На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Психологическая помощ

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 18.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
                                                                                                                           Стр 

Введение  …………………………………………………………………………….             3
Глава 1. Теоретический  анализ проблемы личностного  и  профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............…………………………………………………………         9
1.1 Психологическая  характеристика старшеклассников…………….................               9
1.2. Психология  профессионального развития личности .……………...............               18
1.3. Принципы, формы и методы психологической  помощи старшеклассникам в личностном  и профессиональном самоопределении............................................………………………………...................................            33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................…………………………………………………                         50
Глава 2. Организация и  проведение исследования.............................……….            62
     2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................………….            62
     2.2 Анализ результатов исследования…...............................................……….            67
    2.3 Практические рекомендации по  организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики…………………………………….......................................................................              80
Заключение...................................................………................................................              85
Список  литературы .....................................................................................                      89
Приложение 1. Методика “Опросник  профессиональной готовности”...................................................................................................                                       93
Приложение 2. Анкета “Дорогой друг”, I часть (для оптанта)...........                       98
Приложение 3. Анкета обратной связи....................................................                      99
Приложение 4. Анкета “Дорогой друг”, П часть
(для  консультанта).....................................................................................100
Приложение 5. Бланк ответов  методики ОПГ............................. 101
 


    Введение

 
   Из  года в год определенное количество подростков, юношей и девушек, а также  их родителей, оказываются перед одной и той же проблемой: что делать, куда деваться после окончания образовательной школы? Работать или учиться? В каком учебном заведении? На кого? Кем быть? Где работать? как поступить в желаемый ВУЗ, как выбрать профессию, чтобы была интересная и денежная?
   Решение этих вопросов всегда было делом непростым, ответственным и определяло порой  всю последующую жизнь человека. История знает примеры успешных людей и больших неудачников, счастливых, довольных своей жизнью и не очень, проработавших всю жизнь на одном месте и сменивших много занятий. В эпоху общественных перемен положение выпускников школ становится еще более сложным.
    Проблема  профессионального самоопределения  учащихся старших классов важна  как для самих старшеклассников, так и для общества в целом, поскольку в самом общем смысле от качества  трудовых ресурсов зависит состояние экономики, благосостояние всего народа.
     Сложный насыщенный внешними событиями и  внутренними сомнениями, поисками смысла жизни период в развитии человека труден сам по себе, происходящими  психофизиологическими процессами, противоречиями внутриличностными и внешними, необходимостью принять самостоятельное ответственное решение, ощущением важности этого момента и отсутствием уверенности в своем будущем, взаимосвязью всех жизненно важных вопросов... Очевидна необходимость грамотной своевременной помощи молодому человеку, позволяющая учесть и его интересы, возможности, и потребности общества, региона. Как сложна, комплексна,   многогранна   и   индивидуальна   сама   проблема самоопределения,  так  и  помощь  должна  быть  комплексной, квалифицированной,  всесторонней,  учитывающей  индивидуальную ситуацию каждого школьника.
     Основные  трудности, которые переживает школьник в старшем школьном возрасте,  объективны.  Это  бурный,  противоречивый, интенсивный и всесторонний процесс изменений организма, сознания, всех психических процессов и функций; это противоречие между необходимостью  совершать  важные  ответственные  действия  и объективной   неготовностью   к   этому,   несформированностью психофизиологических   свойств,   незавершенностью   формирования организма и личностных конструкторов, социальной незрелостью; это чувство тревожности, неуверенности в своем будущем. Обстоятельства жизни современных российских школьников таковы, что государство устранилось от выполнения функций формирования молодых граждан, и никто пока не взял эту функцию на себя; родительская семья лишена возможности серьезно помочь детям в поисках своего места в жизни; жизнь общества приобрела агрессивный характер, причем наиболее сильное воздействие оказывается именно на молодежь, подростков, детей. Политика в сфере труда и занятости, по мнению самых разных специалистов, далека от совершенства. Ситуацию усложняют также:
   - бурный поток разнообразной информации, который надо усвоить;
   - постоянные изменения социальных  характеристик окружающего мира;
    - зависимость от мира взрослых и отсутствие должного внимания с его стороны (юноши осведомлены о том, что рынок труда заинтересован в высоком качестве работника, но не знают точно кто заинтересован в том, чтобы дать молодому человеку соответствующую квалификацию), и т.п.
    Исследования  ситуации последних лет  сообщают дополнительно отечественные особенности:
    а) резкое расслоение общества ограничило возможности  выбора, в настоящее время выбор  будущей профессии, образования - это  в большей степени выбор возможностей, чем желаний;
   б) материальный, статусный и образовательный  уровень родительской семьи играет определяющую роль в формировании притязаний подростка, влияет на чувство уверенности в своем будущем;
   в) социологи  отмечают такое расхождение:  достижительные притязания  у  молодежи  достаточно   высоки   и  четко сформулированы, а готовность к приложению собственных усилий для их достижения невелика. Правда, по данным [18], эта тенденция   начинает   приобретать   черты   реалистичности:  выпускники учебных заведений Самарской области в 2002 году снизили планку желаемой зарплаты с 8-10 тыс. рублей до 4-6 тысяча
   г) прежняя государственная система  профориентации молодежи (шефство, УПК  и т.п.) окончательно распалась, и  как следствие -возможность приобщения к производительному труду в школьном возрасте резко уменьшилась;
    д) общество в переходный период от социализма и застоя к неизвестно до сих пор  чему разрушило старую систему ценностных ориентиров и не выстроила новую;
    е) государство  перевело образование и воспитание из сферы духовного производства [12;153] в разряд услуг населению [42], что создает трудности не только подрастающему поколению, но ставит под вопрос характер будущего самого российского общества.
    ж) стихийно формирующаяся идеология нового времени провоцирует входящего в жизнь выбирать кривую дорожку асоциального поведения, фокусируя его внимание на потребительской стороне жизни и искаженно показывая связь между трудом и достатком, не информируя о содержательной стороне труда (39,101,24,96.
     С  точки зрения психологов-практиков актуальность исследования определяется следующими причинами:
   а) самим содержанием подросткового  периода с его задачами профессионального  и личностного самоопределения, с необходимостью психологической   помощи   старшекласснику   в   конструктивном преодолении кризисных моментов;
   б) возрастанием влияния социально-политических, экономических, факторов, негативно  отражающихся на процессах подросткового  развития;
   в) недостаточностью имеющихся в практике эффективных способов помощи, необходимого количества квалифицированных специалистов;
   в) сложным, невыгодным положением молодежи на рынке труда и занятости;
   г) неубывающей статистикой неудач и ошибок в планировании гражданами трудового пути и существенным экономическим  эффектом от них;
   д) возрастанием тревожности у старших школьников, страха перед будущим;
   е) общим состоянием профориентационной работы в стране.
   Помощь  старшеклассникам оказывается, но с  нарушениями критериев профориентационной работы: отсутствует единая в обществе система ценностей, которая должна была бы служить ориентиром, позитивная идеология и система воспитания подрастающего поколения; расслоение по материальному положению лишает многих школьников, которым необходима помощь - возможности ее получить. По-прежнему при этом не учитываются в достаточной мере индивидуальные интересы.
   Для самих практических психологов в  этой сфере существуют свои сложности:
    - во-первых, быстрый темп, хаотичность изменений  и их непредсказуемость, отсутствие  ясных перспектив развития самого общества и рынка труда не дает возможности правильно ориентировать школьников;
    - во-вторых, психологическая наука не успевает  переработать, осмыслить бурный  поток новой информации, чтобы выработать адекватные меры, методы и формы работы;
   - в-третьих, практические психологи, работающие со школьниками, не могут опереться на единую, систему ценностей и нравственных принципов.  Общечеловеческие, рыночные, демократические, индивидуалистические - проблема выбора базовой концепции своей деятельности так же стоит перед психологами, как перед их клиентами.
   Проблема: оказание квалифицированной психологической помощи в профессиональном и личностном самоопределении современному российскому старшекласснику.
   Объект  исследования: старшеклассники на этапе личностного и профессионального самоопределения.
   Предмет    исследования:    особенности    личностного    и профессионального самоопределения учащихся 8-11 классов.
   Цель   исследования:   разработать   технологию   проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
     Задачи исследования:
    1). Изучение  литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
    2). Изучение  феноменологии консультативных  ситуаций, поиск возможности их  систематизации;
    3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
    4). Построение  на ее основе алгоритма, схемы  эффективной, комплексной краткосрочной  удобной индивидуальной формы  психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
   Гипотеза:   подход,   основанный   на   исследовании   сферы взаимодействия личности старшего школьника и мира профессий, а также индивидуальная консультация на основе профдиагностики может помочь старшекласснику в разрешении актуальных задач профессионального и личностного самоопределения на этапе оптации.
 

