На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фирма как инструмент реализации рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:
 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  2                                                                                                          
Глава 1. ФИРМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНОЙ              ЭКОНОМИКЕ                                                                                                              4                                                                                                     
1.1. Понятие фирмы, ее основные характеристики, функции                                4
1.2. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства                 7 
1.3. Цели фирмы                                                                                                        16
Глава 2. ТЕОРИЯ ФИРМЫ                                                                                        21  
2.1. Традиционная  теория фирмы                                                                              21
2.2. Менеджеральная  теория фирмы                                                                         24
2.3. Теория максимизации  роста фирмы                                                                   26      
2.4. Поведенческие теории фирмы                                                                             32
Глава 3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ФИРМЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ                                                                                                              35     
3.1.Особенности  создания и функционирования  предпринимательских фирм    35
3.2. Роль государства в функционировании фирмы                                                 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                           48                          
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                         51 

             
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    На  протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
   Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с  целью определения роли фирмы  как субъекта современной экономики  и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.
   В современной научной литературе присутствуют несколько взглядов на теорию фирмы. По всей видимости, наиболее полным, объективным и в то же время сравнительно легко воспринимаемым исследованием в данной области является  учебник по экономической теории, авторами которого являются: доктор экономических наук, профессор М.С. Сажина и Г.Г. Чибриков.
   Поскольку современная экономика представляет собой достаточно динамично развивающийся и эволюционирующий механизм, при рассмотрении фирмы как субъекта современной экономики целесообразно опираться не только на теоретические исследования, но и на регулярно публикуемые в периодических изданиях статьи по данной тематике. В данной работе, наравне с выкладками из ряда учебников и монографий, использована информация из наиболее распространенных в России экономических журналов.
   Первая  глава посвящена рассмотрению фирмы  как одного из инструментов реализации рыночной экономики (каким она, собственно, и является), ее основные задачи и функции, организационные формы и цели. Во второй главе рассматриваются существующие на настоящий момент теории фирмы, в соответствии с которыми организованы и функционируют практически все современные предприятия в условиях рыночной экономики. В третьей главе рассмотрим создание и организацию предпринимательских фирм, причины возникновения и существования фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. ФИРМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 

    1.1. Понятие фирмы, ее основные характеристики, функции. 

    В ходе экономических реформ коренным образом изменилось само понятие  «предприятие» - сложное объединение  материальных и людских ресурсов, соответствующим образом организованных и координированных в целях производства материальных благ или оказания услуг. Если в условиях командно-административной системы предприятия были государственными, то в процессе реформирования они превратились в самостоятельные субъекты рыночной экономики. С принятием Гражданского кодекса рядом с понятием «предприятие» появилось понятие «фирма». В экономической литературе и правовых актах до сих пор нет четкого размежевания этих понятий. В публикациях и официальных документах используется как понятие «предприятие», так и понятие «фирма», т. е., по существу, их отождествляют. В различного рода публикациях при определении фирмы подчеркивается несколько положений: это хозяйственная единица, наделенная определенными правами; организация и использование факторов производства; продажа товаров и услуг с целью получения прибыли.
    Фирма – это система субъектных, социально-экономических  отношений, возникающих при формировании альтернативных трансакционных издержек и определяющих статус субъектов рыночной экономики. Сущность данного аспекта первичного звена народного хозяйства выражается системой экономических отношений: организационно-экономических (как определенная организационно-правовая форма предпринимательства); социально-экономических (как определенная форма собственности, обусловленная экономическими условиями и правовыми нормами отношения участников трансакций к факторам производства). Основу фирмы составляет пучок контрактов между собственниками факторов производства, та или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная. Субъектами выступают физические лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты.
Признаки  фирмы:
1. Фирма  является самостоятельным агентом:
    А) Имеет в собственности имущество;
    Б) Обладает организационной способностью;
    В) Отвечает по своим обязательствам и имеет производственную и          экономическую свободу.
2. Самостоятельность  фирмы выражается в торговой  марке.
3. Фирма  выполняет особые функции в  экономике: предъявляет спрос  на ресурсы, комбинирует их в соответствии с технологией, производит товары и услуги, с последующей реализации на рынке.
4. Фирма  самостоятельно поддерживает и  воспроизводит производственный  потенциал, т.к. осуществляет самофинансирование  деятельности за счет прибыли.
    Задача  фирмы состоит в том, чтобы  преобразовать на входе факторы производства (затраты), переработать их и на выходе выдать продукцию (результат). Такого рода трансформационный процесс представляется как производство. Между затратами на входе (Input) и результатами на выходе (Output), а также параллельно им происходят многочисленные действия, решаются различные частные задачи, которые только в их единстве полностью описывают производственный трансформационный процесс.
    К важнейшим частным задачам относятся  задачи обеспечения (снабжения), складирования (хранения), изготовления продукции, сбыта, финансирования, обучения персонала, внедрения новой техники, а также управления. К задаче снабжения относятся покупка или аренда (лизинг) средств производства, покупка сырья, материалов, полуфабрикатов (для предприятий с материально-вещественной продукцией), прием на работу сотрудников. К задаче хранения относятся все производственные работы, которые возникают перед собственно процессом производства продукции в связи со складированием средств производства, сырья, материалов и полуфабрикатов, в промежутках между частными производственными процессами со складированием и хранением запасов и после него со складированием и хранением готовой продукции. В задаче изготовления продукции речь идет о производственных работах в рамках производственного процесса. На предприятиях, изготовляющих материально-вещественную продукцию, они в значительной степени определяются технологическими особенностями производства продукции. К основным видам работ в этих производствах относятся заготовительные, обработочные и сборочные. Всегда возникают такие задачи, как: когда, какая продукция, в каком месте, с использованием каких производственных факторов должна быть изготовлена.
    Задача  сбыта продукции связана с  использованием рынка сбыта, воздействия на него, например рекламы, а также продажей или сдачей в аренду продукции предприятия. Частично эта задача, а именно исследование рынка сбыта продукции, решается в рамках маркетинга фирмы перед собственно процессом производства. Задача финансирования находится между сбытом и снабжением: путем продажи продукции или результата производственного процесса (Output) зарабатывают деньги, а при снабжении (Input) деньги тратят. Как правило, отток и приток денег неодинаковы. Поэтому временный недостаток средств для уплаты по просроченным ссудам и излишек денежных средств, затраченных на предоставление кредитов (аренды, лизинга), относятся к типичным задачам финансирования. Сюда же в рамках финансового менеджмента относят получение прибыли, как и вложение капитала в другие предприятия через рынок капиталов.
    Обучение  персонала и внедрение новых  технологий должны дать возможность  сотрудникам постоянно повышать квалификацию, а они благодаря  этому были бы в состоянии развивать  и внедрять новейшие технологии во всех сферах деятельности предприятия, и особенно в области новой продукции и современных технологий.
    Задача  управления (руководства) включает работы, которые охватывают подготовку и  принятие управленческих решений во всех сферах деятельности фирмы. В связи с этим особое значение имеет анализ годового баланса, анализ издержек.
    Таким образом, частные задачи производственного  процесса могут рассматриваться  как стоимостная цепочка, которая  связывает между собой звенья (поставщики и потребители), расположенные  до и после непосредственно процесса изготовления продукции, что представляет собой систему взаимосвязанных задач фирмы.
    Для нормального функционирования фирмы  в рыночной экономике управление должно обеспечить экономичность, финансовую устойчивость и прибыльность. Нарушение этих принципов управления означает величайшую опасность для существования фирмы.
    Принцип экономичности означает:
·  достижение определенного результата при минимальных затратах (принцип минимизации);
·  при заданном объеме затрат обеспечение наибольшего результата (принцип максимизации) 

