидок на товар, варьирующихся  от объёма покупаемой партии;
     - Накопительных скидок. По результатам  года по каждому клиенту делается  анализ покупок за год, и  при наборе определённой суммы,  предоставляется дополнительная  скидка:
     От: 10 тыс. руб. - 1%, 15 тыс. руб. - 2%, 20 тыс. руб.-3%, 25 тыс. руб. - 4% и т. д.
     В целях совершенствования сбытовой деятельности, направленной на увеличение объемов продаж отделом сбыта  ОАО «НИК» был проведен социологический  опрос покупателей. Предварительно был разработан план данного исследования (табл. 7). 

     Таблица 7 - План маркетингового исследования отношения  потребителей к магазину ОАО «НИК»
Наименование  этапа исследования  
Содержание  этапа исследования
1. Разработка концепции  исследования
1.1. Постановка целей Основные цели – выявление отношения покупателей к фирме и на этой основе выбор самых привлекательных сегментов рынка, а также оценка соответствия текущей и потенциальной системы маркетинга фирмы поведению покупателей, делающих рыночный выбор.
1.2 Постановка основных задач Для реализации исследовательского замысла необходимо: - разработать  систему оценочных критериев,  характеризующую деятельность магазина;
- определить  мнения потребителей о выделенных  критериях деятельности магазина  с учетом их важности для  потребителей;
- выявить ближайшие  намерения посетителей ОАО «НИК»;
2. Определение источников информации В данном исследовании используется главным образом первичная  маркетинговая информация, основанная на данных выборочного обследования покупателей ОАО «НИК»
3. Методы сбора  первичной информации
Анкетный опрос. Предельная (заданная) ошибка выборки  – 5,5%
5. Методы обработки и анализа  полученной информации  В ходе  обработке и анализа первичной  информации используются статистические  методы 
6. Программируемый результат исследования В результате исследования должны быть получены группы (сегменты) потребителей, характеризующие определенным отношением к деятельности фирмы, а  также выявлены факторы, устанавливающие  эти отношения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.