   
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного  и профессионального  самоопредления  старшеклассников
 
    1.1. Психологическая характеристика старшеклассников
 
   Возраст от 14 до 18 лет в разных психологических теориях носит различные названия: подростничество, старший школьный возраст, отрочество, ранняя юность, второй школьный возраст - и безоговорочно признается одним из самых важных, ответственных в жизни человека. Одновременно он чрезвычайно сложен по задачам, которые решаются в этот период, по насыщенности, многогранности, интенсивности происходящих в человеческой личности.
   На  определенном этапе развития общественного  производства, человеческой культуры выделился некоторый промежуточный период в жизни индивида: чтобы перевести его из статуса детского в статус взрослого, включить его в систему общественного производства (и более полно - в систему общественных отношений), его нужно было сначала обучить - трудовым умениям, социальным нормам и правилам, дать ему определенный объем знаний, культурных ценностей, чтобы он стал полноценным членом общества со всеми правами и обязанностями. Недоросль, дитя на подросте, отрок, подросток - эти названия точно отражают характер данного возраста: уже не дитя - еще не взрослый, уже взрослый - но совсем еще дитя. Статус переходного периода обуславливает и первое основное противоречие, которое переживает человек, находящийся в этом возрасте.
   В отечественной психологии период 14-18 лет изучен, разработан достаточно полно, начиная от Л.С. Выготского и до современных исследований Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Л.Ф. Обуховой,И. Дубровиной, К.Н. Поливановой, Д. Эльконина и др. Все исследователи сходятся в одном: это крайне сложный, проблемный, ответственный период жизни. Правда, Шпрангер  описывал три возможные формы проживания кризиса отрочества:
    1) резкое, бурное, кризисное, сродни второму  рождению;
    2) плавное,  медленное, постепенное приобщение  к социальным нормам, без глубоких  сдвигов в собственной личности;
   3) активное формирование самого себя, самовоспитание, волевые усилия по преодолеванию внутренних тревог и кризисов (что бывает у людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины).
   Но  принципиального характера отрочества и юности - неспокойного, бурного - это не меняет [2].
   В подростковом возрасте ведущим видом  деятельности становится общение, направленное на познание системы отношений в  социуме и своего места в ней (личностно-интимные отношения со сверстниками и социальное экспериментирование). Д. Эльконин полагает, что в 11-15 лет преобладает общение в процессе обучения и труда, в 15-17 лет ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, направленная на познание профессионального труда. Для подростков характерна нестабильность образа “Я”, ощущение неполноценности, неуверенности. Часто встречается несоответствие или противоречие между интересами и планами (люблю математику, собираюсь в медицинский); интересы во многом определяются личностью значимого взрослого. Новообразованием подросткового  периода является  возникновение потребности  в самоопределении, развитие системы целеполагания, формирование жизненных планов,  структуры собственной системы ценностей, мировоззрения;   в   старшем   подростковом   возрасте   начинается формирование индивидуального стиля личности, разделение ближних и дальних целей, мечтаний и реальностей. Самоопределение в общем смысле подразделяется на личностное, нравственное и профессиональное, но все эти составные части взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. С одной стороны — жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей личностного развития, интеграции и иерархизации мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации. С другой стороны - цели и мотивы конкретизируются, дифференцируются, корректируются в зависимости от реального содержания жизни взрослеющего ребенка. На месте абстрактного, идеального образа будущего вырастает более-менее реалистический, ориентированный на действительность, более-менее последовательный план достижения желаемого будущего. Жизненная перспектива включает в себя не только образ конечного результата, способы его достижения, траекторию движения, очерк субъективных и объективных ресурсов, представление о возможных вариантах как пути, так и конечного результата.
   Юность, старший школьный возраст описан меньше, чем более ранний подростковый. Он тоже чрезвычайно труден, противоречив и важен для   последующего развития. Сформировались устойчивые интересы и предпочтения определенных видов деятельности, имеется довольно устойчивое мировоззрение как система взглядов на мир, общество, на самого себя. Совершенствуется интеллектуальный аппарат, формируется иерархия мотивов, в которой на первом месте утверждаются мотивы будущего. К старшему школьному возрасту должен быть отнесен и феномен самоопределения личности. Но даже если личностное самоопределение или профессиональный выбор не осуществлен, человек все равно оказывается перед фактом: к какому-то числу нужно принять судьбоносное решение, принять на свои неокрепшие (у подавляющего большинства учеников выпускных классов) плечи ответственность за всю свою будущую жизнь.
   Кризис  переходного периода протекает  легче, если у школьника возникают  относительно постоянные личностные интересы или какие-нибудь другие устойчивые мотивы поведения. Появление личностных интересов приводит к чрезвычайно важному явлению - возникновению целеполагания. Целеполагание как взаимодействие субъективного и познавательного уровней системы психологической саморегуляции деятельности рассмотрено, например, в (38;74, 7) и др. Ориентация субъекта на отдаленные цели играет огромную роль в формировании устойчивости личности. Цели, которые он ставит себе, намерения, которые он принимает, К. Левин называл квазипотребностями, которые обладают такой же силой, как “истинные” потребности. И чем более широким является жизненное пространство, в которое индивид включен, тем большее значение приобретают отдаленные цели. Ценностные ориентации субъекта на эти цели будущего становятся доминирующими и подчиняют себе поведение, эмоциональное и моральное состояние человека, делают подростка более устойчивым, внутренне собранным, организованным, целеустремленным, волевым. Это может быть связано с любыми интересами, требующими целевой организации поведения - общественный труд, семейные необходимости, и др. Любые осознанные и устойчивые |   мотивы, становясь доминантными, гармонизируют разнонаправленные мотивационные тенденции, характерные для подросткового возраста. К началу фазы ранней юности, т.е. к 15-16 годам уже можно говорить о таком новообразовании, как “самоопределение”. Самоопределение юноши отличается от мечтаний подростка тем, что оно:
       - основано на более-менее устойчивых  интересах и стремлениях;
       - предполагает учет своих возможностей  и внешних обстоятельств;
       - опирается на формирующееся мировоззрение;
       - связано с выбором своей профессии.
       Подлинное самоопределение, как системное  новообразование, связанное с формированием позиции взрослого человека, является завершающим этапом онтогенетического развития ребенка .
    Важную  роль играет волевой аспект, связанный с мотивационной сферой личности.
Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др. связывают  окончание подросткового возраста с резкой сменой внутренней позиции, с тем, что устремленность в будущее  становится основной направленностью  личности, аффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинает вращаться вся деятельность и интересы. Причем жизненный план как система приспособления к реальности, как средство овладения своим внутренним миром, может выполнять свою функцию лишь при достаточно высоком уровне развития личности. У старших школьников построение жизненных планов, подготавливает выход на более высокий уровень саморегуляции поведения. Исследования подтвердили, что формирование в определенном возрастном периоде жизненных планов, специфической ориентации на будущее, жизненных перспектив коренным образом изменяет отношение школьника к школе, к себе, к окружению, ведет новому соотношению близких и дальних целей. Исследования свидетельствуют, что к 80-м годам XX века это происходило уже в 13 лет. Уже с 9-ти лет представление о своем будущем однозначно связываются с профессиональным самоопределением.