    1.2. Виды и организационно-правовые  формы предпринимательства. 

   Предпринимательской деятельностью, или предпринимательством, называется инициативная самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.
    Предпринимательство допускается в любой отрасли  хозяйственной деятельности, не запрещенной  законом: промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и консультационной деятельности, в сфере операций с ценными бумагами и т. д. Собственник берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или услуги, который обещает быть прибыльным делом. Он выполняет трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения предпринимательства. Он реализует свой деловой интерес (получение прибыли) через новаторство, стремясь вводить в дело на коммерческой основе новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары. Кроме того, его деловой интерес реализуется через риск, причем предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами.
   Наемные работники свой деловой интерес (получение доходов) реализуют через  выполнение должностных обязательств в предпринимательской фирме на контрактной основе. Они являются равноправными участниками отношений с предпринимателями. Заключая договор, и наемные работники, и предприниматели делают свой выбор, идут на экономический риск, несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения. Наемные работники со временем сами могут стать собственниками путем приобретения акций данной фирмы или открытия своего дела.
    Предпринимательством могут заниматься и отдельные граждане, и коллектив людей (предприятие), и государство. Отсюда и виды:
      Индивидуальные предприниматели
      Партнерства или товарищества
      Акционерные общества или корпорации
    Индивидуальное  предпринимательство направлено на получение личного дохода или прибыли. Как заметил П. Самуэльсон, чтобы стать единоличным собственником, ни у кого не надо просить разрешения. Индивидуальный предприниматель трудится от своего имени и на свой риск.
    Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, а в критических ситуациях оно может быть даже конфисковано.
   Индивидуальный  предприниматель имеет право  создавать предприятия; самостоятельно определять профиль своей деятельности и производственную программу; приобретать имущество или имущественные права, использовать имущество других лиц по договору аренды; нанимать или увольнять работников; получать кредит и открывать счет в банке; самостоятельно распределять прибыль от предпринимательской деятельности, оставшуюся после уплаты подоходного налога; осуществлять операции с валютой.
   Таким образом, индивидуальный предприниматель  единолично принимает все решения по производственно-хозяйственной деятельности. Преимуществами индивидуального предпринимательства являются минимальный контроль со стороны государства (это позволяет самостоятельно распределять прибыль), мобильность действий предпринимателя (это дает возможность менять виды деятельности), приемлемые налоговые условия (индивидуальный предприниматель платит только подоходный налог).
   В коллективном предпринимательстве  хозяйственные операции осуществляются коллективным субъектом. Для этого образуется предприятие (товарищество).
   Товарищества  могут выступать юридическими и неюридическими лицами. Основными признаками, делающими предприятие юридическим лицом, являются: учреждение и регистрация согласно закону; наличие организационного единства; владение необходимым имуществом; самостоятельная имущественная ответственность; выступление от собственного имени в хозяйственном обороте; собственный расчетный счет в банке. Следовательно, как юридическое лицо предприятие является носителем присущих только ему имущественных прав и обязанностей, выступает от своего имени и существует независимо от лиц, входящих в его состав.
   Предпринимательская деятельность в любой сфере регулируется государством через механизм финансовой системы (через налоги, кредиты, страхование  и т. п.). В то же время она опирается  на правовую базу независимо от видов предпринимательской деятельности и от форм собственности.
   В современных условиях предпринимательская  деятельность – это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей  начать свое дело. Конечно, не любое деловое предприятие приносит успех. Более 50% новых фирм закрываются в первый же год своей деятельности из-за низкой рентабельности. Но есть и другая статистика: 90% всех американских миллионеров (их около 2 млн. человек) обязаны своим состоянием созданию собственной фирмы.
   Функционирование  современного предпринимательства  невозможно без благоприятного социально-экономического климата, который формируется в результате целенаправленных усилий государства. Он характеризуется:
    стабильностью государственной экономической и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;
    льготным налоговым режимом, который способствует притоку в предпринимательскую сферу финансовых средств;
    развитием инфраструктуры предпринимательства: инновационных и внедренческих центров; специальных фирм, оказывающих помощь начинающим предпринимателям; консультационных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы; курсов и школ подготовки предпринимателей;
    созданием эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формированием позитивного отношения общества к предпринимательской деятельности.
