На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состояние сельского хозяйства России в конце XIX века начале XX века. Аграрная реформа 1906 года

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Государственный  университет управления» 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

На тему:
Состояние сельского хозяйства России в  конце XIX века – начале XX века. Аграрная реформа 1906 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   
 
 

                                          
 
 

Москва 2008 г.
Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Состояние сельского хозяйства России в конце XIX века - начале XX века………………………………………………………………………………...4 

Глава 2.  Основные элементы реформы 1906 года ……………...……………..9 

      2.1. Ход реформы. Проблемы реализации………………………………..9
    2.2. Разрушение общины и предоставление крестьянам земли в частную собственность..…………………………………………….……12
    2.3. Решение проблемы малоземелья крестьянских хозяйств…………………………………………………………………....14
    2.4. Повышение общеобразовательного и культурного уровня крестьян……………………………………………………………………17
     2.5. Итоги реформы 1906 года……………………………………………18 

Заключение……………………………………………………………………….22 

Список литературы……………………………………………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Я считаю, что исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретных исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе реформы 1906 года можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Необходимо добавить, что, к сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы снова и снова повторяем ошибки прошлого, чтобы наши потомки в свою очередь и в свое время забыли о наших ошибках. Мне хочется верить, что максимально использовать опыт предыдущих поколений все-таки возможно. Поэтому я решила остановить свой выбор на данной теме.
      С аграрной реформой 1906 года тесно связано  имя Петра Аркадьевича Столыпина, который и был главным руководителем, организатором и исполнителем всех преобразований в области сельского хозяйства и землепользования.
     В данной работе я рассмотрю основные задачи и элементы аграрной реформы 1906 года П. А. Столыпина и состояние сельского хозяйства с конца XIX века до начала XX века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Состояние сельского хозяйства России в конце XIX века - начале XX века. 