       В журнале “Школа и производство”  опубликована статья (14; 5 6-65) по вопросам социально-экономического и правового статуса старших школьников. Дети до 14 лет отнесены КЗоТом к категории малолетних, 14-18 лет - несовершеннолетних. В 14 лет, получая паспорт гражданина, а с ним и гражданскую ответственность, они получили право на индивидуальную экономическую самостоятельность, оговоренное “легкий труд, в свободное от учебы время, не допускающий вреда их здоровью и не нарушающий процесса обучения”. В новом КЗоТе проработаны все процедурные вопросы для 14-18 летних. Авторы статьи, однако, предостерегают, что ранний труд при всех условиях может сказаться на физическом и морально-психологическом развитии подростков.
Данные  многочисленных исследований говорят  о том, что в старшем школьном возрасте формируется психологическая готовность к личному, профессиональному (шире - жизненному) самоопределению. Она предполагает формирование устойчивых, сознательно выработанных  представлений о своих обязанностях и правах, нравственных принципов и  убеждений, умения анализировать как события, поступки, так и свои  внутренние процессы и состояния. В психологической готовности к самоопределению ведущую роль играет самосознание - это осознание своих качеств, представление о реальном Я, желаемом Я, уровень притязаний, интроспекция, рефлексия и др. Необходимое условие для возникновения жизненных перспектив - ценностные ориентации. Являясь одним из центральных личностных новообразований, они выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют мотивацию поведения, оказывают существенное влияние на все стороны жизни, являются важным элементом внутренней структуры личности. О личностной зрелости старшеклассника можно судить по тому, насколько содержательная сторона ценностных ориентации соответствует интересам общества. Два основных параметра этого феномена - степень сформированности иерархии ценностей и их содержание (направленность). Будучи по своей природе социально-историческими феноменами, ценности дают идеальным целям, имеющимся в сознании подростка, побудительную силу воздействия на способ и характер деятельности. Благодаря этому цели становятся реальными, выделяются ближние цели, цели-задачи как этапы достижения целей отдаленных и т.д. [48].
   Именно  в юношеском возрасте жизненные  планы впервые осознаются как  система приспособления к реальности.
   Временную перспективу можно определить как выделяемый в сознании план представлений о будущей жизни, опосредующий деятельность человека, влияющий на содержание и функционирование мотивационно-потребностной сферы личности .
   Школьники, находящиеся в переходном от подросткового  к юношескому возрасте, приобретают повышенную значимость собственной системы ценностей, целостное отношение к себе (вместо частных самооценок отдельных своих качеств), дифференцированность, умение отделять ощущение успеха/неуспеха в конкретном деле от общего к себе отношения. Мотивы как побудительная и смыслообразующая сила становятся более связаны не с содержанием знаний и условиями школьной жизни, а с выбором будущего. Побудительные силы человеческого поведения становятся более произвольными и сознательными.
   М.Р. Гинзбург  называет проблему самоопределения узловой проблемой взаимодействия индивида и общества; основные моменты этой проблемы - социальная детерминация индивидуального сознания, психики и роль собственной активности субъекта во взаимосвязи социального и  индивидуального (6).  Л.И. Божович включает в самоопределение поиск цели и смысла существования, поиск своего места в общем потоке жизни, места в труде, выбор своего собственного будущего пути. Возникновение этой потребности обосновано логикой личностного и социального развития человека, это потребность в формировании единой смысловой системы, связывающей обобщенные представления о себе, о мире, тем самым найти/определить смысл своей жизни. Самоопределение однозначно связывается с выбором профессии, но ею не определяется. Двуплановость самоопределения в том и состоит, что оно осуществляется и через деловой, конкретный, реальный выбор профессии (труда, рабочего места), и через общие, абстрактные отвлеченные, лишенные конкретности искания смысла существования. Неравномерность этапов профессионального развития, взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения изучены А.К. Марковой (17;308). Л.И. Божович  называет 2 плана самоопределения - выбор профессии и поиск смысла жизни (4).
   Из  всего круга вопросов, относящихся к самоопределению, тема профессионального самоопределения разработана наиболее детально.
   Личностное  самоопределение в старшем школьном возрасте является основанием собственно развития, оно задает процесс ориентации на определенную социальную роль (или социальный уровень), т.е. выступает как социальное самоопределение. На его основе вырабатываются профессиональные предпочтения, осуществляется профессиональное самоопределение. Такое соотношение уровней самоопределения совпадает с подходом Ю.М. Забродина к анализу трудового ресурса (42).
   Д.И. Фельдштейн показал, что подростковый возраст является сензитивным для  формирования мотивации общественно-полезной (приемлемой) деятельности. Узловым моментом в социальном развитии личности является выбор позиции “Я и общество” (43).
   Временное планирование, жизненный план как  система целей появляются на уровне социального самоопределения, когда в общих чертах ясен личностно-ценностный аспект. Далее оба вида представлений о собственном будущем сосуществуют, выполняя каждый свою функцию:
смысловое будущее - функцию смыслообразования, временное (карьера, профплан) - регулятивную. Эти вопросы самоопределения старших школьников изучались А. Кроником и Е. Головахой, А.В. Толстых, Коссовым, Л.И. Обуховой и др.
   В исследованиях Л.И. Божовича  (50-60 г.г.) переломный момент в представлениях о будущем наблюдался в 15 лет, Н.Н. Толстых (80-е г.г.) -в 13 лет, Н.И. Крыловой (70-е г.г.) - в 16-17 лет. Это соответствует изменениям в социальной ситуации развития, подтверждает социальную обусловленность явления.
   Таковы  основные особенности и задачи старшего школьного возраста в рамках данного  исследования.
   Социологические,    педагогические    социально-психологические  исследования последних  лет  показывают  повышенный  уровень неуверенности, тревожности, обеспокоенности старшеклассников своим будущим, наличие клубка проблем внутриличностного характера, коммуникативного, социального, семейного и т.п. плана практически у всех старшеклассников независимо от статуса, пола, места жительства, материального положения, здоровья.
   Совсем  недавние исследования МГПУ в 2003 г. (40; 19-39) показали:
   - состояния неопределенности и  растерянности у большинства  учащихся старших классов;
   - несформированность психологической  готовности к выбору жизненного пути вообще и профессионального в частности;
   - отсутствие у многих проектов  собственного будущего;
    пассивное отношение учащихся к результатам психодиагностики.
    Таким  образом,   основой   самоидентификации   личности   в постсоветское  время продолжает оставаться не столько базальная потребность в самоуважении, сколько потребность в смысле, понимании, удовлетворение которой позволит молодым адаптироваться в социуме,  приобрести ощущение контроля над своей собственной жизнью. Отсюда и неизбежное смещение акцентов в профориентационной работе.  Все это свидетельствует о том, что проблема оказания  психологической помощи старшеклассникам надолго сохранит свою   актуальность.
k
17
 


