На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы построения рейтинговой оценки и раскрытие их на конкретных примерах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Оглавление
     1.Введение 2
     2.Рейтинг 3
     3.Рэнкинг 5
     4.Рейтинговые оценки 7
     5.Методики рейтингового анализа 7
     5.1Комплексная сравнительная рейтинговая оценка (По А.Д. Шеремету 7
     5.2Экспресс-оценка финансового состояния (по Р.С. Сайфулину и Г.Г Кадыкову) 10
     5.3Рейтинговая оценка (по Н.П. Кондракову) 12
     5.4 Балльные оценки финансовой устойчивости предприятия 12
     5.4.1  Зарубежные методики оценки финансового состояния организации (методика кредитного скоринга) 13
     5.4.2  Анализ коэффициентов с помощью спектр-балльного метода 14
     5.4.3  Методика Г.В. Савицкой 16
     6.Составление рейтинговой оценки предприятий 16
     Заключение 22
     Список литературы 23 

 


     1.Введение

     Финансовое состояние предприятия является важнейшей характеристикой финансовой деятельности. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.[3, c.235]
     Устойчивое  состояние предприятия – это  результат грамотного и рационального  управления всеми производственными  факторами предприятия.
     В финансовом анализе понятие «устойчивое финансовое положение» отражает не только качественную характеристику предприятия, но и количественную. Это позволяет сформулировать общие принципы построения методики оценки финансового состояния. Оценка предприятий зависит не только от производственных процессов, но и от внешнего состояния среды, которая формируется под воздействием контрагентов, партнеров и конкурентов, законодательной базы, налогового климата и других факторов. В условиях рыночной экономки достоверная информация о состоянии хозяйствующего субъекта является крайне важной как для партнеров, так и для конкурентов. Такую оценку можно получить различными методами и с использованием различных критериев.
     Целью данной работы является исследование методов построения рейтинговой оценки и раскрытие их на конкретных примерах.
     Задачами  работы являются: исследование теоретических  основ построения рейтинговых оценок и различных методов их создания, построение по одному из методов рейтинговой  оценки для нескольких хозяйствующих  субъектов.
 


     2.Рейтинг

     Термин  «рейтинг» (англ. rating) переводится как «оценка, определение стоимости» или как «отнесение к классу, разряду, категории». Например, credit rating – оценка кредитоспособности, financial rating – оценка финансового положения. То есть, в самом определении рейтинга речь идет об оценке состояния самого субъекта или субъектов рейтингования, а не построении группы субъектов по некоторому ранжиру. В то же время оценка состояния субъекта вполне может предполагать сопоставление как с аналогичными субъектами данного типа, которое принимается как эталонное. [1, c.16].
     Рейтинги  в рыночной экономике используются практически везде, явления, которые  ранжируются с помощью них, относятся  к самым различным сферам жизни - радио, телевидение, экономика, бизнес, образование и т.д. Но, по сути, повсеместно используется лишь малая функциональность рейтинговых оценок. Чаще всего рейтинг отображает какое-либо положение объекта относительно других. Это выполняется по средством создания определенной ранжировки сходных явлений по конкретному признаку. Но это лишь один из видов рейтинга, самый простой и менее информационный – рэнкинг.
       Более подходят под понятия  рейтингов, использующихся в экономике,  системы спортивной классификации  маршрутов в альпинизме, скалолазании, спелеологии, в горном, водном  туризме и спортивном ориентировании. В этих классификаторах используются  как системы объективных показателей (протяженность, труднопроходимость, угол подъема), так и экспертные оценки трудности их преодоления. Результатом классификации является разделение маршрутов по различным группам в соответствии с квалификацией спортсмена.
     Рейтинг – это комплексная оценка состояния  субъекта, в которой используется совокупность многих показателей, не всегда  форматизированных. [1, c.17]. С помощью них относят хозяйствующие субъекты к некоторым классам или категория. При этом может сложиться ситуация, при которой объекты могут получить одинаковый рейтинг, но это не будет означать, что они выделены по какому-то признаку. Это означает, что им присвоено одинаковое положение.
Существуют  дистанционный методы формирования рейтингов, основанные на публичной  информации и бухгалтерской отчетности, и инсайдерские (очные), предполагающие доступ к исследованию внутренней деятельности субъекта.