      В 1891 году обширную территорию России охватил  неурожай. Вслед за ним в деревню  пришел голод. Русская общественность организовала сбор средств в помощь голодающим. Активное участие в этой работе принимал Л.Н.Толстой.
      После неурожая крестьяне Нечерноземья стали  перестраивать свое хозяйство. Расширились  посевы льна. В Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской и Московской губерниях начинали отказываться от устаревшей трехпольной системы земледелия и с помощью земских агрономов переходить к многопольным севооборотам с высевом кормовых трав (клевера, вики, люцерны).
      В Черноземной полосе складывалась тяжелая  обстановка. В деревне накапливались  недовольство, безысходность, отчаяние. Но при этом сохранялось внешнее спокойствие. И правительство не догадывалось, какой силы социальный взрыв там назревает.
      Но  при всех очевидных успехах хозяйственного развития Россия все еще оставалась по преимуществу аграрной страной, где  подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве, а главными статьями экспорта являлись предметы земледелия и животноводства.
     Поразительная отсталость техники, заброшенное состояние  земледелия, придавленность и забитость  крестьянской массы, бесконечно разнообразные формы крепостнической эксплуатации. Малоземелье, чересполосица, высокая арендная плата, система отработок - все это подрывало крестьянское хозяйство, обуславливало низкую производительность труда и частые неурожаи.
     1900 и 1901 годы выдались неурожайными, но мировые цены на зерно из-за кризиса резко упали. Казалось, наступило всеобщее разорение. Витте обвинили в развале сельского хозяйства и промышленности и отстранили от дел. Нищие крестьяне, видевшие причину своих бедствий в нехватке земли, начали силой захватывать помещичьи угодья: в 1902 году по всей России прокатилась мощная волна крестьянских бунтов. В городах усиливалось забастовочное движение, причем с началом экономического подъема в 1903 году оно стало еще мощнее — рабочие увидели, что трудности позади и они могут требовать большего. Повсеместно начались студенческие волнения, особенно усилившиеся после того, как с 1899 года за участие в беспорядках студентов стали отправлять в солдаты (мера эта возмутила и многих офицеров, оскорбленных тем, что армию низводят до положения арестантских рот). В Польше, Закавказье, Крыму и Финляндии большим влиянием пользовались националистические организации, многие из которых выступали и за социалистические преобразования.
       Аграрный вопрос стал центральным вопросом первой русской революции. 1905 год знаменуется непрерывным ростом крестьянского движения. В итоге в 1905 г. крестьянским движением было охвачено больше половины уездов Европейской России. В 1906 г. волнение крестьян охватили еще большее число уездов. И лишь в 1907 г. крестьянское движение пошло на спад. Всего за три года революции крестьянскими выступлениями было охвачено более 4/5 всех уездов России.
      Понимая неизбежность насильственной ломки  аграрных порядков после поражения революции 1905 - 1907 годов, царское правительство попытается провести эту ломку таким образом, чтобы не затронуть господства крупного землевладения, создать условия для развития сельского хозяйства по капиталистическому пути. Не меняя своей классовой сути, царское правительство стало на путь лавирования, стремясь приспособить власть помещиков в стране к условиям бурного роста капиталистической экономики.
      Препятствием  на пути капиталистического развития России было и общественное землевладение, крестьянская община, которая после отмены крепостного права была сохранена как орудие для выколачивания налогов и обеспечения власти над крестьянами. Община задерживала процесс дифференциации крестьянства, мешала кулакам скупать землю односельчан, привязывала бедняков к их клочкам земли.
      Чтобы приобрести себе верного союзника в  лице кулаков и приоткрыть путь для  дальнейшего капиталистического развития сельского хозяйства, правительство  после революции 1905 г. взяло курс на разрушение общины. Не связанный с общиной кулак мог беспрепятственно богатеть, скупать у разорившейся бедноты землю, заводить крупное хозяйство с применением машин и наемного труда.
     Именно  Столыпин, понимая, что на штыках власть долго не удержится, попытался вернуть доверие к ней крестьянства — самой многочисленной части русского народа. Если бы крестьянские выступления пошли на спад, это стабилизировало бы обстановку в городах, поскольку подавляющее число рабочих еще вчера были крестьянами. Новый премьер-министр не обольщался относительно крестьян. Он не сомневался, что пока они лишены земли мира в обществе не будет. А значит, надо дать крестьянину землю.
      Принципы  аграрной реформы начали разрабатываться  еще до I Русской революции и сводились к уничтожению крестьянской общины и созданию единоличных крестьянских хозяйств.
      Сельское  хозяйство страны в начале XX в. втягивалось в кризис, а спрос на хлеб из России все возрастал за границей. В стране не хватало общинной земли, правительство запрещало передачу казенных земель деревенским беднякам, так как у них часто не было не только лошади, но и необходимого инвентаря для обработки помещичьи хозяйства, не приспособленные к рынку, продолжали разоряться. Внутренний рынок испытывал недостаток не только хлеба, но и продукции технических культур, что могло отрицательно сказаться на развивающейся мукомольной, сахарной, текстильной отраслях промышленности.
      Учитывая  сложившуюся обстановку и многочисленные предложения по крестьянскому вопросу, в том числе от С. Ю. Витте в 1902 г. и П. А. Столыпина в 1904—1906 гг., царь Николай II в начале октября 1906 г. подписал указ "Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий". Исходя из этого указа крестьянам: 1) разрешалось без согласия общины получать паспорта, а значит, уходить на работу в город на предприятия промышленности и транспорта; 2) отменялись прежде существовавшие ограничения в приеме их и детей на работу и в учебные заведения; 3) разрешалось свободное избрание профессии и места жительства; 4) не разрешалось штрафовать и арестовывать крестьян без постановления волостного суда.
      П. А. Столыпин в развитие этих важных решений предложил принять указ о волостном земстве, т. е. о создании бессословного местного самоуправления, в завершение земской реформы 1864 г., но Государственная Дума не поддержала этот проект. Тем самым крестьянам отказали в праве самим управлять местными делами — финансовыми, народным образованием, строительством дорог и т. п.
    I Русская революция выдвинула крестьянский вопрос на 1-ый план, побудив правительство Столыпина заняться его разрешением.
    Столыпин не являлся ни автором основных концепций реформы, ни разработчиком. Хотя у него были и свои собственные идеи. Еще в период губернаторства в Саратове он разработал свой проект аграрной реформы.
        Реформа должна была решить две задачи - политическую (создать массовую опору самодержавия в деревне) и социально-экономическую (повысить производительность сельского хозяйства).
       Еще, будучи саратовским губернатором П.А. Столыпин видел пагубность существования общины. Задача земельного обустройства крестьян занимала и Николая II. Еще в 1905 г. он отдал распоряжение кабинету С.Ю. Витте срочно готовить проект реформ в этой сфере. Однако события того бурного времени не позволили Витте сделать что либо и ношу трудоемкого реформирования крестьянского землеустройства принял на себя кабинет П.А. Столыпина и особенно его глава. Надлежало решить две тесно взаимосвязанные организационно-правовые и экономические проблемы. Во-первых, снять все необоснованные и архаичные юридические ограничения прав крестьянства и, во-вторых, создать условия для развития частного мелкого аграрного хозяйства (не затрагивая при этом интересов помещиков).
      Витте, будучи главой правительства в начале века, скептически относился к подобным проектам, говоря:
        «Сомневаюсь в том, чтобы нашелся человек, который решился бы произвести необходимый для экономического подъема переход от общинного владения к подворному».1 