   В условиях благоприятного социально-экономического климата, поддерживаемого государством, предприниматель не рассматривает в качестве первоочередной задачи мгновенное увеличение прибыли, а намечает путь к будущим структурным сдвигам и дальнейшему расширению производства. Предпринимательские инициативы деловых людей при поддержке государства способствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики.
   Предпринимательская деятельность существует в определенных организационно-правовых формах. Какую  из форм организации предпринимательской  деятельности избрать, зависит от множества факторов: сферы деятельности, финансовых возможностей, преимуществ той или иной организационной формы. Большое значение также имеет анализ действующего законодательства.
   Хотя  в каждой стране существует свое законодательство, типичными организационно-правовыми  формами предпринимательской деятельности в мировой практике являются: полное товарищество, товарищество (общество) с ограниченной ответственностью, коммандитное товарищество, акционерное общество. Каждая из перечисленных форм предполагает определенную структуру предприятия, а потому позволяет соединить интересы собственников в единое целое и выбрать оптимальный размер фирмы (предприятия).
   Рассмотрим  теперь более подробно организационно-правовые формы предпринимательства.
   Полное  товарищество представляет собой форму  организации предприятия, основанную на личном участии собственников в его управлении. Для полного товарищества характерны следующие черты:
    неограниченная ответственность по обязательствам товарищества всех его членов;
    совместная собственность членов;
    неустойчивость организационной структуры.
   Статус товарищества в каждой стране определяется по-разному (например, в Германии полное товарищество не является юридическим лицом, а во Франции – является).
   Главный отличительный признак этой формы  заключается в том, что члены  товарищества несут и совместную, и раздельную ответственность. Поскольку имущество товарищества является совместным, доля собственности одного члена (участника) в имуществе предприятия может передаваться только с согласия всех других участников. Каждый член товарищества является и руководителем, и представителем других партнеров по товариществу. В полном товариществе каждый участник имеет право на управление, т. е. все его члены обладают равным голосом.
   Таким образом, полное товарищество имеет  те же преимущества, что и индивидуальное предпринимательство: гибкость, уплата налога только с индивидуальных доходов участников (если товарищество не является юридическим лицом), максимальная свобода маневра. Положительным в создании полного товарищества является и то, что структура органов управления определяется самими собственниками. Деятельность в полном товариществе строится на личном доверии его членов друг к другу. По всем этим характеристикам полное товарищество больше всего подходит для организации небольших предприятий.
   Товарищество  с ограниченной ответственностью (ТОО) – это такая форма организации предприятия, при которой его участники вносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов. Основными чертами товарищества с ограниченной ответственностью являются:
    ответственность по своим обязательствам всем имуществом, вкладчики же несут ответственность только в пределах взноса;
    статус юридического лица;
    регулирование деятельности со стороны государства, как правило, по соответствующим нормам акционерного законодательства.
   Однако  данный тип товарищества имеет некоторые  особенности по сравнению с акционерным обществом. В отличие от акционерных обществ в ТОО создается паевой капитал. Предприятия (фирмы) в форме ТОО – в основном мелкие и средние организации, а следовательно, более мобильные, чем акционерные общества. В различных странах минимальный размер капитала для организации ТОО обычно меньше, чем для акционерных обществ. В отличие от акций паевые свидетельства ТОО не являются ценными бумагами (не обращаются на рынке). Публичной подписки в ТОО, как правило, не производится. В некоторых странах (например, в Англии) пай не может дробиться и принадлежит только одному лицу. В товариществах данного типа при определенных условиях пайщик обязан вносить дополнительные средства в капитал фирмы. И наконец, как правило, структура органов управления ТОО проще, чем в акционерном обществе. Например, в России она может быть двухзвенной: общее собрание членов – дирекция (правление).
   Функции управления в ТОО разделены между общим собранием и дирекцией. Количество голосов участников на собрании определяется пропорционально размеру их долей в паевом капитале. Решения по тем или иным вопросам принимаются простым большинством голосов. Дирекция осуществляет оперативное руководство ТОО.
   Таким образом, товарищество с ограниченной ответственностью в качестве организационной формы предпринимательства дает возможность ограничить риск величиной взноса в паевой капитал. Оно требует меньшего капитала для ведения дела, отличается простой системой отчетности. ТОО – оптимальная форма организации для семейных объединений.
   Коммандитное  товарищество представляет собой форму  организации предприятия, в которой  сочетается ограниченная и неограниченная ответственность.
   В коммандитном товариществе есть два типа участников – коммандитисты, которые отвечают по обязательствам товарищества только в пределах своих взносов, и полные товарищи, отвечающие всем имуществом. Характер взаимоотношения участников товарищества определяется договором. Часто к коммандитным товариществам применяют те же правовые нормы, что и к полным товариществам.