 

      3.Рэнкинг

     Список  субъектов, упорядоченных (ранжированных) по величине какого-либо показателя деятельности, носит название рэнкинг. Рэнкинг позволяет выстроить субъекты экономики по ранжиру, т.е. по какому-то одному показателю. Популярны также списки нескольких показателей для субъектов, ранжированные по одному из показателей. К таким показателям относят характеристики масштаба субъекта – капитал, капитализация, активы, обороты хозяйственной деятельности и др.( [1, c.19]
     Существует  множество способов определения  таких рангов. Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших (по мнению аналитика) статей отчетности, так и на основе относительных величин бухгалтерских коэффициентов.
       На пример В.В. Ковалев в качестве абсолютных показателей приводит:
        объем продаж (выручка);
        величина активов (итог баланса);
        чистая прибыль;
        уровень затрат.
     На  основе абсолютных показателей строится большинство рейтингов, публикуемых  западными информационными агентствами (например, Forbes, Fortune, Business Week), a также наиболее известные из российских рейтингов, например, регулярно публикуемый журналом "Эксперт" рейтинг "400 крупнейших предприятий России".
     По  мнению Ковалева, эти рейтинги имеют  свои плюсы – это простота расчета, а также относительную объективность (которая ограничивается только достоверностью бухгалтерских данных, представленных для анализа). Однако, он считает, что для целей микроэкономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий рейтинги, построенные на объемных показателях, не дают практически ничего, поскольку не позволяют сравнивать предприятия разных отраслей и разных масштабов деятельности. 

     
2009 год 2008 год Компания Регион Отрасль Объем реализации в 2008 г. (млн руб.)1 Объем реализации в 2007 г. (млн руб.) Темп  прироста (%) Объем реализации в 2008 г. (млн долл.) Прибыль до налогообложения в 2008 г. (млн руб.) Чистая  прибыль в 2008 г. (млн руб.) Отчетность
1 1 "Газпром"   нефтяная и  нефтегазовая промышленность 3518960,0 2423245,0 45,2 141551,1 1031632,0 742928,0 МСФО
2 2 Нефтяная  компания ЛУКОЙЛ   нефтяная  и нефтегазовая промышленность 2146412,4 1710227,6 25,5 86340,0 307418,8 227319,8 US GAAP
3 4 Нефтяная  компания "Роснефть"   нефтяная и  нефтегазовая промышленность 1140203,9 903562,3 26,2 45865,0 326138,3 276443,2 US GAAP
4 3 РЖД   транспорт 1101710,5 975590,2 12,9 44316,6 54774,9 13400,3 РСБУ
5 6 "ТНК-ВР  Холдинг"   нефтяная и  нефтегазовая промышленность 763773,8 637965,2 19,7 30723,0 206909,8 158706,2 US GAAP
6 8 Сбербанк  России   банки 696997,0 526974,0 32,3 28036,9 129921,0 97746,0 МСФО
7 7 "Сургутнефтегаз"   нефтяная и  нефтегазовая промышленность 576571,6 617278,2 -6,6 23192,7 195684,0 146609,4 РСБУ, сводная
8 10 "Северсталь"   черная металлургия 556682,9 396576,7 40,4 22392,7 64336,7 50565,4 МСФО
       

     4.Рейтинговые оценки

     Рейтинговая оценка учитывает все важнейшие  параметры (показатели) финансово-хозяйственной  и производственной деятельности  фирмы. При её построении используются данные о производственном потенциале фирмы, рентабельности её продукции, эффективности  использования производственных и  финансовых ресурсов, состоянии и  размещении средств, их источниках и  другие показатели. Точная и объективная  оценка финансового состояния не может базироваться на произвольном выборе показателей. Поэтому выбор  и обоснование исходных показателей  финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться на основе теории финансов предприятия, исходить из потребностей субъектов управления в аналитической  оценке.

