На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ответственность за экологические правонарушения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение
1. Основные виды экологических правонарушений
2. Виды ответственности  за экологические правонарушения
3. Экологи об административно-экологических правонарушениях
Заключение
Список использованной литературы 

 

Введение
     Экологические преступления - в уголовном праве РФ - преступления, посягающие на здоровую окружающую среду и ее отдельные элементы. .  [www.glossary.ru] 
     Проблема понятия экологического правонарушения, а также характерных черт и специфических особенностей его нормативной конструкции - состава (как и проблема понимания сущности экологического правонарушения в целом) - имеет в настоящее время несомненную социальную и правовую значимость. Ее социальная сторона обусловлена состоянием окружающей природной среды во многих регионах России, которое вызывает большую тревогу.
     Как подчеркивалось на проходившем в  мае 1996 года в Москве Всероссийском  совещании по борьбе с экологическими правонарушениями, условия в местах жительства практически половины населения  страны не соответствуют экологическим критериям: в течение нескольких последних лет среднегодовые уровни загрязнения объектов природной среды превышали нормативы предельно допустимых концентраций в них вредных веществ.
     Произошло существенное повышение степени  социальной вредности посягательств на общественные экологические отношения. Усложнился характер причиняемого им вреда - его объективное проявление стало более многогранным. В некоторых случаях фактическое наступление материальных последствий экологически негативного поведения может иметь место по прошествии достаточно длительного периода времени и на совершенно иной территории, что свидетельствует об их межрегиональной или даже трансграничной природе. Плюс к этому, экологический вред способен оказать отрицательное воздействие на такие охраняемые законом личные и социальные блага, ценности, как жизнь и здоровье людей, имущество физических и юридических лиц.
1. Виды экологических  правонарушений
     В уголовном праве РФ преступления, посягающие на здоровую окружающую среду  и ее отдельные элементы (объекты). Новый УК РФ впервые выделил Э.п. в отдельную главу (ст. 246-262).
     К Экологическим преступлениям относятся:
      - нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ,
      - нарушение  правил обращения экологически опасных веществ и отходов,
      - нарушение  правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
      - нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
      - загрязнение вод;
      - загрязнение атмосферы;
      - загрязнение морской среды;
      - нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
      - порча земли;
      - нарушение правил охраны и использования недр;
      - незаконная добыча водных животных и растений;
      - нарушение правил охраны рыбных запасов;
      - незаконная охота;
      - уничтожение критических мест обитания организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
      - незаконная порубка деревьев и кустарников;
      - уничтожение или повреждение лесов;
      - нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. [3]
     Законодательное определение понятия экологического правонарушения впервые в отечественной  законодательной практике было давно  в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.: «За экологические правонарушения, т. е. виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную; а предприятия, учреждения и организации - административную и гражданско-правовую ответственность».
     Федеральный закон «Об охране окружающей среды» исключил это определение, оставив лишь отсылочную (ст. 75) норму.
     С учетом ст. 81 и 85 цитированного Закона 1991 г. в доктрине было выработано более  точное понятие экологического, правонарушений (М. М. Бринчук). Это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право дееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Предложено и определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда в сфере, экологии (Э.Н. Жевлаков).
     Таким образом, в приведенных выше законодательном и доктринальных определениях, несмотря на имеющиеся между ними, расхождения, выделяются следующие признаки данного вида правонарушений:
     1) противоправность (общая и специальная), т. е., наличие запрета поведения,  установленного нормой экологического или иного закона;
     2) виновность (хотя российское и  международное законодательство  устанавливает и безвиновную  ответственность за причинение  вреда источником повышенной  опасности);
     3) наказуемость, то есть наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц) уполномоченных от имени государства на их применение;
     4) экологичность, что проявляется  в характеристиках объекта посягательства (окружающая среда и иные с  ней связанные элементы и объекты), причиняемого вреда; 
     5) субъектность как указание на статус, качества либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;
     6) общественная опасность, отражаемая, прежде всего указанием на  объект и объективную сторону  посягательства (последствия);
     7) наконец; в имеющихся определениях указывается и тип составов правонарушений (материальных, формальных, проставления в опасность).  
Экологические правонарушения являются разновидностью противоправного поведения.