   В коммандитном товариществе руководителями и представителями других его  членов могут быть только полные товарищи, а коммандитисты не могут быть ими.
   В одних странах коммандитное товарищество является юридическим лицом (Франция), в других (Швейцария) – нет.
   Если  коммандитное товарищество не является юридическим лицом, оно имеет  те же преимущества, что и полное товарищество: освобождается от уплаты налога на прибыль (доход) предприятия, имеет свободу в выборе своей структуры. Финансовый контроль над предприятием, осуществляемый коммандитистами, отделен от управленческого контроля, осуществляемого полными товарищами. Коммандитное товарищество имеет реальную возможность привлекать дополнительные финансовые средства для своей деятельности, так как появление новых членов не изменяет его формы.
   Акционерное общество как организационно-правовая форма предпринимательства в  мировой практике является преобладающей. Возникнув как отдельное явление еще в конце XVII в., акционерная форма получила широкое распространение в развитой рыночной экономике.
   Акционерное общество – форма предприятия, средства которого образуются путем объединения  вкладов через выпуск и продажу  акций. Члены (акционеры) акционерного общества несут ответственность, ограниченную их вкладами. Основные черты акционерного общества:
    статус юридического лица;
    ответственность по обязательствам всем имуществом;
    обособление имущества акционерного общества от имущества отдельных акционеров;
    наличие уставного капитала, разделенного на определенное число акций.
   Акционерное общество имеет уставный капитал, который  представляет собой определенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров за членство в акционерном обществе. Размер уставного капитала определяется учредителями АО. Акционерное общество несет ответственность не только за уставный капитал, но и за все имущество. Имущество акционерного общества может быть больше или меньше уставного капитала. Уставный капитал образуется двумя путями: через публичную подписку на акции и через распределение акций среди учредителей. В первом случае образуется открытое акционерное общество, во втором – закрытое. В настоящее время наибольшее распространение получили закрытые акционерные общества. Уставный капитал может увеличиваться (за счет дополнительного выпуска акций или увеличения номинальной стоимости акций) и уменьшаться (за счет снижения номинальной стоимости акций и выкупа части акций).
   Акция – это ценная бумага, удостоверяющая участие в акционерном обществе и позволяющая получать долю в его прибыли. Доход на акцию называется дивидендом.
   Главным преимуществом акционерного общества как формы организации предпринимательства является возможность мобилизации денежных ресурсов через выпуск акций. Это особенно важно в условиях научно-технического прогресса, когда крупные хозяйственные единицы с высокой капиталоемкостью и длительным сроком окупаемости вложений нуждаются в дополнительных денежных средствах.
    Положительным моментом для акционерного общества является ограничение риска вкладчика величиной взноса в уставный фонд: акционеры не рискуют своим личным имуществом и денежными средствами по обязательствам общества.
    Особенность акционерной формы хозяйствования состоит в том, что движение ценных бумаг порождает новые формы доходов и новые механизмы их извлечения. Например, дивиденд, зависящий от динамики прибыли, может использоваться для смягчения финансовых затруднений фирмы. Курсовая прибыль от продажи новых акций может использоваться для расширения резервного фонда акционерного общества.
    Современное акционерное общество значительно  размывает само понятие «фирма» («предприятие»). Крупная фирма в  настоящее время – это сложный  многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий. В современной фирме как системе предприятий концентрация производства проявляется в возрастании доли производственных комплексов в общественном производстве. При этом концентрация производства не ограничивается размерами собственного капитала фирмы. Фирма связана с множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяющих ее потребности в деталях, узлах, комплектующих изделиях. Самостоятельность этих предприятий номинальна. Реально они включены в структуру современной фирмы на основе подрядных и субподрядных работ. Следовательно, концентрация производства фирмы выходит за рамки собственных предприятий, за рамки собственного капитала.
    Предпринимательская деятельность в рыночной экономике  представлена крупным и мелким бизнесом, большими и малыми предприятиями. Размеры предприятия определяются, прежде всего, количеством занятых на нем. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на: мелкие – до 50 занятых, средние – от 50 до 500, крупные – свыше 500, особо крупные – свыше 1000 занятых. Автоматизация производства приводит к тому, что в определении размера предприятия важную роль играют и другие признаки – объем продаж, величина активов, полученная прибыль.
    Итак, можно сделать вывод, что современное  предпринимательство – это синтез крупного и мелкого производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство – «мягкие и гибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать.
    Так как фирма является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности,  далее необходимо рассмотреть место, занимаемое фирмой в рыночной экономике. 