     5.Методики рейтингового анализа

     В литературе по финансовому анализу  применяются различные методы рейтинговой оценки финансового состояния организации. Они различаются по степени сложности, по используемым коэффициентам, по цели анализа, по сферам применения. Каждая из методик имеют свои преимущества и недостатки.
     5.1Комплексная сравнительная рейтинговая оценка (По А.Д. Шеремету)
     Одна  из самых распространенных методик  – это сравнительная методика Анатолия Даниловича Шеремета [9]. Основная идея методики - сравнение показателей данного предприятия с соответствующими показателями эталонного предприятия. Поскольку финансово-хозяйственная деятельность каждого сравниваемого предприятия отражается несколькими показателями, то сравнение с эталонным предприятием носит многомерный характер. Степень «удаленности» от эталона (или «близости» к эталону) определяется путем расчета комплексного показателя, являющегося функцией сравниваемых показателей, аналогичной понятию расстояния между точками в многомерном пространстве.
     В рамках данной методики рейтинговая  оценка предприятия формируется  не на основе субъективных мнений экспертов, а в результате сравнения с  наилучшими результатами по всей совокупности анализируемых предприятий. Эталонные (наилучшие) значения показателей возникают  в результате конкуренции в условиях рынка. Эталонное предприятие, у которого все показатели наилучшие, может быть как условным, так и реальным.
     Рейтинговая оценка учитывает все основные параметры  деятельности предприятия. При ее построении используются данные о производственном потенциале, рентабельности и эффективности  использования всех видов ресурсов, состоянии и размещении средств, их использовании и другие данные.
     Выбор показателей должен осуществляться согласно целям оценки и потребностям в аналитической оценке. При этом выделяются четыре группы показателей:
     - показатели оценки прибыльности  хозяйственной деятельности (общая  рентабельность, чистая рентабельность, рентабельность собственного капитала, общая рентабельность производственных  фондов);
     - показатели оценки эффективности  управления (чистая прибыль на  один рубль объема продажи,  прибыль от продажи на один  рубль объема продажи, прибыль  до налогообложения на один  рубль объема продажи);
     - показатели оценки деловой активности (отдача всех активов, отдача  основных фондов, оборачиваемость  оборотных фондов, оборачиваемость  запасов, оборачиваемость дебиторской  задолженности, оборачиваемость  наиболее ликвидных активов, отдача  собственного капитала);
     - показатели оценки ликвидности  и рыночной устойчивости (коэффициент  текущей ликвидности, коэффициент  критической ликвидности, индекс постоянного актива, коэффициент автономии, обеспеченность запасов собственными оборотными средствами).
     В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение  предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим  наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. База сравнения представляет собой сложившиеся высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов.
     Алгоритм  сравнительной рейтинговой оценки представлен последовательностью  действий:
     1. Исходные данные представляются  в виде матрицы (аij) по строкам (i) номера показателей, по столбцам (j) номера предприятий.
     2. По каждому показателю находится  максимальное значение и заносится  в столбец условного эталонного  предприятия.
     3. Исходные показатели матрицы  стандартизируются в отношении  соответствующего показателя эталонного  предприятия по формуле: 
     хij = аij / max аij (1.1)
     4. Для каждого анализируемого предприятия  значение его рейтинговой оценки  определяется по формуле:
       (1.2)
     где Rj – рейтинговая оценка для j –го предприятия;
     x1j,x2j,…xnj – стандартизированные показатели для j –го предприятия.
     5. Предприятия упорядочиваются (ранжируются)  в порядке убывания рейтинговой  оценки. Наивысший рейтинг имеет  предприятие с минимальным значением  R.
     Алгоритм  может применяться на дату составления  баланса или в динамике. При  составлении рейтинга в динамике показатели рассчитываются как темповые коэффициенты роста. Таким образом, получают оценку усилий предприятия по изменению показателя на перспективу.
     Достоинства методики:
     - она базируется на комплексном  многомерном подходе к оценке  финансовой деятельности предприятия;
     - оценка осуществляется на основе  публичной отчетности;
     - оценка является сравнительной,  так как учитывает реальные  достижения всех конкурентов;
     - для получения рейтинговой оценки  используется гибкий алгоритм, реализующий  возможность математической модели  сравнительной комплексной оценки.