     Их  можно классифицировать на несколько, видов по различным критериям:
     а) по виду юридической ответственности - экологические преступления; административные и дисциплинарные экологические  проступки гражданско-правовые нарушения;
     б) по объекту посягательства - на земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. д.;
     в) по субъекту - на совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;
     г) по объективной стороне деяния - на противоправное уничтожение и  повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушения правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений и т. п.;
     д) по субъективной стороне - на совершенные виновно, т. е. умышленно и по неосторожности, без вины;
     е) по источнику права, содержащему  правило поведения и санкцию  за его нарушение, - на предусмотренные  только экологическим законодательством, только иным (например, уголовным) законом, тем и другим;
     ж) по принадлежности субъекта, управомоченного  на реализацию мер юридической ответственности, - на наказуемые судебными и административными  органами (должностными лицами) РФ и  международными судебными и административными  органами;
     В научных исследованиях используют и другие основания классификации, выделяются более дробные виды экологических правонарушений.
     В российском законодательстве сформулировано большое количество составов экологических  правонарушений: материальные, формальные и. оставления в опасность общие и специальные; основные и дополнительные.
     Наличие признаков состава экологического правонарушения в деянии лица является основанием ответственности наряду с виной и содержащей запрет правовой нормой. Особенностью законодательного формулирования составов экологических правонарушений является бланкетность их диспозиций. Поэтому лицами, применяющим нормы об ответственности, следует обращаться к специальным экологическим законодательным и иными нормативным правовым актам. При правоприменении следует также уделять внимание установлению и определению размеров причиненного вреда (ущерба упущенной выгоды) для материальных составов экологических правонарушений.
     Объектом  экологических правонарушений являются охраняемые законом правовые блага, (общественные отношения), в том числе окружающая среда в целом или отдельные ее свойства, качества; средообразующих элементы, т. е. компоненты – земля, недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, биоразнообразие и т. д., экологическая безопасность населения и территорий; экологический правопорядок; жизнь, здоровье и имущество людей.
     Объективная сторона представляет собой деяние (действие или бездействие), состоящее  в нарушении предписаний установленных  законодательными и иными нормативными актами в области охраны окружающей среды. Для материальных составов обязательно наличие последствий и причинной связи, между деянием и наступившими последствиями. В составах проставления в опасность таковыми считается создание угрозы охраняемым благам. В литературе используется для этого также оборот «повышение уровня или возникновение экологического риска». Часто обязательными, т. е. указанными в тексте нормы, признаками объективной стороны являются место и время совершения экологического правонарушения (территория заповедника, запретный для охоты период), способы и средства (запрещенные орудия лова). Если эти признаки факультативны, т. е. не указаны в тексте нормы, они могут учитываться при определении размеров наказания.
     Субъектами  экологического правонарушения являются физические, в том числе должностные, лица и лица, исполняющие административно хозяйственные и организационно-распорядительные, функции в коммерческих организациях, а также юридические лица (организации, учреждения и иные).
     Многие  экологические правонарушения могут быть совершены только специальным субъектом, т.е. лицом, наделенным по закону, распоряжению или специальному уполномочиванию правами и обязанностями в сфере осуществления функций, задач, видов деятельности (например, капитан судна, начальник лаборатории).
     По  законодательству РФ юридические лица несут административную или гражданско-правовую ответственность. В ряде стран они  могут быть привлечены и к уголовной  ответственности за экологические  преступления (например, во Франции).
     Субъективная сторона - вина в форме умысла (прямого или косвенного) либо неосторожности. В ряде случае обязательными признаками являются также мотив и цель.
     Уровень правонарушаемости в стране очень  высок каждый год выявляются, сотни  тысяч случаев загрязнения окружающей среды, нарушения законодательства об охране животного мира и т. п. Так, ежегодно на территории России происходит от 10 до 34 тысяч лесных пожаров - почти всегда по вине человека, наносимый ими ущерб только лесному хозяйству составляет за год 1 млрд. руб. (в 1999 г. было зарегистрировано 36629 лесных пожаров, а ущерб от них составил 1664,3 млн. руб., в 2000 г. (по лесам МПР России) более 18 тыс. лесных пожаров, ущерб от которых превысил 3387 млн. руб.).
     В ходе проверок выявляется 10-12 тыс. нарушений водного законодательства в год, причем пятая часть их - незаконный сброс сточных вод в водные объекты. В стране каждый год фиксируется около 400 тыс. нарушений правил рыболовства, 70 тыс. - правил охраны животного мира, более 40 тыс. - правил охраны недр и т. д. Только органами прокуратуры в 2000 г. было выявлено 56,4 тысячи, в 1990 т. - 40 909 экологических правонарушений, в 1998 г. - 32009. Их прирост, соответственно, составил 37,9%,27,8%, а в 1998 г. по отношению к 1997 г. -70%.