     Из  этого высказывания можно сделать  вывод, что Витте сомневался в возможности разрушения общины в тот период времени. Он не верил в то, что нашелся бы человек, который смог бы осуществить все необходимые меры для перехода от общинного к частному владению, т.е. предоставление крестьянам земли в частную собственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основные задачи реформы 1906 года.
2.1. Ход реформы. Проблемы реализации.
     Реформа 1906 года базировалась на принципе неприкосновенности частной собственности на землю, которая не могла ни в какой форме насильственно отчуждаться. Первая проблема была решена 5 октября 1906 г. указом об отмене всех сохранившихся ограничений для крестьянского сословия: оно было уравнено в правах со всеми гражданами в отношении государственной и военной службы, обучения в учебных заведениях. Вторая проблема была гораздо сложнее и ее решение потребовало длительной подготовки. Еще в Саратове Столыпин предлагал создавать крепкие крестьянские хозяйства на землях, выкупленных у помещиков при поддержке Крестьянского банка. Процветание этих хозяйств должно было стать примером для окружающих крестьян, которые, как надеялся Столыпин, постепенно отказались бы от общинного землевладения. Об ускоренной ломке общины в те времена Столыпин не помышлял. Когда он возглавил Министерство внутренних дел, оказалось, что там на эту проблему смотрят несколько иначе. Власти уже не стремились сохранить общину, так как не считали ее оплотом порядка.
     В течение ряда лет группа под руководством товарища министра внутренних дел В.И. Гурко (сын героя русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.) разрабатывала проект, который, с некоторыми доработками, лег потом в основу реформ, проведенных Столыпиным. Проект Гурко предполагал создание хуторов и отрубов на надельных (крестьянских) землях, а не на банковских. Предполагалась им и ускоренная ломка общины. Для снижения остроты проблемы малоземелья Столыпин пошел в августе 1906 г. на передачу Крестьянскому банку части государственных и удельных земель для продажи крестьянам. Этим и рядом других указов августа - октября 1906 г. был создан земельный фонд для продажи крестьянам и переселения из зон аграрного перенаселения (главным образом, центральной части Европейской России) на Восток. Гурко решительно возражал против этого мероприятия, опасаясь, что оно оживит надежды крестьян на получение в будущем и помещичьих земель. Этого же опасались и помещики, обвинявшие Столыпина в подстрекании крестьян именно к такому решению земельного вопроса. В действительности Столыпин никогда не допускал и мысли о ликвидации помещичьего землевладения. Он считал, что это и не нужно, ибо частичное отчуждение помещичьих земель уже стихийно шло, т.к. многие помещики, напуганные революцией, продают имения.
     Главной в аграрной реформе стала реализация проекта Гурко (сам он, правда, вскоре ушел в отставку), который лег  в основу указа 9 ноября 1906 г. Законом он стал только 14 июня 1910 г. после утверждения его Думой и императором. Дело в том, что основная часть крестьян, прежде всего середняки, неохотно выходила из общины. Выходили же либо наиболее зажиточные (они, как правило, сделали это как только представилась возможность) либо низы общины - вдовы, одинокие старики, спившиеся и окончательно разорившиеся домохозяева, многим из них при очередном переделе грозила полная или частичная утрата надела. Укреплялись и городские жители, вспомнившие, что в родной деревне у них есть заброшенный надел, который теперь можно продать, а также те, кто переселялся в Сибирь. Началась массовая фабрикация хуторов и отрубов. В общем потоке "землеустраивалась" и беднота с ее крошечными наделами. Около половины хуторов и отрубов, созданных на втором этапе реформы, было нежизнеспособно. Действия землеустроителей нередко наталкивались на сопротивление крестьян. Мужики сопротивлялись переходу на хутора и отруба не столько по темноте и невежеству, как считали власти, а исходя из здравых соображений. Крестьянское земледелие очень зависело от капризов погоды. Получив надел в одном отрубе, крестьянин оказывался во власти стихии. Он разорялся в первый же засушливый год, если его отруб был на высоком месте. Следующий год был дождливым, и очередь разоряться приходила соседу, оказавшемуся в низине. Только большой отруб, расположенный в разных уровнях, мог гарантировать ежегодный средний урожай. Несмотря на все старания правительства, хутора приживались только в белорусских, литовских и северо-западные российских губерниях (Псковской, Смоленской).
     Еще одно уязвимое место аграрной реформы  заключалось в недостаточном  ее финансировании. Огромные государственные  средства поглощала гонка вооружений, а на поддержание хуторов и  отрубов денег выделялось слишком мало.
     В рамках реформы небывалого размаха  достигло переселенческое движение. После окончания революции, когда  выяснилось, что прирезки помещичьей земли не будет, взоры российских крестьян устремились в Сибирь. Несмотря на спешное развертывание переселенческого дела, правительство едва справлялось с резко возросшим наплывом мигрантов. Ознакомившись на месте с постановкой переселенческого дела, Столыпин пришел к выводу, что оно страдает от чрезмерной бюрократизации. По инициативе Столыпина был начат пересмотр законодательства о переселениях. Возникла у него и идея приватизации сибирских земель (доселе земля находилась во владении государства или казачьих войск). До начала мировой войны правительство не успело перестроить свою переселенческую политику. Численность переселяющихся по-прежнему снижалась, а возвратившихся росла.
     В целом можно сказать, что аграрным реформам Столыпина не хватило времени. Примерно за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось освободиться от общины. Случаи полного роспуска общины были крайне редкими (всего 130 тыс.). Не хватило времени и для проведения в намеченный десятилетний срок и школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 г. (предполагалось вести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет). Иными словами, для реализации плана всеобщего начального обучения детей такими темпами, как в 1908-1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет. 