1.2 Психология профессионального  развития личности
 
   Проблему  профессионального самоопределения человечество начало решать давным-давно. Как это происходило во времена охоты на мамонтов, когда племя делилось на разведчиков, загонщиков, метателей копья и т.д., документально не зафиксировано. Но в древнем Вавилоне проводились испытания для выпускников школ, где готовили писцов. В древнем Китае существовала система проверки способностей для желающих занять должности правительственных чиновников [1, с. 23-25]. В 1903г. в Страсбурге был открыт первый кабинет профориентации, в Бостоне - бюро по выбору профессий, где выявляли способности и психологические качества соискателей, соотносили их с требованиями профессий и выносили решение о пригодности работника. В 1927г. при Ленинградской бирже труда было открыто первое отечественное бюро по профконсультированию.
   Развитие  промышленности к 19 веку, буржуазных свобод расширили человеческие  возможности,  породили  условия  для  социальной мобильности, но свобода выбора породила и проблему выбора, которая для одной части человечества ничуть не легче, чем ограничение свободы -для другой.
   В годы социализма в СССР заинтересованность в правильном профессиональном выборе выпускников школ проявляли и  педагоги, и работодатели, и само государство. Существовала система  профориентации молодежи, более или  менее успешно связывавшая интересы выпускников общеобразовательных школ и интересы народного хозяйства; система распределения выпускников профессиональных школ (вузов, техникумов), система льгот на предприятиях исключала явление безработицы. С 1991г. она стала резко “сворачиваться”, перестала получать финансирование;
параллельно с этим у граждан страны резко  снизились возможности выбора вообще и места работы и профессии в частности. В настоящее время система профориентационной работы в стране может осуществляться на базе нескольких родственных отраслей психологических знаний:
    - психологии  труда  (виды  профессиональной  деятельности, требования профессий  к человеку, к его способностям, личностным качествам);
    - инженерной  психологии (взаимодействие человека  и технических устройств);
    - возрастной  психологии, психологии развития (закономерности, процессы);
    педагогической психологии и педагогики (обучение, воспитание)
    . Значительный  вклад в разработку внесен  Е.А. Климовым, А.Е. Голомшток, Л.А.  Иовайши, Б.А. Федоришиным, Н.С. Пряжниковым, Н.А. Осницким, С.Н.Чистяковой, А.К. Марковой и др. Прямое отношение к теме профессионального и личностного самоопределения имеют также: идеи событийного подхода в планировании жизненного пути личности Е.И.Головахи и Л.А.Кроника; концепция профессионального развития А.Маслоу; концепция профессиональной зрелости Д.Съюпера; теория и типология личностных типов Д. Голланда; работы И.Г. Щедровицкого, В. Франкла, Д.Фельдштейна, К.К.Платонова, Л.М.Митиной.
   Основные  идеи, положения и практические разработки собраны и систематизированы в новой отрасли психологической науки - психологии профессий, или профпсихологии, материалы которой систематизированы в [10]. Профпсихология - это отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профнамерений, выбора   профессий, овладения профессией и т.д., т.е. становления и развития профессионала. Ее основные понятия:
    - профессиональное  становление и его стадии;
    - вариативность  профессионального становления;
    профессиональный рост;
    - психологическое      сопровождение       профессионального самоопределения.
    Профессиональное  становление личности имеет историческую и социокультурную   обусловленность.   Основой   профессионального становления является развитие личности. Процесс профессионального становления личности своеобразен и неповторим, но у него есть качественные особенности и закономерности, что позволяет использовать диагностические методики для его изучения. Профессиональный путь -это реализация личности, ее самоактуализация, индивидуальная траектория определяемая закономерностями, событиями, случайностями, влечениями. Знания психологических особенностей профессий позволяют человеку сознательно строить свою жизнь.
    Профессиональное  становление - длительный процесс, в  течение которого меняются и жизненные планы индивида, и обстоятельства его жизни. Приведем несколько профессионально ориентированных периодизаций развития. Исследуемому возрасту соответствуют:
    - в периодизации Е.А.Климова стадия  оптации (12-17 лет) подготовка к  сознательному выбору профессии (или период выбора профессии в учебно- профессиональном заведении);
    - в периодизации Т.В. Кудрявцева - стадия возникновения и формирования  профессиональных намерений;
    - в   периодизации   А.К.Марковой   (критерий   -   уровни профессионализма) - допрофесиионализм, этап первичного ознакомления с профессией;
    - в периодизации Д.Съюпера (этапы  профессиональной зрелости): до 14 лет  - развитие интересов и способностей, 14-25 лет -исследование, апробация своих сил.
     Если  в качестве основания для выделения стадий профессионального становления рассматривать социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности, то важно рассмотреть его этапы. Первый этап - 0-12 лет, зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей под влиянием семьи и школы. Второй этап - 12-16-лет -формирование профессиональных намерений, которое завершается выбором   профессии   (осознанным,   желанным,   вынужденным, случайным...) Этот период получил название оптации. Его особенность в том, что он совпадает с завершающим периодом детства. Третий этап -16-23   года,   профессиональная   подготовка,   профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, в ее рамках могут сложиться    познавательные    и    профессиональные    интересы, сформироваться жизненные планы. Активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и проявляется в решении вопроса о выборе профессии. Уже в 18 лет у некоторых индивидов может наступить четвертый этап - профессиональная адаптация. В целом границы этапов весьма подвижны и условны, что вполне объяснимо влиянием социальных факторов.
     Профессионально обусловленная структура личности и основные компоненты ее рассмотрены в [10]:
    1. Убедительно  доказано, что системообразующим фактором является направленность личности.    Компоненты    профессиональной направленности - это:
    - мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы);
    - ценностные  ориентации (смысл труда, зарплата, благосостояние, квалификация, карьера, социальный статус и др.);
    - профессиональная  позиция (отношение к профессии,  установки, ожидания и готовность  к профессиональному развитию, социально-профессиональный  статус).
    2. Профессиональная компетентность:
    - социально-правовая, включая коммуникативную;
    специальная, включая самостоятельность и готовность учиться новому;
    - персональная, включая способность к постоянному повышению  квалификации, к самореализации в труде;
    - аутокомпетентность, адекватность самооценки и самоконтроль;
    - экстремальная, способность действовать в экстремальных ситуациях.