     При этом экологические правонарушения характеризуются высокой латентностью. По мнению специалистов, выявляется незначительная их доля, а в реальности многие из приведенных выше цифр надо увеличивать в несколько раз. Уровень привлечения к юридической ответственности виновных лиц в целом невысок. [7]
 

2. Виды ответственности  за экологические  правонарушения
 
 
     За  экологические преступления и правонарушения существуют следующие виды ответственности:
      Уголовная ответственность за экологические правонарушения
      Административная ответственность за экологические правонарушения
      Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный экологическими правонарушениями
      Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
      Материальная ответственность за экологические правонарушения
     Возникновение, развитие института ответственности  по экологическому праву первоначально  происходило в рамках традиционной правовой системы советского государства.
     Настоящий период характеризуется коренной ломкой социально-экономических отношений  и реформой правовой системы Российской Федерации. При выборе средств государственно-правового воздействия за совершение экологических правонарушений встали две проблемы:
     1) максимального использования потенциала  ранее созданных правовых институтов  в смысле приспособления их к требованиям охраны окружающей природной среды (ООПС) в условиях рыночных отношений;
     2) разработки новых норм различных  отраслей права об ООПС, включая  развитие нетрадиционных институтов  ответственности.
     В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды ». Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.
     Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР субъекты федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, правил по карантину животных; ветеринарных правил.
     В соответствии со ст. 71, 72 Конституции  РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к  ведению Российской Федерации.
     Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной  среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
     Эти обстоятельства следует принимать  во внимание при решении вопросов юридической ответственности за экологические правонарушения.
     Юридическая ответственность — один из видов  социальной ответственности. Каждому  из ее видов, применяемых в сфере  ООПС, присущи индивидуальные черты. Вместе с тем все виды являются частью общего понятия.
     Юридической ответственности в научной литературе уделено много внимания. Вследствие этого определилось известное единство взглядов по ряду основных теоретических  вопросов. Наряду с этим не существует единой позиции относительно ее определения, содержания, деления на виды. Так, высказывается мнение о наличии «позитивной» ответственности, под которой следует понимать обязанность совершать действия, соответствующие «объективным требованиям данной ситуации и объективно обусловленным идеалам времени»[1] .
     Данное  определение размывает и без  того недостаточно устоявшееся понятие  юридической ответственности, вызывает смешение терминов, путаницу и дополнительные трудности в уяснении их содержания.
     В литературе также выделяется ответственность, наступающая за уже совершенное  деяние, «ретроспективная ответственность». Ответственность, в перспективном  смысле, рассматривается как обязанность соблюдать существующие нормы права.
     Рядом ученых отождествляется ответственность  и наказание. Вряд ли можно согласиться  с таким мнением. Это хотя и  взаимосвязанные, но не тождественные  понятия. Ответственность предшествует наказанию, но наказание за совершенное правонарушение наступает не всегда. Возможно привлечение к ответственности, но освобождение от наказания, что прямо предусмотрено, в частности, в нормах уголовного и административного законодательства.
     Ряд авторов считает, что юридическая ответственность состоит из двух аспектов: норм материального и процессуального права[2] . Однако процессуальное право лишь регулирует порядок и условия возложения, применения ответственности, а не порождает ее. Нормы материального права закрепляют ответственность, но не являются ею.
     Более правильной представляется позиция, согласно которой юридическая ответственность  представляет собой основанную на нормах права обязанность лица, совершившего правонарушение, подвергнуться осуждению, порицанию за содеянное и претерпеть возможные меры наказания. Иными словами — эта обязанность рассматривается в рамках правоотношения, возникающего между правонарушителем, с одной стороны, и государством в лице правоохранительных органов, администрацией предприятия, учреждения, организации и иными субъектами, с другой стороны.
     Юридическим фактом, порождающим правоотношения, является совершение правонарушения.
     Содержанием данного правоотношения являются взаимно  корреспондирующие права и обязанности  субъектов.
     В связи с отсутствием единого  определения юридической ответственности  нет и единого определения  ответственности за экологические  правонарушения. Отмечается, что она выражается в лишениях имущественного, организационного или личного характера[3] .
     Другие  ученые полагают, что это — «система принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства в области природопользования и ООПС, в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения такого рода правонарушений и восстановления нарушенных прав»[4] .