   1.3 Цели фирмы. 

   Всякая  предпринимательская деятельность имеет своей целью получение  прибыли. Поэтому поведение фирмы  можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности:
    деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;
    фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.
    Однако  представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
    Многообразием возможных положений отдельных  фирм в конкретной экономической  ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.
    Существуют  подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).
    Предполагается, что фирма стремится функционировать  на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня; В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.
    Локальный поиск – реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений. Исследовательский поиск – ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с "окружающей средой". Стратегический поиск – связан с прилагаемыми фирмой усилиями, наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.
    Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы  может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). Примером могут служить цели уже упоминавшейся корпорации 3М, а также общие тенденции развития производства в Японии. (3М является организацией работников и акционеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для получения гарантированного дохода на вложенный капитал, для создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества).
    В Японии многие всемирно известные фирмы  придерживаются концепции, отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление "...к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества".В самом общем плане модели деятельности фирмы представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Цели  деятельности фирмы
Общественная  группа Ожидаемые результаты деятельности фирмы
Общество  в целом Экономический рост
  Поступления от налогов
Уравнивание власти
Уравнивание доходов
Сохранение  окружающей среды
Сохранение  природных ресурсов
Местная община Благосостояние  общины
Держатели акций Рост доходов
Кредиторы Рост стоимости  акций
Потребители Стабильность  доходов
  Справедливые  цены
Обеспечение выбора
Удовлетворение потребностей
 
Продолжение таблицы 1.1
Общественная  группа        Ожидаемые результаты деятельности фирмы
Управляющие Рост доходов
  Профессиональный  интерес
Работники наемного труда Занятость
  Уровень оплаты
  Досуг
Условия труда
  Удовлетворение  от работы
 
    Создание  фирмы тесно связано с предпринимательской  деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами:
    диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности);
    страхованием собственности;
    максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательности предполагаемых объектов капиталовложений;
    использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной;
    правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.
    Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и способами. 

 

     Глава 2. ТЕОРИЯ ФИРМЫ 

    2.1. Традиционная теория фирмы. 