    2.2. Разрушение общины и предоставление крестьянам земли в частную собственность.
      Огромную роль в развитии аграрного сектора национальной экономики сыграли Столыпинские реформы, которые затрагивали только крестьян. Помещичьи земли оставались не тронутыми. Основная цель реформы: обеспечить подъём сельского хозяйства. Столыпин считал, что община мешает повышению объемов и эффективности производства, и поэтому первым делом он решил разрушить общину.
    Указ  от 9 ноября 1906 года предоставил крестьянам право на «укрепление», т.е. выход из общины и закрепление в собственность своего чересполосного надела.
    В период революции желающих укрепиться было мало, т.к. пронесся слух, что вышедшие из общины не будут принимать участие  в разделе помещичьих земель.
    Эти слухи подогревались и деятельностью I и II Государственных Дум, в которых левые партии выдвигали проекты от частичного отчуждения помещичьих земель до полной ее национализации и уравнительного передела между всеми желающими.
    В своем выступлении перед депутатами II Государственной Думы 10 мая 1907 г. Столыпин резко раскритиковал подобные предложения.
    Принудительное  отчуждение, по его мнению, не решит  проблем крестьян, т.к. нарушает принцип  частной собственности, а крестьянин сам стремится к этой собственности.
    Если тогда было бы допущено принудительное отчуждение у помещиков, то, когда народонаселение увеличилось и земли многим опять стало не хватать, это привело бы к отчуждению у самих крестьян.
    Столыпин  был согласен на отчуждение, как  исключения в тех случаях, когда  помещичьи земли вклинились между  крестьянскими или закрывают  путь на пастбища, водопой и т.п.
    В национализации и уравнительном  переделе земли он видел угрозу падения  сельского хозяйства, заявляя, что:
        «…приравнять всех можно только к низшему уровню.
    Нельзя  человека ленивого приравнять к трудолюбивому., нельзя человека тупоумного приравнять к трудоспособному.
      Вследствие  этого культурный уровень понизится».2
    Столыпин  заявлял, что помогать нужно не всем поголовно, а деловым и хозяйственным  крестьянам.
    Формирование  «отрубов» и «хуторов»
    24 мая 1911 года был принят закон «О землеустройстве» .