5.2Экспресс-оценка финансового состояния (по Р.С. Сайфулину и Г.Г Кадыкову)

     Р.С.Сайфулин и Г. Г. Кадыков предложили использовать для экспресс–оценки финансового состояния рейтинговое число R, определяемое по формуле: R = L / (1/LNi * Ki) , i=1
     где L – число показателей; Ni – критерий (норма) для i – го коэффициента; Ki – i – ый коэффициент; I / LN - весовой индекс i – того коэффициента.
     При полном соответствии значений коэффициентов  К1… КL их нормативным минимальным уровням рейтинг организации будет равен 1, выбранной в качестве рейтинга условной удовлетворительной организации. Финансовое состояние с рейтинговой оценкой менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.
     В случае проведения пространственной рейтинговой  оценки получим   n оценок (n – количество организаций), которые упорядочиваются в порядке возрастания. При проведении динамической рейтинговой оценки получим   m – оценок (m – количество сравниваемых периодов), которые представляют собой временной ряд и далее подвергаются обработке по правилам математической статистике.
     Авторы  предполагают использовать 5 показателей, наиболее часто применяемых и  полно характеризующих финансовое состояние:
     1. Коэффициент обеспеченности оборотных  активов собственными источниками  (критерий данного коэффициента >= 1).
     2. Коэффициент текущей ликвидности,  характеризует степень общего  покрытия (оборотными активами) суммы  срочных обязательств 
     (критерий >= 2).
     3. Интенсивность оборота авансируемого  капитала характеризует объем  выручки от реализации продукции,  приходящейся на 1 рубль капитала, определяется по формуле: КИ = выручка от реализации / общая  сумма капитала, критерий >= 2,5
     4. Коэффициент менеджмента (эффективность  управления предприятием) характеризуется  соотношением прибыли от реализации  продукции и выручки от реализации, определяется по формуле: КМ = прибыль от реализации / выручка  от реализации, критерий >= ( n-1 ) / r, где r – учетная ставка Центробанка России
     5. Рентабельность собственного капитала, характеризует прибыль до налогообложения, на 1 рубль собственного капитала определяется по формуле: КР = прибыль до налогообложения / собственный капитал, критерий >= 0,2
     При полном соответствии значений финансовых коэффициентов минимальным нормативным  уровням (критерию) рейтинговое число  будет равно 1. Финансовое состояние  предприятий с рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.
     Согласно  формуле R= L / (1/LNi * Ki) рейтинговое число, определяемое на основе 5 вышеуказанных коэффициентов, выглядит следующим образом:
     R = 2 х КСОС + 0, 1 х КТЛ + 0,08 х КИ + 0,45 х КМ + КР

     5.3Рейтинговая оценка (по Н.П. Кондракову)

     Н.П. Кондраков предлагает рейтинговую оценку R финансовой (рыночной) устойчивости проводить на основе шести основных показателей:
     1. Коэффициент автономии: Ка = собственный капитал / общая стоимость источников.
     2. Коэффициент маневренности собственного  капитала (мобильности): Кмоб. = собственные оборотные средства / собственный капитал.
     3. Коэффициент обеспеченности оборотных  активов собственными источниками:  Ксос = собственные оборотные средства /оборотные активы.
     4. Коэффициент устойчивости экономического  роста: Куэр = (чистая прибыль - дивиденды выплаченные акционерам) / Собственный капитал.
     5. Коэффициент чистой выручки: Кчв = (чистая прибыль + амортизация) / выручка от реализации продукции.
     6. Коэффициент соотношения производственных  активов к стоимости имущества:  Кп/к = производственные активы / общая стоимость имущества Для получения рейтинговой оценки R используется формула:
     