    Из-за устойчивой ориентации на прибыль стремление фирм к извлечению максимальной прибыли принимается как должное. Большинство теорий фирм не только постулируют, что прибыль есть какая-то цель или главная цель, но в один голос утверждают, что вполне определенная цель состоит в том, чтобы извлечь максимальную прибыль и что фирмы можно рассматривать, как если бы они стремились максимизировать прибыль. Хотя было бы преувеличением рассматривать максимизацию прибыли в качестве показателя того, что любые действия и решения формы подлежат холодному расчету на предмет получения максимального превышения доходов над затратами, максимизация подразумевает, что выбирая из нескольких альтернатив с разной ожидаемой прибылью, фирма все-таки выберет вариант с наибольшей ожидаемой прибылью.
    С уверенностью можно сказать, что прибыль является целью почти всякой фирмы - возможно, доминирующей целью. Прибыль - это универсальная мера показателей бизнеса и лишь немногие фирмы могут предпринимать действия, которые определенно ведут к прибылям, более низким, чем они могли бы быть в долгосрочном периоде. Одни фирмы в большей мере ориентированы на прибыль, а другие в меньшей. В целом, фирмы, которые подвержены сильному давлению конкуренции, склоны в краткосрочном периоде преследовать  цели максимизации прибыли; если же прибыли фирмы достаточно велики, чтобы удовлетворить акционеров, то такая фирма ведет себя несколько по-иному, позволяя сделать вывод, что помимо фактора максимизации прибыли, на управленческие решения влияют и другие факторы.
   Это объясняется несколькими причинами. В условиях суровой рыночной конкуренции, когда маржа прибыли мала, опасности велики, а способности фирм компенсировать убытки, невелики, ведется яростная борьба, в которой выживают только наиболее приспособленные. Рыночные силы оставляют мало места для произвольных действий. При таких условиях довольно тяжело заработать даже нормальную прибыль, и решения фирмы в наибольшей степени подвержены соображениям ближней перспективы. Скорее всего, будут выбираться такие действия, которые представляются собой оптимальными, с точки зрения максимизации прибыли, поскольку другие действия представляют опасность для жизни фирмы. То есть жесткие силы конкуренции могут сузить свободу действий фирмы на рынке и у нее не останется практически никаких альтернатив, кроме преследования цели извлечения максимальной прибыли в краткосрочном периоде. Аналогичные условия возникают, когда спад или инфляция ослабляют потребительский спрос в такой степени, что прибыль резко падает. Методологически, допущение о максимизации прибыли, хотя и не всегда точно отражающее реальность, остается все же достаточно хорошим приближением к реальному поведению большинства предприятий, попадающих в такие ситуации. Конечно же, это одно из лучших допущений, которые могут быть сделаны  относительно целей, преследуемых такими фирмами.
     С другой стороны, если фирма  до некоторой степени изолирована  от конкуренции и удовольствуется  прибылью сверх среднего уровня, она находится  в наилучшей  позиции, позволяющей ей отклониться  от строгого следования принципу  максимизации прибыли. Причина здесь в том, что коль скоро прибыль достаточна для удовлетворения акционеров, руководители имеют некоторую свободу преследовать другие цели, нежели извлечение высокой прибыли. Однако эта свобода не простирается слишком далеко. Было бы большим преувеличением утверждать, что поведение фирм, получающих солидные прибыли, направляется "неприбыльными" целями, или что руководители упускают из виду влияние, которое оказывает на прибыль достижение других целей.
    А вот традиционная теория фирмы как раз объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. Эта категория основывается на 2-ух допущениях:
1) собственники  осуществляют ежедневный операционный  контроль и управление делами фирмы;
2) единственное  их желание - максимизировать прибыль.
    Теория  основывает тезис о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода.
   Однако, на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, фирмы  не используют маржинальный анализ для  оценки или прогнозирования своей деятельности. Действительно, подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно труден и осложняется незнанием действительной кривой спроса на продукцию фирмы, эластичности этого спроса по ценам и доходам.
   Несмотря, на то, что многие крупные фирмы организуют дорогостоящие рыночные исследования, полученную информацию нельзя считать на 100% достоверной и достаточной. Такую же сложность представляет оценка будущих доходов и затрат. Наконец, практически невозможно предугадать действия и противодействия других фирм и оценить последствия их активности.
   Необходимо  обратить внимание на то обстоятельство, что в современной рыночной экономике  наблюдается глубокое отделение  права собственности от права  управления; и, за исключением мелкого  единоличного предпринимателя, собственники не осуществляют оперативное управления, привлекая для этого профессиональных менеджеров.
   Традиционная  теория не лучшим образом объясняет  поведение фирмы, из-за чего многими  экономистами были предложены альтернативные теории, выводящие поведение фирмы совсем из других предпосылок и объединяющие его иными целевыми установками.
   Подводя итоги, можно сказать, что допущение  о максимизации прибыли особенно подходит к ситуациям:
    больших групп фирм, когда ничего нельзя сказать о поведении индивидуальных фирм;
    интенсивной конкуренции;
    объяснения и предсказания общего воздействия специфических изменений на цены, выработку и ресурсы, а не их конкретных значений;
    рассмотрения направлений, а не точных численных результатов деятельности. Но когда рассматривается поведение конкретных фирм, когда количество фирм небольшое, когда конкуренция не угрожает прибыльности и (или) когда требуется сделать точные численные оценки, тогда, прежде чем надежно объяснить и предсказать поведение, требуется ясно определить цели фирмы.
 
    2.2. Менеджеральная теория фирмы. 

   Данная  концепция вытекает из следующих  предпосылок:
    оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры;
    цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.
   Эти предпосылки имеют под собой  реальное основание, поскольку в  связи с доминированием в современных условиях акционерной формы собственности владельцы акций являются лишь формальными собственниками, уступив свои права управления профессионалам. Разумеется, в данном случае речь идет не о малочисленной прослойке владельцев контрольного пакета акций, которые сохраняют за собой стратегический контроль над деятельностью фирмы. Речь идет о миллионах мелких, средних и даже крупных вкладчиков, подчас очень отдаленных (в прямом и переносном смысле) от дел корпорации.
   Что касается второй предпосылки, она так  же очень реалистична. Один из авторов  этой концепции У.Дж. Бауман, отмечал  в 1959 году, что есть ряд причин, по которым менеджеры действительно заинтересованы в максимизации объемов продаж. Прежде всего, это объясняется прямой зависимостью жалования и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки. Разрабатывая далее менеджеральную концепцию, Уильямсон в 1963 году в качестве дополнительных обоснований отметил, что рост торговой выручки позволяет расширить штат, внедрить новые проекты. Это, в свою очередь, повышает статус менеджера: в его подчинении находится больше работников, растет его ранг служебной иерархии.
    Легко заметить, что при максимизации торговой выручки прибыль фирмы понижается. Это обстоятельство обычно вызывает недовольство акционеров, которые могут установить менеджерам минимально допустимый уровень прибыли.
   Социологические исследования, проведенные английским экономистом Шипли в 1981 году, показывают, что практически половина всех британских фирм называют максимизацию продаж одной из наиболее важных своих задач. При этом крупные компании придают этой цели большее значение, чем мелкие. Из компаний с числом занятых свыше трех тысяч человек, каждая седьмая назвала максимизацию продаж своей главной целью. Тогда как среди всех компаний - лишь каждая четырнадцатая.
   Результаты  исследования института стратегического планирования США (1974 год) выявили, что в краткосрочном аспекте фирма предпочитают максимизировать объем продаж, тогда как в долгосрочном периоде их более волнует максимальная прибыль. 