Этот  закон предусматривал объединение по просьбе домохозяина его чересполосного надела в «отруб» (объединение пахотных земель) или «хутор» (объединение пахотных земель и «усадьбы» – земля с домом и хозяйственными постройками).

    Для проведения этой реформы на местах создавались «землеустроительные комиссии», которые и должны были по своему усмотрению объединять общинные земли.
Однако  на практике реформа столкнулась  с множеством препятствий.  Основные из них:
      Во-первых – основная масса крестьян сопротивлялась реформе, т.к. община не только защищала их от голода, но и быстрее единоличника переходила к многополью и использованию с/хоз. машин.
      Дело  дошло до того, что правительство  стало открыто запрещать общинам  внедрение передовых систем земледелия, чтобы они не оставались привлекательными для крестьян.
      Отношения между общинниками и хуторянами так же были крайне враждебными –  общинники поджигали дома хуторян, уничтожали их посевы и калечили скот.
    Во-вторых – чиновники, не желавшие каждый раз мучиться с переделами общинной земли для объединения каждого желающего, насильственно разбивали целые общины на хутора и отруба, добиваясь на это согласия общины с помощью грубого давления.
      В итоге вместо крепких хозяйств чиновники  фабриковали массу мелких и слабых.
      В-третьих – домохозяева не получили необходимой финансовой помощи со стороны государства, все средства тратившего на гонку вооружений.
 