3. Профессионально-важные качества. Это психологические качества личности, определяющие результативность ее деятельности. Профессионально важные качества иногда называют ключевыми   компетентностями,   в  самом  общем   виде  это наблюдательность, память, эмоциональная устойчивость, выносливость, пластичность, самоконтроль и др (49,68).
    4. Профессионально значимые психофизиологические свойства (глазомер, экстраверсия-интроверсия, нейротизм и т.д.) Из них образуются комплексы качеств, или интегративные ансамбли. Относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик в зарубежных исследованиях называются ключевыми квалификациями. К ним относятся абстрактное теоретическое мышление, способность к планированию,   креативность,   прогностические   способности, надежность, работоспособность, ответственность и др.
    Из  всего вышесказанного можно выделить основные моменты процесса профессионального  становления личности. Это:
    - избирательное  отношение индивида к миру профессий вообще и к конкретной профессии в частности;
    - основой   оптимального   профессионального   самоопределения человека является  осознанный выбор конкретной профессии с учетом своих возможностей и особенностей, требований труда, а также социально-экономических реалий;
    - профессиональное  становление - это процесс, происходящий  в течение всей жизни. Он  включает  рефлексию, переосмысление, новые выборы, самоутверждение;
    - становление  профессионала знаменуется такими  событиями, как окончание школы, получение диплома о профессиональном  образовании,    смена    места    жительства,    аттестация, переквалификация, а также событиями внутренней жизни: конфликты, неудовлетворенность характером работы или ее оплатой и т.п. . - профессиональное     самоопределение     является     важной характеристикой зрелости личности.
    А.Ф.Зеер называет способность личности находить личностный смысл в   профессиональном   труде,   самостоятельно   творить   свою профессиональную жизнь важнейшим критерием продуктивности ее профессионального становления.
    В   работах   С.Н.Чистяковой  уточняется, что профессиональное   самоопределение   молодежи   включает   все взаимосвязанные стороны его проявления: формирование карьеры, сферы приложения и развития личностных возможностей, области личностной самореализации, отношение ее к различным аспектам культурно-исторической ситуации собственного развития (47,48).
    Есть  несколько моделей профессионального  развития. Л,Митина и др. выделяют:
    а) адаптивную модель, когда человек  подстраивается к наличным обстоятельствам труда, рабочего места, правил и норм профессионального сообщества, алгоритма выполнения трудовых задач;
    б) модель профессионального развития, в которой есть место преобразованиям  внешних аспектов труда, развитию собственных возможностей .
    Профессиональное  самоопределение, как и все линии  развития, берет начало с самого раннего детства. Понимание этого факта дает возможность анализировать развитие на более поздних стадиях, обнаруживать источники   ошибок   и   затруднений,   проводить   помогающие, корректирующие и другие мероприятия для оптимизации самоопределения личности.        Н.С.Пряжников  описывает процесс приобщения к профессии таким образом-.
    1) в  дошкольном возрасте это выполнение  несложных трудовых действий по уходу за собой, за домашними, помощь в хозяйстве и т.п., и личное отношение к ним. Это также сюжетно-ролевые игры профессионального характера - они развивают у человека интерес к труду, формируют положительную мотивацию, привычку трудиться, обогащают знания о труде и о мире взрослых;
    2) в  младшем школьном возрасте это,  во-первых, подражание значимым взрослым, профессиональному аспекту их жизни (можно назвать   это   профессиональной   индукцией),   во-вторых, формирование   познавательных   интересов,  мотивации   к достижениям, осознание своих способностей и возможностей, формирование представлений о желаемых трудовых занятиях, фантазирование;
    3) в  подростковом возрасте закладываются  основы нравственного отношения  к труду, формируется система личностных ценностей, которая определит избирательное отношение человека к различным профессиям. Появляются учебно-профессиональные намерения, предпочтения, профессионально-ориентированные мотивы учебы, активизируется развитие качеств и способностей, присущих представителям привлекательных, выбранных профессий;
    4) в  ранней юности (14-15 лет) профессиональные  намерения остаются достаточно  неопределенными. Профессионально-ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем времени невозможно, возможны только более серьезные, чем в раннем детстве, профессиональные пробы. И статистика показывает объективный факт: выбор профессионального образования в этом возрасте психологически необоснован и ведет к негативным личностным и социальным последствиям.
      Психологически более комфортно  чувствуют себя те юноши и  девушки, которые сначала получают  полное среднее образование, т.к.  к этому моменту личность становится  гораздо более зрелой и человек  становится способен выбрать  наиболее реальный и приемлемый  со всех точек зрения вариант на основе оценки своих способностей и возможностей, имеющегося опыта и с учетом социально-экономической ситуации;
   5) с наступлением юношеского возраста (16 лет) становится возможным переоценить  и скорректировать ранее сделанный  выбор или переоценить и получить подкрепление уверенности в своих силах и приняться за освоение новой социальной роли профессионала;
   6) на последующих этапах профессионального  развития - и это также необходимо  обсуждать заранее возможны либо профессиональная миграция   (иной   выбор,   смена   рабочего   места,   вида профессиональных занятий), либо углубление, совершенствование профессионализма в избранной сфере, либо один из деструктивных вариантов карьеры. Обсуждение в юношеском возрасте всех этапов профессионального становления необходимо в целях профилактики возможных     конфликтов     профессионального     развития. Предотвращение и преодоление их возможно только при развитии психологической  компетентности,  зрелости,  ответственности, предварительной разработки различных вариантов согласования установок, целей, отношений и т.д.
     Планирование жизненного пути, скорее  всего, идет как наметки основных  вех, причем вехи эти могут  быть разные: временные (например, “к 30 годам встать на ноги”,  хотя путь к этому не указан); событийные ( к примеру, “стать врачом”, “окончить вуз” - без четкого указания возраста человека при совершении события). Крайне редко человек планирует одновременно и событие, и время его достижения. Планирование обычно различают долгосрочное (на несколько десятилетий вперед), на “средний” срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).
    Рассматриваются предлагают следующие этапы планирования профессионального пути, применимые ко всем видам карьерных решений, вне зависимости от их сложности или возраста, в котором они принимаются.
Этапы планирования Вопросы для  изучения Деятельность
1 Сбор информации Что необходимо сделать? Сбор и оценка информации
2 Концептуализация Что возможно? Моделирование и визуализация
3 Дизайн Что реально? Выработка стратегии
4 Претворение в  жизнь Какие шаги необходимо предпринять? Планирование  действий
5 Оценка (формирование нового плана) Что необходимо дополнить или изменить? Оценка и  выработка нового плана.
 