    2.3. Теория максимизации роста фирмы. 

   Некоторые экономисты, в частности Маррис (1964), полагают, что собственники и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизация роста фирмы. Менеджеры стремятся к этому, чтобы повысить свой личный статус и жалованье. Владельцы предприятия стремятся к увеличению его активов, преследуя цели личного обогащения. При этом Маррис отмечает, что менеджеры всегда предпочтут растущую фирму просто крупной фирме.
   Центральным звеном теории Маркса является показатель, называемый нормой нераспределенной прибыли. Вся прибыль корпорации распадается на две части: одна часть выплачивается в виде дивидендов по акциям, другая остается нераспределенной и образует фонд развития производства. Отношение нераспределенной части прибыли к распределенной образуют норму нераспределенной прибыли, или норму удержанной прибыли. Если менеджеры будут распределять львиную долю прибыли в качестве дивидендов, акционеры будут в высшей степени довольны, а рыночный курс станет расти. Высокий рыночный курс предохранит фирму от возможной скупки ее акций конкурентами и от поглощения. Вместе с тем низкая норма накопления не будет давать возможности для развития производства и роста фирмы.
   Возможна  иная ситуация. Менеджеры оставляют  основную часть прибыли нераспределённой, что хорошо для производства и роста фирмы. Однако акционеры не довольны низкими дивидендами, они могут начать продавать акции, курс которых станет падать. Появится угроза поглощения фирмы конкурентами, поскольку при низком курсе акции достаточно легко поддаются скупке.
   Таким образом, распределение прибыли на две части и определение нормы удержания прибыли не простое дело и сопряжено с рядом трудностей и противоречий. При решении этой проблемы обычно придерживаются принципа "сбалансированного роста", то есть выбор темпов роста капитала фирмы и объёма ее продаж осуществляется с учетом нормы удержания прибыли и, следовательно, с оглядкой на средний уровень прибыли в целом.
   При увеличении капитала и объёма продаж фирмы средний уровень прибыли понижается.
    Чтобы выжить, фирма должна расти, наращивать объем продаж. Для этого ей следует увеличивать производственные мощности и осуществлять инвестиции. Всё это требует финансирования.
    Первый  путь можно охарактеризовать как  внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала.
    Источниками внутреннего роста фирмы служат:
1) собственные  ресурсы фирмы, в первую очередь  нераспределённая часть прибыли,  в некоторой степени - амортизационный  фонд;
2) заёмные  средства, полученные от банков  и иных кредитно-финансовых институтов;
3) средства  от дополнительных эмиссий ценных бумаг.
    Роль  и значение различных источников внутреннего роста фирмы не одинаково  и меняются в зависимости от ситуации. Таблица 2 дает преставление о значении и динамике отдельных источников внутреннего роста британских фирм в период с 1970 по 1989 г.
Динамика  источников внутреннего роста британских фирм
Таблица 2.2
Годы Собственные средства, % Заёмные средства, % Доходы от эмиссии  акций, %
1970 60,7 22,4 3,2
1975 73,5 7,1 8,8
1980 66,1 22,3 4,9
1982 62,1 26,9 4,7
1984 83,5 20,7 3,7
1986 52,5 21,6 12,5
1987 52,2 20,8 19,4
1988 45,1 41,2 7,1
1989 35,1 47,3 6,2
 