     5.4 Балльные оценки финансовой устойчивости предприятия

     Учитывая  многообразие финансовых процессов, множественность  показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических  оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов  и возникающие в связи с  этим сложности в общей оценке финансовой устойчивости предприятий, проводится интегральная балльная оценка.
     Сущность  методики комплексной (балльной) оценки финансового состояния организации  заключается в классификации  организаций по уровню финансового  риска, то есть любая организация  может быть отнесена к определенному  классу в таблице 2 в зависимости от набранного количества баллов, исходя из фактических значений ее финансовых коэффициентов. Оценка рисков и финансовой устойчивости с помощью относительных показателей осуществляется посредством анализа отклонений от рекомендуемых значений.
     
Класс Количество  баллов Характеристика
1 100-97 организации с  абсолютной финансовой устойчивостью  и абсолютно платежеспособные
2 96-67 организации нормального  финансового состояния
3 66-37 организации, финансовое состояние которых можно оценить  как среднее
4 36-11 организации с  неустойчивым финансовым состоянием
5 10-0 организации с  кризисным финансовым состоянием.
     Расчет  коэффициентов представлен в  приложении в таблице 3, а интегральная балльная оценка финансового состояния организации представлена в таблице 4.

     5.4.1  Зарубежные методики оценки финансового состояния организации (методика кредитного скоринга)

     Методика  кредитного скоринга впервые была предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х годов XX в. Ее сущность заключается в классификации фирм по степени риска, исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах на основе экспертных оценок.
     Скоринг представляет собой классификационную задачу, где исходя из имеющейся информации необходимо получить функцию, наиболее точно разделяющее выборку клиентов на «плохих» и «хороших». Существует два основных подхода, которые пригодны для работы как с количественными, так и с качественными характеристиками:
    Преобразовать каждый признак в отдельную двоичную переменную (приводит к большому количеству переменных, хотя он не навязывает никаких дополнительных отношений между зависимой и независимыми переменными)
    Преобразовать каждую характеристику в переменную, которая будет принимать значения, соответствующие отношению числа «плохих» клиентов с данным признаком к числу «хороших» клиентов с этим же признаком. Более усложненный вариант - взять логарифм этого отношения. Таким образом, каждый признак получает числовую величину, соответствующую уровню его «рискованности».
     Методы  собственно классификации весьма разнообразны и включают в себя:
      статистические методы, основанные на дискриминантном анализе (линейная регрессия, логистическая регрессия)
      различные варианты линейного программирования
      дерево классификации или рекурсионно-партиционный алгоритм (РПА)
      нейронные сети
      генетический алгоритм
      метод ближайших соседей.

     5.4.2  Анализ коэффициентов с помощью спектр-балльного метода

     Российскими специалистами - Р. С. Сайфулиным и А. Д. Шереметом - была предложена методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия.
     Сущность  данной методики заключается в том, что при построении итоговой рейтинговой оценки используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках. Приведенная система включает не менее 20 показателей. При таком большом числе показателей многие из них оказываются тесно связанными между собой (между ними существуют значимые корреляционные связи). Кроме того, все показатели имеют некоторые погрешности, которые носят случайный характер.
     Данный  метод предполагает проведение анализа  финансовых коэффициентов путем  сравнения полученных значений с  рекомендуемыми нормативными величинами, играющими роль пороговых нормативов. Чем удаленнее значения коэффициентов  от нормативного уровня, тем ниже степень  финансового благополучия предприятия  и выше риск попадания в категорию  несостоятельных предприятий.
     Отбор финансовых коэффициентов осуществляется с ориентацией на следующие критерии:
      1) доступность исходной информации  и простота расчета оценочных  показателей; 
      2) устранение дублирующих коэффициентов,  то есть коэффициентов, связанных  очевидной линейной зависимостью.
     В результате необходимо отобрать 16 наиболее значимых коэффициентов, дающих емкое  и полное представление о финансово-экономическом  положении предприятия. Все коэффициенты разбиты на 5 групп в соответствии с наиболее существенными характеристиками финансово-экономического состояния.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.