2.3. Решение проблемы малоземелья крестьянских хозяйств.
    Столыпин  планировал покупать через Крестьянский банк помещичьи земли и на льготных условиях продавать их крестьянам, формируя слой крестьян-единоличников.
    Подобные  хозяйства должны были стать для  крестьян примером и стимулом для  выхода из общины, что привело бы к ее постепенному уничтожению.
    Однако  революция показала, что крестьянская община перестала быть оплотом порядка в деревне и стала организующим началом в крестьянском движении, что привело к планам форсированного уничтожения общины.
    Проект  министерской группы во главе с зам. министра внутренних дел В.И.Гурко предусматривал создание крепких единоличных крестьянских хозяйств не на банковских, а на общинных землях.
    Крестьянам  планировалось предоставить право  на выход из общины и закрепление  в собственность своего чересполосного надела, который община не могла ни передвинуть, ни уменьшить.
    Столыпин  пришел в Министерство внутренних дел  в годы революции, когда прежде всего  необходимо было погасить волнения в  деревне.
    В конце августа 1906 г. Крестьянскому банку были переданы часть государственных и удельных земель для продажи крестьянам, что привело к началу формирования на этих землях крепких фермерских хозяйств.
    Однако  основным в аграрной реформе Столыпина  стал не Крестьянский банк, а проект Гурко, чьи идеи он усвоил и воплощал как свои собственные.
    Крестьянский банк позволил не любому, а именно крепкому крестьянину прикупить земли, и был издан Указ 9 ноября, стимулирующий наиболее активных и предприимчивых крестьян выходить из общины.
    I и II Думы за свою радикальность в аграрном вопросе были разогнаны, и по окончании революции крестьяне, добившись отмены временнообязанного положения, вернулись к мирной жизни.
    Поток укрепляющихся крестьян постоянно  возрастал, достигнув размеров более 0,5 млн. укрепляющихся в год.
    Но  к 1910 году этот поток стал иссякать, т.к. зажиточные крестьяне не торопились выходить из общины, где они и так имели главенствующее положение.
    В основном торопились укрепиться те крестьяне, которым при новом «черном  переделе» грозила частичная  или полная утрата земли (вдовы, одинокие, спившиеся или разорившиеся хозяева).
    Большой процент укреплялся только с целью  затем продать свои наделы, чаще всего своим же общинам или  соседним крестьянам (переселяющиеся в Сибирь, переехавшие и давно  работающие в городе крестьяне).
    Еще одной стороной аграрной политики Столыпина была переселенческая политика, которая должна была решить проблемы недостатка земли в центральных районах и освоения Сибири, Поволжья, Дальнего Востока и Казахстана, а так же ряд других проблем технического обеспечения: прокладка дорог, строительство особых вагонов и т.д.
    Переселенцам  предоставлялись различные льготы: прощались долги, устанавливались низкие цены на ж/д билеты, освобождение от налогов на 5 лет и давались беспроцентные ссуды. Денежная ссуда для переселенцев в среднем составляла 165 рублей, а в пограничных с Китаем областях, в Приамурье достигала 400 рублей, из них 50% предоставлялось безвозмездно.
     Переселение "избыточного" населения из Европейской  части страны по замыслу реформатора  перемещало наиболее ожесточенную малоземельем часть населения на окраины России, подальше от помещичьих имений. Этим снималась социальная напряженность в стране. В итоге более 3 млн крестьян получили 31 млн десятин земли в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Казахстане. Кроме беспроцентных ссуд переселенцам предоставлялись такие льготы: им погашались все недоимки по неуплате налогов в прошлые годы; выдавались недорогие железнодорожные билеты; на пять лет их освобождали от налогов во время проживания уже на новом месте; мужчин освобождали от воинской повинности; в пути следования оказывали продовольственную и медицинскую помощь. Переселенцы полу-в собственность по 15 десятин на главу семьи и Десятин на остальных ее членов.
     С помощью государства было проложено  в новых рай-13 тысяч верст дорог, вырыто 13 тысяч колодцев. На эти цели ежегодно возрастали расходы. Было организовано несколько сотен медпунктов.
       Но все же перебраться туда  решался не всякий. Еще сложнее  было обустроиться на новом месте. С 1907 по 1914 год в Сибирь выехали 3,5 миллиона человек, и около 1 миллиона вернулись обратно. Большинство из них предпочитали селиться в уже обжитых местах не в последнюю очередь потому, что в неосвоенных собрать хороший урожай без специальных знаний было просто невозможно. В результате в Сибири оставались лишь самые самостоятельные, самые работящие и самые грамотные из числа добровольных переселенцев. И хотя к 1917 году в Сибири было уже 14,5 млн. жителей (в 1897 году — 8,2 млн.), значительную их часть по-прежнему составляли солдаты, ссыльные и каторжники.
     Процесс переселения был организован  плохо. Несмотря на то, что правительство  предоставляло ссуды крестьянам на переселение, средств этих явно не хватало. Значительная часть крестьян вместо того, чтобы укрепиться на новом месте и стать самостоятельными хозяевами, попадала в кабалу к местным кулакам. Во многих местах еще отсутствовали дороги местного значения; недостаточной была финансовая поддержка. Жители южных районов, в том числе Украины, не смогли приспособиться к суровым сибирским морозам. Сказывалась и ностальгия по родным местам, оторванность от родственников и дорогих могил. Поэтому более 500 тыс. из 3,4 млн человек вернулись в Центральную Россию, усилив социальную напряженность.
     Положительные результаты переселенческой политики:
1. рост народонаселения Сибири;
2. освоение более 30 млн десятин прежде пустующей земли;
3. появление тысяч новых поселений;
4. создание новых крепких единоличных хозяйств.  

2.4. Повышение общеобразовательного и культурного уровня крестьян.
     П. А. Столыпин провел закон о переходе к всеобщему начальному образованию
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.