      Как видно из таблицы 2, доля внутренних ресурсов неуклонно повышалась до середины 80-х годов, когда она составила 83,5% всех источников финансирования, но затем стала резко снижаться и к концу 80-х годов равнялась лишь 35,1%. Напротив, доля заёмных средств выросла в этот период более чем вдвое и достигла 47,3%. Доходы от выпуска акций традиционно были несущественным источником внутреннего роста. В 1986-1987гг. их значение резко возросло, однако после кризиса на фондовом рынке в октябре 1987г. вновь упала до 6 % (обратим внимание, что погодовая сумма всех источников финансирования внутреннего роста не равна 100%. Это объясняется традиционно большим значением для Великобритании "заморских" источников финансирования, на которые приходятся недостающие проценты).
    Второй  путь роста фирмы связан с централизацией производства и капитала в результате слияний и поглощения. Практика показывает, что это весьма распространенный способ роста, он обеспечивает до 50% всего прироста активов фирм и около 60% всей промышленной концентрации. Динамика слияний и поглощений неравномерна: наблюдаются пики слияний и последующие периоды затишья. Последняя высокая волна слияний была во второй половине 80-х годов, что и обусловило снижение доли собственных источников роста фирмы, показанных в таблице 2. Бум слияний с 1984-1989гг. отличается от предшествовавших пиков 1967 и 1972гг. тем, что по сравнению с числом слияний сумма, связанных с ними расходов была необыкновенно высока: сливались преимущественно очень крупные фирмы.
    Формально слияние отличается от поглощения, хотя на практике не всегда бывает легко отделить одно от другого.
    Слияние означает обоюдный договор руководства  двух компаний об объединении. Обычный механизм слияния - замена акций сливающихся корпораций на новые акции единого образца. Имя совместного предприятия чаще всего включает название прежних фирм. Для осуществления, как правила не требуются специальные фонды финансирования.
    Поглощение происходит, когда одна фирма приобретает другую. При этом руководство фирмы А делает прямое предложение акционерам фирмы Б выкупить у них контрольный пакет акций. Предлагаемая цена, как правило, существенно выше рыночного курса. На операцию поглощения покупающей фирме требуется значительный специальный фонд для оплаты контрольного пакета акций. В результате поглощенная фирма и ее название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо.
    Слияние (поглощение) бывает нескольких типов. Основными являются:
    горизонтальная интеграция;
    вертикальная интеграция.
    конгломерат.
    Горизонтальная  интеграция наблюдается при объединении  фирм, выпускающих однотипную продукцию или осуществляющих одинаковую стадию некоторого технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Примером может служить объединение фирм, производящих шарикоподшипники, или компаний, выпускающих швейные машины, или поглощение супермаркетом мелких магазинчиков. Начиная с 60-х годов и по настоящее время в Великобритании, например, свыше 80% всех поглощений и слияний относятся к типу горизонтальной интеграции. Подобные объединения дают экономию за счет масштабов на уровне производства и на уровне управления.
    Вертикальная  интеграция происходит при объединении  фирм, осуществляющих разные стадии некоторого единого технологического процесса. По сути это межотраслевая концентрация и централизация производства. Примером может служить приобретение нефтедобывающей компанией предприятий нефтеперерабатывающих химических заводов, нефтепроводов и танкеров, бензозаправочных станций и т.д. Другим примером является приобретение торговой фирмой текстильных и швейных предприятий. Вертикальная интеграция позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии воспроизводства в другую, минуя рынок: расчет между подразделениями фирмы ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам. Вертикальная интеграция помогает расширить рыночные позиции и усилить контроль над рынком. Однако этот тип слияний дает лишь около 5% их общего числа. Конгломерат образуется в результате объединения фирм, чьи технологические процессы ни как не связаны. Так, например, англо-голландский концерн "Юнилевер" имеет многочисленные предприятия пищевой, бумажной, химической промышленности, в производстве моющих средств, в транспорте, в парфюмерии, изготовлении питания для животных, тропическом плантационном хозяйстве и т.д. Конгломерат образуется либо путем диверсификации производства, либо путем приобретения по "случаю" чужих фирм.
    При диверсификации слияния и поглощения преследует цель рассредоточить риск, распределив капитал по разным отраслям; освоить новые рынки, образующиеся на стыке прежних видов производства; занять даже самые мелкие ниши на рынке; максимально эффективно использовать достижения науки и техники; применяя их одновременно в разных областях (так называемое "перекрестное опыление технологии"). В результате приобретенные компании вписываются в общую структуру фирмы и образуют с ней единую схему, устойчивость которой зависит от эффективности управления. Основной организационной формой таких объединений являются концерн. Если же конгломерат образуется в спекулятивных целях, когда предприятия приобретаются и продаются лишь на том основании, что конъюнктура на фондовом рынке обеспечивает выигрыш соответственно при покупке или продаже. Такие объединения не являются устойчивыми, носят аморфный характер, легко распадаются. В 60-е годы наблюдался бум объединений конгломеративного типа, однако уже в 70-е годы многие из них показали себя "колоссами на глиняных ногах" и распались. В начале 90-х годов около 10% новых слияний и объединений можно было отнести к категории конгомеративных. Одна из важных тенденций последнего десятилетия - это тенденция деконцентрации и децентрализации. В условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, обострившейся конкуренции, принявшей и на внутренних рынках международный характер, динамично обновляющейся технологии выживание фирмы зависит от ее маневренности, гибкости, адаптивности. Добиться этого легче при децентрализации производства и управления. В связи с этим наблюдается процесс распада крупных фирм на более мелкие составляющие, каждая из которых становится независимым юридическим лицом и самостоятельно регистрирует свои акции на фондовой бирже. Характерной чертой последних лет становится выкуп отдельных структурных подразделений фирмы их менеджерами. Примером может служить объявление в 1992 году о выделении из структуры британского концерна "Империал Кемикл Индастриз" ряда подразделений в целях освоения новых рынков сбыта. Современный менеджмент делает ставку на качество и гибкость.
    Теперь  рассмотрим еще одну теорию фирмы - поведенческие теории фирмы: множественность цели.
     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.