    Проблема  выбора профессии стара как мир. И всякий раз при изменениях в экономике, политике, социально-культурной ситуации необходимо переосмысливать ее содержание. Образ профессии (как когнитивная, так и эмоциональная его составляющая) изменяясь, меняет и систему общих ориентиров отдельной личности и общества в целом. Не так давно образ профессионала был связан с определенными профессиональными ценностями, с образами конкретных людей и их трудового пути, с содержательными сторонами труда. В новом веке этот идеальный образ профессионала, с которым сопоставляют себя юноши, заменяется на идеальный образ жизни (европейский, бизнесменов...), с акцентированием внешних форм. Профессия, труд становятся не существенной частью образа жизни, а средством для достижения различных благ, определенного образа жизни.
    Ежегодно  в мире появляются 500 новых профессий  и столько же уходят в прошлое. Многие виды труда живут 5-15 лет и либо исчезают совсем, либо меняются до неузнаваемости. В этом состоит динамичность мира    профессий.    Другой    его    особенностью    является полипрофессионализм, необходимость на одном рабочем месте, в одной должности иметь разносторонние знания, навыки смежных профессий. Третья особенность - динамичность самого работника, человека, его изменяющиеся   в   процессе   жизни   интересы,   потребности, возможности и т.д.
    Фактором  профессионального развития, по Л. Митиной, является внутренний мир человека. Объектом развития являются интегральные характеристики    личности:    профессиональная    направленность, профессиональная компетентность и гибкость (эмоциональная и поведенческая), которые являются психологической основой любых видов деятельности.
    Профессиональная  направленность - это система эмоционально-ценностных отношений, создающая иерархию доминирующих мотивов личности. Например, направленность на себя (на саморазвитие), на взаимодействие с другими людьми, на предмет деятельности.
    Профессиональная  компетентность включает знания, умения, навыки, способы и приемы их реализации в профессиональной деятельности и в профессиональном общении.
    Поведенческая и эмоциональная гибкость - оптимальное сочетание эмоциональной устойчивости и эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к изменениям. Это качество особенно важно на этапе подготовки к вхождению в мир профессий.
    Рассмотрению компетентностей (компетенции) посвящены работы Ю.М. Забродина. В современное понимание “квалификации” или “ключевой квалификации” в ряде развитых стран, кроме знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств включается также готовность работника к “адаптации к динамичному производству, легкому переходу от одного вида труда к другому” а так же “обладание способностями, необходимыми для широкого круга профессий”.
    Интересной  и очень важной представляется система  взглядов на развитие профессионала с экономической точки зрения. В работах Ю.М. Забродина, например, рассматривается качество трудового ресурса и вопросы, связанные с его будущим, с условиями его развития и т.п. В условиях перехода к постиндустриальному обществу, когда основная масса работников сосредотачивается в сфере производства товаров и услуг, на первый план выступает следующая особенность общественного труда. Производство услуг растет по сравнению с промышленным производством, и, как следствие, усиливается значение фактора, отличающего человеческое сообщество от любого другого сообщества, а именно того, что деятельность одних субъектов общества направлена на потребление другими субъектами.  Это не норма закона,  не договоренность, а необходимое условие эффективного выживания общества (т.е. воспроизводство граждан плюс воспроизводство опыта). К тому же демографические перспективы таковы,  что каждому трудоспособному работнику нужно будет производить такое количество продуктов труда, чтобы обеспечить себя и еще одного члена общества. И это объективные реалии будущей жизни сегодняшних старшеклассников, которые должны быть ими приняты. Именно к этому сегодняшних подростков и юношей никто не готовит, об этом не информирует. Более того, формирующаяся новая идеология российского общества носит достаточно индивидуалистический характер, что не очень согласуется с тенденциями изменения характера труда. На первый план объективно выходят вопросы трудовой мотивации и социальной ответственности перед обществом. Для практической психологии первостепенными становятся такие задачи, как
    а) управление мотивационно-ценностной сферой;
    б) гражданское воспитание;
    в) понимание ценности и значимости самого труда.
    Ю.М. Забродин здесь вводит понятие гражданской  карьеры.
      Отмечены также следующие аспекты  процесса профессионального самоопределения современной молодежи:
 