     Некоторые авторы считают, что эта ответственность  «предусматривает возложение обязанности  претерпевать неблагоприятные последствия  экологического правонарушения[5] .
     Петров  В. В. выделяет экологическую ответственность  в перспективном и ретроспективном  плане[6] .
     Что касается классификации ответственности, то наибольшее распространение получило деление на виды по ее отраслевой принадлежности: уголовная, административная, гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная.
     Значит  ли это, что каждой отрасли права  корреспондирует «своя» ответственность? Данный вопрос имеет большое практическое значение, учитывая, что некоторые  авторы уже признают в качестве самостоятельного вида водно-правовую, земельно-правовую, природоохранительную (эколого-правовую) ответственность[7] .
     Представляется, что правы те авторы, которые считают  выделение природоохранительной ответственности в значительной степени условностью, поскольку она представляет собой не что иное, как комплекс наиболее широко применяемых в сфере ООПС указанных выше видов юридической ответственности[8] . К указанным четырем видам ответственности приспособлен и механизм особой деятельности государства по обнаружению, разбирательству и разрешению дел о противоправных деяниях. Постановка же вопроса о признании новых виде» ответственности должна влечь и постановку вопроса о создании принципиально нового механизма их реализации. Вместе с тем ничто не препятствует выделению новых видов ответственности в плане теоретической разработки проблемы.
     Основываясь на известных в законодательной  практике критериях, все виды ответственности  в области ООПС по основаниям возникновения  можно разделить на объективную  и субъективную.
     К объективной относится гражданско-правовая ответственность, возникающая по факту причинения вреда при использовании источника повышенной опасности независимо от вины его владельца. Здесь факт причинения вреда деянием — объективное основание ответственности, а норма закона, ее предусматривающая — формальное основание.
     Субъективной  будет ответственность, возникающая  только при наличии у субъекта правонарушения вины как обязательного  признака состава правонарушения. С  этих позиций вину можно считать  субъективным основанием ответственности.
     По  способам воздействия выделяют ответственность: компенсационную, направленную на возмещение вреда, и репрессивную, реализующуюся в применении наказания.
     К компенсационной относится, в частности, обязанность возместить причиненный  вред, предусмотренная нормами гражданского и административного права.
     К репрессивным видам относится, в  частности, административная, уголовная, дисциплинарная ответственность.
     По  сфере применения в литературе разделяются  хозяйственно-правовая, государственно-правовая и другие виды ответственности.
     Особенности новых хозяйственных отношений  позволили экономистам и юристам  выделить по тем же признакам так  называемую экономическую ответственность, затрагивающую и отношения в  сфере экологии. Она наступает  за причинение вреда при правомерных  действиях, когда нет оснований для возложения юридической ответственности.
     Мерами  такой ответственности являются, например, обязательные платежи за выбросы загрязняющих веществ в  окружающую среду и за пользование  природными ресурсами, компенсация  потерь в природной среде.
     При наличии правового регулирования  хозяйственных отношений экономическая  ответственность выступает в  юридической форме материальной (имущественной) ответственности, в  форме претерпевания экономических  санкций, применяемых по инициативе других субъектов права.
     Вопрос  о существовании экономической  ответственности во многом остается спорным. Исследователи правильно  отмечали, что такая ответственность  может рассматриваться в качестве самостоятельного явления лишь как  обязанность совершить определенные действия. Экономической же ответственности за уже совершенное нарушение как таковой не существует. В подобных случаях она всегда выступает в форме юридической ответственности[9] . Большинство экономических санкций применяется в порядке гражданско-правового (неустойка, штраф, возмещение убытков, принудительное исполнение обязательств) или административно-правового (возмещение убытков, штраф, пеня) преследования.
     Таким образом, экономическая ответственность  в виде обязанности совершить  определенные действия есть не что  иное, как разновидность «позитивной» ответственности.
     Задачами  юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.
     Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства  граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности  по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.
     Как указывалось, деяние — объективное  основание юридической ответственности, формальным основанием выступает правовая норма, закрепляющая признаки данного правонарушения, а вина служит субъективным основанием.
     Однако  выделение нормы, вины и деяния в  качестве оснований в известной  мере условно, т.к. даже в совокупности их недостаточно для реального привлечения правонарушителя к ответственности. Поэтому единственным и достаточным юридическим основанием ответственности является наличие в деянии правонарушителя предусмотренного нормами права состава экологического правонарушения.
     В ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» экологическое  правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее  вред окружающей природной среде  и здоровью человека.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.