    1   с одной стороны - и возможностями  и способностями личности , ее  опытом, индивидуальным стилем деятельности с другой. Но основной движущей силой развития профессионала является другое противоречие, внутриличностное, которое ведет либо к изменениям внутреннего мира человека, либо к попыткам изменения внешней среды. И опять-таки, высокий уровень самосознания позволяет позитивно разрешить это  противоречие. Творческое Я  личности выступает   вектором профессионального развития, а различные типы адаптивного поведения выступают как средства выбора оптимального поведенческого решения.
        До  сих пор типичной для наших  специалистов остается модель адаптивного  поведения, поскольку ни общеобразовательная, ни профессиональная школа не умеют готовить людей, способных к саморазвитию. Компетентностный подход в образовании не нашел пока реального воплощения в педагогической практике. Выбор или формирование психологической стратегии профессионального пути -конструктивной или приводящей неизбежно к стагнации - во многом определяется прохождением стадий выбора профессии (стадии оптации). Как правило, стратегия развития задается осознанным и самостоятельным выбором профессии, когда уже оптант становится субъектом выбора направления и первых практических шагов. Случайный, неосознанный, несамостоятельный выбор профессии в подростковом или юношеском возрасте в большинстве случаев определяет стратегию приспособления, неконструктивную и с точки зрения психологического здоровья человека, и с точки зрения общественных, государственных интересов (36). Этот факт еще раз подчеркивает необходимость психологической помощи старшему школьнику в этих вопросах. Возможные жизненные стратегии рассмотрены также в   (5;74): стратегии благополучия, жизненного успеха, самореализации на основе потребительской, мотивационной либо творческой направленности.
        Американские психологи рассматривают  также две группы стратегий:  основанные на внутренних стремлениях  (личностный рост, здоровье,  любовь, служение обществу) либо на внешних (материальное благополучие, признание, физическая привлекательность).
   Как исследовательская, так и практическая работа в области профориентации строится с учетом разных подходов - и теории развития, и теории черт и факторов, поскольку в каждом из них есть рациональное зерно. Профессиональный выбор является (или должен являться) сознательным и рациональным процессом, в котором индивид самостоятельно или с помощью профконсультанта соотносит свои психологические, физиологические качества с требованиями профессии (46). Полезными являются также положения Д. Сьюпера и Парсонса, относительно характера профессионального развития:
    - каждому человеку подходящими  являются несколько профессий;
    - объективные и субъективные обстоятельства обуславливают множественность профессиональных выборов;
    - профессиональное   развитие   имеет   ряд   последовательно  проходимых индивидом стадий;
    - особенности этого развития определяются  рядом факторов, среди которых  - социально-экономический уровень семьи, свойства индивида и т.д.;
    - профессиональным развитием индивида  можно управлять, способствуя  формированию его интересов, особенностей;
    - для  успешного  профессионального   развития  необходимо проигрывание  разнообразных профессиональных  ролей - как в практическом труде (что носит название профессиональных проб), так и в искусственных условиях (фантазии, игры, беседы...);
    - удовлетворенность работой зависит  от того, насколько индивид реализует  себя в профессиональных ситуациях.
    С точки зрения Д.Сьюпера, при выборе профессии необходим учет своего образа “Я”, интеллекта, специальных способностей, интересов, системы ценностей, отношения к труду и работе вообще (трудолюбия), своих потребностей, основных черт личности, актуального уровня профессиональной зрелости (причем интересы и способности Д.Сьюпер считает более важными факторами).
   Уровень профессиональной зрелости определяется, например, у Л.Чернявской, как:
    - умение использовать свои ресурсы  и необходимую информацию;
    - стремление к получению новой  информации, желание к планированию своего профессионального пути;
    - реализм предпочтений, планов и  намерений;
    - умение анализировать и сопоставлять  факты, свои интересы, способности,  занятия, результаты приложенных усилий.
    В статье, описывающей опыт детского бизнес клуба имеются несколько удобных рабочих терминов (22,70).  Например, замысел - группа смыслов, ради которых человек собирается что-то предпринять или сделать; проект - идеальное представление конечного результата деятельности; программа - последовательность действий по воплощению проекта в жизнь; план - проект и программа в координатах ресурсов, необходимых и достаточных для их реализации, все то, что будучи уложено в логику программы, позволит перевести идеал в реальность. Для каждого старшеклассника в данный момент наиболее актуальным будет либо поиск ресурсов, либо план, либо последовательность действий, и разговор на этом языке вполне понятен и продуктивен.
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Принципы, формы и  методы психологической  помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении
 
        Профориентация - это комплекс мер  по оказанию помощи в выборе  профессии (29). Он включает разнообразные  формы работы со старшими школьниками:  индивидуальные и групповые консультации, тренинги, профориентационные игры, диагностики способностей и личностных качеств и др. Максимальному эффекту может способствовать соблюдение принципа системности таких мер и принципа учета индивидуальных особенностей личности школьника.
    Советская система профориентации с ее достоинствами и недостатками ушла в прошлое.   Изменилось общество, изменились условия жизни и развития молодежи, большие изменения произошли в мире профессий и на рынке труда. В экономическом отношении наше общество, по Ю.М. Забродину, переходит на стадию постиндустриального развития. М. Мид говорит о переходе человеческого общества от культуры постфигуративной (в терминологии М.Мид это ориентация на передачу опыта от прошлых поколений новым) к префигуративной (ориентация на задачи будущего), в которой жизненный опыт прошлых поколений оказывается неэффективным для молодежи (41). Цели профориентационной  работы,  основные  принципы  ее  остались практически неизменными. Это - помощь в профессиональном самоопределении, психологическая по своему характеру, которая должна следовать задачам профессионального и личностного самоопределения на каждом этапе возрастного развития индивида.
    В рамках концепции становления профессионала  было введено понятие психологического сопровождения профессионального  развития личности. Это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности, помощь, поддержка, своевременное указание возможных путей развития личности (10). Своевременное в современной практике консультирования означает: по запросу и в той мере готовности к изменениям, которую оптант демонстрирует.
    Функциями    психологического    сопровождения    развития профессионала, имеющими отношение  к стадии оптации, является:
    - информационно-аналитическое сопровождение  отдельных этапов профессионального становления;
    - проектирование и самопроектирование  сценариев отдельных этапов профессионального  становления;
    - психологически компетентное оказание  поддержки и помощи личности   в   преодолении   трудностей   профессионального становления,   особенно    при    изменении    социально-профессиональной среды;
    - коррекция социально профессионального  и психологического профиля личности.
    Реализация  этих функций возможна при использовании  личностно ориентированных технологий, развивающей диагностики, тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития, технологий формирования психологической аутокомпетентности, психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития, проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни, тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности. Одна из главных задач психологического сопровождения - не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.   Оно   предполагает   создание   ориентационного   поля профессионального развития личности, укрепление профессионального “Я”, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.  Результатом психологического сопровождения     профессионального  становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического  потенциала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.
    Таким образом, психологическое сопровождение  — это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.
    Для   изучения   профессиональных   намерений   используются разнообразные  анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить, есть ли у оптанта предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими (в учебных заведениях или не предприятиях и т.д.), существуют ли резервные профессиональные планы, имеет ли оптант представление о содержании труда, привлекательных сторонах профессии, режиме и условиях работы и т.д. На основе информации, извлеченной из изучения профессиональных намерений оптанта, психолог строит дальнейшую индивидуальную работу с ним: выявляет интересы и склонности к определенным видам деятельности, профессиям.
        Для диагностики способностей применяются разнообразные методы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты. Для диагностики ценностно-мотивационной сферы -соответствующие психодиагностические инструменты и технологии.
    Психологическая помощь оптанту, испытывающему трудности профессионального самоопределения, осуществляется по преимуществу двумя способами: путем индивидуальной работы и через работу в группах техниками психологического консультирования. Помощь на стадии осуществления выбора и принятия   решения предполагается на когнитивном уровне с помощью выработки необходимых навыков.
    Таким образом, решение каждой отдельной  задачи психологической помощи человеку на стадии оптации предполагает применение отдельных специфических, соответствующих задаче способов и приемов (а если проблеме оптации сопутствуют еще и нерешенные личностные проблемы...).
 
 
Проблемы  психологического сопровождения Психотехнологии профконсультирования
1. Определение реальной проблемы  профессионального самоопределения Беседа, интервью, сочинение, психобиография
2. Социально-экономические и бытовые  условия жизнедеятельности оптанта Анализ семейных отношений, материального обеспечения, жилищных
 
 
условий и т.п.
3. Комплексное изучение индивидуально  психологических особенностей Диагностика ценностных ориентации, установок, самооценки, интересов,
Личности 4. Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии склонностей, Диагностические  и профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения
5. Рассогласование идеального и  реального образа профессии, мотивации  профессионального выбора, Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия и др.
Неадекватная  самооценка  
 
6. Поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов профессионального самоопределения Метод критических  событий, психобиография, тестирование и др.
7. Коррекция профессионального выбора Составление планов профессионального
 
 
развития, альтернативных сценариев, профессиографирование и др.
 
         Выбор профессии предполагает  определенный уровень развития  профессионального  самосознания,  включающего  образ  будущей  профессии, реального и идеального  “Я”. Выбор профессионального  пути мотивирует постановку тех  или иных профессиональных и жизненных целей. Важное значение приобретает социально-профессиональная позиция  оптанта,  главными  составляющими  которой  являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и смысловые установки. Образ профессии как когнитивно-эмоциональное образование служит мотивирующим фактором оценки себя. Таким образом, самооценка выступает внутренним побудителем сопоставления прошлого (знаний и опыта), настоящего (переживаний “Я”) и будущего (цели).
   Компетентное  психологическое сопровождение  оптанта требует учета всех факторов профессионального самоопределения. При решении психологических   проблем   профконсультанту   недостаточно   дать рекомендации о том, какая профессия подходит индивиду, нужно также обеспечить условия, стимулирующие самостоятельное принятие решения, в результате чего оптант возьмет на себя ответственность за тот или иной выбор. Психологическое сопровождение помогает оптанту увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие профессионального самосознания, высвечивает сильные и слабые стороны личности, намечает реальные сценарии будущей профессиональной жизни.
   В настоящее время в отечественной  психологии накоплен значительный материал, описывающий разные формы и методы социально-психологического    сопровождения    профессионального самоопределения школьников (Е.А. Климов, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников,   С.Н.   Чистякова,   А.К.Осницкий,   Г.В.   Резапкина, А.П. Чернявская, М. Бендюков, И. Соломин, Н. Самоукина и др.)
   Уровень помощи в профессиональном самоопределении  может быть:
    1) адаптационно-технологический   (приспособление   к   системе  производства);
    2) социально-адаптационный (помощь  в построении определенного образа  жизни);
    3) ценностно-смысловой. Не все оптанты  готовы сформулировать запрос  на этом уровне, но нерешенность его влечет как правило, самые крупные ошибки (29).
    Основной  целью помощи оптанту является активизация  процесса формирования   психологической   готовности   старшеклассника   к профессиональному самоопределению. Задачами такой профконсультации являются: 
    а) психодиагностика, определение актуального  состояния развития значимых параметров личности;
    б) использование результатов психодиагностики для стимулирования самопознания  и  саморазвития  в  плане  подготовки  к профессиональному будущему;
    в) выявление “недостаточностей” в развитии значимых качеств, способностей;
    г) принятие решения о дальнейшей коррекционной  и развивающей работе;
    д) контроль за развитием требуемых  качеств, способностей после коррекции  или тренинга;
    е) определение ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности   в   связи   с   жесткими   требованиями   к психофизиологическим особенностям индивида.
    Первым  принципом описанного Л. Митиной  подхода к оказанию помощи   школьнику   в   выборе   профессии   является   выбор  психодиагностических методик, как основы профконсультирования. Второй принцип состоит в ограничении количества применяемых психодиагностических  методик на одного клиента, в преобладании тренинговой, групповой формы сопровождения, в разработке специальных обучающих  и  коррекционных  программ.  Третий  принцип  -сотрудничество оптанта и консультанта, элементы гуманистического подхода, недирективность, доверие и т.п. И, конечно же, психологическое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и законах возрастного психического развития человека, должно создавать возможность продуктивного решения центральных задач возраста, иметь развивающий характер.
    Образ будущей профессии - это сложное  образование, включающее эмоционально-оценочные  и когнитивные, содержательные компоненты. При соответствии их выбор будет реальным и обоснованным. Естественно, необходимо, чтобы соответствовали друг другу возможности человека и  требования со стороны профессии. Личностный смысл идеального образа профессии   составляют   смыслообразующие   мотивы,   ценностные ориентации, смысловые установки. Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, они определяют реальную профессиональную мотивацию. Осуществленный без достаточной подготовки, без определения собственной жизненной позиции, без осознания смысловой ценностной, мотивационной стороны вопроса, выбор профессии в юношеском возрасте (11 класс), тем более в подростковом (окончание 9 класса) в большинстве случаев определяет стратегию приспособления, неконструктивную и с точки зрения психологического здоровья человека, и с точки зрения общественных, государственных интересов. Этот факт еще раз подчеркивает важность периода оптации для человека, а в отсутствии образовательной системы, способной формировать  развивающегося человека - важность психологической помощи старшекласснику на данном этапе. Л. Митина вводит понятие “психологического сопровождения выбора профессии школьника”, которое предполагает неопределенный по длительности процесс, сочетание различных форм взаимодействия психолога с оптантом.
    В основном (36) посвящена работе именно с мотивационно-ценностным, установочным аспектом в составе профессионального  самоопределения, поискам смысловых  опор личности в ситуациях профессионального  выбора. Аналогичен подход Пряжникова Н.С.,  Осницкого А.К. (28,34,21)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.